Jump to content

Фрэнк Уорсли

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Фрэнк Артур Уорсли
Небритый мужчина в тяжелой одежде и с биноклем в руках.
Уорсли ок. 1914/1916
Рожденный ( 1872-02-22 ) 22 февраля 1872 г.
Акароа , Новая Зеландия
Умер 1 февраля 1943 г. ( 1943-02-01 ) (70 лет)
Клейгейт , Англия
Верность  Новая Зеландия
Услуга/ ветвь Резерв Королевского военно-морского флота
Лет службы 1902–1920
Классифицировать Лейтенант-коммандер
Команды удержаны ПК.61
HMS Панглос
HMS Крикет
ГМС М24
Битвы/войны Первая мировая война
Интервенция на Севере России
Вторая мировая война
Награды За выдающиеся заслуги и бар
Офицер Ордена Британской Империи
Полярная медаль
Орден Святого Станислава (Императорская Россия)
Другая работа Полярный исследователь
Автор
Торговый флот

Фрэнк Артур Уорсли DSO * OBE RD (22 февраля 1872 - 1 февраля 1943) был новозеландским моряком и исследователем, который служил в Шеклтона Эрнеста Имперской трансантарктической экспедиции в 1914–1916 годах в качестве капитана корабля « Эндьюранс» . Он также служил в резерве Королевского военно-морского флота во время Первой мировой войны .

Уорсли родился в Акароа, Новая Зеландия , и поступил на работу в Новозеландское пароходство в 1888 году. Он служил на борту нескольких судов, курсирующих по торговым маршрутам между Новой Зеландией, Англией и южной частью Тихого океана. Во время службы в южной части Тихого океана он был известен своей способностью ориентироваться на крошечные отдаленные острова. Он присоединился к резерву Королевского военно-морского флота в 1902 году и прослужил на HMS Swiftsure в течение года, прежде чем вернуться в торговый флот . В 1914 году он присоединился к Императорской Трансантарктической экспедиции, целью которой было пересечь Антарктический континент.

После того, как корабль экспедиции «Эндьюранс» застрял в паковых льдах и потерпел крушение, он и остальная часть команды переправили три спасательные шлюпки на остров Элефант у Антарктического полуострова . Оттуда Уорсли, Шеклтон и еще четверо проплыли на спасательной шлюпке «Джеймс Кэрд » длиной 6,9 м (22,5 фута) 1300 км (800 миль) через бурную южную часть Атлантического океана к месту назначения — Южной Георгии . Навигационные навыки Уорсли сыграли решающую роль в благополучном прибытии « Джеймса Кэрда» . Затем Шеклтон, Уорсли и моряк Том Крин шли 36 часов по снегу, льду и горам, чтобы забрать помощь с Стромнесс китобойной станции . В августе Уорсли и Шеклтон вернулись на остров Элефант на борту чилийского военного корабля «Елчо », чтобы спасти оставшихся членов экспедиции, которые все выжили.

Во время Первой мировой войны Уорсли был капитаном Q-корабля PC.61 , когда он протаранил и потопил немецкую подводную лодку UC-33 , в результате чего погибли все члены ее экипажа, кроме одного. За это действие Уорсли был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO). Позже во время войны он работал над транспортировкой припасов в Арктической России и в Северо-российской интервенции против большевиков , за что получил запрет на работу в своем DSO. Позже он был назначен кавалером Ордена Британской Империи. С 1921 по 1922 год он служил в последней экспедиции Шеклтона в Антарктику в качестве капитана «Квеста » . В перерывах между стоянками в торговом флоте он возглавил экспедицию за Полярный круг и участвовал в поисках сокровищ на острове Кокос . Он написал несколько книг, рассказывающих о своем опыте полярных исследований и морской карьере.

Во время Второй мировой войны Уорсли первоначально служил в Международном Красном Кресте во Франции и Норвегии. В 1941 году он сфальсифицировал свой возраст, чтобы снова присоединиться к торговому флоту. Когда чиновники узнали его настоящий возраст, он был освобожден от должности. Он умер от рака легких в Англии в 1943 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Уорсли в детстве

Фрэнк Артур Уорсли родился 22 февраля 1872 года в Акароа , Новая Зеландия , в семье фермера Генри Уорсли и его жены Джорджианы. [1] Его отец приехал в Новую Зеландию из Англии еще ребенком; его дед, Генри Фрэнсис Уорсли (1806–1876), мигрировал из Регби , Англия, на борту Корнуолла в Литтелтон , куда он прибыл со своей большой семьей в декабре 1851 года. [2] [3] Семья жила в долине Грехан, высоко над Акароа . [4] Мать Уорсли умерла, когда он был ребенком. Его отправили в школу в Акароа, но когда его отец перевез свою семью, чтобы заняться расчисткой кустов на земле в Пераки , какое-то время он обучался на дому. [5] С 10 лет он помогал расчищать землю для выпаса овец и выращивать ежа . [4] Когда Фрэнку было 11, его старший брат Гарри уехал работать учеником в Новозеландскую судоходную компанию , и примерно в то же время его отец перевез свою семью, которая теперь состояла только из Фрэнка и его 13-летней сестры, в Крайстчерч . Фрэнк посещал школу Фендалтон и ознаменовал свой последний год обучения тем, что был назначен старостой школы. [6]

Как и его брат, Фрэнк интересовался морской карьерой. В 1887 году его заявление о приеме на работу в Новозеландское пароходство было отклонено из-за его невысокого роста, но шесть месяцев спустя он добился успеха. Его записали младшим мичманом на борт « Вайроа» , трехмачтового клипера , который перевозил шерсть в Лондон . [6]

Морская карьера

[ редактировать ]

Уорсли служил на нескольких парусных судах компании, в течение нескольких лет управляя торговым маршрутом между Новой Зеландией и Англией. [1] К 1891 году он стал третьим помощником капитана , а в пятым офицером следующем году — . В 1895 году, будучи третьим офицером, он покинул Новозеландское пароходство и присоединился к Государственной пароходной службе Новой Зеландии (NZGSS). Его первое назначение было на борту парохода NZGSS « Тутанекай» , который обслуживал острова Тихого океана, в качестве второго помощника капитана. Его считали хорошим и опытным офицером, но он был не прочь пошалить. [7] Во время одного из рейсов в 1899 году « Тутанекай» стоял на якоре в гавани Апиа , столицы Немецкого Самоа . Ночью Уорсли сошел на берег и украл флаг, который висел на флагштоке немецкого консульства на берегу гавани. Обнаружив кражу, консул заподозрил, что виновником был экипаж « Тутанекая» , единственного торгового судна в гавани в то время. С группой моряков из SMS Falke , также стоявших на якоре в гавани, консул поднялся на борт « Тутанекая» в поисках прапорщика, но они ушли с пустыми руками после протеста капитана корабля. [8] Даже когда позже капитан узнал, что виноват Уорсли, это не повлияло на его карьерные перспективы. Его направили на « Хинемоа» , еще один пароход NZGSS, в качестве старшего помощника. [9]

В июне 1900 года Уорсли сдал экзамен на получение сертификата иностранного магистра. Он сдал экзамен с хорошими оценками и был одним из двух студентов, получивших высокую оценку за свои усилия. Теперь он был квалифицированным мастером , и в качестве его первого командования ему была назначена графиня Ранфурли . Это была трехмачтовая шхуна NZGSS, которая курсировала по торговым путям в южной части Тихого океана, в основном вокруг островов Кука и Ниуэ , которые оба были зависимыми от Новой Зеландии. [9] Беатрис Гримшоу , писательница-путешественница из Папуа-Новой Гвинеи , сказала, что «любому пассажиру, которого он брал, приходилось работать, а также платить», и что он поощрял ее учиться практическому морскому делу, «подниматься наверх, «руководить, рифить и управлять судном». «И пользоваться шестнадцатифутовым веслом на вельботе». [10]

Резерв Королевского военно-морского флота

[ редактировать ]

Командуя графиней Ранфурли , Уорсли вступил в резерв Королевского военно-морского флота (RNR) и 1 января 1902 года был назначен младшим лейтенантом . [11] В 1904 году графиня Ранфурли была продана, оставив Уорсли без команды. Вместо того чтобы оставаться на службе в Государственной пароходной службе Новой Зеландии, он решил поискать работу за границей. Он отправился в Сидней и нашел место старшего офицера на корабле HMS Sparrow , который направлялся в Новую Зеландию и был недавно куплен правительством Новой Зеландии. Когда « Воробей» прибыл в Веллингтон в марте 1905 года, он был выбран командиром корабля, пока тот был переоборудован в учебное судно. Обращение еще не было завершено, когда он уехал в Англию в начале 1906 года. [12]

По прибытии в Англию в марте 1906 года Уорсли отправился на дальнейшее обучение в РНР. Он был отправлен на HMS Psyche и прошел специальную подготовку по торпедам , артиллерийскому делу и навигации. ему было присвоено звание лейтенанта . В мае следующего года [13] В течение следующих двух лет он служил на ряде кораблей Королевского флота, в том числе 12 месяцев на HMS Swiftsure . Затем он вернулся в торговый флот и нашел должность на пароходах Allan Line Royal Mail Steamers , которые регулярно курсировали из Англии в Канаду и Южную Америку. В течение следующих нескольких лет его периодически призывали на службу в РНР. Сюда входит месяц, проведенный в 1911 году на борту HMS New Zealand . [14]

Императорская Трансантарктическая экспедиция

[ редактировать ]
Фронтальный вид корабля с полностью поднятыми парусами, движущегося сквозь толстый морской лед
Выносливость на всех парусах, c. 1915 год

В 1914 году исследователь Эрнест Шеклтон начал подготовку экспедиции, целью которой было совершить первое пересечение Антарктического континента. Неспособность Роберта Фалькона Скотта опередить норвежца Руальда Амундсена на Южном полюсе в 1911 году считалась пятном на репутации Великобритании в полярных исследованиях. Целью экспедиции Шеклтона было вернуть страну на передний план антарктических усилий. Он разместил свою штаб-квартиру на Берлингтон-роуд в Лондоне и проводил собеседования с кандидатами в экспедицию. [15] Одна из должностей была капитаном экспедиционного судна « Эндьюранс» . [16]

Уорсли, находившийся в Лондоне в ожидании нового причала, присоединился к экспедиции благодаря сну, в котором он вел корабль вокруг айсбергов, дрейфующих по Берлингтон-стрит. Он воспринял это как предчувствие и на следующий день поспешил на Берлингтон-стрит, где заметил на здании вывеску, рекламирующую то, что Шеклтон назвал « Императорской трансантарктической экспедицией» . Он вошел в здание и встретил Шеклтона. После нескольких минут разговора Шеклтон предложил ему пост капитана « Эндюранс» , и Уорсли принял это предложение. [17]

«Эндюранс » покинул Англию 8 августа 1914 года и направился в Буэнос-Айрес , где Шеклтон, путешествуя отдельно, позже встретил экспедицию. [18] Отъезд был затруднен надвигающимся началом Первой мировой войны . Некоторые члены, в том числе Уорсли, ожидая призыва на военную службу, предложили отложить путешествие. Однако Адмиралтейство посоветовало Шеклтону продолжить реализацию своих планов даже после того, как 4 августа Великобритания объявила войну имперской Германии. Незадолго до отбытия «Эндьюранса » Уорсли обратился к властям и сообщил, что персонал RNR в настоящее время не вызывается. [19] По пути в Южную Америку топливо кончилось, и для поддержания работы двигателя использовалась древесина, предназначенная для запланированных построек на базе экспедиции в Антарктиде. Уорсли управлял относительно расслабленным кораблем, практически не контролировав употребление алкоголя. Четыре члена экипажа подрались в баре на остановке в Мадейре , нейтральном порту. [18] Стоявший на якоре в гавани соседний немецкий корабль налетел на « Эндьюранс» , повредив его. Уорсли в гневе поднялся на борт немецкого корабля вместе с некоторыми другими членами экспедиции и заставил команду устранить повреждения. [20]

Шеклтон, проинформированный о том, как Уорсли вел путешествие на сегодняшний день после того, как он догнал экспедицию в Буэнос-Айресе, начал беспокоиться по поводу своего выбора капитана. Уорсли должен был возглавить экспедицию по снабжению группы, которая должна была перезимовать в Антарктиде, но Шеклтон начал сомневаться, достаточны ли его лидерские качества для достижения этой цели. [21] После пополнения запасов в Буэнос-Айресе « Эндьюранс» 26 октября отправился на отдаленный остров Южная Георгия в Южной Атлантике. Он прибыл на станцию ​​Грютвикен , норвежскую китобойную заставу, 5 ноября. Норвежцы подтвердили первоначальные сообщения из Буэнос-Айреса о том, что паковый лед Антарктики находится намного севернее, чем обычно. [22] Шеклтон последовал совету норвежцев отложить отъезд до конца лета, и только 5 декабря « Эндьюранс» направился на юг, к морю Уэдделла . [23]

Скованный льдом

[ редактировать ]
Уорсли рядом с большим торосом на льду, август 1915 года.

« Эндьюранс» столкнулся с паковым льдом через три дня после выхода из Южной Георгии, и Уорсли начал проводить корабль через различные айсберги. [24] Иногда приходилось протаранивать путь сквозь лед. Прогресс был прерывистым; в некоторые дни продвижение было небольшим, а в другие дни большие участки открытой воды позволяли быстро пройти на юг. [24] Уорсли часто руководил рулевым из «вороньего гнезда», откуда он мог видеть любые трещины во льду. [25] В это время Шеклтон пришел к выводу, что Уорсли меньше подходит для отдачи приказов, чем для их выполнения, что он и делал с предельной решимостью. [26]

18 января 1915 года корабль обледенел. Через несколько дней стало очевидно, что « Эндьюранс» удерживается крепко и, вероятно, останется таковым до предстоящей зимы. [27] Попав в ловушку, корабль медленно дрейфовал на запад вместе со льдами, и экспедиция приготовилась к зимовке. Первоначальный план состоял в том, чтобы оставить береговую группу на материковой части Антарктики, а Уорсли направить « Эндьюранс» на север. Не ожидалось, что вся экспедиция в долгосрочной перспективе останется на борту корабля. [28] Уорсли понравился этот вызов; он спал в коридоре, а не в каютах, и даже в разгар зимы шокировал своих товарищей, принимая снежные ванны на льду. [29] оказался в ловушке, ему особо нечего было делать С тех пор, как « Эндюранс» , и он занялся зондированием океана и сбором образцов. Позже он написал отчет под названием « Биологические, зондирования и магнитные записи, море Уэдделла, 1914–1916». [30]

К июлю стало очевидно, что лед, скорее всего, раздавит « Эндьюранс» , который скрипел и дрожал под давлением, и Шеклтон поручил Уорсли быть готовым быстро покинуть корабль, если возникнет такая необходимость. [31] Уорсли поначалу отнесся к этому скептически и спросил Шеклтона: «Вы серьезно хотите сказать мне, что корабль обречен?» Шеклтон ответил: «Корабль не может здесь жить, шкипер». [32] Наконец, 24 октября давление льда заставило ахтерштевень «Эндьюранса» повернуться , и корабль начал быстро впускать воду. После отчаянных попыток устранить утечку и осушить корабль, Шеклтон через три дня отдал приказ покинуть корабль. [33] Собрав все необходимые припасы, экспедиция 30 октября отправилась к острову Робертсон , расположенному в 320 км (200 милях) к северо-востоку. Всего через три дня стало ясно, что состояние льда слишком плохое для катания на санях. [34] Пройдя всего 2,4 км (1,5 мили) от места, где затонул « Эндьюранс» , они разбили лагерь и стали ждать, пока лед растает. С разбившегося корабля, который еще не был полностью затоплен, были подняты древесина и палатки, и был разбит вполне приемлемый лагерь, известный как Ocean Camp. [35] Экспедиция пробыла здесь два месяца до 23 декабря, когда разбили лагерь. [36]

Контурная карта, показывающая море Уэдделла, остров Элефант и Южную Георгию, а также части суши Антарктиды и Южной Америки. Линия указывает путь путешествия от острова Элефант до Южной Георгии.
Схематическая карта, показывающая (зеленым и синим цветом) общий маршрут Джеймса Кэрда на первом и втором этапах пути.

