Антон Рубинштейн
Антон Рубинштейн | |
---|---|
Антон Рубинштейн | |
![]() Portrait of Rubinstein by Ilya Repin (1887) | |
Рожденный | Антон Григорьевич Рубинштейн 28 ноября [ OS 16 ноября] 1829 г. |
Умер | 20 ноября [ OS 8 ноября] 1894 г. (64 года) Петергоф , Санкт-Петербург , Российская империя. |
Род занятий | Пианист, педагог, композитор и дирижер |
Антон Григорьевич Рубинштейн ( русский : Антон Григорьевич Рубинштейн , латинизированный : Антон Григорьевич Рубинштейн ; 28 ноября [ OS 16 ноября] 1829 — 20 ноября [ OS 8 ноября] 1894) — русский пианист, композитор и дирижёр, основавший Санкт-Петербургскую консерваторию . Он был старшим братом Николая Рубинштейна , основателя Московской консерватории .
Как пианист Рубинштейн входит в число великих виртуозов клавишных инструментов XIX века. Он стал наиболее известен своей серией исторических сольных концертов, семью огромными последовательными концертами, посвященными истории фортепианной музыки. Рубинштейн играл этот сериал по всей России и Восточной Европе, а также в США, когда гастролировал там.
Хотя Рубинштейна больше всего помнят как пианиста и педагога (особенно как преподавателя композиции Чайковского ), он также был плодовитым композитором; он написал 20 опер , самая известная из которых — «Демон» . Он написал множество других произведений, в том числе пять фортепианных концертов , шесть симфоний и множество сольных фортепианных произведений, а также значительное количество произведений для камерного ансамбля.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Рубинштейн родился в еврейской семье в селе Вихватинец Подольской губернии ) , Российской империи (ныне известном как Офатинцы в Приднестровье , Республика Молдова на реке Днестр , примерно в 150 километрах (93 миль) к северо-западу от Одессы . Еще до того, как ему исполнилось 5 лет, его дед по отцовской линии приказал всем членам семьи Рубинштейнов перейти из иудаизма в православие . Хотя Рубинштейн был воспитан христианином, позже он стал атеистом . [1]
Русские называют меня немцем, немцы называют меня русским, евреи называют меня христианином, христиане - евреем. Пианисты называют меня композитором, композиторы называют меня пианистом. Классики считают меня футуристом, а футуристы называют меня реакционером. Мой вывод таков: я ни рыба, ни птица — жалкий человек.
Антон Рубинштейн, Корзина мыслей (1897) [ нужна полная цитата ]
Отец Рубинштейна открыл в Москве карандашную фабрику. Его мать, талантливый музыкант, начала давать ему уроки игры на фортепиано в пять лет, пока учитель Александр Виллоинг не услышал и не принял Рубинштейна в качестве бесплатного ученика. Рубинштейн впервые появился на публике на благотворительном концерте в возрасте девяти лет. Позже в том же году мать Рубинштейна отправила его в сопровождении Виллоинга в Париж, где он безуспешно пытался поступить в Парижскую консерваторию . [ нужна ссылка ]
Рубинштейн и Виллуан оставались в Париже год. В декабре 1840 года Рубинштейн играл в зале Эрар перед публикой, в которую входили Фредерик Шопен и Ференц Лист . Шопен пригласил Рубинштейна в свою студию и играл для него. Лист посоветовал Виллоингу отвезти его в Германию изучать композицию; однако Виллоинг взял Рубинштейна в расширенный концертный тур по Европе и Западной России. Наконец они вернулись в Москву в июне 1843 года. Решив собрать деньги для дальнейшей музыкальной карьеры Антона и его младшего брата Николая , их мать отправила Рубинштейна и Виллоинга в турне по России, после чего братьев отправили в Санкт-Петербург играть. для царя Николая I и императорской семьи в Зимнем дворце . Антону было 14 лет; Николаю было восемь. [2]
Путешествия и выступления
[ редактировать ]Берлин
[ редактировать ]Весной 1844 года Рубинштейн, Николай, его мать и сестра Люба отправились в Берлин. Здесь он встретился и был поддержан Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером .Мендельсон, который слышал Рубинштейна, когда тот гастролировал с Виллуаном, сказал, что ему не нужно дальнейшее обучение игре на фортепиано, но отправил Николая к Теодору Куллаку для обучения . Мейербер направил обоих мальчиков к Зигфриду Дену для работы над композицией и теорией. [3]
Летом 1846 года пришло известие, что отец Рубинштейна тяжело болен. Рубинштейна оставили в Берлине, а его мать, сестра и брат вернулись в Россию. Сначала он продолжил обучение у Дена, затем у Адольфа Бернхарда Маркса , серьезно занимаясь сочинением музыки. Ему было 17, и он знал, что больше не сможет считаться вундеркиндом. Он разыскал Листа в Вене, надеясь, что Лист примет его в ученики. Однако, как сообщается, после того, как Рубинштейн прошел прослушивание, Лист сказал: «Талантливый человек должен достичь цели своих амбиций своими собственными усилиями». В этот момент Рубинштейн жил в крайней нищете. Лист ничего не сделал, чтобы помочь ему. Другие звонки Рубинштейна потенциальным покровителям оказались безрезультатными. [4] [5] После неудачного года в Вене и концертного тура по Венгрии он вернулся в Берлин и продолжил давать уроки. [6]
Назад в Россию
[ редактировать ]Революция 1848 года вынудила Рубинштейна вернуться в Россию. Проведя следующие пять лет преимущественно в Санкт-Петербурге, Рубинштейн преподавал, давал концерты и часто выступал при императорском дворе. великая княгиня Елена Павловна , невестка царя Николая I. Его самой преданной покровительницей стала К 1852 году он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Санкт-Петербурга, выступая как солист и сотрудничая с некоторыми выдающимися инструменталистами и вокалистами, приезжавшими в российскую столицу. [7]
