Соната для фортепиано № 28 (Бетховен)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Соната для фортепиано | |
---|---|
№ 28 | |
Людвиг ван Бетховен | |
Ключ | майор |
Опус | 101 |
Составленный | 1816 |
Преданность | Доротея фон Эртманн |
Опубликовано | 1817 |
Движения | 4 |
Соната для фортепиано № 28 ля мажор , соч . 101 Людвига ван Бетховена была написана в 1816 году и опубликована в 1817 году. Посвященная пианистке баронессе Доротее Эртманн, урожденной Граумен композитора , она считается первой из поздних фортепианных сонат .
Эта соната знаменует собой начало того, что обычно считается последним периодом творчества Бетховена, когда формы более сложны, идеи более разнообразны, текстуры более полифоничны, а трактовка тем и мотивов еще более сложна, чем раньше. Оп. 101 является хорошим примером этого нового стиля, и Бетховен использует недавно расширенный клавишный компас того времени.
Фон
[ редактировать ]Как и в случае с предыдущей сонатой, неясно, почему Бетховен написал соч. 101. Самые ранние известные зарисовки находятся на листьях, которые когда-то составляли часть Альбома Шайде 1815–1816 годов. Он показывает, что первая часть уже хорошо развита и обозначена как расширенный вариант партитуры, а также есть несколько предварительных идей для финального Аллегро. [ 1 ]
Сам Бетховен описывал эту сонату, написанную в городе Бадене , к югу от Вены , летом 1816 года, как «серию впечатлений и мечтаний». Более интимный характер поздних сонат, вероятно, каким-то образом связан с его глухотой, которая на этом этапе была почти полной, настолько полностью изолировавшей его от общества, что его единственным средством общения с друзьями и посетителями были записные книжки.
Бетховен предложил сонату для публикации в письме Брайткопфу и Хертелю от 19 июля 1816 года, когда она была еще далека от завершения. В конце концов, после завершения работы он был продан местному венскому издателю Зигмонду Антону Штайнеру. Он был опубликован в январе 1817 года и после задержек появится в публике в следующем месяце.
Соната для фортепиано № 28, соч. 101 - первая из серии сонат Бетховена «Поздний период» (хотя иногда соч. 90 первой считают ), когда его музыка двигалась в новом направлении, к более личному, интимному, иногда даже интроспективному царству свободы и фантазии. . В этот период он достиг полного мастерства формы, фактуры и тональности и разрушил те самые условности, которым он научился, для создания произведений поразительной глубины и красоты. [ нужна ссылка ] Для этих поздних произведений также характерно включение контрапунктических приемов (например, канона и фуги ) в сонатную форму .
Это была единственная из его 32 сонат, которую Бетховен когда-либо видел публично исполненной; Это было в 1816 году, а исполнитель был банковским чиновником и музыкальным дилетантом. [ 2 ]
Движения
[ редактировать ]Эта соната для фортепиано состоит из четырех частей :
- Что-то живое и с сокровенной чуткостью . Аллегретто, но не тропа
- Живой , маршевый. Виваче алла Марсия
- Медленно и с тоской. Адажио, ма нон троппо, с аффетто
- Быстро, но не слишком и решительно. Аллегро
Полное выполнение произведения занимает около 19–22 минут.
I. Аллегретто, но не слишком много
[ редактировать ]Эта часть находится в ля мажоре, 6
8 раз и в сонатной форме. Темп Etwas вступительной части, Lebhaft und mit der innigsten Empfindung, примерно переводится как «несколько живой и с самым теплым чувством». (Этот термин используется в первой опубликованной партитуре, но не в автографе, где есть только «Allegretto ma non troppo. [ 3 ] )
На протяжении всего движения используется четырехчастная гармония и контрапунктическая фактура. Хотя соната отмечена как ля мажор, Бетховен не пишет никаких каденций в тонической тональности; в изложении и развитии нет ни одной корневой позиции мажорного аккорда. Ближе к концу реприза появляется первый тонический аккорд в основной позиции. Он появляется еще раз в конце перепросмотра, но и тогда притупляется пропуском пятой ступени шкалы.
II. оживленно на марше
[ редактировать ]Вторая часть – фа мажор. 4
4 раз. Он принимает форму марша в троичной форме и характеризуется пунктирными ритмами , гармоническим смещением и чередованием статики и ускорения . Средняя часть си ♭ мажор, в основном составлена по строгой канонической структуре.
III. Медленно, но не слишком, с любовью
[ редактировать ]Третья часть начинается с медленного вступления ля минор. 2
4 раз. Вступительная мелодия первой части вспоминается, когда вступление приближается к завершению в оригинальном темпе и размере.
IV. Аллегро
[ редактировать ]Финал в 2
Четвертый такт начинается без паузы и возвращается к тональности первой части ля мажор. Это грандиозное контрапунктическое движение, в котором Бетховен исследовал новейшую клавиатуру в своей команде, используя самую нижнюю ноту E (E 1 ) на фортепиано ближе к концу. Эта часть - самая длинная и технически сложная часть сонаты, включающая в себя плотное четырехголосное фугато длиной 100 тактов в качестве развивающей части. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бонн, Дом Бетховена; Автограф Людвига ван Бетховена, лист эскиза к фортепианной сонате op 101, 1 и 4 части. «Людвиг ван Бетховен, лист эскиза к фортепианной сонате ор. 101, 1-я и 4-я части, автограф» . Дом Бетховена в Бонне (на немецком языке) . Проверено 8 апреля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Джозеф Браунштейн, примечания к Майкла Понти записи Клары Шуман Фортепианного концерта ля минор , соч. 7
- ^ См. IMSLP.
- ^ Бетховен, Людвиг ван (2018). Хаушильд, Питер (ред.). Сонаты для фортепиано = Сонаты для фортепиано = Сонаты для фортепиано (на немецком, английском и французском языках). Том 3. Питер Хаушильд, Йохен Ройтер, Павел Гилилов, Александр Дженнер, Ханс Канн, Наоюки Танеда (первое издание). Вена. с. Предисловие, стр. VI. ISBN 978-3-85055-785-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гринберг, Роберт (2005). Фортепианные сонаты Бетховена . Шантильи: Учебная компания. ISBN 978-1-59803-0143 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лекция Андраша Шиффа по соч. 101 соната
- Запись 1934 года Артура Шнабеля соч. 101 соната
- Соната для фортепиано No. 28, соч. 101 на AllMusic
- Соната для фортепиано № 28 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур