Путешествие Джеймса Кэрда
Путешествие « Джеймса Кэрда» представляло собой путешествие протяженностью 1300 километров (800 миль) от острова Элефант на Южных Шетландских островах через Южный океан до Южной Георгии , предпринятое сэром Эрнестом Шеклтоном и пятью его спутниками с целью спасти основную часть застрявшего корабля. Императорская Трансантарктическая экспедиция 1914–1917 гг. Многие историки считают путешествие экипажа на 22,5-футовой (6,9 м) корабельной лодке через « Неистовые пятидесятые » величайшим путешествием на малой лодке, когда-либо совершенным.
В октябре 1915 года паковый лед в море Уэдделла потопил главный экспедиционный корабль «Эндюранс» , оставив Шеклтона и его 27 спутников дрейфовать на льдине . Они дрейфовали на север до апреля 1916 года, когда льдина, на которой они разбили лагерь, распалась; они добрались на корабельных лодках до острова Элефант. Шеклтон решил направить одну из лодок с небольшой командой в Южную Георгию за помощью. Это было не самое близкое человеческое поселение, но единственное, которое не требовало от них плавания в преобладающих западных ветрах.
Из трех лодок « Джеймс Кэрд» считался наиболее вероятным выжившим в путешествии (Шеклтон назвал ее в честь сэра Джеймса Ки Кэрда , филантропа из Данди, чья спонсорская помощь помогла финансировать экспедицию). Перед плаванием корабельный плотник Гарри Макниш укрепил и приспособил лодку, чтобы она могла противостоять морям Южного океана, герметизируя свою импровизированную деревянную и брезентовую палубу фитилем лампы, масляной краской и кровью тюленя.
Пережив ряд опасностей, в том числе едва не перевернувшуюся, небольшая команда и лодка после 17-дневного плавания достигли южного побережья Южной Георгии. Шеклтон, Том Крин и Фрэнк Уорсли пересекли горы острова и направились к китобойной станции на северной стороне. Здесь они организовали помощь трем мужчинам, оставшимся на южной стороне острова, и более крупной группе на острове Слона. В конечном итоге весь экипаж «Эндюранс» вернулся домой без человеческих жертв. После Первой мировой войны, в 1919 году, « Джеймс Кэрд» был перевезен из Южной Георгии в Англию. С 1922 года он регулярно выставляется в альма-матер Шеклтона, Далвич-колледже .
Фон
[ редактировать ]5 декабря 1914 года экспедиция Шеклтона отправилась на корабле «Эндюранс» из Южной Георгии в море Уэдделла в рамках первого этапа Имперской трансантарктической экспедиции. [1] Они направлялись к заливу Вахсел , самой южной исследованной точке моря Уэдделла на 77°49' ю.ш., где береговая группа должна была высадиться и подготовиться к трансконтинентальному пересечению Антарктиды. [2] Не дойдя до места назначения, корабль застрял в паковых льдах и к 14 февраля 1915 года удерживался на месте, несмотря на длительные попытки его освободить. [3] В течение следующих восьми месяцев команда оставалась с кораблем, пока он дрейфовал на север во льдах, пока 27 октября он не был раздавлен давлением пака и окончательно затонул 21 ноября. [4]
Когда его команда из 27 человек разбила лагерь на медленно движущемся льду, внимание Шеклтона сместилось на то, как лучше всего спасти свою группу. [5] Его первый план состоял в том, чтобы пройти по льду к ближайшей суше и попытаться достичь точки, которую, как известно, посещали корабли. [6] Марш начался, но прогрессу препятствовал характер поверхности льда, позже описанный Шеклтоном как «мягкие, сильно разбитые, открытые выступы, пересекающие льдины под всеми углами». [7]
После нескольких дней попыток добиться успеха они прекратили марш; Группа разбила «Лагерь терпения» на плоской льдине и ждала, пока дрейф унесет их дальше на север, к открытой воде. [8] Им удалось спасти три лодки, которые Шеклтон назвал в честь главных спонсоров экспедиции: Стэнкомб-Уиллса , Дадли Докера и Джеймса Кэрда . [9] Группа ждала до 8 апреля 1916 года, когда они наконец сели в лодки, поскольку лед начал таять. В течение опасного семидневного периода они плыли и гребли через бурное море и опасный рыхлый лед, чтобы достичь временного пристанища на острове Элефант . 15 апреля [10]
