HMS Террор (1813 г.)
![]() HMS Террор в Арктике | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Террор |
Заказал | 30 марта 1812 г. |
Строитель | Роберт Дэви, Топшам, Девон |
Заложен | Сентябрь 1812 г. |
Запущен | 29 июня 1813 г. |
Завершенный | К 31 июля 1813 г. |
Судьба | Заброшен 22 апреля 1848 года, остров Кинг-Уильям. |
Обнаружено крушение | 3 сентября 2016, Террор Бэй |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Везувий» типа Бомбардировочный корабль |
Тонны нагрузки | 325 ( бм ) |
Длина | 102 фута (31,09 м) |
Луч | 27 футов (8,23 м) |
Установленная мощность | 30 Номинальная мощность [1] |
Движение | |
Дополнить | 67 |
Вооружение |
|
Официальное название | Обломки HMS Erebus и HMS Terror Национального исторического памятника |
Назначен | 2019 |
HMS Terror был специализированным военным кораблем и недавно разработанным бомбардировочным кораблем, построенным для Королевского флота в 1813 году. Он участвовал в нескольких сражениях войны 1812 года , включая битву при Балтиморе с бомбардировкой форта МакГенри (как упоминается в «Звездно-полосатом» Баннер : «И красный свет Ракет, Бомбы рвутся в воздух»). Два десятилетия спустя он был переоборудован в полярный исследовательский корабль и участвовал в арктической экспедиции Джорджа Бэка 1836–1837 годов, успешной экспедиции Росса в Антарктику 1839–1843 годов и сэра Джона Франклина злополучной попытке форсировать Северо -Западный проход в 1845 году, во время которого он погиб со всеми руками вместе с HMS Erebus .
12 сентября 2016 года Фонд арктических исследований объявил, что обломки «Террора» были обнаружены в Нунавуте в заливе Террор , у юго-западного побережья острова Кинг-Уильям . Обломки корабля были обнаружены в 92 км (57 миль) к югу от места, где, как сообщалось, корабль был брошен, и примерно в 50 км (31 миле) от места крушения HMS Erebus , обнаруженного в сентябре 2014 года.
Ранняя история и военная служба
[ редактировать ]HMS Terror — «Везувий», класса бомбардировщик построенный в течение двух лет на верфи Дэви в Топшеме на юге Девона для Королевского флота. Ее палуба имела длину 31 м (102 фута), а вес корабля - 325 тонн . Судно было вооружено двумя тяжелыми мортирами и десятью пушками и было спущено на воду в июне 1813 года. [2]
Террор использовался в войне 1812 года против Соединенных Штатов . [3] во время которого корабли Северной Америки и Вест-Индской станции Королевского флота блокировали атлантические порты США и совершали десантные рейды со своей базы на Бермудских островах , что привело к Чесапикской кампании 1814 года — карательной экспедиции, включавшей в себя рейд на Александрия , битва при Бладенсбурге и сожжение Вашингтона . Под командованием Джона Шеридана она приняла участие в бомбардировке Стонингтона, штат Коннектикут , 9–12 августа 1814 года. Она также участвовала в битве при Балтиморе в сентябре 1814 года и участвовала в бомбардировке форта МакГенри ; последнее нападение вдохновило Фрэнсиса Скотта Ки написать стихотворение, которое в конечном итоге стало известно как « Звездное знамя ». [3] В январе 1815 года, все еще находясь под командованием Шеридана, Террор участвовал в битве при форте Питер и нападении на Сент-Мэрис, штат Джорджия . [4]
После войны «Террор» находился на приколе до марта 1828 года, когда был вновь введен в строй для службы в Средиземном море . Ее отстранили от действительной службы, когда она проходила ремонт из-за повреждений, полученных недалеко от Лиссабона , Португалия . [5]
Служба ранних полярных исследований
[ редактировать ]В середине 1830-х годов «Террор» был переоборудован в полярное исследовательское судно. Ее конструкция как бомбардировочного корабля означала, что у нее был необычайно прочный корпус, способный противостоять отдаче ее тяжелых минометов; таким образом, предполагалось, что она сможет выдержать давление полярного морского льда . также [2]
Обратная экспедиция
[ редактировать ]
В 1836 году командование «Террором» было передано капитану Джорджу Бэку для арктической экспедиции в Гудзонов залив . [2] [3] Экспедиция намеревалась войти в залив Репалс , где она отправит десантные отряды, чтобы выяснить, является ли полуостров Бутия островом или полуостровом. Террор был пойман льдом возле острова Саутгемптон и не достиг залива Репалс. В какой-то момент лед заставил ее подняться на 12 м (39 футов) по скале. [5] Она провела во льдах десять месяцев. [3] Весной 1837 года столкновение с айсбергом еще больше повредило корабль. Она чуть не затонула на обратном пути через Атлантику. [3] , находился в состоянии тонущего и к тому времени, когда Бэк отправил ее в Лох-Суилли высадить ее на берег в Ратмуллане , графство Донегол, Ирландия. , прежде чем 21 сентября [5] [6] [7]
Адмиралтейство направило корабела Уильяма Макферсона Райса снять с мели и отремонтировать «Террор» в достаточной степени, чтобы он мог отплыть на военно-морскую верфь в Чатеме в Кенте, где был проведен полный ремонт. Переписка с описанием ремонта и пребывания экипажа в Ратмуллане хранится в коллекции Гринвичского королевского музея . [8] Впоследствии Бэк опубликовал полный отчет об этом путешествии вплоть до вывода из эксплуатации «Террора» в Чатеме. [9]
Экспедиция Росса
[ редактировать ]
В 1839 году Террор был направлен в путешествие в Антарктику вместе с Эребом под общим командованием Джеймса Кларка Росса . [2] [3] Фрэнсис Крозье был командиром Террора в этой экспедиции, а также заместителем Росса. [2] Экспедиция охватывала три сезона с 1840 по 1843 год, в течение которых Террор и Эреб совершили три набега в воды Антарктики, дважды пересекли море Росса и прошли через море Уэдделла к юго-востоку от Фолклендских островов . Спящий вулкан Гора Террор на острове Росс был назван в честь корабля командиром экспедиции. [2] [5]
Экспедиция Франклина
[ редактировать ]
Прежде чем отправиться в экспедицию Франклина , и Эреб , и Террор претерпели серьезные модификации для путешествия. [3] Оба они были оснащены паровыми двигателями, состоящими из бывших Лондонской и Гринвичской железных дорог паровозов . Каждый из них имел мощность 25 л.с. (19 кВт) и мог развивать скорость 4 узла (7,4 км/ч). Эта пара кораблей была одними из первых кораблей Королевского флота, имевших паровые двигатели и гребные винты. [3] двенадцатидневный запас угля . Был осуществлен [10] была добавлена железная обшивка в носовой и кормовой части, На корпусах кораблей чтобы сделать их более устойчивыми к паковому льду , а их палубы были обшиты поперечными обшивками для распределения ударных сил. [3] Вместе с Эребом и Террор 7560 л ( 1660 имп был снабжен припасами для своей экспедиции, которые, среди прочего, включали: две тонны табака, 8000 банок варенья галлонов; 2000 галлонов США) спиртных напитков. Террора В библиотеке корабля было 1200 книг, а койки отапливались через воздуховоды, соединявшие их с печью. [3]
Их путешествие в Арктику совершалось сэром Джоном Франклином под общим командованием экспедиции в Эребусе , а Террор снова под командованием капитана Фрэнсиса Крозье . Экспедиции было приказано собрать магнитные данные в канадской Арктике и завершить пересечение Северо-Западного прохода , который уже был нанесен на карту как с востока, так и с запада, но так и не был полностью пройден. Планировалось, что он продлится три года. [3]
Экспедиция отплыла из Гринхита , Кент , 19 мая 1845 года, а в последний раз корабли видели заходящими в Баффинов залив в августе 1845 года. [5] Исчезновение экспедиции Франклина положило начало масштабным поисковым усилиям в Арктике, и общие обстоятельства судьбы экспедиции были раскрыты в ходе серии экспедиций между 1848 и 1866 годами. умер от холода и голода при попытке добраться по суше до Форт-Резольюшн , аванпоста компании Гудзонова залива в 970 км (600 миль) к юго-западу. Последующие экспедиции вплоть до конца 1980-х годов, включая вскрытие членов экипажа, показали, что их консервы могли быть заражены как свинцом , так и ботулизмом . Устные сообщения местных инуитов о том, что некоторые члены экипажа прибегали к каннибализму , подтверждаются следами порезов и полировки горшков на скелетных останках членов экипажа, найденных на острове Кинг-Уильям в конце 20 века. [11] [12]
Обнаружение обломков
[ редактировать ]
15 августа 2008 года Parks Canada , агентство правительства Канады , объявило о стоимостью шестинедельном поиске 75 000 канадских долларов с использованием ледокола CCGS Sir Wilfrid Laurier с целью найти два корабля. Поиски также были призваны укрепить претензии Канады на суверенитет над значительной частью Арктики . [13] Дальнейшие попытки обнаружить корабли предпринимались в 2010, 2011 и 2012 годах. [14] все это не позволило обнаружить останки кораблей.
