Jump to content

Японская антарктическая экспедиция

Карта Антарктиды с указанием (красным прямоугольником) района деятельности экспедиции. Веллингтон (Новая Зеландия) и Сидней (Австралия) показаны в нижнем крае карты.

Японская антарктическая экспедиция 1910–1912 годов на корабле «Кайнан Мару » была первой такой экспедицией неевропейской страны. Оно проводилось одновременно с двумя крупными проектами в Антарктике, возглавляемыми соответственно Роальдом Амундсеном и Робертом Фальконом Скоттом , и в полярной истории его относительно не замечали. После неудачной попытки приземлиться в первом сезоне первоначальная цель японской экспедиции достичь Южного полюса была заменена менее амбициозными целями, и после более успешного второго сезона она благополучно вернулась в Японию, без травм и человеческих жертв.

детище армейского лейтенанта запаса Нобу Ширасе Экспедиция, , финансировалась из частных источников. Он покинул Японию в ноябре 1910 года и после провала первого сезона был вынужден провести зиму 1911 года в Австралии. Во второй антарктический сезон, 1911–1912 гг., он не сделал крупных научных или географических открытий, но мог претендовать на некоторые значительные достижения. К ним относятся первая высадка на побережье Земли короля Эдуарда VII , самое быстрое зарегистрированное путешествие на санях и самая восточная точка антарктического побережья на тот момент, куда достигал корабль. Кроме того, она стала лишь четвертой командой, преодолевшей отметку 80 ° ю.ш.

По возвращении Ширасе и его команду встретили как героев, но интерес быстро угас, и Ширасе был обременен экспедиционными долгами, на погашение которых ушли годы. За пределами Японии экспедицию обычно отвергали или вообще игнорировали. Лишь спустя много лет после безвестной смерти Ширасе, в 1946 году, японцы начали чтить его и его достижения. Доступность с 2011 года английского перевода рассказа Ширасе открыла историю экспедиции более широкой аудитории. Первая японская экспедиция увековечена в названиях нескольких географических объектов Антарктиды.

Планирование

[ редактировать ]
Нобу Ширасе, одетый для Антарктики

Медленный выход Японии из изоляции после падения сёгуната Токугава в 1868 году удерживал ее в значительной степени в стороне от растущего международного интереса к полярным исследованиям, который обострился в конце 19 - начале 20 веков. [1] Однако идея заинтриговала и стала частной страстью армейского офицера лейтенанта Нобу Ширасе . [2] который, вдохновленный дошедшими до него рассказами о европейских исследователях, таких как Франклин , вынашивал желание подражать своим героям и исследовать Арктику. [3] В 1893 году в порядке подготовки Ширасе присоединился к исследовательской группе островов Тисима , возглавляемой Мэйдзи Годзи. [4] Эта экспедиция обернулась катастрофой, из которой Ширасе вышел в 1895 году одним из немногих выживших, большая часть группы умерла от лишений или цинги . [5] [6] Суровый опыт этого опыта не умалил его арктических амбиций. Он мечтал покорить Северный полюс , пока в 1909 году не узнал, что два американских соперника, Фредерик Кук и Роберт Пири , каждый по отдельности заявляли, что достигли полюса. [7] Неустрашимый Ширасе изменил свои планы; Вместо этого он отправится на юг и нацелится на еще непокоренный Южный полюс . [8] [9]

Препараты

[ редактировать ]

Ширасе знал, что другие страны разрабатывают аналогичные планы, и что если у него есть хоть какая-то надежда на успех, ему придется действовать быстро. [10] В начале 1910 года он представил правительству план своих планов, заявив, что в течение трех лет поднимет японский флаг на Южном полюсе. [8] Он добавил, что его экспедиция также будет способствовать развитию науки: [8] «Силы мира высмеивают Японскую империю, говоря, что мы, японцы, — варвары, сильные и храбрые в войне, но трусливые, когда дело касается науки. Ради бусидо (чести) мы должны исправить эту прискорбную ситуацию. ". [11]

Реакция правительства была вялой; [8] он согласился на финансовый вклад и возможную аренду корабля, но в этом случае парламент не выделит средства. [12] [5] Научные общества были не заинтересованы; по их мнению, Ширасе не был ни учёным, ни учёным, и его планы, несмотря на его заявления об обратном, были ориентированы больше на приключения, чем на науку. [13] Даже Токийское географическое общество отказалось от его поддержки. [14] На фоне общественного безразличия и насмешек в прессе, [15] Судьба Ширасе изменилась, когда он заручился поддержкой графа Окума , бывшего премьер-министра, фигуры большого престижа и влияния. [16] Окума сформировал и возглавил Ассоциацию сторонников антарктических экспедиций. [14] и общественность начала вносить свой вклад, в основном в небольших количествах, из того, что Ширасе назвал «студенческим классом». [17] Ширасе также получил важную поддержку от одной из ведущих газет Японии « Асахи Симбун» . [13] Тем не менее научное сообщество оставалось в стороне, а журнал Токийского географического общества, сообщая об экспедициях других стран, полностью игнорировал японское предприятие. [18]

Экспедиционный корабль Кайнан Мару

Сотни подали заявки на участие в экспедиции, но ни у одного из них не было полярного опыта, и только один, Терутаро Такеда, имел какие-либо претензии на научное образование - он был бывшим школьным учителем, который также работал ассистентом профессора. [18] Из-за отсутствия надлежащей научной группы Ширасе пришлось свернуть свою научную программу; он сосредоточится на завоевании полюса. [14]

Среди отобранного персонала были два народа айны с дальних северных японских островов, выбранные за их навыки обращения с собаками и санями. [8] Собаки станут основным видом транспорта в Антарктике; Первоначальное предпочтение Ширасе маньчжурских пони было непрактичным, поскольку корабль экспедиции, приобретенный с помощью Окуны, был слишком мал для перевозки лошадей. [10] Этим кораблем был « Хоко Мару» , бывший служебный катер для рыбной промышленности. [5] При длине 30,48 м (100 футов) и валовой массе 204 GRT , [19] он был намного меньше других антарктических кораблей той эпохи – менее трети размера « Фалкона Скотта » Роберта Терра Нова . [8] [20] Но она была прочной, с двухслойным корпусом, обшитым железом, и дополнительной защитой форштевня. Она была оснащена как баркентина , [19] а ее парусная мощь была дополнена небольшим (18 лошадиных сил) вспомогательным двигателем. [10] По предложению адмирала Того она была переименована в Кайнан Мару , что означает «Открывающий Юг». [2] или «Южный пионер». [10] Корабль был отдан под командование опытному мореплавателю капитану Наокичи Номура. [21]

Экспедиция

[ редактировать ]

В Новую Зеландию

[ редактировать ]

Ширасе назначил датой своего отъезда 28 ноября 1910 года. [22] и объявил подробности графика, которому он планировал следовать. Экспедиция должна была подготовить запасы в Веллингтоне , Новая Зеландия, прежде чем отправиться в Антарктиду, где они разместят зимние квартиры. Затем: «15 сентября, когда зима закончится, отряд отправится к полюсу», а затем вернется на свою базу в конце февраля 1912 года. [8] На самом деле, было слишком поздно для того, чтобы этот график был жизнеспособным, но это еще не было очевидно ни Ширасе, ни его сторонникам. [22]

В день отъезда провожать экспедицию собралось большое количество людей. В своем отчете для The Geographical Journal Ивар Хамре описывает торжественное мероприятие с развевающимися флагами и флажками. [23] в то время как другие пишут о духовых оркестрах, речах и примерно 50 000 присутствующих сторонников. [20] Событие оказалось разочаровывающим; Кайнан Мару в тот день не был готов к отплытию. Когда 24 часа спустя она покинула Токио, лишь немногие присутствовали, чтобы увидеть ее отъезд – «самый мрачный вид проводов, который когда-либо угощался любому полярному исследователю», по словам Ширасе. [22] После обрезки груза в Татеяме судно наконец покинуло Японию 1 декабря. [24] перевозило 27 мужчин и 28 сибирских собак, [8] оставив после себя долг, который значительно увеличится в ходе экспедиции и обременит Ширасе на многие годы. [25] В плохую погоду Кайнан Мару с трудом двинулся на юг. [8] [24] пересечение экватора 29 декабря, [24] и прибыл в Веллингтон, пострадавший от шторма и без предупреждения, 7 февраля 1911 года. Многие собаки погибли в пути. [8] [22] Две одновременные экспедиции на Южный полюс, возглавляемые соответственно Скоттом и Амундсеном , к этому времени уже прочно обосновались на своих антарктических базах. [26] [27]

Поначалу в Веллингтоне на это неожиданное опоздание отреагировали с изумлением и подозрением. [28] Многим новозеландцам было трудно принять, что это была настоящая антарктическая экспедиция, учитывая поздний сезон, неадекватный вид судна, неподходящее оборудование и продовольствие, очевидное отсутствие карт. [8] [n 1] Хотя некоторые подозревали, что они являются частью плана Японии по расширению своего влияния на юг, [28] Газета New Zealand Times высмеяла команду, назвав ее «гориллами, плывущими на жалком китобойном судне». [29] замечание, которое глубоко обидело Ширасе. [28]

В течение нескольких дней, проведенных в порту, команда прочесала город в поисках источников, которые могли бы предоставить им информацию о ледовой обстановке южнее. [28] В частности, они искали актуальные графики; все, что у них было для навигации за пределами 60°ю.ш., — это небольшая фотокопия адмиралтейской карты, отмечающей Эрнеста Шеклтона маршрут в Нимроде в 1907 году . [8] К тому времени, когда они были готовы уйти, они заслужили некоторое уважение новозеландской публики; Газета Lyttelton Times сочувственно предложила «последнюю удачу маленькой отважной группе исследователей с Дальнего Востока». [28] Крайстчерч считала , Пресс что у них «все идет хорошо, даже несмотря на их решимость и смелость». [8]

Первый антарктический сезон

[ редактировать ]

Покинув Веллингтон 11 февраля, Кайнан Мару вскоре столкнулся с бурным морем, волны которого были одними из самых больших, с которыми капитан Намора когда-либо сталкивался. [8] К 17 февраля, в более спокойную погоду, команда поймала своего первого пингвина, который вызвал большой интерес: «Он ходил прямо, выглядя на весь мир как джентльмен в пальто». [30] 26 февраля был замечен первый айсберг. [30] после чего корабль был окружен льдами всех видов, от рыхлого камня до огромных айсбергов. 1 марта на небе появилось яркое сияние . [31] [30]

Лед в море Росса (маленькие черные объекты — тюлени)

6 марта экипаж увидел далекую землю примерно в 65 км (40 милях) к юго-востоку — вершины Адмиралтейского хребта на Земле Виктории . [30] [31] По мере их приближения ожидания высадки росли; [30] 8 марта Кайнан Мару стоял у Дорсет-Пойнт, но ледовые условия не позволили приблизиться к берегу. [31] Корабль поплыл дальше, мимо островов Владения и к острову Коулман , где ледовые условия были еще хуже. [31] [32] К их еще большему дискомфорту, близость к Южному магнитному полюсу вызывала сильные возмущения стрелки компаса. [31] [30]

Последствия их позднего отъезда теперь стали очевидны; с наступлением зимы море вокруг них начало замерзать. Лед «принял форму маленьких листьев лотоса, которые... постепенно растеклись по морю, покрыв всю поверхность». [30] Маленькие листья превратились в большие диски диаметром четыре метра, через которые Кайнан Мару попытался пробить проход: «Хруст и треск каждый раз, когда мы протыкали льдина, были совсем неприятными». [33] 12 марта, когда корабль находился на координатах 74°16’ ю.ш., 172°7’ в.д., его остановил тяжелый лед. [31] Они не могли идти дальше на юг и рисковали оказаться в ловушке, зимуя во льдах, и маловероятно, что корабль выживет. [34] В сложных и опасных условиях умелое мореплавание Номуры повернуло корабль на север, и они смогли уйти от опасности. [31] [35] Кайнан Мару теперь собирался отправиться в Сидней , Австралия, чтобы переждать южную зиму и подготовиться ко второму сезону. [36] Из 28 собак, покинувших Японию, только 12 добрались до Новой Зеландии живыми, а когда они отправились в Сидней, осталась только одна из них; плохие условия в сочетании с заражением ленточными червями оказались фатальными для остальных. [37] Пережив еще один очень трудный переход, корабль 1 мая достиг австралийского порта. [35] [29]

Зима в Сиднее

[ редактировать ]
Залив Петрушка, гавань Сиднея, начало 20 века.

Первый прием в Сиднее был прохладным, даже враждебным. [38] Напряженность возросла после недавних военных побед Японии в России и Китае, и, как и в Новой Зеландии, существовали серьезные подозрения относительно истинной цели партии. [39] Одна газета потребовала их немедленной высылки и раскритиковала «вялость» правительства, не предпринявшего немедленных действий. [40] Однако Ширасе и его группа нашли поддержку у богатого жителя эксклюзивного пригорода Воклюз , который позволил им разбить лагерь на углу его земли в заливе Петрушка. [32] [41] Тем временем Кайнан Мару был доставлен в док Джубили, где он будет ждать ремонта и переоборудования. [42] Номура и другой участник экспедиции, Кейичи Тада, вернулись в Японию, чтобы сообщить о ситуации и найти дополнительное финансирование для новой попытки в следующем сезоне. [43] [41]

Экспедиция нашла еще одного влиятельного сторонника в лице Таннатта Эджворта Дэвида , профессора геологии Сиднейского университета . [17] Дэвид был в Антарктике вместе с Шеклтоном и был одним из трех человек, открывших местоположение Южного магнитного полюса . [8] Он считал японскую экспедицию настоящей — только их позднее начало, как он утверждал, вынудило их искать убежища в Австралии. Дэвид подружился с Ширасе, с которым поделился своими знаниями и опытом работы в условиях Антарктики. Он выступал в качестве связующего звена между экспедицией и местными властями и бизнесом, и благодаря его пропаганде отношение австралийцев к посетителям улучшилось. [32] [44]

Эджворт Дэвид

В заливе Петрушка, когда первые подозрения улетучились, [44] большое количество посетителей приходило посмотреть на лагерь и сфотографироваться с Ширасе и другими членами команды. [45] Член экспедиции описал лагерь в идиллических терминах: «Окруженный густыми, заросшими старыми деревьями... гуава, бутылочная щетка, вечнозеленый дуб и сосна... Стоя на возвышении за лагерем, вы можете посмотреть на склон холма или повернуть смотреть на море внизу... как на ожившую пейзажную картину». [44] 22 июня лагерь был украшен флагами в честь коронации короля Георга V , а посетителей развлекали выставками традиционных боевых искусств. [44] Тем не менее жизнь в долгие зимние месяцы в целом была скромной и однообразной. [43] «Почти нищая жизнь», - писал позже Ширасе. [41]

После успешного запроса о дальнейшем финансировании Номура и Тада вернулись в Сидней в октябре с деньгами, провизией и свежим запасом собак. Они также привели двух новых членов экспедиции, ученого и кинооператора, заменив первоначальных участников, которые отказались от участия по болезни. [46] Теперь Ширасе пересмотрел цели своей экспедиции; Скотт и Амундсен, о которых пока не было прямых новостей, были, по его мнению, слишком далеко впереди него, чтобы его цель покорения Южного полюса была осуществимой. Вместо этого, решил он, японская экспедиция сосредоточится на более скромных целях в области науки, изысканий и исследований Земли короля Эдуарда VII . [47]

Когда ремонт корабля был завершен и экспедиция была готова отправиться в путь, Ширасе и его офицеры написали Дэвиду, поблагодарив его за всю оказанную им помощь: «Вы были достаточно любезны, чтобы поставить печать своей великолепной репутации на наших добросовестных людях и относитесь к нам как к братьям в области науки... Какова бы ни была судьба нашего предприятия, мы вас никогда не забудем». [48] Незадолго до их отъезда, в качестве еще одного знака своего уважения, Ширасе подарил Дэвиду свой самурайский меч 17-го века , действительно редкий подарок для неяпонца. [44] [49] 19 ноября 1911 года Кайнан Мару отплыл из гавани, где, в отличие от настроения по прибытии, их провожали толпы доброжелателей, «аплодировавших и размахивающих в воздухе белыми носовыми платками и черными шляпами». [40] Эджворт Дэвид и другие сторонники сопровождали их на небольшом расстоянии до Шарк-Айленда . [50]

Второй антарктический сезон

[ редактировать ]
Входное отверстие на краю Большого ледяного барьера.

Кайнан Мару покинул Сидней в хорошую погоду и добился хороших успехов на юге. Отпраздновав Новый год в традиционной японской манере, [51] 4 января 1912 года экспедиция достигла острова Коулман, что стало поворотным моментом предыдущего сезона. Море Росса было открыто, и Кайнан Мару стремительно двинулся на юг. [52] так что 10 января они впервые увидели Большой Ледяной Барьер . [n 2] Появившись сначала как слабая линия на горизонте, [55] [56] по мере того, как они приближались, она принимала, как позже писал Ширасе, вид «гигантской белой змеи в покое». [57] На следующий день, недалеко от края Барьера, они повернули на восток, чтобы найти вероятное место высадки в окрестностях Земли Короля Эдуарда VII. [57] Когда они плыли за пределы Китового залива , корабль подвергся нападению со стороны косаток , которые вскоре отступили, когда осознали природу своей преследуемой добычи, но не раньше, чем они вызвали серьезную тревогу у глубоко религиозных айнов, которые горячо молились. на протяжении всей атаки. [58]

16 января на координатах 78°17’ ю.ш. и 161°50’ з.д. Кайнан Мару наткнулся на небольшую бухту на краю Барьера, которая, по-видимому, представляла собой подходящее место для приземления. [57] Передовой отряд поднялся на Барьер, чтобы осмотреть поверхность и оценить ее пригодность для путешествия. Они сообщили, что местность полна трещин , некоторые из которых покрыты льдом и снегом, и что путешествие по поверхности на любое расстояние будет практически невозможным. [59] Назвав залив Кайнан , они отплыли. [60]

Китовый залив

Теперь Ширасе решил разделить экспедицию на две части. Одна группа высадится в Китовой бухте и сформирует «Быстрый патруль», который вместе с собаками совершит южный марш через Барьер. Тем временем Кайнан Мару отвезет вторую группу на Землю короля Эдуарда VII, где она приземлится и исследует ее. [60] Приняв решение, корабль повернул на запад, в сторону Китового залива; приблизившись, они, к своему удивлению, обнаружили, что там находится еще один корабль. После первоначальных предположений о пиратах, подойдя ближе, они увидели, что корабль ходит под норвежским флагом, и поняли, что это корабль Амундсена « Фрам» . [61] [62] Во внутренней части залива образовался толстый морской лед, поэтому Кайнан Мару не мог приблизиться к краю Барьера и был вынужден причалить ко льду на некотором расстоянии. [63]

