Соната для фортепиано № 2 (Шопен)
Соната для фортепиано № 2 | |
---|---|
Шопен Фредерик | |
Другое имя | Похоронный марш |
Ключ | B ♭ минор |
Опус | 35 |
Форма | Соната для фортепиано |
Составленный | 1837–1839 |
Опубликовано | 1840 |
Продолжительность | Около 21-25 минут |
Движения | Четыре |
Соната для фортепиано № 2 си ♭ . минор , соч 35) — соната для фортепиано в четырёх частях польского композитора Фредерика Шопена . Шопен завершил произведение, живя в поместье Жорж Санд в Ноане , примерно в 250 км (160 миль) к югу от Парижа , за год до того, как оно было опубликовано в 1840 году. Первая из трех зрелых сонат композитора (остальные — Соната для фортепиано) № 3 си минор , соч. 58 и Соната для фортепиано и виолончели соль минор , соч. 65), произведение считается одной из величайших фортепианных сонат литературы.
Третья часть Сонаты для фортепиано № 2 — это знаменитый похоронный марш Шопена ( французский : Marche funèbre ; польский : Marsz żałobny ), который был написан как минимум за два года до остальной части произведения и сам по себе остался одним из самых ярких произведений Шопена. популярные композиции. Соната для фортепиано № 2 несет в себе аллюзии и реминисценции музыки И. С. Баха и Людвига ван Бетховена ; Бетховена Сонаты для фортепиано № 12 Третьей частью также является похоронный марш. Типичное исполнение второй сонаты Шопена длится от 21 до 25 минут, в зависимости от того, ли повторение первой части экспозиции наблюдается .
Хотя Соната для фортепиано № 2 мгновенно завоевала популярность у публики, ее критический прием поначалу был более сомнительным. Роберт Шуман , среди других критиков, утверждал, что произведение было структурно неполноценным и что Шопен «не вполне мог справиться с сонатной формой», критика, которая не выдержала времени. Произведение было записано многими пианистами и регулярно используется на концертах и конкурсах пианистов . Marche funèbre существует в бесчисленных аранжировках и исполнялась на похоронах по всему миру (включая похороны самого Шопена), став архетипическим воплощением смерти.
Историческая справка
[ редактировать ]Соната для фортепиано № 2 была написана в то время, когда соната утратила свое подавляющее доминирование. Хотя сонаты Бетховена и Моцарта составляли значительную часть их композиционного творчества, это не относится к следующему поколению композиторов: Ференц Лист написал только одну сонату среди десятков своих инструментальных произведений, Роберт Шуман — семь (восемь, если включать « Фантазию в C , соч. 17), и Феликс Мендельсон тринадцать. Помимо Сонаты для фортепиано № 2, Шопен написал только три другие сонаты: Сонату для фортепиано до минор (соч. пост. 4), написанную в восемнадцатилетнем возрасте; Соната для фортепиано № 3 си минор (соч. 58); и Соната для фортепиано и виолончели соль минор (соч. 65). [ 1 ]
Композиционные истоки Сонаты для фортепиано № 2, первой зрелой сонаты для фортепиано, написанной Шопеном, [ 2 ] сосредоточены на его третьей части ( Marche funèbre ), похоронном марше , который, по мнению многих ученых, был написан в 1837 году. [ 2 ] [ 3 ] Однако Джеффри Каллберг считает, что такие указания связаны с рукописью с автографом восьми тактов музыки ре ♭ мажор с пометкой Lento cantabile , очевидно написанной в качестве подарка неназванному получателю. Рукопись, датированная 28 ноября 1837 года, позже станет частью трио погребального марша . Однако Каллберг предполагает, что эта рукопись, возможно, была задумана как начало более ранней попытки другой медленной части, а не как часть Погребального марша , написав, что «для Шопена было бы необычно подарить рукопись, которая, если