Jump to content

Нимрод Экспедиция

Трое мужчин в тяжелой одежде стоят в очереди на ледяной поверхности рядом с флагштоком, на котором развевается флаг Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.
Джеймсон Адамс, Фрэнк Уайлд и Эрик Маршалл (слева направо) устанавливают «Юнион Джек» на самой южной позиции, 88°23', 9 января 1909 года. Фотография была сделана руководителем экспедиции Эрнестом Шеклтоном .

Экспедиция Нимрода Антарктику 1907–1909 годов, также известная как Британская антарктическая экспедиция , была первой из трёх экспедиций в под руководством Эрнеста Шеклтона и его вторым посещением континента. Его главной целью, среди ряда географических и научных задач, было достижение первыми Южного полюса . Этого добиться не удалось, но южный марш экспедиции достиг 88 ° 23 ' южной широты, всего в 97,5 морских милях (180,6 км; 112,2 миль) от полюса. На тот момент это было, безусловно, самое длинное южное полярное путешествие и рекордное сближение на обоих полюсах. [а] Отдельная группа во главе с валлийско-австралийским профессором геологии Эджвортом Дэвидом достигла предполагаемого местоположения Южного магнитного полюса , а экспедиция также совершила первовосхождение на гору Эребус , второй по высоте вулкан Антарктиды.

Экспедиции не хватало государственной или институциональной поддержки, и она полагалась на частные займы и индивидуальные вклады. Его одолевали финансовые проблемы, и подготовка к нему шла в спешке. Его корабль «Нимрод » был вдвое меньше Роберта Фалькона Скотта экспедиционного корабля «Дискавери» 1901–1904 годов , а экипажу Шеклтона не хватало соответствующего опыта. Споры возникли из-за решения Шеклтона разместить экспедицию в проливе Мак-Мердо , недалеко от старой штаб-квартиры Скотта, в нарушение обещания, данного Скотту, что он не будет этого делать. Тем не менее, хотя поначалу престиж экспедиции был намного ниже, чем у экспедиции Скотта шестью годами ранее , ее достижения вызвали широкий интерес и сделали Шеклтона национальным героем. Научная группа, в которую входил будущий Австралазийской антарктической экспедиции руководитель Дуглас Моусон , провела обширную геологическую, зоологическую и метеорологическую работу. Транспортные средства Шеклтона, основанные на маньчжурских пони, моторной тяге и ездовых собаках , были инновациями, которые, несмотря на ограниченный успех, позже были скопированы Скоттом для его злополучного проекта. Терра Нова Экспедиция .

По возвращении Шеклтон преодолел первоначальный скептицизм Королевского географического общества (RGS) по поводу своих достижений и получил множество общественных наград, в том числе рыцарское звание от короля Эдуарда VII . Он получил небольшую финансовую выгоду от экспедиции и в конечном итоге зависел от правительственного гранта для покрытия своих обязательств. За три года его самый южный рекорд был побит: сначала Амундсен , а затем Скотт достигли Южного полюса. В момент своего триумфа Амундсен, тем не менее, заметил: «Имя сэра Эрнеста Шеклтона всегда будет записано в анналах исследований Антарктики огненными буквами». [1]

Происхождение

[ редактировать ]
Хорошо одетый мужчина с седыми волосами и большими усами стоит и смотрит прямо в камеру. В правой руке у него сигара.
Шотландский промышленник сэр Уильям Бердмор, позже лорд Инвернэрн

Эрнест Шеклтон был младшим офицером Роберта Фалькона Скотта на первой антарктической экспедиции борту RRS Discovery . Его отправили домой на корабле помощи « Утро» в 1903 году после физического истощения во время основного путешествия экспедиции на юг. [б] Вердикт Скотта заключался в том, что ему «не следует рисковать дальнейшими трудностями при его нынешнем состоянии здоровья». [2] Шеклтон воспринял эту физическую неудачу как личное клеймо. [3] и по возвращении в Англию он был полон решимости проявить себя, по словам «Дискавери» заместителя командира Альберта Армитиджа , как «лучшего человека, чем Скотт». [4] Тем не менее он отказался от возможности быстрого возвращения в Антарктику в качестве старшего офицера «Дискавери » второго спасательного корабля «Терра Нова» после того, как помог его оборудовать; он также помог снарядить Уругвай , корабль, готовившийся для помощи Отто Норденшельда экспедиции , застрявшей в море Уэдделла . [4] В течение следующих нескольких лет, питая периодические надежды на возобновление своей антарктической карьеры, Шеклтон рассматривал другие варианты. В 1906 году он работал на промышленного магната сэра Уильяма Бердмора специалистом по связям с общественностью . [5]

По словам его биографа Роланда Хантфорда , ссылки на физическое расстройство Шеклтона, сделанные в книге Скотта «Путешествие открытия» , опубликованной в 1905 году, вновь открыли раны гордости Шеклтона. Его личной задачей стало вернуться в Антарктику и превзойти Скотта. [6] Шеклтон начал искать потенциальных спонсоров для собственной экспедиции; его первоначальные планы содержатся в неопубликованном документе, датированном началом 1906 года. Они включают смету расходов в размере 17 000 фунтов стерлингов (обновленная стоимость 2 270 000 фунтов стерлингов) на всю экспедицию. [7] [8] Первое обещание финансовой поддержки он получил, когда в начале 1907 года его работодатель Бердмор предложил гарантию по кредиту в размере 7000 фунтов стерлингов (обновленная стоимость — 940 000 фунтов стерлингов). [8] [9] Имея это в виду, Шеклтон почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы объявить о своих намерениях Королевскому географическому обществу (RGS) 12 февраля 1907 года. [10] Одной из причин срочности Шеклтона было знание того, что польский исследователь Генрих Арктовский планировал экспедицию, о которой было объявлено в РГО в тот же день, что и об экспедиции Шеклтона. В конечном итоге планы Арктовского оказались мертворожденными. [11]

Препараты

[ редактировать ]

Первоначальные планы

[ редактировать ]

Первоначальный неопубликованный план Шеклтона предусматривал размещение в старой штаб-квартире экспедиции «Дискавери» в проливе Мак-Мердо . Отсюда он предложил предпринять попытки достичь географического Южного полюса и Южного магнитного полюса . Последуют и другие путешествия, и будет непрерывная программа научной работы. [12] В этом раннем плане также были раскрыты предложенные Шеклтоном методы транспортировки, включающие использование собак, пони и специально разработанного автомобиля.

