Jump to content

Императорская Трансантарктическая экспедиция

«Выносливость под парусом», Антарктический океан, ок. , 1915 год, Цветная фотография Пэджета сделанная Фрэнком Херли.

Императорская Трансантарктическая экспедиция 1914–1917 годов считается последней крупной экспедицией героического века освоения Антарктики . Задуманная сэром Эрнестом Шеклтоном , экспедиция была попыткой совершить первое сухопутное пересечение Антарктического континента. После Роальда Амундсена на экспедиции Южный полюс в 1911 году этот переход остался, по словам Шеклтона, «единственным главным объектом антарктических путешествий». [1] Экспедиция Шеклтона не смогла достичь этой цели, но вместо этого была признана эпическим подвигом выносливости.

Шеклтон служил в Антарктике в составе «Дискавери» экспедиции в 1901–1904 годах и возглавлял «Нимрод» экспедицию в 1907–1909 годах. В рамках этого нового предприятия он предложил плыть к морю Уэдделла и высадить береговой отряд возле залива Вахсель для подготовки к трансконтинентальному маршу через Южный полюс к морю Росса . Группа поддержки, отряд моря Росса , тем временем разбила лагерь в проливе Мак-Мердо , а оттуда разместила ряд складов снабжения через шельфовый ледник Росса к подножию ледника Бердмор . Эти склады будут необходимы для выживания трансконтинентальной группы, поскольку группа не сможет нести достаточно продовольствия для всего перехода. Экспедиции требовалось два корабля: «Эндьюранс» под командованием Шеклтона для отряда моря Уэдделла и «Аврора» под командованием Энеаса Макинтоша для отряда моря Росса.

«Эндьюранс» оказался в ловушке — застрял во льдах моря Уэдделла — еще до того, как смог достичь залива Вахсел. Всю антарктическую зиму 1915 года он дрейфовал на север, удерживаемый паковыми льдами. В конце концов лед раздавил корабль, и он затонул, оставив на льду свой экипаж из 28 человек. После нескольких месяцев, проведенных во временных лагерях, пока лед продолжал дрейфовать на север, группа использовала спасательные шлюпки, спасенные с корабля, чтобы добраться до негостеприимного, необитаемого Слоновьего острова . Затем Шеклтон и пять других членов группы совершили путешествие на открытой лодке длиной 800 миль (1300 км) на судне «Джеймс Кэрд» и смогли добраться до Южной Георгии . Оттуда Шеклтону в конце концов удалось организовать спасение людей, оставшихся на острове Слонов, и вернуть их домой без человеческих жертв. Прекрасно сохранившийся затонувший корабль «Эндьюранс» был найден на морском дне в 2022 году. [2] [3]

На другой стороне континента группа моря Росса преодолела большие трудности, чтобы выполнить свою миссию. Аврору снесло с причала во время шторма, и она не смогла вернуться, в результате чего береговая группа оказалась в затруднительном положении без необходимых припасов и оборудования. Хотя склады все же удалось построить, три человека погибли, прежде чем группу удалось спасти.

Препараты

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]
Очертание побережья Антарктиды с разными линиями, обозначающими различные путешествия, совершенные кораблями и сухопутными отрядами во время экспедиции.
  Путешествие «Выносливости »
  Дрейф «Эндьюранса » в паковых льдах
  Дрейф морского льда после « Эндьюранса» затопления
  Путешествие Джеймса Кэрда
  Планируемый трансантарктический маршрут
  Путешествие «Авроры» в Антарктиду
  Отступление Авроры
  Маршрут склада снабжения

Несмотря на общественное признание, которое приветствовало Эрнеста Шеклтона достижения Нимрода после экспедиции в 1907–1909 годах, исследователь был встревожен и стал, по словам британского пионера лыжного спорта сэра Гарри Бриттена , «своего рода плавучим джентльменом». [4] К 1912 году его будущие антарктические планы зависели от результатов Роберта Фалькона Скотта « Терра Нова» экспедиции , которая покинула Кардифф в июле 1910 года, и от параллельной норвежской экспедиции под руководством Роальда Амундсена . Новость о завоевании Амундсеном Южного полюса достигла Шеклтона 11 марта 1912 года, на что он ответил: «Открытие Южного полюса не станет концом исследования Антарктики». [5] Следующей работой, по его словам, станет «трансконтинентальное путешествие от моря к морю с пересечением полюса». [6] Он знал, что другие были на местах, преследуя эту цель.

11 декабря 1911 года немецкая экспедиция под командованием Вильгельма Фильхнера отплыла из Южной Георгии , намереваясь проникнуть вглубь моря Уэдделла и создать базу, с которой он пересек бы континент до моря Росса . [7] В конце 1912 года Филчнер вернулся в Южную Георгию, не сумев высадиться и создать свою базу. [7] Однако его сообщения о возможных местах высадки в заливе Вахсел , на высоте около 78° широты, были приняты к сведению Шеклтоном и включены в его планы экспедиции. [8]

Весть о гибели Скотта и его спутников по возвращении с Южного полюса достигла Лондона в феврале 1913 года. На этом мрачном фоне Шеклтон начал подготовку к предполагаемому путешествию. [9] Он запрашивал финансовую и практическую поддержку, в частности, у Трюггве Грана из экспедиции Скотта и бывшего премьер-министра , лорда Роузбери но не получил никакой помощи ни от кого. Бабушка была уклончива, а Роузбери прямолинейен: «Меня никогда не волновали ни копейки поляки». [10]

Однако Шеклтон получил поддержку от Уильяма Спирса Брюса , руководителя Шотландской национальной антарктической экспедиции 1902–1904 годов, который вынашивал планы пересечения Антарктики с 1908 года, но отказался от проекта из-за отсутствия средств. Брюс великодушно позволил Шеклтону реализовать его планы. [11] хотя окончательная схема, объявленная Шеклтоном, мало чем была обязана Брюсу. 29 декабря 1913 года, получив первые обещания финансовой поддержки — гранта в размере 10 000 фунтов стерлингов от британского правительства — Шеклтон обнародовал свои планы в письме в «Таймс» . [12]

План Шеклтона

[ редактировать ]

Шеклтон назвал свою новую экспедицию Имперской Трансантарктической экспедицией, поскольку он чувствовал, что «не только жители этих островов, но и наши родственники во всех землях, находящихся под Юнион Джеком, будут готовы помочь в осуществлении... программа разведки». [13] Чтобы вызвать интерес широкой публики, в начале 1914 года он опубликовал подробную программу. Экспедиция должна была состоять из двух партий и двух кораблей. Отряд моря Уэдделла отправится на борт «Эндюранс» и продолжит путь в район залива Вахсел, где высадятся 14 человек, из которых шестеро под командованием Шеклтона составят трансконтинентальную группу. Эта группа с 69 собаками, двумя мотосанями и снаряжением, «воплощающим все, что может подсказать опыт вождя и его опытных советников», [14] предпримет путешествие длиной 1800 миль (2900 км) к морю Росса. Остальные восемь членов береговой группы будут заниматься научной работой: трое отправятся на Землю Грэма , трое на Землю Эндерби и двое останутся в базовом лагере. [14]

Партия моря Росса разместит свою базу в проливе Мак-Мердо , на противоположной стороне континента. После приземления они заложат склады на пути трансконтинентального отряда до ледника Бердмор , надеясь встретить там этот отряд и помочь ему вернуться домой. Они также будут проводить геологические и другие наблюдения. [14]

Корпоративное спонсорство экспедиции; «Аврору» заливают парафином, предоставленным Shell .