Днем под ногами было слякоть, поскольку температура потеплела. Шеклтон решил совершить большую часть похода ночью, ведя за собой три спасательные шлюпки « Эндюранс» . Катание на санях было тяжелой работой, и спустя немногим более недели Шеклтон и его люди были вынуждены снова разбить лагерь. [37] Под водой лед продолжал двигаться на север, и к апрелю 1916 года льдина, на которой они находились, была почти в пределах видимости от острова Элефант , но начала разрушаться. Шеклтон приказал отправиться в экспедицию к спасательным шлюпкам, поручив Уорсли командовать одной из них, « Дадли Докер» . [38] Чтобы добраться до острова Элефант, потребовалась неделя, лед и течения тормозили продвижение. [39]

Первые несколько ночей пришлось разбить лагерь на близлежащих льдинах с постоянным риском их раскола, но последние четыре ночи были в лодках, причем большую часть времени Уорсли провел за румпелем и провел без сна 90 часов подряд. [39] Его опыт работы с открытыми лодками проявился в его умелом обращении с Дадли Докером . [40] в то время как его навигация была образцовой: он безошибочно направлял флот спасательных шлюпок к острову Элефант, как только они обнаруживали благоприятные ветровые условия. [41] В последнюю ночь в море, когда ранее днем ​​был замечен остров Слона, сильное волнение отделило его лодку от двух других спасательных шлюпок. Его лодка набрала воду и попала в пропасть, и Уорсли управлял « Дадли Докером» всю ночь . Рано утром, получив облегчение, он сразу же заснул, и его можно было разбудить только ударами по голове; только три года спустя он узнал, каким образом его разбудили. [42] « Дадли Докер» достиг берега 15 апреля, приземлившись на том же галечном пляже острова Элефант, что и другие спасательные шлюпки. Это был первый выход экспедиции на берег почти за 18 месяцев. [39]

Путешествие Джеймса Кэрда

[ редактировать ]

Быстро стало очевидно, что остров Элефант, 32 км (20 миль) скал и льда с небольшим укрытием, не был гостеприимной средой с приближением зимы, и большинство членов экспедиции ослабели от этих испытаний. Кроме того, нельзя было ожидать, что экспедицию заметят поисковые группы или проходящие мимо китобои. Через несколько дней после высадки на острове Элефант Шеклтон решил собрать небольшую группу и отправиться на самой большой спасательной шлюпке « Джеймс Кэрд» , названной в честь одного из спонсоров экспедиции, к Южной Георгии, находящейся на расстоянии 1300 км (800 миль). Оттуда он получит корабль и вернется за остальными своими людьми. [43] Уорсли, чьи навигационные навыки произвели впечатление на Шеклтона, вызвался сопровождать его. [44] Джеймс Кэрд , первоначально построенный по спецификациям Уорсли, [45] имел длину около 6,7 м (22 фута), и плотник экспедиции Гарри Макниш немедленно приступил к улучшению его мореходных качеств. 24 апреля наступила ясная погода, и, получив 30-дневный припас, лодка покинула остров Элефант. [44] Перед Уорсли стояла задача пройти через Южный океан до Южной Георгии. Права на ошибку не было, поскольку « Джеймс Кэрд» отправился бы в Южную Атлантику, если бы не достиг острова; это означало бы почти верную смерть для тех, кто находился в спасательной шлюпке, а также для тех, кто остался на острове Элефант. [46] К счастью, в день отъезда с острова погода была хорошей, и это позволило Уорсли увидеть солнце, чтобы убедиться, что его хронометр соответствует требованиям. [47]

Группа мужчин толкает лодку со скалистого пляжа в море на фоне скал.
Спуск на воду «Джеймса Кэрда» с берега острова Элефант , 24 апреля 1916 года.

Вскоре после начала плавания « Джеймс Кэрд », на котором, помимо Шеклтона и Уорсли, находились также Макниш, матросы Джон Винсент и Тимоти Маккарти , а также опытный Том Крин , [48] столкнулся со льдом, но Уорсли нашел путь через открытый океан. Экипаж выставил две вахты для путешествия, которое в конечном итоге заняло 16 дней при сильном волнении, чтобы добраться до Южной Георгии. [49] Большую часть путешествия погода была настолько ненастной и пасмурной, что Уорсли не смог сделать больше нескольких наблюдений с помощью своего секстанта. [50] Он описал одно наблюдение как «... обнимал мачту одной рукой и раскачивался вперед и назад вокруг мачты, секстанта и всего остального...» и он «... ловил солнце, когда лодка поднималась выше всего на гребне моря...». [51] Временами морские условия были настолько суровыми, что другие члены экипажа поддерживали его во время наблюдений. [50] Иногда температура была очень сильной, и каждый человек тратил одну минуту на то, чтобы откалывать лед, покрывавший верхние поверхности « Джеймса Кэрда» , влияя на его плавучесть. Сильное волнение означало, что существовал значительный риск того, что человек мог упасть за борт. [52]

Через две недели Уорсли начал беспокоиться об отсутствии наблюдений и сообщил Шеклтону, что не может рассчитать их положение с точностью менее 16 км (10 миль). В результате Шеклтон решил нацелиться на западную часть Южной Георгии, а это означало, что при преобладающих ветрах, если они не достигнут цели, их отнесет на восточное побережье острова. На следующий день они начали видеть дрейфующие водоросли и кружащих над головой морских птиц, что указывало на присутствие поблизости суши. 8 мая сквозь туман и шквал экипаж увидел мыс Демидова на Южной Георгии, точно по курсу, рассчитанному Уорсли. [53] Он увидел «...высокую черную скалу с кружевом снега по бокам. Один взгляд, и она снова скрылась. Мы посмотрели друг на друга с веселыми, глупыми ухмылками». [54] Морские и ветровые условия были такими, что они не смогли добраться до норвежских китобойных станций, расположенных в 238 км (148 милях) на восточном побережье. Вместо этого они направились в залив Кинг-Хакон . Теперь, когда у них не было питьевой воды, открытое море вынудило их осторожно подойти к скалистому берегу и остановиться на ночлег. На следующий день подул сильный шторм, и, несмотря на все усилия, они остались в море еще на ночь. 10 мая условия были намного лучше, и после того, как из-за сильного ветра его первые несколько попыток не увенчались успехом, Уорсли осторожно провел « Джеймса Кэрда» через скалистый риф, охраняющий залив Кинг-Хакон, и вышел на пляж. [55]

Очертание длинного узкого острова неправильной формы с небольшими островами вокруг его берегов. Главный остров обозначен как «Южная Георгия», а на его северном побережье показаны различные топонимы, включая Стромнесс Хусвик и Грютвикен.
Южная Георгия. Залив Кинг-Хакон , где приземлился « Джеймс Кэрд» , представляет собой большое углубление в форме наковальни в западном конце южной стороны.

Утолив жажду в близлежащем ручье, команда выгрузила « Джеймса Кэрда» и провела первую ночь на Южной Георгии в пещере. На следующий день Шеклтон объявил о своем намерении пройти 35 км (22 мили) через остров до норвежской китобойной станции в заливе Стромнесс . Экипаж был слишком измотан, а «Джеймс Кэрд» слишком потрепан, чтобы Шеклтон мог подумать о плавании вокруг острова. Отдохнув более недели, Шеклтон, Уорсли и Крин отправились в путь 19 мая.

