Jump to content

HMS Террор (1813 г.)

HMS Террор в Арктике
История
Великобритания
Имя Террор
Заказал 30 марта 1812 г.
Строитель Роберт Дэви, Топшам, Девон
Заложен Сентябрь 1812 г.
Запущен 29 июня 1813 г.
Завершенный К 31 июля 1813 г.
Судьба Заброшен 22 апреля 1848 года, остров Кинг-Уильям.
Обнаружено крушение 3 сентября 2016, Террор Бэй
Общие характеристики
Класс и тип «Везувий» типа Бомбардировочный корабль
Тонны нагрузки 325 ( бм )
Длина 102 фута (31,09 м)
Луч 27 футов (8,23 м)
Установленная мощность 30 Номинальная мощность [1]
Движение
Дополнить 67
Вооружение
  • 1 × 13 дюймов (330 мм) Миномет
  • Миномет 1 × 10 дюймов (254 мм)
Официальное название Обломки HMS Erebus и HMS Terror Национального исторического памятника
Назначен 2019

HMS Terror был специализированным военным кораблем и недавно разработанным бомбардировочным кораблем, построенным для Королевского флота в 1813 году. Он участвовал в нескольких сражениях войны 1812 года , включая битву при Балтиморе с бомбардировкой форта МакГенри (как упоминается в «Звездно-полосатом» Баннер : «И красный свет Ракет, Бомбы рвутся в воздух»). Два десятилетия спустя он был переоборудован в полярный исследовательский корабль и участвовал в арктической экспедиции Джорджа Бэка 1836–1837 годов, успешной экспедиции Росса в Антарктику 1839–1843 годов и сэра Джона Франклина злополучной попытке форсировать Северо -Западный проход в 1845 году, во время которого он погиб со всеми руками вместе с HMS Erebus .

12 сентября 2016 года Фонд арктических исследований объявил, что обломки «Террора» были обнаружены в Нунавуте в заливе Террор , у юго-западного побережья острова Кинг-Уильям . Обломки корабля были обнаружены в 92 км (57 миль) к югу от места, где, как сообщалось, корабль был брошен, и примерно в 50 км (31 миле) от места крушения HMS Erebus , обнаруженного в сентябре 2014 года.

Ранняя история и военная служба

[ редактировать ]

HMS Terror «Везувий», класса бомбардировщик построенный в течение двух лет на верфи Дэви в Топшеме на юге Девона для Королевского флота. Ее палуба имела длину 31 м (102 фута), а вес корабля - 325 тонн . Судно было вооружено двумя тяжелыми мортирами и десятью пушками и было спущено на воду в июне 1813 года. [2]

Террор использовался в войне 1812 года против Соединенных Штатов . [3] во время которого корабли Северной Америки и Вест-Индской станции Королевского флота блокировали атлантические порты США и совершали десантные рейды со своей базы на Бермудских островах , что привело к Чесапикской кампании 1814 года — карательной экспедиции, включавшей в себя рейд на Александрия , битва при Бладенсбурге и сожжение Вашингтона . Под командованием Джона Шеридана она приняла участие в бомбардировке Стонингтона, штат Коннектикут , 9–12 августа 1814 года. Она также участвовала в битве при Балтиморе в сентябре 1814 года и участвовала в бомбардировке форта МакГенри ; последнее нападение вдохновило Фрэнсиса Скотта Ки написать стихотворение, которое в конечном итоге стало известно как « Звездное знамя ». [3] В январе 1815 года, все еще находясь под командованием Шеридана, Террор участвовал в битве при форте Питер и нападении на Сент-Мэрис, штат Джорджия . [4]

После войны «Террор» находился на приколе до марта 1828 года, когда был вновь введен в строй для службы в Средиземном море . Ее отстранили от действительной службы, когда она проходила ремонт из-за повреждений, полученных недалеко от Лиссабона , Португалия . [5]

Служба ранних полярных исследований

[ редактировать ]

В середине 1830-х годов «Террор» был переоборудован в полярное исследовательское судно. Ее конструкция как бомбардировочного корабля означала, что у нее был необычайно прочный корпус, способный противостоять отдаче ее тяжелых минометов; таким образом, предполагалось, что она сможет выдержать давление полярного морского льда . также [2]

Обратная экспедиция

[ редактировать ]
Картина адмирала сэра Джорджа Бэка, изображающая HMS Terror, стоящий на якоре возле похожего на собор айсберга в водах вокруг Баффинова острова.

