Вариации какаду
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( август 2015 г. ) |
"Какаду [ а ] «Вариации» — прозвище, данное Людвига ван Бетховена набору вариаций для фортепианного трио на тему «Ich bin der Schneider Kakadu» Венцелем Мюллером . Вариации Бетховена были опубликованы в 1824 году как Opus 121a, последнее из фортепианных трио , опубликованная работа отличается контрастом между ее торжественным введением и последующими облегченными вариациями.
История композиции
[ редактировать ]Несмотря на позднюю дату публикации, [ б ] «Вариации Какаду» часто называют ранним произведением, которое, как полагают, было написано около 1803 года и оставалось неопубликованным в течение следующих двух десятилетий. Хотя первый полный автограф датируется 1816 годом, более ранняя дата сочинения подтверждается перепиской 1803 года от брата Бетховена Карла, в которой, по-видимому, описываются вариации , а также тем фактом, что сам композитор позже назвал ее «одной из моих ранних работ».
Комментатор Льюис Локвуд , ведущий специалист по Бетховену, однако, утверждал, что вариации Какаду имеют более сложную историю. [ 2 ] Локвуд предполагает, что автограф 1816 года отражает существенную переработку более раннего проекта, включая серьезную переработку введения. Учитывая, что она не была опубликована до 1824 года, вполне возможно, что Бетховен внес дальнейшие изменения во время публикации, в период, когда он создавал некоторые из своих величайших произведений, в том числе Вариации Диабелли , Торжественную мессу и Девятую симфонию . Прямым свидетельством этого является, среди прочего, чрезвычайно энергичный и плотный контрапункт двойной фуги соль минор, образующий переход от вариации X к финалу аллегретто . Эта двойная фуга очень напоминает как фугу в финале 9-й симфонии, соединяющую соло тенора с перепросмотром «Freude..», так и фугу Генделя в конце « Вариаций Диабелли » . Наличие такого плотного и драматичного фугального письма — одна из отличительных черт позднего стиля Бетховена.
Локвуд считает «Вариации Какаду» неровным произведением, в котором «много моментов изящества и красоты, но нет истинного единства стиля или чувства стиля». Если центральная часть произведения типична для раннего стиля Бетховена, то вступление и, в меньшей степени, финальная вариация демонстрируют зрелость и глубину, характерные для позднего периода творчества Бетховена. Сложные гармонические прогрессии и контрапунктические пассажи в этих разделах ближе к стилю Бетховена 1816 года. [ с ] чем к его более молодым произведениям. Локвуд предполагает, что пересмотр и публикацию на позднем этапе жизни проекта, начатого в юности, следует понимать как акт ностальгии со стороны Бетховена, в котором «старый композитор, глубоко вовлеченный в музыкальные проекты величайшей сложности и глубины, оглядывается назад с ностальгирует по простому произведению своей юности и стремится воплотить его в жизнь, придав ему сложность, достаточную для того, чтобы сбалансировать его наивность и прямоту с мудростью его более поздних лет».
Структура
[ редактировать ]Произведение начинается торжественным вступлением адажио соль минор, которое длится около трети всей продолжительности произведения. Сама тема, когда она наконец появляется, оказывается почти комично разочаровывающей — простая, даже тривиальная мелодия, взятая из Венцеля Мюллера оперы «Швестерн фон Прага» , написанной в Вене в 1794 году и популярной при жизни Бетховена. За этой темой следуют 10 вариаций, первые восемь из которых традиционны по стилю — последовательность все более витиеватых украшений на тему Мюллера, проходящую взад и вперед между тремя инструментами. В девятой вариации музыка возвращается к минорной тональности и медленному темпу вступления, а финальная вариация представляет собой более длинную часть с несколькими эпизодами контрастного настроения и темпа. Как и вступление, эта последняя вариация демонстрирует хроматическую и контрапунктическую сложность, выходящую за рамки того, чего Бетховен достиг в своих ранних произведениях, и, вероятно, отражает изменения, внесенные в период его наибольшей зрелости.
Типичное исполнение произведения длится от 17 до 19 минут.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Какаду» — это немецкое слово, обозначающее какаду . [ 1 ]
- ↑ За три года до смерти композитора.
- ^ Например, Соната для фортепиано соч. 101 и Сонаты для виолончели соч. 102 .
- ^ «Программные заметки Фабера» .
- ^ Локвуд 2000 , стр. 95–108.
- Источники
- Локвуд, Льюис (2000). «Вариации Бетховена «Какаду»: исследование парадокса». . В Брубейкере, Брюс; Готлиб, Джейн; Латейнер, Джейкоб (ред.). Пианист, ученый, знаток: очерки в честь Якоба Латейнера . Пендрагон Пресс. ISBN 978-1-57647-001-5 .