Он также усердно сочинял. После ряда задержек, в том числе некоторых трудностей с цензурой, первая опера Рубинштейна « Дмитрий Донской» (ныне утерянная, за исключением увертюры) была исполнена в Большом театре Санкт-Петербурга в 1852 году. Затем последовали три одноактные оперы, написанные для Елены Павловны. . Он также играл и дирижировал несколькими своими произведениями, в том числе « Океанской симфонией» в ее оригинальной четырехчастной форме, вторым фортепианным концертом и несколькими сольными произведениями. Отчасти отсутствие успеха на русской оперной сцене побудило Рубинштейна снова задуматься о поездке за границу, чтобы закрепить за собой репутацию серьезного артиста. [8]
За границей еще раз
[ редактировать ]
В 1854 году Рубинштейн начал четырехлетнее концертное турне по Европе. [9] Это был его первый крупный концертный тур за десятилетие. Сейчас ему 24 года, и он почувствовал себя готовым представить себя публике как полностью развитый пианист, а также как достойный композитор. Он очень скоро восстановил свою репутацию виртуоза. Игнац Мошелес написал в 1855 году то, что впоследствии стало широко распространенным мнением о Рубинштейне: «В мощи и исполнении он никому не уступает». [10]
Как и было в то время, большая часть того, что играл Рубинштейн, была его собственными сочинениями. На нескольких концертах Рубинштейн попеременно дирижировал оркестровыми произведениями и играл в качестве солиста в одном из своих фортепианных концертов. Одним из ярких моментов для него стало руководство лейпцигским оркестром Гевандхауса в его «Океанской симфонии» 16 ноября 1854 года. Хотя отзывы о заслугах Рубинштейна как композитора были неоднозначными, они были более благосклонны к нему как к исполнителю, когда несколько недель спустя он сыграл сольный концерт. . [11]
Рубинштейн провел один перерыв в гастролях зимой 1856–1857 годов с Еленой Павловной и большей частью императорской королевской семьи в Ницце . Рубинштейн участвовал в обсуждениях с Еленой Павловой планов повышения уровня музыкального образования на родине; Первые плоды они принесли с основанием Русского музыкального общества (РМО) в 1859 году. [ нужна ссылка ]
Открытие Санкт-Петербургской консерватории
[ редактировать ]В 1862 году последовало открытие Санкт-Петербургской консерватории , первой музыкальной школы в России, созданной на базе РМО по ее уставу. [12] [13] Рубинштейн не только основал его и был его первым директором, но и собрал внушительный резерв талантливых преподавателей. [ нужна ссылка ]
Некоторые представители российского общества были удивлены тем, что русская музыкальная школа на самом деле пытается быть русской. Одна «модная дама», когда Рубинштейн сообщил, что занятия будут вестись на русском, а не на иностранном языке, воскликнула: «Какая музыка по-русски! Это оригинальная идея!» Рубинштейн добавляет:
И, конечно, было удивительно, что теорию музыки впервые стали преподавать на русском языке в нашей консерватории... До сих пор, если кто-нибудь желал изучать ее, он должен был брать уроки у иностранца или поехать в Германию. [14]
Были и те, кто опасался, что школа будет недостаточно русской. Рубинштейн вызвал огромную критику со стороны русской националистической музыкальной группы, известной как «Пятерка» . Михаил Цетлин (он же Михаил Цетлин) в своей книге «Пятерка» пишет:
Сама идея консерватории, правда, предполагала дух академизма, который легко мог превратить ее в оплот рутины, но то же самое можно было сказать и о консерваториях во всем мире. Действительно, Консерватория действительно подняла уровень музыкальной культуры в России. Нетрадиционный путь, выбранный Балакиревым и его друзьями, не обязательно подходил всем остальным. [15]
Именно в этот период Рубинштейн добился наибольшего успеха как композитора, начиная с Четвертого фортепианного концерта в 1864 году и заканчивая оперой «Демон» в 1871 году. Между этими двумя произведениями находятся оркестровые произведения « Дон Кихот» , которые Чайковский нашел «интересными и интересными». молодец", хоть и "эпизодический", [16] и опера «Иван IV Грозный» , премьера которой была поставлена Балакиревым. Бородин писал об Иване IV , что «музыка хорошая, только не узнаешь, что это Рубинштейн. Нет ничего мендельсоновского, ничего такого, как он писал раньше». [16]
Американский тур
[ редактировать ]К 1867 году продолжающаяся напряженность в отношениях с лагерем Балакирева, а также связанные с этим вопросы привели к сильным разногласиям среди преподавателей консерватории. Рубинштейн подал в отставку и вернулся к гастролям по Европе. [17] В отличие от своих предыдущих туров, он стал все чаще включать произведения других композиторов. В предыдущих турах Рубинштейн исполнял преимущественно свои произведения. [18]

По заказу фортепианной компании Steinway & Sons Рубинштейн гастролировал по Соединенным Штатам в сезоне 1872–73 годов. Контракт Стейнвея с Рубинштейном предусматривал, что он даст 200 концертов по неслыханной для того времени цене в 200 долларов за концерт (оплата золотом — Рубинштейн не доверял ни банкам США, ни бумажным деньгам США), плюс оплата всех расходов. Рубинштейн пробыл в Америке 239 дней, дав 215 концертов — иногда по два-три в день в таком же количестве городов.
