Последний рейс « Карлука»
Последнее путешествие «Карлука » , флагмана Канадской арктической экспедиции 1913–1916 годов, закончилось потерей корабля в арктических морях и последующей гибелью почти половины его состава из 25 человек.
В августе 1913 года «Карлук» , бригантина , ранее использовавшаяся в качестве китобойного судна , застряла во льдах во время плавания к месту встречи на острове Гершель . После длительного дрейфа по морям Бофорта и Чукотскому в январе 1914 года корабль потерпел крушение и затонул. В последующие месяцы экипаж и сотрудники экспедиции боролись за выживание сначала на льду, а затем и на берегах острова Врангеля . Всего до спасения погибли одиннадцать человек.
Канадская арктическая экспедиция была организована под руководством канадского антрополога Вильялмура Стефанссона и имела как научные, так и географические цели. Вскоре после того, как Карлук оказался в ловушке, Стефанссон покинул корабль с небольшой группой, заявив, что намеревается поохотиться на карибу . Затем лед понес Карлука на запад. Достигнув суши, Стефанссон посвятил себя научным целям экспедиции, предоставив команду и персонал на борту корабля самим себе под руководством его капитана Роберта Бартлетта . После затопления Бартлетт организовал марш по льду к острову Врангеля, расположенному в 80 милях (130 км). [n 1] Условия были трудными и опасными; две группы по четыре человека были потеряны до того, как были достигнуты острова.
С острова Бартлетт и его товарищ-инук Кататовик отправились через замерзшее море к сибирскому побережью в поисках помощи. С помощью местного населения пара в конце концов достигла Аляски, но условия морского льда помешали провести немедленную спасательную операцию. На острове Врангеля застрявшая группа выжила за счет охоты, но им не хватало еды, и их беспокоили внутренние разногласия. До их окончательного спасения в сентябре 1914 года еще трое членов отряда умерли: двое от болезни и один в результате насилия; 14 человек были спасены.
Историки разделились во мнениях по поводу решения Стефанссона покинуть корабль. Некоторые из выживших в путешествии критиковали его кажущееся безразличие к их испытаниям и потере их товарищей. Он избежал официального порицания и был публично отмечен за свою последующую работу в экспедиции, несмотря на оговорки канадского правительства по поводу общего руководства ею. Хотя Адмиралтейская комиссия раскритиковала Бартлетта за то, что он увел Карлука под лед, общественность и его бывшие товарищи по плаванию из Карлука провозгласили его героем .
Канадская арктическая экспедиция
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Канадская арктическая экспедиция была детищем Вильялмура Стефанссона , живущего в США антрополога исландского происхождения, родившегося в Канаде, который провел большую часть лет между 1906 и 1912 годами, изучая жизнь инуитов в отдаленной арктической Канаде. Его полевые исследования привели к получению первой подробной информации о жизни и культуре медных инуитов , так называемых « белокурых эскимосов ». [1] Стефанссон вернулся домой с планами еще одной экспедиции для продолжения исследований Арктики и получил обещания финансовой поддержки на общую сумму 45 000 долларов США (около 750 000 долларов США в 2010 году). [n 2] из Национального географического общества (NGS) в Вашингтоне и Американского музея естественной истории в Нью-Йорке . Однако он хотел расширить свои планы, включив в него географические исследования моря Бофорта , которое тогда было пустым местом на картах мира. [3] Для этих расширенных целей ему нужно было больше денег, и он обратился за помощью к правительству Канады. [4]
Район, известный как «Высокая Арктика», подвергался притязаниям на суверенитет не только со стороны Канады, но также со стороны Норвегии и США. Канадское правительство было обеспокоено тем, что экспедиция, финансируемая Америкой, даст Соединенным Штатам законные права на любую новую землю, обнаруженную в море Бофорта, поэтому, когда премьер-министр Канады Роберт Борден встретился со Стефанссоном в Оттаве в феврале 1913 года, он предложил взять на себя финансовую ответственность. за всю экспедицию. [3] Правительство Бордена надеялось, что экспедиция укрепит претензии Канады на суверенитет над арктическими островами . [5] Американские спонсоры согласились выйти при условии, что Общество сможет вернуть свои права на экспедицию, если Стефанссон не уедет до июня 1913 года. Это создало сжатые сроки и ускорило подготовку к путешествию на север. [4] хотя Стефанссон в своем отчете 1921 года утверждал, что «предусмотрительность, похоже, предусмотрела все возможные варианты развития событий». [6]
Цели и стратегия
[ редактировать ]Финансовое участие канадского правительства означало смещение акцента экспедиции в сторону географических исследований, а не первоначальной цели этнологических и научных исследований. [7] В письме в канадскую газету Victoria Daily Times Стефанссон изложил эти отдельные цели. Основной целью было исследование «площади площадью около миллиона квадратных миль, представленной белыми пятнами на нашей карте и лежащей между Аляской и Северным полюсом». Экспедиция также стремилась стать наиболее полным научным исследованием Арктики, которое когда-либо предпринималось. [8] В то время как Северная партия искала новые земли, Южная партия, базирующаяся в основном на суше, под руководством зоолога Рудольфа Андерсона проводила исследования и антропологические исследования на островах у северного побережья Канады. [9]
Корабль Северной партии «Карлук » будет следовать на север от канадского побережья до тех пор, пока либо не достигнет земли, либо не будет остановлен льдом. Он исследовал бы любую землю, с которой столкнулся; в противном случае он пошел бы по кромке льда на восток и попытался бы перезимовать либо на острове Бэнкс , либо на острове Принца Патрика . Если корабль застрянет во льдах и будет вынужден дрейфовать, группа изучит направление арктических течений и проведет океанографические исследования. Тем временем ожидалось, что группа Рудольфа Андерсона продолжит антропологические исследования «белокурых эскимосов», будет собирать разновидности арктической флоры и фауны, проводить геологические исследования и искать каналы с открытой водой в надежде установить новые торговые пути. . [9]
Организация и персонал
[ редактировать ]План Стефанссона заключался в том, чтобы направить экспедицию на старую китобойную станцию на острове Гершель у канадского арктического побережья, где должен был быть определен окончательный состав Северной и Южной сторон и где оборудование и припасы были разделены между различными направлениями предприятия. [4] Спешка с соблюдением сроков NGS вызвала обеспокоенность участников экспедиции по поводу достаточности обеспечения продовольствием, одеждой и оборудованием. [10] Стефанссон, который практически отсутствовал в напряженные недели непосредственно перед отплытием и мало что рассказал своей команде о своих планах, отверг подобные опасения как «дерзкие и нелояльные». Между Стефанссоном и учеными возникли споры по поводу субординации; Канадская геологическая служба , которая предоставила в экспедицию четырех ученых, хотела, чтобы эти люди подчинялись им, а не Стефанссону. Лидер Южной партии Рудольф Андерсон пригрозил уйти в отставку из-за претензий Стефанссона на права публикации всех частных экспедиционных журналов. [11] [12]