Внутренняя часть Южной Георгии была гористой и покрыта ледниками. На их карте Южной Георгии была показана только береговая линия, и несколько раз им приходилось отступать, когда их маршрут оказывался непроходимым. После 36-часового безостановочного перехода троица достигла залива Стромнесс и была доставлена ​​к управляющему китобойной станции. Он не смог узнать Шеклтона, которого встретил во время остановки экспедиции на острове почти два года назад. [56] После горячей ванны и обильного обеда Уорсли отправился на китобойном судне, чтобы забрать троих мужчин, оставшихся в заливе Кинг-Хакон. Той ночью на остров обрушилась сильная метель. Если бы он развился, пока Уорсли и остальные были в пути, он, вероятно, убил бы их. [57] Им повезло, что погода была относительно хорошей для их путешествия по острову. Позже все трое туристов говорили о « четвертом присутствии », которое их сопровождало. [58] В своем отчете о прогулке Уорсли напишет: «...Я снова пересчитываю нашу группу — Шеклтона, Крина, меня и — кто был еще одним? Конечно, их было только трое, но странно, что в уме осматривая переправу, мы всегда должны думать о четвертом, а затем исправлять себя». [59]

На следующий день Макниша, Маккарти и Винсента задержали. Они не смогли узнать свежевыбритого Уорсли, когда он сошел на берег. « Джеймс Кэрд» , который был вытащен на берег и перевернут в качестве убежища, также был найден. [57]

Через три дня после того, как Макниш и остальные были доставлены обратно в залив Стромнесс, Шеклтон, Крин и Уорсли вместе с командой добровольцев с китобойной станции отправились на наемном корабле к острову Элефант. Они подошли к острову на расстояние 97 км (60 миль), прежде чем лед препятствовал дальнейшему проходу на юг. Не сумев прорваться сквозь лед, они направились к Фолклендским островам, чтобы получить более подходящее судно. К этому времени новости о судьбе экспедиции достигли Британии. Несмотря на сообщения доброй воли и поддержки, единственным британским судном, которое удалось найти, был RRS Discovery , старый корабль Роберта Фалькона Скотта, но он не будет доступен до октября. Война связала все остальные доступные ресурсы. [60]

Ожидание октября было неприемлемо для Шеклтона, который, отчаянно беспокоясь о людях на острове Элефант, продолжал искать корабль. Министерство иностранных дел Великобритании убедило правительства Уругвая, Чили и Аргентины предоставить подходящее судно. Уругвайцы выступили вперед с небольшим исследовательским кораблем, и он подплыл к острову Элефант, прежде чем ему тоже пришлось повернуть назад. Попытка аргентинского судна, вышедшего в море 12 июля, также потерпела неудачу после трех недель ужасной погоды. Чили предложила использовать « Елчо» , и на этом пароходе со стальным корпусом Шеклтон, Уорсли и Крин отправились с командой 25 августа. [61] К счастью, в отличие от их предыдущей попытки, погода была мягкой, и 30 августа они достигли острова Элефант, где, к своей большой радости, нашли всех 22 оставшихся мужчин живыми. [62] В течение часа все были подняты, и, не желая рисковать оказаться в ловушке льда, «Елчо» быстро отправился в Пунта-Аренас, где его встретили с большой помпой. [63] Позже Уорсли писал: «...Мне всегда было жаль двадцать два человека, которые жили в этом ужасном месте в течение четырех месяцев страданий, пока мы путешествовали на лодке, и четыре попытки спасения закончились их радостным облегчением. " [64]

Пока Уорсли вывозил Макниша и остальных из залива Кинг-Хакон, Шеклтону сообщили о судьбе его отряда в море Росса . [65] которому было поручено разместить склады на предполагаемом маршруте Шеклтона через Антарктиду. Десять человек, сформировав зимнюю группу, разбили базу в Хат-Пойнте , а их корабль SY Aurora , принадлежащий Шеклтону, зимовал на мысе Эванс . В мае 1915 года корабль оторвался от причала и застрял во льдах. Сильно поврежденный, он дрейфовал во льдах более шести месяцев, прежде чем вырвался на свободу, и его капитан Джозеф Стенхаус смог отправить его в Новую Зеландию в марте 1916 года. годы. [66] После путешествия с остальными выжившими членами своей группы в Аргентину, Шеклтон вместе с Уорсли уехал в Новую Зеландию. Отсюда они надеялись найти корабль, который отвезет их на юг и заберет группу из моря Росса. [67]

Шеклтон взял с собой Уорсли, намереваясь воспользоваться его услугами для возвращения зимней группы. Однако по прибытии в Новую Зеландию в декабре 1916 года они оказались без корабля. Они рассчитывали использовать « Аврору» с Шеклтоном в качестве капитана. Тем временем правительства Австралии, Новой Зеландии и Великобритании выделили средства на спасение, но под влиянием исследователя Дугласа Моусона , который не любил Шеклтона, австралийское правительство назначило своего капитана. [68] После длительных переговоров Шеклтон отправился на борт « Авроры» в качестве сверхштатного офицера. Уорсли остался позади, но его успокоили платным проездом в Великобританию. Семеро выживших членов зимней группы были спасены. [69] Позже Уорсли был награжден Полярной медалью за заслуги в экспедиции. [70]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Вскоре после того, как Шеклтон вернулся в Новую Зеландию из моря Росса, забрав выживших на зимней вечеринке, Уорсли отправился в Англию на борту RMS Makura . Будучи офицером РНР, он хотел принять участие в борьбе против имперской Германии. После прибытия в Ливерпуль он направился в Лондон и был быстро направлен на HMS Pembroke , береговую станцию ​​в Чатеме. Здесь в течение трех месяцев он узнавал о боевых действиях с подводными лодками , которые наносили значительный ущерб конвоям снабжения, пересекавшим Атлантику. Против подводных лодок было применено несколько тактик. Один из них заключался в использовании Q-кораблей , небольших торговых судов, оснащенных скрытым вооружением, которое можно было использовать против любых подводных лодок, которые всплывали и приближались к, казалось бы, безоружному кораблю. Другой тактикой было использование катеров P , которые представляли собой патрульные катера, выполнявшие функции сопровождения конвоев и противолодочные работы. Лодки «П» имели особый профиль, и их эффективность снизилась, когда командиры подводных лодок начали их распознавать и избегать. Построенные позже P-лодки имели более традиционный профиль, приближенный к торговому кораблю, и, таким образом, были похожи на Q-корабли. [71]

В июле 1917 года Уорсли был назначен командиром PC.61 , одной из последних P-лодок, а его первым офицером стал Джозеф Стенхаус. [71] PC.61 . , введенный в эксплуатацию 31 июля 1917 года, был оснащен полуавтоматической 4-дюймовой (100-мм) пушкой, которая, когда она не использовалась, была скрыта брезентом, подвешенным к крановым вышкам Еще у нее на носу был таран. Вскоре после ввода в эксплуатацию Уорсли вывел свою новую команду в море на патрулирование. Большинство патрулей прошли без происшествий; иногда подводные лодки замечали и преследовали, но они уходили. Время от времени по его кораблю стреляли торпедами. Уорсли считал, что PC.61 слишком легко идентифицировать как судно Королевского флота, против которого подводные лодки были слишком осторожны, чтобы нанести надводную атаку. Подводная лодка будет атаковать торпедами, находясь под водой. [72]

Мужчина в темной морской форме и в офицерской фуражке.
Уорсли в форме лейтенанта-командующего Королевского военно-морского резерва, 1917 год.

26 сентября 1917 года Уорсли и PC.61 патрулировали юг Ирландии , когда подводная лодка UC-33 торпедировала ближайший танкер. Уорсли постепенно замедлил скорость винтов своего корабля, надеясь обмануть команду подводной лодки, заставив ее думать, что его P-лодка покидает этот район и выманивает ее на поверхность. [72] Обман удался, и UC-33 всплыл, намереваясь потопить танкер палубной пушкой. Уорсли немедленно приказал двигаться вперед на полной скорости и, понимая, что он потеряет время, пытаясь вывести свой корабль в положение, в котором он мог бы использовать свои орудия, взял курс на таран подводной лодки. На высоких скоростях таран корабля поднимался над водой, и Уорсли приходилось в нужный момент снижать скорость, чтобы оказаться на наилучшей высоте для удара по подводной лодке. Он идеально рассчитал время и ударил по миделю UC-33, когда тот погружался. Подводная лодка быстро затонула, за исключением капитана, который после спасения дал Уорсли серебряный свисток. Поврежденный танкер был отбуксирован в Милфорд-Хейвен в Уэльсе, что заняло 12 часов в районе, где, как известно, скрывались другие подводные лодки. [73]

За участие в потоплении UC -33 Уорсли был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO), а Шеклтон отправил ему телеграмму, поздравляющую его с успехом. [74] [75] Уорсли патрулировал на PC.61 еще несколько месяцев. В сентябре 1918 года ему было поручено командовать HMS Pangloss , кораблем Q, действовавшим в Средиземном море и которым командовал командир Гордон Кэмпбелл . [76] Поскольку война почти закончилась, Уорсли не ожидал особого волнения от своей новой должности. [77]

Северная Россия

[ редактировать ]

Проходя через Лондон по пути в Гибралтар , где « Панглосс» , Уорсли встретил Шеклтона, базировался [77] недавно назначен Военным министерством в состав Международного контингента, предназначенного для оказания помощи Белому движению в борьбе с большевиками на севере России . Опыт Шеклтона в полярных регионах был признан военным министерством, и в временном звании майора он готовил контингент к зимней отправке в Мурманск . [78] Шеклтон уже завербовал нескольких ветеранов « Эндюранс» для службы вместе с ним и организовал перевод Уорсли, жаждущего боевых действий, для присоединения к контингенту. Уорсли, к тому времени уже лейтенант-коммандер , в следующем месяце уехал в Мурманск. [77]

После прибытия в Россию Уорсли был выбран для поездки в Архангельск , где он организовал оборудование и снабжение для дислоцированных там британских войск. Он давал солдатам обширные советы, основанные на своем полярном опыте, о том, как лучше всего использовать свои ресурсы, и обучал их владению лыжами. [79] Он участвовал в нескольких патрулях и из-за нехватки офицеров иногда принимал на себя командование взводами британской пехоты. В апреле 1919 года его отправили обратно в Мурманск, где он принял командование канонерской лодкой HMS Cricket . Он повел ее вверх по реке Двине и нацелился на большевистские канонерские лодки и деревни, расположенные вдоль реки. Он также оказывал поддержку британским и белогвардейским частям, двигавшимся по берегам реки в операциях по захвату территорий, потерянных большевиками в зимние месяцы. [80]

Уорсли командовал Cricket в течение двух месяцев, прежде чем стал капитаном HMS M24 , наблюдателя и тендера HMS Fox . Время его командования было недолгим, поскольку ему удалось присоединиться к Хэмпширскому полку . В августе он участвовал в рейде в тыл большевиков. Группа из 25 человек получила полезную информацию, прослушивая телеграфные линии и устроив засаду на большевистский конвой, но вскоре об их присутствии стало известно, и их преследовал отряд из более чем 200 большевиков. Когда капитан, командующий отрядом, заблудился в лесу, он поручил навигацию Уорсли, который успешно вывел всех 25 человек обратно в безопасное место. За свои усилия он был награжден планкой своего DSO. [81] Цитата о его награде гласила:

В знак признания храбрости, проявленной им в Поче на севере России в период со 2 по 5 августа 1919 г. Будучи лидером, он поддерживал всех в трудных условиях. Своей помощью в переправе через труднопроходимую реку в тылу врага он во многом способствовал успеху предприятия.

- Лондонская газета , № 31604, 14 октября 1919 г. [82]

Когда в конце 1919 года союзные войска покинули Мурманск и Архангельск, Уорсли вернулся в Лондон. За службу в России он был награжден присвоением ордена Святого Станислава . Он был уволен со службы 2 января 1920 года и зачислен в список пенсионеров РНР. Позже в том же году на церемонии в Букингемском дворце он был назначен кавалером Ордена Британской империи за заслуги перед Великобританией. [83] [84]

Уорсли оставался почти в постоянном контакте с Шеклтоном, который пытался организовать экспедицию в Арктику и надеялся занять для этого подходящую позицию. Однако до экспедиции было еще далеко, а тем временем Уорсли вместе со своим другом Стенхаусом основал судоходную компанию. Компания Stenhouse Worsley & Co приобрела шхуну Annie с намерением торговать со странами Балтии. [83] Этот план рухнул, когда на балтийском грузовом рынке наступили тяжелые времена, и в конце концов компания начала доставлять грузы вдоль британского побережья. В конце 1920 года Уорсли и Стенхаус отправились в торговое путешествие в Исландию. « Энни » перевозила груз по обратному пути, но чуть не потерпела крушение, когда обогнула побережье Исландии, чтобы забрать груз из отдаленного порта для обратного пути в Англию. Плохие погодные и морские условия удерживали « Энни» в Исландии до февраля 1921 года, когда Уорсли смог доставить груз обратно в Великобританию. К тому времени Шеклтон был готов продолжить свою экспедицию и хотел, чтобы Уорсли стал капитаном его корабля « Квест» , и он быстро принял это предложение. [85]

Корабль с двумя высокими мачтами проходит под поднятыми проезжими частями автодорожного моста. Мост имеет две декоративные каменные башни, соединенные между собой переходом высоко над рекой.
Квест , проходящий через Тауэрский мост , Лондон

После того, как канадское правительство отозвало обещанную финансовую поддержку экспедиции, задержка с поиском замены финансирования съела арктический парусный сезон. Шеклтон, не желая откладывать отъезд дольше, чем нужно, решил вместо этого отправиться на юг и попытаться совершить кругосветное плавание вокруг Антарктического континента. Экспедиция, известная как Экспедиция Шеклтона-Роуэтта (главным спонсором был Джон Роуэтт, старый друг Шеклтона), также попытается открыть субантарктические острова и провести южную зиму на островах Тихого океана. в экспедицию входило несколько ветеранов Endurance Помимо Уорсли, ; Фрэнк Уайлд снова был заместителем командира, а Леонард Хасси был метеорологом. Уорсли был руководителем «Квеста » , но также был гидрографом экспедиции. [86]

« Квест » , 34-метровый (111-футовый) двухмачтовый корабль для тюленей из Норвегии, отправился в плавание 18 сентября 1921 года. [86] Корабль плохо шел и дал течь. Были проблемы и с двигателем. Неделю провел в Португалии на ремонте, а после пересечения Атлантики « Квест» провел месяц в доках Рио-де-Жанейро . Находясь в Бразилии, Шеклтон, здоровье которого в течение некоторого времени было плохим, перенес сердечный приступ. После того как он отказался от лечения своего заболевания, 18 декабря экспедиция отправилась в Южную Георгию. [87] Остров был замечен 4 января 1922 года, и Уорсли и Шеклтон вели себя «как пара возбудимых детей», указывая на ориентиры во время прогулки по Южной Георгии в 1916 году. На следующий день у Шеклтона случился смертельный сердечный приступ. [88] Уорсли описал потерю своего друга как «...ужасно печальный удар. Я потерял дорогого друга, одного из самых белых людей, несмотря на его недостатки, которые когда-либо жили». [89]

Несмотря на эту неудачу, экспедиция продолжилась под командованием Уайлда, а Хасси вернулся в Англию с телом Шеклтона. 22 января Уорсли попал в серьезную аварию. Под парусами « Квест» тяжело перекатывался, и тросы, удерживающие спасательную шлюпку, порвались. Спасательная шлюпка, полная припасов, накренилась на рулевую рубку и прижала Уорсли к мосту. Он сломал несколько ребер и был вынужден несколько дней отдыхать. К концу марта, после непродолжительного пребывания во льдах моря Уэдделла, корабль достиг острова Элефант. Затем экспедиция вернулась в Южную Георгию, где ждал Хасси. Вдова Шеклтона распорядилась похоронить его на Южной Георгии, и Хасси вернулся на остров в конце февраля, чтобы выполнить ее просьбу. [90]

