Jump to content

Путешествие Джеймса Кэрда

Группа мужчин толкает лодку со скалистого пляжа в море на фоне скал.
Спуск на воду «Джеймса Кэрда» с берега острова Элефант , 24 апреля 1916 года.

Путешествие « Джеймса Кэрда» представляло собой путешествие протяженностью 1300 километров (800 миль) от острова Элефант на Южных Шетландских островах через Южный океан до Южной Георгии , предпринятое сэром Эрнестом Шеклтоном и пятью его спутниками с целью спасти основную часть застрявшего корабля. Императорская Трансантарктическая экспедиция 1914–1917 гг. Многие историки считают путешествие экипажа на 22,5-футовой (6,9 м) корабельной лодке через « Неистовые пятидесятые » величайшим путешествием на малой лодке, когда-либо совершенным.

В октябре 1915 года паковый лед в море Уэдделла потопил главный экспедиционный корабль «Эндюранс» , оставив Шеклтона и его 27 спутников дрейфовать на льдине . Они дрейфовали на север до апреля 1916 года, когда льдина, на которой они разбили лагерь, распалась; они добрались на корабельных лодках до острова Элефант. Шеклтон решил направить одну из лодок с небольшой командой в Южную Георгию за помощью. Это было не самое близкое человеческое поселение, но единственное, которое не требовало от них плавания в преобладающих западных ветрах.

Из трех лодок « Джеймс Кэрд» считался наиболее вероятным выжившим в путешествии (Шеклтон назвал ее в честь сэра Джеймса Ки Кэрда , филантропа из Данди, чья спонсорская помощь помогла финансировать экспедицию). Перед плаванием корабельный плотник Гарри Макниш укрепил и приспособил лодку, чтобы она могла противостоять морям Южного океана, герметизируя свою импровизированную деревянную и брезентовую палубу фитилем лампы, масляной краской и кровью тюленя.

Пережив ряд опасностей, в том числе едва не перевернувшуюся, небольшая команда и лодка после 17-дневного плавания достигли южного побережья Южной Георгии. Шеклтон, Том Крин и Фрэнк Уорсли пересекли горы острова и направились к китобойной станции на северной стороне. Здесь они организовали помощь трем мужчинам, оставшимся на южной стороне острова, и более крупной группе на острове Слона. В конечном итоге весь экипаж «Эндюранс» вернулся домой без человеческих жертв. После Первой мировой войны, в 1919 году, « Джеймс Кэрд» был перевезен из Южной Георгии в Англию. С 1922 года он регулярно выставляется в альма-матер Шеклтона, Далвич-колледже .

Борт деревянного парохода, удерживаемого твердым льдом, круто наклонен влево, а на шлюпбалках покачивается спасательная шлюпка. Один мужчина виден на льду, другой на борту корабля смотрит вниз.
«Эндюранс» , кренящийся под крутым углом, незадолго до того, как его раздавило льдом, октябрь 1915 года; фотография Фрэнка Херли

5 декабря 1914 года экспедиция Шеклтона отправилась на корабле «Эндюранс» из Южной Георгии в море Уэдделла в рамках первого этапа Имперской трансантарктической экспедиции. [1] Они направлялись к заливу Вахсел , самой южной исследованной точке моря Уэдделла на 77°49' ю.ш., где береговая группа должна была высадиться и подготовиться к трансконтинентальному пересечению Антарктиды. [2] Не дойдя до места назначения, корабль застрял в паковых льдах и к 14 февраля 1915 года удерживался на месте, несмотря на длительные попытки его освободить. [3] В течение следующих восьми месяцев команда оставалась с кораблем, пока он дрейфовал на север во льдах, пока 27 октября он не был раздавлен давлением пака и окончательно затонул 21 ноября. [4]

Когда его команда из 27 человек разбила лагерь на медленно движущемся льду, внимание Шеклтона сместилось на то, как лучше всего спасти свою группу. [5] Его первый план состоял в том, чтобы пройти по льду к ближайшей суше и попытаться достичь точки, которую, как известно, посещали корабли. [6] Марш начался, но прогрессу препятствовал характер поверхности льда, позже описанный Шеклтоном как «мягкие, сильно разбитые, открытые выступы, пересекающие льдины под всеми углами». [7]

После нескольких дней попыток добиться успеха они прекратили марш; Группа разбила «Лагерь терпения» на плоской льдине и ждала, пока дрейф унесет их дальше на север, к открытой воде. [8] Им удалось спасти три лодки, которые Шеклтон назвал в честь главных спонсоров экспедиции: Стэнкомб-Уиллса , Дадли Докера и Джеймса Кэрда . [9] Группа ждала до 8 апреля 1916 года, когда они наконец сели в лодки, поскольку лед начал таять. В течение опасного семидневного периода они плыли и гребли через бурное море и опасный рыхлый лед, чтобы достичь временного пристанища на острове Элефант . 15 апреля [10]

Слоновий остров

[ редактировать ]
Девять мужчин в темной одежде стоят или сидят вокруг небольшой деревянной лодки, которую притащили к скалистому берегу, на фоне скал и ледяных вершин.
Шеклтона Группа прибывает на остров Элефант в апреле 1916 года после гибели « Эндюранс» .

Остров Элефант, расположенный на восточной границе Южных Шетландских островов, находился далеко от любого места, куда планировала отправиться экспедиция, и далеко за пределы обычных морских маршрутов. Ни один корабль помощи не стал бы их там искать, и вероятность спасения со стороны какой-либо другой внешней организации была столь же ничтожна. [11] Остров был унылым и негостеприимным, а его местность лишена растительности, хотя на нем была пресная вода и относительное изобилие тюленей и пингвинов, обеспечивающих пищу и топливо для немедленного выживания. [12] Быстро приближались суровые условия антарктической зимы; узкий галечный пляж, где они разбили лагерь, уже проносился почти непрерывными штормами и метелями, которые разрушили одну из палаток их временного лагеря и повалили другие. Давление и трудности предыдущих месяцев начали сказываться на мужчинах, многие из которых находились в изнуренном состоянии как морально, так и физически. [13]

В этих условиях Шеклтон решил попытаться добраться до помощи, используя одну из лодок. Ближайшим портом был Стэнли на Фолклендских островах , в 570 морских милях (1100 км; 660 миль) от него, но он стал недостижимым из-за преобладающих западных ветров. [11] Лучшим вариантом было отправиться на остров Десепшн , расположенный в 200 морских милях (370 км; 230 миль) от западного конца цепи Южных Шетландских островов. Хотя он был необитаем, записи Адмиралтейства указывали, что на этом острове находились запасы для моряков, потерпевших кораблекрушение, а также время от времени его посещали китобои . [14] Однако достижение его также потребует путешествия против преобладающих ветров — хотя и в менее открытом море — без полной уверенности в том, когда и прибудет ли помощь. После переговоров с заместителем командира экспедиции Фрэнком Уайлдом и капитаном корабля Фрэнком Уорсли Шеклтон решил попытаться добраться до китобойных станций Южной Георгии на северо-востоке. Это означало бы более длительное путешествие на лодке на 700 морских миль (1300 км; 810 миль) через Южный океан в условиях быстро приближающейся зимы, но с помощью попутных ветров это казалось возможным. Шеклтон думал, что «отряд на лодке может совершить путешествие и вернуться с облегчением в течение месяца, при условии, что море очистится ото льда и лодка выдержит большие моря». [11]

Препараты

[ редактировать ]
Контурная карта, показывающая море Уэдделла, остров Элефант и Южную Георгию, а также части суши Антарктиды и Южной Америки. Линия указывает путь путешествия от острова Элефант до Южной Георгии.
Общий маршрут Джеймса Кэрда до острова Элефант и Южной Георгии.

