Экспедиция Амундсена на Южный полюс
![]() Амундсен, Ханссен, Хассель и Вистинг в Полхейме на Южном полюсе. | |
Лидер | Руаль Амундсен |
---|---|
Начинать | Фрамхейм , Великий ледяной барьер 19 октября 1911 г. |
Конец | Географический Южный полюс 14 декабря 1911 г. |
Корабли | вперед |
Экипаж |
|
Достижения |
|
Маршрут | |
![]() Маршрут Амундсена по сравнению с маршрутом Скотта |
Первую в истории экспедицию, достигшую географического Южного полюса, возглавил норвежский исследователь Руаль Амундсен . Он и еще четыре члена экипажа добрались до географического южного полюса 14 декабря 1911 года. [ н 1 ] что окажется на пять недель раньше, чем у конкурентоспособной британской группы во главе с Робертом Фальконом Скоттом в рамках экспедиции Терра Нова . Амундсен и его команда благополучно вернулись на свою базу и примерно через год узнали, что Скотт и четверо его товарищей погибли на обратном пути.
Первоначальные планы Амундсена были сосредоточены на Арктике и завоевании Северного полюса посредством длительного дрейфа на скованном льдом корабле. Он получил в пользование Фритьофа Нансена полярный исследовательский корабль «Фрам» и предпринял обширный сбор средств. Подготовка к этой экспедиции была прервана, когда в 1909 году конкурирующие американские исследователи Фредерик Кук и Роберт Пири заявили, что достигли Северного полюса. Затем Амундсен изменил свой план и начал готовиться к покорению Южного полюса; неуверенный в том, в какой степени общественность и его сторонники поддержат его, он держал эту пересмотренную цель в секрете. Когда он отправился в путь в июне 1910 года, он заставил даже свою команду поверить в то, что они отправляются в арктический дрейф, и раскрыл свое истинное место назначения в Антарктике только тогда, когда «Фрам» покидал свой последний порт захода, Мадейру .
Амундсен построил свою антарктическую базу, которую он назвал «Фрамхейм», в Китовом заливе на Большом ледяном барьере . После нескольких месяцев подготовки, закладки депо и фальстарта, который едва не закончился катастрофой, он и его группа в октябре 1911 года отправились к полюсу. В ходе своего путешествия они обнаружили ледник Аксель-Хейберг , который проложил им путь к полюсу. полярное плато и, в конечном итоге, к Южному полюсу. Умение группы пользоваться лыжами и умение обращаться с ездовыми собаками обеспечили быстрое и относительно беспроблемное путешествие. Другие достижения экспедиции включали первое исследование Земли короля Эдуарда VII и обширный океанографический круиз.
Успех экспедиции вызвал широкое одобрение, хотя история героической неудачи Скотта затмила ее достижения в Соединенном Королевстве. Решение Амундсена хранить свои истинные планы в секрете до последнего момента подверглось критике со стороны некоторых. Недавние полярные историки более полно признали мастерство и смелость партии Амундсена; постоянная научная база на полюсе носит его имя вместе с именем Скотта.
Фон
[ редактировать ]
Амундсен родился во Фредрикстаде, примерно в 80 км от Христиании (ныне Осло), Норвегия, в 1872 году в семье судовладельца. [ 3 ] В 1893 году он бросил медицинское обучение в Университете Христиании и записался моряком на корабль «Магдалена» для путешествия в Арктику. После нескольких дальнейших путешествий он получил квалификацию второго помощника капитана ; когда он не был в море, он развивал свои навыки лыжника в суровых условиях норвежского Хардангервидда . плато [ 4 ] В 1896 году, вдохновленный полярными подвигами своего земляка Фритьофа Нансена , Амундсен присоединился к Бельгийской антарктической экспедиции в качестве помощника капитана на борту «Бельжики» под командованием Адриена де Жерлаша . [ 5 ] В начале 1898 года корабль застрял в паковых льдах в море Беллингаузена и удерживался на рейде почти год. Таким образом, экспедиция невольно стала первой, кто провел полную зиму в антарктических водах, период, отмеченный депрессией, почти голоданием, безумием и цингой среди экипажа. [ 6 ] Амундсен оставался беспристрастным, записывая все и используя этот опыт для обучения всем аспектам методов полярных исследований, особенно вспомогательным средствам, одежде и диете. [ 7 ]
Путешествие Бельжики Героическая ознаменовало начало того, что стало известно как эпоха исследования Антарктики . [ 6 ] за ним быстро последовали экспедиции из Великобритании, Швеции, Германии и Франции. Однако по возвращении в Норвегию в 1899 году Амундсен обратил свое внимание на север. Уверенный в своих способностях возглавить экспедицию, он запланировал пересечь Северо-Западный проход , тогда еще неизведанный морской путь из Атлантики в Тихий океан через лабиринт северо-канадских островов. Заработав магистрский билет , Амундсен приобрел небольшой шлюп « Йёа» , который приспособил для арктических путешествий. Он заручился покровительством короля Швеции и Норвегии Оскара , поддержкой Нансена и достаточной финансовой поддержкой, чтобы отправиться в путь в июне 1903 года с командой из шести человек. [ 8 ] Путешествие продолжалось до 1906 года и было вполне успешным; Северо-Западный проход, который веками побеждал мореплавателей, наконец был завоеван. [ 9 ] В 34 года Амундсен стал национальным героем, в первом ранге полярников. [ 8 ]
В ноябре 1906 года американец Роберт Пири вернулся из своих последних неудачных поисков Северного полюса, заявив, что новый крайний север — 87°6’ — рекорд, который оспаривался более поздними историками. [ 10 ] Он немедленно начал сбор средств для следующей попытки. [ 11 ] В июле 1907 года доктор Фредерик Кук , бывший товарищ Амундсена по плаванию из Бельгики , отправился на север, якобы для охоты, но, по слухам, это была попытка достичь Северного полюса. [ 12 ] Месяц спустя Эрнеста Шеклтона « Нимрод экспедиция » отправилась в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт готовил следующую экспедицию на случай, если Шеклтон потерпит неудачу. [ 13 ] Амундсен не видел причин уступать приоритет на юге британцам и публично говорил о перспективах возглавить антарктическую экспедицию, хотя его любимой целью оставался Северный полюс. [ 14 ]
Подготовка
[ редактировать ]Нансен и Фрам
[ редактировать ]
В 1893 году Нансен направил свой корабль «Фрам» в арктические паковые льды у северного сибирского побережья и позволил ему дрейфовать во льдах в сторону Гренландии, надеясь, что этот маршрут пересечет Северный полюс. В данном случае дрейф не приблизился к полюсу, и попытка Нансена и Ялмара Йохансена добраться до него пешком также не увенчалась успехом. [ 15 ] Тем не менее, стратегия Нансена стала основой собственных арктических планов Амундсена. [ 16 ] Он рассудил, что если он войдет в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив , что намного восточнее начальной точки Нансена, его корабль достигнет более северного дрейфа и пройдет рядом с полюсом или через него. [ 17 ]
Амундсен посоветовался с Нансеном, который настаивал на том, что «Фрам» — единственное судно, подходящее для такого предприятия. «Фрам» был спроектирован и построен в 1891–1893 годах Колином Арчером , ведущим судостроителем и военно-морским архитектором Норвегии, в соответствии со строгими требованиями Нансена как судно, способное выдерживать длительное воздействие самых суровых арктических условий. [ 18 ] Самой отличительной особенностью корабля был округлый корпус, который, по словам Нансена, позволял судну «выскальзывать, как угорь, из объятий льда». [ 19 ] Для дополнительной прочности корпус был обшит южноамериканской зеленой сердцевиной , самой твердой древесиной, а по всей длине были установлены перекладины и раскосы. [ 19 ] Широкая ширина корабля в 36 футов (11 м) по сравнению с его общей длиной в 128 футов (39 м) придавала ему заметно укороченный вид. Такая форма улучшила его прочность во льду, но ухудшила его характеристики в открытом море, где он двигался вяло и был склонен к крайне неприятному крену. [ 20 ] Однако его внешний вид, скорость и мореходные качества были вторичны по сравнению с обеспечением надежного и теплого укрытия для экипажа во время путешествия, которое могло продлиться несколько лет. [ 21 ]
Фрам вышел практически невредимым из экспедиции Нансена после почти трёх лет пребывания в полярных льдах. По возвращении он был переоборудован, [ 20 ] прежде чем провести четыре года под командованием Отто Свердрупа , составив карты и исследовав территорию в 100 000 квадратных миль (260 000 км2). 2 ) необитаемой территории на северных канадских островах. [ 22 ] После завершения плавания Свердрупа в 1902 году «Фрам» был поставлен на прикол в Христиании. [ 17 ] Хотя формально корабль был собственностью государства, молчаливо признавалось, что первым на него зашел Нансен. После своего возвращения из Арктики в 1896 году он мечтал взять Фрама в экспедицию в Антарктиду, но к 1907 году такие надежды угасли. [ 17 ] В конце сентября того же года Амундсена вызвали в дом Нансена и сказали, что он может забрать корабль. [ 23 ]
Начальные шаги
[ редактировать ]Амундсен обнародовал свои планы 10 ноября 1908 года на заседании Норвежского географического общества . Он проведет Фрама вокруг мыса Горн к Тихому океану; после снабжения продовольствием в Сан-Франциско корабль продолжит движение на север, через Берингов пролив до Пойнт-Барроу . Отсюда он проложит курс прямо на лед, чтобы начать дрейф, который продлится четыре или пять лет. Наука будет столь же важна, как и географические исследования; непрерывные наблюдения, как надеялся Амундсен, помогут объяснить ряд нерешенных проблем. [ 24 ] План был принят с энтузиазмом, и на следующий день король Хокон [ н 2 ] открыл список подписчиков с подарком в 20 000 крон . 6 февраля 1909 года норвежский парламент утвердил грант в размере 75 000 крон на переоборудование корабля. [ 26 ] Общий сбор средств и управление экспедицией были переданы в руки брата Амундсена Леона, чтобы исследователь мог сосредоточиться на более практических аспектах организации. [ 27 ]
В марте 1909 года было объявлено, что Шеклтон достиг южной широты 88 ° 23' - 97 морских миль (180 км) от Южного полюса - прежде чем повернуть назад; таким образом, как заметил Амундсен, на юге «остался небольшой уголок». [ 28 ] Он безоговорочно похвалил достижения Шеклтона, написав, что Шеклтон был эквивалентом Нансена на юге на севере. [ 29 ] После этой почти промаха Скотт немедленно подтвердил свое намерение возглавить экспедицию (которая стала экспедицией Терра Нова ), которая охватит «маленький уголок» и претендует на приз для Британской империи . [ 13 ]
Персонал
[ редактировать ]
Амундсен выбрал трех лейтенантов флота в качестве офицеров своей экспедиции: Торвальда Нильсена , штурмана, который будет заместителем командира; Ялмар Фредрик Йертсен и Кристиан Преструд . [ 30 ] Йертсен, несмотря на отсутствие медицинского образования, был назначен врачом экспедиции и был отправлен на «молниеносный курс» по хирургии и стоматологии. [ 31 ] Морской артиллерист Оскар Вистинг был принят по рекомендации Преструда, потому что он мог справиться с большинством задач. Хотя у него не было большого опыта работы с ездовыми собаками, Амундсен писал, что Вистинг разработал «свой собственный путь» работы с ними и стал полезным ветеринаром-любителем. [ 32 ] [ 33 ]
Одним из первых кандидатов на вечеринку был Олав Бьяаланд , чемпион по лыжам, который также был опытным плотником и мастером по изготовлению лыж. [ 34 ] Бьяаланд был родом из Моргедала в провинции Телемарк в Норвегии, региона, известного мастерством своих лыжников и родины пионера современных технологий Сондре Норхейма . [ 35 ] Амундсен разделял убеждение Нансена в том, что лыжи и ездовые собаки являются наиболее эффективным средством передвижения в Арктике, и был полон решимости нанять самых опытных погонщиков собак. Хельмер Ханссен , доказавший свою ценность в экспедиции Йёа , согласился снова поехать с Амундсеном. [ 36 ] Позже к нему присоединился Сверре Хассель , эксперт по собакам и ветеран путешествия Свердрупа «Фрам» в 1898–1902 годах , который намеревался доехать с Амундсеном только до Сан-Франциско. [ 37 ] Плотник Йорген Стубберуд построил переносное здание, которое служило базой для экспедиции, которое можно было разобрать и подготовить к отправке на «Фраме». Стубберуд попросил у Амундсена разрешения присоединиться к экспедиции, и оно было получено. Помня о ценности компетентного повара, Амундсен заручился услугами Адольфа Линдстрема , еще одного ветерана Свердрупа, который работал поваром на борту «Йёа» . [ 30 ]
Из своего опыта на борту «Бельжики» и «Йёа» Амундсен понял, как важно выбирать стабильных и совместимых спутников. [ 32 ] и он чувствовал, что благодаря этому опытному персоналу у него есть ядро его экспедиции. Он продолжал вербовать людей до 1909 года; в партии «Фрам» в конечном итоге насчитывалось 19 человек. Все они, кроме одного, были личным выбором Амундсена; Исключением стал Ялмар Йохансен , которого взяли на работу по просьбе Нансена. После своего эпического марша с Нансеном Йохансен не мог успокоиться. Несмотря на усилия Нансена и других помочь ему, его жизнь превратилась в нисходящую спираль пьянства и долгов. [ 38 ] Нансен хотел дать своему бывшему товарищу последний шанс показать, что он все еще способный работник в этой области; чувствуя, что он не может отказаться от желаний Нансена, Амундсен неохотно принял Йохансена. [ 32 ] В состав партии входили двое иностранцев: молодой русский океанограф Александр Кучин (или Кутчин), ученик Бьорна Хелланд-Хансена , и шведский инженер Кнут Сундбек. [ 39 ] [ 40 ]
Изменение плана
[ редактировать ]В сентябре 1909 года газеты опубликовали сообщения о том, что Кук и Пири достигли Северного полюса: Кук в апреле 1908 года, а Пири годом позже. На просьбу прокомментировать ситуацию Амундсен уклонился от прямой поддержки того или иного исследователя, но предположил, что «вероятно, еще что-то предстоит сделать». [ 41 ] Хотя он избегал споров по поводу претензий соперников, [ н 3 ] он сразу понял, что его собственные планы серьезно пострадают. Без соблазна захватить полюс ему будет сложно сохранить общественный интерес или финансирование. «Если экспедицию нужно было спасти… мне ничего не оставалось, как попытаться решить последнюю великую проблему — Южный полюс». Поэтому Амундсен решил отправиться на юг; Арктический дрейф мог подождать «год или два», пока Южный полюс не будет завоеван. [ 44 ]
Амундсен не обнародовал свое изменение плана. Как отмечает биограф Скотта Дэвид Крейн, государственное и частное финансирование экспедиции было предназначено для научной работы в Арктике; не было никакой гарантии, что сторонники поймут или согласятся с предложенным поворотом . [ 45 ] Более того, измененная цель может заставить Нансена отказаться от использования «Фрама» . [ 46 ] или парламент остановить экспедицию, опасаясь подорвать авторитет Скотта и оскорбить британцев . [ 47 ] Амундсен скрывал свои намерения от всех, кроме своего брата Леона и заместителя Нильсена. [ 48 ] Эта секретность привела к неловкости; Скотт отправил Амундсену инструменты, чтобы их две экспедиции на противоположных концах земли могли провести сравнительные измерения. [ 45 ] Когда Скотт, приехавший в Норвегию для испытаний своих моторных саней, позвонил Амундсену домой, чтобы обсудить сотрудничество, норвежец отказался отвечать на звонок. [ 49 ]
Пересмотренный в частном порядке график экспедиции требовал, чтобы Фрам покинул Норвегию в августе 1910 года и отплыл на Мадейру в Атлантическом океане, единственный порт захода. Оттуда корабль направится прямо в море Росса в Антарктиде, направляясь к Китовому заливу , заливу на шельфовом леднике Росса (тогда известном как «Великий ледяной барьер»), где Амундсен намеревался разбить свой базовый лагерь. Китовый залив был самой южной точкой моря Росса, куда мог проникнуть корабль, на 60 морских миль (110 км) ближе к полюсу, чем предполагаемая база Скотта в проливе Мак-Мердо . [ 48 ] В 1907–09 годах Шеклтон считал лед в Китовом заливе нестабильным, но на основе изучения записей Шеклтона Амундсен решил, что Барьер здесь основан на отмелях или шхерах и будет служить надежной и безопасной базой. [ 48 ] [ н 4 ] После высадки береговой группы «Фрам» должен был провести океанографические работы в Атлантике, прежде чем забрать береговую группу в начале следующего года. [ 48 ]
Транспорт, оборудование и расходные материалы
[ редактировать ]
Амундсен не понимал очевидного отвращения британских исследователей к собакам: «Может ли быть так, что собака не поняла своего хозяина? Или хозяин не понял собаку?» он позже написал. [ 52 ] Решив отправиться на юг, он заказал 100 Северной Гренландии ездовых собак — самых лучших и сильных из имеющихся. [ 53 ]
Лыжные ботинки для вечеринки, специально разработанные Амундсеном, стали результатом двухлетних испытаний и модификаций в поисках совершенства. [ 54 ] Полярная одежда вечеринки включала костюмы из тюленьей шкуры из Северной Гренландии, а также одежду, сшитую по образцу традиционной одежды нетсилик -инуитов из шкур оленей, волчьей шкуры, Burberry ткани и габардина . [ 55 ] [ 56 ] Сани были изготовлены из норвежского ясеня, а полозья были сделаны из американского гикори . Лыжи, также изготовленные из гикори, были очень длинными, чтобы уменьшить вероятность соскальзывания в трещины. [ 57 ] Палатки — «самые прочные и практичные из когда-либо использовавшихся». [ 58 ] — имели встроенные полы и требовали одинарного столба. Для приготовления пищи в походе Амундсен выбрал шведскую плиту Primus, а не специальную плиту, изобретенную Нансеном, поскольку последняя, по его мнению, занимала слишком много места. [ 59 ]
