Садко (ледокол 1913 г.)
![]() Советская марка 1977 года с изображением Садко. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СС Линтроуз |
Владелец | Компания Рид Ньюфаундленд |
Порт приписки | Сент-Джонс |
Маршрут | Порт-о-Баски – Северный Сидней |
Строитель | Лебедь, Хантер и Уигэм Ричардсон Лтд. , Лоу Уокер |
Номер двора | 898 [2] |
Заложен | 1912 |
Запущен | 21 января 1913 г. [2] |
Завершенный | 14 марта 1913 г. |
Приобретенный | 29 марта 1913 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Продано, 1915 г. |
![]() | |
Имя | Мне грустно |
Тезка | Мне грустно |
Владелец | Российская Империя |
Оператор | Министерство торговли и промышленности России |
Приобретенный | 1915 |
Судьба | Затонул 20 июня 1916 г. |
![]() | |
Имя | Мне грустно |
Владелец | Советский Союз |
Приобретенный | Снят с мели 14 октября 1933 г. |
В эксплуатации | 9 июля 1934 г. |
Судьба | Затонул после посадки на мель 11 сентября 1941 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Ледокол |
Тоннаж | |
Смещение | 3800 тонн |
Длина | 77,7 м (255 футов) [1] |
Луч | 11,4 м (37 футов) [1] |
Высота | 6,9 м (23 фута) [1] |
Установленная мощность | 587 л.с. [1] |
Движение |
|
Скорость |
«Садко» ( русский : Садко ) — советский ледокол , известный своей ролью в научных экспедициях в Арктике . Построенный как SS Lintrose в 1913 году для паромной перевозки в Ньюфаундленде , он был продан правительству Российской империи в 1915 году и переименован в «Садко» . В России он использовался в качестве грузового судна в Арктике, прежде чем затонул в 1916 году.
В 1933 году советское правительство сняло его с мели и вернуло в строй в качестве арктического научно-исследовательского судна. Она участвовала в двух особенно заметных экспедициях: одна пыталась достичь Квитойи в 1935 году, а другая пыталась найти мифическую Землю Санникова в 1937–38 годах. «Садко» сел на мель и вторично затонул в 1941 году во время экспедиции в Карском море .
Ранняя история
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]«Садко» был построен компанией Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd. на верфи Нептун в Лоу-Уокере , Англия , в 1912–1913 годах как ледокольный пассажирский и грузовой пароход. [2] Спущенное на воду 21 января 1913 года судно изначально было построено для компании Reid Newfoundland Company , которая была основным паромным оператором в Доминионе Ньюфаундленд с 1901 по 1923 год. Корабль входил в состав Alphabet Fleet , паромного флота компании. Судно было названо SS Lintrose в соответствии с одноименным соглашением о присвоении имен флоту, согласно которому каждый корабль назывался в честь места в Шотландии, начинающегося с другой буквы алфавита. Судно входило в последнюю группу кораблей, заказанных непосредственно компанией, наряду с SS Kyle и вторым SS Bruce .
Компания Рид Ньюфаундленд
[ редактировать ]16 марта 1913 года Линтроуз отправился в путешествие через Атлантику к Ньюфаундленду . Транзит оказался неожиданно долгим из-за плохой погоды. Корабль впервые получил повреждения возле острова Уайт , где волны повредили деревянные конструкции на палубе и верхнем мостике. судна На следующий день другая волна затопила бак и разрушила койки поваров и пожарных . Линтроуз наконец прибыл в свой будущий порт приписки Сент-Джонс 29 марта 1913 года. [3] [4] Находясь на службе в Риде, Линтроуз курсировал на паромном маршруте между Порт-о-Басками , Ньюфаундлендом и Северным Сиднеем , Канада . [5]
Русская служба и затопление
[ редактировать ]В 1915 году, после начала Первой мировой войны , «Линтроуз» был продан Российской империи для использования Министерством торговли и промышленности в качестве ледокола и грузового корабля в Арктике вместе со своим однотипным кораблем, новым SS « Брюс» . Ее переименовали в Садко , в честь героя русской былины . 20 июня 1916 г. [2] затонул в Кандалакшском заливе с полезным грузом для строительства железной дороги Кандалакша — Мурманск .
Советская служба
[ редактировать ]Снятие с мели и возвращение в строй
[ редактировать ]В 1932–33 годах «Садко» спас отряд ЭПРОН под руководством главного инженера Тимофея Ивановича Бобрицкого. Снятый с мели 14 октября 1933 года, он прошел ремонт и полную переоборудование в Архангельске и вышел 9 июля 1934 года в пробный рейс. Ее капитаном был Артур Карлович Берк (1891–1942). Берк также взял «Садко» в свою первую экспедицию в Карское море , которая длилась с 22 июля по 25 сентября 1934 года, подтвердив отличную работу, проделанную по восстановлению корабля в строй.
В следующем сезоне, в 1935 году, она приняла участие в экспедиции под руководством Георгия Ушакова (1901–1963) под руководством Н.М. Николаева в качестве капитана «Садко» и Николая Н. Зубова (1885–1960) в качестве научного руководителя, занимаясь глубоководными исследованиями и попытка достичь Квитойи в Северном Ледовитом океане . [6]
Экспедиция на Землю Санникова
[ редактировать ]Летом 1937 года «Садко» отплыл из Мурманска под руководством Николая Ивановича Храмцова в качестве руководителя экспедиции, Н. М. Николаева в качестве капитана «Садко» и Владимира Визе (1886-1954) в качестве научного руководителя. В этой экспедиции также принимал участие гидросамолет Поликарпова У-2СП, способный приземляться и взлетать со льда. Первоначальной целью было плавание к островам Генриетты, Жохова и Жанетты в составе группы Де Лонга , поиск Земли Санникова и проведение научных исследований. [7] Целью экспедиции было также выяснить, как Северный морской путь можно использовать для регулярного судоходства. Но советское военно-морское руководство изменило планы, и вместо него ледокол был отправлен на помощь кораблям, терпящим бедствие в Карском море и море Лаптевых .
Однако «Садко» сам оказался в ловушке припая на 75°17’ с.ш. и 132°28’ в.д. в районе Новосибирских островов . Два других советских ледокола, «Седов» и «Малыгин» , проводившие в том же районе исследование ледовой обстановки, также застряли в морском льду и беспомощно дрейфовали.
Из-за продолжающихся плохих погодных условий часть застрявших членов экипажа и часть ученых удалось спасти только в апреле 1938 года. Их эвакуировали на самолете АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» (специализированный арктический вариант Туполева ТБ-3). четырехмоторный бомбардировщик) под командованием знаменитого советского арктического летчика Анатолия Дмитриевича Алексеева (1902-1974). Лишь 28 августа 1938 года ледокол «Ермак» смог освободить два из трех кораблей, застрявших на 83°4' с.ш. и 138°22' в.д., «Садко» и «Малыгин» . Третий корабль, «Седов» , пришлось оставить дрейфовать в своей ледяной тюрьме и превратить в научную полярную станцию .
Второе погружение
[ редактировать ]«Садко» затонул 11 сентября 1941 года в Карском море , сел на мель на неизведанный риф вблизи Земли Франца-Иосифа . [2] Ее экипаж был спасен ледоколом «Ленин» . Капитана А.Г. Корельского обвинили в диверсии и расстреляли. Из-за отсутствия информации о гибели судна еще в 1949 году Садко все еще был изображен и описан в «Боевых кораблях Джейн» . [8]
Наследие
[ редактировать ]
остров в архипелаге Норденшельд назван Именем Садко .
В 1977 году была выпущена советская почтовая марка в честь Садко , первый день выпуска которой был отмечен в Москве 27 июля 1977 года. Российская почтовая марка в честь Николая Н. Зубова 2010 года включала портрет Зубова с изображением Садко в море.
Масштабная модель «Садко» есть в Музее Мурманского пароходства в Мурманске .
См. также
[ редактировать ]- Алфавитный флот
- Малыгин (ледокол 1912 г.) , первоначально SS Брюс , однотипный корабль Линтроуза.
- «Федор Литке» (ледокол 1909 г.) , первоначально CGC Earl Grey , еще один ледокол, проданный Российской империи в 1915 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «СС Садко» . www.recksite.eu . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Линтроза 1913» . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Линтроза» пережила трудный путь и получила некоторые повреждения» . Вечерний вестник. 29 марта 1913 года . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «СС Линтроуз» . Архив морской истории . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Гордимся нашей историей – СС Линтроуз» . Морская Атлантика . 23 апреля 2015 года . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Советская экспедиция ищет затерянный остров-призрак в Арктике» . Вечерние новости . Уилкс-Барре, Пенсильвания. 22 августа 1935 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Уайт, Кэлвин С. (16 мая 1937 г.). «СССР открывает Крайний Север» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ Макмертри, Фрэнсис Э. и Раймонд В.Б. Блэкман (1949), Боевые корабли Джейн 1949-50 , стр. 297. Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- А. А. Киселев Работа ЭПРОНа по подъему судов в северных морях (Russian)
- К "белым пятнам" Арктики. История плаваний ледокольного парохода "САДКО" (Russian)
- "Садко", ледокольный пароход (Russian)
- СС Линтроуз