Ян Нагурский
Ян Нагурский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 9 июня 1976 г. | ( 88 лет
Место отдыха | Кладбище Вулька Венглова, Беляны , Варшава |
Национальность | Польский |
Известный | Авиатор, инженер и Арктики . исследователь |
Награды | Орден Св. Станислав , Польша восстановлена |
Авиационная карьера | |
ВВС | Императорский Российский Флот , Красная Армия. |
Альфонс Ян Нагурский (1888–1976), также известный как Иван Иосифович Нагурский , был польским инженером и пионером авиации , первым человеком, совершившим полет на самолете в Арктике, и первым авиатором, совершившим петлю на летающей лодке .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Ян Нагурский родился 27 января 1888 года во Влоцлавеке , Российская империя . Он окончил местное ремесленное училище, в 1909 году окончил пехотное юнкерское училище в Одессе и Всероссийский аэроклуб в 1912 году. В следующем году он завершил обучение в Военно-морском инженерном училище в Гатчине под Санкт-Петербургом , где и заработал крылья. Он был одним из первых летчиков Императорского Российского флота.
Карьера
[ редактировать ]
В 1914 году Нагурскому была поручена трудная миссия по размещению экспедиции Георгия Седова , Георгия Брусилова и Владимира Русанова в Русской Арктике. На самолете «Морис Фарман MF11» специально купленном для этой цели во Франции Нагурский сел на корабль в Архангельске и прибыл на Новую Землю , откуда инициировал серию разведывательных полетов в сложных арктических условиях. С 21 августа по 13 сентября 1914 года он совершил пять вылетов, проведя в воздухе более десяти часов и преодолев более тысячи километров по суше и Баренцеву морю . Во время последнего полета он достиг 76-й параллели северной широты . Нагурскому не удалось найти экспедицию Седова, но он приобрел ценный опыт первого в истории полярного авиатора. Его отчет Адмиралтейству, подготовленный после его возвращения, а также отчет о достижениях Нагурского адмирала Михаила Жданко. [1] , включал ряд предложений, которые окажутся неоценимыми для каждого полярного авиатора. Среди них была идея покрасить в красный цвет все самолеты, работающие в Арктике, чтобы сделать их более заметными. Его достижения доказали, что Северного полюса можно достичь на самолете. В 1914 году он был награжден орденом Святого Станислава III степени.
По возвращении из Арктики Нагурский вернулся на действительную службу в морской авиации во время Первой мировой войны . Находясь в Або (Турку) в Финляндии , он управлял различными самолетами в патрульных операциях над Балтийским морем и командовал авиационной эскадрильей Балтийского флота . За это время он совершил первый в истории круг на летающей лодке (17 сентября 1916 г.). На следующий день Нагурский дважды повторил этот цикл на своем экспериментальном самолете Григоровича М-9 . За военную службу Нагурский был награжден пятью российскими военными медалями. В следующем году его самолет был поврежден над Балтийским морем, и Нагурский был объявлен пропавшим без вести. После нескольких часов в море он был спасен российской подводной лодкой и препровожден в военный госпиталь в Риге . Он быстро выздоровел и вернулся в свою часть, но сообщение о его выздоровлении так и не дошло до штаба.
Вернуться в Польшу
[ редактировать ]После Октябрьской революции отряд Нагурского вошёл в состав Красной Армии и принял участие в Гражданской войне в России . Он вернулся в Польшу в 1919 году и попытался вступить в польский флот , но получил отказ из-за его прошлой службы у красных. В хаосе Гражданской войны в России личные дела Нагурского были утеряны, и российские власти объявили его мертвым. [2] . Затем он поселился на юге Польши и начал работать инженером и проектировщиком холодильников и охладителей для сахарной и нефтяной промышленности.
В 1925 году отчет Нагурского о его полетах в Арктику дошел до Ричарда Берда , который связался с ним и попросил более подробную информацию о погодных условиях и другие советы. Полученная информация оказалась ценной во время его последующих экспедиций в Арктику и Антарктику. Среди других пионеров арктической авиации, воспользовавшихся опытом Нагурского, были Вальтер Миттельхольцер и Борис Чухновский . Забытый в Польше и считавшийся мертвым в России, Нагурский приобрел большую известность. В 1936 году советская Нагурское метеостанция на Земле Франца-Иосифа ( 80 ° 49' с.ш. 47 ° 25' в.д. / 80,817 ° с.ш. 47,417 ° в.д. ) был назван в его честь.
Нагурский пережил Вторую мировую войну и продолжил свою карьеру в качестве гражданского рабочего в Гданьске , а затем в качестве инженера в Варшаве. В 1955 году во время одной из своих лекций Чеслав Центкевич , известный польский полярный исследователь и писатель, представил слушателям краткую биографическую справку «давно забытого пионера авиации летчика Яна Нагурского, погибшего в 1917 году». Нагурский, который по-прежнему интересовался исследованием полярных областей и присутствовал на лекции, встал и заявил, что он не русский и определенно не умер. Это открытие получило широкую огласку в польских СМИ, и достижения Нагурского были открыты заново. По предложению Центкевича Нагурский описал свои арктические полеты в книге « Первые над Арктикой». [3] (1958). В 1960 году он опубликовал «Над горящей Балтикой» — воспоминания о своей службе во время Первой мировой войны. [4] наградил Нагурского Офицерским крестом Polonia Restituta В качестве позднего признания своих деяний президент Польши .
Смерть
[ редактировать ]Умер 9 июня 1976 года и похоронен на кладбище Вулька Венглова в районе Беляны в Варшаве .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Zhdanko, M.E. Первый гидроаэроплан в Северном Ледовитом океане (The First hydro-aeroplane over the Northern Ocean), Petrograd, 1917.
- ↑ Первоначально советские энциклопедии, в том числе Большая советская энциклопедия , утверждали, что Нагурский погиб в бою в 1917 году. Лишь в 1974 году и биографические примечания, и имя Нагурского были исправлены в большинстве советских публикаций по настоянию Рышарда Бадовского (см. также ссылки № .3 и 6).
- ^ см. ссылку № 4.
- ^ см. ссылку № 5.
Ссылки
[ редактировать ]- Ежи Рышард Конечный (1984). Хроника польской авиации 1241-1945 (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. стр. 153. ISBN 83-206-0426-5 .
- A.B. Grigoriev (1989). Альбатросы: Из истории гидроавиации (Albatroses: from the history of hydroaviation) (in Russian). Moscow: Машиностроение. p. 272. ISBN 5-217-00604-8 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2005 г.
- Рышард Бадовски (2001). Открывая мир . Бельско-Бяла: Паскаль . стр. 318. ISBN 83-7304-013-7 .
- Ян Нагурский (1958). Сначала над Арктикой .
- Ян Нагурский (1960). Над горящим Балтийским морем .
- "Нагурский Ян Иосифович-". Great Soviet Encyclopedia . [5]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гидроплан М-9. Архивировано 18 мая 2006 г. в Wayback Machine.
- Морис-Фарман М11
- 1888 рождений
- 1976 смертей
- Исследователи Арктики
- Пионеры авиации
- Русские летающие асы Первой мировой войны
- Польские авиаторы
- Польские инженеры ХХ века
- Поляки Первой мировой войны
- Советские военнослужащие Гражданской войны в России
- Баренцево море
- Novaya Zemlya
- Люди из Влоцлавека
- Люди из Варшавской губернии
- Офицеры ордена Polonia Restituta
- Кавалеры ордена Святого Станислава (Российского) 3-й степени.
- Кавалеры ордена Святого Владимира 2-й степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 4-й степени.