Рубинштейн писал о своем американском опыте:
Да сохранит нас Небеса от такого рабства! В этих условиях у искусства нет шансов — человек просто превращается в автомат, выполняющий механическую работу; у художника не осталось никакого достоинства; он потерян... Поступления и успехи неизменно радовали, но все это было до того утомительно, что я начинал презирать себя и свое искусство. Мое недовольство было настолько глубоким, что, когда несколько лет спустя меня попросили повторить турне по Америке, я наотрез отказался...
Несмотря на свои страдания, Рубинштейн заработал достаточно денег во время своего турне по Америке, чтобы обеспечить ему финансовую безопасность на всю оставшуюся жизнь. По возвращении в Россию он «поспешил вложить деньги в недвижимость», купив для себя и своей семьи дачу в Петергофе недалеко от Санкт-Петербурга. [19] [20] [21]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Рубинштейн продолжал гастролировать как пианист и выступать как дирижер. В 1887 году он вернулся в Санкт-Петербургскую консерваторию с целью повышения общего уровня. Он отстранил отстающих студентов, уволил и понизил в должности многих профессоров, ужесточил требования к поступающим и экзаменам и пересмотрел учебную программу. Он проводил полуеженедельные занятия с учителями по всей клавишной литературе и лично тренировал некоторых из наиболее одаренных студентов, занимающихся игрой на фортепиано. В 1889/90 учебном году он еженедельно читал студентам лекции-концерты. Он снова ушел в отставку и покинул Россию в 1891 году из-за требований Императора о том, чтобы прием в Консерваторию, а затем и ежегодные премии студентам, присуждался по этническим квотам, а не исключительно по заслугам. Эти квоты были созданы для того, чтобы поставить евреев в невыгодное положение. Рубинштейн переселился в Дрезден и снова начал давать концерты в Германии и Австрии. Почти все эти концерты были благотворительными мероприятиями. [ нужна ссылка ]
Рубинштейн также тренировал нескольких пианистов и обучал своего единственного частного ученика Йозефа Хофмана . Хофманн станет одним из лучших клавишников 20 века. [ нужна ссылка ]
Несмотря на свои взгляды на этническую политику в России, Рубинштейн время от времени возвращался туда, чтобы навестить друзей и семью. Свой последний концерт он дал в Санкт-Петербурге 14 января 1894 года. Из-за быстрого ухудшения здоровья Рубинштейн летом 1894 года вернулся в Петергоф. Он умер там 20 ноября того же года, страдая от болезни сердца . некоторое время [22] [23]
Бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, где он жил, теперь названа в его честь улицей Рубинштейна . [ нужна ссылка ]
Пианизм
[ редактировать ]"Ван II"
[ редактировать ]Многие современники считали, что он поразительно похож на Людвига ван Бетховена . Игнац Мошелес , близко знавший Бетховена, писал: «Черты лица Рубинштейна и короткие, неудержимые волосы напоминают мне Бетховена». Лист называл Рубинштейна «Ваном II». Это сходство ощущалось и в игре Рубинштейна на клавишных. Говорили, что под его руками фортепиано извергло вулканическое извержение. Зрители писали, что после одного из его концертов они пошли домой вялый, зная, что стали свидетелями силы природы. [24]
Иногда игра Рубинштейна была невыносима для слушателей. Американская пианистка Эми Фэй , которая много писала о европейской классической музыке, признавала, что, хотя Рубинштейн «обладает гигантским духом, чрезвычайно поэтичен и оригинален... для целого вечера он слишком велик. Дайте мне Рубинштейна для одного». несколько штук, а Таузиг на целый вечер». Она услышала, как Рубинштейн сыграл «потрясающую пьесу Шуберта», как сообщается, « Странник-фантазия» . Выступление вызвало у нее такую сильную головную боль, что остаток концерта был для нее испорчен. [ нужна ссылка ]
Клара Шуман Особенно ярой оказалась . После того, как она услышала, как он играет Мендельсона Трио до минор в 1857 году, она написала, что «он так отбарабанил, что я не знала, как контролировать себя… и часто он так уничтожал скрипку и виолончель, что я… ничего не слышал». из них». По мнению Клары, ситуация не улучшилась и несколько лет спустя, когда Рубинштейн дал концерт в Бреслау. В своем дневнике она записала: «Я была в ярости, потому что он больше не играет. То ли совершенно дикий шум, то ли шепот при нажатой педали мягкого хода. А горе-культурная публика терпит такое исполнение!» [25]
Бетховена С другой стороны, когда Рубинштейн играл трио «Эрцгерцог» со скрипачом Леопольдом Ауэром и виолончелистом Альфредо Пьятти в 1868 году, Ауэр вспоминает:
Я впервые услышал игру этого великого артиста. На репетиции он был очень любезен... До сих пор помню, как Рубинштейн сел за рояль, слегка запрокинув львиную голову, и начал пять вступительных тактов главной темы... Мне казалось, что я успел никогда раньше не слышал, чтобы на фортепиано по-настоящему играли. Величие стиля, с которым Рубинштейн изложил эти пять тактов, красота тона, обеспечиваемая его мягкостью осязания, искусство, с которым он манипулировал педалью, неописуемы... [26]
Скрипач и композитор Анри Вьетан добавляет:
Его власть над фортепиано — нечто невообразимое; он переносит тебя в другой мир; все механическое в инструменте забывается. Я все еще нахожусь под влиянием всеобъемлющей гармонии, сверкающих пассажей и грома Сонаты Бетховена соч. 57 [ Аппассионата ], которую Рубинштейн исполнил для нас с невообразимым мастерством. [27]
Венский музыкальный критик Эдуард Ханслик выразил то, что Шенберг называет «точкой зрения большинства» в обзоре 1884 года. Пожаловавшись на более чем трехчасовую продолжительность концерта Рубинштейна, Ханслик признает, что чувственная составляющая игры пианиста доставляет слушателям удовольствие. И достоинства, и недостатки Рубинштейна, как заметил Ханслик, проистекают из неиспользованной природной силы и стихийной свежести. «Да, он играет как бог», — пишет в заключение Ханслик, — «и мы не будем иметь ничего плохого, если время от времени он, подобно Юпитеру, превращается в быка». [28]
Сергея Рахманинова по фортепиано Матвей Прессман добавляет: Сокурсник
Он покорил вас своей силой, пленил элегантностью и изяществом своей игры, своим бурным, пламенным темпераментом, своей теплотой и обаянием. Его крещендо не имело пределов росту силы своей звучности; его диминуэндо достигло невероятного пианиссимо , звучащего в самых дальних уголках огромного зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неповторимо и гениально. Часто он относился к одной и той же программе совершенно иначе, когда играл ее во второй раз, но, что еще более поразительно, в обоих случаях все выходило чудесно. [29]
Рубинштейн также был знатоком импровизации — практики, в которой Бетховен преуспел. Композитор Карл Гольдмарк писал об одном концерте, на котором Рубинштейн импровизировал на мотив последней части Бетховена симфонии Восьмой :
Он контрапунктировал это в басу; затем развил ее сначала как канон, затем как четырехголосную фугу и снова превратил ее в нежную песнь. Затем он вернулся к первоначальной форме Бетховена, позже изменив ее на веселый венский вальс с его собственными своеобразными гармониями, и, наконец, бросился на каскады блестящих пассажей, совершенный шторм звука, в котором первоначальная тема все еще была безошибочно различима. Это было великолепно». [9]
Техника
[ редактировать ]
Виллоинг работал с Рубинштейном над положением рук и ловкостью пальцев. Наблюдая за Листом, Рубинштейн узнал о свободе движения рук. Теодор Лешетицкий , преподававший фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории, когда она открылась, сравнил мышечное расслабление за фортепиано с глубоким дыханием певца. Своим ученикам он отмечал, «какие глубокие вдохи делал Рубинштейн в начале длинных фраз, а также какой у него был отдых и какие драматические паузы». [30]
В своей книге «Великие пианисты » бывший New York Times критик Гарольд К. Шенберг описывает игру Рубинштейна как игру «необычайной широты, мужественности и жизненной силы, огромной звучности и технического величия, в которой слишком часто проявлялась техническая неряшливость». Оказавшись в момент исполнения, Рубинштейн, казалось, не заботился о том, сколько неправильных нот он сыграл, лишь бы его концепция пьесы, которую он играл, сохранялась. [31] Сам Рубинштейн признавался после концерта в Берлине в 1875 году: «Если бы я мог собрать все ноты, упавшие под рояль, я мог бы дать с ними второй концерт». [32]
Частично проблема могла заключаться в размерах рук Рубинштейна. Они были огромными, и их комментировали многие наблюдатели. Йозеф Хофманн заметил, что пятый палец Рубинштейна «был таким же толстым, как мой большой палец — только подумайте! Тогда его пальцы были квадратными на концах, с подушечками на них. Это была чудесная рука». [33] Пианист Йозеф Левинн описал их как «толстых, пухлых… с настолько широкими кончиками пальцев, что ему часто было трудно не взять две ноты одновременно». Немецкий преподаватель игры на фортепиано Людвиг Деппе советовал американской пианистке Эми Фэй внимательно следить за тем, как Рубинштейн бьет по аккордам: «В нем нет ничего тесного ! Он раскидывает руки так, словно собирается охватить вселенную, и берет их с величайшей свободой и покидать !" [30]
Из-за резких моментов в игре Рубинштейна некоторые более академические, безупречные игроки, особенно прошедшие обучение в Германии, серьезно усомнились в величии Рубинштейна. Те, кто ценил интерпретацию так же или даже больше, чем чистую технику, нашли за что похвалить. Пианист и дирижер Ганс фон Бюлов назвал Рубинштейна «Микеланджело музыки». Немецкий критик Людвиг Реллштаб назвал его «Геркулесом фортепиано; Юпитером Тонаном инструмента». [34]
Тон
[ редактировать ]Прессман засвидетельствовал певческое качество игры Рубинштейна и многое другое: «Его тон был поразительно полным и глубоким. Фортепиано при нем звучало как целый оркестр, не только по силе звука, но и по разнообразию тембров. . При нем рояль пел, как пела Патти , как пел Рубини ». [29]