В научную группу, состоящую из самых выдающихся людей в своих областях, входили представители США, Дании, Норвегии и Франции, а также Великобритании и ее Империи. [13] Однако только двое имели предыдущий полярный опыт: Алистер Форбс Маккей , медицинский сотрудник экспедиции, посетил Антарктиду с сэра Эрнеста Шеклтона « Нимрод» экспедицией в 1907–09 годах и был одним из трех человек, обнаруживших местонахождение Южный магнитный полюс . [14] Другой ветеран «Нимрода» , 46-летний Джеймс Мюррей , был океанографом Стефанссона. Среди молодых ученых были Уильям Лэрд МакКинли (1889–1983), 24-летний учитель естественных наук из Глазго , которого рекомендовал британский исследователь Уильям Спирс Брюс , и Бьерн Мамен (1893–1914), 20-летний чемпион по лыжным гонкам из Христиании , Норвегия, которого взяли на работу лесником, несмотря на отсутствие научного опыта. [4]
Стефанссон хотел, чтобы американский капитан китобойного промысла Кристиан Теодор Педерсен назначил капитаном «Карлук» корабля , предназначенного для Северной партии. Когда Педерсен ушел, пост капитана был предложен 36-летнему Ньюфаундленда уроженцу Роберту Бартлетту , опытному полярному мореплавателю, который командовал Роберта Пири кораблем , SS Roosevelt , в полярных экспедициях Пири 1906 и 1909 годов. [15] [16] Однако у Бартлетта не было времени выбрать команду Карлука , которая была спешно собрана на верфи Королевского военно-морского флота в Эскимальте в Британской Колумбии . [17] Позже МакКинли писал о команде, что «один был подтвержденным наркоманом ... другой страдал венерическим заболеванием; и, несмотря на приказ о запрете перевозки спиртных напитков, на борту находились как минимум два контрабандных припаса». [13] МакКинли беспокоился, что этой команде может не хватать качеств и характера, необходимых в предстоящие трудные месяцы, - опасения, которые разделял Бартлетт, чьим первым действием по прибытии в Эскимальт было уволить первого офицера за некомпетентность. На свое место он назначил 22-летнего Александра «Сэнди» Андерсона. [17]
Корабли
[ редактировать ]Карлук был выбран Педерсеном и куплен Стефанссоном по выгодной цене в 10 000 долларов США. [8] [n 3] Педерсен сообщил Стефанссону, что из четырех имеющихся кораблей « Карлук» был «самым надежным и лучше всего приспособленным для наших целей». [25] но у Бартлетта были глубокие сомнения по поводу ее пригодности к длительной службе в Арктике. Корабль, 29-летняя бригантина , имел длину 129 футов (39 м) и ширину 23 фута (7,0 м). Он был построен для рыбной промышленности Алеута ( карлук на алеутском языке означает «рыба»), а затем переоборудован для китобойного промысла, когда его нос и борта были обшиты 2-дюймовым (51 мм) австралийским железным деревом . Несмотря на 14 арктических китобойных рейсов, включая шесть зимовок, [26] она не была построена так, чтобы выдерживать постоянное давление льда, и ей не хватало мощности двигателя, чтобы пройти сквозь лед. [18] Она не оправдала ожиданий Бартлетта и многих более опытных членов команды. [8]
Большую часть апреля и мая 1913 года корабль провел в ремонте и переоборудовании на верфи в Эскимальте. Когда Бартлетт прибыл в начале июня, он немедленно приказал продолжить ремонтные работы. [8] Помимо «Карлука» , Стефанссон приобрел невидимую небольшую шхуну с бензиновым двигателем « Аляска» , которая должна была служить судном снабжения для Южной партии. Позже он добавил вторую шхуну « Мэри Сакс» , когда места в трюме на Аляске оказалось недостаточно. [27] МакКинли отмечает, что в суматохе вокруг отбытия экспедиции не было предпринято никаких попыток переправить людей или оборудование на соответствующие корабли. Таким образом, антропологи Анри Беша и Даймонд Дженнесс , оба назначенные от Южной партии, оказались в плавании с Карлуком , в то время как их оборудование находилось на борту Аляски . Сам МакКинли, находившийся на борту «Карлука» в качестве магнитного наблюдателя, обнаружил, что большая часть его оборудования находилась на Аляске . Стефанссон настаивал, что все будет улажено, когда корабли достигнут места встречи на острове Гершель. «Небеса помогут нам всем, если мы не сможем добраться до острова Гершель», - написал МакКинли. [28]
В сторону острова Гершель
[ редактировать ]Карлук покинул Эскимальт 17 июня 1913 года и направился на север, в сторону Аляски. Непосредственным пунктом назначения был Ном , расположенный на побережье Берингова моря . С самого начала были проблемы с рулевым механизмом и двигателями, оба из которых требовали частого внимания. 2 июля Карлук достиг Берингова моря в тумане, тумане и быстро падающей температуре; шесть дней спустя она прибыла в Ном, где присоединилась к Аляске и Мэри Сакс . [29] Пока корабли загружались в Номе, некоторые ученые настаивали на встрече с лидером для уточнения планов, особенно в отношении Северной партии, график которой был неопределенным. Встреча прошла неудовлетворительно. Позиция Стефанссона оскорбила нескольких мужчин, некоторые из которых пригрозили покинуть экспедицию. Они читали сообщения в прессе, в которых Стефанссон, очевидно, говорил, что ожидает разгрома Карлука и что жизни сотрудников второстепенны по сравнению с научной работой. Стефанссон не стал объяснять эти вопросы и не сообщил дальнейших подробностей о своих планах относительно Северной партии. Несмотря на тревогу и недовольство ученых, никто не подал в отставку. [11] [30]
В Порт-Кларенсе , к северу от Нома, перед тем, как Карлук отплыл на север, на борт было взято 28 собак. 27 июля [28] На следующий день она пересекла Полярный круг , [29] и почти сразу столкнулся с ненастной погодой, которая привела к затоплению кают и морской болезни. Однако МакКинли отметил, что «какие бы у нее ни были недостатки, Карлук показала себя прекрасным морским судном». [31] 31 июля они достигли Пойнт-Хоуп , где к кораблю присоединились два охотника-инуита, известные как «Джерри» и «Джимми». [31] 1 августа был замечен постоянный арктический ледяной покров ; Бартлетт предпринял несколько попыток прорваться сквозь лед, но каждый раз был вынужден отступить. [32] 2 августа, примерно в 25 милях (40 км) от Пойнт-Барроу , Карлук пробилась под лед, но вскоре оказалась в ловушке и медленно дрейфовала на восток в течение трех дней, прежде чем достичь открытой воды у мыса Смайт. Тем временем Стефанссон отправился путешествовать по льду в Пойнт-Барроу. Он вернулся на корабль у мыса Смайт 6 августа, взяв с собой Джека Хэдли, ветерана-ловца, которому требовался переход на восток. Хэдли, давний знакомый Стефанссона, был записан в корабельных книгах как плотник. [33] [34]
У мыса Смайт к экспедиции присоединились еще двое охотников-инуитов, Кералук и Кататовик, вместе с семьей Кералука — женой Керук и их двумя маленькими дочерьми Хелен и Мугпи. [35] По мере продолжения путешествия Бартлетт все больше беспокоился о размерах льда в этом районе и заметил, что латунные пластины на носовой части корабля уже были повреждены. [36] В течение следующих нескольких дней Карлук изо всех сил пытался продвинуться вперед, поскольку Бартлетт повел корабль на север от побережья, следуя по каналам открытой воды. Единственными существенными научными задачами, которые можно было выполнить в этот период, были дноуглубительные работы Мюррея, с помощью которых он собрал множество видов арктических морских обитателей, и регулярное зондирование глубины . [37] 13 августа Бартлетт рассчитал их положение в 235 милях (378 км) к востоку от Пойнт-Барроу, и такое же расстояние осталось до острова Гершель. [38] Это оказалась самая дальняя точка корабля на восток, так как в этом месте он прочно застрял во льду и начал медленно двигаться на запад; к 10 сентября Карлук отступил почти на 100 миль (160 км) обратно в сторону Пойнт-Барроу. [39] Вскоре после этого Стефанссон сообщил Бартлетту, что все надежды на дальнейший прогресс в этом году закончились и что Карлуку придется зимовать во льдах. [40]
Во льду
[ редактировать ]Дрейфуя на запад
[ редактировать ]19 сентября, когда Карлук был скован льдом и практически неподвижен, Стефанссон объявил, что ввиду нехватки свежего мяса и вероятности длительного пребывания во льдах он возглавит небольшой охотничий отряд, который будет искать карибу и другую дичь. в районе реки Колвилл . Он взял с собой двух инуитов «Джимми» и «Джерри», секретаря экспедиции Берта МакКоннелла, фотографа Джорджа Уилкинса и антрополога Даймонда Дженнесса. [41] Стефанссон ожидал, что его не будет около десяти дней; В письме Бартлетту было указано, что, если корабль переместится со своего нынешнего положения, он должен «отправить группу на берег, чтобы установить один или несколько маяков, дающих информацию о местонахождении корабля». [42] На следующий день шестеро мужчин уехали. 23 сентября, после метели, льдина , в которой оказался Карлук , начала двигаться, и вскоре корабль шел со скоростью от 30 до 60 миль (от 48 до 97 км) в день, но на запад, постепенно все дальше от Гершеля. Остров и группа Стефанссона, которые, как вскоре стало ясно, не смогут вернуться на корабль. [43] [44]
В неопубликованном дневнике и более поздней переписке МакКинли предположил, что отъезд Стефанссона был равносилен брошению корабля на произвол судьбы. Историк экспедиции С. Э. Дженнесс (сын Даймонда Дженнесса) отвергает эту точку зрения, указывая, что Стефанссон и члены охотничьего отряда оставили на борту «Карлука» ценное имущество ; Возможным мотивом поездки, как предполагает Дженнесс, было обучение молодого персонала. [45] Антрополог Гисли Палссон, пишущий об экспедиции, утверждает, что, хотя гнев Бартлетта и команды понятен, нет никаких доказательств того, что Стефанссон намеренно бросил людей. Можно утверждать, говорит Палссон, что Стефанссон действовал ответственно, пытаясь обеспечить запасы свежего мяса, которые предотвратили бы возможность цинги , если Карлук окажется в ловушке во льду на долгое время. [46] Историк Ричард Диубальдо пишет: «Факты свидетельствуют о том, что это была обычная охотничья поездка» и «... есть веские доказательства того, что он [Стефанссон] хотел бы никогда не покидать [корабль]». [47]
Постоянный снег и густой туман не позволили Бартлетту точно рассчитать положение «Карлука» , хотя во время короткого перерыва в погоде 30 сентября они увидели землю, которую они приняли за остров Купера, в окрестностях Пойнт-Барроу, где они находились. в начале августа. [48] 3 октября беспокойство экипажа и персонала возросло, когда, находясь всего в 5 милях (8 км) от Пойнт-Барроу, [43] дрейф повернул на север, в сторону от земли. [49] Некоторые опасались, что Карлук повторит опыт « Жаннет» , американского судна, которое 30 лет назад несколько месяцев дрейфовало во льдах Арктики, прежде чем затонуло, с последующей потерей большей части его команды. [50] Бартлетту стало известно, что Мюррей и Маккей, два ветерана экспедиции Шеклтона «Нимрод» , открыто презирали руководство своего капитана. Они планировали покинуть корабль в подходящее время и самостоятельно отправиться на сушу. [51]
Когда погода стала ухудшаться, Бартлетт приказал перебросить на лед припасы и оборудование как для облегчения корабля, так и в качестве меры предосторожности на случай, если придется в спешке покинуть судно. [52] [53] Запасы продовольствия пополнялись за счет охоты на тюленей (по словам МакКинли, средняя сумка составляла двух или трех тюленей в день), а также за счет единственного белого медведя, который бродил возле корабля в середине ноября. [54] 15 ноября Карлук достиг 73° с.ш., самой северной точки своего дрейфа, а затем начал движение на юго-запад, в общем направлении к сибирскому побережью. [55] К середине декабря предполагаемое положение было в 140 милях (230 км) от острова Врангеля . Несмотря на мрачные перспективы, Бартлетт был в частном порядке убежден, что Карлук не переживет зиму. [56] — Рождество было приложено решительно, с украшениями, подарками, спортивной программой на льду и банкетом. [57] К тому времени они находились всего в 50 милях (80 км) к северу от острова Геральд , скалистого форпоста к востоку от острова Врангеля; 29 декабря вдалеке виднелась земля, но был ли это остров Геральд или остров Врангеля, было неясно. [58] Вид земли ненадолго поднял боевой дух, но в Новом году лед начал разрушаться и образовывать торосы . В течение следующих нескольких дней, как писал МакКинли, «звенящие, барабанные и зловещие ледяные звуки становились все громче и ближе». [59]
Тонущий
[ редактировать ]Рано утром 10 января 1914 года, как пишет МакКинли, «весь корабль потрясла сильная дрожь», когда лед атаковал корпус. Бартлетт, все еще надеясь спасти свой корабль, отдал приказ облегчить его, убрав с палуб весь скопившийся снег. [59] Он также приказал всем подготовить теплую одежду. В 6.45 вечера громкий хлопок свидетельствовал о проколе корпуса; Бартлетт немедленно пошел в машинное отделение и увидел, как вода льется через дыру длиной 10 футов (3,0 м). Не было никакой возможности, чтобы насосы смогли справиться с притоком, и капитан отдал приказ покинуть корабль. [59] [60] Погодные условия, по словам МакКинли, вряд ли могли быть хуже, но команда и персонал работали всю ночь, в кромешной тьме и под сильным снегом, чтобы пополнить запасы продовольствия и снаряжения, уже хранившиеся на льду. Бартлетт оставался на борту до последних мгновений, включая громкую музыку на корабельной Виктроле и сжигая каждую пластинку после ее завершения. 11 января в 15:15 Бартлетт исполнил «Похоронный марш» Шопена в качестве последнего приветствия кораблю и сошел с корабля. Карлук затонула через несколько минут, ее реи оторвались, когда она исчезла в узкой дыре во льду. [61] МакКинли подвел итоги застрявшей группы: 22 мужчины, одна женщина, двое детей, 16 собак и кошка. [24] [n 4]
Лагерь кораблекрушений
[ редактировать ]Решение Бартлетта разместить запасы на льду гарантировало, что к моменту затопления Карлука был более или менее создан ледовый лагерь, известный как «Лагерь кораблекрушения» . Было построено два убежища: одно — снежное иглу с брезентовой крышей, другое — из упаковочных ящиков. [63] К последнему была пристроена кухня с большой печью, спасенной из машинного отделения Карлука . Для пяти инуитов было построено небольшое отдельное убежище, а периметр был построен из мешков с углем и различных контейнеров. [64] По словам МакКинли, в лагере были «надежные и удобные дома, в которых мы могли рассчитывать на убежище в течение длительного времени». [63] Магазинов было много, и компания смогла хорошо поесть. Большая часть времени в первые дни лагеря была потрачена на подготовку и поправку одежды и спальных принадлежностей для подготовки к предстоящему походу на остров Врангеля. Ледоход медленно перемещал лагерь в сторону острова, но дневного света еще было недостаточно для попытки марша. [65]