Из своего опыта на Бельгике Амундсен осознавал опасность цинги. Хотя истинная причина заболевания – дефицит витамина С – в то время не была понята, было общеизвестно, что с этой болезнью можно бороться, употребляя свежее сырое мясо. [ 60 ] Чтобы нейтрализовать опасность, Амундсен планировал дополнять санный рацион регулярными порциями тюленьего мяса . [ 61 ] Он также заказал особый вид пеммикана , в состав которого входили овощи и овсянка: «более стимулирующую, питательную и аппетитную еду невозможно было найти». [ 62 ] Экспедиция была хорошо снабжена винами и спиртными напитками для использования в качестве лекарств, а также в праздничных или светских случаях. Помня о потере боевого духа на Бельгике , Амундсен предоставил для досуга библиотеку, насчитывающую около 3000 книг, граммофон, большое количество пластинок и ряд музыкальных инструментов. [ 63 ]
Отправление
[ редактировать ]
За несколько месяцев до отъезда получить средства на экспедицию стало труднее. Из-за ограниченного общественного интереса сделки с газетами были отменены, а парламент отклонил запрос на получение дополнительных 25 000 крон. Амундсен заложил свой дом, чтобы экспедиция оставалась на плаву; по уши в долгах, он теперь полностью зависел от успеха экспедиции, чтобы избежать личного финансового краха. [ 64 ]
После месячного пробного круиза по северной Атлантике в конце июля 1910 года «Фрам» отплыл в Кристиансанн , чтобы взять собак на борт и сделать последние приготовления к отъезду. [ 65 ] Находясь в Кристиансанде, Амундсен получил предложение помощи от Питера «Дон Педро» Кристоферсена, норвежского эмигранта, чей брат был министром Норвегии в Буэнос-Айресе . топливом и другими припасами Кристоферсен будет обеспечивать «Фрам» либо в Монтевидео , либо в Буэнос-Айресе, и Амундсен с благодарностью принял это предложение. [ 66 ] Незадолго до отплытия «Фрама» 9 августа Амундсен раскрыл истинное место назначения экспедиции двум младшим офицерам, Преструду и Йертсену. Во время четырехнедельного путешествия в Фуншал на Мадейре среди экипажа, который не мог понять смысла некоторых приготовлений, возникло настроение неуверенности и чьи вопросы были встречены уклончивыми ответами со стороны офицеров. Этого, по словам биографа Амундсена Роланда Хантфорда , было «достаточно, чтобы вызвать подозрения и уныние». [ 67 ]
Фрам достиг Фуншала 6 сентября. [ 68 ] Три дня спустя Амундсен сообщил экипажу об измененном плане. Он сказал им, что намерен совершить «объезд» к Южному полюсу по пути к Северному полюсу, который по-прежнему является его конечным пунктом назначения, но ему придется немного подождать. [ 69 ] После того как Амундсен изложил свои новые предложения, каждого человека спросили, готов ли он продолжать, и все ответили положительно. [ 68 ] Амундсен написал Нансену длинное объяснительное письмо, подчеркнув, что утверждения Кука и Пири о Северном полюсе нанесли «смертельный удар» его первоначальным планам. Он чувствовал, что был вынужден пойти на этот поступок по необходимости, просил прощения и выражал надежду, что его достижения в конечном итоге искупят любую обиду. [ 70 ]
Перед отъездом из Фуншала 9 сентября Амундсен отправил Скотту телеграмму, чтобы сообщить ему об изменении плана. Корабль Скотта Terra Nova покинул Кардифф под шумной оглаской 15 июня и должен был прибыть в Австралию в начале октября. Именно в Мельбурн Амундсен отправил свою телеграмму, в которой содержалась лишь голая информация о том, что он направляется на юг. [ 71 ] [ n 5 ] Никаких сведений о планах норвежца или его пункте назначения в Антарктиде не сообщалось; Скотт написал секретарю Королевского географического общества (RGS) Джону Скотту Келти : «Полагаю, мы узнаем со временем». Новости о пересмотренных планах Амундсена достигли Норвегии в начале октября и вызвали в целом враждебную реакцию. Хотя Нансен дал свое благословение и горячее одобрение, [ 72 ] Действия Амундсена были, за редким исключением, осуждены прессой и общественностью, а финансирование почти полностью прекратилось. [ 73 ] Реакция в Британии была предсказуемо неблагоприятной; Первоначальное недоверие, выраженное Келти, вскоре превратилось в гнев и презрение. «Я отправил Скотту полную информацию о тайном поведении Амундсена... Если бы я был Скоттом, я бы не позволил им приземлиться», - писал сэр Клементс Маркхэм , влиятельный бывший президент КГО. [ 74 ] Не зная о реакции мира, «Фрам» четыре месяца плыл на юг. Первые айсберги были замечены в первый день Нового 1911 года; Сам Барьер появился в поле зрения 11 января, а 14 января «Фрам» находился в Китовой бухте. [ 75 ]
Первый сезон, 1910–11.
[ редактировать ]Фрамхейм
[ редактировать ]
После того, как «Фрам» встал на якорь во льду в бухте в юго-восточном углу залива, Амундсен выбрал место для главной хижины экспедиции в 2,2 морских милях (4,1 км) от корабля. [ 76 ] Когда начались работы по возведению хижины, для перевозки припасов на место были задействованы шесть упряжек собак. Бьяаланд и Стубберуд заложили фундамент глубоко во лед, выровняв наклонную местность. Поскольку преобладающие ветры дули с востока, хижину построили по оси восток-запад, дверью на запад; таким образом, ветер поймал только более короткую восточную стену. [ 77 ] К 21 января крыша была готова, а шесть дней спустя хижина была готова. [ 78 ] К тому времени на базу был доставлен большой запас мяса, в том числе 200 тюленей, для использования береговой группой и складирования на складах перед путешествием к полюсу. [ 79 ] База получила название Фрамхейм , «дом Фрама ». [ 80 ]
Рано утром 3 февраля Терра Нова неожиданно прибыла в Китовый залив. Она отплыла из Новой Зеландии 29 ноября 1910 года и прибыла в пролив Мак-Мердо в начале января. Высадив там Скотта и его основной отряд, Терра Нова повела отряд из шести человек во главе с Виктором Кэмпбеллом на восток, к Земле короля Эдуарда VII . Эта группа намеревалась исследовать эту тогда еще неизвестную территорию, но морской лед не позволил ей приблизиться к берегу. Корабль плыл на запад вдоль края Барьера в поисках возможного места приземления, когда встретил Фрама . [ 81 ] Скотт ранее предполагал, что Амундсен может разместить свою базу в районе моря Уэдделла, на противоположной стороне континента; [ 82 ] Это доказательство того, что норвежцы начнут гонку за полюс с преимуществом в 60 морских миль, было тревожной перспективой для британцев. [ 83 ] Обе группы вели себя вежливо по отношению друг к другу; Кэмпбелл и его офицеры Гарри Пеннелл и Джордж Мюррей Левик позавтракали на борту «Фрама» и ответили обедом на « Терра Нова» . [ 84 ] Амундсен с облегчением узнал, что на Терра Нова не было беспроводной связи (радио), поскольку это могло поставить под угрозу его стратегию — первым сообщить новости о полярной победе. [ 85 ] Однако его встревожило замечание Кэмпбелла, в котором говорилось, что моторизованные сани Скотта работают хорошо. [ 86 ] Тем не менее, он предложил британской стороне участок рядом с Фрамхеймом в качестве базы для исследования Земли короля Эдуарда VII. Кэмпбелл отклонил предложение и отплыл в пролив Мак-Мердо, чтобы сообщить Скотту о местонахождении Амундсена. [ 87 ]
Путешествие в депо
[ редактировать ]
В начале февраля Амундсен начал организовывать переправы через Барьер для закладки депо, готовясь к штурму полюса следующим летом. Склады снабжения, заранее построенные через равные промежутки времени на проектируемом маршруте, ограничат количество продовольствия и топлива, которое придется нести группе с Южного полюса. Поездки в депо станут первыми настоящими испытаниями оборудования, собак и людей. Для первого путешествия, которое должно было начаться 10 февраля, Амундсен выбрал Преструда, Хельмера Ханссена и Йохансена в качестве сопровождающих; 18 собак тянули три сани. [ 88 ] Перед отъездом Амундсен оставил Нильсену инструкции относительно «Фрама» . Корабль должен был отправиться в Буэнос-Айрес для переоборудования, прежде чем приступить к программе океанографических работ в Южном океане , а затем вернуться на Барьер как можно раньше в 1912 году. [ 89 ] [ n 6 ]
Когда четверо мужчин начали свое путешествие на юг, они знали о Барьере только из книг, опубликованных предыдущими исследователями, и они ожидали трудных условий путешествия. Они были удивлены, обнаружив, что поверхность Барьера очень похожа на поверхность обычного ледника; в первый день они преодолели 15 морских миль (28 км). [ 91 ] Амундсен отметил, насколько хорошо его собаки работали в этих условиях, и удивился неприятию англичанами использования собак на Барьере. [ 92 ] Группа достигла 80° ю.ш. 14 февраля и после закладки депо повернула домой и 16 февраля достигла Фрамхейма. [ 93 ]