17 января два офицера «Фрама» , Торвальд Нильсен и Кристиан Преструд , нанесли краткий визит японскому кораблю. Общение оказалось трудным, хотя норвежцев приняли гостеприимно, с вином и сигарами. Ширасе, видимо, ушел спать и не встретился с этими посетителями. [64]

Даш патруль

[ редактировать ]

19 января, когда условия морского льда изменились, Кайнан Мару был поднесен близко к краю Барьера, и начался процесс высадки береговой группы. [65] Это оказалось трудным и опасным: прорубили ледяную тропу через крутой склон к вершине Барьера, чтобы можно было перебросить людей, собак, провизию и оборудование. [66] Пока продолжалась посадка, Номура посетил «Фрам» и был очень впечатлен увиденным. [67] Норвежцы были менее лестны в своих наблюдениях за японской экспедицией, отмечая, в частности, варварские способы захвата и уничтожения диких животных. [68]

«Мы видели безграничную равнину белого льда, уходящую в бесконечность, встречающуюся с голубым небом и продолжающуюся за ее пределами. Хотя мы могли чувствовать множество тайн, скрытых в ее глубинах, не было видно ни тени. Солнце отражалось от белого снега. с ослепительной яркостью, и всех нас поразило до самого сердца чувство трепета».

- Нобу Ширасе [1913], Нанкёкуки (2007), стр. 83.

После завершения разгрузки Кайнан Мару отправился на Землю короля Эдуарда VII , оставив на Барьере семь человек. [69] Двое останутся в базовом лагере для проведения метеорологических наблюдений, а рывковый патруль из пяти человек двинулся на юг; этими пятерыми мужчинами были Ширасе, Такеда, Миисё и два погонщика собак-айнов. [70] Целью патруля было пройти как можно дальше на юг за ограниченное время по неисследованной местности. Таким образом, вместо того, чтобы двигаться прямо на юг, что поставило бы их на след Амундсена, они выбрали юго-восточный маршрут. [71]

Одетый в неподходящую одежду и обувь и не имеющий опыта полярных путешествий, [72] Dash Patrol выступил в полдень 20 января. Они столкнулись с суровой погодой и были остановлены всего через 13 километров (8,1 мили). [73] На следующий день из-за непогоды они оказались заперты в своих палатках. [74] Возобновив работу 22 января, в течение следующих нескольких дней они боролись с сильным ветром и метелями, а температура упала до -25 ° C (-13 ° F). Некоторые собаки выпали, хромые или обмороженные. [74]

К 28 января они подсчитали, что преодолели 250 километров (160 миль) и что их положение составляет 80°5' ю.ш., 156°37' з.д. Здесь они закопали канистру с именами группы и подняли Японский флаг. Окружающая равнина была названа Ширасе Ямато Юкихара («Японская снежная равнина»). После короткой церемонии и приветствия императору отряд отправился обратно на базу. [75] Погодные условия теперь стали гораздо более благоприятными, и они преодолели расстояние за три дня, возможно, это было самое быстрое путешествие на полярных санях того времени. [76] Прибыв в свой базовый лагерь 31 января, они оправились от перенапряжения, проспав 36 часов. [77] [n 3]

Земля короля Эдуарда VII

[ редактировать ]
Карта, показывающая береговую линию Земли короля Эдуарда VII

Покинув отряд Ширасе, Кайнан Мару поплыл на восток и прибыл 23 января у побережья Земли короля Эдуарда VII в заливе Биско на координатах 76°56’ ю.ш., 155°55’ з.д. [72] [79] [n 4] Два сухопутных отряда высадились, чтобы исследовать то, что, по их мнению, было девственной территорией, не подозревая, что группа экспедиции Амундсена во главе с Преструдом вошла на эту землю через Барьер в прошлом году. [8] [81] Однако японцы первыми совершили успешную высадку на Землю короля Эдуарда VII с моря. [82]

Обе группы пересекли морской лед и поднялись на ледяную стену, окружающую побережье. Одна группа, возглавляемая Томодзи Цучия, направилась на юг, но вскоре была остановлена ​​непроходимым льдом. [79] Другая группа из трех человек (Нисикава, Ватанабэ и кинооператор Тайдзуми) лучше продвинулась к Александрийским горам . [83] [81] который Скотт наблюдал с моря в 1902 году и назвал в честь британской королевы . [84] [85] Трое мужчин достигли подножия этого хребта, но затем были остановлены непреодолимой расселиной. [86] Они установили табличку, фиксирующую их присутствие, [82] [83] и после некоторого дальнейшего исследования местности и сбора образцов горных пород, [87] вернулся на корабль. [88]