Лодочная группа Южной Георгии могла рассчитывать на встречу с ураганными ветрами и волнами — пресловутыми «Кап-Хорн Роллерс» — длиной от впадины до гребня целых 18 м (60 футов). [15] длиной 22,5 фута (6,9 м) Поэтому Шеклтон выбрал самую тяжелую и сильную из трех лодок - «Джеймс Кэрд» . [16] Он был построен как вельбот в Лондоне по заказу Уорсли. [17] разработан по «двусторонней» традиции. [18] Понимая, что тяжело нагруженное путешествие в открытое море теперь неизбежно, Шеклтон уже попросил плотника экспедиции Гарри Макниша модифицировать лодки в течение тех недель, которые экспедиция провела в лагере Пейшенс . Используя материал, взятый с четвертой лодки «Эндьюранс» , небольшого моторного катера , который был разобран с этой целью перед окончательной гибелью корабля, Макниш поднял борта « Джеймса Кэрда» и «Дадли Докера» на 8–10 дюймов (20–25 дюймов). см). Теперь, в примитивном лагере на острове Элефант, Макниша снова спросили, может ли он сделать « Джеймс Кэрд» более мореходным. [19] Используя подручные инструменты и материалы, Макниш построил импровизированную террасу из дерева и холста, запечатав свою работу масляными красками, фитилем лампы и кровью тюленя. [20] Корабль был усилен за счет того, что мачта « Дадли Докера» была закреплена внутри по длине киля. Затем ее переоборудовали в качестве кеча с собственной грот-мачтой и бизань-мачтой, сделанной путем вырезания грот-мачты от «Стэнкомб-Уиллс» , приспособленной для установки парусов с проушинами и кливера . [21] Вес лодки был увеличен за счет добавления примерно 1 длинной тонны (1 тонны) балласта, чтобы уменьшить риск опрокидывания в открытом море, с которым, как знал Шеклтон, они могли столкнуться. [21] Уорсли считал, что было добавлено слишком много дополнительного балласта (образованного из камней, камней и гальки, взятых с пляжа), что сделало лодку чрезмерно тяжелой, дало крайне некомфортное «жесткое» движение и ухудшило ход лодки против ветра или в непогоду. Однако он признал, что самой большой заботой Шеклтона было предотвращение опрокидывания лодки во время перехода через открытый океан. [22]

Лодка была загружена провизией, которой хватит на шесть человек на месяц; как позже написал Шеклтон, «если бы мы за это время не достигли Южной Георгии, мы наверняка погибнем». [19] Они взяли с собой продуктовые наборы, предназначенные для трансконтинентальной переправы, печенье, «Боврил» , сахар и сухое молоко. Они также взяли две 18-галлонные (68-литровые) бочки с водой (одна из которых была повреждена во время погрузки и в нее попала морская вода), две печи «Примус» , парафин, масло, свечи, спальные мешки и отдельные предметы запасной одежды. [19]

Первыми кандидатами Шеклтона в команду лодки были Уорсли и Том Крин , которые, очевидно, «умоляли уйти». [19] Крин был товарищем по экспедиции «Дискавери» в 1901–04 годах, а также участвовал в экспедиции Скотта « Терра Нова» в 1910–1913 годах, где он отличился в роковом полярном марше. [23] Шеклтон был уверен, что Крин выстоит до победного конца. [21] и очень верил в навыки Уорсли как штурмана, особенно в его способность отрабатывать позиции в сложных обстоятельствах. [19] Позже Уорсли писал: «Мы знали, что это будет самое трудное, что мы когда-либо предпринимали, поскольку наступила антарктическая зима, и мы собирались пересечь одно из самых страшных морей в мире». [24]

На оставшиеся места Шеклтон запросил добровольцев и из многих, кто выступил вперед, выбрал двух сильных моряков — Джона Винсента и Тимоти Маккарти . Последнее место он предложил плотнику Макнишу. «Ему было более пятидесяти лет, - писал Шеклтон из Макниша (на самом деле ему был 41 год), - но он хорошо разбирался в парусных лодках и был очень быстр». [19] Винсент и Макниш доказали свою ценность во время трудного путешествия на лодке ото льда до острова Элефант. [21] Оба они были несколько неуклюжими персонажами, и их выбор, возможно, отражал желание Шеклтона держать потенциальных нарушителей спокойствия под своей личной ответственностью, а не оставлять их на острове, где могла гноиться личная неприязнь. [21]

Путешествие на открытой лодке

[ редактировать ]
Группа на острове Элефант прощается с моряками на корабле «Джеймс Кэрд» , 24 апреля 1916 года. [а]

Перед отъездом Шеклтон проинструктировал Фрэнка Уайлда, что он должен принять на себя полное командование, как только «Джеймс Кэрд» уйдет. [30] и что, если путешествие потерпит неудачу, он должен попытаться доставить группу на остров Десепшн следующей весной. [19] « Джеймс Кэрд» был спущен на воду с острова Элефант 24 апреля 1916 года. Ветер был умеренным юго-западным, что способствовало быстрому бегству, и лодка быстро скрылась из виду с суши. [31]

Шеклтон приказал Уорсли взять курс на север, а не прямо на Южную Георгию, чтобы уйти от угрожающих ледяных полей, которые начали формироваться. [32] К полуночи лед остался позади, но волнение на море начало расти. На рассвете следующего дня они находились в 45 морских милях (83 км; 52 миль) от острова Элефант, плывя в сильном волнении при силе ветра 9 баллов . [32] Шеклтон установил на борту распорядок дня: две вахты по три человека: один у руля, другой у парусов, а третий дежурит по выгрузке . [32] Троица вне вахты отдыхала в крохотном крытом помещении на носу корабля. Трудности с обменом местами по окончании каждой вахты, как писал Шеклтон, «имели бы свою юмористическую сторону, если бы не причиняли нам столько боли и боли». [33] Их одежда была предназначена для катания на санях по Антарктике, а не для плавания на открытой лодке. Он не был водонепроницаемым, и контакт с ледяной морской водой делал их кожу болезненно ранимой. [34]

Успех зависел от навигации Уорсли. [35] которое было основано на кратких наблюдениях солнца, когда лодка накренилась и перекатывалась. [34] Первое наблюдение было сделано через два дня и показало, что они находились в 128 морских милях (237 км; 147 миль) к северу от острова Элефант. [32] Курс был изменен и направлен прямо на Южную Георгию. [32] Они освободились от плавучего льда, но достигли опасных морей пролива Дрейка , где гигантские волны проносятся по всему земному шару, не встречая препятствий со стороны суши. [34] Движение лодки делало приготовление горячей еды на «Примусе» практически невозможным, но Крин, исполнявший обязанности повара, каким-то образом держал людей накормленными. [32]

Следующее наблюдение, состоявшееся 29 апреля, показало, что они прошли 238 морских миль (441 км; 274 мили). [36] После этого навигация стала, по словам Уорсли, «веселой шуткой-догадкой». [37] поскольку они столкнулись с худшей погодой. « Джеймс Кэрд» набирал воду в сильном волнении и находился под угрозой затопления, его удерживали на плаву благодаря постоянным выкапываниям. Температура резко упала, и появилась новая опасность в скоплениях замерзших брызг, грозивших опрокинуть лодку. [38] Им по очереди приходилось вылезать на качную палубу с топором и счищать лед с палубы и такелажа. [34] В течение 48 часов они стояли на морском якоре , пока ветер не утих настолько, что они могли поднять паруса и продолжить путь. Несмотря на все трудности, третье наблюдение Уорсли, состоявшееся 4 мая, показало, что они находились всего в 250 морских милях (460 км; 290 миль) от Южной Георгии. [39]

Небольшая лодка с двумя парусами поднимается по крутому склону волны. На заднем плане скалистые вершины высоких утесов и далекие горы.
Изображение Джеймса Кэрда, приближающегося к Южной Георгии (из отчета об экспедиции Шеклтона, Юг )