Шеклтон подсчитал, что ему понадобится 50 000 фунтов стерлингов (текущая стоимость 6 061 000 фунтов стерлингов), чтобы осуществить простейшую версию своего плана. [15] Он не верил в обращения к общественности: «(они) вызывают бесконечные бухгалтерские заботы». [10] Выбранный им метод сбора средств заключался в сборе пожертвований от богатых спонсоров, и он начал этот процесс в начале 1913 года, но поначалу без особого успеха. [10] Первое значительное поощрение пришло в декабре 1913 года, когда британское правительство предложило ему 10 000 фунтов стерлингов при условии, что он сможет собрать эквивалентную сумму из частных источников. [15] Королевское географическое общество (RGS), от которого он ничего не ожидал, дало ему 1000 фунтов стерлингов — по словам Хантфорда, Шеклтон широким жестом сообщил им, что ему нужно будет взять только половину этой суммы. [16] Лорд Роузбери, который ранее заявлял о своем отсутствии интереса к полярным экспедициям, дал 50 фунтов стерлингов. [15]

В феврале 1914 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что драматург Дж. М. Барри — близкий друг Скотта, который стал соперником Шеклтона в конце его карьеры — конфиденциально пожертвовал 50 000 долларов (около 10 000 фунтов стерлингов). Поскольку время истекло, в первой половине 1914 года в конечном итоге были получены пожертвования. Дадли Докер из Бирмингемской компании стрелкового оружия дал 10 000 фунтов стерлингов, богатая наследница табачных изделий Джанет Стэнкомб-Уиллс дала «щедрую» сумму (сумма не разглашается), [17] а в июне шотландский промышленник сэр Джеймс Ки Кэрд пожертвовал 24 000 фунтов стерлингов (текущая стоимость 2 910 000 фунтов стерлингов). Шеклтон сообщил газете Morning Post , что «этот великолепный подарок избавляет меня от всякого беспокойства». [17]

Теперь у Шеклтона были деньги, чтобы продолжить. Он приобрел за 14 000 фунтов стерлингов (текущая стоимость 1 700 000 фунтов стерлингов) [18] [19] 300-тонный баркентин под названием «Полярис» , построенный для бельгийского исследователя Адриена де Жерлаша для экспедиции на Шпицберген . Эта схема рухнула, и корабль стал доступным. [20] Шеклтон сменила имя на «Выносливость» , что отражает девиз его семьи: «Выносливостью мы побеждаем». [15] Еще за 3200 фунтов стерлингов (текущая стоимость 388 000 фунтов стерлингов) он приобрел Дугласа Моусона экспедиционный корабль «Аврора » , стоявший в Хобарте , Тасмания . Он будет действовать как судно группы моря Росса. [14]

Сколько денег собрал Шеклтон, чтобы покрыть общие расходы на экспедицию (позже Daily Mail подсчитала , что это около 80 000 фунтов стерлингов) [18] является неопределенным, поскольку размер пожертвования Стэнкомб-Уиллс неизвестен. Деньги были постоянной проблемой для Шеклтона, который в целях экономии вдвое сократил финансирование, выделяемое партии Моря Росса, - факт, о котором командир партии Эней Макинтош обнаружил только тогда, когда прибыл в Австралию, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей. [21] Макинтош был вынужден торговаться и просить денег и припасов, чтобы сделать свою часть экспедиции жизнеспособной. [22] Однако Шеклтон осознал потенциальную прибыль от экспедиции. Он продал эксклюзивные права на газету Daily Chronicle и сформировал Имперский трансантарктический киносиндикат, чтобы воспользоваться правами на экранизацию. [23]

Персонал

[ редактировать ]
Мужчина с волосами на пробор по центру, в высоком белом воротнике с галстуком и в темной куртке. Выражение его лица серьезное
Эрнест Шеклтон , руководитель Императорской Трансантарктической экспедиции

Согласно легенде, Шеклтон разместил в лондонской газете объявление, в котором говорилось: « Требуются люди для опасного путешествия. Низкая заработная плата, сильный холод, долгие часы полной темноты. Безопасное возвращение сомнительно. Честь и признание в случае успеха ». Поиски оригинальной рекламы оказались безуспешными, и эту историю обычно считают апокрифом. [24] [25] Шеклтон получил более 5000 заявок на места в экспедиции, в том числе письмо от «трех спортивных девушек», в которых говорилось, что, если их женская одежда неудобна, они «просто с удовольствием наденут мужскую одежду». [26]

В конце концов экипажи двух частей экспедиции были сокращены до 28 человек в каждой, включая Уильяма Бэйкуэлла , который присоединился к кораблю в Буэнос-Айресе; его друг Перс Блэкбороу , который скрылся, когда его заявление было отклонено; [27] и несколько назначенных в последнюю минуту встреч с членами команды Моря Росса в Австралии. [28] Временным членом экипажа был сэр Дэниел Гуч, внук известного пионера железной дороги Дэниела Гуча , который в последний момент вмешался, чтобы помочь Шеклтону в качестве кинолога, и подписался на зарплату опытного моряка. [29] Гуч согласился доплыть с «Эндюранс» до Южной Георгии. [30]

В качестве своего заместителя Шеклтон выбрал Фрэнка Уайлда , который был с ним в экспедициях «Дискавери» и «Нимрод» и «Дальний Юг» . в 1909 году был одним из членов группы [31] Уайлд только что вернулся из Австралазийской антарктической экспедиции Моусона . Капитаном «Эндюранса» Шеклтон хотел Джона Кинга Дэвиса , который командовал «Авророй» во время Австралазийской антарктической экспедиции. Дэвис отказался, посчитав, что предприятие «обречено». [20] поэтому назначение досталось Фрэнку Уорсли , который утверждал, что подал заявку на участие в экспедиции, узнав об этом во сне. [32] Том Крин , награжденный медалью Альберта за спасение жизни лейтенанта Эдварда Эванса в экспедиции Терра Нова , взял отпуск из Королевского флота , чтобы записаться на работу «Эндюранс » вторым офицером ; другой опытный антарктический специалист, Альфред Читам , стал третьим помощником. [33] два ветерана «Нимрода» В отряд Моря Росса были прикомандированы : Макинтош, который им командовал, и Эрнест Джойс . Шеклтон надеялся, что «Аврора» будет укомплектована военно-морским экипажем, и запросил у Адмиралтейства офицеров и солдат, но получил отказ. [34] После того, как Шеклтон настоял на своем, ему был назначен один офицер Королевской морской пехоты , капитан Томас Орд-Лис , который был суперинтендантом физической подготовки на учебном складе морской пехоты. [35]

В научный состав из шести человек, сопровождавших «Эндьюранс», входили два хирурга, Александр Маклин и Джеймс Макилрой ; геолог Джеймс Уорди ; биолог Роберт Кларк ; физик Реджинальд В. Джеймс ; и Леонард Хасси , метеоролог, который в конечном итоге отредактировал отчет об экспедиции Шеклтона на юг . За визуальную запись экспедиции отвечали ее фотограф Фрэнк Херли и художник Джордж Марстон . [36] Окончательный состав партии моря Росса торопился. Некоторые из тех, кто покинул Великобританию и отправился в Австралию, чтобы присоединиться к «Авроре», подали в отставку еще до того, как она отправилась в море Росса, а полный состав экипажа до последней минуты находился под вопросом. [37] Внутри группы только Макинтош и Джойс имели какой-либо предыдущий опыт работы в Антарктике; Макинтош потерял глаз в результате несчастного случая во время экспедиции Нимрода и рано ушел домой. [31]

