Джозеф Стенхаус
Джозеф Рассел Стенхаус | |
---|---|
![]() Фрэнк Уорсли и Джозеф Стенхаус, около 1917 года. | |
Рожденный | Дамбартон , Шотландия | 15 ноября 1887 г.
Умер | 12 сентября 1941 г. Красное море ( КИА ) | (53 года)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевский военно-морской резерв |
Лет службы | 1914–1931, 1939–1941 |
Классифицировать | Командир |
Битвы/войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Кавалер Ордена Британской Империи (ОБЕ) Крест за выдающиеся заслуги (DSC) Награда для офицеров Королевского военно-морского резерва (RD) |
Командир Джозеф Рассел Стенхаус , DSO , OBE , DSC , RD , RNR (1887–1941) был моряком шотландского происхождения, офицером Королевского военно-морского флота и антарктическим штурманом, который командовал экспедиционным судном SY Aurora во время его 283-дневного дрейфа во льдах. на службе в отряда Моря Росса составе сэра Эрнеста Шеклтона Имперской трансантарктической экспедиции в 1914–1917 годах. После Авроры побега со льдов он благополучно доставил ее в Новую Зеландию , но впоследствии был заменен на посту командира судна. Позже он с отличием служил в Королевском флоте во время обеих мировых войн.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Дамбартоне , Шотландия, в зажиточной семье кораблестроителей. [ 1 ] и получил образование в Англии в Барроу гимназии . После непродолжительной работы младшим клерком в Регистре судоходства Ллойда , [ 2 ] он проходил стажировку в качестве торгового офицера на парусниках, огибающих мыс Горн. Затем он присоединился к Британско-индийской паровой навигационной компании, а затем в последнюю минуту получил назначение первым помощником на корабле «Аврора» , который тогда находился в Австралии в ожидании ремонта. Получив звание младшего лейтенанта Королевского военно-морского резерва 1 августа 1914 года, Стенхаус отплыл в Австралию на борту « Ионика» 18 сентября. [ 3 ]
Аврора
[ редактировать ]В проливе Мак-Мердо
[ редактировать ]«Аврора » под командованием капитана Энеаса Макинтоша покинула Хобарт и направилась в Антарктиду 24 декабря 1914 года и прибыла в пролив Мак-Мёрдо вместе с Росса 14 января 1915 года отрядом моря . вечеринка. Когда Макинтош ушел, чтобы возглавить операции по закладке депо, Стенхаус взял на себя командование кораблем с задачей найти подходящую зимнюю стоянку. Здесь у него было две проблемы; во-первых, он был неопытен в этих водах; во-вторых, ему помешало предварительное указание Шеклтона Макинтошу поставить корабль на якорь где-нибудь к северу от Ледникового Языка . [ 4 ] чтобы уменьшить риск его застревания в замерзшем море вокруг Хат-Пойнт - судьба капитана Скотта в RRS Discovery 1902–04 годах. Со времени «Дискавери» ни один корабль не пытался перезимовать в проливе — «Нимрод» и «Терра Нова» вернулись в Новую Зеландию — и количество защищенных якорных стоянок к северу от языка было очень ограничено. Стенхаус маневрировал кораблем в течение многих недель, прежде чем решил встать на якорь у мыса Эванс , где располагалась штаб-квартира Последней экспедиции Скотта в 1910–1913 годах. 14 марта корабль был зашвартован, а его двигатели впоследствии были выведены из эксплуатации на зимнее техническое обслуживание.
Несмотря на большую осторожность при стоянке, зимние штормы вокруг мыса Эванс оказались слишком сильными, и в ночь на 6 мая судно было оторвано от якоря и вынесено в море со льдом. На борту находились 18 человек, а также большая часть одежды, снаряжения и еды береговой группы. На берегу оказались десять человек, включая Макинтоша.