5 мая худшая погода вернулась и поставила их на грань катастрофы в крупнейших на данный момент морях. Позже Шеклтон писал: «Мы почувствовали, как нашу лодку подняло и швырнуло вперед, как пробку во время прибоя». [40] Экипаж отчаянно спасался, пытаясь удержаться на плаву. Тем не менее, они все еще двигались к своей цели, и расчет Уорсли на следующий день, 6 мая, показал, что теперь они находятся в 115 морских милях (213 км; 132 миль) от западной точки Южной Георгии. [40] Напряжение последних двух недель уже сказалось на мужчинах. Шеклтон заметил, что Винсент потерял сознание и перестал быть активным членом команды, Маккарти был «слаб, но счастлив», Макниш слабел, но все еще проявлял «твердость и дух». [40]

Шестеро мужчин тянут лодку на ледяной берег на фоне ледяных скал.
Изображение высадки корабля «Джеймс Кэрд» в Южной Георгии в конце путешествия 10 мая 1916 года.

7 мая Уорсли сообщил Шеклтону, что он не может быть уверен в их местоположении в радиусе десяти миль. [41] Чтобы избежать возможности быть пронесенным мимо острова жестокими юго-западными ветрами, Шеклтон приказал немного изменить курс, чтобы «Джеймс Кэрд» достиг земли на необитаемом юго-западном побережье. Затем они попытались направить лодку к китобойным станциям на северной стороне острова. [40] «В те дни дела у нас были плохи», — писал Шеклтон. «Самыми яркими моментами были те, когда каждый из нас получал по кружке горячего молока во время долгих и горьких ночных бдений». [40] Поздно вечером того же дня были замечены плавающие водоросли , а на следующее утро появились птицы, в том числе бакланы , которые, как известно, никогда не уходили далеко от суши. [41] Вскоре после полудня 8 мая впервые была замечена Южная Георгия. [41]

Когда они приблизились к высоким скалам побережья, сильное волнение сделало невозможным немедленную высадку. Более 24 часов они были вынуждены стоять в стороне, поскольку ветер переместился на северо-запад и быстро перерос в «один из самых сильных ураганов, которые когда-либо переживал любой из нас». [40] Большую часть этого времени им грозила опасность быть выброшенными на скалистый берег Южной Георгии или разбиться на столь же грозном острове Анненкова , в пяти милях от берега. [34] 10 мая, когда шторм немного утих, Шеклтон был обеспокоен тем, что более слабые члены его команды не продержатся еще один день, и решил, что, несмотря на опасность, они должны попытаться приземлиться. Они направились к Кейв-Коув возле входа в залив Кинг-Хакон и, наконец, после нескольких попыток, приземлились там. [40] Позже Шеклтон охарактеризовал путешествие на лодке как «одно из величайших раздоров»; [42] историк Кэролайн Александер комментирует: «Они вряд ли могли знать - или волноваться, - что, по тщательно взвешенному мнению будущих властей, путешествие Джеймса Кэрда будет признано одним из величайших путешествий на лодке, когда-либо совершенных». [43]

Южная Георгия

[ редактировать ]
Очертание длинного узкого острова неправильной формы с небольшими островами вокруг его берегов. Главный остров обозначен как «Южная Георгия», а на его северном побережье показаны различные топонимы, включая Стромнесс Хусвик и Грютвикен.
Южная Георгия. Залив Кинг-Хакон , где « Джеймс Кэрд» приземлился , представляет собой большое углубление на западном (верхнем) конце южной стороны.
Группа слоновьего острова спасается буксиром «Елчо» , видно вдалеке.