Экспедиция

[ редактировать ]

Морская вечеринка Уэдделла

[ редактировать ]

Путешествие сквозь льды

[ редактировать ]
Мужчины с помощью инструментов для копания удаляют лед вокруг корпуса корабля, образуя ледяную лужу с водой.
Члены экипажа работают над освобождением корабля изо льда

«Эндьюранс » без Шеклтона (который был задержан в Англии по делам экспедиции) покинул Плимут 8 августа 1914 года, направившись сначала в Буэнос-Айрес . Здесь к экспедиции присоединился Шеклтон, путешествовавший на более быстроходном корабле. Херли также поднялся на борт вместе с Бэйквеллом и безбилетным пассажиром Блэкбороу, в то время как несколько других покинули корабль или были выписаны. [38] 26 октября корабль отправился в Южную Атлантику и 5 ноября прибыл в Южную Георгию. Первоначальное намерение Шеклтона состояло в том, чтобы переправа произошла в первом сезоне 1914–1915 годов. [14] Хотя вскоре он осознал непрактичность этого решения, он не позаботился проинформировать Макинтоша и команду Моря Росса об изменении своего плана. По словам корреспондента Daily Chronicle Эрнеста Перриса, телеграмма, предназначенная Макинтошу, так и не была отправлена. [39]

После месячной остановки на китобойной станции Грютвикен на Южной Георгии « Эндюранс» 5 декабря отправился в Антарктику. [38] Двумя днями позже Шеклтон был сбит с толку, обнаружив паковый лед на севере, на 57°26′ ю.ш. [40] заставляя корабль маневрировать. В последующие дни произошли новые стычки с паком, который 14 декабря был достаточно густым, чтобы остановить корабль на 24 часа. Через три дня корабль снова остановили. Шеклтон прокомментировал: «Я был готов к плохим условиям в море Уэдделла, но надеялся, что стая будет рыхлой. Мы столкнулись с довольно плотной стаей очень упрямого характера». [41]

Продвижение « Эндьюранса » было удручающе медленным, пока 22 декабря не открылись пути, и корабль смог уверенно продолжать движение на юг. Это продолжалось в течение следующих двух недель, в результате чего группа погрузилась глубоко в море Уэдделла. [42] Дальнейшие задержки затем замедлили прогресс после начала года, прежде чем длительный переход на юг в течение 7–10 января 1915 года привел их к 100-футовым (30-метровым) ледяным стенам, которые охраняли антарктический прибрежный район Земли Коутса . Эта территория была открыта и названа Уильямом Спирсом Брюсом в 1904 году во время Шотландской национальной антарктической экспедиции. [43] 15 января «Эндьюранс» столкнулся с огромным ледником , край которого образовал бухту, которая оказалась хорошим местом для приземления. Однако Шеклтон посчитал, что это слишком далеко к северу от залива Вахсел для высадки, «кроме случаев крайней необходимости» - решение, о котором он позже пожалел. [44] 17 января корабль достиг 76°27′ ю.ш., где уже была слабо различима земля. Шеклтон назвал его Кэрд-Кост в честь своего главного покровителя. Плохая погода вынудила корабль укрыться под защитой застрявшего айсберга . [44]

«Эндьюранс» теперь находился недалеко от Земли Луитпольда , открытой Фильшнером в 1912 году, на южном конце которой находился пункт назначения — залив Вахсель. На следующий день корабль продвинулся на северо-запад на 14 миль (23 км), возобновив движение в основном в южном направлении, прежде чем был полностью остановлен. [44] Положение было 76°34’ю.ш., 31°30’з.д. После десяти дней бездействия пожары « Эндьюранса » были спрятаны в целях экономии топлива. [45] Чтобы освободить ее, были предприняты напряженные усилия; 14 февраля Шеклтон приказал людям выйти на лед с долотами, колючками, пилами и кирками, чтобы попытаться прорваться, но работа оказалась тщетной. На этом этапе Шеклтон не оставил всякой надежды вырваться на свободу, но теперь обдумывал «возможность провести зиму в негостеприимных объятиях стаи». [46]

Дрейф выносливости

[ редактировать ]
Двое мужчин в тяжелой одежде стоят в окружении насыпей льда, возвышающихся значительно над их головами.
Шеклтон и Уайлд среди торосов пакового льда.

22 февраля 1915 года «Эндьюранс» , все еще удерживаемый, дрейфовал к своей самой южной широте, 76°58’ю.ш. После этого она начала двигаться со стаей в северном направлении. [47] 24 февраля Шеклтон понял, что они проведут во льдах всю зиму, и приказал отказаться от работы корабля. Собак сняли с борта и поместили в ледяные конуры или «собачьи будки», а внутреннюю часть корабля превратили в подходящее зимнее помещение для различных групп людей — офицеров, ученых, инженеров и моряков. устройство Беспроводное было установлено, но его расположение было слишком удаленным для приема или передачи сигналов. [46]

Шеклтону был известен недавний пример корабля Фильшнера « Дойчланд» , который застрял во льду в том же районе тремя годами ранее. После того, как попытки Филчнера создать наземную базу в заливе Вахсел потерпели неудачу, его корабль оказался в ловушке 6 марта 1912 года примерно в 200 милях (320 км) от побережья Земли Коутса. Шесть месяцев спустя, на 63°37' широты, корабль вырвался на свободу, а затем направился к Южной Георгии, очевидно, ничуть не худшей для своих испытаний. Шеклтон считал, что подобный опыт может позволить «Эндюранс» предпринять вторую попытку достичь залива Вахсел следующей антарктической весной. [7]

В феврале и марте скорость дрейфа была очень низкой. В конце марта Шеклтон подсчитал, что с 19 января корабль прошел всего 95 миль (153 км). [48] Однако с наступлением зимы скорость дрейфа увеличилась, и состояние окружающего льда изменилось. 14 апреля Шеклтон зафиксировал, что ближайший пак «нагромождается и наталкивается на массы льда» - если бы корабль попал в это возмущение, «он был бы раздавлен, как яичная скорлупа». [48] В мае, когда в зимние месяцы зашло солнце, корабль находился на координатах 75°23’ ю.ш., 42°14’ з.д. и все еще дрейфовал на север. Пройдет как минимум четыре месяца, прежде чем весна принесет шанс вскрыть лед, и не было уверенности, что «Эндьюранс» вырвется на свободу вовремя и попытается вернуться в район залива Вахсель. [49] Шеклтон теперь рассматривал возможность найти альтернативную площадку для высадки на западном берегу моря Уэдделла, если до этого побережья можно будет добраться. «А пока, — писал он, — надо подождать». [48]

Ряд сидящих собак смотрит на разрушенную путаницу мачт, такелажа и парусов.
Собаки наблюдают за «Эндьюрансом» на заключительной стадии его дрейфа, незадолго до того, как он затонул на дно моря Уэдделла.

В темные зимние месяцы май, июнь и июль Шеклтон был озабочен поддержанием физической формы, тренировок и морального духа. Хотя возможности для деятельности были ограничены, собак тренировали (а иногда и соревновались в гонках), мужчин поощряли гулять при лунном свете, а на борту корабля пытались устроить театральные представления. Особые события, такие как День Империи, отмечались должным образом. [50] [51] Первые признаки вскрытия льда появились 22 июля. 1 августа во время юго-западного шторма с сильным снегопадом льдина начала разрушаться вокруг корабля, давление заставило массы льда оказаться под килем и вызвать сильный крен налево . Положение было опасным; Шеклтон писал: «Эффект давления вокруг нас был впечатляющим. Могучие глыбы льда [...] медленно поднимались, пока не подпрыгивали, как вишневые косточки, зажатые между большим и указательным пальцами [...], если бы корабль когда-то был захвачен ее судьба будет твердо решена». [52] Опасность миновала, и последующие недели прошли спокойно. Во время этого относительного затишья корабль дрейфовал в район, где в 1823 году капитан Бенджамин Моррелл с судна « Оса» сообщил, что видел береговую линию, которую он определил как « Новую Южную Гренландию ». Не было никаких признаков такой земли; Шеклтон пришел к выводу, что Моррелла обмануло присутствие больших айсбергов. [53]

30 сентября корабль выдержал то, что Шеклтон назвал «самым сильным сжатием, которое мы когда-либо испытывали». [54] Уорсли описал давление как будто его « швыряли взад и вперед, как волан ». дюжину раз [54] 24 октября правый борт столкнулся с большой льдиной, давление увеличивалось до тех пор, пока корпус не начал гнуться и раскалываться, так что вода из-подо льда начала литься в корабль. Когда бревна ломались, они издавали звуки, которые моряки позже описали как похожие на звуки «тяжелых фейерверков и выстрелов из орудий». [55] Припасы и три спасательные шлюпки были переброшены на лед, а команда попыталась укрепить корпус корабля и откачать набегающую воду. Однако через несколько дней, 27 октября 1915 года, при температуре ниже -15 ° F (-26 ° C) Шеклтон отдал приказ покинуть корабль. Позиция оставления составляла 69°05′ ю.ш., 51°30′ з.д. [56] Обломки остались на плаву, и в течение следующих недель команда собрала дополнительные припасы и материалы, включая фотографии и фотоаппараты Херли, которые изначально были оставлены. Из примерно 550 тарелок Херли выбрал 120 лучших, максимум, который можно было унести, и разбил остальные. [57]

Кемпинг на льду

[ редактировать ]
Херли и Шеклтон

С потерей « Эндюранс» трансконтинентальные планы были оставлены, и фокус сместился на выживание. Намерением Шеклтона теперь было направить команду на запад, к одному из нескольких возможных пунктов назначения. Его первая мысль была об острове Паулет , где, как он знал, была хижина с большим складом продовольствия, потому что он заказал ее 12 лет назад, когда организовывал помощь Отто Норденшельда . застрявшей шведской экспедиции [58] Другими возможными вариантами были остров Сноу-Хилл , который был зимним местом Норденшёльда и, как полагали, содержал запасы предметов первой необходимости. [59] или остров Робертсон . [60] Шеклтон считал, что с одного из этих островов они смогут добраться до Земли Грэма, пересечь ее и добраться до китобойных застав в заливе Вильгельмина . [59] Он подсчитал, что в день, когда «Эндьюранс» был оставлен, они находились в 346 милях (557 км) от острова Паулет. [58] Уорсли рассчитал, что расстояние до острова Сноу-Хилл составляет 312 миль (500 км), а до залива Вильгельмина - еще 120 миль (190 км). [59] Он считал, что марш слишком рискован; им следует дождаться, пока лед вынесет их на открытую воду, а затем спастись на лодках. Шеклтон одержал над ним верх. [59]

Прежде чем марш мог начаться, Шеклтон приказал застрелить самых слабых животных, в том числе плотника Гарри Макниша кошку , миссис Чиппи , и щенка, который стал домашним животным хирурга Маклина. [61] две корабельные спасательные шлюпки Компания отправилась в путь 30 октября 1915 года, привезя на санях . Проблемы быстро возникли, поскольку состояние морского льда вокруг них ухудшилось. По словам Херли, поверхность превратилась в «лабиринт кочек и хребтов», в котором едва ли квадратный ярд был гладким. [60] За три дня группе удалось преодолеть всего две мили (3,2 км), и 1 ноября Шеклтон отказался от марша; они разобьют лагерь и будут ждать, пока растает лед. [62] Они дали название «Океанский лагерь» плоской и солидной на вид льдине, на которой закончился их прерванный марш, и расположились ждать. Стороны продолжали посещать затонувший корабль «Эндьюранс» , который все еще дрейфовал во льду недалеко от лагеря. Остальные брошенные припасы были извлечены до тех пор, пока 21 ноября корабль наконец не ушел подо лед. [63] Место последнего упокоения «Эндюранса» оставалось загадкой почти 107 лет, пока обломки не были обнаружены 5 марта 2022 года. [64]

Старая карта, показывающая неполную береговую линию Антарктии. На карте указана линия дрейфа «Эндьюранса» в 1915 году, а также более ранний дрейф «Дойчланд» Фильхнера и линия путешествия Джеймса Уэдделла в 1823 году.
Путь дрейфа Endurance и путь отхода на остров Слонов

Лед дрейфовал недостаточно быстро, чтобы его можно было заметить, хотя к концу ноября скорость достигала семи миль (11 км) в день. [65] К 5 декабря они прошли 68°ю.ш., но направление поворачивало немного восточнее севера. [66] Это привело трансконтинентальную группу к положению, из которого было бы трудно добраться до острова Сноу-Хилл, хотя вероятность острова Полет, расположенного дальше на север, оставалась. [66] Остров Полет находился примерно в 250 милях (400 км) от него, и Шеклтон стремился сократить продолжительность пути на спасательной шлюпке, необходимого для достижения его. Поэтому 21 декабря он объявил о втором марше, который начнется 23 декабря. [67]

Однако условия не улучшились со времени предыдущей попытки. Температура поднялась, стало неприятно жарко, люди падали на колени в мягком снегу, пытаясь протащить лодки через напорные хребты. 27 декабря Макниш восстал и отказался работать. [67] утверждая, что закон Адмиралтейства утратил силу после затопления « Эндьюранса » и что он больше не подчинялся приказам. Твердый протест Шеклтона в конце концов заставил плотника повиноваться, но инцидент никогда не был забыт. [68] Двумя днями позже, пройдя всего семь с половиной миль (12,1 км) за семь изнурительных дней, Шеклтон объявил остановку, заметив: «Нам понадобится более трехсот дней, чтобы достичь земли». [69] Экипаж разбил палатки и поселился в том, что Шеклтон назвал «Лагерем терпения», который станет их домом более трех месяцев. [69]

Припасы теперь были на исходе. Херли и Маклина отправили обратно в Оушен-Кэмп, чтобы забрать оставленную там еду, чтобы облегчить бремя санных команд. 2 февраля 1916 года Шеклтон отправил большую группу обратно, чтобы вернуть третью спасательную шлюпку. [70] Нехватка продовольствия стала острой по прошествии нескольких недель, и мясо тюленя , которое добавило разнообразия в их рацион, теперь стало основным продуктом питания, поскольку Шеклтон пытался сохранить оставшиеся упакованные пайки. В январе все группы собак, кроме двух (общая численность которых сократилась из-за несчастных случаев и болезней в предыдущие месяцы) были расстреляны по приказу Шеклтона, поскольку потребность собак в тюленьем мясе была чрезмерной. [70] Две последние команды были расстреляны 2 апреля, и к тому времени их мясо стало долгожданным дополнением к рациону. [71] Тем временем скорость дрейфа стала нестабильной; после удерживания около 67° в течение нескольких недель, в конце января произошла серия быстрых движений на северо-восток, в результате которых к 17 марта лагерь Пейшенс оказался на широте острова Паулет, но на 60 морских миль (111 км) от это восток. «Это могло быть шестьсот человек, несмотря на все наши шансы добраться до него по сломанному морскому льду», - записал Шеклтон. [72]