Вторая группа по закладке депо покинула Фрамхейм 22 февраля в составе восьми человек, семи саней и сорока двух собак. [ 94 ] Условия на Барьере резко ухудшились; средняя температура упала на 9 ° C (16 ° F), [ 95 ] и по ранее гладкой ледяной поверхности занесло грубый снег. При температуре иногда до -40 ° C (-40 ° F) 3 марта группа достигла 81 ° ю.ш., где они основали второе депо. [ 96 ] Амундсен, Хельмер Ханссен, Преструд, Йохансен и Вистинг затем продолжили путь с самыми сильными собаками, надеясь достичь 83° ю.ш., но в трудных условиях 8 марта остановились на 82° ю.ш. [ 96 ] Амундсен видел, что собаки устали; [ 97 ] группа направилась домой и на легких санях быстро добралась до Фрамхейма 22 марта. [ 98 ] Амундсен хотел, чтобы больше припасов было доставлено на юг, прежде чем надвигающаяся полярная ночь сделала путешествие невозможным, и 31 марта группа из семи человек во главе с Йохансеном покинула Фрамхейм и направилась на склад 80 ° южной широты с шестью убитыми тюленями - 2400 фунтов (1100 кг) мяса. [ 99 ] Отряд вернулся 11 апреля — на три дня позже, чем ожидалось — после того, как забрел в поле расщелин. [ 100 ]
В целом в ходе экспедиций по закладке складов было создано три склада, содержащих 7500 фунтов (3400 кг) припасов, в том числе 3000 фунтов (1400 кг) тюленьего мяса и 40 британских галлонов (180 л) парафинового масла . [ 98 ] Амундсен многому научился в своих путешествиях, особенно во втором, когда собаки боролись с слишком тяжелыми нартами. Он решил увеличить количество собак для полярного путешествия, если необходимо, за счет количества людей. [ 101 ] Путешествия выявили некоторую разобщенность среди мужчин, особенно между Йохансеном и Амундсеном. Во время второй поездки в депо Йохансен открыто жаловался на неудовлетворительный характер оборудования; Амундсен считал, что его авторитету бросили вызов. [ 102 ] [ 103 ]
Зима
[ редактировать ]
Солнце зашло над Фрамхеймом 21 апреля и не появлялось снова в течение четырех месяцев. [ 104 ] Амундсен помнил о скуке и потере морального духа, которые омрачили зиму экспедиции «Бельгика» во льдах, и, хотя возможности кататься на санях не было, он позаботился о том, чтобы береговая группа была занята. [ 105 ] Одной из неотложных задач было усовершенствование саней, которые плохо себя зарекомендовали во время поездок по депо. Помимо тех, которые были выбраны специально для экспедиции, Амундсен взял с собой несколько саней из экспедиции Свердрупа «Фрам» 1898–1902 годов , которые, как он теперь думал, лучше подходят для предстоящей задачи. Бьяаланд уменьшил вес этих старых саней почти на треть, строгая древесину, а также построил три собственных сани из запасного дерева гикори . Адаптированные сани должны были использоваться для пересечения Барьера, а новый комплект Бьяаланда должен был использоваться на заключительных этапах путешествия через само полярное плато . [ 106 ] Йохансен приготовил санный рацион (42 000 печенья, 1320 банок пеммикана и около 220 фунтов (100 кг) шоколада). [ 107 ] в то время как другие мужчины работали над улучшением ботинок, кухонных принадлежностей, защитных очков, лыж и палаток. [ 108 ] Чтобы бороться с опасностью цинги, мужчины дважды в день ели мясо тюленя, собранное и замороженное в больших количествах еще до наступления зимы. Повар Линдстрем дополнил потребление витамина С морошкой и черникой в бутылках , а также приготовил цельнозерновой хлеб, приготовленный на свежих дрожжах, богатый витаминами группы В. [ 109 ] [ 110 ]
Хотя Амундсен был уверен в своих людях и оборудовании, его, как записал Хассель, мучили мысли о моторных санях Скотта и страх, что они приведут британскую партию к успеху. [ 111 ] Имея это в виду, Амундсен планировал начать полярное путешествие, как только в конце августа взойдет солнце, хотя Йохансен предупредил, что в начале сезона на Барьере будет слишком холодно. Амундсен отклонил его решение, и на рассвете 24 августа семь саней были готовы. [ 112 ] Опасения Йохансена казались оправданными, поскольку суровые условия в течение следующих двух недель - температура до -58 ° C (-72 ° F) - не позволили мужчинам уйти. [ 113 ] 8 сентября 1911 года, когда температура поднялась до -27 ° C (-17 ° F), Амундсен решил, что больше не может ждать, и группа из восьми человек отправилась в путь; Линдстрем остался один во Фрамхейме. [ 112 ]
Второй сезон, 1911–12.
[ редактировать ]
Фальстарт
[ редактировать ]На начальном этапе группа добилась хороших успехов, преодолевая каждый день около 15 морских миль (28 км). Собаки бежали так сильно, что нескольких сильнейших упряжек отцепили от следов и привязали к нартам в качестве балласта. [ 114 ] В одежде из волчьей и оленьей шкуры мужчины могли переносить морозы, продолжая двигаться, но когда они останавливались, они страдали и почти не спали по ночам. Лапы собак обморожены. [ 112 ] 12 сентября, когда температура упала до -56 ° C (-69 ° F), группа остановилась, пройдя всего 4 морских мили (7,4 км), и построила иглу в качестве убежища. [ 114 ] Амундсен теперь осознал, что они начали марш слишком рано в сезоне, и решил, что им следует вернуться во Фрамхейм. Он не стал бы рисковать жизнями людей и собак из соображений упрямства. [ 115 ] Йохансен в своем дневнике писал о глупости преждевременного отправления в такое долгое и историческое путешествие и об опасностях одержимости победой над англичанами. [ 116 ]
14 сентября, возвращаясь во Фрамхейм, они оставили большую часть своего снаряжения на складе 80° южной широты, чтобы облегчить сани. На следующий день при минусовой температуре и сильном встречном ветре несколько собак замерзли насмерть, а других, слишком слабых, чтобы продолжать путь, посадили на сани. [ 117 ] 16 сентября, в 40 морских милях (74 км) от Фрамхейма, Амундсен приказал своим людям как можно быстрее продвигаться домой. Не имея собственных саней, он прыгнул на сани Вистинга и вместе с Хельмером Хансеном и его командой помчался прочь, оставив остальных позади. Все трое вернулись во Фрамхейм через девять часов, за ними последовали Стубберуд и Бьяаланд через два часа, а вскоре после этого - Хассель. [ 118 ] Йохансен и Преструд все еще находились на льду без еды и топлива; Собаки Преструда потерпели неудачу, а его пятки были сильно обморожены. Они достигли Фрамхейма после полуночи, более чем через семнадцать часов после того, как повернули домой. [ 119 ]
На следующий день Амундсен спросил Йохансена, почему они с Преструдом опоздали. Йохансен сердито ответил, что, по его мнению, их бросили, и раскритиковал лидера за то, что он оставил своих людей. [ 120 ] Позже Амундсен сообщил Нансену, что Йохансен «яростно не подчинялся»; в результате его исключили из полярной партии, которую Амундсен теперь сократил до пяти. [ 121 ] Йохансен был отдан под командование Преструда, намного младшего его в качестве исследователя, в отряд, который должен был исследовать Землю короля Эдуарда VII . Стубберуда убедили присоединиться к ним, оставив Амундсена, Хельмера Ханссена, Бьяаланда, Хасселя и Вистинга в качестве обновленной партии Южного полюса. [ 122 ]
путешествие по Южному полюсу
[ редактировать ]Барьер и горы
[ редактировать ]
Несмотря на свое волнение по поводу возможности начать новую жизнь, Амундсен дождался середины октября и первых намеков на весну. Он был готов уйти 15 октября, но погода задержала его еще на несколько дней. [ 123 ] 19 октября 1911 года пятеро мужчин с четырьмя санями и пятьдесят двумя собаками отправились в путь. [ 124 ] Погода быстро ухудшилась, и в сильном тумане группа забрела в область трещин, которые группа склада Йохансена обнаружила прошлой осенью. [ 125 ] Позже Вистинг вспоминал, как его сани с Амундсеном на борту чуть не исчезли в расщелине, когда под ними сломался снежный мост. [ 125 ]
Несмотря на эту почти аварию, они преодолевали более 15 морских миль (28 км) в день и 5 ноября достигли своего депо на 82 ° южной широты. Свой маршрут они обозначили линией пирамид из камней, сложенных из снежных блоков с интервалом в три мили. [ 126 ] [ 127 ] 17 ноября они достигли края Барьера и столкнулись с Трансантарктическими горами . В отличие от Скотта, который должен был следовать по маршруту ледника Бердмор, проложенному Шеклтоном, Амундсену пришлось искать свой собственный маршрут через горы. После нескольких дней исследования предгорий и подъема на высоту около 1500 футов (460 м) группа нашла, как казалось, чистый маршрут: крутой ледник длиной 30 морских миль (56 км), ведущий вверх к плато . Амундсен назвал его ледником Акселя Хейберга в честь одного из своих главных финансовых спонсоров. [ 128 ] [ н 7 ] Это было более сложное восхождение, чем ожидала команда, оно оказалось намного дольше из-за необходимости объездов и глубокого мягкого снега. После трех дней трудного восхождения группа достигла вершины ледника. [ 128 ] Амундсен хвалил своих собак и презирал мысль о том, что они не могут работать в таких условиях; 21 ноября группа проехала 17 миль (27 км) и поднялась на высоту 5000 футов (1500 м). [ 129 ]
Марш к полюсу
[ редактировать ]Достигнув высоты 10 600 футов (3200 м) на вершине ледника, на 85 ° 36 'ю.ш., Амундсен приготовился к заключительному этапу путешествия. Из 45 собак, совершивших восхождение (7 погибли на этапе «Барьер»), только 18 прошли вперед; остальные должны были быть убиты ради еды. Каждый из погонщиков убивал собак своей упряжки, снимал с них шкуры и делил мясо между собаками и людьми. «Мы назвали это место Мясной лавкой», - вспоминал Амундсен. «[T] В воздухе витала депрессия и печаль; мы так полюбили наших собак». [ 130 ] Сожаления не помешали команде насладиться обильной едой; Вистинг оказался особенно искусным в приготовлении и подаче мяса. [ 131 ]