Ни пони, ни моторная тяга раньше не использовались в Антарктике, хотя пони использовались Фредериком Джорджем Джексоном во время арктической экспедиции Джексона-Хармсворта 1894–1897 годов. Несмотря на сбивчивые сообщения Джексона о доблести его пони и вопреки конкретным советам Фритьофа Нансена , известного норвежского полярного путешественника, Шеклтон решил, что возьмет 15 пони, а позже сократил их количество до 10. [13] К тому времени, когда он объявил о своих планах RGS в феврале 1907 года, Шеклтон пересмотрел свою смету расходов до более реалистичных 30 000 фунтов стерлингов (обновленная стоимость 4 010 000 фунтов стерлингов). [8] [14] Однако реакция КГО на предложения Шеклтона была приглушенной; Позже Шеклтон узнает, что Общество к этому времени было осведомлено о желании Скотта возглавить новую экспедицию и что Общество хотело оставить за Скоттом свое полное одобрение. [14]

Трехмачтовый корабль со сложенными парусами, короткой трубой посередине корабля и флагом, развевающимся на корме слева на снимке. Рядом находятся две небольшие лодки, а на заднем плане видно судно побольше, украшенное флагами.
Корабль экспедиции «Нимрод» отправляется к Южному полюсу

Шеклтон намеревался прибыть в Антарктиду в январе 1908 года, что означало покинуть Англию летом 1907 года. Таким образом, у него было шесть месяцев, чтобы обеспечить финансирование, приобрести и оборудовать корабль, закупить все оборудование и материалы и набрать персонал. В апреле, полагая, что он заручился поддержкой шотландского бизнесмена Дональда Стюарта, [15] Шеклтон отправился в Норвегию, намереваясь купить 700-тонное полярное судно «Бьорн» , которое идеально подходило бы в качестве экспедиционного корабля. Однако, когда Стюарт отказался от поддержки, Бьорн оказался не по средствам Шеклтона. В конечном итоге «Бьёрн» был приобретен немецким исследователем Вильгельмом Фильхнером и, переименованный в «Дойчланд» , использовался в его путешествии к морю Уэдделла в 1911–1913 годах. [16] Шеклтону пришлось довольствоваться пожилым, гораздо меньшим по размеру Нимродом , сорокалетним деревянным герметиком водоизмещением 334 регистровых тонны . [с] который он смог приобрести за 5000 фунтов стерлингов (обновленная стоимость — 668 000 фунтов стерлингов). [8] [17] [18]

был потрясен своим первым взглядом на «Нимрод» после ее прибытия в Лондон из Ньюфаундленда в июне 1907 года Шеклтон . необходимо обновить». Однако в руках опытных судоремонтников она вскоре «приняла более удовлетворительный вид». Позже, как сообщил Шеклтон, он очень гордился этим крепким маленьким кораблем. [19]

Сбор средств

[ редактировать ]

К началу июля 1907 года Шеклтон получил небольшую финансовую поддержку, помимо гарантии Бердмора, и ему не хватало средств для завершения ремонта « Нимрода» . [20] В середине июля он обратился к филантропу графу Айви , также известному как Эдвард Гиннесс, главе англо-ирландской пивоваренной семьи, который согласился гарантировать сумму в 2000 фунтов стерлингов (обновленная стоимость — 270 000 фунтов стерлингов) при условии, что Шеклтон найдет других спонсоров, готовых внести свой вклад. еще 6000 фунтов стерлингов. Шеклтону удалось это сделать благодаря дополнительным средствам, включая 2000 фунтов стерлингов от сэра Филипа Броклхерста , который заплатил эту сумму, чтобы обеспечить себе место в экспедиции. [21]

Подарок в последнюю минуту в размере 4000 фунтов стерлингов от двоюродного брата Шеклтона Уильяма Белла. [22] все еще не хватило экспедиции необходимых 30 000 фунтов стерлингов, но позволило . Нимрода завершить переоборудование Сбор средств продолжился в Австралии после прибытия туда корабля; еще 5000 фунтов стерлингов были предоставлены в качестве подарка от правительства Австралии, а правительство Новой Зеландии подарило 1000 фунтов стерлингов. [23] Благодаря этим средствам, а также другим более мелким займам и пожертвованиям было собрано 30 000 фунтов стерлингов, хотя к концу экспедиции общие затраты выросли, по оценкам Шеклтона, до 45 000 фунтов стерлингов. [д]

Шеклтон рассчитывал заработать большие суммы на своей книге об экспедиции и лекциях. Он также надеялся получить прибыль от продажи специальных почтовых марок с маркой гашения почтового отделения Антарктиды, которое Шеклтон, назначенный временным почтмейстером правительством Новой Зеландии , намеревался открыть там. Ни одна из этих схем не принесла ожидаемого богатства, хотя почтовое отделение было открыто на мысе Ройдс и использовалось в качестве канала для почты экспедиции. [24] [25] [и]

Персонал

[ редактировать ]
Мужчина, лет сорока пяти, темные волосы, чисто выбрит, в высоком воротнике с галстуком, смотрит прямо перед собой. Он держит открытую книгу
Эджворт Дэвид , возглавивший научную группу

Шеклтон надеялся набрать сильный контингент из экспедиции «Дискавери» и предложил своему бывшему товарищу Эдварду Адриану Уилсону пост главного ученого и заместителя командира. Уилсон отказался, сославшись на свою работу в Комитете Совета по сельскому хозяйству по расследованию болезней тетеревов. [26] Дальнейшие отказы последовали от бывших по «Дискавери» коллег Майкла Барна , Реджинальда Скелтона и, наконец, Джорджа Мюлока , которые непреднамеренно сообщили Шеклтону, что все офицеры «Дискавери» посвятили себя Скотту и его пока еще необъявленным планам экспедиции. [26] Единственными членами «Дискавери» , присоединившимися к Шеклтону, были два старшины , Фрэнк Уайлд и Эрнест Джойс . Судя по всему, Шеклтон заметил Джойса на верхней палубе автобуса, проезжавшего мимо лондонского офиса экспедиции, после чего кого-то послали найти и доставить его. [27]

Заместителем Шеклтона — хотя это не было выяснено до тех пор, пока экспедиция не достигла Антарктики — был Джеймсон Бойд Адамс , лейтенант Королевского военно-морского резерва , который отказался от возможности регулярной комиссии присоединиться к Шеклтону. [28] Он также будет метеорологом экспедиции. Нимрода » Капитаном « был еще один офицер военно-морского резерва, Руперт Ингланд; 23-летний Джон Кинг Дэвис , который позже заработает себе репутацию антарктического капитана, был назначен старшим офицером . в последний момент [29] Эней Макинтош , офицер торгового флота из компании Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O), первоначально был вторым офицером , но позже был переведен в береговую группу, а на посту второго офицера его заменил А.Э. Харборд. [23] Другими членами береговой группы были два хирурга, Алистер Маккей и Эрик Маршалл , Бернард Дэй, эксперт по двигателям, и сэр Филип Броклхерст, подписавшийся член, которого взяли на работу помощником геолога. [30]

Мужчина лет тридцати пяти, с редеющими волосами, чисто выбрит, в высоком воротнике с галстуком. Он смотрит наполовину вправо, но его глаза смотрят в камеру.
Дуглас Моусон , поздно присоединившийся к научной команде

В небольшую научную группу, отправившуюся из Англии, входили 41-летний биолог Джеймс Мюррей и 21-летний геолог Рэймонд Пристли , будущий основатель Института полярных исследований Скотта . [31] Два важных дополнения к команде произошли в Австралии. Первым из них был Эджворт Дэвид, профессор геологии Сиднейского университета , который стал главным научным сотрудником партии. [23] Вторым был бывший ученик Дэвида, Дуглас Моусон , преподаватель минералогии в Университете Аделаиды . Оба первоначально намеревались отправиться в Антарктиду, а затем немедленно вернуться с Нимродом , но их убедили стать полноправными членами экспедиции. Дэвид сыграл важную роль в получении гранта австралийского правительства в размере 5000 фунтов стерлингов. [23]

Перед отъездом в Антарктику в августе 1907 года Джойс и Уайлд прошли ускоренный курс по методам печати, поскольку Шеклтон намеревался опубликовать книгу или журнал, находясь в Антарктике. [32]

Обещание Скотту

[ редактировать ]
Мужчина с залысинами, смотрит налево, в военно-морской форме с медалями, полированными пуговицами и тяжелыми погонами.
Роберт Фалкон Скотт

Заявление Шеклтона в феврале 1907 года о том, что он намеревается разместить свою экспедицию в старой штаб-квартире «Дискавери», было отмечено Скоттом, чьи собственные планы на будущее в Антарктике на тот момент не были объявлены. В письме Шеклтону Скотт заявил о приоритетных правах на Мак-Мердо-Саунд. "Я чувствую, что имею своего рода право на свою собственную сферу деятельности", - написал он, добавив: "Любой, кто имел дело с геологоразведкой, будет считать этот регион прежде всего своим". В заключение он напомнил Шеклтону о его долге быть верным своему бывшему командиру. [33]

Первоначальный ответ Шеклтона был любезным: «Я хотел бы, насколько это возможно, согласиться с вашими взглядами, не создавая при этом позиции, которая была бы для меня несостоятельной». [33] Уилсон, которого Шеклтон попросил выступить посредником, занял еще более жесткую позицию, чем Скотт. «Я думаю, вам следует уйти из пролива Мак-Мердо», — написал он, посоветовав Шеклтону не строить никаких планов работать из любой точки всего квартала моря Росса , пока Скотт не решит, «какие ограничения он накладывает на свои права». [33] На это Шеклтон ответил: «Я не сомневаюсь, что его права заканчиваются на той базе, которую он просил [...] Я считаю, что достиг своего предела и не иду дальше». [33]

Вопрос так и не был решен, когда Скотт вернулся с морской службы в мае 1907 года. Скотт настаивал на проведении демаркационной линии на 170° з.д. — все к западу от этой линии, включая пролив Мак-Мердо, остров Росс и Землю Виктории , будет собственностью Скотта. Шеклтон, поскольку на него давили другие проблемы, почувствовал себя обязанным уступить. 17 мая он подписал декларацию, в которой говорилось: «Я оставляю базу МакМердо вам». [33] и что он будет стремиться высадиться дальше на восток, либо у Барьерного залива, который он ненадолго посетил во время экспедиции «Дискавери» , либо на Земле короля Эдуарда VII . Он вообще не коснулся бы побережья Земли Виктории. [33] Это была капитуляция перед Скоттом и Вильсоном, означавшая отказ от цели экспедиции - достижения Южного магнитного полюса, расположенного на Земле Виктории. [33] Полярный историк Бо Риффенбург считает, что это было «обещание, которого никогда не следовало требовать с этической точки зрения и которое никогда не следовало давать, поскольку оно могло повлиять на всю безопасность экспедиции Шеклтона». [33] Спор испортил отношения между двумя мужчинами (которые, тем не менее, сохраняли публичную вежливость) и в конечном итоге привел к полному разрыву прежней тесной дружбы Шеклтона с Уилсоном. [34]

В своем отчете об экспедиции Шеклтон не упоминает о ссоре со Скоттом. Он просто заявляет, что «прежде чем мы наконец покинули Англию, я решил, что, если возможно, я создам свою базу на Земле короля Эдуарда VII вместо [...] пролива Мак-Мердо». [10]

Экспедиция

[ редактировать ]

Путешествие на юг

[ редактировать ]

После осмотра королем Эдуардом VII и королевой Александрой « Нимрод» отплыл 11 августа 1907 года. [35] Шеклтон остался по делам экспедиции; он и другие члены экспедиции последовали за ним на более быстром корабле. Весь состав собрался в Новой Зеландии, готовый к отправке корабля в Антарктиду в первый день Нового 1908 года. В целях экономии топлива Шеклтон договорился с правительством Новой Зеландии о том, что «Нимрод» будет отбуксирован за Полярный круг , на такое расстояние. около 1400 морских миль (2600 км; 1600 миль), [36] расходы на буксир частично покрываются правительством, а частично Union Steam Ship Company в качестве вклада в экспедицию. [37] 14 января, когда появились первые айсберги , буксирный трос был перерезан; [37] «Нимрод» своим ходом двинулась на юг, в плавающий паковый лед , направляясь к Барьерному заливу, где шестью годами ранее «Дискавери» остановился, чтобы позволить Скотту и Шеклтону совершить экспериментальные полеты на воздушном шаре. [38]

