Jump to content

Экспедиция Русанова

Корабль Русанова « Геркулес» ; 63-тонный кеч постройки в Норвегии в 1908 году.

Экспедиция Русанова , возглавляемая геологом Владимиром Русановым , была русской экспедицией 1912 года в Арктику , первоначальной целью которой было установление прав на полезные ископаемые на Шпицбергене . После завершения официальной программы Русанов расширил рамки экспедиции, включив в нее исследование Северо -Восточного прохода , хотя остается неясным, какой именно маршрут он предлагал пройти. Корабль Русанова «Геркулес» достиг Новой Земли в августе 1912 года, где отправил сообщение о том, что продолжает путь на восток; это было последнее сообщение об экспедиции и ее 11 сотрудниках.

Артефакты, найденные десятилетия спустя на островах у полуострова Таймыр, показывают, что Русанову удалось обойти Новую Землю и пересечь Карское море , и позволяют предположить, что по крайней мере часть отряда выжила до 1913 года, а возможно, и позже. Принято считать, что судьбу экспедиции в районе устья Пясины постигла неизвестная судьба : предполагалось также, что Русанов, опытный исследователь Арктики, прошел на восток до Северной Земли и моря Лаптевых . Судьба «Геркулеса» и его команды остается одной из величайших загадок российского освоения Арктики.

Руководитель экспедиции геолог Владимир Александрович Русанов.

Русанов, родившийся в Орле в 1875 году, учился в киевском университете , но его ранняя академическая карьера была прервана арестом за марксистскую политическую деятельность. В тюрьме у него появился интерес к полярным исследованиям после прочтения о Фритьофа Нансена путешествиях ; затем его отправили во внутреннюю ссылку в Сибирь , а затем он эмигрировал во Францию, чтобы получить докторскую степень по геологии в Сорбонне .

Вернувшись в Россию в 1907 году, он, преодолев подозрения правительства, принял участие в ряде успешных экспедиций на Новую Землю. [1] Это дало ему значительный опыт путешествий по Арктике, часто в сложных условиях. [1] Помимо своего важного вклада в научное знание геологии Новой Земли, Русанов был вдохновлен красотой того, что он назвал «диким и великолепным» арктическим ландшафтом. [2]

С 1909 года у Русанова возник особый интерес к возможности создания Северного морского пути из Атлантики к рекам Обь и Енисей и далее к Тихому океану. На основании наблюдений и измерений температуры моря, сделанных во время плаваний вокруг побережья Новой Земли в 1910 и 1911 годах, он предположил, что Североатлантический дрейф мог привести к сравнительно свободному ото льда состоянию к северу от архипелага. К 1911 году он опубликовал несколько статей, в которых описывалась возможность регулярного судоходного маршрута вдоль сибирского побережья с использованием ледокольных грузовых судов и актуальной метеорологической информации, подчеркивая важность, которую это могло бы иметь для экономического развития России за счет дешевых перевозок сибирского зерна, пиломатериалов и полезных ископаемых. . Его идеи во многом предвосхитили дальнейшее развитие Северного морского пути при Советском Союзе . [3]

Подготовка к экспедиции

[ редактировать ]

Весной 1912 года российское правительство планировало организовать экспедицию по исследованию угольных месторождений Шпицбергена. В то время остров был политической ничейной территорией, и шведские, британские и американские горнодобывающие компании уже опередили Россию в попытке создать претензии там. [4] Несмотря на продолжающиеся сомнения по поводу его политического прошлого, Русанову было предложено возглавить его из-за его опыта и отличных результатов в экспедициях на Новую Землю. Ему была предоставлена ​​большая свобода в организации и подборе персонала; он привлек опытного штурмана и океанографа Александра Кучина , ветерана экспедиции Амундсена «Фрам» . помощником руководителя экспедиции и капитаном лодки [5]

Александр Кучин, помощник Русанова и капитан «Геркулеса»

Среди других сотрудников были геолог Рудольф Самойлович и биолог Зенон Сватош; Константин Семенов, студент Санкт-Петербургского политехнического института, был принят на должность инженера после того, как заведующий кафедрой попросил его присоединиться. [6] В состав оставшегося экипажа входили помощник капитана Константин Белов, боцман Александр Попов . , помощник механика Ф.А. Быковский, матросы В.Т. Черемхин, А.С. Чухчин, А.А. Раввинов, В.Г. Попов и Ф.М. Ермолин [7] Последним участником экспедиции была невеста Русанова Жюльет Жан-Соссин, которая работала над докторской степенью по геологии в Сорбонне и медицинской степенью. Русанов добивался одобрения ее включения в несколько «чрезвычайно дипломатических» писем властям и ее семье, в которых подчеркивались ее научные способности. [6]

Русанов изначально хотел построить судно по своим параметрам, но правительство отказалось; Вместо этого он и Кучин отправились в Норвегию в апреле 1912 года, чтобы купить его. В Олесунне водах они нашли тюлень « Геркулес в Гренландии . » постройки 1908 года водоизмещением 63 тонны, который уже прошел хорошие испытания [5] Хотя его керосиновый двигатель имел мощность всего 24 л.с., Русанов сообщал, что «Геркулес» имел впечатляющие мореходные качества; они приобрели его вместе с запчастями, двумя лодками, моторным вельботом, байдарками и палатками. Затем Русанову пришлось быстро вернуться в Париж, чтобы купить научные инструменты, прежде чем отправиться в Санкт-Петербург для подготовки отчета о проделанной работе; затем он организовал переброску снаряжения экспедиции в Александровск на «Геркулес» , который Кучин приплыл из Норвегии. [8]

Шпицберген

[ редактировать ]
геолог Рудольф Самойлович ; он покинул экспедицию после обследования Шпицбергена, посчитав запасы Русанова недостаточными для предполагаемой зимовки в Арктике.

Экспедиция покинула Александровск 26 июня и прибыла в Беллзунд 3 июля. После первоначального сухопутного перехода протяженностью 200 км Русанов и его команда в течение следующих шести недель совершили еще 1000 км геологических походов, заявив 28 заявок на перспективные угольные месторождения. По завершении работы на Шпицбергене Русанов объявил членам экспедиции, что планирует плыть на восток, а не возвращаться в порт, и стало ясно, что он подумывает о том, чтобы воспользоваться возможностью исследовать Северный морской путь. Он, кажется, попросил добровольцев сопровождать его: Самойлович и Сватош вернулись домой через Норвегию на попутном пароходе вместе с полевыми отчетами экспедиции и научными сборниками, а также слабый здоровьем А. Попов. Русанов также отправил сообщение в Санкт-Петербург, в котором сообщил, что «программа полностью выполнена [...] иду на восток». [9]

Изменение плана не было санкционировано правительством, и степень, в которой члены экспедиции были заранее осведомлены о намерениях Русанова, неясна. В то время как студент Семенов писал родителям, что вернется со Шпицбергена самое позднее в начале октября, Василий Черемхин, один из моряков, перед отъездом из Александровска писал, что они будут плыть со «Шпицбергена на Землю Франца-Иосифа[... ] ясно, что нам придется зимовать». [9] Позже Самойлович утверждал, что перед отъездом он пытался отговорить Русанова и Кучина от зимовки, предполагая, что корабль слишком мал, а их запасы недостаточны; Кучин якобы согласился и сказал, что они «повернут назад», если им будет угрожать лед. [10]

Сам Русанов, похоже, был чрезвычайно уверен в себе, написав матери: «Мы можем прекрасно перезимовать. Мы очень хорошо снабжены [...] корабль сильный, с большим опытом работы во льдах [...] Не беспокойтесь о нас". [11] К тому времени он уже был опытным путешественником по Арктике и имел большой опыт плавания на небольших лодках вокруг Новой Земли, а Амундсен успешно пересек Северо-Западный проход в 1902–1905 годах на еще меньшем судне. Однако, учитывая неизвестные условия на востоке Карского моря, предложенный северный маршрут вокруг Новой Земли и позднее время года, план Русанова оставался крайне рискованным, возможно, безответственным предприятием. [12]

Voyage to Novaya Zemlya and loss of the expedition

[ редактировать ]
Карское море ; Намерением Русанова было обогнуть северную оконечность Новой Земли, а затем плыть на восток. Следы экспедиции были обнаружены в 1930-х годах на побережье примерно в 200 км к северо-востоку от Диксона.

Покинув Шпицберген, «Геркулес» пересек Баренцево море. Следующее сообщение Русанова датировано 31 августа н.с.; оставленный в ненецком поселке на западной оконечности пролива Маточкин Шар на Новой Земле, он был отправлен на корабле и телеграммой в Санкт-Петербург. Он заявил, что намерен обойти северную оконечность Новой Земли, а затем пойти на восток через Карское море, причем его предполагаемый маршрут - мимо острова Соединения , Новосибирских островов и острова Врангеля - возможно, сигнализирует о его намерении попытаться пройти Северо-Восточным проходом. [10] Это должно было стать последним сообщением, полученным от экспедиции, никого из участников которой больше никогда не видели. Условия Карского моря в 1912–1913 годах были необычайно суровыми, с исключительным количеством льда.

К весне 1913 года общественное беспокойство по поводу судьбы Русанова росло, особенно с учетом того, что две другие русские экспедиции в Арктику – Брусилова и Седова . в том же году пропали [13] Русское географическое общество возглавило усилия по лоббированию правительства организации спасательной операции, и к началу 1914 года Морскому министерству было приказано предпринять усилия по поиску Седова. Хотя правительство в целом неохотно вмешивалось, позже оно было распространено на Русанова и Брусилова. Учитывая неясность намерений Русанова в его последних телеграммах, никто понятия не имел, с чего начать поиски, и все три руководителя экспедиции в целом считались проявлением «невероятной безответственности». [13] В Совмине отметили, что в дальнейшем следует принять меры по защите казны от расходов на арктические спасательные миссии. [13]

Farman MF.11 Самолет Яна Нагурского , совершившего первые в истории арктические полеты в августе-сентябре 1914 года при поиске следов экспедиций Русанова, Седова и Брусилова.

Задача найти Русанова и Брусилова была поручена норвежцу Отто Свердрупу , отправившемуся в путь на китобойном судне «Эклипс» . К середине августа 1914 года Эклипс уже периодически был скован льдом в Карском море, а к сентябрю Свердруп решил перезимовать во льдах у полуострова Таймыр. Ему было приказано отказаться от поисков «Геркулеса» после установления радиосвязи с ледоколами Императорского Флота «Вайгач» и «Таймыр» , зимовавшими в 280 км севернее; Свердрупа попросили помочь в эвакуации части экипажа по суше. После успешного выполнения этой миссии он продолжил поиски Русанова следующим летом, но не нашел никаких следов «Геркулеса » или его команды. [14] Авиатор Ян Нагурский совершил первые в истории полярные полеты в августе – сентябре 1914 года с Новой Земли в очередной безуспешной попытке найти пропавшие экспедиции. [15]

Обнаружение следов экспедиции

[ редактировать ]

Вмешалась Первая мировая война, и в течение следующих двадцати лет судьба экспедиции Русанова окружала множество спекуляций и споров. Первые свидетельства были найдены в 1934 году, когда судно «Сталинец» проводило обследование юго-восточного берега Карского моря. На небольшом острове Вейзель (позже переименованном в остров Геркулеса) на островах Мона был обнаружен деревянный столб с надписью «Геркулес, 1913 год», встроенный в пирамиду из камней недалеко от береговой линии. [16] Это показало, что экспедиция успешно обошла Новую Землю в Карское море и, возможно, отметила место зимовки Русанова в 1913 году. [16]