он не содержал целого отрывка, то, по крайней мере, не цитировал его начало», как это делали почти все другие его презентационные рукописи. Он также предполагает, что аранжировка « Фонтаны Джулиана Похоронного марша» в четыре руки может быть связана с заброшенной сонатой для фортепиано в четыре руки, написанной Шопеном в 1835 году и первоначально предназначенной для публикации как его соч. 28 (который вместо этого был присвоен 24 прелюдиям , соч. 28), что повышает вероятность того, что механизм на самом деле может датироваться 1835 годом, а не общепринятым 1837 годом. [ 4 ]
Через некоторое время после написания « Похоронного марша » Шопен сочинил остальные части, завершив всю сонату к 1839 году. В письме от 8 августа 1839 года, адресованном Фонтане, Шопен писал:
Я пишу здесь сонату си-бемоль минор, которая будет содержать уже известный вам марш. Есть Аллегро, затем Скерцо ми-бемоль минор, Марш и короткий финал, занимающий три страницы моей рукописи. После Марша левая и правая рука сплетничают в унисон. ... Мой отец написал, что моя старая соната [до минор, соч. 4] был опубликован [ примечание 1 ] автор [ Тобиас Хаслингер ] и что немецкие критики хвалят его. С учетом тех, что у вас в руках, у меня теперь шесть рукописей. Я позабочусь о том, чтобы издатели были прокляты, прежде чем они получат их даром. [ 5 ]
Несанкционированное распространение Хаслингером ранней сонаты до минор Шопена (он дошел до того, что выгравировал произведение и разрешил ему распространяться вопреки желанию композитора), возможно, усилило давление на Шопена с целью публикации фортепианной сонаты, что может объяснить, почему Шопен добавил другие движения к похоронному маршу для создания сонаты. [ 3 ] Работа была закончена летом 1839 года в Ноане (близ Шатору ), во Франции , [ 6 ] и опубликован в мае 1840 года в Лондоне , Лейпциге и Париже . [ 7 ] Работа не была оформлена посвящением. [ 6 ]
Анализ
[ редактировать ]Соната состоит из четырех частей :
- Тяжелый – Двойная доля ( B ♭ минор – B ♭ мажор )
- Скерцо ( ми ♭ минор с трио и обе концовки соль ♭ мажор )
- Траурный марш: Медленный (си ♭ минор с трио ре ♭ мажор )
- Финал: Престо (си ♭ минор)
I. Тяжелый – Двойное движение.
[ редактировать ]5–7 минут [ примечание 2 ]
Первая часть представлена в модифицированной сонатной форме. [ примечание 3 ] си ♭ минор и 2
2 раза. Он открывается четырехтактным вступлением в относительном мажоре , ре ♭ мажор. [ 8 ] отмечен Grave , с последующим изменением темпа на Doppio movimento , [ примечание 4 ] ключевое изменение тональной тональности и введение взволнованного [ 7 ] бас-аккомпанемент; фигура аккомпанемента; четыре такта спустя появляется основная тема . За основной темой, отмеченной агитато , следует вторая тема ре мажор , отмеченная фортепьяно и состенуто . В начале разработки появляются все темы, представленные в экспозиции. [ примечание 5 ] Позже в разработке появляется, казалось бы, новая мелодия, которая на самом деле представляет собой инверсию части второй темы. В кульминации развития Шопен объединяет сразу три элемента: мотивы вступления Grave и основную тему в басах и дискантах соответственно, с триолями в середине. [ 9 ] В перепросмотре основной раздел, содержащий основную тему, не возвращается, возможно, вдохновленный более старой формой бинарной сонаты, типичной для Доменико Скарлатти ; клавирных сонат [ 10 ] вместо этого возвращается только лирическая вторая тема в параллельном мажоре тоники B ♭ . Движение завершается блестящим [ 7 ] 12-тактовое стретто , образующее коду из 12 тактов, заканчивающуюся тремя B ♭, мажорными аккордами отмеченными fff ( фортиссиссимо ).