8 сентября 2014 года было объявлено, что обломки одного из кораблей Франклина были обнаружены 7 сентября с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением, недавно приобретенного Parks Canada. [15] [16] 1 октября 2014 года премьер-министр Канады Стивен Харпер объявил, что останки принадлежат Эребу . [17]
12 сентября 2016 года группа Фонда арктических исследований объявила, что затонувший корабль, близкий к описанию Террора , был расположен на южном побережье острова Кинг-Уильям в центре залива Террор . 68 ° 54' с.ш. 98 ° 56' з.д. / 68,900 ° с.ш. 98,933 ° з.д. ), на глубине 69–79 футов (21–24 м). [12] [18] Остатки кораблей внесены в список Национального исторического памятника Канады, точное местонахождение которых не раскрывается, чтобы сохранить затонувшие корабли и предотвратить разграбление. [19]
Сэмми Когвик, охотник-инуит и член канадских рейнджеров из Фонда арктических исследований , присоединившийся к команде Мартина Бергманна , вспомнил инцидент, произошедший семь лет назад, когда он столкнулся с чем-то вроде мачты, торчащей изо льда. Благодаря этой информации пункт назначения корабля был изменен с Кембриджского залива на залив Террор, где исследователи обнаружили место крушения всего за 2,5 часа. [18] [20] [21] По словам Луи Камукака, жителя соседнего Гьоа-Хейвена и историка, участвовавшего в экспедиции Франклина, Парки Канады проигнорировали рассказы местных жителей, которые предположили, что затонувший «Террор» находился в одноименной бухте, несмотря на множество современных историй о наблюдениях охотников и туристов. самолеты. [20]
Корабль был найден в отличном состоянии, его палубы и внутренние помещения практически не повреждены. Широкая выхлопная труба, поднимавшаяся над внешней палубой, имела решающее значение для идентификации корабля; он находился в том же месте, где . Террора была установлена дымовая труба локомотива Затонувший корабль находился почти в 100 км (62 милях) к югу от того места, где, по мнению историков, находилось ее последнее пристанище, что ставит под сомнение ранее принятое мнение о судьбе моряков о том, что они погибли при попытке выйти из Арктики к ближайшему Гудзонову заливу. Торговый пост Bay Company. [12]
Местоположение обломков и свидетельства использования якоря в обломках указывают на продолжающееся использование, что повышает вероятность того, что некоторые моряки пытались переукомплектовать корабль и отправить его домой (или куда-либо еще). [12] возможно, по приказу Крозье. [20]
объявил 23 октября 2017 года министр обороны Великобритании сэр Майкл Фэллон , что британское правительство передаст Террор и Эреб Канаде, сохранив лишь несколько реликвий и любое золото, а также право на репатриацию любых человеческих останков. [22]
В 2018 году Террор и Эреб были подарены Канаде и инуитам на попечение Фонда наследия инуитов правительством Соединенного Королевства. Сюда входят все оставшиеся артефакты. [23] [24]
Хотя точное местонахождение не разглашается, Нэнси Анилнилиак, суперинтендант полевого подразделения Нунавута, ограничила доступ к прямоугольной территории размером примерно 10 на 5 километров (6,2 × 3,1 мили) в заливе Террор. Район проходит от точки Е ( 68 ° 54'25,45 "с.ш. 98 ° 59'42,07" з.д. / 68,9070694 ° с.ш. 98,9950194 ° з.д. ) до точки F ( 68 ° 54'25,24 "с.ш. 98 ° 51'29,08" з.д. / 68,9070111 ° с.ш. 98,8580778 ° з.д. ) до точки G ( 68 ° 48'46,23 дюйма с.ш. 98 ° 51'31,25 дюйма з.д. / 68,8128417 ° с.ш. 98,8586806 ° з.д. ) до точки H ( 68 ° 48'46,44 дюйма с.ш. 98 ° 59'42,15 дюйма з.д. / 68,8129000 ° с.ш. 98,9950417 ° з.д. . [25]