На фоне этой активности Маккей и Мюррей, к которым теперь присоединился антрополог Анри Беша, играли мало роли в общей жизни лагеря и выразили решимость покинуть его самостоятельно и как можно скорее. [66] Бартлетт хотел дождаться более длинного светового дня в феврале, прежде чем предпринять попытку марша, но МакКинли и Мамен убедили его послать группу первопроходцев для разбивки передового лагеря на острове Врангеля. [67] Группа из четырех человек во главе с первым офицером Карлука Александром Андерсоном и в том числе членами экипажа Чарльзом Баркером, Джоном Брэди и Эдмундом Голайтли покинула лагерь кораблекрушения 21 января с инструкциями от Бартлетта разбить свой лагерь в Берри-Пойнт или рядом с ним на северном берегу Врангеля. Остров. 4 февраля Бьярне Мамен, сопровождавший группу в качестве разведчика, вернулся в Лагерь кораблекрушений и сообщил, что он оставил группу в нескольких милях от суши, которая, очевидно, не была островом Врангеля, а, вероятно, островом Геральд , в 38 милях (61 км). ) от предполагаемого места назначения. Это было последнее появление группы Андерсона; их окончательная судьба была установлена только десять лет спустя, когда их останки были найдены на острове Геральд. [68] [69] [70]
Марш на остров Врангеля
[ редактировать ]Бартлетт решил отправить команду обратно, чтобы установить точное местоположение острова, к которому подошла группа Андерсона, и определить, действительно ли Андерсон высадился там. Травма колена исключила Мамена из этой миссии, которую предпринял стюард корабля Эрнест Чейф вместе с парой инуитов, Катактовиком и Куралуком. Группа Чейфа подошла к острову Геральд на расстояние 2 миль (3 км), прежде чем была остановлена открытой водой. Тщательный осмотр в бинокль не выявил никаких признаков пропавшей стороны, и Чейф пришел к выводу, что Андерсон и компания не достигли острова. Затем Чейф и его группа вернулись в Лагерь кораблекрушений. [71] [72]
Между тем, 4 февраля Маккей и его группа (Мюррей и Беша, к которым присоединился моряк Стэнли Моррис) объявили, что уезжают на следующий день в поисках земли. Маккей представил Бартлетту письмо от 1 февраля, которое начиналось так: «Мы, нижеподписавшиеся, принимая во внимание нынешнюю критическую ситуацию, желаем предпринять попытку достичь земли». В письме содержалась просьба о необходимых припасах, а в конце подчеркивалось, что поездка была совершена по их собственной инициативе, и освобождали Бартлетта от всей ответственности. Бартлетт выделил им сани, палатку, шесть галлонов масла, винтовку, боеприпасы и продовольствие на 50 дней. [73] Они уехали 5 февраля; в последний раз их видели несколько дней спустя Чейф и инуиты, возвращавшиеся из неудачной поездки на остров Геральд. Они обнаружили, что группа Маккея изо всех сил пытается продвигаться вперед: часть провизии потеряна, а одежда и другое оборудование выброшены, чтобы облегчить их ношу. Беша, в частности, находился в тяжелом состоянии, почти в бреду и в приступах переохлаждения. Однако группа отказалась от помощи и отклонила просьбы Чейфа вернуться с ним в лагерь кораблекрушений. [72] После этого единственным намеком на их судьбу стал матросский шарф, принадлежавший Моррису, позже найденный похороненным на льдине. Предполагалось, что четверо либо были раздавлены льдом, либо провалились сквозь него. [74]
Группа Бартлетта теперь состояла из восьми членов экипажа Карлука (он сам, инженеры Джон Манро и Роберт Уильямсон, моряки Хью Уильямс и Фред Маурер, пожарный Джордж Бредди, повар Роберт Темплман и Чейф), три ученых (МакКинли, Мамен и геолог Джордж Маллок), Джон Хэдли и пятеро инуитов (семья из четырех человек и Катактовик). Хэдли, около 60 лет, [33] был одним из немногих, наряду с Бартлеттом и инуитами, имеющим опыт путешествий на большие расстояния по льду. [24] Бартлетт отправил свои войска группами, чтобы проложить путь и создать склады снабжения на пути к острову Врангеля, подготавливая таким образом свой неопытный отряд к опасностям ледового путешествия. [75] Когда он почувствовал, что они готовы к главному путешествию, он разделил их на четыре команды и 19 февраля отправил первые две. Сам Бартлетт вывел две последние группы из лагеря 24 февраля, оставив записку о местонахождении группы в медном барабане на случай, если лагерь переместится в населенный пункт. Расстояние до острова Врангеля оценивалось в 40 миль (64 км), но расстояние оказалось вдвое больше. [22]
Поверхность льда была сильно разбита, что делало путешествие медленным и трудным. Сначала отряды смогли двигаться по маршруту, обозначенному передовыми отрядами. Однако недавние штормы разрушили большую часть тропы, а местами продвижение было остановлено из-за взлома льда, который в какой-то момент чуть не разрушил лагерь Бартлетта, пока его команда спала. [76] 28 февраля все стороны собрались перед первым из серии высоких хребтов высотой от 25 до 100 футов (от 7,6 до 30,5 м), которые остановили их продвижение. Они простирались на восток и запад, блокируя любой путь на остров. МакКинли, Хэдли и Чейф были отправлены в рискованное путешествие обратно в Лагерь кораблекрушений, чтобы забрать оставленные там припасы, в то время как остальные медленно рубили и прокладывали путь через высокие хребты. Когда через неделю группа МакКинли вернулась к основному отряду, путь вперед был продвинут всего на три мили (5 км), но худший из гребней был преодолен. [77] [78] Хэдли утверждал, что эти хребты были хуже всего, что он видел за свои долгие годы пребывания в Арктике. Последующие этапы путешествия были легче, поскольку группа двигалась по более гладкому льду и 12 марта достигла суши — длинной песчаной косы, простирающейся от северного берега острова Врангеля. [78]
Путешествие Бартлетта
[ редактировать ]Первоначальный план Бартлетта заключался в том, чтобы группа ненадолго отдохнула на острове Врангеля, а затем вместе двинулась к побережью Сибири. Однако, поскольку трое мужчин — Мамен, Маллох и Маурер — были ранены, а другие были слабы и обморожены, Бартлетт решил, что основная группа должна остаться на острове, а он отправился за помощью, взяв только Катактовик. [79] Пара стартовала 18 марта с семью собаками и провизией на 48 дней (30 дней для собак). [80] и отправился по расширенному маршруту вокруг южного берега острова в поисках следов группировок Андерсона или Маккея. [81] Ничего не найдя, они направились по льду в сторону Сибири, но продвигались медленно по поверхности, которая часто сдвигалась и разрушалась, образуя выходы в открытую воду. Еще больше времени было потеряно на выкапывание провизии из постоянно метущего снега. По мере приближения к материку Кататовик занервничал; он слышал, что коренные чукчи в Сибири не любили аляскинских инуитов и опасались за свою жизнь. Бартлетт изо всех сил старался его успокоить, пока они медленно продвигались вперед. [82]