Когда группа выздоровела, Шеклтон понял, что лодка не способна совершить дальнейшее путешествие, чтобы добраться до китобойных станций, и что Винсент и Макниш не могут путешествовать дальше. Он решил переместить лодку в более безопасное место в заливе Кинг-Хакон, откуда он, Уорсли и Крин должны были пересечь остров пешком, стремясь к станции в Стромнессе . [44]

15 мая « Джеймс Кэрд» прошел около 6 морских миль (11 км; 6,9 миль) до галечного пляжа у истока залива. Здесь лодку выбросили на берег и перевернули, чтобы обеспечить укрытие. Это место было названо « Лагерь Пегготи » (в честь Пегготи дома-лодки Чарльза Диккенса в романе « Дэвид Копперфильд »). [45] Рано утром 18 мая Шеклтон, Уорсли и Крин начали то, что станет первым подтвержденным сухопутным пересечением внутренних районов Южной Георгии. [46] Поскольку у них не было карты, им пришлось импровизировать маршрут через горные хребты и ледники . Они путешествовали непрерывно 36 часов, прежде чем достигли Стромнесса. По словам Уорсли, люди Шеклтона были «ужасной троицей чучел». [47] темный от незащищенности, ветра, обморожений и скопившейся ворвани. [48] Вечером того же дня, 19 мая, теплоход (норвежский китобой « Самсон» ) [49] [50] [51] был отправлен в залив Кинг-Хакон, чтобы забрать Маккарти, Макниша и Винсента, а также « Джеймса Кэрда» . [52] Уорсли писал, что все норвежские моряки в Стромнессе «претендовали на честь помочь дотащить ее до пристани», и этот жест он нашел «весьма впечатляющим». [53]

Наступление южной зимы и неблагоприятные ледовые условия привели к тому, что прошло более трех месяцев, прежде чем Шеклтон смог добиться помощи людям на острове Элефант. Его первая попытка была на британском корабле Southern Sky . Тогда правительство Уругвая одолжило ему корабль. Во время поисков на Фолклендских островах он с третьей попытки нашел корабль «Эмма» , но у корабля взорвался двигатель. Затем, наконец, с помощью парового буксира «Елчо» под командованием Луиса Пардо вся группа была доставлена ​​в безопасное место и достигла Пунта-Аренас в Чили. 3 сентября 1916 года [54]

Последствия

[ редактировать ]
Небольшая лодка с белым корпусом, стоящая на каменном основании за перилами, в музее. Видно имя «Джеймс Кэрд». Рядом стоит чучело пингвина в стеклянной витрине.
Джеймс Кэрд , хранящийся в Далвич-колледже на юге Лондона.

Джеймс Кэрд был возвращен в Англию в 1919 году. [55] В 1921 году Шеклтон вернулся в Антарктиду , возглавив экспедицию Шеклтона-Роуэтта . 5 января 1922 года он внезапно скончался от сердечного приступа, когда корабль экспедиции «Квест» стоял на якоре у Южной Георгии. [56]

Позже в том же году Джон Куиллер Роуэтт , который финансировал эту последнюю экспедицию и был бывшим школьным другом Шеклтона из Далвич-колледжа в Южном Лондоне, решил подарить «Джеймса Кэрда» колледжу . Он оставался там до 1967 года, хотя его выставочное здание было серьезно повреждено бомбами в 1944 году.

В 1967 году благодаря ученику Далвич-колледжа Говарду Хоупу, который был встревожен состоянием лодки, она была передана на попечение Национального морского музея и прошла реставрацию. Затем он выставлялся в музее до 1985 года, когда его вернули в Далвич-колледж и поместили в новом месте в Северном монастыре, на ложе из камней, собранных из Южной Георгии и Аберистуита . [57] Это место стало постоянным домом «Джеймса Кэрда » , хотя судно иногда предоставлялось в аренду для крупных выставок и принимало участие в Лондонской выставке лодок , а также в мероприятиях в Гринвиче , Портсмуте и Фалмуте . Он побывал за границей и был выставлен в Вашингтоне, округ Колумбия , Нью-Йорке , Сиднее , Австралия, Веллингтоне ( Те Папа ), Новая Зеландия, и Бонне , Германия. [55]

Говард Хоуп в гостях

Общество Джеймса Кэрда было основано в 1994 году, чтобы «сохранить память, почтить выдающиеся открытия Антарктики и воздать должное выдающимся лидерским качествам, связанным с именем сэра Эрнеста Шеклтона». [58]