Позже в том же году другая партия со Сталинца высадилась на островке в Шхерах Минина , на некотором расстоянии к юго-западу от островов Мона. Здесь океанограф М. Цыганюк обнаружил остатки охотничьего ножа, фотоаппарата, одежды, стреляных гильз и других предметов, в том числе бумаги члена экипажа «Геркулеса» Чухчина и часы В. Попова; неподалеку было построено грубое укрытие из коряг, уложенных на скалу. Во время последующего визита два года спустя был обнаружен блокнот с надписями Русанова; Находки позволяют предположить, что в какой-то момент в 1913 году, когда запасы были на исходе, Русанов отправил некоторых членов экспедиции, включая Попова и Чухчина, обратно на юг по суше, вероятно, к ближайшим поселениям в нижнем течении Енисея. [17]

Русаноффхусет Колесбукте , хижина, предположительно построенная командой Русанова в 1912 году в на Шпицбергене, ныне сохранившаяся как мемориальный и самостоятельный музей.

Самая спорная находка была зарегистрирована в 1949 году, когда А. С. Косой писал, что в 1947 году геодезическая партия обнаружила кости и следы стоянки на восточном берегу острова Большевик на Северной Земле . [17] Косой предположил, что они были связаны с экспедицией Русанова, подразумевая, что Геркулес успешно дошел до моря Лаптевых , прежде чем потерпел крушение, и что Русанову предположительно можно приписать открытие архипелага Северная Земля. Теория, основанная на отчете Косого, предполагает, что благодаря северо-восточным ветрам летом 1912 года экспедиция могла найти относительно свободный ото льда проход в северной части Карского моря до Северной Земли, перезимовать там в 1912 году, но затем застрять там. Группу Попова и Чухчина могли отправить обратно позже, в 1913 году, когда запасы стали иссякать, и по пути остался маркер на острове Геркулес. [10] [а] Однако несоответствия в рассказе Косого позволяют предположить, что Косой исказил или преувеличил находки, и остается очень сомнительным, достигли ли Русанов и его команда моря Лаптевых. [17]

К 1970-м годам повторное изучение более ранних записей выявило новые свидетельства с восточного берега Карского моря. Поисковая группа 1921 года, искавшая Питера Тессема и Пола Кнутсена , двоих мужчин, погибших во время экспедиции Амундсена Мод в 1919 году, пытаясь добраться до метеостанции в Диксоне по суше, обнаружила несколько старых костров на полуострове Михайлов на материковой части Таймыра, а также такие артефакты, как в качестве патронов для дробовика, монет и багора. На протяжении многих лет они были связаны с Тессемом и Кнудсеном, но более позднее сравнение записей совпало с снарядами, найденными на стоянке в Мининских шхерах, показывая, что стоянки на самом деле имели отношение к экспедиции Русанова. [18]

В последние годы экспедиция 2000 года, организованная орловской медиа-компанией, обнаружила в окрестностях горы Минина человеческие кости, которые, как было установлено, скорее всего принадлежали Александру Кучину, капитану « Геркулеса» .

Примечания

[ редактировать ]
  1. На маркере «Геркулес» также была надпись «ВП», возможно, «Василий Попов»; это может означать, что руководители экспедиции Русанов и Кучин не несут ответственности за его выход. [10]

Источники

[ редактировать ]
  • Барр, Уильям (1974). «Русанов, Геркулес и Северный морской путь». Канадские славянские документы / Revue Canadienne des Слависты . 16 (4).
  • Барр, Уильям (1983). «Последнее путешествие Питера Тессема и Пола Кнутсена, 1919» . Арктика . 36 (4). дои : 10.14430/arctic2286 .
  • Барр, Уильям (1985). «Пионеры императорской России в арктической авиации» . Арктика . 38 (3). дои : 10.14430/arctic2137 .
  • Shumilov and Shparo (1979). "Personnel of Rusanov". Vokrug Seta . 11 .
  • Veselyansky, Yuri (2019). "Ледовитоокеанская мечта Владимира Русанова" . goarctic.ru.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28bb90d54cd7c4aae95ca0505ff4b343__1704065400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/43/28bb90d54cd7c4aae95ca0505ff4b343.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rusanov expedition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)