Барьер (позже известный как шельфовый ледник Росса ) был замечен 23 января, но залив исчез; Край Барьера за прошедшие годы значительно изменился, и часть, включавшая залив, оторвалась, образовав значительный залив, который Шеклтон назвал Китовым заливом в честь большого количества замеченных там китов. [39] Шеклтон не был готов рисковать перезимовать на поверхности Барьера, которая могла уйти в море, поэтому он повернул корабль в сторону Земли Короля Эдуарда VII. После того, как неоднократные попытки приблизиться к этому берегу потерпели неудачу, а быстро движущийся лед угрожал захватить корабль, Нимрод был вынужден отступить. Единственным выбором Шеклтона теперь, кроме отказа от целей экспедиции, было нарушить обещание, данное Скотту. 25 января он приказал кораблю направиться в пролив Мак-Мердо. [39]

Мыс Ройдс

[ редактировать ]

Создание базы

[ редактировать ]
Группа мужчин в шерстяных фуфайках, с несколькими курительными трубками наблюдает за ремонтными работами на санях. Они находятся в замкнутом пространстве, а стены украшают оборудование и запасная одежда.
Внутри хижины на мысе Ройдс, зима 1908 года. На снимке изображены Шеклтон (слева на заднем плане), Армитидж (стоит на заднем плане), Адамс (курит изогнутую трубку), Уайлд (работает на санях) и Джойс (крайний справа, на переднем плане). плакат с рекламой женских корсетов . На стене висит

По прибытии в залив Мак-Мердо 29 января 1908 года «Нимрода » продвижение на юг к базе «Дискавери» в Хат-Пойнте было заблокировано замерзшим морем. Шеклтон решил подождать несколько дней в надежде, что лед растает. Во время этой задержки второй офицер Эней Макинтош попал в аварию, в результате которой потерял правый глаз. После экстренной операции, проведенной Маршаллом и Маккеем, он был вынужден покинуть место вечеринки на берегу и вернуться в Новую Зеландию с Нимродом . Он достаточно поправился, чтобы вернуться с кораблем в следующем сезоне. [40]

3 февраля Шеклтон решил не ждать, пока лед сдвинется, а расположить свой штаб в ближайшем возможном месте высадки — мысе Ройдс . Поздно вечером корабль был пришвартован и выбрано подходящее место для сборного домика экспедиции. Этот участок был отделен от мыса Хат 20 морскими милями (37 км; 23 мили) по морю, без сухопутного пути на юг. Шеклтон считал, что отряду «посчастливилось разместиться на зимовке как можно ближе к нашей отправной точке на юг». [41]

Следующие дни были заняты высадкой припасов и техники. Этой работе препятствовала плохая погода и осторожность капитана Англии, который часто выводил корабль в бухту до тех пор, пока ледовые условия на пристани не становились, по его мнению, более безопасными. [42] Следующие две недели следовали этой схеме, что привело к резким разногласиям между Шеклтоном и капитаном. В какой-то момент Шеклтон попросил Англию отказаться от участия на том основании, что он болен, но Англия отказалась. Задача разгрузки стала, по описанию Риффенбурга, «невероятно трудной». [42] но был окончательно завершен 22 февраля. Нимрод наконец отплыл на север, Англия не знала, что корабельный инженер Гарри Данлоп нес письмо от Шеклтона новозеландскому агенту экспедиции с просьбой заменить капитана для обратного рейса в следующем году. Это знание не было секретом для береговой группы; Маршалл записал в своем дневнике, что он «рад видеть последний из [Англии]… все это чертовски позорит имя страны!» [43]

Восхождение на гору Эребус

[ редактировать ]
Отдаленный вид на гору с дымом от ее вершины
Гора Эребус

После Нимрода ухода морской лед раскололся, отрезав отряду путь к Барьеру и, таким образом, сделав невозможным подготовительную санную операцию и закладку депо. Шеклтон решил придать экспедиции импульс, приказав немедленно предпринять попытку восхождения на гору Эреб . [44] На эту гору высотой 12 450 футов (3790 м) никто никогда не поднимался. Группа из «Дискавери» (в которую входили Уайлд и Джойс) исследовала предгорья в 1904 году, но не поднялась выше 3000 футов (910 м). Ни Уайлд, ни Джойс не входили в основной отряд Эреба экспедиции Нимрода , в который входили Дэвид, Моусон и Маккей. Когда Маршалл, Адамс и Броклхерст сформировали группу поддержки, восхождение началось 5 марта. [44]

7 марта две группы объединились на высоте около 5500 футов (1700 м) и все двинулись к вершине. На следующий день их задержала метель , но рано утром 9 марта восхождение возобновилось; позже в тот же день была достигнута вершина нижнего главного кратера. [44] К этому времени ноги Броклхерста были слишком обморожены , чтобы он мог продолжать путь, поэтому его оставили в лагере, в то время как остальные двинулись к активному кратеру, которого они достигли через четыре часа. Было проведено несколько метеорологических экспериментов и взято множество проб горных пород. После этого начался быстрый спуск, в основном за счет скольжения по последовательным снежным склонам. По словам Эрика Маршалла, 11 марта группа достигла хижины на мысе Ройдс «почти мертвой». [44]

Зима 1908 года

[ редактировать ]

Хижина экспедиции, сборная конструкция размером 33 х 19 футов (10 х 5,8 м), была готова к заселению к концу февраля. Он был разделен на ряд кабинок, в основном по два человека, с кухонной зоной, темной комнатой, складскими и лабораторными помещениями. Пони содержались в стойлах, построенных на самой защищенной стороне хижины, а конуры для собак располагались рядом с крыльцом. [45] Инклюзивный стиль руководства Шеклтона, в отличие от стиля Скотта, не означал разграничения между верхними и нижними палубами — все жили, работали и ели вместе. Моральный дух был высоким; как записал Броклхерст, Шеклтон «обладал способностью относиться к каждому члену экспедиции так, как если бы он был для нее ценен». [46]

В последующие месяцы зимней тьмы Джойс и Уайлд напечатали около 30 экземпляров книги экспедиции « Аврора Австралис» , которые были сшиты и переплетены с использованием упаковочных материалов. [47] Однако самой важной работой зимы была подготовка к крупным путешествиям следующего сезона, которые должны были включать попытки покорения как Южного полюса, так и Южного магнитного полюса. Разместив свою базу в проливе Мак-Мердо, Шеклтон смог восстановить Магнитный полюс в качестве цели экспедиции. Сам Шеклтон должен был возглавить путешествие к Южному полюсу, которое зимой потерпело серьезную неудачу, когда четыре оставшихся пони умерли, в основном из-за поедания вулканического песка из-за содержания в нем соли. [44]

Южное путешествие

[ редактировать ]
Карта экспедиции Нимрода

Внешний марш

[ редактировать ]

