Jump to content

Соната для фортепиано № 29 (Бетховен)

Бетховен в 1818–1819 годах; портрет Фердинанда Шимона [ де ] (1797–1852); источник: Библиотека Конгресса США.

Людвига ван Бетховена , фортепиано № 29 си соч мажор Соната для . 106 (известная как Große Sonate für das Hammerklavier или, проще говоря, Hammerklavier ) — фортепианная соната , которая широко рассматривается как одно из самых важных произведений третьего периода творчества композитора и одна из величайших фортепианных сонат всех времен. Завершенное в 1818 году, оно часто считается самым технически сложным фортепианным произведением Бетховена. [1] и одно из самых требовательных сольных произведений в классическом фортепианном репертуаре. [2] [3] Первое задокументированное публичное выступление Ференца Листа состоялось в 1836 году в зале Эрар в Париже под восторженную рецензию Гектора Берлиоза . [4] [5]

Название сонаты происходит от того, что Бетховен время от времени использовал в музыкальной терминологии немецкие, а не итальянские слова. В 1816 году Бетховен обратился за советом к немецкому слову, которое могло бы заменить фортепиано (или фортепиано ), и после рассмотрения различных возможностей выбрал Hammerklavier (буквально «молоточковая клавиатура»). [5] Бетховен назвал произведение «Große Sonate für das Hammerklavier», что означает «Большая соната для фортепиано». Предыдущая Соната № 28 ля мажор, соч. 101 также назывался «Hammerklavier», но этот эпитет стал применяться только к Сонате № 29. В произведении широко используется педаль corda una , причем Бетховен дает для своего времени необычайно подробные инструкции, когда ее использовать.

Эскизы к медленной части Сонаты для фортепиано № 29, вероятно 1818 года, нотный автограф.

Соната , посвященная его покровителю, эрцгерцогу Рудольфу , была написана в основном с лета 1817 года до поздней осени 1818 года, ближе к концу периода застоя в композиторской карьере Бетховена. Он представляет собой впечатляющее появление многих тем, которые должны были повториться в поздний период творчества Бетховена: новое изобретение традиционных форм, таких как сонатная форма ; резкий юмор; и возвращение к доклассическим композиционным традициям, включая исследование модальной гармонии и переосмысление фуги в классических формах.

Hammerklavier . также установил прецедент по продолжительности сольных композиций (выступления обычно занимают от 40 до 45 минут, в зависимости от выбора интерпретации) В то время как оркестровые произведения, такие как симфонии и концерты, на протяжении многих лет часто содержали части продолжительностью 15 или даже 20 минут, лишь немногие отдельные части в сольной литературе имели такой объем, как Hammerklavier третья часть .

Структура

[ редактировать ]

Произведение содержит четыре части, структуру, часто используемую Бетховеном и подражаемую современниками, такими как Шуберт , Шуман и Шопен , в отличие от более обычных трех или двух частей сонат Моцарта и Гайдна . Четыре движения:

  1. Аллегро
  2. Шутка : Очень живо
  3. Устойчивое адажио
  4. Введение: Ларго... Аллегро – Фуга : Аллегро рисолуто

В дополнение к тематическим связям внутри движений и использованию традиционных классических формальных структур, Чарльз Розен описал, какая часть произведения организована вокруг мотива нисходящей трети ( мажорной или минорной ). [6] ( Карл Рейнеке впервые заметил это в 1897 году). [5] Эта нисходящая треть довольно распространена на протяжении всего произведения, но наиболее отчетливо узнаваема в следующих разделах: вступительные фанфары Аллегро; в подражании скерцо вышеупомянутым фанфарам, а также в его трио-теме; во втором такте адажио; и в фуге как в ее вводных басовых октавных рисунках, так и в основной теме , как семинотные серии, которые заканчиваются нотами, пониженными по терциям.

И. Аллегро

[ редактировать ]

Первая часть открывается серией фортиссимо B мажорных аккордов , которые составляют большую часть основы первой темы . После того, как первая тема на некоторое время раскручивается, фортиссимо снова произносится вступительный набор аккордов , на этот раз за которым следует аналогичный ритм на неожиданном аккорде ре мажор . Это открывает более лирическую вторую тему в субмедианте (то есть минорную треть ниже тоники), соль мажор . После этого появляется третий и последний музыкальный сюжет, который иллюстрирует фундаментальную оппозицию B и B в этой части через хроматические изменения третьей ступени гаммы. Экспозиция восьмыми завершается преимущественно ступенчатой ​​фигурой в скрипичном ключе в высоком регистре, при этом левая рука движется в октавно-обрисовывающем аккомпанементе нотами .