Теперь у отряда была более или менее постоянная земля в поле зрения. Пик горы Хаддингтон на острове Джеймса Росса оставался в поле зрения, пока группа медленно проплывала мимо. [73] Они находились слишком далеко на севере, чтобы можно было добраться до Сноу-Хилла или острова Полет, и главные надежды Шеклтона теперь были связаны с двумя оставшимися небольшими островами на северной оконечности Земли Грэма. Это были острова Кларенс и Остров Элефант , расположенные примерно в 100 морских милях (185 км) к северу от их позиции 25 марта. [72] Затем он решил, что остров Десепшн может быть лучшим местом назначения. Это место лежало далеко на западе, в сторону Южных Шетландских островов , но Шеклтон считал, что его можно достичь, путешествуя по островам. Его преимущество заключалось в том, что его иногда посещали китобои и он мог содержать провизию, тогда как острова Кларенс и Остров Элефант были пустынными и непосещаемыми. [74] Чтобы добраться до любого из этих пунктов назначения, потребовалось бы опасное путешествие на спасательных шлюпках, как только льдина, по которой они дрейфовали, наконец, распалась. Ранее спасательные шлюпки были названы в честь трех главных финансовых спонсоров экспедиции: Джеймса Кэрда , Дадли Докера и Стэнкомба Уиллса . [75]

Путешествие на спасательной шлюпке на остров Слона

[ редактировать ]
Пути, пройденные от окружения «Эндюранс » до окончательного спасения

О завершении лагеря Терпения стало известно вечером 8 апреля, когда льдина внезапно раскололась. Лагерь теперь оказался на небольшом треугольном ледяном плоту; разрыв этого соглашения означал бы катастрофу, поэтому Шеклтон подготовил спасательные шлюпки к вынужденному отбытию группы. [76] Теперь он решил, что они попытаются, если возможно, добраться до далекого острова Десепшн, потому что, как сообщается, для китобоев была построена небольшая деревянная церковь. Это может стать источником древесины, которая позволит им построить мореходную лодку. [76]

9 апреля в 13:00 был спущен на воду «Дадли Докер» , а через час все три лодки уже ушли. Сам Шеклтон командовал « Джеймсом Кэрдом» , Уорсли — « Дадли Докером» , а штурман Хьюберт Хадсон номинально руководил « Стэнкомб Уиллс» , хотя из-за его нестабильного психического состояния эффективным командиром был Том Крин. [77]

Лодки были окружены льдом и зависели от открывающихся участков воды, и продвижение было опасным и нестабильным. Часто лодки привязывали к льдинам или затаскивали на них, а люди разбивали лагерь и ждали улучшения условий. [78] Шеклтон снова колебался между несколькими потенциальными пунктами назначения и 12 апреля отверг различные варианты островов и остановился на заливе Хоуп , на самой оконечности Земли Грэма. Однако условия в лодках, температура иногда доходила до -20 ° F (-29 ° C), мало еды и регулярное купание в ледяной морской воде, изматывали людей физически и морально. Поэтому Шеклтон решил, что остров Элефант, ближайшее из возможных убежищ, теперь является наиболее практичным вариантом. [79]

14 апреля лодки стояли у юго-восточного побережья острова Элефант, но не смогли приземлиться, поскольку берег состоял из отвесных скал и ледников. На следующий день « Джеймс Кэрд» обогнул восточную оконечность острова, достиг северного подветренного берега и обнаружил узкий галечный пляж. Вскоре после этого три лодки, разлученные прошлой ночью, воссоединились в этом месте приземления. По отметкам прилива было очевидно, что этот пляж не будет служить долгосрочным лагерем. [80] поэтому на следующий день Уайлд и его команда отправились на Стэнкомб-Уиллс исследовать побережье в поисках более безопасного места. Они вернулись с новостями о длинном участке земли в семи милях (11 км) к западу. С минимальной задержкой люди вернулись в лодки и перебрались в это новое место, которое позже окрестили мысом Диким. [81]

Путешествие Джеймса Кэрда

[ редактировать ]

Остров Элефант был отдаленным, необитаемым и редко посещаемым китобоями или другими судами. Если отряд хочет вернуться к цивилизации, необходимо будет позвать на помощь. Единственный реальный способ сделать это — адаптировать одну из спасательных шлюпок для путешествия длиной 800 миль (1300 км) через Южный океан к Южной Георгии. Шеклтон отказался от мысли отправиться с группой в менее опасное путешествие на остров Десепшн. [82] из-за плохого физического состояния многих членов его партии. Порт-Стэнли на Фолклендских островах был ближе, чем Южная Георгия, но добраться до него было невозможно, так как для этого требовалось плыть против сильного преобладающего ветра. [83]

Шеклтон выбрал команду на лодке: он сам, Уорсли, Крин, Макниш и моряки Джон Винсент и Тимоти Маккарти . По указанию Шеклтона Макниш немедленно приступил к адаптации Джеймса Кэрда , импровизируя инструменты и материалы. [84] [85] Уайлд должен был остаться ответственным за группу на острове Слонов с указанием отправиться на остров Десепшн следующей весной, если Шеклтон не вернется. [82] Шеклтон взял припасы всего на четыре недели, посчитав, что, если за это время не будет достигнута земля, лодка будет потеряна. [86]

длиной 22,5 фута (6,9 м) Судно «Джеймс Кэрд» было спущено на воду 24 апреля 1916 года. Успех путешествия зависел от исключительной точности навигации Уорсли с использованием наблюдений, которые приходилось проводить в самых неблагоприятных условиях. [87] Преобладающий ветер дул с северо-запада, но тяжелые морские условия быстро погрузили все в ледяную воду. Вскоре на лодке плотно обледенел лед, из-за чего она плыла вяло. 5 мая северо-западный шторм едва не привел к разрушению лодки, поскольку она столкнулась с тем, что Шеклтон назвал самыми большими волнами, которые он видел за 26 лет в море. [88] 8 мая была замечена Южная Георгия после 14-дневной битвы со стихией, которая довела лодочную группу до предела физических возможностей. Двумя днями позже, после продолжительной борьбы с сильным волнением на море и ураганным ветром на юге острова, группа выбралась на берег в заливе Кинг-Хакон . [89]

Переправа через Южную Георгию

[ редактировать ]
Вид с воздуха на ледяные горные вершины и долины, вода на переднем плане
Внутренняя часть Южной Георгии, фотография Фрэнка Херли.

