Фортепианное трио, соч. 97 (Бетховен)
Фортепианное трио | |
---|---|
«Эрцгерцог Трио» | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Бетховен в 1815 году, портрет Йозефа Виллиброрда Мелера. | |
Ключ | Си-бемоль мажор |
Опус | 97 |
Составленный | 1810 | –11
Преданность | Эрцгерцог Рудольф Австрии |
Выполненный | 11 апреля 1814 г. |
Движения | Четыре |

Фортепианное трио си -бемоль мажор , соч . 97 Людвига ван Бетховена — фортепианное трио, созданное в 1811 году. [ 1 ] [ 2 ] Его обычно называют « Трио эрцгерцога» , поскольку оно было посвящено эрцгерцогу Австрийскому Рудольфу , младшему из двенадцати детей Леопольда II, императора Священной Римской империи . [ 2 ] Рудольф был пианистом-любителем, покровителем, другом и учеником Бетховена. [ 2 ] Бетховен посвятил ему около десятка сочинений. [ 3 ]
Трио «Эрцгерцог» было написано в конце так называемого «среднего периода» Бетховена. Эскиз к нему он набросал летом 1810 года и завершил композицию в марте 1811 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] Он следует традиционной четырехчастной структуре с сонатной формой в первой части и сонатной формой рондо в последней части. [ 4 ] Это также позволяет выделить более заметную партию фортепиано, чем в предыдущих композициях. [ 2 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Трио эрцгерцога было создано всего через несколько месяцев после весьма успешной премьеры его «Боевой симфонии» («Зиг Веллингтона», соч. 91) . [ 2 ] Хотя отношения между Бетховеном и эрцгерцогом Рудольфом были непростыми, Бетховен был обязан ему за его непоколебимую финансовую поддержку, поэтому Бетховен продолжал посвящать ему свои произведения. [ 2 ] В этом произведении Бетховен увеличивает самостоятельность роли фортепиано по отношению к скрипке и виолончели и по сравнению с его ранними фортепианными трио. [ 2 ] Существует много споров по поводу количества времени, которое Бетховен посвятил созданию Трио эрцгерцога, хотя более ранний автограф, датированный мартом 1811 года, может доказать, что оно было написано всего за три недели. [ 2 ] [ 1 ] В это время Бетховен пользовался большим успехом со своими сочинениями и настраивал издателей друг против друга. [ 1 ] Возможно, он подумывал о браке, судя по личной переписке и письмам. [ 1 ] Бетховен также лично написал эрцгерцогу Рудольфу вместе с недавно составленным трио, чтобы он скопировал его во дворце эрцгерцога из-за опасений, что оно будет украдено. [ 1 ] Это была частая сделка между ними, в результате которой эрцгерцог создал библиотеку всех сочинений Бетховена с рукописными копиями для сохранения. [ 1 ]
Первые выступления
[ редактировать ]Через два дня после завершения в 1811 году Бетховен сыграл Трио эрцгерцога в неформальной обстановке в резиденции барона Нойворта, о выступлении которого не было известно до 1814 года. [ 2 ] Первое публичное выступление было дано самим Бетховеном, Игнацем Шуппанцигом (скрипка) и Йозефом Линке (виолончель) в венском отеле Zum römischen Kaiser 11 апреля 1814 года. В то время глухота Бетховена поставила под угрозу его способности как исполнителя, и после Повторное выступление несколько недель спустя Бетховен больше никогда не появлялся на публике как пианист. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ]
Скрипач и композитор Луи Шпор стал свидетелем репетиции произведения и написал: «Из-за его глухоты почти ничего не осталось от виртуозности артиста, которой раньше так восхищались . клавиши до тех пор, пока не зазвенели струны, а на фортепиано он играл так тихо, что целые группы нот пропускались, так что музыка была неразборчива, если не вглядеться в партия фортепиано, я был глубоко опечален такой тяжелой судьбой». [ 7 ]
Пианист и композитор Игнац Мошелес присутствовал на премьере и написал о произведении: «В случае скольких произведений слово «новое» употребляется неправильно! Но никогда у Бетховена, и меньше всего в этом, которое снова полно оригинальности. ... Его игра, помимо интеллектуального элемента, удовлетворяла меня меньше, поскольку ей недоставало ясности и точности, но я заметил в его сочинениях много следов великого стиля игры, который я давно узнал». [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей . Типичное представление длится более 40 минут. [ 3 ]
Аллегро модерато
[ редактировать ]Эта первая часть написана в домашней тональности си-бемоль мажор и имеет форму сонаты. Первые два такта представляют собой мотив, состоящий из пяти нот, которые используются в трио в различных измененных формах. Основной темой остается фортепиано до коды, где она возвращается в фортиссимо . [ 4 ] [ 2 ]
Скерцо (Аллегро)
