Йорис Каролус
Йорис Каролус ( ок. 1566 – ок. 1636 ) был голландским картографом и исследователем , работавшим в Нордше Компани и Голландской Ост-Индской компании . [1]
Карьера
[ редактировать ]Карол, по-видимому, был уроженцем Энхуизена . После того, как он потерял ногу при осаде Остенде (1601–04), он обратился к искусству мореплавания и стал лоцманом ( Штирман ). В 1614 году он был пилотом корабля Enkhuizen den Orangienboom («Апельсиновое дерево») под командованием Якоба де Гувенара, одного из двух кораблей, отправленных китобойной компанией Noordsche Compagnie в путешествие открытий. что достиг 83° северной широты, но это было бы невозможно, учитывая ледовые условия, описанные Робертом Фотерби , который также совершал исследовательское путешествие на корабле «Томазин» , посланном конкурирующей Московской компанией Англии Карол утверждал , . По словам Фотерби, который 6/16 июля видел голландские корабли, отплывавшие от острова Амстердам , «готовые к первой возможности открытия», а 9/19 августа «два голландских корабля, назначенных для северных открытий, были видел со стороны Фэйр-Хейвена, говоря на юг» — лед был сложен вдоль северного побережья Шпицбергена. Даже на мелководьях англичане могли зайти на север лишь на Кастлинс-Пойнт (современный Грохукен, 79°48' с.ш.).
В том же путешествии Карол наткнулся на остров Ян-Майен , который, возможно, был открыт ранее в том же году голландцем Фоппом Герритцем, плывшим на китобойном судне, посланном англичанином Джоном Кларком из Дюнкерка . [2] [3] Каролус назвал его в честь себя: мистер Йорис Эйландт . Он также назвал бухту Говэнарс (название было перенесено в Гувенаэрбоэн ) в честь капитана своего корабля и мыс Ян Мейс Хек . Последнее имя в честь Яна Якобса. Мэй , капитан другого корабля, отправленного на открытие, де Гуда Кат («Золотой кот») из Амстердама , позже (1620 г.) был применен к острову в целом, дав ему имя, которое он сохраняет по сей день.
После своей экспедиции 1614 года на Шпицберген Карол составил карту островов. На карте отмечены различные объекты, в том числе Генералс-Хук ( Южный мыс ), Белл-Саунд ( Беллсунд ), Грин-Харберг ( Грён-фьорд ), Мари-маг. бухта ( Магдален-фьорд ), Голландская бухта или Фир-Хейвен ( Фэрхейвен ), и де Реус («Гигант», Расколотая скала), среди прочего.
На карте также показано, что может быть острова Эдж южным побережьем . Карол показал, что береговая линия раскололась на две части: Онбекенде Куст («Неизвестный берег») на западе и Морфин (развращение Мацына , часть Новой Земли ) на востоке. Острова показаны у берега Морфина . Мартин Конвей утверждал в 1901 году, что карта Карола указывает на то, что он обнаружил остров Эдж; но, как указывает Вилдер, Конвей не знал о карте (выгравированной в 1612 году) голландского картографа Петруса Планциуса , на которой была изображена береговая линия к востоку от Шпицбергена. Береговая линия с изрезанными островами получила название Герритс Эйлант . Вилдер полагал, что это первая запись южного побережья острова Эдж, хотя на самом деле и эта береговая линия была всего лишь скопирована с более ранней карты, которая просто показывала смутную массу, которая должна была представлять Шпицберген.
Эдвард Хивуд, написав в ответ на заявление Конвея о том, что Кэрол был первым первооткрывателем Эдж-Айленда, написал «Переписку», опровергающую его утверждение. Карол, который никогда не заявлял об открытии упомянутого острова (что противоречит его обычным хвастливым заявлениям об открытии), показывает Морфина (или Марфина , который, по словам Конвея, представлял остров Эдж) примерно на 18° дальше к востоку (относительно материка). ), в то время как Онбекенде Каст , который, как предполагается, представляет Квалпинтен (который Хивуд задавался вопросом, почему Каролус должен называть землю, которую он якобы обнаружил, «неизвестной»?), увеличивает долготу острова до 30° вместо ее фактических 4°. ° долготы. Хивуд утверждает, что Карол, возможно, лишь скопировал обе береговые линии с более ранних карт — в частности, Онбекенде Каст может соответствовать земле (без названия), расположенной между Шпицбергеном и Матсыном на голландской карте 1611 года.