Шенберг оценил фортепианный тон Рубинштейна как самый чувственный из всех великих пианистов. Коллега-пианист Рафаэль Жозефи сравнил его с «золотой валторной». Сам Рубинштейн сказал в интервью: «Сила с легкостью - вот один из секретов моего мастерства... Я часами сидел, пытаясь имитировать тембр голоса Рубини в своей игре». [35]
Рубинштейн рассказал молодому Рахманинову , как он добился такого тона. «Просто нажимайте на клавиши, пока кровь не потечет из кончиков пальцев». Когда он хотел, Рубинштейн мог играть с чрезвычайной легкостью, изяществом и деликатностью. Однако он редко проявлял эту сторону своей натуры. Он быстро понял, что публика приходит послушать его громы, поэтому он пошел навстречу. Сильная игра и мощный темперамент Рубинштейна произвели особенно сильное впечатление во время его американского турне, где игра такого рода никогда раньше не слышалась. Во время этого турне Рубинштейн привлек больше внимания прессы, чем любая другая фигура, до появления Игнация Яна Падеревского поколением позже. [36]
Программы
[ редактировать ]Концертные программы Рубинштейна часто были гигантскими. Ханслик упомянул в своем обзоре 1884 года, что пианист сыграл более 20 пьес за один концерт в Вене, включая три сонаты ( соната Шумана фа-диез минор плюс Бетховена ре минор и соч. 101 ля ля). Рубинштейн был человеком чрезвычайно крепкого телосложения и, по-видимому, никогда не уставал; зрители, очевидно, стимулировали его надпочечники до такой степени, что он вел себя как супермен. У него был колоссальный репертуар и столь же колоссальная память, пока ему не исполнилось 50 лет, когда у него начались провалы в памяти и ему пришлось играть по напечатанной ноте. [ нужна ссылка ]
Рубинштейн прославился своей серией исторических концертов — семью последовательными концертами, посвященными истории фортепианной музыки. Каждая из этих программ была огромной. Вторая, посвященная Бетховена сонатам , состояла из «Лунного света» , «Бури» , «Вальдштейна» , «Аппассионаты» , ми минора , ля мажора (соч. 101) , ми мажора (соч. 109) и до минора (соч. 111) . Опять же, все это было включено в один концерт. Четвертый концерт, посвященный Шуману , содержал Фантазию до мажор , Крейслериану , Симфонические этюды , Сонату фа-диез минор, набор коротких пьес и Карнавал . Это не считая выходов на бис, которые Рубинштейн щедро разыгрывал на каждом концерте. [37]
Рубинштейн завершил свое турне по Америке этой серией, отыграв семь сольных концертов за девять дней в Нью-Йорке в мае 1873 года. [38]
Рубинштейн сыграл эту серию исторических концертов в России и по всей Восточной Европе. В Москве он давал эту серию по вторникам вечером подряд в Дворянском зале, повторяя каждый концерт на следующее утро в Немецком клубе для студентов бесплатно. [39]
Рахманинов о Рубинштейне
[ редактировать ]Сергей Рахманинов впервые посетил исторические концерты Рубинштейна, будучи двенадцатилетним учеником фортепиано. [39] Сорок четыре года спустя он сказал своему биографу Оскару фон Риземану: «[Его игра] захватила все мое воображение и оказала заметное влияние на мои амбиции как пианиста». [ нужна ссылка ]
Рахманинов объяснял фон Риземану: «Не столько его великолепная техника завораживала, сколько глубокая, духовно утонченная музыкальность, которая говорила из каждой ноты и каждого такта, который он играл, и выделяла его как самого оригинального и непревзойденного пианиста в истории». мир." [ нужна ссылка ]
Представляет интерес подробное описание Рахманинова фон Риземану:
Однажды он повторил весь финал Сонаты [Шопена] си минор, возможно, у него не получилось короткое крещендо в конце, как ему хотелось. Слушал зачарованно, и можно было переслушивать этот отрывок снова и снова, настолько неповторима была красота тона... Я никогда не слышал виртуозной пьесы «Исламей» Балакирева в исполнении Рубинштейна и его интерпретации маленькой фантазии Шумана «Птица» . поскольку Пророк был неподражаем в поэтической изысканности: описать diminuendo pianissimo в конце «порхающей птички» было бы безнадежно недостаточно. Неподражаемы были и волнующие душу образы «Крейслерианы» , последний отрывок (соль минор), которого я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь играл в такой же манере. Одним из величайших секретов Рубинштейна было то, как он пользовался педалью. Сам он очень радостно выразил свои мысли по этому поводу, когда сказал: «Педаль — душа фортепиано». Ни один пианист никогда не должен забывать об этом. [40]
Биограф Рахманинова Барри Мартин предполагает, что, возможно, не случайно два произведения, которые Рахманинов выделил для похвалы на концертах Рубинштейна, - «Аппассионата » Бетховена и Шопена Соната «Траурный марш» , - оба стали краеугольными камнями собственных сольных программ Рахманинова. Мартин также утверждает, что Рахманинов, возможно, основывал свою интерпретацию сонаты Шопена на обходе Рубинштейна, указывая на сходство между письменными отчетами версии Рубинштейна и аудиозаписью произведения Рахманиновым. [41]
Рахманинов признал, что Рубинштейн не был безупречен на этих концертах. [42] вспоминая провал в памяти во время Балакирева « Исламея» , где Рубинштейн импровизировал в стиле пьесы, пока четыре минуты спустя не вспомнил остальную часть. [43] Однако в защиту Рубинштейна Рахманинов сказал, что «на каждую возможную ошибку, которую [Рубинштейн] мог допустить, он взамен давал идеи и музыкальные образы тона, которые компенсировали бы миллион ошибок». [44]
Проведение
[ редактировать ]Рубинштейн дирижировал программами Русского музыкального общества с момента его создания в 1859 году до своего ухода из него и Санкт-Петербургской консерватории в 1867 году. Он также выполнял свою долю приглашенного дирижирования как до, так и после своего пребывания в РМО. Рубинштейн на трибуне был столь же темпераментен, как и за клавишными, вызывая неоднозначную реакцию как среди музыкантов оркестра, так и среди публики. [45]
Учитель
[ редактировать ]Будучи учителем композиции, Рубинштейн мог вдохновлять своих учеников и отличался щедростью во времени и усилиях, которые он тратил на работу с ними, даже после целого дня административной работы. Он также мог быть требовательным и требовать от них столько же, сколько и давал им. По словам одного из сокурсников Чайковского, Александра Рубца, Рубинштейн иногда начинал урок с чтения нескольких стихов, а затем задавал их для сольного голоса или хора, в зависимости от предпочтений ученика. Это задание должно было быть выполнено на следующий день. В других случаях он ожидал, что ученики импровизируют менуэт, рондо, полонез или какую-либо другую музыкальную форму. [46]
Рубинштейн постоянно предупреждал своих учеников остерегаться робости, не останавливаться на трудном месте композиции, а оставлять его и идти вперед. Он также призывал их писать эскизы с указанием формы, в которой будет написано это произведение, и избегать сочинения за фортепиано. [46] Среди известных студентов — пианисты Йозеф Хофманн и Сандра Друкер . [ нужна ссылка ]
Состав
[ редактировать ]
К 1850 году Рубинштейн решил, что хочет прослыть не исключительно как пианист, «а как композитор, исполняющий свои симфонии, концерты, оперы, трио и т. д.». [47] Рубинштейн был плодовитым композитором, написавшим не менее двадцати опер (в частности, «Демон» , написанный по Лермонтова романтической поэме , и ее преемника «Купец Калашников» ), пять фортепианных концертов , шесть симфоний и множество сольных фортепианных произведений, а также значительное количество сочинений для фортепиано. произведения для камерного ансамбля, два концерта для виолончели и один для скрипки , отдельно стоящие оркестровые произведения и тональные поэмы (в том числе под названием « Дон Кихот »). Эдвард Гарден пишет в « Нью-Гроув» :
Рубинштейн усердно сочинял во все периоды своей жизни. Он мог и хотел броситься к публикации полдюжины песен или альбом фортепианных пьес со слишком легкой легкостью, зная, что его репутация обеспечит приятное финансовое вознаграждение за затраченные усилия. [48]
Рубинштейн и Михаил Глинка , считающиеся первыми крупными русскими композиторами-классиками, оба учились в Берлине у педагога Зигфрида Дена. Глинка, будучи учеником Дена за 12 лет до Рубинштейна, воспользовался возможностью накопить большие резервы композиторского мастерства, которые он мог использовать, чтобы открыть совершенно новую территорию русской музыки. Рубинштейн, наоборот, решил проявить свои композиционные таланты в рамках немецких стилей, проиллюстрированных в учении Дена. Роберт Шуман и Феликс Мендельсон оказали наибольшее влияние на музыку Рубинштейна. [49]
Следовательно, в музыке Рубинштейна нет никакого национализма « Пятерки» . Рубинштейн также имел тенденцию торопиться сочинять свои пьесы, в результате чего хорошие идеи, такие как идеи в его « Океанской симфонии», развивались далеко не образцово. Как позже заметил Падеревский: «Он не обладал необходимой для композитора концентрацией терпения... Он был склонен прибегать к высокопарным клише в моменты кульминации, которым предшествовали слишком длинные восходящие последовательности, которым впоследствии подражал Чайковский в своих менее вдохновленные произведения». [48] Тем не менее, Четвертый фортепианный концерт Рубинштейна
большое влияние оказали фортепианные концерты Чайковского, особенно первый (1874–1875), а великолепный финал с его вступлением и яркой главной темой лежит в основе очень похожего материала в начале финала Фортепианного концерта ми -бемоль мажор Балакирева. ... Первая часть концерта Балакирева была написана, частично под влиянием Второго концерта Рубинштейна, в 1860-х годах. [48]
После смерти Рубинштейна его произведения стали терять популярность, хотя его фортепианные концерты оставались в репертуаре Европы вплоть до Первой мировой войны, а его основные произведения сохранили прочную позицию в русском концертном репертуаре. Музыка Рубинштейна, возможно, несколько лишенная индивидуальности, не могла конкурировать ни с признанной классикой, ни с новым русским стилем Стравинского и Прокофьева. [50]
В последние годы его творчество несколько чаще исполняется как в России, так и за рубежом и часто встречает положительную критику. [ нужна ссылка ] Среди его наиболее известных произведений — опера «Демон» , его Фортепианный концерт № 4 и его Симфония № 2, известная как «Океан» .