Повтор экспозиции
[ редактировать ]Когда соната была опубликована в 1840 году в трех обычных городах: Париже , Лейпциге и Лондоне , [ 11 ] в лондонском и парижском изданиях повтор экспозиции указан в качестве начинающегося с самого начала движения (в разделе «Могила» ). Однако в лейпцигском издании повтор начинается с раздела Doppio movimento . Хотя критическое издание, опубликованное Breitkopf & Härtel (которое редактировали, среди прочих, Ференц Лист, Карл Райнеке и Иоганнес Брамс ), указывает на повторение, как и первые лондонские и парижские издания, почти все издания 20-го века похожи на Лейпцигское издание по этому поводу. Чарльз Розен утверждает, что повторение экспозиции в манере, осуществленной в лейпцигском издании, является серьезной ошибкой, заявляя, что это «музыкально невозможно», поскольку оно прерывает каденцию D ♭ мажор (которая завершает экспозицию) аккомпанементной фигурой B ♭ минор . . [ 12 ] Эдвард Т. Коун соглашается, называя повторение движения Доппио «ерундой». Однако Лейкин выступает за исключение Могилы из повторения экспозиции, частично ссылаясь на то, что полное издание Шопена Кароля Микули 1880 года содержало знак повтора после Могилы в первой части Сонаты для фортепиано № 2. Микули был ученик Шопена с 1844 по 1848 год, а также наблюдал за уроками, которые Шопен давал другим ученикам, в том числе тем, где преподавалась эта соната, и делал подробные записи. [ 13 ]
Большинство коммерческих записей исключают Могилу из повторения экспозиции, в том числе записи Марты Аргерих , Владимира Ашкенази , Стефана Ашкенасе , Артуро Бенедетти Микеланджели , Рафала Блехача , Нельсона Фрейре , Андрея Гаврилова , Элен Гримо , Петера Яблонского , Вильгельма Кемпфа , Никиты Магалова , Мюррей Перахия , Маурицио Поллини (в его записи 1985 года) и Юджа Ван . Однако запись Поллини 2008 года и запись Мицуко Учида , среди прочих, начинают повторение с Grave . Другие записи, в том числе записи Даниэля Баренбойма , Сон-Джина Чо , Владимира Горовица , Юлиуса Катчена , Евгения Кисина , Гаррика Олссона , Иво Погорелича , Сергея Рахманинова , Артура Рубинштейна и Хатии Буниатишвили , вообще исключают повторение.
II. Шутить
[ редактировать ]6–7 минут
Вторая часть — скерцо ми ♭ минор и 3
4 раза без указания темпа. Анатоль Лейкин предполагает, что отсутствие указания темпа можно объяснить близким сходством этой части и заключительной части первой части, в том числе преобладанием в обеих частях повторяющихся октав и аккордов, а также одинаковыми каденциальными фразами. Таким образом, отсутствие указания темпа может указывать на то, что нового темпа нет, а есть простое изменение обозначения (с триоли на тройной размер ). [ 14 ]
Движение выполнено в традиционной скерцо-трио-скерцо. форме [ 15 ] с трио соль ♭ мажор. Взрывная ритмическая и динамическая мощь скерцо, а также его яростная настойчивость в повторяющихся аккордах и октавах помещают его в традицию частей скерцо Бетховена. Однако, в отличие от Бетховена, скерцо которого представляют собой трансформированные менуэты , это скерцо имеет множество определяющих ритмических характеристик, которые вместо этого делают его трансформированной мазуркой . [ 10 ] Трио, отмеченное Più lento , имеет песенное качество благодаря своей простой, чувственной мелодии. [ 16 ] После возвращения скерцо следует кода. [ 7 ] это сокращенная реприза трио [ 17 ] и поэтому заканчивает работу на относительном мажоре; другие произведения Шопена, которые также заканчиваются на относительном мажоре, включают Скерцо № 2 си ♭ минор (соч. 31) и Фантазию фа минор (соч. 49).
III. Похоронный марш: Медленный
[ редактировать ]8–9 минут
Третья часть, названная Marche funèbre , представляет собой «резкое сопоставление похоронного марша и пасторального трио». [ 18 ] Часть находится в си ♭ миноре и 4
4 раза с трио в относительном мажоре D ♭ . Обозначение темпа Lento было добавлено только после публикации сонаты в 1840 году. [ 19 ] Часть открывается мелодией, состоящей из повторяющихся почти трех тактов B ♭ в сопровождении чередующихся мажорных аккордов B ♭ (без третьего) и G ♭, которые звенят, как похоронный колокол. Этот мелодический прием также использовался в качестве основы основной темы предыдущей части скерцо и части кода вступительной части. [ 17 ] Мелодия, следующая за повторяющейся B ♭ , является, как отмечает Алан Уокер , «строгой ретрогадой» основной темы первой части. [ 20 ] Трио части, относительно мажорной тоники, состоит из безмятежной ноктюрноподобной мелодии. [ 21 ] сопровождается дрожью в левой руке.