В 1836 году командование «Террором» было передано капитану Джорджу Бэку для арктической экспедиции в Гудзонов залив . [2] [3] Экспедиция намеревалась войти в залив Репалс , где она отправит десантные отряды, чтобы выяснить, является ли полуостров Бутия островом или полуостровом. Террор был пойман льдом возле острова Саутгемптон и не достиг залива Репалс. В какой-то момент лед заставил ее подняться на 12 м (39 футов) по скале. [5] Она провела во льдах десять месяцев. [3] Весной 1837 года столкновение с айсбергом еще больше повредило корабль. Она чуть не затонула на обратном пути через Атлантику. [3] , находился в состоянии тонущего и к тому времени, когда Бэк отправил ее в Лох-Суилли высадить ее на берег в Ратмуллане , графство Донегол, Ирландия. , прежде чем 21 сентября [5] [6] [7]

Адмиралтейство направило корабела Уильяма Макферсона Райса снять с мели и отремонтировать «Террор» в достаточной степени, чтобы он мог отплыть на военно-морскую верфь в Чатеме в Кенте, где был проведен полный ремонт. Переписка с описанием ремонта и пребывания экипажа в Ратмуллане хранится в коллекции Гринвичского королевского музея . [8] Впоследствии Бэк опубликовал полный отчет об этом путешествии вплоть до вывода из эксплуатации «Террора» в Чатеме. [9]

Экспедиция Росса

[ редактировать ]
«Эреб» и «Террор» в Новой Зеландии во время экспедиции Росса , август 1841 года, автор Джон Уилсон Кармайкл.

В 1839 году Террор был направлен в путешествие в Антарктику вместе с Эребом под общим командованием Джеймса Кларка Росса . [2] [3] Фрэнсис Крозье был командиром Террора в этой экспедиции, а также заместителем Росса. [2] Экспедиция охватывала три сезона с 1840 по 1843 год, в течение которых Террор и Эреб совершили три набега в воды Антарктики, дважды пересекли море Росса и прошли через море Уэдделла к юго-востоку от Фолклендских островов . Спящий вулкан Гора Террор на острове Росс был назван в честь корабля командиром экспедиции. [2] [5]

Экспедиция Франклина

[ редактировать ]
Образец посуды, которую несет Террор , с указанием названия судна и шифра короля Георга.

Прежде чем отправиться в экспедицию Франклина , и Эреб , и Террор претерпели серьезные модификации для путешествия. [3] Оба они были оснащены паровыми двигателями, состоящими из бывших Лондонской и Гринвичской железных дорог паровозов . Каждый из них имел мощность 25 л.с. (19 кВт) и мог развивать скорость 4 узла (7,4 км/ч). Эта пара кораблей была одними из первых кораблей Королевского флота, имевших паровые двигатели и гребные винты. [3] двенадцатидневный запас угля . Был осуществлен [10] была добавлена ​​железная обшивка в носовой и кормовой части, На корпусах кораблей чтобы сделать их более устойчивыми к паковому льду , а их палубы были обшиты поперечными обшивками для распределения ударных сил. [3] Вместе с Эребом и Террор 7560 л ( 1660 имп был снабжен припасами для своей экспедиции, которые, среди прочего, включали: две тонны табака, 8000 банок варенья галлонов; 2000 галлонов США) спиртных напитков. Террора В библиотеке корабля было 1200 книг, а койки отапливались через воздуховоды, соединявшие их с печью. [3]

Их путешествие в Арктику совершалось сэром Джоном Франклином под общим командованием экспедиции в Эребусе , а Террор снова под командованием капитана Фрэнсиса Крозье . Экспедиции было приказано собрать магнитные данные в канадской Арктике и завершить пересечение Северо-Западного прохода , который уже был нанесен на карту как с востока, так и с запада, но так и не был полностью пройден. Планировалось, что он продлится три года. [3]

Экспедиция отплыла из Гринхита , Кент , 19 мая 1845 года, а в последний раз корабли видели заходящими в Баффинов залив в августе 1845 года. [5] Исчезновение экспедиции Франклина положило начало масштабным поисковым усилиям в Арктике, и общие обстоятельства судьбы экспедиции были раскрыты в ходе серии экспедиций между 1848 и 1866 годами. умер от холода и голода при попытке добраться по суше до Форт-Резольюшн , аванпоста компании Гудзонова залива в 970 км (600 миль) к юго-западу. Последующие экспедиции вплоть до конца 1980-х годов, включая вскрытие членов экипажа, показали, что их консервы могли быть заражены как свинцом , так и ботулизмом . Устные сообщения местных инуитов о том, что некоторые члены экипажа прибегали к каннибализму , подтверждаются следами порезов и полировки горшков на скелетных останках членов экипажа, найденных на острове Кинг-Уильям в конце 20 века. [11] [12]

Обнаружение обломков

[ редактировать ]
HMS Terror был обнаружен у южного побережья острова Кинг-Уильям (выделен в центре слева).