4 апреля пара достигла земли возле мыса Якан , к западу от мыса Северный на северном сибирском побережье. Наличие следов саней на снегу свидетельствовало о том, что они приземлились в населенном пункте. [83] Они шли по этим следам целый день, прежде чем прибыли в небольшую чукотскую деревню. Здесь, вопреки опасениям Катактовика, их приняли гостеприимно, предоставили приют и еду. [84] 7 апреля они отправились в Восточный Кейп . Бартлетт ранее никогда не сталкивался с такой безжалостно холодной погодой с метелями, ураганными ветрами и температурой часто ниже -50 ° C (-58 ° F). По пути они проехали несколько чукотских деревень, где Бартлетт обменивал товары на необходимые припасы — свой револьвер «Кольт» он обменивал на молодую сильную собаку. [85] Бартлетт был тронут добротой и щедростью, проявленной многими из тех, кого они встретили на пути, «типичными для истинной человечности этих добрых людей». [84] 24 апреля они прибыли в Эмма-Таун, поселение в нескольких милях к западу от Восточного Кейпа. Бартлетт подсчитал, что за 37 дней с момента отъезда с острова Врангеля он и Катактовик преодолели около 700 миль (1100 км), причем все, кроме последнего этапа, прошли пешком. [86]
В Эмма-Тауне Бартлетт встретил барона Клейста, выдающегося русского чиновника, который предложил отвезти его в гавань Эммы на побережье, находящуюся в неделе пути отсюда, где он мог бы поискать корабль, следующий на Аляску. Бартлетт согласился и 10 мая, хотя все еще слабый после путешествия и приступа тонзиллита , попрощался с Катактовиком (который пока оставался в Эмма-Тауне) и отправился с бароном. [87] По дороге они узнали, что капитан Педерсен в этом районе находится . 16 мая они достигли гавани Эммы; пять дней спустя Педерсен прибыл на китобойном судне «Герман» и без промедления взял Бартлетта на борт и отправился на Аляску. Они прибыли у Нома 24 мая, но лед не позволил им добраться до берега. После трехдневного ожидания они повернули на юг и приземлились в Сент-Майкле , где Бартлетт наконец смог послать радиосообщение в Оттаву, информируя правительство о судьбе Карлука . Он также навел справки о местонахождении американского коммерческого катера Bear , который он рассматривал как возможное спасательное судно для застрявшей группы. [88]
На острове Врангеля
[ редактировать ]Выход на берег из Лагеря кораблекрушений находился на северной стороне острова Врангеля, в месте, которое они назвали «Ледяной косой». Перед отъездом Бартлетт попросил группу разбить несколько лагерей вокруг острова, что увеличит охотничьи угодья. Капитан также считал, что разделение на более мелкие группы будет способствовать общей гармонии, сохраняя несовместимых персонажей отдельно. [89] Он хотел, чтобы все группы снова собрались в гавани Роджерс, на южной стороне острова, примерно в середине июля. [90]
Однако почти сразу после ухода Бартлетта вспыхнули разногласия по поводу дележа еды. Не удалось перетащить все припасы из Лагеря кораблекрушений, и переход занял больше времени, чем ожидалось; следовательно, возникла нехватка печенья, пеммикана (соединения сушеного мяса, жира и сахара) и корма для собак. Перспектив пополнения запасов за счет охотничьих птиц и дичи было мало, пока в мае или июне погода не улучшится. Когда Хэдли и инуит Куралук вернулись с охоты на тюленей на льду, Хэдли многие подозревали в сокрытии доходов от охоты для собственного потребления; ту же пару также обвинили в трате дефицитного растительного масла. [91] [92] МакКинли отмечает, что обстоятельства подорвали моральный дух и разрушили товарищеские отношения: «Несчастия и отчаяние нашей ситуации умножили каждую слабость, каждую причуду личности, каждый недостаток характера в тысячу раз». [91]
Были предприняты две попытки вернуться в лагерь кораблекрушений, чтобы забрать дополнительную еду, но обе потерпели неудачу, вторая привела к дальнейшим потерям собак и оборудования. [91] Чейфу, чьи ноги подверглись гангрене после сильного обморожения, второй инженер Уильямсон удалил пальцы ног с помощью подручных инструментов. [93] МакКинли и Манро рисковали своей жизнью, путешествуя по морскому льду к острову Геральд, в последней попытке найти одну из пропавших без вести сторон. Они смогли подойти не ближе, чем на 15 миль (24 км), и при осмотре далекого острова в бинокль не увидели никаких признаков жизни. [94]
Другие проблемы со здоровьем сохранялись; Обмороженные ноги Маллоха не заживали, а колено Мамен, которое он вывихнул во время пребывания в Лагере кораблекрушений, постоянно беспокоило его. Многих участников группы начала поразить тревожная болезнь: общими симптомами были отеки ног, лодыжек и других частей тела, сопровождавшиеся острой вялостью. Больше всего пострадал Маллох; он умер 17 мая, но его сосед по палатке Мамен был слишком болен, чтобы позаботиться о его похоронах, поэтому тело пролежало в палатке несколько дней, создавая «ужасный запах», пока МакКинли не прибыл на помощь. Сам Мамен умер десять дней спустя от той же изнурительной болезни. [95]
С начала июня рацион пополнился появлением птиц. Эти птицы и их яйца стали жизненно важным источником пищи; Поскольку запасы тюленьего мяса сошли на нет, группе пришлось есть гнилые ласты, шкуру или любую часть тюленя, хотя бы отдаленно съедобную. [96] Разделение птиц стало еще одним яблоком раздора; по словам Уильямсона, «в прошлую среду [Бредди и Чейф] действительно получили 6 яиц и 5 птиц вместо 2 яиц и 4 птиц, как они сообщали». [97] Бредди подозревали и в других кражах. 25 июня, после того как раздался выстрел, Бредди был найден мертвым в своей палатке. Обстоятельства его смерти, будь то несчастный случай, самоубийство или, по мнению Хэдли, убийство (главным подозреваемым был Уильямсон), установить не удалось. Позже Уильямсон назвал подозрения Хэдли «галлюцинациями и абсолютно неправдой». [98] Среди личных вещей Бредди были обнаружены различные предметы, украденные у МакКинли. [99] [100]
Несмотря на мрачную перспективу, канадский флаг был поднят в гавани Роджерс 1 июля в честь Дня Доминиона . [101] Позже в том же месяце настроение группы улучшилось, когда Куралук поймал моржа весом 600 фунтов (270 кг), который обеспечил свежее мясо на несколько дней. [102] Когда наступил август, а корабля не было видно, а погода снова стала зимней, надежды на спасение упали; партия начала готовиться к новой зиме. [103]
Спасать
[ редактировать ]Коммерческий катер Bear прибыл в Сент-Майкл на Аляске в середине июня. Ее хозяин, капитан Кокран, согласился отправиться на остров Врангеля, как только получит разрешение от правительства США. [104] В любом случае было бы невозможно предпринять попытку спасения раньше середины июля; Ледовая обстановка в Арктике в том году оценивалась как суровая. [105] Получив разрешение, Беар с Бартлеттом на борту покинул Сент-Майкл 13 июля; кораблю пришлось сделать много заходов вдоль побережья Аляски, прежде чем он смог приступить к спасению. [106] 5 августа в Порт-Хоупе Бартлетт встретился с Катактовиком и передал ему зарплату за экспедицию и новый костюм. [107] 21 августа в Пойнт-Барроу Бартлетт встретил Берта МакКоннелла, бывшего секретаря Стефанссона, который подробно рассказал о передвижениях Стефанссона после отъезда из Карлука в сентябре прошлого года. Макконнелл сообщил, что в апреле 1914 года Стефанссон с двумя товарищами направился на север в поисках новых земель. [108]