В следующем, 1615 году, Карол был отправлен Северной компанией в путешествие в район пролива Дэвиса . Пройдя через пролив, он якобы достиг невозможной широты 80° северной широты. Результаты этого путешествия были представлены на (ныне утерянной) карте Генеральным штатам и упомянуты в резолюции от 26 ноября 1615 года. Карол позже (см. ниже) ) описал Баффинов залив в опубликованной им книге, заявив, что он простирается до 79° северной широты и окружен сушей.
В 1617 году Карол снова был отправлен в путешествие по открытиям палат Делфта , Хорна и Энкхейзена Нордше Компаньи . Он утверждал, что открыл два острова: Новую Голландию , между 60° и 63° северной широты, и остров Опдамс , на 66° северной широты и в двадцати голландских милях к востоку от Исландии . Оба острова были изображены на карте, которую Карол предоставил Северной компании , которая обратилась к Генеральным штатам с просьбой о монополии на права китобойного промысла на островах (которая была предоставлена 28 октября 1617 года).
«Когда в конце концов его годы и растущая слабость помешали ему путешествовать, он поселился в Амстердаме в качестве преподавателя мореплавания и опубликовал книгу с картами и указаниями для плавания, ныне очень редкую, под названием Het Nieuw Vermeerde Licht, ghenaemt de Sleutel van't Tresoor, Spiegel, Gesicht, en de vierighe Colon des Grooten Zeevaerts Это более четкое и подробное описание Востока, Запада, Юга и Северного судоходства, снабженное всеми необходимыми совершенными и ясными картами перевалов и расположением стран. , Гавань, мысы и реки, обзор засух, земель, скал и отмелей, 800 из них в милях, градусах и диапазонах компаса окрестностей, писатель Каэрт из великого и Клейна Зеварта в пределах знаменитого города. Купштадт-Амстелдам — Амстелдам 1634.» Эту работу копировали многие последующие авторы, многие из которых претендовали на нее как на свою собственную.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Художник Гюнтер. (2005). Мистер. Йорис Каролус (ок. 1566 – ок. 1636) «Stierman ende caertschryver tot Enchuysen», в: Даалдер, Р.; Луомейер, Ф.Р. и др. (ред.) (2005). Устойчивый курс: пять столетий мореплавания , Залтбоммель, Нидерланды. ISBN 90-5994-108-X ; стр. 46–59 (голландский)
- ^ Холланд, Клайв (1994). Исследование и освоение Арктики, c. 500 г. до н.э. по 1915 г.: энциклопедия . Нью-Йорк: Гарленд.
- ^ Харт, С. Первые голландские китобойные рейсы (1957), с. 50. Харт говорит, что это произошло в 1613 году.
- Гюнтер Шильдер (1984) Развитие и достижения голландской северной и арктической картографии в шестнадцатом и семнадцатом веках , в Arctic Vol. 37, № 4, декабрь 1984 г.
- Конвей, Мартин (июнь 1901 г.). «Йорис Каролус, первооткрыватель острова Эдж» . Географический журнал . 17 (6): 623–632. дои : 10.2307/1775214 . JSTOR 1775214 .
- Конвей, Уильям Мартин (1906). Ничья земля: история Шпицбергена от его открытия в 1596 году до начала научного исследования страны . Кембридж, Университетское издательство.
- Хивуд, Эдвард (июль 1906 г.). «Переписка — Йорис Каролус и Эдж-Айленд» . Географический журнал . 28 (2): 189–190. дои : 10.2307/1776105 . JSTOR 1776105 . Проверено 21 ноября 2009 г.
- Голландские исследователи 17 века
- 1560-е годы рождения
- Смерти 1630-х годов
- Голландские картографы
- Голландцы во время Восьмидесятилетней войны (Соединенные провинции)
- Голландские полярники
- Исследователи Шпицбергена
- Исследователи Арктики
- История Арктики
- Люди из Энхуйзена
- Моряки на кораблях Голландской Ост-Индской компании
- Китобойный промысел в Нидерландах