В августе 2019 года, воспользовавшись «исключительно благоприятными» погодными условиями, Parks Canada в течение семи дней совершила 48 погружений к Террору , составила 3D-картографию затонувшего корабля и обследовала его внутреннюю часть с помощью ROV . Команда смогла нанести на карту девяносто процентов нижней палубы « Террора » , но не смогла получить доступ к каюте Крозье из-за скопления отложений. Несмотря на это, каюта Крозье считалась наиболее сохранившимся помещением на нижней палубе, и Парки Канады выразили надежду, что там можно найти письменные материалы. [26] Запланированное исследование мест затонувших кораблей в 2020 году было отменено из-за пандемии COVID-19 . [27] Команда подводной археологии Парков Канады вернулась к местам затонувших кораблей в мае 2022 года, после двухлетней отсрочки, вызванной пандемией. [28] [29]
Наследие
[ редактировать ]В искусстве, развлечениях и СМИ
[ редактировать ]![]() |
HMS Terror фигурирует, часто вместе с HMS Erebus , в художественных произведениях, которые связаны с экспедицией Франклина или намекают на нее, например:
- Northwest Passage (песня) — песня канадского музыканта Стэна Роджерса 1981 года об экспедиции Франклина и ее судьбе.
- «Террор и Эреб» (1965) — пьеса в стихах для радио CBC канадской поэтессы Гвендолин МакИвен , впоследствии опубликованная в её сборнике «Загробные миры» (1987).
- Мордехая Рихлера « Роман Здесь был Соломон Гурски» (1989), в котором Эфраим Гурски выживает в экспедиции и выживает, чтобы передать свой иудаизм и идиш некоторым местным инуитам. [11]
- Террор и Эреб (Плач по Франклину) (1997) - это оратория для баритона соло и камерного ансамбля канадского композитора Генри Кучарзика, адаптированная из стихотворной драмы МакИвен и либретто, приписываемое ей. [30]
- Дэна Симмонса Роман « Террор » (2007), художественный рассказ о затерянной экспедиции капитана сэра Джона Франклина на кораблях HMS Erebus и HMS Terror в Арктику в 1845–1848 годах с целью форсировать Северо-Западный проход. В романе, пока Франклин и его команда страдают от голода и болезней и вынуждены бороться с мятежами и каннибализмом, по мрачному арктическому ландшафту их преследует монстр. Роман адаптирован как одноименный телесериал 2018 года кабельным телеканалом AMC .
- Клайва Касслера Роман «Арктический дрейф» (2008), в котором Эреб и Террор содержат загадочный серебряный металл, который содержит ключ к разгадке тайны персонажей.
- В июле 2013 года анонимный миниатюрист начал реконструировать модель HMS Terror в масштабе 1:48 , документируя процесс на сайте Buildingterror.blogspot.com. [31] [32] В июне 2017 года было объявлено [33] что модель HMS Terror будет показана рядом с исторической моделью HMS Erebus (около 1839 г.) [34] на выставке «Смерть во льду» [35] в Национальном морском музее в Гринвиче (июль 2017 г. – январь 2018 г.). [36] Соответствующий аккаунт в Твиттере для «Building Terror». [37] был создан в декабре 2017 года.
- Террор и Эреб [38] — камерная опера для шести певцов и квартета ударных инструментов . канадского композитора Сесилии Ливингстон [39] Премьера состоится в 2023 году.
- The Erebus and the Terror , инструментальная пьеса, написанная Мишелем О Домнэйлом , является третьим треком на альбоме 1987 года Something of Time группы Nightnoise .
- «Эреб: История корабля» (2018, опубликовано Хатчинсоном (подразделением Random House ), автор Майкл Пэйлин , представляет собой исторический отчет о кораблях «Эреб» и «Террор») . [40] Книга была выпущена в сериале на BBC Radio 4 в 2018 году.
В однофамильцах
[ редактировать ]- Гора Террор на острове Росс , недалеко от Антарктиды, была названа в честь корабля капитаном Россом, который также назвал близлежащую и немного более высокую вершину на западе — горой Эребус .