МакКоннелл покинул Пойнт-Барроу и направился в Ном на борту корабля «Кинг и Виндж» , зарегистрированного в Америке охотника на моржей, а Медведь наконец отплыл на остров Врангеля. [109] [110] [111] 25 августа Медведь был остановлен льдом в 20 милях (32 км) от острова, и после того, как Кокрану не удалось прорваться, ему пришлось вернуться в Ном за углем — решение, которое, по словам Бартлетта, дало ему «дни, чтобы попытаться душа человека». [112] Вернувшись в Ном, Бартлетт встретил Олафа Свенсона , который зафрахтовал на сезон «Кинг» и «Винг» и собирался отплыть в Сибирь. Бартлетт попросил, чтобы Кинг и Виндж , если возможно, остановились на острове Врангеля и разыскали застрявшую группу карлуков . Медведь покинул Ном 4 сентября, через несколько дней после корабля Свенсона. [113] Кинг и Виндж с МакКоннеллом на борту достигли острова Врангеля 7 сентября. В то утро группа в гавани Роджерс была разбужена рано утром звуком корабельного гудка и обнаружила Кинга и Уингя, лежащих в четверти мили от берега. Их быстро перевели на корабль, который затем забрал оставшуюся часть застрявшей группы, разбившей лагерь вдоль побережья в Уоринг-Пойнт . К полудню все 14 выживших оказались на борту. [109] [110] [114]
После тщетной попытки приблизиться к острову Геральд, [109] корабль отправился обратно на Аляску; На следующий день она встретила Медведя с Бартлеттом на борту. МакКоннелл записывает, что группа была единодушна в своем желании остаться на корабле, который осуществил их спасение, но Бартлетт приказал им подняться на борт « Медведя» . [109] Прежде чем вернуться на Аляску, Медведь предпринял последнюю попытку добраться до острова Геральд; Лед ограничил их приближение до 12 миль (19 км), и они не заметили никаких признаков жизни. [110] [n 5] Воссоединившаяся группа прибыла в Ном 13 сентября и встретила большой прием со стороны местного населения. [116]
Последствия
[ редактировать ]Бартлетт, прославленный прессой и общественностью как герой, был удостоен награды Королевского географического общества за «выдающуюся храбрость» . Однако позже адмиралтейская комиссия осудила его за то, что он увел Карлука под лед и позволил группе Маккея покинуть основную группу - несмотря на письмо, подписанное Маккеем и другими, освобождающее капитана от ответственности. [5] [98] Стефанссон также в частном порядке критиковал поведение Бартлетта. [117] Бартлетт возобновил свою карьеру в море и в течение следующих 30 лет провел еще множество экскурсий в Арктику. [98] Во время Второй мировой войны он выполнял геодезические и снабженческие работы для союзников; он умер в возрасте 70 лет в апреле 1946 года. [118] Его отчет о катастрофе в Карлуке , опубликованный в 1916 году, не содержит прямой критики Стефанссона или кого-либо еще; Нивен, однако, отмечает, что своим друзьям Бартлетт крайне нелестно отзывался о своем бывшем лидере. [98]
В 1918 году Стефанссон вернулся после четырехлетнего отсутствия и сообщил об открытии трех новых островов. Он был удостоен чести Национального географического общества, получил дань уважения от полярных ветеранов, таких как Пири и Адольфус Грили . [119] и стал президентом Клуба исследователей Нью-Йорка. [120] В Канаде его приняли более приглушенно; возникли вопросы, касающиеся общих расходов на экспедицию, [98] его плохая первоначальная организация и его обращение с Южной партией, которая под руководством Рудольфа Андерсона завершила свою работу независимо от Стефанссона. [121] Позже Андерсон и другие члены Южной партии обратились к канадскому правительству с просьбой расследовать заявления Стефанссона в его книге 1921 года «Дружественная Арктика» , которые, по их мнению, плохо отразились на их чести. Запрос был отклонен на том основании, что «расследование не принесет никакой пользы». [98] В своей книге Стефанссон берет на себя ответственность за «смелое» решение увести Карлука под лед вместо того, чтобы обнимать берег на пути к острову Гершель, и признает, что он «выбрал неправильную альтернативу». [122] Однако МакКинли считал, что в книге дано неточное описание путешествия Карлука и его последствий, «возлагая вину… на всех, кроме Вильхьялмура Стефанссона». [119] Историк Том Хениган считает, что самая большая претензия МакКинли к своему лидеру заключалась в том, что «Стефанссон никогда, казалось, не мог выразить соответствующую скорбь по поводу своих погибших людей». [123] Стефанссон, так и не вернувшийся в Арктику, умер в 1962 году в возрасте 82 лет. [124]
Судьба группы первого офицера Александра Андерсона оставалась неизвестной до 1924 года, когда американское судно приземлилось на острове Геральд и обнаружило человеческие останки с запасами еды, одежды, боеприпасов и оборудования. По этим артефактам было установлено, что это была партия Андерсона. Причина смерти не была установлена, хотя обилие неизрасходованных припасов исключало голодную смерть. Одна из версий заключалась в том, что палатку унесло ветром, и группа замерзла насмерть. Другим было отравление угарным газом в палатке. [69]
Загадочная болезнь, поразившая большую часть жителей острова Врангеля и ускорившая смерть Маллоха и Мамена, позже была диагностирована как форма нефрита, вызванная употреблением в пищу некачественного пеммикана. Стефанссон объяснил это тем, что «наши производители пеммикана подвели нас, поставив нам продукт с низким содержанием жира». [125] Пири подчеркивал, что полярный исследователь должен «уделить свое личное, постоянное и настойчивое внимание» изготовлению пеммикана; МакКинли считал, что Стефанссон посвятил слишком много времени продвижению идеи экспедиции и слишком мало обеспечению качества еды, от которой будут зависеть ее участники. [126]
Из выживших Хэдли продолжил работу в Канадской арктической экспедиции, став вторым офицером, а затем и капитаном корабля снабжения « Белый медведь» . Он умер от гриппа в Сан-Франциско в 1918 году. [127] Хэдли и МакКоннелл написали отчеты о своем опыте для Стефанссона, который включил их в книгу «Дружественная Арктика» . Чейф также написал и опубликовал краткий отчет. [128] Большинство остальных быстро вернулись в относительную безвестность, но в 1922 году Стефанссон убедил Фреда Маурера присоединиться к попытке колонизировать остров Врангеля. К смущению канадского правительства, [129] Стефанссон настаивал на продолжении, хотя остров Врангеля, несомненно, был частью того, что тогда стало Советским Союзом . На остров была отправлена группа из пяти человек, включая Маурера; выжила только одна, инуитка Ада Блэкджек . [124] Несмотря на тяжелые испытания, многие из выживших карлуков прожили долгую жизнь; Уильямсон, который отказался говорить или писать о своем опыте в Арктике, дожил до 97 лет и умер в Виктории, Канада, в 1975 году. МакКинли умер в 1983 году в возрасте 95 лет, опубликовав свой отчет об экспедиции в 1976 году. [98] Куралук, Курук и их дочери Хелен и Мугпи вернулись к своей прежней жизни в Пойнт-Барроу. Эти две девушки, по словам Палссона, были «важным источником радости в самые мрачные моменты». [130] Мугпи, которая позже была известна как Рут Макпии Ипалук, стала последней выжившей в путешествии Карлука и умерла в 2008 году в возрасте 97 лет. [131]
Опубликованные отчеты о рейсах
[ редактировать ]шесть рассказов из первых рук о последнем путешествии Карлука Были опубликованы . К ним относится отчет Стефанссона, который охватывает только период с июня по сентябрь 1913 года. Секретарь экспедиции Берт МакКоннелл написал отчет о спасении острова Врангеля, который был опубликован в «Нью-Йорк Таймс» 15 сентября 1914 года. Версия отчета МакКоннелла появляется в книге Стефанссона.