Одна только « Похоронный марш» остается одним из самых популярных произведений Шопена. [ 22 ] и стал архетипическим воплощением смерти. Он был широко аранжирован для других инструментов, особенно для оркестра . [ 23 ] [ 24 ] Первая известная оркестровая аранжировка движения была сделана Наполеоном Анри Ребером и исполнена на могиле во время похорон Шопена 30 октября 1849 года на кладбище Пер-Лашез в Париже. [ 25 ] [ 26 ] Английский дирижер Генри Вуд сделал две оркестровки « Похоронного марша» , первая из которых исполнялась на Променадах четыре раза в период с 1895 по 1904 год. [ 27 ] На первом вечере Променада 1907 года 17 августа 1907 года Вуд исполнил новую версию, которую он написал, узнав о смерти двумя днями ранее известного скрипача Джозефа Иоахима . [ 28 ] В 1933 году сэр Эдвард Элгар переписал « Похоронный марш» для полного оркестра; его первое выступление состоялось на его собственном мемориальном концерте в следующем году. Он также был транскрибирован для большого оркестра дирижером Леопольдом Стоковским ; эту версию впервые записал Матиас Бамерт .
Хотя механизм первоначально был опубликован как Marche funèbre , Шопен изменил его название на просто Marche в своих исправлениях первого парижского издания. [ 19 ] [ 29 ] Кроме того, всякий раз, когда Шопен писал об этом движении в своих письмах, он называл его «маршем», а не «траурным маршем». [ примечание 6 ] Каллберг считает, что удаление Шопеном прилагательного funèbre , возможно, было мотивировано его презрением к описательным обозначениям своей музыки. [ 31 ] После того, как его лондонское издательство Wessel & Stapleton добавило к произведениям Шопена несанкционированные названия, в том числе «Адский банкет» к его первому скерцо си минор (соч. 20), композитор в письме к Фонтане от 9 октября 1841 года писал:
Что касается [Кристиана Рудольфа Весселя], он осел и мошенник... если он проиграл моим сочинениям, то, несомненно, из-за глупых названий, которые он им дал, несмотря на мои неоднократные упреки в адрес [Фредерик Стэплтон]; что, если бы я прислушался к голосу своей души, я бы никогда больше ничего ему не послал после этих титров.
В 1826 году, за десять лет до того, как он написал эту часть, Шопен сочинил еще один похоронный марш до минор, который был опубликован посмертно как соч. 72 № 2. [ 34 ]
IV. Финал: Скоро
[ редактировать ]1–2 минуты
Короткий финал, отмеченный Престо и в 2
2 раз, представляет собой вечный двигатель в «относительно простой» двоичной форме. [ примечание 7 ] состоящая из параллельных октав, сыгранных sotto voce e legato (аналогично Прелюдии ми ♭ минор , соч. 28 № 14) и ни одной паузы или аккорда до финальных тактов с внезапным фортиссимо B ♭ бас-октавы и си ♭ минора аккорд, завершающий всю пьесу. В этой части «сложный хроматизм разрабатывается в подразумеваемой трех- и четырехголосной гармонии целиком посредством одной сдвоенной монофонической линии»; [ 35 ] Точно так же пять тактов, которыми начинается И.С. Баха » «Фуга ля минор (BWV 543), подразумевают четырехчастную гармонию через одну монофоническую линию. [ 36 ] Гаррик Олссон заметил, что это движение «экстраординарно, потому что он написал самое странное движение, которое он когда-либо писал за всю свою жизнь, что-то, что действительно похоже на 20-й век, постромантизм и атональность». [ 37 ] Вдобавок Лейкин описывает финал как «вероятно, самое загадочное произведение, которое когда-либо писал Шопен». [ 20 ] Говорят , что Антон Рубинштейн заметил, что четвертая часть - это «ветер, воющий вокруг надгробий». [ 38 ]
Шопен, который очень часто писал указания педали, в финале не написал ничего, кроме самого последнего такта. Хотя Мориц Розенталь (ученик Листа и Микули) утверждал, что это движение нельзя воспроизводить никакой педалью, за исключением случаев, указанных в последнем такте, Розен считал, что «эффект ветра над могилами», как описал это движение Антон Рубинштейн, «обычно достигается сильным промыванием педали». [ 35 ]
Аллюзии