В 2000 году немецкий полярный исследователь Арвед Фукс построил подробную копию лодки Шеклтона, названную « Джеймс Кэрд II », для воспроизведения путешествия Шеклтона и его команды от острова Элефант до Южной Георгии. « Джеймс Кэрд II» был одной из первых выставок при Международного морского музея в Гамбурге открытии . Еще одна копия, Джеймс Кэрд III , была построена и приобретена Фондом наследия Южной Георгии и с 2008 года выставлена ​​в Музее Южной Георгии в Грютвикене . [59]

В 2013 году австралийский исследователь Тим Джарвис и еще пять человек успешно воссоздали пересечение Шеклтоном Южного океана на судне « Александра Шеклтон» , точной копии « Джеймса Кэрда» . [60] Строительство копии Джеймса Кэрда было начато в июне 2008 года, завершено в 2010 году и официально запущено 18 марта 2012 года в Дорсете . [61] Используя те же материалы, одежду, еду и хронометр, Джарвис и его команда переправили свою копию Джеймса Кэрда с острова Элефант в Южную Георгию, как это сделал Шеклтон в 1916 году. [62] [63]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Херли подписал эту фотографию как спасательная группа, прибывающая на остров Элефант. [25] Однако Уорсли подписал это как уход Кэрда ; [26] Государственная библиотека Нового Южного Уэльса заархивировала его под тем же описанием. [27] и имеет похожее изображение, на котором изображен мачтовый Caird . [28] Автор Кэролайн Александер написала, что на оригинальном негативе, просмотренном в Королевском географическом обществе, в центре намеренно процарапана дыра, чтобы стереть Кэрд и оставить изображение снятого с мачты Стэнкомб-Уиллса , который помог запустить Кэрд ; она включила отпечаток, показывающий дыру справа от изображенной лодки. [29]
  1. ^ Шеклтон 1985 , с. 3.
  2. ^ Хантфорд 1985 , с. 367.
  3. ^ Шеклтон 1985 , стр. 29–34.
  4. ^ Шеклтон 1985 , с. 98.
  5. ^ Хантфорд 1985 , с. 460.
  6. ^ Хантфорд 1985 , стр. 456–457.
  7. ^ Шеклтон 1985 , стр. 102–106.
  8. ^ Шеклтон 1985 , стр. 107–116.
  9. ^ Хантфорд 1985 , с. 469.
  10. Шеклтон 1985 , стр. 120–143, Шеклтон (стр. 143) заявил, что это была первая высадка на острове.
  11. ^ Jump up to: а б с Шеклтон 1985 , стр. 156–157.
  12. ^ Хантфорд 1985 , с. 523.
  13. ^ Александр 1998 , стр. 130–32.
  14. ^ Шеклтон 1985 , с. 119.
  15. ^ Александр 1998 , с. 132.
  16. ^ Шеклтон 1985 , с. 149.
  17. ^ Уорсли 1999 , с. 37.
  18. ^ Huntford 1985 , стр. 504, 525, Лодка была острой на корме и носу, чтобы облегчить движение в любом направлении.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеклтон 1985 , стр. 157–162.
  20. ^ Хантфорд 1985 , с. 525.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Александр 1998 , стр. 134–135.
  22. ^ Уорсли 1999 , с. 40.
  23. ^ Хантфорд 1985 , стр. 401–402.
  24. ^ Worsley 1999 , цитируется по Barczewski 2007 , p. 105.
  25. ^ Херли 1925 , с. 278.
  26. ^ Уорсли 1939 , с. 94.
  27. ^ «Серия 02: Слайды Британской императорской трансантарктической экспедиции 1914–1917 годов, включая участников экспедиции, общие виды и «Эндьюранс» . digital.sl.nsw.gov.au . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . Проверено 17 марта 2022 г.
  28. ^ «Серия 02: Слайды Британской императорской трансантарктической экспедиции 1914–1917 годов, включая участников экспедиции, общие виды и «Эндьюранс» . digital.sl.nsw.gov.au . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса .
  29. ^ Александр 1998 , с. 202.
  30. ^ Александр 1998 , с. 139.
  31. ^ Хантфорд 1985 , с. 527.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Хантфорд 1985 , стр. 548–553.
  33. ^ Шеклтон 1985 , с. 167.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Барчевски 2007 , стр. 107–109.
  35. ^ Бергман, Ларс; Хакстейбл, Джордж; Моррис, Брэдли Р.; Стюарт, Робин Г. (декабрь 2018 г.). «Навигация корабля Джеймса Кэрда в экспедиции Шеклтона» (PDF) . Записи Кентерберийского музея . 32 : 23–66. ISSN   0370-3878 .
  36. ^ Хантфорд 1985 , с. 555.
  37. ^ Уорсли 1999 , с. 88.
  38. ^ Хантфорд 1985 , с. 557.
  39. ^ Хантфорд 1985 , с. 560.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеклтон 1985 , стр. 174–179.
  41. ^ Jump up to: а б с Александр 1998 , с. 150.
  42. ^ Шеклтон 1985 , с. 165.
  43. ^ Александр 1998 , с. 153.
  44. ^ Шеклтон 1985 , стр. 185–186 и стр. 191.
  45. ^ Шеклтон 1985 , с. 191.
  46. ^ Хантфорд 1985 , с. 571, говорится, что норвежские лыжники «вероятно» пересекали границу в разных точках, но эти поездки не были зарегистрированы.
  47. ^ Цитируется Huntford 1985 , с. 597.
  48. ^ Хантфорд 1985 , стр. 597–598.
  49. ^ «Изучение исследователя – Следы Эрнеста Шеклтона» . Libraryblogs.is.ed.ac.uk/edinburghuniversityarchives . 9 мая 2016 года . Проверено 17 мая 2018 г.
  50. ^ «Путешествие Джеймса Кэрда » . shackletonlegacy.com . Проверено 17 мая 2018 г.
  51. ^ «Том Крин, ирландский исследователь Антарктики» . tomcreandiscovery.com . 23 мая 2017 года . Проверено 17 мая 2018 г.
  52. ^ Шеклтон 1985 , с. 208.
  53. ^ Worsley 1999 , цитируется по Huntford 1985 , p. 602.
  54. ^ Шеклтон 1985 , стр. 210–222.
  55. ^ Jump up to: а б «Общество Джеймса Кэрда» . Общество Джеймса Кэрда . Проверено 19 августа 2008 г.
  56. ^ Хантфорд 1985 , стр. 689–690.
  57. ^ «Выдающиеся старые аллейнцы: сэр Эрнест Шеклтон» . Далвичский колледж. Архивировано из оригинала 22 июня 2013 года . Проверено 23 августа 2008 г.
  58. ^ «Джеймс Кэрд» . Далвичский колледж . Проверено 19 августа 2008 г.
  59. ^ Дэвидсон, Эльза (апрель 2009 г.). «Морская галерея Карра, Музей Южной Джорджии» (PDF) . Информационный бюллетень Ассоциации Южной Георгии . Хантингдон. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
  60. ^ Маркс, Кэти (2 января 2013 г.). «Команда намеревается воссоздать эпическое путешествие Шеклтона» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 2 января 2013 г.
  61. ^ «Наследие Шеклтона удостоено запуска столетней экспедиции» (PDF) . Шеклтон Эпик. 18 марта 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2013 г. . Проверено 16 марта 2012 г.
  62. Тим Джарвис . Архивировано 19 мая 2014 года в Wayback Machine . Проверено 9 августа 2011 г.
  63. ^ Тейлор, Эндрю (24 октября 2017 г.). «Исследователь Тим Джарвис об изменении климата, каннибализме и отвратительной экспедиционной еде» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 10 декабря 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7e7512cf273854c946efbee68cc610e__1720616820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/0e/b7e7512cf273854c946efbee68cc610e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Voyage of the James Caird - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)