[ редактировать ]Также в домашней тональности си-бемоль мажор вторая часть состоит из быстрого скерцо и трио, а не из традиционной медленной части. В некоторых изданиях показаны повторы частей скерцо и трио, но Бетховен первоначально опубликовал их как записанные повторы. Трезвучие, использованное в качестве мотивного материала в первой части, здесь, во второй, представлено в виде гамм. [ 4 ]
Andante cantabile, но с движением
[ редактировать ]Третья часть написана в тональности ре мажор, следует вариационной форме и приближается к финальной части. Были некоторые споры по поводу конкретного темпа, задуманного Бетховеном, относительно подлинности включения «con moto» в партитуру. [ 4 ]
Аллегро модерато
[ редактировать ]Эта финальная часть, как и ожидалось, выполнена в домашней тональности си-бемоль мажор и использует свободную интерпретацию структуры формы Рондо-сонаты: AB A' B A' (кода). Кажется, что сходство между ритмами всех четырех частей достигает здесь кульминации, где Бетховен все чаще укорачивает ритмические значения перед тактовыми линиями. Во время длинной коды в ключевых центрах происходят отклонения до ля мажор и ми-бемоль мажор, пока в конце не возвращается си-бемоль мажор. Сам Бетховен во время репетиции пьесы указал, что ее следует играть не мягко, а с большой энергией и силой. [ 4 ] [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Хотя после публичной премьеры в адрес Бетховена поступали жалобы относительно его исполнительских способностей из-за растущей глухоты, само трио пользовалось большим успехом и быстро было признано одним из его шедевров. [ 2 ] [ 3 ] Его репутация и авторитет как композитора не уменьшились, а, наоборот, продолжали расти. [ 2 ] Музыкальные журналы, такие как Allgemeine Musikalische Zeitung, рассматривали трио как типичное творчество композитора, в котором нет ничего необычного. [ 8 ] Они считали скерцо контрапунктическим по своей природе, что говорит о том, какие музыкальные текстуры все еще были приемлемы для публики в это время между классической и романтической эпохами . [ 8 ] Точно так же в 1823 году Allgemeine Musikalische Zeitung обратилась к музыкантам с призывом исполнить это произведение с большой самоотдачей и вдохновением. [ 4 ]
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]- Трио, называемое «Эрцгерцог» , играет важную роль в Элизабет Джордж детективе «Предатель памяти» (2001). [ 9 ]
- В Харуки Мураками романе «Кафка на берегу » (2002) это произведение и его история используются для объяснения отношений между двумя главными героями, Накатой и Хосино, а также развития последнего как личности.
- В братьев Коэнов фильме «Человек, которого не было » (2001) меланхоличная третья часть этого произведения играет центральную роль, особенно в кульминационной финальной сцене на электрическом стуле.
- В Колма Тойбина » « Норе Вебстер запись играет важную роль в музыкальном развитии главной героини, а также является фоном (обложкой альбома) для внутреннего исследования того, как ее жизнь могла бы сложиться по-другому.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тайер1; Кребил2; Дейтерс3; Риман4, Александр Уилок1; Генри Эдвард2; Герман3; Гюго4 (1921). Жизнь Людвига ван Бетховена . Нью-Йорк: Ассоциация Бетховена. стр. 170–270.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Уотсон, Ангус (2010). Камерная музыка Бетховена в контексте . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 193–200. ISBN 9781843835776 .
- ^ Перейти обратно: а б с Келлер, Джеймс (2014). Камерная музыка: Путеводитель для слушателя . Кэри: Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. стр. 62–64. ISBN 9780199700080 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хиберт, Эльфрида Франц (1988). Фортепианные трио Бетховена: историко-аналитическое исследование . Анн-Арбор, Мичиган: University Microfilms International. стр. 138–153.
- ^ Фортепианное трио си-бемоль мажор, Op.97 imslp.org, по состоянию на 17 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Исторически обоснованные выступления: трио «Эрцгерцог» и «Призрак», Джон Моран. Архивировано 4 марта 2016 г. на сайте Wayback Machine bf.press.illinois.edu, по состоянию на 17 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бетховен: Иллюстрированные жизнеописания великих композиторов, автор: Атес Орга, по состоянию на 17 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллес, Робин (1986). Критика Бетховена: эстетические дилеммы и решения при жизни композитора . Издательство Кембриджского университета. п. 93.
- ^ Джордж, Элизабет (2001). Предатель памяти . Случайный дом, крупный шрифт. ISBN 9780375431135 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианное трио си-бемоль мажор, Op.97 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- BBC открывает музыку
- Концертный подкаст от музея Изабеллы Стюарт Гарднер
- Информация и оцифрованные ранние издания в цифровом архиве Beethoven-Haus.