[ редактировать ]Соната для фортепиано № 2 содержит намек на Прелюдию из Сюиты для виолончели № 6 Баха ре мажор, BWV 1012. Часто повторяющийся мотив Прелюдии Баха заметно схож с основной темой первой части сонаты Шопена; Кроме того, как и Финал сонаты Шопена, Прелюдия представляет собой вечный двигатель с четырьмя группами дрожащих триолей на такт. [ 39 ] Кроме того, в «Финале» Шопен позаимствовал у Баха мастерство достижения полифонии через одноголосную линию посредством арпеджированных фигур: в некоторых отношениях он пошел в этом отношении даже дальше Баха. [ 40 ] Кроме того, план сонаты Шопена напрямую следует плану Сонаты для фортепиано № 12 ля мажор Бетховена , соч. 26, который также состоит из четырех частей и включает медленную часть Marcia funèbre : как и в сонате Шопена, медленная часть траурного марша следует за второй частью быстрого скерцо. [ 2 ] Шопена обычно считают композитором эпохи романтизма, находящимся под наименьшим влиянием Бетховена; [ 41 ] однако соч. Бетховена. Сообщается, что 26-я соната Бетховена была его любимой, и он играл и преподавал ее больше, чем любую другую сонату Бетховена. [ 2 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Хотя Соната № 2 для фортепиано быстро завоевала популярность среди публики, она поначалу смутила критиков, которые сочли ее недостаточно связной и единой и отметили, что Шопен не вполне справляется с сонатной формой. [ 2 ] Большинство критических рецензий, написанных в течение столетия после публикации произведения, были отрицательными, хотя критики по-прежнему очень хвалили некоторые аспекты сонаты. [ 42 ] Соната, как и две другие зрелые сонаты Шопена, до 1900 года исполнялась в Польше и других странах Европы очень спорадически; однако сам по себе «Похоронный марш» часто исполнялся как для фортепиано, так и в транскрипциях. Лишь на рубеже веков сонаты стали исполняться чаще. [ 43 ] Недавние комментарии предполагают, что представления о том, что произведение страдает структурной неполноценностью и что Шопен не может справиться с сонатной формой, постепенно исчезают, и теперь оно считается одной из величайших фортепианных сонат в литературе. [ 2 ] Соната и сейчас продолжает регулярно появляться в концертных программах и часто исполняется на конкурсах классической музыки , особенно на Международном конкурсе пианистов имени Шопена .
Первая серьезная критика со стороны Роберта Шумана появилась в 1841 году. [ примечание 8 ] Шуман критически отнесся к работе. Он описал сонату как «четыре [его] самых безумных детей под одной крышей» и нашел название «Соната» капризным и немного самонадеянным. [ 2 ] [ 44 ] Он также заметил, что в Marche funèbre «есть что-то отталкивающее» и что «адажио на его месте, возможно, ре-бемоль, имело бы гораздо более красивый эффект». [ 45 ] Кроме того, финал вызвал ажиотаж среди Шумана и других музыкантов. Шуман сказал, что это движение «больше похоже на издевательство, чем на любую музыку». [ 45 ] и когда Феликса Мендельсона спросили об этом, он ответил: «О, я ненавижу это». [ 21 ] Джеймс Хунекер заметил, что четыре части сонаты «не имеют общей жизни» и что соната «является не скорее сонатой, чем последовательностью баллад и скерци». Несмотря на эти замечания, последние две части он назвал «шедеврами» и написал, что финал «не имеет аналогов в фортепианной музыке». [ 46 ] Точно так же Джеймс Катберт Хадден писал, что «четыре части, рассматриваемые по отдельности, достойны восхищения, но вместе взятые они имеют мало тематического или другого сходства», а также согласился с описанием Шумана сонаты как «четырех его самых безумных детей», связанных вместе. [ 47 ] Анри Биду счел произведение «не очень связным» и заметил, что «Шуман указал на дефект в его композиции». [ 48 ]
Несмотря на негативную реакцию на произведение, сама «Похоронная марша» была воспринята в целом положительно, и, по словам Хаддена, писавшего в 1903 году, произведение было «популяризировано до смерти». [ 47 ] Ференц Лист, друг Шопена, заметил, что похоронный марш «обладает такой пронзительной сладостью, что мы едва ли можем считать его земным». [ 49 ] и Чарльз Уиллеби написал, что это, безусловно, «самая красивая и последовательная часть» произведения. [ 50 ] Несмотря на критику сонаты в целом, Хадден высказал мнение, что « Похоронный марш » «действительно лучшая часть сонаты». [ 47 ] Сама по себе « Марша похорон» продолжает оставаться одним из самых популярных произведений Шопена и исполняется на похоронах по всему миру. Помимо собственных похорон Шопена, она также исполнялась на государственных похоронах Джона Ф. Кеннеди . [ 51 ] Сэр Уинстон Черчилль , Маргарет Тэтчер , королева Елизавета II , [ 52 ] а также советские и коммунистические лидеры, в том числе Леонид Брежнев , Юрий Андропов , Константин Черненко и Иосиф Броз Тито . Движение также звучало на государственных похоронах президента Польши Леха Качиньского . [ 53 ] Президент Тайваня Чан Кайши и президенты Египта Анвар Садат и Хосни Мубарак .