Выбор Шеклтоном команды из четырех человек для южного путешествия к Южному полюсу во многом определялся количеством выживших пони. Под влиянием своего опыта экспедиции «Дискавери » он предпочел пони, а не собакам, для долгого полярного марша. [48] Автомобиль, хорошо ходивший по ровному льду, не справлялся с барьерным покрытием и не рассматривался для полярного путешествия. [49] Людьми, выбранными Шеклтоном в качестве сопровождающего, были Маршалл, Адамс и Уайлд. Джойс, чей антарктический опыт превосходил опыт всех, кроме Уайлда, был исключен из партии после того, как медицинское обследование Маршалла вызвало сомнения в его пригодности. [50]

Марш начался 29 октября 1908 года. Шеклтон рассчитал обратное расстояние до полюса как 1494 морских мили (2767 км; 1719 миль). Его первоначальный план предусматривал 91 день на обратный путь, что требовало среднего ежедневного расстояния около 16 морских миль (30 км; 18 миль). [51] После медленного старта из-за плохой погоды и хромоты лошадей Шеклтон сократил ежедневную норму еды, чтобы увеличить общее время путешествия до 110 дней. Для этого потребовалось более короткое среднесуточное расстояние около 13½ морских миль. [52] С 9 по 21 ноября они добились хорошего прогресса, но пони пострадали на сложной поверхности Барьера, и первого из четырех пришлось застрелить, когда группа достигла 81° южной широты. 26 ноября был установлен новый рекорд дальнего южного пути, когда они преодолел отметку 82 ° 17 ', установленную южным маршем Скотта в декабре 1902 года. [53] Группа Шеклтона преодолела это расстояние за 29 дней по сравнению со Скоттом за 59 дней, используя путь значительно восточнее пути Скотта, чтобы избежать проблем с поверхностью, с которыми пришлось столкнуться во время предыдущего путешествия. [54]

По мере того как группа продвигалась на неизвестную территорию, поверхность Барьера становилась все более нарушенной и разрушенной; еще две пони не выдержали напряжения. Горы на западе изогнулись, преграждая им путь на юг, и внимание группы привлек «яркий отблеск света» в небе впереди. [55] Причина этого явления стала ясна 3 декабря, когда после восхождения через предгорья горной цепи они увидели перед собой то, что Шеклтон позже описал как «открытую дорогу на юг, [...] огромный ледник, бегущий почти с юга на север между двумя огромными горными хребтами». [56] Шеклтон окрестил этот ледник «Бёрдмором» в честь крупнейшего спонсора экспедиции.

Путешествие по поверхности ледника оказалось испытанием, особенно для Сокса, оставшегося пони, которому было очень трудно найти надежную опору. 7 декабря Сокс исчез в глубокой расщелине , едва не забрав с собой Уайлда. пони Однако упряжь порвалась, и сани с припасами остались на поверхности. Оставшуюся часть пути на юг и весь обратный путь им пришлось полагаться на буксировку людей . [57]

По мере продолжения путешествия возникали личные антагонизмы. Уайлд в частном порядке выразил пожелание, чтобы Маршалл «упал в расщелину глубиной около тысячи футов». [58] Маршалл писал, что следовать за Шеклтоном к полюсу было «все равно, что следовать за старухой. Всегда паниковать». [59] Однако Рождество отмечали кремом из мента и сигарами. Их положение было 85 ° 51 'ю.ш., все еще в 249 морских милях (461 км; 287 миль) от полюса, и теперь они несли с собой едва ли месячный запас еды, а остальное хранили на складах для обратного пути. [59] С таким количеством продовольствия они не смогли преодолеть оставшееся расстояние до полюса и обратно. [60] Однако Шеклтон еще не был готов признать, что поляк их превосходит, и решил идти вперед, еще больше урезав продовольственные пайки и выбросив все, кроме самого необходимого оборудования. [61]

В День подарков марш по полярному плато восхождение на ледник наконец было завершено, и начался . Условия не улучшились; Шеклтон назвал 31 декабря «самым тяжелым днем, который у нас был». [62] На следующий день он отметил, что, достигнув 87°6½' ю.ш., они побили рекорды Северного и Южного полюсов. [63] В тот день, ссылаясь на Маршалла и Адамса, Уайлд написал: «Если бы у нас были здесь только Джойс и Марстон, а не эти два грубых, насмехающихся бесполезных нищих, мы бы легко сделали это [поляк]». [64] 4 января 1909 года Шеклтон наконец признал, что полюс находится за их пределами, и изменил свою цель на символическое достижение - оказаться в пределах 100 географических миль от полюса. [65] Партия продолжала бороться, находясь на грани выживания, [66] пока 9 января 1909 г., после последнего рывка вперед без саней и другого снаряжения, марш не закончился. «Мы выстрелили, — писал Шеклтон, — и точка находится на 88°23’ ю.ш.». [67] Они находились в 97,5 географических милях от Южного полюса . « Юнион Джек» был установлен должным образом, и Шеклтон назвал полярное плато в честь короля Эдуарда VII. [ф]

Обратный путь

[ редактировать ]
Слева — снежная пирамида с флагами. Рядом находятся трое мужчин, а на снегу разбросано различное оборудование.
На обратном пути. Группа достигает склада на Большом ледяном барьере.

Группа Шеклтона вернулась домой после 73-дневного путешествия на юг. Пайки сокращались несколько раз, чтобы продлить время обратного пути сверх первоначальных 110 дней. Теперь Шеклтон намеревался достичь Хат-Пойнта за 50 дней, поскольку согласно предварительному приказу Шеклтона Нимрод , вернувшись, чтобы забрать экспедицию домой, должен был отправиться не позднее 1 марта. Четверо мужчин были теперь сильно ослаблены. [68] однако в последующие дни они преодолели впечатляющие расстояния, достигнув вершины ледника 19 января. [68] Когда они начали спуск, у них была пятидневная еда с половинным рационом, которой хватило бы до склада Нижнего ледника; [68] восхождение на то же расстояние заняло 12 дней. Физическое состояние Шеклтона к тому времени вызывало серьезную озабоченность, но, по словам Адамса, «чем хуже он себя чувствовал, тем сильнее он тянул». [68]

Депо было достигнуто 28 января. Уайлд, больной дизентерией , не мог ни есть, ни есть ничего, кроме печенья, которого было в дефиците. 31 января Шеклтон навязал Уайлду свое собственное печенье на завтрак, жест, который побудил Уайлда написать: «Ей-богу, я никогда не забуду. Тысячи фунтов не купили бы это одно печенье». [69] Несколько дней спустя остальные члены группы заболели тяжелым энтеритом в результате употребления в пищу испорченного мяса пони. Но темп марша нужно было поддерживать; небольшое количество продовольствия, перевозимое между складами, сделало бы любую задержку фатальной. Однако сильный ветер позади позволил им поставить на санях парус и сохранить хорошую скорость марша. [70]

В камеру смотрят четверо мужчин в растрепанной одежде и с измученным выражением лица. Слева едва видна голова собаки.
Уайлд, Шеклтон, Маршалл и Адамс на борту «Нимрода» после путешествия на юг.

