Jump to content

Военный корабль США «Наутилус» (SSN-571)

Координаты : 41 ° 23'14 "N 72 ° 05'18" W  /  41,38722 ° N 72,08833 ° W  / 41,38722; -72.08833

Списанный военный корабль США « Наутилус» направляется домой 8 мая 2002 года после консервации подразделением электролодок .
Обзор класса
Строители Общая динамика
Операторы  ВМС США
Предшественник Тан Класс
Преемник Военный корабль США « Сивулф»
Построен 1952
В комиссии 1954–1980
История
Соединенные Штаты
Имя Наутилус
Тезка Подводная лодка Жюля Верна « Наутилус ». [1]
Награжден 2 августа 1951 г.
Строитель Общая динамика
Заложен 14 июня 1952 г.
Запущен 21 января 1954 г.
Спонсор Мэми Эйзенхауэр ( первая леди США )
Завершенный 22 апреля 1955 г.
Введен в эксплуатацию 30 сентября 1954 г.
Выведен из эксплуатации 3 марта 1980 г.
пораженный 3 марта 1980 г.
Статус Корабль-музей
Общие характеристики
Тип Атомная подводная лодка
Смещение
Длина 320 футов (97,5 м)
Луч 28 футов (8,5 м)
Черновик 26 футов (7,9 м)
Установленная мощность 13 400 л.с. (10 000 кВт ) [4]
Движение Ядерный реактор STR (позже переименованный в S2W ), паровые турбины с редуктором , два вала
Скорость 23 узла (43 км / ч; 26 миль в час) [3]
Дополнение 13 офицеров, 92 рядовых
Вооружение 6 торпедных аппаратов
Военный корабль США «Наутилус » (атомная подводная лодка)
Военный корабль США « Наутилус» пришвартовался в библиотеке и музее подводных сил
Военный корабль США «Наутилус» (SSN-571) находится в Коннектикуте.
Военный корабль США «Наутилус» (SSN-571)
Расположение Гротон, Коннектикут
Построен 1952-1955 г. (вступил в строй в 1954 г.)
Архитектор Корпорация Дженерал Дайнемикс
Номер ссылки NRHP . 79002653
Значимые даты
Добавлено в НРХП 16 мая 1979 г. [5]
Назначен НХЛ 20 мая 1982 г. [6]

USS Nautilus (SSN-571) был первой в мире действующей атомной подводной лодкой и 3 августа 1958 года стал первой подводной лодкой, совершившей подводный переход через Северный полюс . Ее первым командиром был Юджин «Деннис» Уилкинсон , широко уважаемый военно-морской офицер, который подготовил почву для многих протоколов сегодняшнего ядерного флота США и сделал легендарную карьеру во время военной службы и после нее. [7]

Разделяет имя с капитана Немо из вымышленной подводной лодкой классического Жюля Верна научно-фантастического романа 1870 года «Двадцать тысяч лье под водой». [8] и военный корабль США «Наутилус» (SS-168), отличившийся во Второй мировой войне , [9] строительство нового Наутилуса с ядерной установкой было разрешено в 1951 году. Строительство началось в 1952 году, а лодка была спущена на воду в январе 1954 года при финансовой поддержке Мейми Эйзенхауэр , первой леди Соединенных Штатов , жены 34-го президента Дуайта Д. Эйзенхауэра ; он был введен в эксплуатацию в сентябре следующего года в состав ВМС США . «Наутилус» был передан ВМФ в 1955 году.

Поскольку ее ядерная двигательная установка позволяла ей оставаться под водой гораздо дольше, чем дизель-электрические подводные лодки, она побила множество рекордов в первые годы работы и путешествовала в места, ранее недоступные для подводных лодок. В процессе эксплуатации у нее выявился ряд недостатков в ее конструкции и конструкции. Эта информация была использована для совершенствования последующих подводных лодок.

«Наутилус» был выведен из эксплуатации в 1980 году и объявлен национальным историческим памятником в 1982 году. Подводная лодка сохранилась как корабль-музей в Библиотеке и музее подводных сил в Гротоне, штат Коннектикут , где судно принимает около 250 000 посетителей в год.

Планирование и строительство [ править ]

Адмирал Хайман Дж. Риковер на борту «Наутилуса»
Запуск Наутилуса

Концептуальное проектирование первой атомной подводной лодки началось в марте 1950 года как проект SCB 64 . [10] [11] В июле 1951 года Конгресс США санкционировал строительство атомной подводной лодки для ВМС США , которое планировалось и лично контролировался капитаном (впоследствии адмиралом) Хайманом Г. Риковером , военнослужащим ВМС США, известным как «Отец ядерного флота». ." [12] 12 декабря 1951 года военно-морское министерство США объявило, что подводная лодка будет называться «Наутилус» , четвертое судно ВМС США, официально названное так . Лодка носила бортовой номер SSN-571. [2] Она получила выгоду от усовершенствований Greater Underwater Propulsion Power (GUPPY) на американских подводных лодках классов Gato , Balao и Tench . [ нужна ссылка ]

Наутилуса Прототип активной зоны реактора на объекте S1W в Айдахо

« Наутилуса » Киль , был заложен в General Dynamics подразделении электрических лодок в Гротоне, штат Коннектикут Гарри С. Трумэном 14 июня 1952 года. [13] Ее окрестили 21 января 1954 года и спустили в Темзу при поддержке Мейми Эйзенхауэр . «Наутилус» был введен в эксплуатацию 30 сентября 1954 года под командованием командира ВМС США Юджина П. Уилкинсона . [2]

Наутилус был оснащен подводным тепловым реактором (STR), позже переименованным в реактор S2W , реактор с водой под давлением , производимый для ВМС США компанией Westinghouse Electric Corporation . Лаборатория атомной энергии Беттиса , управляемая Westinghouse, разработала базовую конструкцию реакторной установки, используемой в «Наутилусе», после того, как 31 декабря 1947 года ей было дано задание спроектировать атомную электростанцию ​​для подводной лодки. [14] Ядерная энергетика имела решающее преимущество в использовании подводных лодок, поскольку это процесс с нулевым уровнем выбросов и без потребления воздуха. Эта конструкция является основой почти всех атомных подводных лодок и надводных боевых кораблей США и была адаптирована другими странами для военно-морских ядерных силовых установок. Первый реальный прототип (для «Наутилуса ») был построен и испытан Аргоннской национальной лабораторией в 1953 году на S1W на базе военно-морских реакторов , входящей в состав Национальной испытательной станции реакторов в Айдахо. [15] [16]

Нашивка корабля «Наутилус» была спроектирована The Walt Disney Company , а в ее кают-компании в настоящее время выставлен набор посуды из циркония , поскольку оболочка ядерного топлива была частично сделана из циркония. [ нужна ссылка ]

«В разработке атомная энергетика» [ править ]

После ввода в эксплуатацию «Наутилус» остался у причала для дальнейшего строительства и испытаний. Утром 17 января 1955 года, в 11 часов утра по восточному стандартному времени, первый командир « Наутилуса » , командир Юджин П. Уилкинсон, приказал отбросить все линии и подал памятное и историческое сообщение: «Идет работа над ядерной энергетикой». [17] 10 мая она направилась на юг для вымогательства . Полностью погрузившись в воду, она преодолела 1100 миль (2000 км ; 1300 миль ) из Нью-Лондона в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико , и преодолела 1200 миль (2200 км; 1400 миль) менее чем за девяносто часов. На тот момент это был самый продолжительный подводный поход подводной лодки на самой высокой постоянной скорости (не менее одного часа), когда-либо зарегистрированный. [ нужна ссылка ]

Военный корабль США Наутилус во время первых ходовых испытаний, 20 января 1955 г.

С 1955 по 1957 год «Наутилус» продолжал использоваться для исследования влияния увеличения скорости и выносливости под водой. Эти улучшения сделали прогресс, достигнутый в противолодочной борьбе во время Второй мировой войны, практически устаревшим. Радиолокационная и противолодочная авиация , которые сыграли решающую роль в борьбе с подводными лодками во время войны, оказались неэффективными против судна, способного быстро покинуть район, быстро изменить глубину и оставаться под водой в течение очень длительного времени. [18]

4 февраля 1957 года «Наутилус» преодолел свою 60 000-ю морскую милю (110 000 км; 69 000 миль), что соответствует выносливости своего тезки, вымышленного «Наутилуса», описанного в романе Жюля Верна « Двадцать тысяч лье под водой» . [19] В мае она отбыла на Тихоокеанское побережье для участия в береговых учениях и учениях флота «Хоум-ран», знакомивших подразделения Тихоокеанского флота с возможностями атомных подводных лодок. [ нужна ссылка ]

Наутилус проходит под мостом Джорджа Вашингтона во время посещения гавани Нью-Йорка в 1956 году.