Соната, в основном « Марш погребальный» , оказала влияние на множество классических и неклассических произведений, написанных после нее. Вторая часть Эрика Сати , «Эбрионов дессеше» озаглавленная «Эдриофтальма», использует вариацию « Марша похорон» второй темы . Сати называет это «Citation de la célèbre mazurka de SCHUBERT» («цитата из знаменитой мазурки Шуберта »), но такого произведения не существует. [ 54 ] Кроме того, Marche funèbre присутствует в ряде джазовых композиций, в том числе в » Дюка Эллингтона « Black and Tan Fantasy . [ 55 ] а канадский электронной танцевальной музыки музыкант Deadmau5 использовал тему из Marche Funèbre в своей песне " Ghosts 'n' Stuff ". [ 56 ] Профессиональный борец Гробовщик цитирует начало Марша в своей вступительной теме как часть своего жуткого трюка. Эта соната также повлияла на Сергея Рахманинова в его Сонате для фортепиано № 2 (соч. 36), также си ♭ минор. Объясняя друзьям, почему он остановил свой выбор на новой редакции 1931 года, Рахманинов сказал: «Я смотрю на свои ранние произведения и вижу, сколько там лишнего. Даже в этой сонате столько голосов движется одновременно, и она слишком длинная. Соната Шопена длится девятнадцать минут, и все уже сказано». [ 57 ]
Доступные издания и записи
[ редактировать ]Доступно несколько высоко оцененных изданий Сонаты для фортепиано № 2, в первую очередь издания Г. Хенле Верлага . [ 58 ] издание под редакцией Игнация Яна Падеревского , [ 59 ] и Национальное издание Шопена под редакцией Яна Экьера . [ 60 ] Произведение широко исполнялось и записывалось. Две из самых ранних коммерческих записей произведения были сделаны Перси Грейнджером и Сергеем Рахманиновым в 1928 и 1930 годах соответственно. [ 61 ] [ 62 ] Коммерческие записи также сделали такие пианисты, как Альфред Корто , Даниэль Баренбойм , Александр Браиловский , Самсон Фрэнсис , Гилельс , Эмиль Владимир Горовиц , Уильям Капелл , Вильгельм Кемпф , Евгений Кисин , Джордж Ли , Мюррей Перахия , Иво Погорелич , Антонио Помпа-Бальди. Хатия Артур Рубинштейн , Мицуко Учида , Буниатишвили и победители Международного конкурса пианистов имени Шопена Марта Аргерих , Юлианна Авдеева , Сон-Джин Чо , Маурицио Поллини , Адам Харасевич , Ли Юнди и Гаррик Олссон . [ 63 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Оп. 4 фактически не был опубликован до смерти Шопена, но произведение уже было выгравировано и начало распространяться. [ 3 ]
- ^ 5 минут, если вообще исключен повтор экспозиции ; 7 минут, если наблюдается повтор
- ^ «Изменено» тем, что основной раздел, содержащий основную тему, не возвращается в перепросмотр .
- ^ Из Merriam-Webster Online : Doppio movimento - «вдвое быстрее предыдущего - используется как направление в музыке»
- ^ Первые три такта (106–108) взяты из основной темы; следующий такт (109) из второстепенной темы; следующий такт из вступления к Grave и так далее. [ 9 ]
- ↑ В дополнение к упомянутому выше письму Фонтане от 8 августа 1839 года Шопен в письме к своей семье от 8 июня 1847 года назвал это движение просто «маршем». [ 30 ]
- ^ Структура, особенно гармонические аспекты Финала, подробно описана у Розена (1995) , стр. 294-298.
- ^ Полная письменная критика Шумана в английском переводе доступна в Oshry (1999) , стр. 88–90.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лейкин (1994) , стр. 176.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лейкин (1994) , с.177.
- ^ Jump up to: а б с Петти (1999) , с. 284
- ^ Каллберг (2001) , стр. 4-8.
- ^ Хедли (1962) , стр. 180-182.