За прибытием « Джеймса Кэрда» в залив Кинг-Хакон последовал период отдыха и восстановления сил, пока Шеклтон обдумывал следующий шаг. Населенные китобойные станции Южной Георгии располагались на северном побережье. Добраться до них означало бы либо совершить еще одно путешествие на лодке вокруг острова, либо пересечь его неизведанную внутреннюю часть. Состояние « Джеймса Кэрда » и физическое состояние группы, особенно Винсента и Макниша, означали, что переправа была единственным реальным вариантом. [90] [91]

Через пять дней группа отвела лодку на небольшое расстояние на восток, к истоку глубокой бухты, которая должна была стать отправной точкой переправы. Шеклтон, Уорсли и Крин предстояло отправиться в путь по суше, а остальные остались в том, что они окрестили « Лагерем Пегготи », чтобы их забрали позже, после того, как будет получена помощь с китобойных станций. Шторм 18 мая задержал их старт, но к двум часам следующего утра погода стала ясной и спокойной, и через час группа переправилась в путь. [91]

Пунктом назначения группы была китобойная станция в Стромнессе , которая была «Эндюранс » последним портом захода в их исходном путешествии. Это было примерно в 26 милях (40 км) от нас, на краю хребта Эллардайс . Известно, что еще одна китобойная станция находилась в гавани Принца Олава , всего в шести милях (10 км) к северу от лагеря Пегготи, на более легкой местности, но, насколько было известно группе, она была заселена только в летние месяцы. Шеклтон и его люди не знали, что за время их двухлетнего отсутствия в Антарктиде владельцы станции начали круглогодичную работу. [92]

Без карты маршрут, выбранный партией, был во многом предположительным. К рассвету они поднялись на высоту 3000 футов (910 м) и смогли увидеть северное побережье. Они находились над заливом Поссессион , а это означало, что им придется двигаться на восток, чтобы достичь Стромнесса. Это означало первое из нескольких отступлений, которые продлили путь и расстроили людей. В конце первого дня, поскольку им нужно было спуститься в долину под ними до наступления темноты, они рискнули всем, скатившись по склону горы на импровизированных веревочных санях. [93] Они шли без отдыха при лунном свете, продвигаясь вверх к ущелью в следующем горном хребте.

Рано утром следующего дня, 20 мая, увидев под собой гавань Хусвик , группа поняла, что они на правильном пути. В семь часов утра они услышали звук парового свистка со стороны Стромнесса, «первый звук, созданный внешним человеческим фактором, который дошел до наших ушей с тех пор, как мы покинули залив Стромнесс в декабре 1914 года». [94] После трудного спуска, который включал проход через замерзающий водопад, они наконец достигли безопасности. [95] Шеклтон писал впоследствии: «Я не сомневаюсь, что нас вело Провидение … Я знаю, что во время этого долгого и изнурительного 36-часового марша по безымянным горам и ледникам мне часто казалось, что нас было четверо, а не трое». [96] Этот образ четвертого путешественника нашел отражение в отчетах Уорсли и Крина и позже повлиял на Т. С. Элиота при написании его стихотворения «Бесплодная земля» . [97] Об этом явлении сообщили другие искатели приключений, и оно известно как фактор третьего человека .

Отъезд Джеймса Кэрда
О благополучном возвращении Шеклтона было сообщено 2 июня 1916 года в газетах «Таймс» (показано здесь) и «Манчестер Гардиан» ( полная статья ) после репортажа Шеклтона с Фолклендских островов примерно через 12 дней после того, как он достиг станции Стромнесс.

Первой задачей Шеклтона по прибытии на станцию ​​Стромнесс было организовать встречу трех своих товарищей в лагере Пегготи. Вокруг побережья был отправлен китобойный корабль с Уорсли на борту, чтобы показать путь, и к вечеру 21 мая все шестеро из группы Джеймса Кэрда были в безопасности. [98]

Потребовалось четыре попытки, прежде чем Шеклтон смог вернуться на Остров Слонов и спасти застрявшую там группу. Впервые он покинул Южную Георгию всего через три дня после прибытия в Стромнесс, после того как добился использования большого китобойного судна « Южное небо» , стоявшего на приколе в гавани Хусвик. Шеклтон собрал команду добровольцев, которая была готова к отплытию к утру 22 мая. Когда судно приблизилось к острову Элефант, они увидели, что примерно в 70 милях (110 км) от пункта назначения образовался непреодолимый барьер из пакового льда. «Южное небо» не было построено для разрушения льда и отступило в Порт-Стэнли на Фолклендских островах. [99]

Достигнув Порт-Стэнли, Шеклтон телеграммой сообщил Лондону о своем местонахождении и попросил отправить подходящее судно на юг для спасательной операции. Адмиралтейство проинформировало его, что до октября ничего не будет, что, по его мнению, было слишком поздно. Затем, с помощью британского министра в Монтевидео , Шеклтон получил от правительства Уругвая кредит на мощный траулер Instituto de Pesca No. 1 , который отправился на юг 10 июня. И снова стая помешала им. В поисках другого корабля Шеклтон, Уорсли и Крин отправились в Пунта-Аренас , где встретили Аллана Макдональда, британского владельца шхуны « Эмма» . Макдональд снарядил это судно для дальнейшей попытки спасения, которая вышла 12 июля, но с тем же отрицательным результатом — стая снова их победила. [100] Позже Шеклтон назвал ледник в честь Макдональда на шельфовом леднике Бранта в море Уэдделла. После того, как возникли проблемы с идентификацией этого ледника, близлежащий ледяной подъем был переименован в Макдональдский Ледяной Румплс .

Наступила середина августа, прошло более трех месяцев с тех пор, как Шеклтон покинул Остров Элефант. Шеклтон умолял ВМС Чили одолжить ему Yelcho , небольшой паровой буксир, который помогал Эмме во время предыдущей попытки. Они согласились; 25 августа «Елчо» под командованием капитана ВМС Чили Луиса Пардо отправился на остров Элефант. На этот раз, как записал Шеклтон, провидение благоволило им. Море было открыто, и корабль смог вплотную подойти к острову в густом тумане. В 11:40 30 августа туман рассеялся, лагерь был замечен, и через час вся группа с острова Элефант благополучно оказалась на борту и направилась в Пунта-Аренас. [101]

На острове Слонов

[ редактировать ]
Группа мужчин сидела тесно друг к другу в тяжелой зимней одежде и шапках. Их окружает снег и лед.

После того, как Шеклтон ушел с Джеймсом Кэрдом , Уайлд взял на себя командование отрядом на острове Элефант, некоторые из которых находились в плохом физическом или психическом состоянии: Льюис Рикинсон перенес подозрение на сердечный приступ; Перс Блэкбороу не мог ходить из-за обморожения ног; Хьюберт Хадсон был в депрессии. [102] Приоритетом для группы было постоянное укрытие от быстро приближающейся южной зимы. По предложению Марстона и Лайонела Гринстритов хижина, получившая прозвище «Уютная», была импровизирована путем переворота двух лодок и размещения их на низких каменных стенах, чтобы обеспечить высоту около пяти футов (1,5 м). С помощью холста и других материалов сооружение превратилось в грубое, но эффективное укрытие. [103]

Первоначально Уайлд подсчитал, что им придется ждать спасения один месяц, и отказался разрешить долгосрочное накопление мяса тюленей и пингвинов, поскольку, по его мнению, это было пораженчеством. [104] Эта политика привела к резким разногласиям с Орд-Лисом, кладовщиком, который не был популярным человеком и чье присутствие, по-видимому, мало способствовало улучшению морального духа его товарищей, если только оно не было мишенью их шуток. [105]

Поскольку недели продлились далеко за пределы его первоначального оптимистического прогноза, Уайлд установил и поддерживал распорядок дня и занятия, чтобы облегчить скуку. Велось постоянное наблюдение за прибытием спасательного корабля, были установлены графики приготовления пищи и ведения домашнего хозяйства, проводились охотничьи походы на тюленей и пингвинов. [106] По субботам проводились концерты и отмечались юбилеи, но с течением времени чувство уныния росло, а спасения не было. Пальцы на левой ноге Блэкбороу подверглись гангрене из-за обморожения, и 15 июня хирургам Маклину и Макилрою пришлось ампутировать их в хижине, освещенной свечами. Используя остатки хлороформа из своих медицинских принадлежностей, вся процедура заняла 55 минут и увенчалась полным успехом. [107]

