Jump to content

Садко (ледокол 1913 г.)

Советская марка 1977 года с изображением Садко.
История
Ньюфаундленд
Имя СС Линтроуз
Владелец Компания Рид Ньюфаундленд
Порт приписки Сент-Джонс
Маршрут Порт-о-Баски Северный Сидней
Строитель Лебедь, Хантер и Уигэм Ричардсон Лтд. , Лоу Уокер
Номер двора 898 [2]
Заложен 1912
Запущен 21 января 1913 г. [2]
Завершенный 14 марта 1913 г.
Приобретенный 29 марта 1913 г.
Идентификация
Судьба Продано, 1915 г.
Российская Империя
Имя Мне грустно
Тезка Мне грустно
Владелец Российская Империя
Оператор Министерство торговли и промышленности России
Приобретенный 1915
Судьба Затонул 20 июня 1916 г.
Советский Союз
Имя Мне грустно
Владелец Советский Союз
Приобретенный Снят с мели 14 октября 1933 г.
В эксплуатации 9 июля 1934 г.
Судьба Затонул после посадки на мель 11 сентября 1941 г.
Общие характеристики
Тип Ледокол
Тоннаж
Смещение 3800 тонн
Длина 77,7 м (255 футов) [1]
Луч 11,4 м (37 футов) [1]
Высота 6,9 м (23 фута) [1]
Установленная мощность 587 л.с. [1]
Движение
  • 1 х 3-цилиндровый паровой двигатель тройного расширения
  • 1 х винтовой пропеллер
Скорость
  • 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) [2] или
  • 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) [1]

«Садко» ( русский : Садко ) — советский ледокол , известный своей ролью в научных экспедициях в Арктике . Построенный как SS Lintrose в 1913 году для паромной перевозки в Ньюфаундленде , он был продан правительству Российской империи в 1915 году и переименован в «Садко» . В России он использовался в качестве грузового судна в Арктике, прежде чем затонул в 1916 году.

В 1933 году советское правительство сняло его с мели и вернуло в строй в качестве арктического научно-исследовательского судна. Она участвовала в двух особенно заметных экспедициях: одна пыталась достичь Квитойи в 1935 году, а другая пыталась найти мифическую Землю Санникова в 1937–38 годах. «Садко» сел на мель и вторично затонул в 1941 году во время экспедиции в Карском море .

Ранняя история

[ редактировать ]

Строительство

[ редактировать ]

«Садко» был построен компанией Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd. на верфи Нептун в Лоу-Уокере , Англия , в 1912–1913 годах как ледокольный пассажирский и грузовой пароход. [2] Спущенное на воду 21 января 1913 года судно изначально было построено для компании Reid Newfoundland Company , которая была основным паромным оператором в Доминионе Ньюфаундленд с 1901 по 1923 год. Корабль входил в состав Alphabet Fleet , паромного флота компании. Судно было названо SS Lintrose в соответствии с одноименным соглашением о присвоении имен флоту, согласно которому каждый корабль назывался в честь места в Шотландии, начинающегося с другой буквы алфавита. Судно входило в последнюю группу кораблей, заказанных непосредственно компанией, наряду с SS Kyle и вторым SS Bruce .

Компания Рид Ньюфаундленд

[ редактировать ]

16 марта 1913 года Линтроуз отправился в путешествие через Атлантику к Ньюфаундленду . Транзит оказался неожиданно долгим из-за плохой погоды. Корабль впервые получил повреждения возле острова Уайт , где волны повредили деревянные конструкции на палубе и верхнем мостике. судна На следующий день другая волна затопила бак и разрушила койки поваров и пожарных . Линтроуз наконец прибыл в свой будущий порт приписки Сент-Джонс 29 марта 1913 года. [3] [4] Находясь на службе в Риде, Линтроуз курсировал на паромном маршруте между Порт-о-Басками , Ньюфаундлендом и Северным Сиднеем , Канада . [5]

Русская служба и затопление

[ редактировать ]

В 1915 году, после начала Первой мировой войны , «Линтроуз» был продан Российской империи для использования Министерством торговли и промышленности в качестве ледокола и грузового корабля в Арктике вместе со своим однотипным кораблем, новым SS « Брюс» . Ее переименовали в Садко , в честь героя русской былины . 20 июня 1916 г. [2] затонул в Кандалакшском заливе с полезным грузом для строительства железной дороги Кандалакша — Мурманск .

Советская служба

[ редактировать ]

Снятие с мели и возвращение в строй

[ редактировать ]

В 1932–33 годах «Садко» спас отряд ЭПРОН под руководством главного инженера Тимофея Ивановича Бобрицкого. Снятый с мели 14 октября 1933 года, он прошел ремонт и полную переоборудование в Архангельске и вышел 9 июля 1934 года в пробный рейс. Ее капитаном был Артур Карлович Берк (1891–1942). Берк также взял «Садко» в свою первую экспедицию в Карское море , которая длилась с 22 июля по 25 сентября 1934 года, подтвердив отличную работу, проделанную по восстановлению корабля в строй.

В следующем сезоне, в 1935 году, она приняла участие в экспедиции под руководством Георгия Ушакова (1901–1963) под руководством Н.М. Николаева в качестве капитана «Садко» и Николая Н. Зубова (1885–1960) в качестве научного руководителя, занимаясь глубоководными исследованиями и попытка достичь Квитойи в Северном Ледовитом океане . [6]

Экспедиция на Землю Санникова

[ редактировать ]

Летом 1937 года «Садко» отплыл из Мурманска под руководством Николая Ивановича Храмцова в качестве руководителя экспедиции, Н. М. Николаева в качестве капитана «Садко» и Владимира Визе (1886-1954) в качестве научного руководителя. В этой экспедиции также принимал участие гидросамолет Поликарпова У-2СП, способный приземляться и взлетать со льда. Первоначальной целью было плавание к островам Генриетты, Жохова и Жанетты в составе группы Де Лонга , поиск Земли Санникова и проведение научных исследований. [7] Целью экспедиции было также выяснить, как Северный морской путь можно использовать для регулярного судоходства. Но советское военно-морское руководство изменило планы, и вместо него ледокол был отправлен на помощь кораблям, терпящим бедствие в Карском море и море Лаптевых .

Однако «Садко» сам оказался в ловушке припая на 75°17’ с.ш. и 132°28’ в.д. в районе Новосибирских островов . Два других советских ледокола, «Седов» и «Малыгин» , проводившие в том же районе исследование ледовой обстановки, также застряли в морском льду и беспомощно дрейфовали.

Из-за продолжающихся плохих погодных условий часть застрявших членов экипажа и часть ученых удалось спасти только в апреле 1938 года. Их эвакуировали на самолете АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» (специализированный арктический вариант Туполева ТБ-3). четырехмоторный бомбардировщик) под командованием знаменитого советского арктического летчика Анатолия Дмитриевича Алексеева (1902-1974). Лишь 28 августа 1938 года ледокол «Ермак» смог освободить два из трех кораблей, застрявших на 83°4' с.ш. и 138°22' в.д., «Садко» и «Малыгин» . Третий корабль, «Седов» , пришлось оставить дрейфовать в своей ледяной тюрьме и превратить в научную полярную станцию .

Второе погружение

[ редактировать ]

«Садко» затонул 11 сентября 1941 года в Карском море , сел на мель на неизведанный риф вблизи Земли Франца-Иосифа . [2] Ее экипаж был спасен ледоколом «Ленин» . Капитана А.Г. Корельского обвинили в диверсии и расстреляли. Из-за отсутствия информации о гибели судна еще в 1949 году Садко все еще был изображен и описан в «Боевых кораблях Джейн» . [8]

Наследие

[ редактировать ]
Российская марка 2010 г. с изображением Садко рядом с ученым Николаем Зубовым.

остров в архипелаге Норденшельд назван Именем Садко .

В 1977 году была выпущена советская почтовая марка в честь Садко , первый день выпуска которой был отмечен в Москве 27 июля 1977 года. Российская почтовая марка в честь Николая Н. Зубова 2010 года включала портрет Зубова с изображением Садко в море.

Масштабная модель «Садко» есть в Музее Мурманского пароходства в Мурманске .

Масштабная модель Садко.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «СС Садко» . www.recksite.eu . Проверено 20 мая 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Линтроза 1913» . Проверено 17 мая 2023 г.
  3. ^ «Линтроза» пережила трудный путь и получила некоторые повреждения» . Вечерний вестник. 29 марта 1913 года . Проверено 17 мая 2023 г.
  4. ^ «СС Линтроуз» . Архив морской истории . Проверено 17 мая 2023 г.
  5. ^ «Гордимся нашей историей – СС Линтроуз» . Морская Атлантика . 23 апреля 2015 года . Проверено 17 мая 2023 г.
  6. ^ «Советская экспедиция ищет затерянный остров-призрак в Арктике» . Вечерние новости . Уилкс-Барре, Пенсильвания. 22 августа 1935 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
  7. ^ Уайт, Кэлвин С. (16 мая 1937 г.). «СССР открывает Крайний Север» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 ноября 2011 г.
  8. ^ Макмертри, Фрэнсис Э. и Раймонд В.Б. Блэкман (1949), Боевые корабли Джейн 1949-50 , стр. 297. Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 052da4a1bb7f131d3b0a039c605f2ce8__1716602340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/e8/052da4a1bb7f131d3b0a039c605f2ce8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sadko (1913 icebreaker) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)