Уорсли и остальная часть экспедиции провели несколько недель на Южной Георгии, и он помогал в строительстве мемориальной пирамиды Шеклтону в бухте Кинга Эдварда. [90] Затем экспедиция отправилась в Тристан-да-Кунья , где Уорсли провел некоторые картографические работы. Другие остановки были сделаны в Кейптауне , на острове Вознесения и на острове Святой Елены , прежде чем экспедиция вернулась в Англию в сентябре 1922 года. [91]

Атлантическое судоходство заняло Уорсли после его возвращения в Англию. был капитаном судна «Джордж Кокран» В 1923 году он какое-то время , доставляющего ром в Монреаль . [91] В следующем году он командовал « Кэтлин Энни», когда она потерпела крушение у Оркнейских островов . Он обеспечил эвакуацию своей команды, прежде чем покинуть пострадавший корабль и отправиться в безопасное место на берегу. [92]

Во время своего пребывания в Канаде Уорсли познакомился с молодым канадцем Греттиром Альгарссоном , который был исландского происхождения и готовил корабль к путешествию в Арктику. Путешествие Альгарссона оказалось недолгим, поскольку его корабль столкнулся с плавучими обломками в Северном море. Не испугавшись, он приступил к подготовке экспедиции на следующий год и пригласил Уорсли, который давал советы по его предыдущему путешествию, присоединиться к нему. [92] План состоял в том, чтобы отправиться на Шпицберген , за Полярный круг , а Альгарссон должен был полететь оттуда на Северный полюс, где он разобьет самолет, и вместе со своим пилотом вернуться на санях обратно. Уорсли должен был стать капитаном корабля, который Алгарссон купил для экспедиции, — 30-метровой (99 футов) бригантины с дизельным двигателем под названием « Остров» . Из-за нехватки средств запланированный рейс был отменен, так как не удалось найти подходящий самолет. Тем не менее, экспедиция из 15 человек, известная как Северная полярная экспедиция Алгарссона , продолжила работу над картированием и научными задачами. [93] среди них поиск Земли Гиллиса к северо-востоку от Шпицбергена, о которой не было известно с 1707 года, и зондирование континентального шельфа между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа . [94] Поскольку полет на самолете больше не был возможен, а экспедиция теперь сосредоточена в первую очередь на морских вопросах, Алгарссон предложил Уорсли стать соруководителем экспедиции, и он принял это предложение. [93] Остров . отплыл 21 июня 1925 года из Ливерпуля [94]

При плавании западной стороной Шпицбергена лопасть винта острова была повреждена при столкновении с льдиной. Когда двигатель работал, ощущалась сильная вибрация, и это заставило Уорсли продолжить движение на север под парусом в поисках Земли Гиллиса, пока корабль не достиг паковых льдов. При этом были проведены зондирования, подтвердившие наличие подводной равнины между Шпицбергеном и группой островов Земли Франца-Иосифа. Повернув на юг и пройдя вдоль северного побережья Шпицбергена, была обнаружена ранее неизведанная гавань, которую Алгарссон назвал в честь Уорсли. Затем корабль поплыл на север, все еще ища Землю Гиллиса, но застрял во льдах. Уорсли воспользовался возможностью построить ледовый док, чтобы облегчить ремонт поврежденного руля направления. После двух недель пребывания во льду он использовал двигатель, чтобы вырваться на свободу, но при этом была потеряна последняя лопасть гребного винта. [95]

Теперь остров . фактически остался без двигателя, и эта перспектива не испугала Уорсли, когда он плыл к Земле Франца-Иосифа Он описал это как «последнюю битву паруса без посторонней помощи с полярным паком [паковым льдом]». [96] В августе он высадился на мысе Баренцева , одном из южных островов Земли Франца-Иосифа, и посадил Юнион Джек . Вместе с корабельным инженером из Данидина он утверждал, что стал первым новозеландцем, ступившим на Землю Франца-Иосифа. [97] Экспедиция, переименованная по единогласному мнению участников в Британскую арктическую экспедицию, предприняла несколько попыток найти путь на север через паковые льды. Уорсли питал надежды стать первым парусным кораблем, который пройдет через группу островов к Земле Гиллис и затем вернулся на Шпицберген, но безуспешно. В одной из попыток остров едва не столкнулся с большим айсбергом. Уорсли приказал гребной лодке спуститься на воду, и корабль отбуксировали в безопасное место. [98]

Наконец, 14 сентября в нескольких милях от нас было замечено то, что считалось Землей Гиллиса. Остров не смог подойти достаточно близко , чтобы подтвердить обнаружение, но Уорсли отметил, что он находился к западу от нанесенного на карту положения. Если это была Земля Гиллиса, то это было первое появление острова за 200 лет. [99] (Гиллис Лэнд больше не появляется на современных картах). [100] Затем корабль направился к Северо-Восточной Земле , обогнув ее и при этом достигнув самого дальнего севера экспедиции, 81 ° 15' северной широты. Уорсли позаботился о том, чтобы на месте был поднят флаг Новой Зеландии. Затем экспедиция отправилась на Шпицберген и в середине октября достигла Зеленой гавани острова. [99] Двигатель корабля не мог быть отремонтирован до тех пор, пока Грин-Харбор не был закрыт на зиму, и Уорсли принял буксир в Тромсё , завершение которого ознаменовало конец экспедиции. [101] Позже он написал книгу о путешествии « Под парусами на морозном севере» , которая была опубликована в 1927 году. [102]

Лондонская жизнь

[ редактировать ]

После завершения своего арктического путешествия Уорсли вернулся к жизни в Лондоне, где он имел достаточно широкую известность благодаря своим подвигам с Шеклтоном и военной службе. В 1926 году он женился на Джин Камминг, с которой познакомился в 1920 году в Новозеландском доме в Лондоне, когда забирал почту. Это был его второй брак; в 1907 году он женился на Теодоре Блэкден, но к моменту его возвращения из России она оставила его (детей у пары не было). [103] Уорсли потребовалось несколько лет, чтобы добиться развода и состояться его брак с Джин, которая была на 20 лет моложе его. Для заработка в перерывах между торговыми рейсами Уорсли писал книги и статьи. Два из них, «Путешествие Шеклтона на лодке» и «Пересечение Южной Георгии», были опубликованы в виде серий в периодическом журнале « Blue Peter» в 1924 году и были хорошо приняты. [104] Эти книги были опубликованы вместе как один том в 1931 году. Его книга считалась лучше, чем собственный отчет Шеклтона, опубликованный под названием South в 1919 году. [105] четвертая книга « Первое путешествие на корабле с квадратным вооружением» . В 1938 году была опубликована [1] Когда этого требовали его финансовые обстоятельства, а это случалось часто, Уорсли писал статью за деньги. Его темы варьировались от собак, которых использовали в экспедиции, до курения трубки его сожителей на острове Элефант. [106]

Уорсли также проводил туры с лекциями с целью получения дохода, и его авторитет повысился благодаря его публикациям. Поскольку на этом позднем этапе его жизни комиссий по парусному спорту было мало, его лекции стали более важными как источник дохода. В основном он читал лекции о своих путешествиях с Шеклтоном, жена которого одолжила Уорсли несколько слайдов своего покойного мужа, чтобы улучшить его выступления. [102] В последующие годы он добавил в свой репертуар беседы о собственных путешествиях. Его лекции были хорошо приняты и получили восторженные отзывы в местных газетах. Его авторитет возрос после его появления в фильме «Юг» , вышедшем в 1933 году, в котором он озвучивал без акцента. Фильм основан на кинофильме Фрэнка Херли об экспедиции «Эндюранс» , перемеженном фотографическими слайдами. Он появился на экране в фильме, показав зрителям несколько артефактов из экспедиции. Как и его книги, фильм был очень хорошо принят. [107]