«Наутилус» вернулся в Нью-Лондон, штат Коннектикут , 21 июля и снова отправился 19 августа в свое первое путешествие длиной 1200 морских миль (2200 км; 1400 миль) под полярным паковым льдом. После этого она направилась в Восточную Атлантику, чтобы принять участие в НАТО учениях и совершить поездку по различным британским и французским портам, где ее проинспектировали военнослужащие этих стран. Он вернулся в Нью-Лондон 28 октября, прошел техническое обслуживание, а затем до весны проводил прибрежные операции. [ нужна ссылка ]

полюсом Северным под Операция Саншайн –

В ответ на успешный запуск Советским Союзом спутника президент Эйзенхауэр приказал ВМС США попытаться провести подводную лодку через Северный полюс в качестве технологического экспоната. [20] 25 апреля 1958 года «Наутилус» снова направился к западному побережью, под командованием теперь командира ВМС США Уильяма Р. Андерсона . Остановившись в Сан-Диего , Сан-Франциско и Сиэтле , она начала свой исторический полярный транзит, « Операцию Саншайн », покинув последний порт 9 июня. 19 июня он вошел в Чукотское море , но был остановлен глубоким дрейфующим льдом на мелководье. 28 июня он прибыл в Перл-Харбор , чтобы дождаться улучшения ледовых условий. [ нужна ссылка ]

К 23 июля ее ожидание закончилось, и она взяла курс на север. [21] Он погрузился в долину моря Барроу 1 и 3 августа в 23:15. По восточному времени она стала первым водным судном, достигшим географического Северного полюса . [22] Возможность навигации в крайних широтах без всплытия стала возможной благодаря технологии инерциальной навигационной системы North American Aviation N6A-1 , морской модификации N6A, используемой в крылатой ракете Навахо ; он был установлен на Наутилусе и Скейте после первых ходовых испытаний на в острове Компас 1957 году. [23] От Северного полюса она продолжила путь и через 96 часов и 1590 морских миль (2940 км; 1830 миль) подо льдом всплыла на поверхность к северо-востоку от Гренландии , завершив первое успешное подводное плавание вокруг Северного полюса. Технические детали этой миссии были спланированы учеными из Лаборатории военно-морской электроники, в том числе доктором Уолдо Лайоном, который сопровождал «Наутилус» в качестве главного ученого и ледового пилота. [24]

Отчет штурмана: Наутилус , 90° с.ш., 19:15U, 3 августа 1958 г., от нуля до Северного полюса.

Навигация под арктическим ледниковым покровом была затруднена. Выше 85° с.ш. как магнитные компасы , так и обычные гирокомпасы становятся неточными. специальный гирокомпас, построенный Сперри Рэндом Незадолго до путешествия был установлен . Существовал риск того, что подводная лодка дезориентируется подо льдом и экипажу придется играть в «долготную рулетку». Командир Андерсон рассматривал возможность использования торпед, чтобы проделать дыру во льду, если подводной лодке понадобится всплыть. [25]

Самая трудная часть пути прошла в Беринговом проливе . Лед простирался на 60 футов (18 м) ниже уровня моря. Во время первой попытки пройти через Берингов пролив между льдом и морским дном было недостаточно места. Во время второй, успешной попытки пройти через Берингов проход подводная лодка прошла по известному каналу недалеко от Аляски (это был не первый вариант, поскольку подводная лодка хотела избежать обнаружения). [ нужна ссылка ]

Путешествие под ледяную шапку стало важным стимулом для Америки, поскольку Советский Союз недавно запустил Спутник, но не имел собственной атомной подводной лодки. В обращении, объявляющем о путешествии, президент упомянул, что однажды атомные грузовые подводные лодки смогут использовать этот маршрут для торговли. [26]

Когда «Наутилус» следовал на юг от Гренландии, вертолет доставил командира Андерсона по воздуху для соединения с транспортом в Вашингтон, округ Колумбия. На церемонии в Белом доме 8 августа президент Эйзенхауэр вручил ему Орден Почетного легиона и объявил, что экипаж удостоен Президентской награды . [27]

В своем следующем порту захода, на острове Портленд в Англии, она получила Unit Citation, первую в мирное время, от американского посла Дж. Х. Уитни, а затем пересекла Атлантику, достигнув Нью-Лондона, Коннектикут , 29 октября. Оставшуюся часть года «Наутилус» работал из порта приписки Нью-Лондон. [ нужна ссылка ]

История эксплуатации [ править ]