Реплика Рубинштейна
[ редактировать ]Рубинштейн при жизни был известен как своим сарказмом, так и порой проницательной проницательностью. Во время одного из визитов Рубинштейна в Париж французский пианист Альфред Корто сыграл для него первую часть Бетховена » «Апассионаты . После долгого молчания Рубинштейн сказал Корто: «Мой мальчик, никогда не забывай то, что я собираюсь тебе сказать. Музыку Бетховена нельзя изучать. Ее необходимо перевоплощать». Сообщается, что Корто никогда не забывал этих слов. [51]
Столь же ответственными были и ученики Рубинштейна: он хотел, чтобы они думали о музыке, которую играли, подбирая тон к пьесе и фразе. Его манера общения с ними представляла собой сочетание резкой, иногда жестокой критики и хорошего юмора. [52] Хофманн написал об одном таком уроке:
Однажды я довольно плохо сыграл рапсодию Листа. Немного помолчав, Рубинштейн сказал: «То, как вы сыграете эту пьесу, подойдет и тете, и маме». Затем поднявшись и подойдя ко мне, он сказал: «Теперь давайте посмотрим, как мы играем в такие вещи».
... Я начал снова, но не успел сыграть и нескольких тактов, как Рубинштейн громко сказал: «Вы начали?» «Да, Мастер, конечно». — Ох, — неопределенно сказал Рубинштейн, — я и не заметил. ... Рубинштейн меня не так уж и много наставлял. Он просто позволял мне учиться у него... Если ученик своими собственными исследованиями и умственной силой достиг желаемой точки, которую волшебство музыканта позволило ему увидеть, он обретал уверенность в своих силах, зная, что всегда найдет эту точку. опять же, даже если он сбивается с пути один или два раза, как это может сделать каждый с честным устремлением. [53]
Настойчивость Рубинштейна в абсолютной верности напечатанной ноте удивила Гофмана, поскольку он слышал, как его учитель сам позволял себе вольности на своих концертах. Когда он попросил Рубинштейна разрешить этот парадокс, Рубинштейн ответил, как и многие учителя на протяжении веков: «Когда вы станете таким же старым, как я, вы сможете делать то же, что и я». Тогда Рубинштейн добавил: «Если сможешь». [54]
Рубинштейн также не приспосабливал тон своих комментариев к высокопоставленным лицам. После того, как Рубинштейн вновь принял на себя руководство Санкт-Петербургской консерваторией, царь Александр III подарил полуразрушенный старый Большой театр в качестве нового дома консерватории - без средств, необходимых для восстановления и реструктуризации здания. На приеме, устроенном в честь монарха, царь спросил Рубинштейна, доволен ли он этим подарком. Рубинштейн прямо, к ужасу толпы, ответил: «Ваше Императорское Величество, если бы я дал вам прекрасную пушку, всю смонтированную и тисненую, без боеприпасов, она бы вам понравилась?» [55]
голос Рубинштейна
[ редактировать ]Следующая запись была сделана в Москве в январе 1890 года Юлиусом Блоком (1858–1934) по поручению Томаса Эдисона . [56] Слышно, как Рубинштейн делает лестное замечание по поводу граммофона .
Антон Рубинштейн: | Какая замечательная вещь. | Какая прекрасная вещь ....хорошо... (in Russian) |
Юлиус Блок: | Наконец. | Наконец-то. |
Elizaveta Lavrovskaya : | Вы омерзительны. Как ты смеешь называть меня лукавым? | Пративный *** да как вы смеете называть меня коварной? |
Василий Сафонов : | (поет) | |
Петр Чайковский : | Эта трель могла бы быть лучше. | Эта трель могла бы быть и лучше. |
Lavrovskaya: | (поет) | |
Чайковский: | Блок молодец, но Эдисон еще лучше. | Блок молодец, но у Эдисона ещё лучше! |
Lavrovskaya: | (поет) Ао, ао. | А-о, а-о. |
Сафонов: | Питер Юргенсон в Москве. | Питер Юргенсон в Москве. (на немецком языке) |
Чайковский: | Кто сейчас говорит? Кажется, это голос Сафонова. | Кто сейчас говорит? Кажется голос Сафонова. |
Сафонов: | (свистит) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейлор , 88, 275–280.
- ^ Сакс , 65–68.
- ^ Сакс , 67–68.
- ^ Сакс , 68 лет.
- ^ Шенберг , 271
- ^ Сакс , 48–49.
- ^ Сакс , 69 лет.
- ^ Тейлор , 27–35.
- ^ Перейти обратно: а б Шенберг , 272
- ^ Сакс , 70–71.
- ^ Тейлор , 56–59.
- ^ Браун , 60 лет
- ^ Сакс , 69–72.
- ^ Баренбойм 1957–1962 , 107.
- ^ Цетлин 1975 , 126–127.
- ^ Перейти обратно: а б Как цитируется в Garden 2001 , vol. 21, с. 845
- ^ Сакс , 73 года.
- ^ Тейлор , 124.
- ^ Баренбойм 1957–1962 , 115–116.
- ^ Шёнберг , 276
- ^ Сакс , 76.
- ^ Сакс , 78–80.