- 1914: История Карлуков Бартлетта - Роберт Бартлетт
- 1916: Последнее путешествие «Карлука» — Роберт Бартлетт и Ральф Хейл
- 1918: Путешествие «Карлука» и его трагический конец — Эрнест Чейф
- 1921: Дружественная Арктика - Вилььялмур Стефанссон
- 1921: История карлуков - Джон Хэдли
- 1976: Карлук: великая нерассказанная история освоения Арктики - Уильям Лэрд МакКинли.
- 2001: Повелитель льда: Обреченное путешествие «Карлука» 1913 года - Дженнифер Нивен [132]
- 2022: Империя льда и камня - Бадди Леви [133]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В отсутствие каких-либо указаний в источниках все расстояния считались уставными милями и на этой основе конвертировались в км.
- ^ По данным Measuringworth.com, текущую стоимость проектов (таких как эта экспедиция) следует рассчитывать с использованием дефлятора ВВП . Согласно этому методу, 45 000 долларов США в 1913 году эквивалентны 747 921 доллару США в 2010 году. На основе индекса потребительских цен конверсионный эквивалент составляет 1 009 232 доллара США. [2]
- ^ Карлук был построен в США (Бартлетт говорит, что в Орегоне [18] в то время как в регистрационных записях США указана Бенисия, Калифорния). [19] Ее переняли у Стефанссона, когда ответственность за экспедицию взяло на себя канадское правительство. [20] Кораблю было присвоено несколько обозначений, в том числе «HMCS» (Канадский корабль Его Величества), [21] «ДГС» (Правительственный корабль Доминиона), [22] и «CGS» (правительственный корабль Канады). [23] HMCS — обозначение канадских военно-морских кораблей; хотя Карлук плавал под командованием капитана, не являющегося военно-морским флотом, и с командой, не являющейся военно-морским флотом, она управляла канадским синим прапорщиком , домкратом Королевского военно-морского флота Канады. [24]
- ↑ Кот, которого команда назвала Нигераурак («Маленький черный»), поднялся на борт в Эскимо и был усыновлен пожарным Фредом Маурером. После затопления она пережила ледяные походы и период на острове Врангеля и была спасена вместе с выжившими в сентябре 1914 года. По словам Нивена, кошка дожила до глубокой старости, произведя многочисленные пометы. [62]
- ↑ Пароход «Корвин» , зафрахтованный для спасательной операции Джафетом Линдебергом из Нома, и российский ледокол « Вайгач» также подошли к острову Геральд, не обнаружив никаких следов пропавших людей. [110] [115]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ванстон, Джеймс В. (июль 1994 г.). «Нойсовая коллекция материальной культуры медных инуитов» . Филдиана. Антропология . Нью-Йорк: Полевой музей естественной истории (серия Филдиана, публикация № 1455): 4–5. ISSN 0071-4739 . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ «Семь способов расчета относительной стоимости суммы в долларах США с 1774 года по настоящее время» . Измериворт . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Хениган, стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б с д Нивен, стр. 12–14.
- ^ Jump up to: а б Хиггинс, Дженни (2008). « Карлукская катастрофа» . Мемориальный университет Ньюфаундленда . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Стефанссон, стр. 27.
- ^ Палссон, с. 130
- ^ Jump up to: а б с д Нивен, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Бартлетт, стр. 4–6.
- ^ Лесли, стр. 297–98.
- ^ Jump up to: а б Хениган, стр. 60–61.
- ^ Палссон, с. 132
- ^ Jump up to: а б МакКинли, стр. 10–13.
- ^ Риффенбург, с. 244
- ^ Флеминг, стр. 354–61.
- ^ «Рузвельт (пароход)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Нивен, стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Бартлетт П. 2
- ^ Ежегодный список торговых судов США (1913 г.) . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство финансов США. 1913 год . Проверено 25 января 2010 г.
- ^ Стефанссон, пикс.
- ^ Нивен, с. 1
- ^ Jump up to: а б МакКинли, с. 81
- ^ Эпплтон, Томас. «История канадской береговой охраны и морских служб» . Канадская береговая охрана . Проверено 22 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с МакКинли, с. 68
- ^ Стефанссон, стр. х, 47
- ^ «Американские морские китобойные рейсы: база данных» . Mystic Seaport (Лунд, Джудит Н., Элизабет А. Джозефсон, Рэндалл Р. Ривз и Тим Д. Смит; Национальная морская цифровая библиотека http://www.nmdl.org ). 2 ноября 2016 г. Проверено 16 мая 2017 г. (поисковой корабль «Карлюк»)
- ^ Дженнесс, стр. 107-1. 8–9
- ^ Jump up to: а б МакКинли, стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Нивен, стр. 14–15.
- ^ МакКинли, стр. 15–17.
- ^ Jump up to: а б МакКинли, стр. 20–21.
- ^ Нивен, с. 16
- ^ Jump up to: а б Бартлетт, с. 20
- ^ Стефанссон, стр. 36.
- ^ Нивен, стр. 24–27.
- ^ Бартлетт, с. 23
- ^ МакКинли, стр. 27.
- ^ Бартлетт, с. 26
- ^ Нивен, с. 49
- ^ МакКинли, с. 28
- ^ Дженнесс, с. 11
- ^ Бартлетт, с. 37
- ^ Jump up to: а б Нивен, стр. 54–56.
- ^ Палссон, с. 134
- ^ Дженнесс, стр. 107-1. 15–17
- ^ Палссон, с. 167
- ^ Диубальдо, с. 82
- ^ Бартлетт, с. 48
- ^ Бартлетт, с. 49
- ^ Флеминг, стр. 201–29.
- ^ Нивен, стр. 61–62.
- ^ Нивен, стр. 70–78.
- ^ МакКинли, с. 44
- ^ МакКинли, с. 46
- ^ Бартлетт, с. 69
- ^ Нивен, стр. 88–89.
- ^ Бартлетт, стр. 74–78.
- ^ Нивен, с. 105
- ^ Jump up to: а б с МакКинли, стр. 63–65.
- ^ Нивен, стр. 117–118.
- ^ Бартлетт, стр. 90–91.
- ^ Нивен, с. 28 и с. 365
- ^ Jump up to: а б МакКинли, стр. 68–70.
- ^ См. примерный план, нарисованный МакКинли. Бартлетт, с. 98
- ^ Нивен, с. 129
- ^ Нивен, с. 131
- ^ Нивен, стр. 133–38.
- ^ МакКинли, стр. 72–76.
- ^ Jump up to: а б Нивен, стр. 3–6 и 368–70.
- ↑ The Evening Star, 14 октября 1924 г., стр. 4. На момент обнаружения останков в октябре 1924 г. существовало предположение, что это были останки группы Маккея.
- ^ МакКинли, с. 78
- ^ Jump up to: а б Нивен, стр. 162–65.
- ^ Бартлетт, стр. 128–29.
- ^ Нивен, с. 360
- ^ Лесли, с. 309
- ^ Нивен, стр. 177–78.
- ^ Лесли, стр. 310–11.
- ^ Jump up to: а б МакКинли, стр. 84–90.
- ^ Нивен, с. 190
- ^ Бартлетт, с. 180
- ^ Нивен, стр. 196–98.
- ^ Бартлетт, стр. 197–98.
- ^ Нивен, стр. 226–29.
- ^ Jump up to: а б Лесли, с. 315
- ^ Нивен, с. 230
- ^ Нивен, стр. 232–34.
- ^ Нивен, стр. 235–36 и стр. 244
- ^ Нивен, стр. 255–56 и стр. 258–59.