дрейфовать
[ редактировать ]Ситуация, с которой сразу же столкнулся неопытный временный командир, была особенно сложной. Корабль, прикрепленный к большой льдине, был выброшен из пролива в море Росса без средств управления, не имея возможности поднимать пар и при вероятном ухудшении погодных условий. Они были полностью изолированы, несмотря на неоднократные попытки радиста Лайонела Гука установить радиосвязь с мысом Эванс и другими, более удаленными станциями. [ 5 ] В течение последующих опасных недель, когда скованное льдом «Аврора» дрейфовало на север, примерно параллельно побережью в направлении мыса Адэр , Стенхауз дважды был близок к тому, чтобы отдать приказ покинуть корабль и рискнуть совершить опасное путешествие на санях по льду. Однако корабль выжил и продолжил дрейф в Южный океан. На протяжении всего дрейфа Стенхаус старался поддерживать боевой дух своей команды и в научных целях регулярно наблюдал за поведением льда и направлением дрейфа. [ 6 ] К февралю 1916 года, без каких-либо признаков освобождения, Стенхаус обдумывала возможность провести еще один год во льдах, но 12 числа того же месяца лед вокруг нее внезапно раскололся, и она была свободна. Стенхауз приказал запустить двигатели и осторожно вывел корабль из рыхлой упаковки в открытое море. После 1000-мильного путешествия по бурному морю в Новую Зеландию и с помощью буксира на заключительном этапе он доставил Аврору в Порт-Чалмерс 3 апреля 1916 года.
В Новой Зеландии
[ редактировать ]Его неотложной задачей после прибытия было отремонтировать «Аврору» и доставить ее обратно в пролив Мак-Мердо, чтобы спасти застрявших мужчин, которые к тому времени были заброшены почти на год. Он не обнаружил, что его опасения были признаны немедленными действиями со стороны властей. Возникли вопросы с деньгами — средства экспедиции Шеклтона были исчерпаны, а затраты на переоборудование и снабжение спасающей экспедиции оценивались примерно в 20 000 фунтов стерлингов. [ 7 ] Теперь явно бесцеремонный подход Шеклтона к первоначальной организации Партии моря Росса выступил против него. В конце концов, объединенные правительства Новой Зеландии, Австралии и Великобритании согласились совместно покрыть расходы на спасательную операцию при условии, что они будут осуществлять полный контроль над миссией. Стенхауз по-прежнему считал себя командиром « Авроры» и предполагал, что возглавит спасательную экспедицию, когда корабль будет готов к отплытию, но представители правительств решили, что он слишком неопытен. [ 8 ] Он также был человеком Шеклтона, и они были непреклонны в том, что ни Шеклтон, вновь появившийся на Фолклендских островах после своего длительного приключения и побега, [ 9 ] ни его доверенное лицо не должны были возглавить помощь и назначили по своему выбору капитана Джона Кинга Дэвиса . Политическая ситуация в значительной степени скрывалась от Стенхауза, который был шокирован, узнав о назначении Кинга 4 октября, и сначала отказался признать его законность. [ 10 ] Однако, когда Шеклтон, прибывший в Новую Зеландию 12 декабря, неохотно согласился с назначением Кинга, у Стенхауса не было другого выбора, кроме как уйти в отставку. Затем он вернулся в Англию.
Премия
[ редактировать ]В 1920 году король Георг V назначил Джозефа Стенхауса кавалером Ордена Британской Империи (OBE) за службу на борту «Авроры» . [ 11 ]
Герой войны
[ редактировать ]По возвращении в Англию Стенхаус явился на службу в Королевский флот и был назначен артиллерийским офицером для загадочного корабля Q PQ61. [ 12 ] 26 сентября 1917 года корабль вступил в бой с подводной лодкой и потопил ее в Ирландском море, за что 17 ноября Стенхауз был награжден Крестом за выдающиеся заслуги (DSC). [ 13 ] После звания лейтенанта и командования шхуной HMS Ianthe он присоединился к Шеклтону с миссией в Мурманск для оснащения и обучения Северорусской (антибольшевистской) армии . Сюда входило с мая 1919 года командование флотилией моторных лодок, действовавшей на Онежском озере для противодействия угрозе большевистских судов. [ 14 ] За эту службу он был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO). [ 15 ] В 1920 году он был удостоен звания кавалера Ордена Британской Империи (ОБЕ). [ 16 ]
Послевоенная жизнь
[ редактировать ]В 1923 году Стенхаус женился на Глэдис Макинтош, вдове Энеаса Макинтоша, и в 1924 году у него родилась дочь. 1 августа 1924 года ему было присвоено звание капитан-лейтенанта РНР. [ 17 ] В период с 1927 по 1929 год он командовал судном « Дискавери» в океанографических и китобойных исследовательских рейсах в водах Южной Атлантики и Антарктики. После этого он предпринял несколько деловых предприятий, которые по большей части потерпели неудачу, как и попытка найти сокровища на Кокосовых островах . [ 18 ] В апреле 1928 года Стенхаус был награжден Орденом офицеров Королевского военно-морского резерва (RD). [ 19 ] Уволился из РНР 31 декабря 1931 года в звании командира. [ 20 ]
Однако с началом Второй мировой войны Стенхаус записался на действительную службу. Находясь в Аденском заливе в 1940 году, он рисковал своей жизнью, чтобы спасти жизнь члена экипажа после того, как его корабль подорвался на мине. 12 сентября 1941 года он был объявлен пропавшим без вести и предположительно убит, когда торговое военно-морское судно, на котором он путешествовал в качестве пассажира, подорвалось на мине, взорвалось и затонуло в Красном море.