Затем Кайнан Мару поплыл дальше на восток, пытаясь пройти самую восточную долготу, 152 ° з.д., зафиксированную «Дискавери» Скотта . Они достигли 151°20' з.д., [88] таким образом, превысив отметку Скотта на расстояние, рассчитанное как 17,3 км (11 миль). [89] На обратном пути в Китовую бухту они остановились в небольшой бухте, которую назвали бухтой Окума в честь покровителя экспедиции. [88] [90] 1 февраля они прибыли в Китовую бухту, но ледовая обстановка в течение двух дней не позволяла им начать посадку группы Ширасе. Ухудшение погоды сделало эту операцию трудным и поспешным процессом, в результате чего многое осталось позади, в том числе, к большому огорчению людей, все собаки. [91] [89] Ширасе вспоминал этих брошенных собак в своих ежедневных молитвах до конца своей жизни. [92] Кайнан Мару - Лучшее из Кайнан Мару [78] [91]

Возвращаться

[ редактировать ]

По пути домой Ширасе намеревался высадиться на острове Коулман, но погода была плохая, и от этой идеи пришлось отказаться. Кайнан Мару прибыл в Веллингтон 23 марта, где Ширасе и небольшая группа покинули корабль, чтобы отправиться домой на более быстром пароходе, чтобы подготовиться к возвращению экспедиции. [89] Взяв свежий уголь и провизию, Кайнан Мару 2 апреля покинул Веллингтон и 19 июня прибыл в Иокогаму. На следующий день, 20 июня 1912 года, после путешествия длиной почти 50 000 км (31 000 миль), [72] она вошла в гавань Токио и была встречена бурным приемом. [93]

Оценка и последствия

[ редактировать ]

Достижения

[ редактировать ]

Несмотря на отсутствие опыта и непригодность корабля, [72] экспедиция убедительно продемонстрировала, что японцы могут организовать антарктическую экспедицию. [76] Погибших и серьезных травм среди персонала не было – все благополучно вернулись домой. [8] [20] Хамре хвалит мореплавание Номуры как достойное сравнения с мастерством великих мореплавателей. [91]

Хотя его часто рассматривают как сноску к одновременным экспедициям Амундсена и Скотта, [72] [94] японская сторона добилась нескольких заметных отличий. Они были первой неевропейской командой, исследовавшей Антарктику; [8] они совершили первую высадку с моря на Землю короля Эдуарда VII, где и Скотт (1902 г.), и Шеклтон (1908 г.) потерпели неудачу. Кайнан Мару был доставлен дальше на восток вдоль побережья, чем любой предыдущий корабль; Dash Patrol ехал на санях быстрее, чем кто-либо прежде, и на тот момент стал лишь четвертой командой, преодолевшей угол 80 ° ю.ш. [20] Научные данные, доставленные экспедицией, включали важную информацию о геологии Земли короля Эдуарда VII, а также о ледовых и погодных условиях в Китовом заливе. [95]

По возвращении экспедиция устроила парад героев по Токио. Ширасе был принят императорской семьей и широко чествован. [92] Но эта слава оказалась недолгой; через шесть недель после триумфального возвращения император Мэйдзи умер, и общественный интерес к экспедиции угас. Ширасе оказался обременён значительными экспедиционными долгами, причем без вмешательства правительства. [96] Он надеялся получить значительные средства от продажи своего отчета об экспедиции, но обнаружил, что в быстро меняющейся Японии вкус к приключенческим историям типа «Boys Own» уменьшился – он стал, как выразилась Стефани Пейн, в ее отчете New Scientist «не тот герой». [8] Документальный фильм, созданный на основе кадров Тайдзуми, имел коммерческий успех, но это не принесло пользы Ширасе, который продал права кинокомпании. [97]

В более широком мире экспедиция не привлекла особого внимания, ее затмили драмы вокруг Амундсена и Скотта, а также потому, что единственные доступные отчеты были на японском языке, языке, который мало понимают за пределами Японии. В Великобритании Королевского географического общества секретарь Джон Скотт Келти не хотел даже признавать японскую экспедицию, и в течение многих лет в журнале Общества не появлялось никаких сообщений о ней. Бывший президент RGS Клементс Маркхэм вообще проигнорировал экспедицию в своей истории полярных исследований «Земли тишины» . [98] Первый существенный отчет на английском языке, сделанный Иваром Хамре в «Географическом журнале» , появился только в 1933 году. [76] [94]

Последствия

[ редактировать ]
Могила Нобу Ширасе

Большую часть оставшейся жизни Ширасе посвятил погашению долгов экспедиции. Он продал свой дом в Токио и переехал на Курильские острова, где заработал деньги благодаря бизнесу по производству лисьего меха. К 1935 году последние суммы задолженности были наконец выплачены. [96] К тому времени Ширасе получил запоздалое общественное признание; в 1933 году он стал почетным президентом недавно созданного Японского института полярных исследований. [96] Он умер в относительной безвестности в 1946 году. [8]