Военный корабль США «Наутилус» , ок. 1965 год
USS Nautilus после столкновения с Эссексом
военного корабля США Наутилус Профиль

После учений флота в начале 1959 года «Наутилус» прибыл на Портсмутскую военно-морскую верфь в Киттери, штат Мэн , для своего первого полного капитального ремонта (28 мая 1959 года — 15 августа 1960 года). За капитальным ремонтом последовала переподготовка, и 24 октября он покинул Нью-Лондон для своего первого развертывания в составе Шестого флота в Средиземном море и вернулся в порт приписки 16 декабря. [ нужна ссылка ]

«Наутилус» Большую часть своей карьеры провела в составе 10-й эскадрильи подводных лодок (SUBRON 10) на государственном пирсе в Нью-Лондоне, штат Коннектикут . «Наутилус» и другие подводные лодки эскадры расположились у швартовки рядом с тендером, где они прошли профилактическое обслуживание и, при необходимости, ремонт от хорошо оборудованного тендера подводных лодок USS Fulton (AS-11) и его команды, состоящей из машинистов, монтажников, и другие мастера. [ нужна ссылка ]

«Наутилус» действовал в Атлантике, проводя оценочные испытания усовершенствований противолодочной обороны и участвуя в учениях НАТО . В октябре 1962 года «Наутилус» участвовал в военно-морской блокаде Кубы , пока в августе 1963 года он снова не направился на восток для двухмесячного турне по Средиземному морю. По возвращении он участвовал в учениях флота, пока не зашел на Портсмутскую военно-морскую верфь для своего второго капитального ремонта 17 января 1964 года. . [ нужна ссылка ]

2 мая 1966 года «Наутилус» вернулся в свой порт приписки, чтобы возобновить работу с Атлантическим флотом, и в какой-то момент в течение этого месяца прошел на ходу свою 300 000-ю морскую милю (560 000 км; 350 000 миль). В течение следующих полутора лет она проводила специальные операции для ComSubLant , а затем в августе 1967 года вернулась в Портсмут, чтобы пробыть там еще один год. 10 ноября во время учений 1966 года он столкнулся с авианосцем USS Essex , находясь на небольшой глубине. [28] После ремонта в Портсмуте она провела учения у юго-восточного побережья. действовала в составе 10-й эскадрильи подводных лодок . Она вернулась в Нью-Лондон в декабре 1968 года и большую часть оставшейся карьеры [ нужна ссылка ]

9 апреля 1979 года «Наутилус» отправился из Гротона, штат Коннектикут, в свое последнее плавание. [29] под командованием Ричарда А. Ридделла. [30] Она достигла военно-морской верфи Мэр-Айленд в Вальехо, Калифорния , 26 мая 1979 года, в свой последний день в пути. Выведен из эксплуатации и исключен из Регистра военно-морских судов 3 марта 1980 года. [31]

Шум [ править ]

К концу службы корпус и парус «Наутилуса» настолько вибрировали, что гидролокатор стал неэффективным на скорости более 4 узлов (7,4 км/ч; 4,6 миль в час). [32] Поскольку создание шума на подводных лодках крайне нежелательно, это делало судно уязвимым для обнаружения гидролокатором. Уроки, извлеченные из этой проблемы, были применены к более поздним атомным подводным лодкам. [33]

Награды и благодарности [ править ]

Цитирование президентского подразделения
с Operation Sunshine застежкой
Национальная оборона
Медаль за службу

Цитирование президентского подразделения [ править ]

За выдающиеся достижения в совершении первого в истории путешествия через вершину мира под арктической ледяной шапкой от Берингова пролива до Гренландского моря.

В период с 22 июля 1958 года по 5 августа 1958 года USS Nautilus , первый в мире атомный корабль, пополнил свой список исторических достижений, пересек Северный Ледовитый океан от Берингова моря до Гренландского моря, пройдя под водой под географическим Северным полюсом. Это путешествие открывает возможность создания нового коммерческого морского пути – Северо-Западного прохода – между основными океанами мира. В будущем грузовые атомные подводные лодки могут использовать этот маршрут в интересах мировой торговли.