Отряд загрузил три сани припасами на поход продолжительностью до 60 дней, оставив остатки провизии и собачьи туши на складе. Плохая погода помешала их отбытию до 25 ноября, когда они осторожно двинулись в путь по неизвестной местности в стойком тумане. [ 132 ] Они шли по ледяной поверхности, изрезанной частыми трещинами, что вкупе с плохой видимостью замедляло их продвижение. Амундсен назвал эту местность «Ледником Дьявола». 4 декабря они подошли к месту, где трещины были скрыты слоями снега и льда с пространством между ними, которое издавало, как выразился Амундсен, «неприятный глухой» звук, когда группа проходила над ним. Он окрестил это место «Бальным залом дьявола». Когда позже в тот же день они вышли на более твердую почву, они достигли 87° южной широты. [ 133 ]
8 декабря норвежцы побили рекорд Шеклтона на самом дальнем юге - 88 ° 23 '. [ 134 ] Приближаясь к полюсу, они искали любой разрыв в ландшафте, который мог бы указывать на то, что другая экспедиция добралась туда раньше них. Находясь лагерем 12 декабря, они были на мгновение встревожены черным объектом, появившимся на горизонте, но оказалось, что это был помет их собственных собак вдалеке, усиленный миражом. [ 135 ] На следующий день они разбили лагерь на 89°45′ ю.ш., в 15 морских милях (28 км) от полюса. [ 136 ] На следующий день, 14 декабря 1911 года, с согласия своих товарищей Амундсен двинулся впереди саней и около 15 часов отряд достиг окрестностей Южного полюса. [ 137 ] Они установили норвежский флаг и назвали полярное плато «Плато короля Хокона VII». [ 138 ] Позже Амундсен размышлял об иронии своего достижения: «Никогда еще человек не достиг цели, столь диаметрально противоположной его желаниям. Район вокруг Северного полюса — черт возьми — очаровывал меня с детства, и теперь я был на Южном полюсе. Поул. Может ли быть что-нибудь более безумное?» [ 139 ]
Следующие три дня мужчины работали над определением точного положения шеста; после противоречивых и спорных претензий Кука и Пири на севере Амундсен хотел оставить Скотту безошибочные ориентиры. [ 140 ] Сняв несколько показаний секстанта в разное время дня, Бьяаланд, Вистинг и Хассель покатились в разных направлениях, чтобы «запереть» шест; Амундсен рассудил, что они поставят в скобки точную точку. [ 141 ] Наконец группа разбила палатку, которую они назвали Полхейм , как можно ближе к фактическому полюсу, насколько они могли рассчитать по своим наблюдениям. В палатке Амундсен оставил оборудование для Скотта и письмо, адресованное королю Хокону, которое он просил Скотта доставить. [ 141 ]
Вернитесь во Фрамхейм.
[ редактировать ]18 декабря группа отправилась обратно во Фрамхейм. [ 142 ] Амундсен был полон решимости вернуться к цивилизации раньше Скотта и первым сообщить новости. [ 143 ] Тем не менее, он ограничил их ежедневные расстояния до 15 морских миль (28 км), чтобы сохранить силы собак и людей. В 24-часовой световой день группа путешествовала во время условной ночи, чтобы держать солнце за спиной и таким образом уменьшить опасность снежной слепоты . Руководствуясь снежными пирамидами, построенными на своем пути, они 4 января 1912 года достигли мясной лавки и начали спуск к Барьеру. [ 144 ] Мужчины на лыжах «неслись вниз», но для саночников — Хельмера Ханссена и Вистинга — спуск был опасен; санями было трудно маневрировать, и к полозьям были добавлены тормоза, чтобы обеспечить быструю остановку при обнаружении трещин. [ 145 ]
7 января отряд достиг первого из своих складов на Барьере. [ 146 ] Амундсен теперь почувствовал, что их темп можно ускорить, и мужчины взяли за правило преодолевать 15 морских миль (28 км), останавливаясь на шесть часов, а затем возобновляя марш. [ 147 ] В этом режиме они преодолевали около 30 морских миль (56 км) в день и 25 января в 4 часа утра достигли Фрамхейма. Из 52 собак, стартовавших в октябре, выжили 11, потянув за собой 2 нарты. Путешествие к полюсу и обратно заняло 99 дней — на 10 меньше запланированного — и они преодолели около 1860 морских миль (3440 км). [ 148 ]
Информирование мира
[ редактировать ]По возвращении во Фрамхейм Амундсен, не теряя времени, завершил экспедицию. После прощального ужина в хижине группа погрузила выживших собак и наиболее ценное оборудование на борт «Фрама» , который покинул Китовый залив поздно вечером 30 января 1912 года. Пунктом назначения был Хобарт на Тасмании . Во время пятинедельного путешествия Амундсен подготовил свои телеграммы и подготовил первый отчет, который он представит прессе. [ 149 ] 7 марта «Фрам» достиг Хобарта, где Амундсен быстро узнал, что от Скотта еще нет вестей. Он немедленно отправил телеграммы своему брату Леону, Нансену и королю Хокону, кратко сообщая им о своем успехе. На следующий день он телеграфировал первый полный отчет об этой истории в лондонскую газету Daily Chronicle , эксклюзивные права на которую он продал. [ 150 ] Фрам оставался в Хобарте две недели; Там к ней присоединился Дугласа Моусона корабль «Аврора» , находившийся на вооружении Австралазийской антарктической экспедиции . Амундсен преподнес им в дар 11 своих выживших собак. [ 151 ]
Другие достижения экспедиции
[ редактировать ]
Восточная вечеринка
[ редактировать ]8 ноября 1911 года Преструд, Стубберуд и Йохансен отправились на Землю короля Эдуарда VII. [ 152 ] Поиски места, где твердый лед Барьера превратился в покрывшуюся льдом сушу, оказались трудными. 1 декабря группа впервые увидела то, что, несомненно, было сушей, нунатак , который был зарегистрирован Скоттом во время «Дискавери» экспедиции в 1902 году. [ 153 ] Достигнув этой точки, они собрали геологические образцы и образцы мхов и кратко исследовали окрестности, прежде чем вернуться во Фрамхейм 16 декабря. [ 154 ] Они были первыми людьми, ступившими на Землю короля Эдуарда VII. [ 155 ]
Фрам и Кайнан Мару
[ редактировать ]Покинув Китовый залив 15 февраля 1911 года, «Фрам» отплыл в Буэнос-Айрес, куда прибыл 17 апреля. [ 156 ] Здесь Нильсен узнал, что средства экспедиции исчерпаны; сумма, предположительно выделенная на нужды корабля, так и не материализовалась. К счастью, друг Амундсена дон Педро Кристоферсон был рядом и выполнил свои предыдущие обещания предоставить припасы и топливо. [ 157 ] В июне «Фрам» отправился в океанографический круиз между Южной Америкой и Африкой, который занял следующие три месяца. [ 158 ] Корабль вернулся в Буэнос-Айрес в сентябре для окончательного переоборудования и пополнения запасов, а затем 5 октября отправился на юг. Сильный ветер и шторм на море продлили путешествие, но 9 января 1912 года корабль прибыл в Китовую бухту. [ 159 ] 17 января люди во Фрамхейме были удивлены появлением второго корабля; это был « Кайнан Мару» , на борту которого находилась японская антарктическая экспедиция под руководством Нобу Ширасе . [ 160 ] Общение между двумя экспедициями было ограничено языковыми трудностями, хотя норвежцы поняли, что японцы направлялись к Земле короля Эдуарда VII. [ 161 ] Кайнан Мару уехала на следующий день, а 26 января высадила отряд на Земле короля Эдуарда VII. Это была первая высадка на этот берег с моря; Все попытки «Дискавери» (1902 г.), «Нимрода» (1908 г.) и «Терра Нова» (1911 г.) потерпели неудачу. [ 162 ]
Последствия
[ редактировать ]Современные реакции
[ редактировать ]
В Хобарте Амундсен получил поздравительные телеграммы, в частности, от бывшего президента США Теодора Рузвельта и Георга V. короля Соединенного Королевства Король выразил особое удовлетворение тем, что первый порт захода Амундсена по возвращении находился на территории Британской империи. В Норвегии, которая всего шестью годами ранее стала независимой страной после 500 лет господства Дании и Швеции, эта новость была объявлена в заголовках баннеров, а национальный флаг развевался по всей стране. Все участники экспедиции получили медаль Норвежского Южного полюса ( Sydpolsmedaljen ), учрежденную королем Хоконом в память об экспедиции. [ 163 ] Однако биограф Амундсена Роланд Хантфорд говорит о «холоде под аплодисментами»; сохранялась осадок беспокойства по поводу тактики Амундсена. Одна норвежская газета выразила облегчение по поводу того, что Амундсен нашел новый маршрут и не помешал Скотту на пути из пролива Мак-Мердо. [ 164 ]
В Великобритании реакция прессы на победу Амундсена была сдержанной, но в целом положительной. Помимо восторженных репортажей в Daily Chronicle и Illustrated London News , каждая из которых была финансово заинтересована в успехе Амундсена, Manchester Guardian отметила, что мужество и решимость норвежцев стирают любые поводы для упреков. Читателей « Молодой Англии» призывали не завидовать «храброму норвежцу» за честь, которую он заслужил, а «Собственная газета мальчика» предлагала каждому британскому мальчику прочитать отчет об экспедиции Амундсена. [ 165 ] Корреспондент «Таймс» мягко упрекнул Амундсена за то, что он не проинформировал Скотта до тех пор, пока последний не стал слишком поздно для ответа, «тем более ненужным, поскольку никто не приветствовал бы сотрудничество в работе по исследованию Южной полярности больше, чем Капитан Скотт... Тем не менее, никто из тех, кто знает капитана Амундсена, не может сомневаться в его честности, и поскольку он заявляет, что достиг полюса, мы обязаны ему поверить». [ 166 ]
Высокопоставленные деятели РГО выразили более враждебные настроения, по крайней мере, в частном порядке. Для них подвиг Амундсена был результатом «подвоха». Маркхэм намекнул, что утверждение Амундсена может быть ложным: «Мы должны дождаться истины до возвращения Терра Нова ». [ 164 ] Когда позже в 1912 году Амундсен обратился к КГО, он почувствовал себя обиженным после того, как лорд Керзон , президент Общества, в шутку призвал «трижды ура собакам». [ 167 ] Шеклтон не присоединился к очернению победы Амундсена и назвал его «возможно, величайшим полярным исследователем современности». [ 168 ] Прежде чем услышать известие о смерти мужа, Кэтлин Скотт признала, что путешествие Амундсена «было прекрасным подвигом… несмотря на раздражение, им можно восхищаться». [ 168 ]
Трагедия Скотта
[ редактировать ]
Амундсен покинул Хобарт, чтобы совершить лекционный тур по Австралии и Новой Зеландии. Затем он отправился в Буэнос-Айрес, где закончил писать отчет об экспедиции. Вернувшись в Норвегию, он руководил публикацией книги, затем посетил Великобританию, а затем отправился в длительный тур с лекциями по Соединенным Штатам. [ 169 ] В феврале 1913 года, находясь в Мэдисоне, штат Висконсин , он получил известие, что Скотт и четыре его товарища достигли полюса 17 января 1912 года, но все погибли к 29 марта на обратном пути. Тела Скотта, Уилсона и Бауэрса были обнаружены в ноябре 1912 года, после окончания антарктической зимы. В своем первоначальном ответе Амундсен назвал эту новость «ужасной, ужасной». [ 170 ] Затем последовала более официальная дань уважения: «Капитан Скотт оставил рекорд за честность, искренность, храбрость и все, что делает человека». [ 171 ]
По словам Хантфорда, известие о смерти Скотта означало, что «победитель Амундсен затмил… Скотта-мученика». [ 172 ] В Соединенном Королевстве быстро развился миф, в котором Скотт изображался как человек, который вел себя благородно и честно играл в игру. Он потерпел поражение, потому что, напротив, Амундсен был всего лишь искателем славы, который скрывал свои истинные намерения, использовал собак вместо того, чтобы полагаться на честный вывоз людей , и убивал этих же собак ради еды. Более того, его считали «профессионалом», что, по мнению представителей высшего сословия Британии того времени, умаляло все, чего он мог достичь. [ 173 ] Это повествование было сильно подкреплено публикацией журналов Скотта и его «Послания к общественности». Хантфорд отмечает, что «литературный талант [Скотта] был его козырем. Как будто он вытянул руку из закопанной палатки и отомстил». [ 172 ] Несмотря на это, среди исследователей имя Амундсена продолжало пользоваться уважением. В своем отчете об экспедиции на Терра Нова, написанном несколько лет спустя, товарищ Скотта Эпсли Черри-Гаррард писал, что основной причиной успеха Амундсена были «очень замечательные качества этого человека», в частности его смелость в выборе открытия нового маршрута, а не его смелости. чем идти по известному пути. [ 174 ]
Историческая перспектива
[ редактировать ]
Начало Первой мировой войны в 1914 году отложило начало северного полярного дрейфа Амундсена, для которого экспедиция на Южный полюс была предназначалась в качестве предварительного, до июля 1918 года. Затем он отправился в путь на специально построенном судне « Мод» , которое оставалось в Арктические воды на ближайшие семь лет. Корабль не дрейфовал над Северным полюсом, хотя в ходе экспедиции стал четвертым судном, прошедшим Северо-Восточным проходом , после «Веги» Норденшельда и российских ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» . [ 175 ] Амундсен покинул экспедицию в 1923 году; оставшиеся годы его жизни были в основном посвящены исследованию полюсов с воздуха. 12 мая 1926 года на борту дирижабля «Нордж» вместе с Линкольном Эллсуортом и Умберто Нобиле Амундсен пролетел над Северным полюсом. Он и Вистинг, также находившиеся на дирижабле, были первыми людьми, увидевшими оба полюса. [ 176 ] В 1928 году, пытаясь спасти более позднюю экспедицию Нобиле, Амундсен пропал на своем самолете в морях между Норвегией и Шпицбергеном . [ 177 ]
Четверым мужчинам, стоявшим на полюсе вместе с Амундсеном, было предложено сопровождать своего лидера на дрейфе Мод . Бьяаланд и Хассель отказались; ни один из них не участвовал ни в каких дальнейших полярных предприятиях. [ 178 ] [ 179 ] Хельмер Ханссен и Вистинг присоединились к Мод ; последний взял на себя руководство, когда Амундсен покинул экспедицию. В 1936 году Вистинг возглавил «Фрам» в последнем путешествии корабля в Осло, где он стал музеем. [ 180 ] Йохансен, который не смог вернуться к нормальной жизни по возвращении из Антарктиды, стал замкнутым и необщительным. Он отказался обсуждать свой опыт или спор с Амундсеном и погрузился в жизнь, полную депрессии и бедности. 4 января 1913 года он застрелился в своей квартире в Осло. [ 181 ]
Миф о Скотте просуществовал до последней четверти 20-го века, когда на смену ему пришел миф, который характеризовал его как «героического неудачника», неудача которого во многом была результатом его собственных ошибок. Это изображение, как утверждает историк культуры Стефани Барчевски, столь же ошибочно, как и предыдущее, в котором он считался вне критики. [ 173 ] В начале XXI века писатели предложили более аргументированные объяснения трагедии Скотта, чем его некомпетентность, и его репутация в некоторой степени была спасена. [ 182 ] [ 183 ] Возобновление внимания к Скотту также подчеркнуло достижения Амундсена: Барчевски пишет, что «Амундсен и его люди достигли поула благодаря сочетанию превосходного планирования, длительного опыта работы с ездовыми собаками и лыжами и впечатляющей физической выносливости». [ 173 ] В своем отчете об экспедиции Скотта Диана Престон столь же конкретно определяет основу успеха Амундсена. Он был сосредоточен на единственной цели — достичь полюса, в то время как Скотту приходилось примирять конкурирующие претензии географических исследований и научных знаний. «Практичный и опытный профессионал, [Амундсен] тщательно планировал и применил все уроки, которые он извлек в Арктике... [Он] полагался исключительно на проверенные средства транспорта и несентиментально эксплуатировал их продовольственный потенциал. Он был таким же эффективный и несентиментальный в управлении своими людьми». [ 184 ] Научная база США на Южном полюсе, основанная в 1957 году, названа Южнополярной станцией Амундсена-Скотта в честь памяти обоих полярных первооткрывателей. [ 185 ]
Современные исследования
[ редактировать ]В статье, опубликованной через 100 лет после экспедиции Амундсена, исследователи утверждают, что палатка и флаги погребены под льдом на глубине 17 м (56 футов) и примерно в минуте широты к северу от Южного полюса. [ 186 ] или около одной морской мили .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В некоторых источниках указана дата 15 декабря. Поскольку западное и восточное полушария — а также международная линия перемены дат — соединены на Южном полюсе, обе даты можно считать правильными, хотя Амундсен указывает 14 декабря как в своем первом телеграфном отчете о прибытии в Хобарт, так и в своем более полном отчете. Южный полюс . [ 1 ] [ 2 ]
- ^ Норвегия отделилась от Швеции в 1905 году. Король Швеции Оскар отказался от норвежского престола, и принц Дании Карл стал королем Норвегии Хоконом VII. [ 25 ]
- ↑ Пири быстро осудил утверждение Кука как ложное, и последующие расследования поставили под сомнение записи последнего. Данные Пири, хотя и были оспорены Куком, были безоговорочно приняты Национальным географическим обществом (которое спонсировало его экспедицию). Общественная поддержка Кука быстро угасла, хотя некоторую поддержку он сохранил, в том числе со стороны Амундсена. Пири считался покорителем Северного полюса до тех пор, пока исследования конца 20 века, в частности исследования исследователя Уолли Герберта , не показали, что Пири на самом деле не достиг Северного полюса. [ 42 ] [ 43 ]
- ↑ Теория Амундсена о приземлённом льду в конечном итоге оказалась ошибочной, хотя лед в окрестностях его лагеря существенно не откалывался до 1987 и 2000 годов. [ 50 ]
- ^ Точная формулировка этой телеграммы сообщалось по-разному. Крейн и Престон , с. 127, запишите формулировку «Иду на юг»; Джонс , с. 78, и Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 299, дайте более длинный текст: «Прошу разрешения сообщить вам, что Фрам направляется в Антарктиду».
- ↑ Амундсен разделил экспедицию на морскую и береговую группы. Морской отряд под командованием Нильсена отплыл с «Фрамом» ; Береговая группа из девяти человек состояла из Амундсена, Преструда, Йохансена, Хельмера Ханссена, Хасселя, Бьяаланда, Стубберуда, Вистинга и Линдстрема. На Южном полюсе , Том. я, с. 179, Амундсен исключает Вистинга из береговой вечеринки. [ 90 ]
- ↑ Другие объекты, обнаруженные в этой области и впервые грубо нанесенные на карту, были названы Амундсеном и его товарищами, в основном в честь них самих и тех, кто поддерживал экспедицию. Эти объекты включали: горы Королевы Мод , горы Принца Олафа , гору Фритьоф Нансен , гору Дон Педро Кристоферсен , гору Вильгельма Кристоферсена , гору Ханссен , гору Вистинг , гору Хассель , гору Бьяаланд , гору Энгельстад , ледник Лив и плато Нильсена. .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 511.
- ^ Амундсен , с. XVII, Том. Я.
- ^ Лангнер , стр. 25–26.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 43–57.
- ^ Лангнер , стр. 41.
- ^ Jump up to: а б Крейн , стр. 74–75.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 64–74.
- ^ Jump up to: а б Лангнер , стр. 78–80.
- ^ Макстон-Грэм , стр. 230–236.
- ^ Герберт , стр. 191–201.
- ^ Флеминг , стр. 348–349.
- ^ Флеминг , с. 351.
- ^ Jump up to: а б Барчевский , стр. 60–62.
- ^ Лангнер , стр. 82–83.
- ↑ См. Scott, JM , стр. 140–194, где представлен краткий отчет об экспедиции Нансена на «Фрам» .
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б с Хантфорд 2001 , стр. 547–549.
- ^ Хантфорд 2001 , стр. 183–186.
- ^ Jump up to: а б Нансен , с. 62–68, Том. В.
- ^ Jump up to: а б Музей Фрама .
- ^ Флеминг , с. 240.
- ^ Фэрли , стр. 260–261.
- ^ Скотт, Дж. М. , стр. 244–245.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 197–200.
- ^ Скотт, Дж. М. , стр. 200–202.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 205.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 204–206.
- ^ Амундсен , стр. 36–41, Том. В.
- ^ Риффенбург , с. 300.
- ^ Jump up to: а б Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 205–207.
- ^ Амундсен , с. 72, Том. В.
- ^ Jump up to: а б с Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 247–251.
- ^ Амундсен , с. 102, Том. В.
- ^ Амундсен , стр. 137–138, Том. В.
- ^ Вайншток, Дж. «Сондре Норхейм: народный герой для иммигранта» .
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 90 и 248.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 276–277.
- ^ Хантфорд 2001 , стр. 518–519, 542.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 286.
- ^ Барр 1985 .
- ↑ The New York Times , 8 сентября 1909 г.
- ^ Флеминг , стр. 365–389.
- ^ Герберт , стр. 273–329.
- ^ Амундсен , стр. 42–43, Том. В.
- ^ Jump up to: а б Крейн , стр. 425–426.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 214.
- ^ Барчевский , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д Амундсен , стр. 45–47, Том. В.
- ^ Джонс , стр. 78–79.
- ^ Соломон , стр. 94–95.
- ^ Амундсен , стр. 62–64, Том. В.
- ^ Амундсен , стр. 58, Том. В.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 210.
- ^ Соломон , с. 163.
- ^ Амундсен , стр. 78–79, Том. В.
- ^ Пикман 2017 , стр. 42–43.
- ^ Амундсен , с. 76, Том. В.
- ^ Амундсен , с. 77, Том. В.
- ^ Амундсен , стр. 85–86, Том I.
- ^ Престон , с. 219.
- ^ Амундсен , с. 51, Том. В.
- ^ Амундсен , с. 55, Том. В.
- ^ Амундсен , стр. 68–70, Том. В.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 244–245.
- ^ Собачья ферма Роальда Амундсена
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 275.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б Амундсен , стр. 125–131, Том. В.
- ^ Лангнер , с. 115.
- ↑ Из текста письма Амундсена, цитируемого в Huntford ( The Last Place on Earth ), 1985 , стр. 279–280.
- ^ Крейн , с. 423.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 300–301.
- ^ Барчевский , стр. 65–66.
- ^ Крейн , с. 428.
- ^ Амундсен , стр. 138–168, Том. В.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 335–338.
- ^ Амундсен , стр. 181–182, Том. В.
- ^ Терли , стр. 73–74.
- ^ Лангнер , с. 124.
- ^ Амундсен , с. 194, Том. В.
- ^ Макфи , с. 87.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 368.
- ^ Соломон , с. 93.
- ^ Черри-Гаррард , с. 135.
- ^ Макфи , стр. 89–92.
- ^ Лангнер , с. 132.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 344–345.
- ^ Лангнер , стр. 144–145.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 346.
- ^ Амундсен , стр. 179, Том. В.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 347.
- ^ Лангнер , с. 145.
- ^ Макфи , с. 105.
- ^ Терли , с. 79.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б Хантфорд 1979 , с. 352.
- ^ Лангнер , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Макфи , с. 106.
- ^ Амундсен , с. 254, Том И.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 357–358.
- ^ Лангнер , с. 151.
- ^ Лангнер , стр. 149–150.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 355–356.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 379.
- ^ Лангнер , стр. 159.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 382–383.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 390.
- ^ Лангнер , с. 160.
- ^ Макфи , стр. 120–121.
- ^ Лангнер , стр. 160–161.
- ^ Лангнер , с. 161.
- ^ Jump up to: а б с Лангнер , с. 170.
- ^ Макфи , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Хантфорд 1979 , с. 407.
- ^ Лангнер , с. 172.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 408.
- ^ Лангнер , стр. 172–173.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 409.
- ^ Лангнер , стр. 174–175.
- ^ Лангнер , с. 175.
- ^ Хантфорд 2001 , с. 571.
- ^ Макфи , с. 131.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 386.
- ^ Терли , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Лангнер , с. 178.
- ^ Лангнер , с. 179.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 430–437.
- ^ Jump up to: а б Макфи , с. 143.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 450.
- ^ Амундсен , стр. 63–66, Том II.
- ^ Лангнер , стр. 184–185.
- ^ Амундсен , стр. 67–73, Том. НЕТ.
- ^ Амундсен , стр. 105–107, Том. НЕТ.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 459.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 451–452.
- ^ Лангнер , с. 193.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 487.
- ^ Амундсен , с. 122, Том. II.
- ^ Лангнер , стр. 195–196.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 491.
- ^ Jump up to: а б Макфи , с. 155.
- ^ Хантфорд 1979 , стр. 494–495.
- ^ Макфи , с. 169.
- ^ Терли , стр. 118–119.
- ^ Амундсен , с. 157, Том. II.
- ^ Лангнер , стр. 206.
- ^ Терли , с. 120.
- ^ Амундсен , стр. 173–174, Том. НЕТ.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 493–497.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 510–511.
- ^ Амундсен , стр. 352, Том II.
- ^ Амундсен , с. 216, Том. II.
- ^ Амундсен , стр. 240, 246, Том. НЕТ.
- ^ Амундсен , стр. 249–261, Том. НЕТ.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 493.
- ^ Амундсен , с. 316, Том. II.
- ^ Амундсен , стр. 328–331, Том. НЕТ.
- ^ Амундсен , стр. 316–328, Том. НЕТ.
- ^ Амундсен , стр. 331–346, Том. НЕТ.
- ^ Хаммер , с. 417.
- ^ Амундсен , стр. 271–272, Том. НЕТ.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 527.
- ^ Sydpolsmedaljen (Южнополярная медаль Норвегии) .
- ^ Jump up to: а б Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , стр. 511–516.
- ^ Джонс , стр. 89–90.
- ↑ «Таймс» , 9 марта 1912 г. , с. 5.
- ^ Барчевский , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Хантфорд ( Шеклтон ) 1985 , с. 344.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ) 1985 , с. 525.
- ^ Престон , с. 242.
- ^ Джонс , с. 248.
- ^ Jump up to: а б Хантфорд ( Последнее место на Земле ), 1985 , стр. 525–526.
- ^ Jump up to: а б с Барчевский , стр. 1–2.
- ^ Черри-Гаррард , с. 607.
- ^ Барр, Уильям. «Рецензия на книгу «Последний викинг. Жизнь Роальда Амундсена» » (PDF) . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Флеминг , стр. 411–414.
- ^ Флеминг , с. 420.
- ^ Хантфорд 1979 , с. 496.
- ^ Сверре Хельге Хассель .
- ^ Оскар Вистинг .
- ^ Хантфорд 1979 , с. 529.
- ↑ Daily Telegraph , 19 декабря 2004 г.
- ^ Грей, Ричард (31 декабря 2012 г.). «Скотта из Антарктики можно было бы спасти, если бы его приказы были выполнены, - говорят ученые» . Телеграф . Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ Престон , с. 221.
- ↑ Национальный научный фонд, 27 апреля 2009 г.
- ^ Орхейм, Олав (21 января 2011 г.). «Нынешнее местонахождение палатки, которую Руаль Амундсен оставил на Южном полюсе в декабре 1911 года» . Полярный рекорд . 47 (3): 268–270. Бибкод : 2011PoRec..47..268O . дои : 10.1017/S0032247410000719 . S2CID 129072928 .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Амундсен, Роальд ; Нильсен, Торвальд; Преструд, Кристиан (1976) [1912]. Южный полюс: отчет о норвежской экспедиции на корабле «Фрам» , 1910–1912 гг. (Тома I и II) . Перевод Chater, AG Лондон: C. Hurst & Company. ISBN 0-903983-47-8 . Впервые опубликовано в 1912 году Джоном Мюрреем, Лондон.
- Барчевски, Стефани (2007). Антарктические судьбы: Скотт, Шеклтон и меняющееся лицо героизма . Лондон и Нью-Йорк: Хэмблдонский континуум. ISBN 978-1-84725-192-3 .
- Черри-Гаррард, Апсли (1970) [1922]. Самое худшее путешествие в мире . Лондон: Книги Пингвинов. ISBN 0-14-009501-2 . Впервые опубликовано в 1922 году издательством Chatto and Windus, Лондон.
- Крейн, Дэвид (2005). Скотт из Антарктики . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-715068-7 .
- Фэрли, ТК (1959). Арктические приключения Свердрупа . Лондон: Лонгманс. OCLC 732299190 .
- Флеминг, Фергюс (2002). Девяносто градусов северной широты . Лондон: Грант Букс. ISBN 1-86207-535-2 .
- Хамре, Ивар (ноябрь 1933 г.). «Японская южнополярная экспедиция 1911–1912 годов: малоизвестный эпизод исследования Антарктики». Географический журнал . 82 (5): 411–423. Бибкод : 1933GeogJ..82..411H . дои : 10.2307/1786962 . JSTOR 1786962 . (требуется подписка)
- Герберт, Уолли (1989). Лавровая петля . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-41276-3 .
- Хантфорд, Роланд (1979). Скотт и Амундсен . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-19565-7 .
- Хантфорд, Роланд (1985). Последнее место на Земле . Лондон и Сидней: Pan Books. ISBN 0-330-28816-4 .
- Хантфорд, Роланд (1985). Шеклтон . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-25007-0 .
- Хантфорд, Роланд (2001). Нансен . Лондон: Абакус. ISBN 0-349-11492-7 .
- Джонс, Макс (2003). Последний великий квест . Оксфорд (Великобритания): Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280483-9 .
- Лангнер, Райнер-К. (2007). Скотт и Амундсен: Ледовая дуэль . Перевод Бука, Тимоти. Лондон: Издательство Haus. ISBN 978-1-905791-08-8 .
- Макфи, Росс (2010). Гонка до конца: Амундсен, Скотт и достижение Южного полюса . Нью-Йорк и Лондон: безупречные инновации. ISBN 978-1-4027-7029-6 .
- Макстон-Грэм, Джон (2000). Безопасное возвращение под вопросом: героический век полярных исследований . Лондон: Констебль. ISBN 0-09-480330-7 .
- Нансен, Фритьоф (1897). Крайний Север, Том I. Лондон: Archibald Constable & Co. OCLC 499726131 .
- Пикман, Сара (2017). «Одежда, имидж и культурная встреча в героическую эпоху полярной экспедиции». В Мирс, Патрисия (ред.). Экспедиция: Мода из экстрима . Технологический институт моды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . стр. 31–56. ISBN 978-0-500-51997-4 . OCLC 975365990 .
- Престон, Диана (1999). Первоклассная трагедия . Лондон: Констебль. ISBN 0-09-479530-4 .
- Риффенбург, Бо (2005). «Нимрод»: необыкновенная история первой экспедиции Шеклтона . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 0-7475-7253-4 .
- Скотт, Дж. М. (1971). Фритьоф Нансен . Шеридан, Орегон: Heron Books. OCLC 143929 .
- Соломон, Сьюзен (2001). Самый холодный март: роковая антарктическая экспедиция Скотта . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09921-5 .
- Терли, Чарльз (1935). Руаль Амундсен, исследователь . Лондон: Метуэн. ОСЛК 3331281 .
Онлайн
[ редактировать ]- «Амундсен сравнил бы» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 8 сентября 1909 года . Проверено 15 октября 2011 г.
- «Южнополярная станция Амундсен-Скотт» . Управление полярных программ . Национальный научный фонд. 27 апреля 2009 года . Проверено 16 октября 2011 г.
- Барр, Уильям (1985). «Александр Степанович Кучин: Русский, который отправился на юг с Амундсеном». Полярный рекорд . 22 (139). Издательство Кембриджского университета: 401–412. Бибкод : 1985PoRec..22..401B . дои : 10.1017/S0032247400005647 . S2CID 131293842 .
- «Достижение капитана Амундсена. Работы предыдущих исследователей» . Таймс . Лондон. 9 марта 1912 г. с. 5. (требуется подписка)
- Рис, Джаспер (19 декабря 2004 г.). «Лед в наших сердцах» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 14 октября 2011 г.
- «Полярный корабль » . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 10 октября 2011 года . Проверено 16 октября 2011 г.
- «Сверре Хельге Хассель» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 года . Проверено 11 ноября 2011 г. (на норвежском языке)
- «Оскар Вистинг» . Музей Фрама. Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 11 ноября 2011 г. (на норвежском языке)
- Вайнсток, Джон. «Сондре Норхейм: народный герой для иммигранта» . Норвежско-американская историческая ассоциация. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 16 октября 2011 г.
- «Медаль Южного полюса» . Большой норвежский лексикон . Проверено 11 ноября 2011 г. (на норвежском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Карта путешествий Амундсена и Скотта на Южный полюс из Музея Фрама (Frammuseet) (ссылка на архив)
- Южный полюс: отчет о норвежской антарктической экспедиции во «Фраме» в Интернет-архиве и Google Книгах (отсканированные оригинальные издания книг с цветными иллюстрациями)
- из его экспедиции на Дневник Роальда Амундсена Южный полюс 1911–2011 гг. (на норвежском языке)