Интерес Японии к антарктическим исследованиям возродился в 1956 году, когда была организована первая японская антарктическая исследовательская экспедиция . [99] С тех пор JARE остается активным; его нынешнее исследовательское судно называется Shirase . [94] В 1981 году в родном городе Ширасе, Никахо , в его память воздвигли статую, а в 1990 году открыли музей, посвящённый его экспедиции. [100] В 2011 году, чтобы отметить столетие экспедиции, Ассоциация сторонников экспедиции Сирасе опубликовала полный английский перевод Лары Дагнелл и Хилари Сибата оригинального отчета об экспедиции ( Нанкёкуки Танкен ) 1913 года. [101]

Несколько антарктических достопримечательностей отсылают к Ширасе или экспедиции: Берег Ширасе , [102] ледник Ширасе , [103] а также залив Окума и залив Кайнан. Само судно «Кайнан Мару » было продано обратно своим прежним владельцам и возобновило свою рыболовную деятельность; его дальнейшая история неизвестна. [96] [72]

В 1979 году Мэри Эджворт Дэвид подарила самурайский меч своего отца Австралийскому музею, где он вызывает интерес у многих японских посетителей. [44] В 2002 году в бухте Петрушка была установлена ​​мемориальная доска в ознаменование 90-летия пребывания там японской экспедиции. Надпись описывает мемориальную доску как «символ вечной дружбы между обеими странами». [104]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сани японской стороны описывались как «игрушечные вещи», сделанные из бамбука и дерева. Их рацион, в основном рис, сливовые соленые огурцы, консервированные бобы и сушеные каракатицы, не имел никакого сходства с обычными антарктическими высокоэнергетическими блюдами, такими как пеммикан . [8]
  2. Большой ледяной барьер, или Барьер, был открыт в 1841 году Джеймсом Кларком Россом . Это название использовалось до 1953 года, когда его переименовали в Шельфовый ледник Росса. В статье сохранено название, использовавшееся в 1911–1912 гг. [53] [54]
  3. Название «Ямато Юкихара» было официально принято Японским комитетом по географическим названиям Антарктики в 2012 году. [78]
  4. ^ Название этого места «Биско-Бей» не встречается на современных картах. Похоже, что этот район был включен в залив Сульцбергер , названный Ричардом Э. Бердом во время его антарктической экспедиции 1928–30 годов. [80]
  1. ^ Боль 20 декабря 2011 г .; Брайан 2011 , с. 244; Хамре 1933 , с. 411
  2. ^ Jump up to: а б Хаммер 1933 , стр. 411.
  3. ^ Терни 2012 , с. 144; Боль 20 декабря 2011 г .; Барр 2013 , стр. 301–302.
  4. ^ Масакане 2012: Биография Ширасе .
  5. ^ Jump up to: а б с Барр 2013 , с. 302.
  6. ^ Терни 2012 , стр. 145–146.
  7. ^ Терни 2012 , стр. 69–70.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Боль 20 декабря 2011 г.
  9. ^ Терни 2012 , с. 143.
  10. ^ Jump up to: а б с д Терни 2012 , с. 149.
  11. ^ Терни 2012 , с. 146.
  12. ^ Терни 2012 , стр. 146–147.
  13. ^ Jump up to: а б Лауниус и др. 2010 , с. 127
  14. ^ Jump up to: а б с Терни 2012 , с. 147.
  15. ^ Хаммер 1933 , стр. 411; Боль 20 декабря 2011 г.
  16. ^ Боль 20 декабря 2011 г .; Южный полюс.com ; Терни 2012 , с. 147
  17. ^ Jump up to: а б Флорек 2013 .
  18. ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 148.
  19. ^ Jump up to: а б Брайан 2011 , стр. 244–245.
  20. ^ Jump up to: а б с д Ширасе: СПИ 2012 .
  21. ^ Хаммер 1933 , стр. 412–413.
  22. ^ Jump up to: а б с д Терни 2012 , с. 150.
  23. ^ Хаммер 1933 , стр. 411–412.
  24. ^ Jump up to: а б с Хаммер 1933 , стр. 412.
  25. ^ Барр 2013 , с. 303.
  26. ^ Брайан 2011 , с. 240.
  27. ^ Амундсен 1912 , стр. 169 Том I.
  28. ^ Jump up to: а б с д и Терни 2012 , с. 151.
  29. ^ Jump up to: а б Брайан 2011 , с. 245.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г Терни 2012 , с. 152.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хаммер 1933 , стр. 413.