Мастерство, профессиональная компетентность и мужество офицеров и экипажа «Наутилуса» соответствовали высшим традициям Вооруженных Сил США и новаторскому духу, который всегда характеризовал страну. [34]

В память о первом подводном путешествии под Северным полюсом все члены экипажа «Наутилуса» , совершившие это путешествие, могут носить «Президентская награда» ленту со специальной застежкой в ​​виде золотой печатной буквы N (изображение выше). [35]

Музей [ править ]

национальным Наутилус историческим памятником . объявил министр внутренних дел США 20 мая 1982 года [6] [36]

В 1983 году он был назван официальным кораблем штата Коннектикут . [37] После обширной переоборудования на военно-морской верфи Мэр-Айленда « Наутилус» был отбуксирован обратно в Гротон под командованием капитана Джона Алмона и прибыл 6 июля 1985 года. 11 апреля 1986 года «Наутилус» открылся для публики как часть библиотеки и музея подводных сил. . [22]

В настоящее время «Наутилус» служит музеем истории подводных лодок, которым управляет Командование военно-морской истории и наследия . В 2002 году корабль прошел пятимесячную консервацию в компании Electric Boat, стоимость которой составила примерно 4,7 миллиона долларов (~ 7,61 миллиона долларов в 2023 году). «Наутилус» ежегодно привлекает около 250 000 посетителей к своему нынешнему причалу возле базы подводных лодок ВМС Нью-Лондон . [38]

30 сентября 2004 года «Наутилус» отпраздновал 50-летие своего ввода в эксплуатацию церемонией, которая включала речь вице-адмирала Юджина П. Уилкинсона, ее первого командира, и присвоение кораблю статуса Американского ядерного общества . Национальной ядерной достопримечательности [ нужна ссылка ]

Посетители могут осмотреть два передних отсека под руководством автоматизированной системы. Несмотря на аналогичные изменения для демонстрации инженерных помещений, экскурсии за диспетчерскую не разрешены из соображений безопасности. [ нужна ссылка ]