- Эреб и залив Террора в Антарктиде. Назван в честь судов, которые капитан Королевского флота сэр Джеймс Кларк Росс использовал при исследовании этого района в 1842–1843 годах. [41] [42]
- Залив Террор на острове Кинг-Уильям был назван в 1910 году. [43] задолго до обнаружения там затонувшего корабля. [3]
- Террор разрушает откос на Меркурии
- Улица Террора в пригороде Кейлор-Парка в Мельбурне , Австралия.
- Клуб Террора - Сингапур, Сембаванг. Назван в честь HMS Terror, когда Королевский флот контролировал северную часть острова Сингапур. Он существует и сегодня и является действующим баром/закусочной для своих членов.
Книги
[ редактировать ]- Пэйлин, Майкл (2018). Эреб: История корабля . Лондон: Хатчинсон. ISBN 978-1-847-94812-0 . OCLC 1099677972 .
См. также
[ редактировать ]- Европейские и американские путешествия научных исследований
- Список бомбардировщиков Королевского флота
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Борн, Джон (1852). «Приложение, Таблица I: Размеры винтовых пароходов во флоте Ее Величества». Трактат о гребном винте: с различными предложениями по улучшению . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс . п. я.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ГМС Террор» . Парки Канады . 4 августа 2015 г. Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Папа, Александра (12 сентября 2016 г.). «Пять интересных фактов о HMS Terror» . Канадское географическое издание . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Джеймс, Уильям (1835). Военно-морская история Великобритании . Том. 6. Лондон: Джеймс Риджуэй. п. 235.
14-го числа объединенные силы [в Пойнт-Сент-Питер] в сопровождении бомбардировщиков «Разрушение» и «Террор…» поднялись по реке к Сент-Мэрис.
- ^ Jump up to: а б с д и Пейн, Линкольн П. (2000). Корабли открытий и исследований . Хоутон Миффлин . стр. 139–140. ISBN 0-395-98415-7 .
- ^ «Доставка разведки». Каледонский Меркурий . № 18324. Эдинбург. 28 сентября 1837 г.
- ^ Стэнли (28 сентября 1837 г.). «Эскизная карта пляжа Ратмуллан с указанием положения HMS TERROR, составленная лейтенантом Стэнли, 1837 год. (RCE/2/2)» .
- ^ Райс, Уильям. «Предметы, относящиеся к временному ремонту корабля-исследователя Арктики HMS TERROR (1813 г.) в Лох-Суилли в 1837 г. (RCE/2/1-2)» .
- ^ Назад, Джордж (1838). Рассказ об экспедиции на корабле HMS Terror, предпринятой с целью географических открытий на арктических берегах в 1836–1837 годах . Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Гоу, Гарри (12 февраля 2015 г.). «Британский локомотив на дне Северного Ледовитого океана». Железная дорога наследия (199). Хорнкасл: Mortons Media Group Ltd: 84. ISSN 1466-3562 .
- ^ Jump up to: а б Гопник, Адам (24 сентября 2014 г.). «Канада заново открывает мифы об экспедиции Франклина» . Житель Нью-Йорка . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уотсон, Пол (12 сентября 2016 г.). «Корабль найден в Арктике спустя 168 лет после обреченной попытки пройти Северо-Западным проходом» . Хранитель . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Босуэлл, Рэнди (30 января 2008 г.). «Парки Канады возглавят новый поиск кораблей Франклина» . Виндзорская звезда . Архивировано из оригинала 24 мая 2016 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Поисковая экспедиция 2012 года кораблей Франклина HMS Erebus и HMS Terror» . Канцелярия премьер-министра (Канада) . 23 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 г.
- ^ «Сэр Джон Франклин: найден легендарный арктический корабль» . Новости Би-би-си . 9 сентября 2014 г.
- ^ «В Арктике найден потерянный экспедиционный корабль Франклина» . Новости ЦБК . 9 сентября 2014 г.
- ^ «Экспедиционный корабль Франклина найден в Арктике, идентифицирован как HMS Erebus» . Новости ЦБК . 1 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Прингл, Хизер (13 сентября 2016 г.). «Маловероятная наводка привела к обнаружению исторического кораблекрушения» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Эреб и Террор . Канадский реестр исторических мест . Проверено 29 октября 2013 г. ; «Системный план национальных исторических памятников Канады» . Парки Канады . 8 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2005 года . Проверено 30 августа 2013 г. ; «Карта системного плана национальных исторических памятников Канады» . Парки Канады . 15 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2006 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Соренсен, Крис (14 сентября 2016 г.). «HMS Terror: Как был найден последний корабль Франклина» . Маклина . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Бартон, Кэтрин (15 сентября 2016 г.). «Нет камеры, нет доказательств: почему Сэмми Когвик никому не рассказал о находке HMS Terror» . Новости ЦБК . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Дюшарм, Стив (24 октября 2017 г.). «Колокол корабля HMS Erebus, найденный во время экспедиции Франклина» . Новости Нунациака . Архивировано из оригинала 12 января 2018 года . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Великобритания подарила Канаде инуитам два исторических экспедиционных корабля Франклина стоимостью 430 000 долларов.