В 1930-х годах Уорсли был частью компании по доставке яхт и кораблей Imray Laurie Norie & Wilson Limited. Его личный опыт стал ключевым аргументом в коммерческой литературе компании. В 1937 году компания совершила более 50 завозных рейсов. Самой продолжительной доставкой была доставка парохода, направлявшегося в Гонконг, и она заняла три месяца. Во многих из этих путешествий его сопровождал Жан, который тоже любил парусный спорт. [108]

Охота за сокровищами

[ редактировать ]

Даже в свои 60 лет Уорсли все еще искал приключений. В 1934 году его попросили присоединиться к ограниченной экспедиции по поиску сокровищ, которая была организована для поиска сокровищ, предположительно спрятанных на острове Кокос пиратами. Раньше остров использовался пиратами в качестве базы для нападения на испанские корабли, перевозившие золото из Южной Америки обратно в Испанию. На момент подготовки экспедиции считалось, что на острове было закопано от 5 до 25 миллионов фунтов стерлингов в золоте и серебре. В сентябре 1934 года Уорсли в сопровождении Джин отплыл на остров Кокос на борту « Королевы Шотландии» . [109] По прибытии на остров в октябре он помог разгрузить запасы и основать деревню в Вафер-Бей, самой безопасной точке высадки на Кокосе. Остров у побережья Коста-Рики был покрыт густыми лесами, и для расчистки вероятных мест для поисков требовалась тяжелая работа. [110] Поскольку « Королева Шотландии» оказалась слишком большой для нужд экспедиции, Уорсли уехал на корабле, чтобы вернуться в Англию через Панамский канал . Он должен был найти запасное судно и вернуть припасы. [111]

По пути Уорсли обнаружил, что правительство Коста-Рики, недовольное тем, что его не проинформировали о планах экспедиции, намеревалось насильно удалить охотников за сокровищами с острова Кокос. Несмотря на отправку Уорсли личной телеграммы президенту Коста-Рики и последовавшую огласку в Англии, некоторые участники экспедиции были насильно доставлены в Панаму. Остальные остались на Кокосе под охраной. [111] К этому времени руководители экспедиции вернулись в Англию, оставив Уорсли контролером оставшихся людей. Он финансировал припасы для оставшихся людей из своего кармана, но в конечном итоге те, кто остался на Кокосе, были отправлены в Панаму и демобилизованы. [112]

Экспедиция вновь собралась и после получения концессии от правительства Коста-Рики вернулась на остров в следующем году. Он отправился на новой яхте экспедиции «Верасити » из Англии на остров Кокос в тревожное путешествие, снова в сопровождении Джин. Экспедиция была недостаточно профинансирована и не хватало припасов. Механическая неисправность в пути также затруднила путешествие. К моменту прибытия на Кокос он был назначен руководителем экспедиции. [112] Несмотря на обширные поиски с помощью грубого металлоискателя, к сентябрю никаких следов сокровищ обнаружено не было. Уорсли, сезон лекций которого начался в Лондоне в октябре, покинул остров в начале сентября. Это было его последнее участие в экспедиции, которая спустя девять месяцев так и не смогла обнаружить место поиска сокровищ. Экспедиция завершилась, когда закончилось финансирование. Несмотря на отсутствие успеха, Уорсли все еще верил, что на острове можно найти сокровища, и надеялся вернуться. Он так и не сделал этого, хотя его подвиги в поисках сокровищ предоставили много материала для его лекционных туров. [113]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война , Уорсли стремился внести свой вклад в военные усилия. Его 67-летний возраст не позволил его отозвать в резерв Королевского военно-морского флота. В конце концов он присоединился к Международному Красному Кресту и отправился во Францию, где читал лекции войскам Британского экспедиционного корпуса (BEF) во время Странной войны . Он также обратился за помощью к военному министерству для предоставления оборудования шведским добровольцам, направляющимся в Финляндию, чтобы помочь своим соотечественникам в борьбе с русскими во время короткой Зимней войны . Когда еще один BEF был отправлен в Норвегию в апреле 1940 года для помощи в обеспечении железнодорожного сообщения со Швецией, Красный Крест, намереваясь также иметь подразделение в стране, назначил Уорсли своим передовым агентом - Норвегией . Он должен был подготовить путь для подразделения, но после того, как немцы захватили Нарвик , участие Красного Креста стало слишком опасным. После краткого визита в Норвегию Уорсли вернулся в Великобританию. [114]

Мужчина в шляпе и пальто жестикулирует трубкой на борту небольшого корабля.
Уорсли в 1940–1941 годах, возможно, на борту « Дальриады».

Уорсли стал командиром учебной базы Красного Креста в Бэлеме, Лондон, но позже она закрылась из-за нехватки рекрутов. [114] Он неоднократно писал в военное министерство, предлагая свои услуги и различные схемы с участием Норвегии, в том числе план по высадке артиллерий на Шпицбергене , районе, который он хорошо знал по своей арктической экспедиции в 1925 году. [115]

В конце концов, Уорсли нашел командование в торговом флоте и, назвав свой возраст 64 года (когда на самом деле ему было 69 лет), был назначен капитаном «Дальриады» в августе 1941 года. также проводил спасательные работы. Его командование продлилось всего несколько месяцев; когда компания, владевшая его судном, узнала его истинный возраст, его заменили. Недовольный тем, что его включили в резервный фонд торгового флота, он продолжал выступать за полезную должность. [116]

В апреле 1942 года Уорсли был назначен в штаб учебного заведения Королевского военно-морского добровольческого резерва HMS King Alfred в Сассексе. [116] читал лекции по картам и лоцманскому делу. Через два месяца его перевели в Королевский военно-морской колледж Гринвиче в . В Сассексе его здоровье начало ухудшаться, и он стал меньше курить трубку. Через несколько месяцев в Гринвиче он заболел и был госпитализирован. Когда у Уорсли диагностировали рак легких, военно-морские врачи обнаружили, что мало что могут сделать для Уорсли, и его выписали. Он решил провести последние дни своей жизни со своей женой и семьей Бэмфорд, хорошими друзьями, которые жили в Клейгейте , графство Суррей. Он умер в доме Бэмфордов 1 февраля 1943 года. [117] Он был кремирован после многолюдной службы, состоявшейся 3 февраля в часовне Королевского военно-морского колледжа. Его гроб был украшен флагом Новой Зеландии и личным штандартом Уорсли, который он летал на борту «Квеста» в экспедиции 1921–22 годов. Его прах был развеян в устье реки Темзы , недалеко от маяка «Нор» . [118]

После смерти Уорсли Джин Уорсли пожертвовала свои неопубликованные дневники Институту полярных исследований Скотта . [119] Она вернулась в Абердин, где провела большую часть предыдущих месяцев, чтобы жить со своей матерью. Позже Джин переехала в Клейгейт после смерти своей матери и жила с Бэмфордами. Ее последние годы прошли в относительном финансовом комфорте; За несколько лет до своей смерти Уорсли вложил средства в акции компании Венесуэла Ойл, которая позже стала «Шелл Ойл» и принесла Джину хорошую прибыль. Она умерла в доме Бэмфордов в 1978 году в возрасте 78 лет и в той же комнате, которую ее муж занимал на момент своей смерти. Пара была бездетной. [120]

Наследие

[ редактировать ]
Бронзовый бюст мужчины в балаклаве, бюст на постаменте в парковой зоне на фоне парковой скамейки и зданий вдалеке.
Бюст Фрэнка Уорсли в Акароа

Бюст Фрэнка Уорсли стоит в его родном городе Акароа, Новая Зеландия. Скульптура была создана художником Стивеном Глисоном из Крайстчерча и открыта в 2004 году. [121] В городском музее также выставлен флаг бывшего командования Уорсли — PC.61 . [122]

Несколько географических объектов названы в честь Уорсли, в том числе гора Уорсли на Южной Георгии, мыс Уорсли на Британской антарктической территории , ледопады Уорсли на территории Росса и гавань Уорсли на Шпицбергене. [123] Уорсли-роуд в Крайкрофте, пригороде Крайстчерча, названа в честь его деда; он был построен им как подъездная дорога к своей ферме. [3]