- ^ Шёнберг , 279, 384–385.
- ^ Шенберг , 269
- ^ Шёнберг , 274.
- ^ Ауэр, Леопольд , Моя долгая жизнь в музыке , 114–115, цитируется по Sachs , 73–74.
- ↑ Изаи, Антуан и Рэтклифф, Бертрам, Изаи , 24 года, цитируется по Саксу , 69 лет.
- ^ Шенберг , 275
- ^ Перейти обратно: а б Апетян 1988 , вып. 1, с. 194, цитируется у Мартина , 368.
- ^ Перейти обратно: а б Gerig 1976 , 236, цитируется по Sachs , 83.
- ^ Шёнберг , 272–274.
- ^ Лицманн 1906 , том. III, с. 225, цитируется по Sachs , 82.
- ^ Шёнберг , 277
- ^ Шенберг , 274–275.
- ^ Шёнберг , 271–275.
- ^ Шёнберг , 271–277.
- ^ Шёнберг , 275–276.
- ^ Лотт, Р. Аллен (2003). «Антон Рубинштейн в Америке (1872-1873)» . Американская музыка . 21 (3): 291–318. дои : 10.2307/3250546 . ISSN 0734-4392 . JSTOR 3250546 .
- ^ Перейти обратно: а б Мартин , 367
- ^ Риземанн, Оскар фон (1934) Воспоминания Рахманинова . Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд., стр. 49–52.
- ^ Мартин , 368, 403–406.
- ^ Сакс , 82 года.
- ^ Кук 1913 , 218–219, цитируется по Мартину , 368.
- ^ Сакс
- ^ Хэнсон и Хэнсон (1965) Чайковский: Человек, стоящий за музыкой . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, стр. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б Браун , с. 69
- ↑ Письмо матери Рубинштейна от 28 декабря 1850 г./9 января 1851 г. Цитируется у Тейлора , 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Сад 2001 , вып. 21, с. 845
- ^ Браун , 68 лет
- ^ Тейлор , 238.
- ^ Шёнберг , 406
- ^ Сакс , 78 лет.
- ^ Боуэн 1939 , 354–355, цитируется по Sachs , 79.
- ^ Шёнберг , 385
- ^ Боуэн 1939 , 317–318, цитируется по Sachs , 78.
- ^ Томаса Эдисона «Одобрение «Фонографа » » , tchaikova-research.net
Источники
[ редактировать ]На русском языке
- Апетян З.А., изд. (1988). о Воспоминантя Рахманинове . Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Баренбойм, Лев Аронович (1957–1962). Антон Григорьевич Рубинштейн (на русском языке). Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (2 том)
На немецком языке
- Лицманн, Бертольд (1906). Клара Шуман . Лейпциг: Breitkopf & Härtel. (3 том.)
По-английски
- Боуэн, Кэтрин Дринкер (1939). Свободный художник . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- Браун, Дэвид (1978). Чайковский: Ранние годы, 1840–1875 . WW Нортон.
- Кук, Джеймс Фрэнсис (1913). Великие пианисты об игре на фортепиано . Филадельфия: Тео Прессер.
- Гарден, Эдвард (2001). «Рубинштейн, Антон Григорьевич». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмилиан. ISBN 0-333-60800-3 . (29 томов)
- Гериг, Реджинальд Р. (1976). Великие пианисты и их техника . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз.
- Мартин, Барри (1990). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . Олдершот, Англия: Scolar Press.
- Сакс, Харви (1982). Виртуоз . Темза и Гудзон.
- Шенберг, Гарольд К. (1963). Великие пианисты . Саймон и Шустер.
- Тейлор, Филип С. (2007). Антон Рубинштейн: Жизнь в музыке . Издательство Иллинойского университета. ISBN 978-0-253-34871-5 .
- Цетлин, Михаил (1975) [1959]. Пятерка: Эволюция русской музыкальной школы . Георгий Панин (переводчик и редактор). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1986). Чайковский: Годы странствий, 1878–1885 . WW Нортон.
- Холден, Энтони , Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995)
- Хопрова, Ред. Татьяна, Рубинштейн Антон Григорьевич , (на русском языке), (Санкт-Петербург, 1997) ISBN 5-8227-0029-2
- Познанский, Александр , Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк, Schirmer Books, 1991)
- Рубинштейн, Антон Григорьевич, изд. Л. Баренбойм, Литературное наследие (3 т.), (М., 1983).
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Нетворкинг Рубинштейн – его контакты в начале карьеры
- Звуковые фрагменты из струнного квартета №1 соль мажор, Op.17 №1
- Бесплатные партитуры Антона Рубинштейна в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Записи Антона Рубинштейна в Дискографии американских исторических записей .
- 1829 рождений
- 1894 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Композиторы для фортепиано
- Переходит в православие из иудаизма
- Основатели российских учебных заведений
- Еврейские атеисты
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Еврейские оперные композиторы
- Русские классические пианисты-мужчины
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Жители Балтского уезда.
- Жители Рыбницкого района
- Ученики Зигфрида Дена
- Петр Ильич Чайковский
- Композиторы струнного квартета
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- русские атеисты
- Русские классические пианисты
- Российские мужчины-дирижеры (музыка)
- Русские евреи
- Музыкальные педагоги Российской империи.
- русские оперные композиторы
- Русские композиторы-романтики
- Композиторы Российской Империи.