В марте 2022 года «Наутилус» начал процесс восстановления, который, как ожидается, продлится от 6 до 8 месяцев. В работу вошли: пескоструйная обработка и покраска корпуса, установка новых верхних палуб, а также модернизация внутреннего освещения и электрики. [39] Реставрация была завершена и обошлась в 36 миллионов долларов США. [40]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Наутилус IV (SSN-571)» .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Наутилус IV (SSN-571)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 1970.
  3. ^ Кристли, Джим; Брайан, Тони. Атомные подводные лодки США: быстрая атака . Скопа.
  4. ^ Полмар, Норман; Мур, Кеннет Дж. Подводные лодки времен холодной войны: проектирование и строительство подводных лодок США и СССР . Брасси.
  5. ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 23 января 2007 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Наутилус (Атомная подводная лодка)» . Сводный список национальных исторических достопримечательностей . Служба национальных парков . Проверено 3 октября 2007 г.
  7. Уинтерс, Энн (28 марта 2017 г.). «В разработке атомной энергетики» — человек, стоящий за словами: Юджин П. «Деннис» Уилкинсон, вице-адмирал ВМС США. Американское ядерное общество.
  8. ^ Верн, Жюль. 20 000 лье под водой . Перевод Фредерика Пола Уолтера – через Wikisource .
  9. ^ «Наутилус III (SS-168)» . НХХК . Проверено 17 января 2021 г.
  10. ^ Фридман, Подводные лодки, стр. 182.
  11. ^ Hewlett & Duncan, Nuclear Navy, стр. 162.
  12. ^ «Биография адмирала Хаймана Дж. Риковера» . Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
  13. ^ Видео: Атом Суб. Президент руководит закладкой киля, 16 июня 1952 г. (1952 г.) . Универсальная кинохроника. 1952.
  14. ^ «Ранняя программа лаборатории по созданию реакторов для подводных лодок проложила путь к современным атомным электростанциям» . Наследие Аргоннской ядерной науки и технологий (пресс-релиз). Аргоннская национальная лаборатория. 21 января 1996 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
  15. ^ «Информационный релиз Аргоннской национальной лаборатории, 21 января 1996 г., получено 31 декабря 2014 г.» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2017 года . Проверено 3 мая 2012 г.
  16. ^ «Реакторы, спроектированные Аргоннской национальной лабораторией, получены 31 декабря 2014 года» . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Проверено 1 января 2015 г.
  17. ^ «События USS Nautilus» . www.ussnautilus.org . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года.
  18. ^ Фридман, Подводные лодки, стр. 109.
  19. ^ «Наутилус IV (SSN-571)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 сентября 2012 г. 4 февраля 1957 года «Наутилус» преодолел свою 60 000-ю морскую милю, чтобы воплотить в жизнь достижения своего вымышленного тезки в романе Жюля Верна « 20 000 лье под водой».
  20. ^ Андерсон, Уильям Р. «Информационный бюллетень: военный корабль США «Наутилус» и путешествие к Северному полюсу, август 1958 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2012 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
  21. ^ «Музей подводных сил, история военного корабля США НАУТИЛУС (SSN 571)» . Архивировано из оригинала 19 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История военного корабля США Наутилус (SSN 571)» . Библиотека и музей подводных сил . Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
  23. ^ Стальные лодки, железные люди: история подводных сил США . Тернер. 1994. с. 71. ИСБН  978-1-56311-081-8 . Проверено 6 сентября 2012 г.
  24. ^ Лири, Уильям М. (1999). Под льдом: Уолдо Лайон и развитие арктических подводных лодок . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M.
  25. ^ Констам, Ангус (май 2010 г.) [2008]. Морской сборник . Окпрей. ISBN  978-1846039898 .
  26. ^ Андерсон, Уильям Р .; Блэр, Клэй (май 1989 г.) [1959]. Наутилус 90 Север . МакГроу-Хилл. ISBN  0-8306-4005-3 .
  27. ^ «Атомная подводная лодка пересекает Северный полюс» . Ричмонд Таймс-Диспетч . Вашингтон (опубликовано 9 августа 1958 г.). АП. 8 августа 1958 г., стр. 1, 7 . Проверено 16 апреля 2024 г. - через Newspapers.com.
  28. ^ «Просмотр темы» .
  29. ^ «Наутилус (SSN-571)» . история.военно-морской флот.mil . Проверено 19 мая 2023 г.
  30. ^ «Книжный разговор с Диком Ридделлом» . thekensingtonfallschurch.com . КЕНСИНГТОНСКАЯ ЖИЗНЬ ДЛЯ СТАРШИХ . Проверено 2 июня 2023 г.
  31. ^ «Военно-морской флот выводит из эксплуатации подводную лодку «Наутилус» спустя 25 лет» . Евгений Регистр-охранник . Остров Мэр, Калифорния. Ассошиэйтед Пресс. 4 марта 1980 г. с. 7Б . Проверено 16 апреля 2024 г. - из Архива новостей Google.
  32. ^ «Лекция Ридделла 2004» . Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  33. ^ Норман Полмар и Кеннет Дж. Мур (14 мая 2014 г.). «Глава 4» . Подводные лодки холодной войны. Проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Потомакские книги, 2004. ISBN.  978-1-57488-530-9 .
  34. ^ «Награда - Благодарность Президента за совершение первого подводного путешествия под Северным полюсом» . Музей подводных сил ВМС США . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 года.
  35. ^ «Цитирование президентского подразделения ВМФ» . 1-й амфибийный тракторный батальон . Проверено 6 сентября 2012 г.
  36. ^ Шейре, Джеймс В. (12 февраля 1982 г.). «Национальный реестр инвентаризации исторических мест - номинация / USS Nautilus (SSN-571)» (pdf) . Служба национальных парков . Проверено 6 сентября 2012 г. и
    «Сопроводительные фотографии» . Служба национальных парков . Проверено 6 сентября 2012 г.
  37. ^ «Штат Коннектикут, места, печати, символы» . Государственный реестр и руководство Коннектикута . Архивировано из оригинала 20 января 2007 года . Проверено 4 января 2007 г.
  38. ^ «Добро пожаловать на базу подводных лодок НЬЮ-ЛОНДОН» . cnrma.cnic.mil . Официальный сайт ВМС США . Проверено 2 июня 2023 г.
  39. ^ «Рестайлинг легендарной подводной лодки, вошедшей в историю — Boston Globe» . Бостон Глобус .
  40. ^ Мозер, Эрика (10 сентября 2022 г.). «Первая в мире атомная подводная лодка возвращается домой после реконструкции стоимостью 36 миллионов долларов» . Military.com . Проверено 11 сентября 2022 г.

Источники [ править ]

  • Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  1-55750-260-9 .
  • Хьюлетт, Ричард; Дункан, Фрэнсис (1974). Атомный флот 1946-1962 гг . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-32219-5 . {{cite book}}: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )

Внешние ссылки [ править ]

 WikiMiniAtlas
41 ° 23'14 "N 72 ° 05'18" W  /  41,38722 ° N 72,08833 ° W  / 41,38722; -72.08833

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a558bfeee3416e6efd3c9bb8603a5da__1720611300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/da/1a558bfeee3416e6efd3c9bb8603a5da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Nautilus (SSN-571) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)