Слоновий остров
[ редактировать ]Остров Элефант, расположенный на восточной границе Южных Шетландских островов, находился далеко от любого места, куда планировала отправиться экспедиция, и далеко за пределы обычных морских маршрутов. Ни один корабль помощи не стал бы их там искать, и вероятность спасения со стороны какой-либо другой внешней организации была столь же ничтожна. [11] Остров был унылым и негостеприимным, а его местность лишена растительности, хотя на нем была пресная вода и относительное изобилие тюленей и пингвинов, обеспечивающих пищу и топливо для немедленного выживания. [12] Быстро приближались суровые условия антарктической зимы; узкий галечный пляж, где они разбили лагерь, уже проносился почти непрерывными штормами и метелями, которые разрушили одну из палаток их временного лагеря и повалили другие. Давление и трудности предыдущих месяцев начали сказываться на мужчинах, многие из которых находились в изнуренном состоянии как морально, так и физически. [13]
В этих условиях Шеклтон решил попытаться добраться до помощи, используя одну из лодок. Ближайшим портом был Стэнли на Фолклендских островах , в 570 морских милях (1100 км; 660 миль) от него, но он стал недостижимым из-за преобладающих западных ветров. [11] Лучшим вариантом было отправиться на остров Десепшн , расположенный в 200 морских милях (370 км; 230 миль) от западного конца цепи Южных Шетландских островов. Хотя он был необитаем, записи Адмиралтейства указывали, что на этом острове находились запасы для моряков, потерпевших кораблекрушение, а также время от времени его посещали китобои . [14] Однако достижение его также потребует путешествия против преобладающих ветров — хотя и в менее открытом море — без полной уверенности в том, когда и прибудет ли помощь. После переговоров с заместителем командира экспедиции Фрэнком Уайлдом и капитаном корабля Фрэнком Уорсли Шеклтон решил попытаться добраться до китобойных станций Южной Георгии на северо-востоке. Это означало бы более длительное путешествие на лодке на 700 морских миль (1300 км; 810 миль) через Южный океан в условиях быстро приближающейся зимы, но с помощью попутных ветров это казалось возможным. Шеклтон думал, что «отряд на лодке может совершить путешествие и вернуться с облегчением в течение месяца, при условии, что море очистится ото льда и лодка выдержит большие моря». [11]
Препараты
[ редактировать ]Лодочная группа Южной Георгии могла рассчитывать на встречу с ураганными ветрами и волнами — пресловутыми «Кап-Хорн Роллерс» — длиной от впадины до гребня целых 18 м (60 футов). [15] длиной 22,5 фута (6,9 м) Поэтому Шеклтон выбрал самую тяжелую и сильную из трех лодок - «Джеймс Кэрд» . [16] Он был построен как вельбот в Лондоне по заказу Уорсли. [17] разработан по «двусторонней» традиции. [18] Понимая, что тяжело нагруженное путешествие в открытое море теперь неизбежно, Шеклтон уже попросил плотника экспедиции Гарри Макниша модифицировать лодки в течение тех недель, которые экспедиция провела в лагере Пейшенс . Используя материал, взятый с четвертой лодки «Эндьюранс» , небольшого моторного катера , который был разобран с этой целью перед окончательной гибелью корабля, Макниш поднял борта « Джеймса Кэрда» и «Дадли Докера» на 8–10 дюймов (20–25 дюймов). см). Теперь, в примитивном лагере на острове Элефант, Макниша снова спросили, может ли он сделать « Джеймс Кэрд» более мореходным. [19] Используя подручные инструменты и материалы, Макниш построил импровизированную террасу из дерева и холста, запечатав свою работу масляными красками, фитилем