- ^ Jump up to: а б «Фридерик Шопен – Информационный центр – Соната си-бемоль минор – Сочинения» . ru.chopin.nifc.pl . Институт Фредерика Шопена . Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон (1905) , с. 124
- ^ Лейкин (2001) , стр. 570.
- ^ Jump up to: а б Лейкин (1994) , с.186.
- ^ Jump up to: а б Лейкин (1994) , с.187.
- ^ Розен (1995) , с. 279
- ^ Розен (1995) , с. 280
- ^ Лейкин (2001) , стр. 581.
- ^ Лейкин (1994) , стр. 187–188.
- ^ Лейкин (1994) , стр. 189.
- ^ Хунекер (1900) , с. 297
- ^ Jump up to: а б Лейкин (1994) , с.190.
- ^ Бочковска (2012) , стр. 217.
- ^ Jump up to: а б Экиер (2013) , с. 79
- ^ Jump up to: а б Лейкин (1994) , с.191.
- ^ Jump up to: а б Джонсон (1905) , с. 125
- ^ Хунекер (1895) . п. xiii
- ^ Этот Олексиак (2005)
- ^ См. Крамер (2001).
- ↑ Фридерик Шопен – Хронологическая биография. Архивировано 5 февраля 2009 года в Wayback Machine . Проверено 21 мая 2007 г.
- ^ Крамер (2001) , с. 97
- ^ Архив выпускных вечеров BBC . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Музыкальная сеть International . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Каллберг (2001) , с. 12
- ^ Хедли (1962) , стр. 289.
- ^ Каллберг (2001) , с. 14
- ^ Каллберг (2001) , стр. 14-15.
- ^ Хедли (1962) , стр. 208-09.
- ^ Институт Фридерика Шопена. «Фридерик Шопен – Информационный центр – Траурный марш до минор [соч. 72] – Композиции» . ru.chopin.nifc.pl . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 года . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Розен (1995) , с. 298
- ^ Розен (1995) , с. 290
- ^ «Эпизод 44: Непослушные дети Шопена» . Radiochopin.org . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ Томпсон, Дамиан. «Признаком гения является мужество, а не безумие» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 27 октября 2013 года.
- ^ Игры (1994) , стр. 191-192
- ^ Розен (1995) , с. 301
- ^ Петти (1999) , с. 281
- ^ Ошры (1999) , стр. 19-20
- ^ Чехлинская (1994) , стр. 230.
- ^ Петти (1999) , с. 285
- ^ Jump up to: а б Ошры (1999) , с. 89
- ^ Хунекер (1900) , стр. 295-296.
- ^ Jump up to: а б с Хадден (1903) , с. 220
- ^ Ошры (1999) , с. 26
- ^ Лист (1863) , с. 26
- ^ Уиллеби (1892) , с. 225
- ^ Президентская библиотека Джона Ф. Кеннеди . Проверено 1 апреля 2016 г.
- ^ «Как музыка тронула нацию на похоронах королевы Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве и за его пределами» . Классический ФМ . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Скорбящие поляки выстроились вдоль улиц, когда тело президента возвращается домой» . Сидней Морнинг Геральд . 12 апреля 2010 года . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Поттер (2016) , стр. 109-111.
- ^ Метцер (1997) , стр. 139-140
- ^ Маккатчеон (2008) , с. 168
- ^ Альфред и Кэтрин Свон, Рахманинов. Личные воспоминания (Часть I), в: The Musical Quarterly, январь 1944 г., стр. 8
- ^ Циммерманн, Эвальд (ред.). «Издательство G. Henle | Фредерик Шопен | Соната для фортепиано си-бемоль минор, ор. 35» . Г. Хенле Верлаг . ИСМН 979-0-2018-0289-3 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Шопен, Фредерик (1 января 2013 г.). Падеревский, Игнаций Ян (ред.). Сонаты: Полное собрание сочинений Шопена. VI . Варшава; Место распространения не указано: PWM Edition. ISBN 9781480390577 .
- ^ Экир, Жан, изд. (2013). Сонаты, соч. 35 и 58 . ISBN 9781480390782 .
- ^ Граммофон (1 января 2015 г.). «Перси Грейнджер — дань уважения» . Граммофон . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Сергей Рахманинов, фортепиано (1930), ШОПЕН: Соната си-бемоль минор , получено 8 июля 2018 г.