В 2015 году 190 гектаров (470 акров) земли в Акароа, на которой стоял дом его детства, были куплены Новозеландским фондом восстановления местных лесов. Земля граничит с заповедником Хиневай , сотрудники которого управляют длительным процессом восстановления естественного леса и прокладывают пешеходные дорожки. Сотрудники Полуостровного фонда Рода Дональда Бэнкса, музея Акароа и Хиневаи установили информационные панели на территории дома. [124] Подростком Уорсли помогал расчищать кустарник на полуострове Бэнкс, который сейчас восстанавливается, а позже он написал: [4]

Это была безумная трата. Колонисты в своей жадности к семенам трав и пастбищам для овец сожгли миллионы фунтов древесины. Они безрассудно уничтожили чудесную красоту кустарника, оголив почву, пока она не была унесена оползнями, уменьшили количество осадков и опустошили дома бесчисленных милых певцов.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Деннерли 1996 , с. 577.
  2. ^ «Корнуолл» . корневая паутина . Проверено 5 июня 2013 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Харпер, Маргарет. «Названия улиц Крайстчерча W – Z» (PDF) . Библиотеки города Крайстчерча . п. 57 . Проверено 5 июня 2013 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Уилсон 2015а , с. 3.
  5. ^ Томсон 2000 , стр. 14–15.
  6. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , стр. 16–17.
  7. ^ Томсон 2000 , с. 29.
  8. ^ Томсон 2000 , с. 30.
  9. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 31.
  10. ^ Беатрис Гримшоу (апрель 1939 г.). «Как я нашел приключение» . Синяя книга - через «Происхождение и история Гримшоу».
  11. ^ Томсон 2000 , с. 33.
  12. ^ Томсон 2000 , с. 34.
  13. ^ Томсон 2000 , с. 35.
  14. ^ Томсон 2000 , с. 36.
  15. ^ Хантфорд 1986 , стр. 365–366.
  16. ^ Хантфорд 1986 , с. 370.
  17. ^ Томсон 2000 , с. 37.
  18. ^ Перейти обратно: а б Александр 1999 , с. 15.
  19. ^ Томсон 2000 , стр. 38–39.
  20. ^ Томсон 2000 , с. 39.
  21. ^ Хантфорд 1986 , стр. 389–390.
  22. ^ Александр 1999 , стр. 15–16.
  23. ^ Александр 1999 , с. 24.
  24. ^ Перейти обратно: а б Александр 1999 , стр. 25–26.
  25. ^ Томсон 2000 , с. 44.
  26. ^ Хантфорд 1986 , с. 402.
  27. ^ Александр 1999 , с. 41.
  28. ^ Александр 1999 , с. 44.
  29. ^ Александр 1999 , с. 63.
  30. ^ Томсон 2000 , с. 47.
  31. ^ Александр 1999 , стр. 71–72.
  32. ^ Томсон 2000 , с. 51.
  33. ^ Александр 1999 , стр. 84–89.
  34. ^ Александр 1999 , с. 95.
  35. ^ Александр 1999 , с. 98.
  36. ^ Александр 1999 , с. 111.
  37. ^ Александр 1999 , с. 114.
  38. ^ Александр 1999 , стр. 118–119.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Александр 1999 , с. 120.
  40. ^ Хантфорд 1986 , с. 506.
  41. ^ Хантфорд 1986 , с. 513.
  42. ^ Томсон 2000 , стр. 62–63.
  43. ^ Хантфорд 1986 , стр. 523–524.
  44. ^ Перейти обратно: а б Александр 1999 , стр. 134–135.
  45. ^ Томсон 2000 , с. 72.
  46. ^ Томсон 2000 , с. 75.
  47. ^ Александр 1999 , с. 138.
  48. ^ Александр 1999 , с. 134.
  49. ^ Александр 1999 , стр. 143–144.
  50. ^ Перейти обратно: а б Александр 1999 , с. 145.
  51. ^ Уорсли 1999 , с. 133.
  52. ^ Томсон 2000 , с. 83.
  53. ^ Александр 1999 , с. 150.
  54. ^ Уорсли 1999 , с. 140.
  55. ^ Александр 1999 , стр. 149–150.
  56. ^ Александр 1999 , стр. 163–164.
  57. ^ Перейти обратно: а б Александр 1999 , стр. 165–166.
  58. ^ Томсон 2000 , с. 100.
  59. ^ Уорсли 1999 , с. 197.
  60. ^ Александр 1999 , с. 167.
  61. ^ Александр 1999 , стр. 168–169.
  62. ^ Александр 1999 , с. 183.
  63. ^ Александр 1999 , стр. 185–186.
  64. ^ Уорсли 1999 , с. 92.
  65. ^ Томсон 2000 , с. 99.
  66. ^ Томсон 2000 , стр. 106–107.
  67. ^ Томсон 2000 , с. 105.
  68. ^ Томсон 2000 , стр. 108–109.
  69. ^ Томсон 2000 , с. 111.
  70. ^ Томсон 2000 , с. 182.
  71. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , стр. 115–116.
  72. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 117.
  73. ^ Томсон 2000 , стр. 118–119.
  74. ^ «№30386» . Лондонская газета (Приложение). 17 ноября 1917 г. с. 11921.
  75. ^ Томсон 2000 , с. 120.
  76. ^ Томсон 2000 , с. 121.
  77. ^ Перейти обратно: а б с Томсон 2000 , с. 122.
  78. ^ Хантфорд 1986 , с. 663.
  79. ^ Томсон 2000 , с. 124.
  80. ^ Томсон 2000 , с. 125.
  81. ^ Томсон 2000 , стр. 126–128.
  82. ^ «№31604» . Лондонская газета (Приложение). 14 октября 1919 г. с. 12780.
  83. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 130.
  84. ^ «Лондонская газета, 30 марта 1920 г.» . Проверено 2 октября 2017 г.
  85. ^ Томсон 2000 , стр. 131–132.
  86. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , стр. 134–135.
  87. ^ Томсон 2000 , стр. 136–137.
  88. ^ Хантфорд 1986 , стр. 689–690.
  89. ^ Томсон 2000 , с. 139.
  90. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , стр. 139–140.
  91. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 141.
  92. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 142.
  93. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 143.
  94. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 144.
  95. ^ Томсон 2000 , с. 146.
  96. ^ Томсон 2000 , с. 147.
  97. ^ Томсон 2000 , с. 148.
  98. ^ Томсон 2000 , с. 149.
  99. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 150.
  100. ^ Томсон 2000 , с. 153.
  101. ^ Томсон 2000 , с. 152.
  102. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 156.
  103. ^ Томсон 2000 , с. 154.
  104. ^ Томсон 2000 , с. 155.
  105. ^ Уилер 1999 , стр. 14–15.
  106. ^ Томсон 2000 , с. 157.
  107. ^ Томсон 2000 , стр. 157–158.
  108. ^ Томсон 2000 , с. 161.
  109. ^ Томсон 2000 , стр. 165–166.
  110. ^ Томсон 2000 , с. 168.
  111. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 169.
  112. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 171.
  113. ^ Томсон 2000 , с. 173.
  114. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , стр. 174–175.
  115. ^ Томсон 2000 , стр. 176–177.
  116. ^ Перейти обратно: а б Томсон 2000 , с. 178.
  117. ^ Томсон 2000 , с. 179.
  118. ^ Томсон 2000 , с. 180.
  119. ^ Уиллер 1999 , с. 23.
  120. ^ Томсон 2000 , стр. 183–184.
  121. ^ «Новости о «Шкипере» » . Общество Джеймса Кэрда. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
  122. ^ Данлоп, Венди (2012). «Салют приключениям» . Королевский флот Новой Зеландии . Проверено 13 июля 2012 г.
  123. ^ Томсон 2000 , с. 183.
  124. ^ Wilson 2015b , стр. 1–3.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a74bc67e9edfa219d8d6ff230962b06f__1722513360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/6f/a74bc67e9edfa219d8d6ff230962b06f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Frank Worsley - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)