лампы и кровью тюленя. [20] Корабль был усилен за счет того, что мачта « Дадли Докера» была закреплена внутри по длине киля. Затем ее переоборудовали в качестве кеча с собственной грот-мачтой и бизань-мачтой, сделанной путем вырезания грот-мачты от «Стэнкомб-Уиллс» , приспособленной для установки парусов с проушинами и кливера . [21] Вес лодки был увеличен за счет добавления примерно 1 длинной тонны (1 тонны) балласта, чтобы уменьшить риск опрокидывания в открытом море, с которым, как знал Шеклтон, они могли столкнуться. [21] Уорсли считал, что было добавлено слишком много дополнительного балласта (образованного из камней, камней и гальки, взятых с пляжа), что сделало лодку чрезмерно тяжелой, дало крайне некомфортное «жесткое» движение и ухудшило ход лодки против ветра или в непогоду. Однако он признал, что самой большой заботой Шеклтона было предотвращение опрокидывания лодки во время перехода через открытый океан. [22]
Лодка была загружена провизией, которой хватит на шесть человек на месяц; как позже написал Шеклтон, «если бы мы за это время не достигли Южной Георгии, мы наверняка погибнем». [19] Они взяли с собой продуктовые наборы, предназначенные для трансконтинентальной переправы, печенье, «Боврил» , сахар и сухое молоко. Они также взяли две 18-галлонные (68-литровые) бочки с водой (одна из которых была повреждена во время погрузки и в нее попала морская вода), две печи «Примус» , парафин, масло, свечи, спальные мешки и отдельные предметы запасной одежды. [19]
Первыми кандидатами Шеклтона в команду лодки были Уорсли и Том Крин , которые, очевидно, «умоляли уйти». [19] Крин был товарищем по экспедиции «Дискавери» в 1901–04 годах, а также участвовал в экспедиции Скотта « Терра Нова» в 1910–1913 годах, где он отличился в роковом полярном марше. [23] Шеклтон был уверен, что Крин выстоит до победного конца. [21] и очень верил в навыки Уорсли как штурмана, особенно в его способность отрабатывать позиции в сложных обстоятельствах. [19] Позже Уорсли писал: «Мы знали, что это будет самое трудное, что мы когда-либо предпринимали, поскольку наступила антарктическая зима, и мы собирались пересечь одно из самых страшных морей в мире». [24]
На оставшиеся места Шеклтон запросил добровольцев и из многих, кто выступил вперед, выбрал двух сильных моряков — Джона Винсента и Тимоти Маккарти . Последнее место он предложил плотнику Макнишу. «Ему было более пятидесяти лет, - писал Шеклтон из Макниша (на самом деле ему был 41 год), - но он хорошо разбирался в парусных лодках и был очень быстр». [19] Винсент и Макниш доказали свою ценность во время трудного путешествия на лодке ото льда до острова Элефант. [21] Оба они были несколько неуклюжими персонажами, и их выбор, возможно, отражал желание Шеклтона держать потенциальных нарушителей спокойствия под своей личной ответственностью, а не оставлять их на острове, где могла гноиться личная неприязнь. [21]
Путешествие на открытой лодке
[ редактировать ]Перед отъездом Шеклтон проинструктировал Фрэнка Уайлда, что он должен принять на себя полное командование, как только «Джеймс Кэрд» уйдет. [30] и что, если путешествие потерпит неудачу, он должен попытаться доставить группу на остров Десепшн следующей весной. [19] « Джеймс Кэрд» был спущен на воду с острова Элефант 24 апреля 1916 года. Ветер был умеренным юго-западным, что способствовало быстрому бегству, и лодка быстро скрылась из виду с суши. [31]