К 23 августа казалось, что политика Уайлда по отказу от накопления запасов провалилась. Окружающее море было покрыто паковым льдом, который мог бы остановить любое спасательное судно, запасы продовольствия заканчивались, а пингвины не выходили на берег. Орд-Лис писал: «Нам придется съесть того, кто умрет первым [...] в шутку сказано много правдивых слов». [108] Мысли Уайлда теперь серьезно обратились к возможности поездки на лодке к острову Десепшн — он планировал отправиться в путь 5 октября в надежде встретить китобойное судно — [109] когда 30 августа 1916 года испытание внезапно закончилось появлением Шеклтона и Йелчо . [110]

Морская вечеринка Росса

[ редактировать ]
Среди группы сидел мужчина со свежим лицом и темными, зачесанными назад волосами. На нем офицерская форма морского офицера с высоким жестким воротником.
Эней Макинтош , отряда Моря Росса командир

Аврора покинула Хобарт 24 декабря 1914 года, задержавшись в Австралии из-за финансовых и организационных проблем. Прибытие в пролив Мак-Мердо 15 января 1915 года произошло позже запланированного сезона, но командир отряда Эней Макинтош немедленно спланировал поездку по закладке депо на шельфовом леднике Росса, поскольку он понимал, что Шеклтон надеется попытаться пересечь пролив. в том первом сезоне. [111] Ни люди, ни собаки не были акклиматизированы, а группа в целом была очень неопытна в ледовых условиях. Первое путешествие по льду привело к потере десяти из 18 собак отряда, а также обморожению и в целом деморализованному береговому отряду; единственное неполное депо было их единственным достижением. [112]

7 мая «Аврора» , стоявшая на якоре у штаб-квартиры отряда на мысе Эванс , была оторвана от причала во время шторма и унесена вместе с дрейфующим льдом далеко в море. Не имея возможности вернуться в залив Мак-Мердо, она оставалась пленницей во льдах в течение девяти месяцев, пока 12 февраля 1916 года, преодолев расстояние около 1600 миль (2600 км), она не достигла открытой воды и, хромая, не добралась до Новой Зеландии. [113] Аврора везла с собой большую часть топлива берегового отряда, продовольственных пайков, одежды и снаряжения, хотя санный паек для складов был выгружен на берег. Чтобы продолжить свою миссию, застрявшему береговому отряду пришлось пополнить запасы и перевооружиться за счет остатков предыдущих экспедиций, в частности экспедиции Скотта « Терра Нова» , которая базировалась на мысе Эванс несколькими годами ранее. Таким образом, они смогли начать закладку депо второго сезона точно по графику, в сентябре 1915 года. [114]

В последующие месяцы необходимые склады были заложены с интервалом в один градус поперек шельфового ледника Росса до подножия ледника Бердмор. [115] На обратном пути с ледника группа заболела цингой ; Арнольд Спенсер-Смит , капеллан и фотограф экспедиции, потерял сознание и погиб на льду. Остальная часть группы достигла временного убежища Хат-Пойнт, реликвии экспедиции «Дискавери» на южной оконечности пролива Мак-Мердо, где они медленно пришли в себя. [116] 8 мая 1916 года Макинтош и Виктор Хейворд решили пройти по нестабильному морскому льду к мысу Эванс, попали в метель, и больше их никто не видел. [117] Выжившие в конце концов достигли мыса Эванс, но им пришлось ждать еще восемь месяцев. Наконец, 10 января 1917 года отремонтированная и переоборудованная «Аврора» , отбытие которой из Новой Зеландии было отложено из-за нехватки денег, прибыла, чтобы доставить их обратно в цивилизацию. [118] Шеклтон сопровождал корабль в качестве сверхштатного офицера, которому было отказано в командовании правительствами Новой Зеландии, Австралии и Великобритании, которые совместно организовали и профинансировали помощь отряду моря Росса. [119]

Возвращение к цивилизации и последствия

[ редактировать ]

Спасенная партия, последний раз соприкасавшаяся с цивилизацией в 1914 году, не знала о ходе Великой войны . Новости о благополучном прибытии Шеклтона на Фолклендские острова ненадолго затмили военные новости в британских газетах 2 июня 1916 года. [120] Елчо был встречен «триумфально» в Пунта-Аренасе После успешной миссии . Затем спасателей перевезли в порт Вальпараисо в центральном Чили , где их снова тепло встретили, откуда они были репатриированы. [121] Экспедиция возвращалась домой частями, на критическом этапе войны, без нормальных почестей и гражданских приемов. Когда сам Шеклтон наконец прибыл в Англию 29 мая 1917 года после короткого лекционного тура по Америке, его возвращение было почти не замечено. [122]

Несмотря на усилия Макниша по подготовке и участию в путешествии Джеймса Кэрда , его предыдущее неподчинение означало, что по рекомендации Шеклтона он был одним из четырех человек, лишенных Полярной медали ; другими, чей вклад не соответствовал ожидаемым стандартам Шеклтона, были Джон Винсент , Уильям Стивенсон и Эрнест Холнесс . [123] Большинство членов экспедиции вернулись, чтобы сразу же пойти на действительную военную или военно-морскую службу. До окончания войны двое — Тим Маккарти, участвовавший в плавании на открытой лодке, и ветеран антарктического моряка Альфред Читам — погибли в бою, а Эрнест Уайлд , младший брат Фрэнка и член отряда моря Росса, умер от тифа во время службы в Средиземноморье. Еще несколько человек были тяжело ранены, многие получили награды за храбрость. [124] После пропагандистской миссии в Буэнос-Айресе Шеклтон в последние недели войны был принят на специальную службу в Мурманск в армейском звании майора . [125] Это занимало его до марта 1919 года. После этого он организовал последнюю антарктическую экспедицию, экспедицию Шеклтона-Роуэтта на Quest , которая покинула Лондон 17 сентября 1921 года. Из команды Endurance Уайлд, Уорсли, Маклин, Макилрой, Хасси, Александр Керр , Томас Маклеод и повар Чарльз Грин отправились вместе с Квестом . [126]

Шеклтон умер от сердечного приступа 5 января 1922 года, когда «Квест» стоял на якоре в Южной Георгии. [127] После его смерти первоначальная программа, включавшая исследование Земли Эндерби, [128] был заброшен. Уайлд совершил короткий круиз, в ходе которого они увидели остров Элефант. Они бросили якорь у мыса Уайлд и смогли увидеть старые достопримечательности, но морские условия не позволили им высадиться на берег. [129]

Прошло более сорока лет, прежде чем Трансантарктическая экспедиция Содружества в 1955–1958 годах совершила первое пересечение Антарктиды. Эта экспедиция отправилась из бухты Вахсел , той самой бухты, которую видел Шеклтон, когда « Эндьюранс» застрял во льду. Они следовали по маршруту, который вообще обошел ледник Бердмор и обошел большую часть шельфового ледника Росс, достигнув пролива Мак-Мердо через спуск с ледника Скелтон . Весь путь занял 98 дней. [130]

Для Чили спасение ознаменовало начало официальных операций страны в Антарктиде. [121]