  32. ^ Jump up to: а б с South-pole.com .
  33. ^ Терни 2012 , стр. 152–153.
  34. ^ Хамре 1933 , с. 413; Терни 2012 , с. 152; Боль 20 декабря 2011 г.
  35. ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 153.
  36. ^ Хамре 1933 , с. 413; Терни 2012 , с. 153; Боль 20 декабря 2011 г.
  37. ^ Барр 2013 , с. 304.
  38. ^ Хаммер 1933 , стр. 414; Терни 2012 , стр. 153; южный полюс.com
  39. ^ Австралийский музей ; Стром, 25 марта 2016 г .; Боль 20 декабря 2011 г.
  40. ^ Jump up to: а б Стром, 25 марта 2016 г.
  41. ^ Jump up to: а б с Терни 2012 , с. 154.
  42. ^ Саммерсон 2015 , с. 38.
  43. ^ Jump up to: а б Хаммер 1933 , стр. 414.
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж Австралийский музей .
  45. ^ Терни 2012 , с. 155.
  46. ^ Терни 2012 , стр. 155–156; Хамре 1933 , с. 414; Саммерсон 2015 , с. 38
  47. ^ Терни 2012 , с. 156; Хамре 1933 , с. 414; Брайан 2011 , стр. 245–246.
  48. ^ Терни 2012 , стр. 157–158.
  49. ^ Терни 2012 , стр. 158–159.
  50. ^ Хаммер 1933 , стр. 415.
  51. ^ Хаммер 1933 , стр. 415–416.
  52. ^ Терни 2012 , с. 160.
  53. ^ Альбертс 1981 , с. 725.
  54. Арлидж, 11 февраля 2018 г.
  55. ^ Ширасе 2007 , стр. 74.
  56. ^ Терни 2012 , с. 161.
  57. ^ Jump up to: а б с Ширасе 2007 , стр. 75.
  58. ^ Хаммер 1933 , стр. 416.
  59. ^ Ширасе 2007 , стр. 76–78; Хаммер 1933 , с. 417; Терни 2012 , с. 162
  60. ^ Jump up to: а б Ширасе 2007 , стр. 78.
  61. ^ Ширасе 2007 , стр. 78–79.
  62. ^ Хаммер 1933 , стр. 417.
  63. ^ Ширасе 2007 , стр. 79.
  64. ^ Амундсен 1912 , с. 272, Том. II.
  65. ^ Хаммер 1933 , стр. 417–418.
  66. ^ Терни 2012 , стр. 163; Хаммер 1933 , стр. 417.
  67. ^ Барр 2013 , стр. 305; Хаммер 1933 , стр. 418.
  68. ^ Барр 2013 , с. 305; Амундсен 1912 , стр. 100–100. 348–349, т. 348–349. Я..
  69. ^ Терни 2012 , с. 163.
  70. ^ Хаммер 1933 , стр. 418.
  71. ^ Терни 2012 , с. 164.
  72. ^ Jump up to: а б с д и ж Брайан 2011 , с. 246.
  73. ^ Хаммер 1933 , стр. 418; Терни 2012 , стр. 164.
  74. ^ Jump up to: а б Хаммер 1933 , стр. 419.
  75. ^ Терни 2012 , с. 165; Хамре 1933 , с. 420; Барр 2013 , с. 306.
  76. ^ Jump up to: а б с Барр 2013 , с. 300.
  77. ^ Терни 2012 , стр. 165; Хаммер 1933 , стр. 420.
  78. ^ Jump up to: а б Барр 2013 , с. 307.
  79. ^ Jump up to: а б Хаммер 1933 , стр. 420.
  80. ^ Альбертс 1981 , стр. 78, 829.
  81. ^ Jump up to: а б Барр 2013 , с. 306.
  82. ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 165.
  83. ^ Jump up to: а б Хаммер 1933 , стр. 421.
  84. ^ Альбертс 1981 , стр. 11–12.
  85. ^ Геологическая служба США .
  86. ^ Терни 2012 , с. 165; Хамре 1933 , с. 421; Саммерсон 2015 , с. 39
  87. ^ Терни 2012 , с. 168.
  88. ^ Jump up to: а б с Хаммер 1933 , стр. 422.
  89. ^ Jump up to: а б с Саммерсон 2015 , с. 39.
  90. ^ Терни 2012 , с. 167.
  91. ^ Jump up to: а б с Хаммер 1933 , стр. 423.
  92. ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 169.
  93. ^ Хамре 1933 , с. 423; Терни 2012 , с. 169; Барр 2013 , с. 307
  94. ^ Jump up to: а б с Антарктическая логистика .
  95. ^ Терни 2012 , стр. 171–172.
  96. ^ Jump up to: а б с д Терни 2012 , с. 173.
  97. ^ Терни 2012 , с. 170.
  98. ^ Терни 2012 , с. 174.
  99. ^ Национальный институт полярных исследований .
  100. ^ Терни 2012 , с. 175.
  101. ^ Барр 2013 , с. 300; Ширасе: SPRI 2012 ; Саммерсон 2015 , с. 37
  102. ^ Альбертс 1981 , с. 769.
  103. ^ Альбертс 1981 , стр. 769–770.
  104. ^ Мемориальная доска .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7366a6ac1afbfa7dccd2958ad4f57471__1714176660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/71/7366a6ac1afbfa7dccd2958ad4f57471.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese Antarctic Expedition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)