Шеклтон приказал Уорсли взять курс на север, а не прямо на Южную Георгию, чтобы уйти от угрожающих ледяных полей, которые начали формироваться. [32] К полуночи лед остался позади, но волнение на море начало расти. На рассвете следующего дня они находились в 45 морских милях (83 км; 52 миль) от острова Элефант, плывя в сильном волнении при силе ветра 9 баллов . [32] Шеклтон установил на борту распорядок дня: две вахты по три человека: один у руля, другой у парусов, а третий дежурит по выгрузке . [32] Троица вне вахты отдыхала в крохотном крытом помещении на носу корабля. Трудности с обменом местами по окончании каждой вахты, как писал Шеклтон, «имели бы свою юмористическую сторону, если бы не причиняли нам столько боли и боли». [33] Их одежда была предназначена для катания на санях по Антарктике, а не для плавания на открытой лодке. Он не был водонепроницаемым, и контакт с ледяной морской водой делал их кожу болезненно ранимой. [34]
Успех зависел от навигации Уорсли. [35] которое было основано на кратких наблюдениях солнца, когда лодка накренилась и перекатывалась. [34] Первое наблюдение было сделано через два дня и показало, что они находились в 128 морских милях (237 км; 147 миль) к северу от острова Элефант. [32] Курс был изменен и направлен прямо на Южную Георгию. [32] Они освободились от плавучего льда, но достигли опасных морей пролива Дрейка , где гигантские волны проносятся по всему земному шару, не встречая препятствий со стороны суши. [34] Движение лодки делало приготовление горячей еды на «Примусе» практически невозможным, но Крин, исполнявший обязанности повара, каким-то образом держал людей накормленными. [32]
Следующее наблюдение, состоявшееся 29 апреля, показало, что они прошли 238 морских миль (441 км; 274 мили). [36] После этого навигация стала, по словам Уорсли, «веселой шуткой-догадкой». [37] поскольку они столкнулись с худшей погодой. « Джеймс Кэрд» набирал воду в сильном волнении и находился под угрозой затопления, его удерживали на плаву благодаря постоянным выкапываниям. Температура резко упала, и появилась новая опасность в скоплениях замерзших брызг, грозивших опрокинуть лодку. [38] Им по очереди приходилось вылезать на качную палубу с топором и счищать лед с палубы и такелажа. [34] В течение 48 часов они стояли на морском якоре , пока ветер не утих настолько, что они могли поднять паруса и продолжить путь. Несмотря на все трудности, третье наблюдение Уорсли, состоявшееся 4 мая, показало, что они находились всего в 250 морских милях (460 км; 290 миль) от Южной Георгии. [39]
5 мая худшая погода вернулась и поставила их на грань катастрофы в крупнейших на данный момент морях. Позже Шеклтон писал: «Мы почувствовали, как нашу лодку подняло и швырнуло вперед, как пробку во время прибоя». [40] Экипаж отчаянно спасался, пытаясь удержаться на плаву. Тем не менее, они все еще двигались к своей цели, и расчет Уорсли на следующий день, 6 мая, показал, что теперь они находятся в 115 морских милях (213 км; 132 миль) от западной точки Южной Георгии. [40] Напряжение последних двух недель уже сказалось на мужчинах. Шеклтон заметил, что Винсент потерял сознание и перестал быть активным членом команды, Маккарти был «слаб, но счастлив», Макниш слабел, но все еще проявлял «твердость и дух». [40]
7 мая Уорсли сообщил Шеклтону, что он не может быть уверен в их местоположении в радиусе десяти миль. [41] Чтобы избежать возможности быть пронесенным мимо острова жестокими юго-западными ветрами, Шеклтон приказал немного изменить курс, чтобы «Джеймс Кэрд» достиг земли на необитаемом юго-западном побережье. Затем они попытались направить лодку к китобойным станциям на северной стороне острова. [40] «В те дни дела у нас были плохи», — писал Шеклтон. «Самыми яркими моментами были те, когда каждый из нас получал по кружке горячего молока во время долгих и горьких ночных бдений». [40] Поздно вечером того же дня были замечены плавающие водоросли , а на следующее утро появились птицы, в том числе бакланы , которые, как известно, никогда не уходили далеко от суши. [41] Вскоре после полудня 8 мая впервые была замечена Южная Георгия. [41]
Когда они приблизились к высоким скалам побережья, сильное волнение сделало невозможным немедленную высадку. Более 24 часов они были вынуждены стоять в стороне, поскольку ветер переместился на северо-запад и быстро перерос в «один из самых сильных ураганов, которые когда-либо переживал любой из нас». [40] Большую часть этого времени им грозила опасность быть выброшенными на скалистый берег Южной Георгии или разбиться на столь же грозном острове Анненкова , в пяти милях от берега. [34] 10 мая, когда шторм немного утих, Шеклтон был обеспокоен тем, что более слабые члены его команды не продержатся еще один день, и решил, что, несмотря на опасность, они должны попытаться приземлиться. Они направились к Кейв-Коув возле входа в залив Кинг-Хакон и, наконец, после нескольких попыток, приземлились там. [40] Позже Шеклтон охарактеризовал путешествие на лодке как «одно из величайших раздоров»; [42] историк Кэролайн Александер комментирует: «Они вряд ли могли знать - или волноваться, - что, по тщательно взвешенному мнению будущих властей, путешествие Джеймса Кэрда будет признано одним из величайших путешествий на лодке, когда-либо совершенных». [43]
Южная Георгия
[ редактировать ]Когда группа выздоровела, Шеклтон понял, что лодка не способна совершить дальнейшее путешествие, чтобы добраться до китобойных станций, и что Винсент и Макниш не могут путешествовать дальше. Он решил переместить лодку в более безопасное место в заливе Кинг-Хакон, откуда он, Уорсли и Крин должны были пересечь остров пешком, стремясь к станции в Стромнессе . [44]
15 мая « Джеймс Кэрд» прошел около 6 морских миль (11 км; 6,9 миль) до галечного пляжа у истока залива. Здесь лодку выбросили на берег и перевернули, чтобы обеспечить укрытие. Это место было названо « Лагерь Пегготи » (в честь Пегготи дома-лодки Чарльза Диккенса в романе « Дэвид Копперфильд »). [45] Рано утром 18 мая Шеклтон, Уорсли и Крин начали то, что станет первым подтвержденным сухопутным пересечением внутренних районов Южной Георгии. [46] Поскольку у них не было карты, им пришлось импровизировать маршрут через горные хребты и ледники . Они путешествовали непрерывно 36 часов, прежде чем достигли Стромнесса. По словам Уорсли, люди Шеклтона были «ужасной троицей чучел». [47] темный от незащищенности, ветра, обморожений и скопившейся ворвани. [48] Вечером того же дня, 19 мая, теплоход (норвежский китобой « Самсон» ) [49] [50] [51] был отправлен в залив Кинг-Хакон, чтобы забрать Маккарти, Макниша и Винсента, а также « Джеймса Кэрда» . [52] Уорсли писал, что все норвежские моряки в Стромнессе «претендовали на честь помочь дотащить ее до пристани», и этот жест он нашел «весьма впечатляющим». [53]
Наступление южной зимы и неблагоприятные ледовые условия привели к тому, что прошло более трех месяцев, прежде чем Шеклтон смог добиться помощи людям на острове Элефант. Его первая попытка была на британском корабле Southern Sky . Тогда правительство Уругвая одолжило ему корабль. Во время поисков на Фолклендских островах он с третьей попытки нашел корабль «Эмма» , но у корабля взорвался двигатель. Затем, наконец, с помощью парового буксира «Елчо» под командованием Луиса Пардо вся группа была доставлена в безопасное место и достигла Пунта-Аренас в Чили. 3 сентября 1916 года [54]
Последствия
[ редактировать ]Джеймс Кэрд был возвращен в Англию в 1919 году. [55] В 1921 году Шеклтон вернулся в Антарктиду , возглавив экспедицию Шеклтона-Роуэтта . 5 января 1922 года он внезапно скончался от сердечного приступа, когда корабль экспедиции «Квест» стоял на якоре у Южной Георгии. [56]
Позже в том же году Джон Куиллер Роуэтт , который финансировал эту последнюю экспедицию и был бывшим школьным другом Шеклтона из Далвич-колледжа в Южном Лондоне, решил подарить «Джеймса Кэрда» колледжу . Он оставался там до 1967 года, хотя его выставочное здание было серьезно повреждено бомбами в 1944 году.
В 1967 году благодаря ученику Далвич-колледжа Говарду Хоупу, который был встревожен состоянием лодки, она была передана на попечение Национального морского музея и прошла реставрацию. Затем он выставлялся в музее до 1985 года, когда его вернули в Далвич-колледж и поместили в новом месте в Северном монастыре, на ложе из камней, собранных из Южной Георгии и Аберистуита . [57] Это место стало постоянным домом «Джеймса Кэрда » , хотя судно иногда предоставлялось в аренду для крупных выставок и принимало участие в Лондонской выставке лодок , а также в мероприятиях в Гринвиче , Портсмуте и Фалмуте . Он побывал за границей и был выставлен в Вашингтоне, округ Колумбия , Нью-Йорке , Сиднее , Австралия, Веллингтоне ( Те Папа ), Новая Зеландия, и Бонне , Германия. [55]
Общество Джеймса Кэрда было основано в 1994 году, чтобы «сохранить память, почтить выдающиеся открытия Антарктики и воздать должное выдающимся лидерским качествам, связанным с именем сэра Эрнеста Шеклтона». [58]
В 2000 году немецкий полярный исследователь Арвед Фукс построил подробную копию лодки Шеклтона, названную « Джеймс Кэрд II », для воспроизведения путешествия Шеклтона и его команды от острова Элефант до Южной Георгии. « Джеймс Кэрд II» был одной из первых выставок при Международного морского музея в Гамбурге открытии . Еще одна копия, Джеймс Кэрд III , была построена и приобретена Фондом наследия Южной Георгии и с 2008 года выставлена в Музее Южной Георгии в Грютвикене . [59]
Реплика
[ редактировать ]В 2013 году австралийский исследователь Тим Джарвис и еще пять человек успешно воссоздали пересечение Шеклтоном Южного океана на судне « Александра Шеклтон» , точной копии « Джеймса Кэрда» . [60] Строительство копии Джеймса Кэрда было начато в июне 2008 года, завершено в 2010 году и официально запущено 18 марта 2012 года в Дорсете . [61] Используя те же материалы, одежду, еду и хронометр, Джарвис и его команда переправили свою копию Джеймса Кэрда с острова Элефант в Южную Георгию, как это сделал Шеклтон в 1916 году. [62] [63]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Херли подписал эту фотографию как спасательная группа, прибывающая на остров Элефант. [25] Однако Уорсли подписал это как уход Кэрда ; [26] Государственная библиотека Нового Южного Уэльса заархивировала его под тем же описанием. [27] и имеет похожее изображение, на котором изображен мачтовый Caird . [28] Автор Кэролайн Александер написала, что на оригинальном негативе, просмотренном в Королевском географическом обществе, в центре намеренно процарапана дыра, чтобы стереть Кэрд и оставить изображение снятого с мачты Стэнкомб-Уиллса , который помог запустить Кэрд ; она включила отпечаток, показывающий дыру справа от изображенной лодки. [29]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шеклтон 1985 , с. 3.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 367.
- ^ Шеклтон 1985 , стр. 29–34.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 98.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 460.
- ^ Хантфорд 1985 , стр. 456–457.
- ^ Шеклтон 1985 , стр. 102–106.
- ^ Шеклтон 1985 , стр. 107–116.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 469.
- ↑ Шеклтон 1985 , стр. 120–143, Шеклтон (стр. 143) заявил, что это была первая высадка на острове.
- ^ Jump up to: а б с Шеклтон 1985 , стр. 156–157.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 523.
- ^ Александр 1998 , стр. 130–32.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 119.
- ^ Александр 1998 , с. 132.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 149.
- ^ Уорсли 1999 , с. 37.
- ^ Huntford 1985 , стр. 504, 525, Лодка была острой на корме и носу, чтобы облегчить движение в любом направлении.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеклтон 1985 , стр. 157–162.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 525.
- ^ Jump up to: а б с д и Александр 1998 , стр. 134–135.
- ^ Уорсли 1999 , с. 40.
- ^ Хантфорд 1985 , стр. 401–402.
- ^ Worsley 1999 , цитируется по Barczewski 2007 , p. 105.
- ^ Херли 1925 , с. 278.
- ^ Уорсли 1939 , с. 94.
- ^ «Серия 02: Слайды Британской императорской трансантарктической экспедиции 1914–1917 годов, включая участников экспедиции, общие виды и «Эндьюранс» . digital.sl.nsw.gov.au . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ «Серия 02: Слайды Британской императорской трансантарктической экспедиции 1914–1917 годов, включая участников экспедиции, общие виды и «Эндьюранс» . digital.sl.nsw.gov.au . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса .
- ^ Александр 1998 , с. 202.
- ^ Александр 1998 , с. 139.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 527.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хантфорд 1985 , стр. 548–553.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б с д и Барчевски 2007 , стр. 107–109.
- ^ Бергман, Ларс; Хакстейбл, Джордж; Моррис, Брэдли Р.; Стюарт, Робин Г. (декабрь 2018 г.). «Навигация корабля Джеймса Кэрда в экспедиции Шеклтона» (PDF) . Записи Кентерберийского музея . 32 : 23–66. ISSN 0370-3878 .
- ^ Хантфорд 1985 , с. 555.
- ^ Уорсли 1999 , с. 88.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 557.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 560.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шеклтон 1985 , стр. 174–179.
- ^ Jump up to: а б с Александр 1998 , с. 150.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 165.
- ^ Александр 1998 , с. 153.
- ^ Шеклтон 1985 , стр. 185–186 и стр. 191.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 191.
- ^ Хантфорд 1985 , с. 571, говорится, что норвежские лыжники «вероятно» пересекали границу в разных точках, но эти поездки не были зарегистрированы.
- ^ Цитируется Huntford 1985 , с. 597.
- ^ Хантфорд 1985 , стр. 597–598.
- ^ «Изучение исследователя – Следы Эрнеста Шеклтона» . Libraryblogs.is.ed.ac.uk/edinburghuniversityarchives . 9 мая 2016 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ «Путешествие Джеймса Кэрда » . shackletonlegacy.com . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ «Том Крин, ирландский исследователь Антарктики» . tomcreandiscovery.com . 23 мая 2017 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Шеклтон 1985 , с. 208.
- ^ Worsley 1999 , цитируется по Huntford 1985 , p. 602.
- ^ Шеклтон 1985 , стр. 210–222.
- ^ Jump up to: а б «Общество Джеймса Кэрда» . Общество Джеймса Кэрда . Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Хантфорд 1985 , стр. 689–690.
- ^ «Выдающиеся старые аллейнцы: сэр Эрнест Шеклтон» . Далвичский колледж. Архивировано из оригинала 22 июня 2013 года . Проверено 23 августа 2008 г.
- ^ «Джеймс Кэрд» . Далвичский колледж . Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Дэвидсон, Эльза (апрель 2009 г.). «Морская галерея Карра, Музей Южной Джорджии» (PDF) . Информационный бюллетень Ассоциации Южной Георгии . Хантингдон. п. 5. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Маркс, Кэти (2 января 2013 г.). «Команда намеревается воссоздать эпическое путешествие Шеклтона» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ «Наследие Шеклтона удостоено запуска столетней экспедиции» (PDF) . Шеклтон Эпик. 18 марта 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2013 г. . Проверено 16 марта 2012 г.
- ↑ Тим Джарвис . Архивировано 19 мая 2014 года в Wayback Machine . Проверено 9 августа 2011 г.
- ^ Тейлор, Эндрю (24 октября 2017 г.). «Исследователь Тим Джарвис об изменении климата, каннибализме и отвратительной экспедиционной еде» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 10 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Александр, К. (1998). «Эндьюранс»: легендарная антарктическая экспедиция Шеклтона . Лондон: Блумсбери. ISBN 9780747541233 .
- Барчевский, С. (2007). Антарктические судьбы . Лондон: Хэмблдон Континуум. ISBN 9781847251923 .
- Хантфорд, Р. (1985). Шеклтон . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 9780340250075 .
- Херли, Ф. (1925). Аргонавты Юга . Лондон: Батлер и Таннер.
- Шеклтон, Э. (1985). Юг: История экспедиции Шеклтона 1914–1917 годов . Лондон: Издательство Century Publishing. ISBN 9780712601115 .
- Уорсли, Ф.А. (1939) [1931]. Выносливость: эпопея полярных приключений . Лондон: Батлер и Таннер.
- Уорсли, Ф.А. (1999). Путешествие Шеклтона на лодке . Лондон: WW Нортон. ISBN 9780712665742 .