15 августа 2008 года Parks Canada , агентство правительства Канады , объявило о стоимостью шестинедельном поиске 75 000 канадских долларов с использованием ледокола CCGS Sir Wilfrid Laurier с целью найти два корабля. Поиски также были призваны укрепить претензии Канады на суверенитет над значительной частью Арктики . [13] Дальнейшие попытки обнаружить корабли предпринимались в 2010, 2011 и 2012 годах. [14] все это не позволило обнаружить останки кораблей.

8 сентября 2014 года было объявлено, что обломки одного из кораблей Франклина были обнаружены 7 сентября с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением, недавно приобретенного Parks Canada. [15] [16] 1 октября 2014 года премьер-министр Канады Стивен Харпер объявил, что останки принадлежат Эребу . [17]

12 сентября 2016 года группа Фонда арктических исследований объявила, что затонувший корабль, близкий к описанию Террора , был расположен на южном побережье острова Кинг-Уильям в центре залива Террор . 68 ° 54' с.ш. 98 ° 56' з.д.  /  68,900 ° с.ш. 98,933 ° з.д.  / 68,900; -98,933  ( Залив Террора ) ), на глубине 69–79 футов (21–24 м). [12] [18] Остатки кораблей внесены в список Национального исторического памятника Канады, точное местонахождение которых не раскрывается, чтобы сохранить затонувшие корабли и предотвратить разграбление. [19]

Сэмми Когвик, охотник-инуит и член канадских рейнджеров из Фонда арктических исследований , присоединившийся к команде Мартина Бергманна , вспомнил инцидент, произошедший семь лет назад, когда он столкнулся с чем-то вроде мачты, торчащей изо льда. Благодаря этой информации пункт назначения корабля был изменен с Кембриджского залива на залив Террор, где исследователи обнаружили место крушения всего за 2,5 часа. [18] [20] [21] По словам Луи Камукака, жителя соседнего Гьоа-Хейвена и историка, участвовавшего в экспедиции Франклина, Парки Канады проигнорировали рассказы местных жителей, которые предположили, что затонувший «Террор» находился в одноименной бухте, несмотря на множество современных историй о наблюдениях охотников и туристов. самолеты. [20]

Корабль был найден в отличном состоянии, его палубы и внутренние помещения практически не повреждены. Широкая выхлопная труба, поднимавшаяся над внешней палубой, имела решающее значение для идентификации корабля; он находился в том же месте, где . Террора была установлена ​​дымовая труба локомотива Затонувший корабль находился почти в 100 км (62 милях) к югу от того места, где, по мнению историков, находилось ее последнее пристанище, что ставит под сомнение ранее принятое мнение о судьбе моряков о том, что они погибли при попытке выйти из Арктики к ближайшему Гудзонову заливу. Торговый пост Bay Company. [12]

Местоположение обломков и свидетельства использования якоря в обломках указывают на продолжающееся использование, что повышает вероятность того, что некоторые моряки пытались переукомплектовать корабль и отправить его домой (или куда-либо еще). [12] возможно, по приказу Крозье. [20]

объявил 23 октября 2017 года министр обороны Великобритании сэр Майкл Фэллон , что британское правительство передаст Террор и Эреб Канаде, сохранив лишь несколько реликвий и любое золото, а также право на репатриацию любых человеческих останков. [22]

В 2018 году Террор и Эреб были подарены Канаде и инуитам на попечение Фонда наследия инуитов правительством Соединенного Королевства. Сюда входят все оставшиеся артефакты. [23] [24]