Раздел развития начинается с описания этой последней фигуры, за исключением изменений от мажорной субдоминанты к минорной, которая плавно модулируется до E мажор . Сразу после этого первая тема экспозиции написана фугато и демонстрирует невероятное музыкальное развитие. Фугато заканчивается разделом, в котором представлена ​​нефугальная имитация между регистрами, которая в конечном итоге перекликается с повторяющимися аккордами ре мажор. Заключительный раздел разработки начинается с хроматической замены D на D . Музыка переходит в чужую тональность си мажор , в которой исполняются третья и первая темы экспозиции. Повторный переход осуществляется последовательностью возрастающих интервалов, которые постепенно становятся выше, пока первая тема не будет снова заявлена ​​в основной тональности B , сигнализируя о начале перепросмотра .

В соответствии с исследованием Бетховеном возможностей сонатной формы, перепросмотр позволяет избежать полного гармонического возврата к си мажор в течение долгого времени после возвращения к первой теме. Кода пока неоднократно цитирует мотивы из вступительного слова над мерцающим кончиком педали и исчезает в пианиссиссимо, два фортиссимо B мажорные аккорды не завершают движение.

Бетховен указал темп 138 ударов в минуту на половинной ноте этой части, настолько быстрый, что исполнители обычно отвергают его, основываясь на теории, что это была ошибка композитора или вызванная неправильным функционированием метронома. [7]

Существуют разногласия по поводу того, следует ли играть ля-диез или ля-натуральный в тактах 224–26. [8] [9]

II. Шутка: Очень живо

[ редактировать ]

Краткая вторая часть включает в себя большое разнообразие гармонического и тематического материала. Тема скерцо . , которую Розен называет юмористической формой [10] первой темы первой части – одновременно игриво, живо и приятно. Скерцо си мажор сохраняет стандартную троичную форму , повторяя разделы на октаву выше в скрипичном ключе.

Трио с пометкой «semplice» находится в миноре параллельном B минор , но эффект скорее призрачный, чем драматический. композитора Он заимствует вступительную тему из симфонии «Героическая» и помещает ее в минорную тональность. После этой мрачной интерлюдии Бетховен вставляет более интенсивную часть престо . 2
4
метра
, все еще в миноре, который в конечном итоге снова переходит в скерцо. После разнообразной репризы первой части скерцо следует кода со сменой метра для сокращения времени . Эта кода играет с полутональными отношениями между B и B и ненадолго возвращается к первой теме, прежде чем затихнуть.

III. Устойчивое адажио

[ редактировать ]

Медленная часть тройной формы, сосредоточенная на фа миноре, была названа, среди прочего, «мавзолеем коллективной скорби». [11] и отличается своей воздушностью и большой продолжительностью медленной части (например, Вильгельм Кемпф играл примерно 16 минут, а Кристоф Эшенбах - 25 минут), которая, наконец, заканчивается третьей частью Пикардии . Пауль Беккер назвал это движение «апофеозом боли, той глубокой скорби, от которой нет лекарства и которая находит выражение не в страстных излияниях, а в безмерной тишине крайнего горя». [12] Вильгельм Кемпф назвал его «самым великолепным монологом, когда-либо написанным Бетховеном». [13]

Структурно он следует традиционной форме сонаты классической эпохи, но краткое изложение основной темы варьируется и включает обширные фигуры в правой руке, которые предвосхищают некоторые приемы романтической фортепианной музыки. Тед Либби из NPR пишет: «Целая линия развития романтической музыки, проходящая через Шуберта , Шопена , Шумана , Брамса и даже Листа, проистекает из этой музыки». [14]

IV. Введение: Ларго... Аллегро – Фуга: Аллегро рисолуто

[ редактировать ]
Начало четвёртой части.
The beginning of the fourth movement.

Часть начинается с медленного вступления, которое служит переходом от третьей части. Для этого он модулируется от D мажор/B минор до G мажор/E минор до B мажор/G минор до A мажор, который модулируется до B мажор для фуги . Музыка, в которой преобладают падающие трети басовой партии, трижды останавливается на педали и вступает в умозрительные контрапунктические эксперименты, в манере предвещая цитаты из первых трех частей Девятой симфонии в начале четвертой части этого произведения.

Начало фуги. Сюжет появляется в нижнем нотоносце и продолжается еще несколько тактов после этого отрывка.
The entrance of the fugue. The subject appears in the bottom staff, and continues for a few bars past this excerpt.