- ^ Нивен, с. 192
- ^ МакКинли, с. 94
- ^ Jump up to: а б с МакКинли, стр. 96–104.
- ^ МакКинли, стр. 108–10.
- ^ МакКинли, с. 105
- ^ Нивен, с. 203
- ^ МакКинли, стр. 113–120.
- ^ Нивен, с. 300 и с. 321
- ^ Нивен, с. 289
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нивен, стр. 357–67.
- ^ Нивен, стр. 287–88 и стр. 294–95.
- ^ МакКинли, стр. 135–36.
- ^ Нивен, с. 305
- ^ Нивен, стр. 307–08.
- ^ Нивен, стр. 327–29.
- ^ Нивен, стр. 264–65.
- ^ Бартлетт, с. 297
- ^ Нивен, стр. 302–03.
- ^ Бартлетт, с. 301
- ^ Бартлетт, стр. 302–306.
- ^ Jump up to: а б с д МакКоннелл, Берт (15 сентября 1914 г.). «Получил людей Карлука, когда надежда была тусклой» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кокран, стр. 79–86.
- ^ Нивен, стр. 324–27.
- ^ Бартлетт, с. 309
- ^ Нивен, стр. 333–334.
- ^ МакКинли, стр. 148–51.
- ^ Стефанссон, стр. 725–27
- ^ Бартлетт, с. 323
- ^ Хениган, с. 62
- ^ Лесли, стр. 320–21.
- ^ Jump up to: а б МакКинли, с. 162
- ^ Хениган, с. 68
- ^ Хениган, стр. 69–74.
- ^ Стефанссон, стр.48
- ^ Хениган, с. 76
- ^ Jump up to: а б Лесли, стр. 321–22.
- ^ Стефанссон, стр. 486.
- ^ Лесли, стр. 317–18.
- ^ Стефанссон, стр. 763.
- ^ Чейф, Эрнест Ф. (май 1918 г.). «Путешествие «Карлука» и его трагический конец» . Географический журнал . 51 (5): 307–316. Бибкод : 1918GeogJ..51..307C . дои : 10.2307/1780073 . JSTOR 1780073 .
- ^ Диубальдо, с. 161
- ^ Палссон, с. 136
- ^ Харпер, Кенн (18 июля 2008 г.). «Рут Макпии Ипалук: 1911–2008» . Новости Нунациака . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Уилер, Сара (3 декабря 2000 г.). «Величайший обманщик из ныне живущих» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Акерс, ВМ (29 ноября 2022 г.). «Исследователи Арктики попали в ледяной ад» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 декабря 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- «Американские морские китобойные рейсы: база данных» . Mystic Seaport (Лунд, Джудит Н., Элизабет А. Джозефсон, Рэндалл Р. Ривз и Тим Д. Смит; Национальная морская цифровая библиотека http://www.nmdl.org ). 2 ноября 2016 г. Проверено 16 мая 2017 г. (поисковой корабль «Карлюк»)
- Ежегодный список торговых судов США (1913 г.) . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство финансов США. 1913 год . Проверено 25 января 2010 г. (поиск «Карлук»)
- Бартлетт, Роберт ; Ральф Хейл (1916). Последнее плавание «Карлука » . Торонто: Маклелланд, Гудчайлд и Стюарт.
- Чейф, Эрнест Ф. (май 1918 г.). «Путешествие «Карлука» и его трагический конец» . Географический журнал . 51 (5): 307–316. Бибкод : 1918GeogJ..51..307C . дои : 10.2307/1780073 . JSTOR 1780073 . (требуется подписка)
- Кокран, CS (1915). Отчет о северном походе катера береговой охраны Bear . Годовой отчет Береговой охраны США . Вашингтон: Государственная типография. стр. 79–86.
- Диубальдо, Ричард Дж (1998). Стефанссон и канадская Арктика . Монреаль: McGill-Queen's Press. ISBN 0-7735-1815-0 .
- Флеминг, Фергюс (2002). Девяносто градусов северной широты . Лондон: Granta Books. ISBN 1-86207-535-2 .
- Харпер, Кенн (18 июля 2008 г.). «Рут Макпии Ипалук: 1911–2008» . Новости Нунациака . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- Хениган, Том (2009). Вильялмур Стефанссон: путешественник по Арктике . Торонто: Дандурн Пресс. ISBN 978-1-55002-874-4 .
- Хиггинс, Дженни (2008). « Карлукская катастрофа» . Мемориальный университет Ньюфаундленда . Проверено 9 января 2010 г.
- Дженнесс, Стюарт Эдвард (2004). Становление исследователя: Джордж Хьюберт Уилкинс и канадская арктическая экспедиция, 1913–1916 гг . Монреаль: Издательство Университета Макгилл-Куинс. ISBN 0-7735-2798-2 .
- Лесли, Эдвард Э. (1988). Отчаянные путешествия, брошенные души . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-91150-8 .
- МакКоннелл, Берт (15 сентября 1914 г.). «Получил людей Карлука, когда надежда была тусклой» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 января 2010 г.
- МакКинли, Уильям Лэрд (1976). Карлук: Великая нерассказанная история освоения Арктики . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-77164-7 . (Книга была переиздана в 1999 году под названием « Последнее путешествие Карлука: воспоминания выжившего после арктической катастрофы »).
- Нивен, Дженнифер (2001). Ледяной Мастер . Лондон: Пан Книги. ISBN 0-330-39123-2 .
- Палссон, Гисли; Кенева Кунц (2005). Страсти к путешествиям: скрытая жизнь Вилььялмура Стефанссона . Ливан, Нью-Хэмпшир: Издательство Дартмутского колледжа. ISBN 978-1-58465-510-7 .
- Риффенбург, Бо (2005). Нимрод . Лондон: Публикации Блумсбери. ISBN 0-7475-7253-4 .
- Стефанссон, Вильялмур (1921). «Дружественная Арктика» . Наука . 57 (1484 г.). Нью-Йорк: Компания Macmillan: 665–666. дои : 10.1126/science.57.1484.665-a . ПМИД 17781680 .
- Ванстон, Джеймс В. (июль 1994 г.). «Нойсовая коллекция материальной культуры медных инуитов» . Филдиана. Антропология . Нью-Йорк: Полевой музей естественной истории (серия Филдиана, публикация № 1455): 4–5. ISSN 0071-4739 . Проверено 8 января 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дефеличе, Барбара (1995). «Ученые и научные исследования в арктических экспедициях девятнадцатого и начала двадцатого века» . Бюллетень Дартмутского библиотечного колледжа . НС35 (2).
- Левер, Тревор Х. (1988). «Вильялмар Стефанссон, континентальный шельф и новый арктический континент». Британский журнал истории науки . 21 (2): 233–247. дои : 10.1017/S000708740002478X . S2CID 145519986 .
- Хили, Люк (2016). Как выжить на Севере . НетБровь. ISBN 9781910620069 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «История Карлуков Бартлетта» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 1 июня 1914 года . Проверено 13 января 2010 г. Отчет Бартлетта о катастрофе, опубликованный в The New York Times вскоре после его прибытия на Аляску 30 мая 1914 года.
- «Стефанссон хорошо живет в Арктике» . Нью-Йорк Таймс . 24 октября 1915 года . Проверено 13 января 2010 г. Письма, отправленные Стефанссоном из Заполярья, 1914–15.
- «Скованные льдом: последнее путешествие Карлука » . Телефильм Канада. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 6 января 2013 г. — Документальный фильм, доступен для просмотра на Hulu .
- Документы Джона Манро в библиотеке Дартмутского колледжа