Хотя точное местонахождение не разглашается, Нэнси Анилнилиак, суперинтендант полевого подразделения Нунавута, ограничила доступ к прямоугольной территории размером примерно 10 на 5 километров (6,2 × 3,1 мили) в заливе Террор. Район проходит от точки Е ( 68 ° 54'25,45 "с.ш. 98 ° 59'42,07" з.д.  /  68,9070694 ° с.ш. 98,9950194 ° з.д.  / 68,9070694; -98,9950194  ( точка E ) ) до точки F ( 68 ° 54'25,24 "с.ш. 98 ° 51'29,08" з.д.  /  68,9070111 ° с.ш. 98,8580778 ° з.д.  / 68,9070111; от -98,8580778  ( точка F ) ) до точки G ( 68 ° 48'46,23 дюйма с.ш. 98 ° 51'31,25 дюйма з.д.  /  68,8128417 ° с.ш. 98,8586806 ° з.д.  / 68,8128417; -98,8586806  ( точка G ) ) до точки H ( 68 ° 48'46,44 дюйма с.ш. 98 ° 59'42,15 дюйма з.д.  /  68,8129000 ° с.ш. 98,9950417 ° з.д.  / 68,8129000; -98,9950417  ( точка H ) . [25]

В августе 2019 года, воспользовавшись «исключительно благоприятными» погодными условиями, Parks Canada в течение семи дней совершила 48 погружений к Террору , составила 3D-картографию затонувшего корабля и обследовала его внутреннюю часть с помощью ROV . Команда смогла нанести на карту девяносто процентов нижней палубы « Террора » , но не смогла получить доступ к каюте Крозье из-за скопления отложений. Несмотря на это, каюта Крозье считалась наиболее сохранившимся помещением на нижней палубе, и Парки Канады выразили надежду, что там можно найти письменные материалы. [26] Запланированное исследование мест затонувших кораблей в 2020 году было отменено из-за пандемии COVID-19 . [27] Команда подводной археологии Парков Канады вернулась к местам затонувших кораблей в мае 2022 года, после двухлетней отсрочки, вызванной пандемией. [28] [29]

Наследие

[ редактировать ]

В искусстве, развлечениях и СМИ

[ редактировать ]

HMS Terror фигурирует, часто вместе с HMS Erebus , в художественных произведениях, которые связаны с экспедицией Франклина или намекают на нее, например:

  • Northwest Passage (песня) — песня канадского музыканта Стэна Роджерса 1981 года об экспедиции Франклина и ее судьбе.
  • «Террор и Эреб» (1965) — пьеса в стихах для радио CBC канадской поэтессы Гвендолин МакИвен , впоследствии опубликованная в её сборнике «Загробные миры» (1987).
  • Мордехая Рихлера « Роман Здесь был Соломон Гурски» (1989), в котором Эфраим Гурски выживает в экспедиции и выживает, чтобы передать свой иудаизм и идиш некоторым местным инуитам. [11]
  • Террор и Эреб (Плач по Франклину) (1997) - это оратория для баритона соло и камерного ансамбля канадского композитора Генри Кучарзика, адаптированная из стихотворной драмы МакИвен и либретто, приписываемое ей. [30]
  • Дэна Симмонса Роман « Террор » (2007), художественный рассказ о затерянной экспедиции капитана сэра Джона Франклина на кораблях HMS Erebus и HMS Terror в Арктику в 1845–1848 годах с целью форсировать Северо-Западный проход. В романе, пока Франклин и его команда страдают от голода и болезней и вынуждены бороться с мятежами и каннибализмом, по мрачному арктическому ландшафту их преследует монстр. Роман адаптирован как одноименный телесериал 2018 года кабельным телеканалом AMC .
  • Клайва Касслера Роман «Арктический дрейф» (2008), в котором Эреб и Террор содержат загадочный серебряный металл, который содержит ключ к разгадке тайны персонажей.
  • В июле 2013 года анонимный миниатюрист начал реконструировать модель HMS Terror в масштабе 1:48 , документируя процесс на сайте Buildingterror.blogspot.com. [31] [32] В июне 2017 года было объявлено [33] что модель HMS Terror будет показана рядом с исторической моделью HMS Erebus (около 1839 г.) [34] на выставке «Смерть во льду» [35] в Национальном морском музее в Гринвиче (июль 2017 г. – январь 2018 г.). [36] Соответствующий аккаунт в Твиттере для «Building Terror». [37] был создан в декабре 2017 года.
  • Террор и Эреб [38] камерная опера для шести певцов и квартета ударных инструментов . канадского композитора Сесилии Ливингстон [39] Премьера состоится в 2023 году.
  • The Erebus and the Terror , инструментальная пьеса, написанная Мишелем О Домнэйлом , является третьим треком на альбоме 1987 года Something of Time группы Nightnoise .
  • «Эреб: История корабля» (2018, опубликовано Хатчинсоном (подразделением Random House ), автор Майкл Пэйлин , представляет собой исторический отчет о кораблях «Эреб» и «Террор») . [40] Книга была выпущена в сериале на BBC Radio 4 в 2018 году.