День памяти Джозефа Стенхауса в Стенхаус-Блаффе на Южных Шетландских островах . 62 ° 04' ю.ш., 58 ° 24' з.д. / 62,067 ° ю.ш., 58,400 ° з.д.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Семейной фирмой была Birrell, Stenhouse & Co.
- ^ «См. запись о Стенхаусе на сайте Heritage.antarctica.org» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «№30186» . Лондонская газета . 17 июля 1917 г. с. 7129.
- ^ Язык ледника представлял собой ледяной мыс, выступающий в пролив Мак-Мердо примерно на полпути между мысом Эванс на севере и мысом Хат на юге.
- ↑ Оборудование для связи корабля с берегом было очень примитивным, но Гуку наконец удалось поднять Новозеландский Утес , правда, только после того, как Аврора освободилась ото льда.
- ↑ См. запись в журнале от 22 сентября 1915 г., цит. по South, гл. 20.
- ^ Тайлер-Льюис, с. 225.
- ↑ На них повлиял совет капитана Джона Дэвиса Кинга, который в конечном итоге возглавил операцию по оказанию помощи. Тайлер-Льюис, с. 225.
- ^ См . Имперскую трансантарктическую экспедицию и сэра Эрнеста Шеклтона .
- ↑ Ему предложили вернуться к его первоначальной роли первого офицера, но он отклонил это предложение, а затем был официально уволен Кингом. Тайлер-Льюис, с. 228.
- ^ Хэдделси, с. 129
- ↑ Командиром PQ61 был Фрэнк Уорсли, который был капитаном корабля Шеклтона « Эндьюранс» .
- ^ «№30386» . Лондонская газета (Приложение). 16 ноября 1917 г. с. 11921.
- ^ Дэмиен Райт. Люди Шеклтона в Арктике: полярники и арктическая война на севере России 1918-1919 гг . Журнал Общества исследования орденов и медалей, сентябрь 2017 г., стр. 194.
- ^ «Лондонская газета, 3 февраля 1920 г.» . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ «Лондонская газета, 30 марта 1920 г.» . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ «№32967» . Лондонская газета . 22 августа 1924 г. с. 6352.
- ↑ Макинтош искал это сокровище в 1911 году, но безуспешно.
- ^ «№33380» . Лондонская газета . 1 мая 1928 г. с. 3050.
- ^ «№33791» . Лондонская газета . 19 января 1932 г. с. 420.
Источники
[ редактировать ]- Сэр Эрнест Шеклтон: South Century Ltd, издание 1991 г., изд. Питер Кинг
- Келли Тайлер-Льюис: Потерянные люди Bloomsbury Publications, 2007 (pb)
- Стивен Хэдделси : Ледяной капитан: Жизнь Дж. Р. Стенхауса The History Press, 2008 (hb)
- Леннард Бикель: Забытые герои Шеклтона, издание Pimlico, 2000 г.
- Крутая Антарктида, фотографии Антарктиды, информация и путеводитель на www.coolantarctica.com
- heritage.antarctica.org [ постоянная мертвая ссылка ]
- Исследователи Антарктиды
- Шотландские исследователи
- Военнослужащие из Западного Данбартоншира
- Личный состав Императорской Трансантарктической экспедиции
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Люди, получившие образование в гимназии для мальчиков Барроу-ин-Фернесс.
- Обладатели Полярной медали
- 1887 рождений
- 1941 смертей
- Офицеры Королевского флота Первой мировой войны
- Персонал Королевского военно-морского добровольческого резерва Первой мировой войны
- Офицеры Королевского флота Второй мировой войны
- Персонал Королевского военно-морского добровольческого резерва времен Второй мировой войны
- Персонал Королевского флота погиб во Второй мировой войне
- Пропал без вести во время Второй мировой войны
- Люди из Дамбартона
- Персонал Королевского военно-морского резерва