  1. ^ Шеклтон 1919, с. xi.
  2. ^ Алекс (9 марта 2022 г.). «Выносливость обретена» . Выносливость22 . Проверено 9 марта 2022 г.
  3. ^ Фонтан, Генри (9 марта 2022 г.). «На дне ледяного моря найдено одно из величайших затонувших кораблей в истории» . Нью-Йорк Таймс .
  4. ^ Хантфорд 1975, с. 348.
  5. ^ Хантфорд 1975, с. 50.
  6. ^ Хантфорд 1975, с. 350.
  7. ^ Jump up to: а б с Мерфи, стр. 87–102.
  8. ^ Шеклтон 1919, с. 2.
  9. ^ Смит 2015, с. 252.
  10. ^ Jump up to: а б с Хантфорд 1975, стр. 355–358.
  11. ^ Хантфорд 1975, с. 367.
  12. ^ Хантфорд 1975, стр. 362–363.
  13. ^ Фишер 1957, с. 298.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Шеклтон 1919, стр. xii–xv.
  15. ^ Jump up to: а б с д Фишер 1957, стр. 306–307.
  16. ^ Хантфорд 1975, с. 369.
  17. ^ Jump up to: а б Хантфорд 1975, стр. 375–377.
  18. ^ Jump up to: а б Фишер 1957, с. 306.
  19. ^ Шеклтон 1919, с. хв.
  20. ^ Jump up to: а б Хантфорд 1975, с. 370.
  21. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 34–35.
  22. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 41–48.
  23. ^ Александр 1998, с. 10.
  24. ^ Смит 2015, с. 256.
  25. ^ Шеклтон, вероятно, никогда не снимал объявление о поиске людей для опасного путешествия (журнал Smithsonian)
  26. ^ Фишер 1957, с. 308.
  27. ^ Хантфорд 1975, стр. 383–384.
  28. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 50–53.
  29. ^ Смит 2015, с. 266.
  30. ^ Фишер 1957, с. 315.
  31. ^ Jump up to: а б Тайлер-Льюис 2006, стр. 21–22.
  32. ^ Хантфорд 1975, стр. 364–365.
  33. ^ Фишер 1957, с. 310.
  34. ^ Хантфорд 1975, стр. 370–371.
  35. ^ Хантфорд 1975, с. 372.
  36. ^ Фишер 1957, стр. 311–314.
  37. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 48–53.
  38. ^ Jump up to: а б Александр 1998, стр. 15–18.
  39. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 214–215.
  40. ^ Шеклтон 1919, с. 5.
  41. ^ Шеклтон 1919, с. 11.
  42. ^ Шеклтон 1919, стр. 12–16.
  43. ^ Шеклтон 1919, стр. 23–24.
  44. ^ Jump up to: а б с Шеклтон 1919, стр. 26–28.
  45. ^ Шеклтон 1919, с. 31.
  46. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, стр. 34–40.
  47. ^ Хантфорд 1975, с. 418.
  48. ^ Jump up to: а б с Шеклтон 1919, стр. 43–47.
  49. ^ Хантфорд 1975, с. 421.
  50. ^ Александр 1998, стр. 52–54.
  51. ^ Шеклтон 1919, стр. 50–53.
  52. ^ Шеклтон 1919, с. 58.
  53. ^ Шеклтон 1919, стр. 60–61.
  54. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, стр. 65–66.
  55. ^ Шеклтон 1919, стр. 72–73.
  56. ^ Шеклтон 1919, стр. 74–77.
  57. ^ Хантфорд 1975, с. 461.
  58. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, с. 75.
  59. ^ Jump up to: а б с д Хантфорд 1975, стр. 456–457.
  60. ^ Jump up to: а б Александр 1998, с. 95.
  61. ^ Шеклтон 1919, стр. 81–82.
  62. ^ Александр 1998, с. 98.
  63. ^ Шеклтон 1919, с. 98.
  64. ^ «Видео: HMS Endurance, корабль Эрнеста Шеклтона, найденный в Антарктике спустя 107 лет — CNN Video» . CNN . 9 марта 2022 г. Проверено 9 марта 2022 г.
  65. ^ Шеклтон 1919, с. 94.
  66. ^ Jump up to: а б Хантфорд 1975, стр. 468–469.
  67. ^ Jump up to: а б Хантфорд 1975, стр. 473–476.
  68. ^ Уайт, стр. 305–306.
  69. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, с. 106.
  70. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, стр. 107–109.
  71. ^ Шеклтон 1919, с. 112.
  72. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, с. 116.
  73. ^ Фишер 1957, с. 366.
  74. ^ Шеклтон 1919, с. 119.
  75. ^ Хантфорд 1975, с. 469.
  76. ^ Jump up to: а б Шеклтон 1919, с. 121.
  77. ^ Хантфорд 1975, с. 506
  78. ^ Хантфорд 1975, стр. 508–512.
  79. ^ Хантфорд 1975, стр. 509–513.
  80. ^ Шеклтон 1919, стр. 142–150.
  81. ^ Смит 2015, стр. 328–329.
  82. ^ Jump up to: а б Фишер 1957, с. 371.
  83. ^ Шеклтон 1919, стр. 156–157.
  84. ^ Шеклтон 1919, стр. 158–159.
  85. ^ Александр 1998, стр. 134–135.
  86. ^ Александр 1998, стр. 136–137.
  87. ^ Хантфорд 1975, с. 563.
  88. ^ Фишер 1957, стр. 378–382.
  89. ^ Шеклтон 1919, стр. 175–180.
  90. ^ Шеклтон 1919, с. 185.
  91. ^ Jump up to: а б Фишер 1957, с. 383.
  92. ^ Уорсли 1933, с. 112
  93. ^ Фишер 1957, с. 384.
  94. ^ Фишер 1957, с. 385.
  95. ^ Фишер 1957, с. 386.
  96. ^ Шеклтон 1919, с. 209.
  97. ^ Хантфорд 1975, стр. 696–697.
  98. ^ Шеклтон 1919, с. 208–209.
  99. ^ Шеклтон 1919, стр. 210–213.
  100. ^ Шеклтон 1919, стр. 214–218.
  101. ^ Шеклтон 1919, стр. 218–219.
  102. ^ Хантфорд 1975, с. 533.
  103. ^ Миллс 1999, стр. 239–240.
  104. ^ Миллс 1999, с. 241.
  105. ^ Миллс 1999, стр. 242–250.
  106. ^ Миллс 1999, стр. 250–252.
  107. ^ Хантфорд 1975, стр. 532–533.
  108. ^ Хантфорд 1975, с. 541.
  109. ^ Александр 1998, с. 182.
  110. ^ Миллс 1999, с. 261.
  111. ^ Фишер 1957, стр. 397–400.
  112. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 69–105.
  113. ^ Шеклтон 1919, стр. 307–333.
  114. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 128–144.
  115. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 145–175.
  116. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 176–192.
  117. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 195–197.
  118. ^ Тайлер-Льюис 2006, стр. 222–227, 234–243.
  119. ^ Тайлер-Льюис 2006, с. 231.
  120. ^ Хантфорд 1975, стр. 605–606.
  121. ^ Jump up to: а б Рамирес, Н. (9 марта 2022 г.). «Подвиг чилийского моряка, спасшего на небольшом пароходе потерпевший крушение корабль «Эндьюранс» в Антарктиде» . Эмол (на испанском языке).
  122. ^ Хантфорд 1975, с. 647.
  123. ^ Хантфорд 1975, с. 656.
  124. ^ Шеклтон 1919, стр. 339–341.
  125. ^ Фишер 1957, с. 432.
  126. ^ Смит 2015, стр. 402–407.
  127. ^ Смит 2015, стр. 410–411.
  128. ^ Миллс 1999, с. 289.
  129. ^ Миллс 1999, стр. 304–305.
  130. ^ Фукс и Хиллари 1958, с. 293.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9f62ec6624981b2b4dd60f93f5c55cf__1720286160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/cf/c9f62ec6624981b2b4dd60f93f5c55cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imperial Trans-Antarctic Expedition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)