В однофамильцах

[ редактировать ]
  • Пэйлин, Майкл (2018). Эреб: История корабля . Лондон: Хатчинсон. ISBN  978-1-847-94812-0 . OCLC   1099677972 .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Борн, Джон (1852). «Приложение, Таблица I: Размеры винтовых пароходов во флоте Ее Величества». Трактат о гребном винте: с различными предложениями по улучшению . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс . п. я.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «ГМС Террор» . Парки Канады . 4 августа 2015 г. Проверено 14 сентября 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Папа, Александра (12 сентября 2016 г.). «Пять интересных фактов о HMS Terror» . Канадское географическое издание . Проверено 14 сентября 2016 г.
  4. ^ Джеймс, Уильям (1835). Военно-морская история Великобритании . Том. 6. Лондон: Джеймс Риджуэй. п. 235. 14-го числа объединенные силы [в Пойнт-Сент-Питер] в сопровождении бомбардировщиков «Разрушение» и «Террор…» поднялись по реке к Сент-Мэрис.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Пейн, Линкольн П. (2000). Корабли открытий и исследований . Хоутон Миффлин . стр. 139–140. ISBN  0-395-98415-7 .
  6. ^ «Доставка разведки». Каледонский Меркурий . № 18324. Эдинбург. 28 сентября 1837 г.
  7. ^ Стэнли (28 сентября 1837 г.). «Эскизная карта пляжа Ратмуллан с указанием положения HMS TERROR, составленная лейтенантом Стэнли, 1837 год. (RCE/2/2)» .
  8. ^ Райс, Уильям. «Предметы, относящиеся к временному ремонту корабля-исследователя Арктики HMS TERROR (1813 г.) в Лох-Суилли в 1837 г. (RCE/2/1-2)» .
  9. ^ Назад, Джордж (1838). Рассказ об экспедиции на корабле HMS Terror, предпринятой с целью географических открытий на арктических берегах в 1836–1837 годах . Лондон: Джон Мюррей.
  10. ^ Гоу, Гарри (12 февраля 2015 г.). «Британский локомотив на дне Северного Ледовитого океана». Железная дорога наследия (199). Хорнкасл: Mortons Media Group Ltd: 84. ISSN   1466-3562 .
  11. ^ Jump up to: а б Гопник, Адам (24 сентября 2014 г.). «Канада заново открывает мифы об экспедиции Франклина» . Житель Нью-Йорка . Проверено 14 сентября 2016 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д Уотсон, Пол (12 сентября 2016 г.). «Корабль найден в Арктике спустя 168 лет после обреченной попытки пройти Северо-Западным проходом» . Хранитель . Проверено 13 сентября 2016 г.
  13. ^ Босуэлл, Рэнди (30 января 2008 г.). «Парки Канады возглавят новый поиск кораблей Франклина» . Виндзорская звезда . Архивировано из оригинала 24 мая 2016 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  14. ^ «Поисковая экспедиция 2012 года кораблей Франклина HMS Erebus и HMS Terror» . Канцелярия премьер-министра (Канада) . 23 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 г.
  15. ^ «Сэр Джон Франклин: найден легендарный арктический корабль» . Новости Би-би-си . 9 сентября 2014 г.
  16. ^ «В Арктике найден потерянный экспедиционный корабль Франклина» . Новости ЦБК . 9 сентября 2014 г.
  17. ^ «Экспедиционный корабль Франклина найден в Арктике, идентифицирован как HMS Erebus» . Новости ЦБК . 1 октября 2014 г.
  18. ^ Jump up to: а б Прингл, Хизер (13 сентября 2016 г.). «Маловероятная наводка привела к обнаружению исторического кораблекрушения» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  19. ^ Эреб и Террор . Канадский реестр исторических мест . Проверено 29 октября 2013 г. ; «Системный план национальных исторических памятников Канады» . Парки Канады . 8 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2005 года . Проверено 30 августа 2013 г. ; «Карта системного плана национальных исторических памятников Канады» . Парки Канады . 15 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2006 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Соренсен, Крис (14 сентября 2016 г.). «HMS Terror: Как был найден последний корабль Франклина» . Маклина . Проверено 14 сентября 2016 г.
  21. ^ Бартон, Кэтрин (15 сентября 2016 г.). «Нет камеры, нет доказательств: почему Сэмми Когвик никому не рассказал о находке HMS Terror» . Новости ЦБК . Проверено 16 сентября 2016 г.
  22. ^ Дюшарм, Стив (24 октября 2017 г.). «Колокол корабля HMS Erebus, найденный во время экспедиции Франклина» . Новости Нунациака . Архивировано из оригинала 12 января 2018 года . Проверено 24 октября 2017 г.
  23. ^ Великобритания подарила Канаде инуитам два исторических экспедиционных корабля Франклина стоимостью 430 000 долларов.
  24. Британия официально дарит инуитам два давно потерянных корабля экспедиции Франклина в Канаду.
  25. ^ Зона ограниченного доступа и мероприятия в Национальном историческом памятнике Канады «Обломки HMS Erebus» и «HMS Terror».
  26. ^ Дэвисон, Джанет (28 августа 2019 г.). «Невероятное» состояние HMS Terror может дать новые ключи к разгадке тайны экспедиции Франклина . ЦБК . Проверено 11 сентября 2019 г.
  27. ^ «Пандемия Covid-19 останавливает дальнейшее исследование затонувших кораблей Франклина» . ЦБК . 16 августа 2020 г. Проверено 20 сентября 2020 г.
  28. ^ «Парки Канады возвращаются на места экспедиции Франклина после двухлетней отсрочки» . Правительство Канады . 28 апреля 2022 г.
  29. ^ «Резюме исследований на местах крушения экспедиции Франклина» . Путешественник по национальным паркам . 4 мая 2022 г.
  30. ^ «Саундмейкеры – Террор и Эреб Генри Кухарзика» . www.soundmakers.ca . Проверено 24 января 2018 г.
  31. ^ Buildingterror.blogspot.com
  32. ^ Финн, Джессика (1 декабря 2014 г.). «Построение масштабной модели HMS Terror» . Канадское географическое издание .
  33. ^ «HMS TERROR СНОВА ПЕРЕСЕЧЕТ АТЛАНТИКУ» . Buildingterror.blogspot.ca . 13 июня 2017 г. Проверено 24 января 2018 г.
  34. ^ Историческая модель HMS Erebus (около 1839 г.)
  35. ^ Выставка «Смерть во льду».
  36. ^ «ЭРЕБУС И ТЕРРОР СНОВА ВМЕСТЕ» . Buildingterror.blogspot.ca . 8 августа 2017 г. Проверено 24 января 2018 г.
  37. ^ @HMSTerror_model
  38. ^ Террор и Эреб
  39. ^ Сесилия Ливингстон
  40. ^ « The Guardian Обзор » [1]
  41. ^ Эреб и Залив Террора
  42. ^ «Эреб и залив Ужаса» . Информационная система географических названий . Геологическая служба США , Министерство внутренних дел США . Проверено 2 марта 2012 г.
  43. ^ Природные ресурсы Канады. «Бухта Террора» . Совет по географическим названиям Канады .
  • Бердсли, Мартин: Смертельная зима: Жизнь сэра Джона Франклина . ISBN   1-55750-179-3 .
  • Битти, Оуэн: Замороженные во времени: судьба экспедиции Франклина . ISBN   1-55365-060-3 .
  • Бертон, Пьер: Арктический Грааль . ISBN   0-670-82491-7 .
  • Кукман, Скотт: Ice Blink: трагическая судьба затерянной полярной экспедиции сэра Джона Франклина . ISBN   0-471-37790-2 .
  • Джеймс, Уильям (1827). Военно-морская история Великобритании , Том 6, 1811–1827 . Conway Maritime Press. ISBN   0-85177-910-7 .
  • МакГрегор, Элизабет: Ледяное дитя .
  • Рончетти Л., Клемент Д., Уильям-Хокс Э.: HMS Terror: корабль Топшема - опубликовано Музейным обществом Топшема [ISBN не указан].
  • Симмонс, Дэн: Террор (художественный рассказ об экспедиции Франклина). ISBN   0-593-05762-7 (Великобритания H/C).
  • Смит, Майкл: Капитан Фрэнсис Крозье: Последний выживший человек? . ISBN   1-905172-09-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7b23269acdf47bf10a73139fac2fbbf__1721065020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/bf/e7b23269acdf47bf10a73139fac2fbbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Terror (1813) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)