- ↑ Британия официально дарит инуитам два давно потерянных корабля экспедиции Франклина в Канаду.
- ^ Зона ограниченного доступа и мероприятия в Национальном историческом памятнике Канады «Обломки HMS Erebus» и «HMS Terror».
- ^ Дэвисон, Джанет (28 августа 2019 г.). «Невероятное» состояние HMS Terror может дать новые ключи к разгадке тайны экспедиции Франклина . ЦБК . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ «Пандемия Covid-19 останавливает дальнейшее исследование затонувших кораблей Франклина» . ЦБК . 16 августа 2020 г. Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Парки Канады возвращаются на места экспедиции Франклина после двухлетней отсрочки» . Правительство Канады . 28 апреля 2022 г.
- ^ «Резюме исследований на местах крушения экспедиции Франклина» . Путешественник по национальным паркам . 4 мая 2022 г.
- ^ «Саундмейкеры – Террор и Эреб Генри Кухарзика» . www.soundmakers.ca . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Buildingterror.blogspot.com
- ^ Финн, Джессика (1 декабря 2014 г.). «Построение масштабной модели HMS Terror» . Канадское географическое издание .
- ^ «HMS TERROR СНОВА ПЕРЕСЕЧЕТ АТЛАНТИКУ» . Buildingterror.blogspot.ca . 13 июня 2017 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Историческая модель HMS Erebus (около 1839 г.)
- ^ Выставка «Смерть во льду».
- ^ «ЭРЕБУС И ТЕРРОР СНОВА ВМЕСТЕ» . Buildingterror.blogspot.ca . 8 августа 2017 г. Проверено 24 января 2018 г.
- ^ @HMSTerror_model
- ^ Террор и Эреб
- ^ Сесилия Ливингстон
- ^ « The Guardian Обзор » [1]
- ^ Эреб и Залив Террора
- ^ «Эреб и залив Ужаса» . Информационная система географических названий . Геологическая служба США , Министерство внутренних дел США . Проверено 2 марта 2012 г.
- ^ Природные ресурсы Канады. «Бухта Террора» . Совет по географическим названиям Канады .
- Бердсли, Мартин: Смертельная зима: Жизнь сэра Джона Франклина . ISBN 1-55750-179-3 .
- Битти, Оуэн: Замороженные во времени: судьба экспедиции Франклина . ISBN 1-55365-060-3 .
- Бертон, Пьер: Арктический Грааль . ISBN 0-670-82491-7 .
- Кукман, Скотт: Ice Blink: трагическая судьба затерянной полярной экспедиции сэра Джона Франклина . ISBN 0-471-37790-2 .
- Джеймс, Уильям (1827). Военно-морская история Великобритании , Том 6, 1811–1827 . Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-910-7 .
- МакГрегор, Элизабет: Ледяное дитя .
- Рончетти Л., Клемент Д., Уильям-Хокс Э.: HMS Terror: корабль Топшема - опубликовано Музейным обществом Топшема [ISBN не указан].
- Симмонс, Дэн: Террор (художественный рассказ об экспедиции Франклина). ISBN 0-593-05762-7 (Великобритания H/C).
- Смит, Майкл: Капитан Фрэнсис Крозье: Последний выживший человек? . ISBN 1-905172-09-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1813 кораблей
- Арктические исследовательские суда
- Бомбовые корабли Королевского флота
- Исследовательские корабли Соединенного Королевства
- Пропавшая экспедиция Франклина
- История Антарктиды
- Морские происшествия 1828 года
- Морские инциденты в апреле 1845 г.
- Морские происшествия в сентябре 1837 г.
- Нунавут: Национальные исторические достопримечательности
- Корабли, построенные на реке Эксе
- Кораблекрушения у канадского арктического побережья
- Корабли Соединенного Королевства войны 1812 года
- История зависимости Росса