После финальной модуляции до B мажор проявляется основная суть части: титаническая трехголосная фуга в 3
4
метра
. Сюжет прыжок , фуги можно разделить на три части: десятый за которым следует трель на тонику; фигура из семи нот, повторяющаяся по убыванию на терцию; и хвостовой полукваверный пассаж, отмеченный множеством хроматических переходных тонов , развитие которых становится основным источником уникального диссонанса части. Отмеченная con alcune licenze («с некоторыми лицензиями»), фуга, одно из величайших контрапунктических достижений Бетховена, а также предъявляющая огромные требования к исполнителю, проходит через ряд контрастирующих разделов и включает в себя ряд «выученных» контрапунктических приемов. часто, и что немаловажно, они проявляли драматическую ярость и диссонанс, враждебные их консервативным и академическим ассоциациям. Некоторые примеры: усиление темы фуги и контрсубъекта в сфорцандо маркато в тактах 96–117, массивное стретто десятого прыжка и трели, которое следует за ним, созерцательный эпизод, начинающийся в такте 152, с участием субъекта в ретроградном движении , ведущий к исследованию тема в инверсии в такте 209. [15]

Произведение воспринималось как почти неиграбельное, но, тем не менее, с момента его первой публикации считалось вершиной фортепианной литературы. Завершенное в 1818 году, оно часто считается самым технически сложным фортепианным произведением Бетховена. [1] и одно из самых требовательных сольных произведений в классическом фортепианном репертуаре. [2] [3]

Соната для фортепиано № 1 до мажор, соч. 1 Иоганнеса Брамса открывается фанфарами, похожими на фанфары, слышимые в начале сонаты Hammerklavier.

оркестровка

[ редактировать ]

Композитор Феликс Вайнгартнер сделал оркестровку сонаты. В 1878 году Фридрих Ницше предложил такую ​​оркестровку:

В жизни великих художников случаются неудачные случайности, которые, например, заставляют художника набросать свою самую значительную картину как мимолетную мысль или заставляют Бетховена оставить нам лишь неудовлетворительную фортепианную редукцию симфонии в исполнении какого-нибудь великого фортепиано. сонаты (большая си-бемоль мажор). В таких случаях будущий художник должен попытаться исправить жизнь великих людей постфактум; например, мастер всех оркестровых эффектов сделал бы это, вернув к жизни симфонию, которая претерпела кажущуюся фортепианную смерть. [16]

Однако Чарльз Розен счел попытки оркестровать произведение «бессмысленными». [17]

  1. ^ Jump up to: а б Стейнс, Дж.; Кларк, Д., ред. (июль 2005 г.). Грубый путеводитель по классической музыке (4-е изд.). Лондон: Грубые гиды. п. 62. ИСБН  978-1-84353-247-7 .
  2. ^ Jump up to: а б Хинсон, М. (2000). Путеводитель по репертуару пианиста (3-е изд.). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 94. ИСБН  0-253-33646-5 .
  3. ^ Jump up to: а б Тайсон, Алан (1962). «Хаммерклавир и его английские издания». Музыкальные времена . 103 (1430): 235–7. дои : 10.2307/950547 . JSTOR   950547 .
  4. ^ Гектор Берлиоз (12 июня 1836 г.). «Листц» . Revue et Gazette Musicale de Paris (на французском языке). 3 (24): 198–200.
  5. ^ Jump up to: а б с Круми, Эндрю . «Гаммерклавирная соната Бетховена» . Проверено 24 июля 2023 г.
  6. ^ Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен (расширенное изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 409–433. ISBN  978-0-393-04020-3 .
  7. ^ Розенблюм, Сандра П. (1988). «Два набора неисследованных меток метронома для фортепианных сонат Бетховена» . Ранняя музыка . 16 (1): 59–71. ISSN   0306-1078 .
  8. ^ Бадура-Шкода, Павел (2012). «Следует ли нам играть ♮ или ♯ в сонате Бетховена «Хаммерклавир», опус 106?» . Примечания . 68 (4): 751–757. ISSN   0027-4380 .
  9. ^ Вэнь, Э. (2015). «Острая практика, естественная альтернатива: переход к перепросмотру в первой части сонаты Бетховена «Хаммерклавир». В Д. Бич и Ю. Гольденберге (ред.), От Баха до Брамса: Очерки музыкального дизайна и структуры . Бойделл и Брюэр.
  10. ^ Розен 1997 , с. 423.
  11. ^ Вильгельм фон Ленц , цитируется в Libbey 1999 , с. 379
  12. ^ Беккер, Пол (1925). Бетховен (перевод и адаптация Милдред Мэри Бозман). JM Dent & Sons, с. 134.
  13. ^ Шуман, Карл. Наместник Бетховена за клавишными на праздновании столетия Вильгельма Кемпфа: его записи 32 фортепианных сонат Бетховена в 1951–1956 годах .
  14. ^ Либби, Теодор (1999). Руководство NPR по созданию классической коллекции компакт-дисков . Нью-Йорк: Издательство Workman Publishing. п. [ нужна страница ] . ISBN  0-7611-0487-9 . OCLC   42714517 .
  15. ^ Вилли Апель, «Ретроград», Гарвардский музыкальный словарь (Кембридж, издательство Гарвардского университета, 1969), стр. 728.
  16. ^ Человек, слишком человеческий , § 173
  17. ^ Розен 1997 , с. 446.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c969bd545c4fa242f428cef6bfe8107e__1712383260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/7e/c969bd545c4fa242f428cef6bfe8107e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 29 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)