«Мы настолько худые, что у нас болят кости, когда мы лежим на твердом снегу», — писал Шеклтон. [71] С 18 февраля они начали находить знакомые ориентиры и 23-го числа достигли склада Блафф, который, к их огромному облегчению, был обильно пополнен Джойсом. Ассортимент деликатесов помимо ящиков с обычными запасами перечислил Шеклтон: « Карловарские сливы, яйца, пирожные, сливовый пудинг, имбирные пряники и кристаллизованные фрукты». [72] комментарием Уайлда Лаконичным было: «Старый добрый Джойс». [73]

Их проблемы с едой теперь были решены, но им все равно нужно было вернуться в Хат-Пойнт до крайнего срока 1 марта. Последний этап их марша был прерван метелью, из-за которой они оставались в лагере на 24 часа. 27 февраля, когда они были еще в 33 морских милях (61 км; 38 миль) от безопасного места, Маршалл потерял сознание. Затем Шеклтон решил, что он и Уайлд бросятся к Хат-Пойнту в надежде найти Нимрода и удержать ее, пока двое других не будут спасены. Они добрались до хижины поздно вечером 28 февраля. [74] Надеясь, что корабль находится неподалеку, они стремились привлечь его внимание, поджигая небольшую деревянную хижину, использовавшуюся для магнитных наблюдений. [75] Вскоре после этого в поле зрения появился корабль, стоявший на якоре у Ледникового Языка : «Нет более счастливого зрелища, которое когда-либо встречалось глазам человека», — писал позже Уайлд. [75] Прошло еще три дня, прежде чем Адамса и Маршалла удалось забрать с Барьера, но к 4 марта вся южная группа оказалась на борту, и Шеклтон смог направить полный ход на север. [75]

Северная партия

[ редактировать ]

Готовясь к путешествию на юг, Шеклтон дал Дэвиду указание возглавить северный отряд на Земле Виктории для проведения магнитных и геологических работ. Группа должна была попытаться достичь Магнитного полюса и провести полную геологическую разведку в районе Сухой долины . [г] Группа Дэвида состояла из него самого, Моусона и Маккея. Это будет отряд с участием людей; собаки остались на базе, чтобы их можно было использовать для закладки складов и другой рутинной работы. [76] Партия имела приказ установить «Юнион Джек» на Магнитном полюсе и завладеть Землей Виктории для Британской империи . [77] После нескольких дней подготовительной работы они отправились в путь 5 октября 1908 года, преодолев первые несколько миль на автомобиле. [78]

Трое мужчин стоят вокруг флага, воткнутого в снег.
(слева направо) Маккей, Эджворт Дэвид и Моусон на Южном магнитном полюсе, 17 января 1909 года.

Из-за состояния морского льда и неблагоприятных погодных условий прогресс поначалу был очень медленным. К концу октября они пересекли залив Мак-Мердо и продвинулись на 60 миль (100 км) вверх по сложному побережью Земли Виктории, после чего решили сосредоточить все свои усилия на достижении Магнитного полюса. [79] Пересекнув ледяной язык Норденшельда и коварный ледяной язык Дригальского, они наконец смогли покинуть побережье и повернуть на северо-запад, к примерному местоположению Магнитного полюса. До этого Дэвиду чудом удалось спастись после падения в расселину, но его спас Моусон. [80] [81]

Их путь к внутреннему плато пролегал через лабиринт ледника (позже названного ледником Ривза в честь главного куратора карты RGS). [82] в результате чего 27 декабря они оказались на твердой снежной поверхности. [81] Это позволило им двигаться быстрее, со скоростью около 10 морских миль (19 км; 12 миль) в день, проводя регулярные магнитные наблюдения. 16 января эти наблюдения показали, что они находились примерно в 13 морских милях (24 км; 15 миль) от Магнитного полюса. На следующий день, 17 января 1909 года, они достигли своей цели, зафиксировав положение полюса как 72 ° 15 'ю.ш., 155 ° 16' восточной долготы на высоте 7260 футов (2210 м). На тихой церемонии Дэвид официально вступил во владение этой территорией Британской империи. [81]

Измученным и испытывающим недостаток еды, группе предстояло совершить обратный путь длиной в 250 морских миль (460 км; 290 миль), и на его завершение у них было всего 15 дней, если они должны были совершить заранее назначенное рандеву на берегу с Нимродом . Несмотря на растущую физическую слабость, они сохраняли ежедневную дистанцию ​​и 31 января находились в 16 морских милях (30 км; 18 миль) от согласованной точки встречи. Плохая погода задержала их, и место встречи состоялось только 2 февраля. Той ночью под сильным снегопадом Нимрод прошел мимо них, не сумев разглядеть их лагерь. [81] Однако два дня спустя, после того как Нимрод снова повернул на юг, группа была замечена с корабля и смогла выбраться в безопасное место, хотя в спешке, чтобы подняться на борт, Моусон упал на 18 футов (5,5 м) в трещину. Группа путешествовала четыре месяца и была одета в ту же одежду, в которой покинула мыс Ройдс; как сообщается, «аромат был невыносимым». [83] Перед этим спасением Нимрод собрал геологическую группу, состоящую из Пристли, Броклхерста и Бертрама Армистейджа [ де ; fr ] , который проводил геологические работы в районе ледника Феррар . [83]

Последствия

[ редактировать ]
Темноволосый мужчина, положив руки на бедра, смотрит прямо в камеру.
Сэр Эрнест Шеклтон: «Что Нансен для Севера, то Шеклтон для Юга» — Руаль Амундсен

23 марта 1909 года Шеклтон приземлился в Новой Зеландии и отправил телеграммой отчет объемом 2500 слов в лондонскую газету Daily Mail , с которой у него был эксклюзивный контракт. [84] На фоне одобрения и безграничной похвалы, которую Шеклтон получил от исследовательского сообщества, включая Фритьофа Нансена и Руаль Амундсена , реакция RGS была более сдержанной. Ее бывший президент, сэр Клементс Маркхэм , в частном порядке выразил свое недоверие к заявленной широте полномочий Шеклтона. [85] Однако 14 июня Шеклтона встретила на лондонском вокзале Чаринг-Кросс очень большая толпа, в которую входили президент RGS Леонард Дарвин и весьма сопротивлявшийся капитан Скотт. [86]

Что касается заявленной широты, то причиной сомнений в ее точности было то, что после 3 января все позиции были рассчитаны методом точного счисления : по направлению, скорости и прошедшему времени. Последнее надлежащее наблюдение, проведенное 3 января, определило широту как 87°22'. Таблица расстояний Шеклтона показывает, что за следующие три дня они преодолели чуть более 40 морских миль (74 км; 46 миль) и 6 января достигли примерно 88 ° 7 '. Затем их на два дня задержала метель. Из таблицы видно, что по состоянию на 9 января 1909 года группа прошла еще 16 морских миль (30 км; 18 миль), чтобы достичь самого дальнего юга, и такое же расстояние обратно в лагерь. [87] Это расстояние за один день намного превышало расстояние любого другого этапа пути. Шеклтон объяснил, что это был рывок «полубег-полуходьба», не обремененный санями или другим снаряжением. [67] Каждый из четырех мужчин независимо подтвердил свою веру в достигнутые широты, и ни один из них не дал никаких последующих поводов для сомнения в его словах. [88]

Шеклтон был назначен главнокомандующим Королевского Викторианского ордена (CVO) королем Эдуардом VII, который позже пожаловал рыцарское звание . ему [89] РГО вручило ему золотую медаль, хотя, видимо, с оговорками: «Мы не предлагаем делать медаль такого размера, как та, что была вручена капитану Скотту», - записал чиновник. [90] Хотя в глазах общественности он был героем, богатство, которого ожидал Шеклтон, не материализовалось. Растущие расходы на экспедицию и необходимость предоставления гарантий по кредиту означали, что от финансовых затруднений его спасла только запоздалая государственная субсидия в размере 20 000 фунтов стерлингов. [91]

Самый дальний южный рекорд экспедиции Нимрода продержался менее трех лет, пока Амундсен не достиг Южного полюса 15 декабря 1911 года. За свои новаторские достижения Шеклтон получил от Амундсена грубую дань уважения: «Что такое Нансен для Севера, Шеклтон находится на юге». [92] После этого антарктические амбиции Шеклтона были сосредоточены на трансконтинентальном переходе, который он предпринял безуспешно в рамках Имперской трансантарктической экспедиции статус ведущей фигуры героического века антарктических исследований 1914–1917 годов, хотя к тому времени ему был гарантирован . Другие участники экспедиции Нимрода также добились известности и авторитета в последующие годы. Дэвид, Адамс, Моусон и Пристли в конечном итоге получили рыцарские звания, причем двое последних продолжили свою полярную работу в дальнейших экспедициях, хотя ни один из них больше не отправился на юг вместе с Шеклтоном. Моусон возглавлял Австралийскую антарктическую экспедицию 1911–13 годов , а Пристли был частью Терра Нова научной группы экспедиции . Уайлд был заместителем командира после «Босса» в Имперской Трансантарктической экспедиции и в короткой Квестовой экспедиции , где он принял на себя командование после смерти Шеклтона на острове Южная Георгия в 1922 году. [93] Через десять лет после возвращения из Антарктики «Нимрод» разбился на куски в Северном море после того, как сел на мель на песках Барбер у побережья Норфолка 31 января 1919 года. Только двое из ее экипажа из 12 человек выжили. [94]

Несколько практически неповрежденных ящиков с виски и бренди, оставленных на мысе Ройдс в 1909 году, были обнаружены в 2010 году для анализа винокуренной компанией. Возрождение старинной (и уже утерянной) формулы для конкретных найденных брендов было выставлено на продажу, а часть выручки пошла в пользу Новозеландского фонда антарктического наследия , который обнаружил потерянных духов. [95] [96] [97]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В большинстве отчетов об экспедиции указывается расстояние «97 миль», но не указывается эквивалент в уставных милях, причем символизм нахождения в пределах 100 миль от полюса считается крайне важным. См. Хантфорд , с. 269.
  2. Шеклтон присоединился к Скотту и Эдварду Уилсону в марше на юг в 1902–1903 годах, чтобы установить рекорд южной широты на 82 ° 17 'южной широты. На обратном пути все трое страдали от истощения и, вероятно, начинающейся цинги , но Шеклтон был худшим из них. затронутый. См. Престон , стр. 65–66.
  3. «Нимрод» был меньше половины размера «Дискавери» , недавно построенного судна водоизмещением 736 брт, которое Скотт использовал в экспедиции «Дискавери» в 1901–1904 годах. См. Пейн , с. 102 и Регистр Ллойда 1934–35.
  4. В конечном итоге потребовался грант британского правительства в размере 20 000 фунтов стерлингов, чтобы позволить Шеклтону расплатиться со своими поручителями, и вполне вероятно, что некоторые долги были списаны. См. Хантфорд , стр. 314–315.
  5. ^ Антарктическое почтовое отделение было открыто на Южных Оркнейских островах в 1904 году на метеорологической станции Оркадас, основанной Уильяма Спирса Брюса Шотландской национальной антарктической экспедицией . См . «Говори» , с. 92.
  6. Три года спустя, достигнув Южного полюса, Руаль Амундсен назвал то же плато в честь Хокона VII короля Норвегии . ( Амундсен , Том II, стр. 122.) Ни одно из названий не сохранилось на современных картах.
  7. Сухая долина (бесснежная) в западных горах была обнаружена во время путешествия Скотта на запад в 1903 году, но еще не была должным образом исследована. См. Крейн , с. 270.
  1. ^ Амундсен , Том. II, с. 115.
  2. ^ Престон , с. 68.
  3. ^ Хантфорд , с. 117.
  4. ^ Jump up to: а б Хантфорд , стр. 120–121.
  5. ^ Фишер , с. 99.
  6. ^ Хантфорд , с. 145.
  7. ^ Фишер , с. 103.
  8. ^ Jump up to: а б с д Измерение стоимости .
  9. ^ Хантфорд , с. 156.
  10. ^ Jump up to: а б Шеклтон , стр. 2–3.
  11. ^ Риффенбург , стр. 108–110.
  12. ^ Фишер , с. 102.
  13. ^ Хантфорд , стр. 171–172.
  14. ^ Jump up to: а б Хантфорд , стр. 158–161.
  15. ^ Хантфорд , стр. 156–157.
  16. ^ Хантфорд , с. 339.
  17. ^ Шеклтон , стр. 5–11.
  18. ^ Хантфорд , с. 175.
  19. ^ Шеклтон , с. 11.
  20. ^ Хантфорд , стр. 178–179.
  21. ^ Хантфорд , с. 179.
  22. ^ Хантфорд , с. 183.
  23. ^ Jump up to: а б с д Риффенбург , стр. 138–141.
  24. ^ Хантфорд , с. 312.
  25. ^ Фишер , с. 128.
  26. ^ Jump up to: а б Риффенбург , стр. 109–111.
  27. ^ Риффенбург , стр. 125–126.
  28. ^ Риффенбург , с. 133.
  29. ^ Риффенбург , стр. 123–125.
  30. ^ Шеклтон , стр. 17–18.
  31. ^ Риффенбург , стр. 134 и 303.
  32. ^ Фишер , с. 121.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Риффенбург , стр. 110–116.
  34. ^ Риффенбург , стр. 292–293.
  35. ^ Шеклтон , с. 20.
  36. ^ Риффенбург , с. 148.
  37. ^ Jump up to: а б Риффенбург , стр. 144–145.
  38. ^ Фишер , стр. 32–33.
  39. ^ Jump up to: а б Риффенбург , стр. 151–153.
  40. ^ Шеклтон , стр. 52–53.
  41. ^ Шеклтон , стр. 52–56.
  42. ^ Jump up to: а б Риффенбург , стр. 161–167.
  43. ^ Риффенбург , стр. 170–171.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Риффенбург , стр. 171–177.
  45. ^ Шеклтон , стр. 81–91.
  46. ^ Риффенбург , с. 185.
  47. ^ Миллс , с. 65.
  48. ^ Миллс , с. 67.
  49. ^ Хантфорд , стр. 237–238.
  50. ^ Хантфорд , стр. 234–235.
  51. ^ Риффенбург , с. 201.
  52. ^ Шеклтон , с. 153.
  53. ^ Шеклтон , с. 171.
  54. ^ Риффенбург , с. 193.
  55. ^ Миллс , с. 80, цитируя дневник Уайлда.
  56. ^ Шеклтон , с. 180.
  57. ^ Риффенбург , стр. 208–209 и 221–222.
  58. ^ Wild, дневник, цитируется Миллсом , стр. 93.
  59. ^ Jump up to: а б Хантфорд , стр. 263–264.
  60. ^ Риффенбург , с. 226.
  61. ^ Шеклтон , с. 200.
  62. ^ Шеклтон , с. 204.
  63. ^ Шеклтон , с. 205. Под севером подразумевалась Роберта Пири — 87°6’ северной широты. самая дальняя на тот момент северная точка
  64. ^ Миллс , с. 96.
  65. ^ Шеклтон , с. 207.
  66. ^ Хантфорд , с. 270.
  67. ^ Jump up to: а б Шеклтон , с. 210.
  68. ^ Jump up to: а б с д Риффенбург , стр. 251–261.
  69. ^ Дикий дневник, цитата: Миллс , стр. 108.
  70. ^ Риффенбург , с. 258.
  71. ^ Шеклтон , с. 221.
  72. ^ Шеклтон , с. 223.
  73. ^ Риффенбург , с. 261.
  74. ^ Риффенбург , стр. 262–263.
  75. ^ Jump up to: а б с Риффенбург , стр. 274–278.
  76. ^ Хантфорд , с. 238.
  77. ^ Шеклтон , стр. 260–262.
  78. ^ Шеклтон , с. 265.
  79. ^ Риффенбург , с. 238.
  80. ^ Шеклтон , стр. 291–292 (отчет Дэвида).
  81. ^ Jump up to: а б с д Риффенбург , стр. 241–249.
  82. ^ Риффенбург , с. 293.
  83. ^ Jump up to: а б Риффенбург , стр. 269–273.
  84. ^ Риффенбург , с. 279.
  85. ^ Хантфорд , с. 308.
  86. ^ Риффенбург , с. 286.
  87. ^ Шеклтон , с. 362.
  88. ^ Риффенбург , с. 294.
  89. ^ Хантфорд , с. 315.
  90. ^ Риффенбург , стр. 289–290.
  91. ^ Риффенбург , с. 290.
  92. ^ Риффенбург , с. 300.
  93. ^ Риффенбург , стр. 302–303.
  94. ^ Риффенбург , стр. 306–307.
  95. ^ USA Today, виски столетней давности .
  96. ^ AP, скотч столетней давности .
  97. ^ BBC News, Воссозданный виски .

Источники

[ редактировать ]
  • Амундсен, Роальд (1976). Южный полюс . Том. Я и II. Лондон: К. Херст. ISBN  978-0-903983-47-1 .
  • Берк, Дэвид (2009). Тело в Мельбурнском клубе: Бертрам Армистейдж, забытый человек Антарктиды . Кент Таун, Южная Австралия: Wakefield Press. ISBN  978-1-86254-833-6 .
  • Крейн, Дэвид (2005). Скотт из Антарктики . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN  978-0-00-715068-7 .
  • Фишер, Марджери и Джеймс (1957). Шеклтон . Лондон: Книги Джеймса Барри.
  • Хантфорд, Роланд (1985). Шеклтон . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN  978-0-340-25007-5 . OCLC   13108800 .
  • Миллс, Лейф (1999). Фрэнк Уайлд . Уитби: Кэдмон из Уитби. ISBN  978-0-905355-48-1 .
  • Пейн, Линкольн (2000). Корабли открытий и исследований . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN  978-0-395-98415-4 .
  • Престон, Диана (1997). Первостепенная трагедия: антарктические экспедиции капитана Скотта . Лондон: ISBN Констебля и Ко.  978-0-09-479530-3 .
  • Риффенбург, Бо (2005). Нимрод: Эрнест Шеклтон и необыкновенная история Британской антарктической экспедиции 1907–09 годов . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-7475-7253-4 . OCLC   56659120 .
  • Шеклтон, Эрнест (1911). Сердце Антарктики . Лондон: Уильям Хайнеманн.
  • Говори, Питер (2003). Уильям Спирс Брюс: полярный исследователь и шотландский националист . Эдинбург: Национальные музеи Шотландии. ISBN  978-1-901663-71-6 .

Интернет-источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f4fd33d0368c589a9bde843b92dafe2__1719483600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/e2/6f4fd33d0368c589a9bde843b92dafe2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nimrod Expedition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)