- ^ «Соната для фортепиано № 2 си-бемоль… | Подробности | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 15 августа 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Бочковска, Эвелина (2012). «Призраки Шопена». Музыка XIX века . 35 (3): 204–223. дои : 10.1525/ncm.2012.35.3.204 . JSTOR 10.1525/ncm.2012.35.3.204 .
- Чехлинская, Зофия (8 декабря 1994 г.). «Прием Шопена в Польше девятнадцатого века». В Самсоне, Джим (ред.). Кембриджский компаньон Шопена . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139824996 .
- Шопен, Фредерик (1 января 2013 г.). Экиер, Ян (ред.). Сонаты, соч. 35 и 58: Национальное издание Шопена 10A, Том. X (Двуязычное издание). ШИМ-издание. ISBN 9781480390782 .
- Хадден, Джеймс Катберт (1903). Шопен . Дж. М. Дент и компания.
- Хедли, Артур (1962). Избранная переписка Фридерика Шопена . Универсальная цифровая библиотека. Хайнеманн.
- Хунекер, Джеймс (1900). Шопен: Человек и его музыка . Сыновья К. Скрибнера.
Шопен.
- Хунекер, Джеймс (1895). «Три сонаты». Полное собрание сочинений для фортепиано . Микули, Кароль. Г. Ширмер. стр. XIII – XIV.
- Джонсон, Джордж Чарльз Эштон (1905). Справочник по произведениям Шопена . Даблдэй.
- Каллберг, Джеффри (2001). «Марш Шопена, Смерть Шопена». Музыка XIX века . 25 (1): 3–26. дои : 10.1525/ncm.2001.25.1.3 . JSTOR 10.1525/ncm.2001.25.1.3 .
- Карасовский, Маурицы (1879). Фредерик Шопен: его жизнь, письма и творчество . У. Ривз. п. 338 .
- Келли, Эдгар Стиллман (1913). Композитор Шопен: его структурное искусство и его влияние на современную музыку . Г. Ширмер. ISBN 9781404790483 .
- Крамер, Лоуренс (весна 2001 г.). «Шопен на похоронах: эпизоды истории современной смерти». Журнал Американского музыковедческого общества . 54 (1): 97–125. дои : 10.1525/jams.2001.54.1.97 . JSTOR 10.1525/jams.2001.54.1.97 .
- Лейкин, Анатоль (2001). «Повторяйте с осторожностью: дилемма первой части сонаты Шопена, соч. 35». Музыкальный ежеквартальный журнал . 85 (3): 568–582. дои : 10.1093/musqtl/85.3.568 . JSTOR 3600997 .
- Лейкин, Анатоль (8 декабря 1994 г.). «Сонаты». В Самсоне, Джим (ред.). Кембриджский компаньон Шопена . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139824996 .
- Лист, Франц (1863). Жизнь Шопена . Дитсон.
- Маккатчеон, Марк А. (21 апреля 2018 г.). Среда — это монстр: канадские адаптации Франкенштейна и дискурса технологий . Издательство Университета Атабаски. ISBN 9781771992244 .
- Метцер, Дэвид (1997). «Игра теней: Духовное в «Черно-коричневой фэнтези» Дюка Эллингтона ». Журнал исследований черной музыки . 17 (2): 137–158. дои : 10.2307/779366 . JSTOR 779366 .
- Нейгауз, Генрих (1993). Искусство игры на фортепиано . Кан и Аверилл. ISBN 9781871082456 .
- Олексиак, Войцех (23 февраля 2015 г.). «3. Траурный марш» в книге Breaking It Down: Траурный марш Шопена в культуре
.pl - Ошри, Джонатан (1999). Смена способов восприятия: Соната для фортепиано си-бемоль минор Шопена, опус 35 ( Магистр музыки ). Королевский Северный музыкальный колледж . OCLC 441730454 . Веб-версия на сайте www.
.джошри .com (2010). {{cite thesis}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )|postscript=
- Петти, Уэйн К. (весна 1999 г.). «Шопен и призрак Бетховена». Музыка XIX века . 22 (3): 281–299. дои : 10.2307/746802 . JSTOR 746802 .
- Поттер, Кэролайн (13 мая 2016 г.). Эрик Сати: Музыка, искусство и литература . Рутледж. ISBN 9781317141792 .
- Розен, Чарльз (1995). Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674779334 .
- Уиллеби, Чарльз (1892). Фредерик Франсуа Шопен . С. Лоу, Марстон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 2 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур