Jump to content

Пикардия третья

Пикардия третья, завершающая эоловую (естественную минорную) прогрессию
Продолжительность: 0 секунд.

Пикардийская треть , ( / ˈ p ɪ k ər d i / ; французский : tierce picarde ), также известная как каденция Пикардии или Tierce de Picardie , является основным аккордом тоники в конце музыкальной части , которая является либо модальной , либо модальной. в минорной тональности . Это достигается путем поднятия трети ожидаемого минорного трезвучия на полутон для создания мажорного трезвучия , как формы разрешения . [1]

Например, вместо каденции , заканчивающейся ля минор аккордом , содержащим ноты A, C и E, третье окончание Пикардии будет состоять из аккорда ля мажор , содержащего ноты A, C ♯ и E. Минорная терция между нотами A, C и E. A и C аккорда ля минор стали мажорной терцией в третьем аккорде Пикардии. [2]

Продолжительность: 25 секунд.
Шютц «Увы мне, Господи» из «Священных песен » , 1625 год.
Шютц «Увы мне, Господи» из «Священных песен » , 1625 год.

Философ Питер Киви пишет:

Даже в инструментальной музыке пикардийская терция сохраняет свою выразительность : это «счастливая терция». ... По крайней мере, с начала семнадцатого века уже недостаточно описывать это как разрешение более согласной триады; это также решение более счастливой триады. ... Пикардийская терция - это счастливый конец абсолютной музыки . Более того, я предполагаю, что, обретя это выразительное свойство счастья или удовлетворенности, пикардийская терция увеличила свою силу как совершенный, наиболее стабильный каденциальный аккорд, будучи, так сказать, наиболее эмоционально согласным аккордом, а также наиболее музыкально согласным. [3]

По словам Дерика Кука , «западные композиторы, выражая «правильность» счастья посредством мажорной терции, выражали «неправильность» горя посредством минорной терции, и на протяжении веков пьесы в минорной тональности должны были иметь «хеппи-энд» — финальный мажорный аккорд («тиерс де Пикарди») или голая квинта». [4]

Как гармоническое устройство, Пикардийская терция зародилась в западной музыке эпохи Возрождения .

Иллюстрация

[ редактировать ]
С меня хватит , BWV 82

То, что делает эту каденцию Пикардией, показано красным естественным знаком. Вместо ожидаемого си-бемоль (который сделал бы аккорд минорным) случайность дает нам натуральную си, делая аккорд мажорным.

Прослушайте последние четыре такта песни «I Heard the Voice of Иисус Say» с помощью ( Воспроизвести ) и без ( Играть ) Пикардия третья (гармония Р. Воана Уильямса ). [5]

Этот термин был впервые использован в 1768 году Жаном-Жаком Руссо , хотя в музыке эта практика применялась столетиями раньше. [6] [7] Руссо утверждает, что «музыканты используют этот термин в шутку», предполагая, что он, возможно, никогда не имел академической основы, реального происхождения и мог возникнуть из идиоматических шуток во Франции в первой половине XVIII века. Но его попытка объяснить, почему был использован этот термин, остается неубедительной: [ оригинальное исследование? ] «[практика] дольше сохранялась в церковной музыке и, следовательно, в Пикардии, где музыка звучит во многих соборах и церквях».

Роберт Холл выдвигает гипотезу, что вместо того, чтобы происходить из региона Пикардия во Франции , оно происходит от старофранцузского слова «picart», означающего «заостренный» или «острый» на северных диалектах, и, таким образом, относится к музыкальному диезу, который преобразует второстепенную треть. аккорда в большую треть. [8]

Немногие старофранцузские словари, в которых встречается слово picart (жен. picarde ), дают « aigu , пикантный в качестве определения ». В то время как слово «пикантный » довольно простое — оно означает «колючий, заостренный, острый», — айгу гораздо более двусмысленно, потому что неудобно иметь по крайней мере три значения: «высокий/тройной», «острый», как у острого лезвия, и «острый», как у острого лезвия. острый". Учитывая, что в определениях также указано, что этот термин может относиться к гвоздю (« clou ») (читай: каменный гвоздь), пике или вертелу, кажется, что айгу там может означать «острый» / «острый». Однако не «острый» в желаемом смысле, связанном с повышенным тоном, а в смысле острого лезвия, которое, таким образом, полностью дискредитировало бы слово « пикарт» как происхождение пикардийской терции, что также кажется маловероятным, учитывая Возможно, что айгу также использовалось для обозначения высокой ноты и высоких частот, что прекрасно объясняет использование слова picarde для обозначения аккорда, терция которого выше, чем должна быть. [ оригинальное исследование? ]

Не следует игнорировать существование пословицы « похожий на Пикара ». [9] («напоминать жителя Пикара»), что означало « éviter le Опасность » (избегать опасности). Это было бы связано с юмористическим характером этого термина, который, таким образом, использовался бы для насмешки над якобы трусливыми композиторами, которые использовали пикардийскую терцию как способ избежать серьезности второстепенной терции и, возможно, негативной реакции, с которой они столкнулись бы со стороны академическая элита и церковь, идя против схоластики того времени. [ оригинальное исследование? ]

В конечном счете, происхождение названия «tierce picarde», вероятно, никогда не будет точно известно, но имеющиеся доказательства, похоже, указывают на эти идиоматические шутки и пословицы, а также на буквальное значение слова picarde как высокого и тройного. [ оригинальное исследование? ]

Использовать

[ редактировать ]

В средневековой музыке , такой как музыка Машо , ни мажорная, ни минорная трети не считались стабильными интервалами, и поэтому каденции обычно находились на открытых квинтах . Как гармоническое устройство Пикардийская терция зародилась в западной музыке эпохи Возрождения. К началу семнадцатого века его использование утвердилось на практике в музыке, которая была как священной (как в приведенном выше примере Шютца), так и светской:

Продолжительность: 15 секунд.
Уильям Берд, Павана «Граф Солсбери», 1612 г.
Уильям Берд , Павана «Граф Солсбери», 1612 г. 02

Примеры пикардийской терции можно найти в произведениях И. С. Баха и его современников, а также у более ранних композиторов, таких как Туано Арбо и Джон Блоу . Многие минорные хоралы Баха заканчиваются каденцией с финальным мажорным аккордом:

Продолжительность: 15 секунд.
И.С. Бах, Иисус радость моя , BWV 81,7, мм. 12-13
Пикардия третья, синим цветом, у Баха: Jesu, meine Freude (Иисус, радость моя), BWV 81,7, мм. 12-13. [10]

В своей книге «Музыка и настроения » Чарльз Розен показывает, как Бах использует колебания между минором и мажором, чтобы передать чувства в своей музыке. Розен выделяет Аллеманду из клавишной Партиты № 1 си-бемоль, BWV 825 , чтобы проиллюстрировать «возможный диапазон выражения, тонкое разнообразие оттенков чувств, содержащихся в четко определенных рамках». Следующий отрывок из первой половины пьесы начинается фа мажор, но затем, в такте 15: «Переход в минорный лад с хроматическим басом, а затем обратно в мажор для каденции добавляет еще новую интенсивность». [11]

Продолжительность: 21 секунда.
Бах, Аллеманда из Партиты 1, такты 13–18.
Аллеманда Баха из Партиты 1, такты 13–18

Многие отрывки в религиозных произведениях Баха следуют аналогичной экспрессивной траектории с использованием мажорных и минорных тональностей, которые иногда могут приобретать символическое значение. Например, Дэвид Хамфрис (1983, стр. 23) рассматривает «томные хроматические интонации, синкопы и апподжиатуры» следующего эпизода из Прелюдии Святой Анны для органа, BWV 552 из Clavier-Übung III, как «показывающих Христа в его человеческом аспекте». Более того, острая угловатость мелодии и, в частности, внезапный поворот к минору, являются очевидными выражениями пафоса, представленного как изображение его Страстей и распятия»: [12]

Продолжительность: 37 секунд.
Из Прелюдии для органа «Святая Анна» Баха, BWV 552, такты 118–130.
Из Прелюдии для органа «Святая Анна» Баха, BWV 552, такты 118–130.

Примечательно, что две книги Баха «Хорошо темперированный клавир» , написанные в 1722 и 1744 годах соответственно, значительно различаются в применении пикардийских терций, которые однозначно встречаются в конце всех минорных прелюдий и всех минорных прелюдий, кроме одной. лад фуги в первой книге. [13] Однако во второй книге четырнадцать частей минорного лада заканчиваются минорным аккордом, а иногда и унисоном. [14] Во многих из этих случаев рукописи различаются.

это устройство использовалось реже Хотя в классическую эпоху , примеры можно найти в произведениях Гайдна и Моцарта Моцарта , например, в медленной части Фортепианного концерта 21 , К. 467:

Продолжительность: 53 секунды.
Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром 21, К. 467, медленная часть, такты 83–93.
Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром 21, K467, ​​медленная часть, такты 83–94.

Филип Рэдклифф говорит, что диссонирующие гармонии здесь «имеют яркое предвкушение Шумана, и то, как они мягко сливаются с мажорной тональностью, в равной степени является пророческим для Шуберта». [15] В конце своей оперы «Дон Жуан » Моцарт использует переход от минора к мажору, что приводит к значительному драматическому эффекту: «Когда Дон исчезает, крича в агонии, оркестр переходит на аккорд ре мажор. Смена лада не приносит утешения. Однако: это больше похоже на tierce de Picardie, «пикардийскую терцию» (известное неправильное название, происходящее от tierce picarte , «диез терция»), мажорный аккорд, который использовался для завершения торжественных органных прелюдий и токкат в минорных тональностях в былые дни». [16]

Яростная драма до минор, пронизывающая движение Allegro con brio ed appassionato из Бетховена последней сонаты для фортепиано , соч. 111, рассеивается, когда преобладающая тональность превращается в мажор в заключительных тактах «в сочетании с заключительным диминуэндо, чтобы завершить движение, несколько неожиданно, на ноте облегчения или облегчения». [17]

Продолжительность: 31 секунда.
Бетховен, Соната для фортепиано, соч. 111, заключительные такты первой части
Бетховен, Соната для фортепиано, соч. 111, заключительные такты первой части

Переход от минора к мажору был приемом, который Шуберт использовал часто и с большим выразительным эффектом как в своих песнях, так и в инструментальных произведениях. В своей книге о песенном цикле Winterreise певец Ян Бостридж говорит о «типичном шубертовском эффекте в последнем куплете» вступительной песни «Gute Nacht», «когда тональность волшебным образом меняется от минора к мажору». [18]

Продолжительность: 20 секунд.
Шуберт, «Спокойной ночи», фортепианная ссылка на последний куплет
Шуберт, «Спокойной ночи», фортепианная ссылка на последний куплет.

Сьюзен Волленберг описывает, как первая часть «Фантазии фа минор» Шуберта для фортепиано в четыре руки , D 940, «заканчивается расширенным Tierce de Picardie». [19] Тонкий переход от минора к мажору происходит в басу в начале такта 103:

Продолжительность: 28 секунд.
Шуберт-фантазия фа минор, такты 98–106.
Шуберт-фантазия фа минор, такты 98–106.

В эпоху романтизма Шопена ноктюрны в минорной тональности почти всегда заканчиваются пикардийской терцией. [ нужна ссылка ] Заметное структурное использование этого приема происходит в финале Пятой симфонии Чайковского , где тема девиза впервые появляется в мажорном ладу. [ нужна ссылка ]

Интерпретация

[ редактировать ]

По словам Джеймса Беннигофа: «Замена ожидаемого финального минорного аккорда мажорным аккордом таким способом является многовековой техникой - повышенная треть аккорда, в данном случае G , а не G естественная, [ нужна проверка ] впервые был назван «третьей Пикардии» ( tierce de Picarde ) в печати Жан-Жаком Руссо в 1797 году... чтобы выразить [идею о том, что] надежда может показаться ничем не примечательной или даже банальной». [20]

Яркие примеры

[ редактировать ]
  • Мелодия христианского гимна « Пикардия », часто исполняемая с текстом « Пусть вся смертная плоть хранит молчание », основана на французской песне 17 века или ранее. Это минорная тональность, но в последнем куплете финальный аккорд меняется на мажорный.
  • (Неизвестно) – « Ковентри Кэрол » (написано не позднее 1591 г.). Современные гармонии этого гимна включают знаменитую завершающую мажорную Пикардийскую треть в мелодии, [21] но первоначальная гармонизация 1591 года пошла гораздо дальше с этим устройством, включая Пикардийские трети в семи из двенадцати записанных тонических каденций, включая все три такие каденции в припеве. [22]
  • Группа - " This Wheel's On Fire ", написанная Риком Данко и Бобом Диланом и появляющаяся как в Music From Big Pink , так и в The Basement Tapes , находится в ля миноре и переходит в ля мажорный аккорд в конце припева.
  • The Beatles — « I’ll Be Back » из альбома саундтреков к фильму «Ночь тяжелого дня» . Ян Макдональд говорит о том, как «Макартни гармонизирует Леннона, меняя мажорные и второстепенные трети, останавливаясь на пикардийской трети в конце первого и второго куплетов». [23]
  • Бетховен Хаммерклавир , медленная часть [24]
  • Брамс Фортепианное трио №1 , шутка [25]
  • Сара Коннор – « От Сары с любовью », финальная каденция [26]
  • Кутс и Гиллеспи « Ты ударяешь мне в голову ». Тед Джоя описывает песню как начинающуюся «в мажорной тональности, но, начиная со второго такта, мистер Кутс, кажется, намеревается создать качество лихорадочного сна, больше склоняясь к минорному ладу», прежде чем, наконец, достичь каденции в мажоре. [27]
  • Дворжак Симфония Нового Света , финал [28]
  • Боб Дилан - « Ain't Talkin' » , последняя песня альбома «Modern Times» (2006), исполняется в ми миноре, но заканчивается (и завершает альбом) звонким аккордом ми мажор. [29]
  • Роберта Флэк - Концовка и развязка « Убей меня нежно своей песней ». По словам Флэка: «Мой классический опыт позволил мне попробовать несколько вариантов [аранжировки песни]. Я изменил части структуры аккордов и решил закончить на мажорном аккорде. [Песня] не была написана». туда». [30]
  • Оливер Нельсон — « Stolen Moments » из альбома 1961 года The Blues and the Abstract Truth ; Тед Джоя рассматривает «краткое переход к тоническому мажору в четвертом такте мелодии» как «умный ход… один из многих интересных поворотов» в этой джазовой композиции. [31]
  • Джони Митчелл – «Оловянный ангел» из «Облаков » (1969); Третья Пикардия касается слов «Сегодня я нашел кого-то, кого люблю». По словам Кэтрин Монк, третьей Пикардии в этой песне, «предполагается, что Митчелл внутренне осознает неспособность романтической любви принести истинное счастье, но, черт возьми, это все равно прекрасная иллюзия». [32]
  • Донна Саммер – « I Feel Love » (1977) повсюду чередуется с аккомпанементом «синтезационных водоворотов: мажорных и минорных; по сути, это версия того, что Франц Шуберт делал на протяжении всей своей карьеры». [33]
  • The Fireballs - "Vaquero", этот техасско-мексикансский инструментал (1961), написанный Джорджем Томско и Норманом Петти, явно написан в тональности ми минор, но заканчивается звонким аккордом ми мажор".
  • Холл и Оутс – « Маноед »; В каждом куплете есть пикардийская терция в середине, переходящая от основной септимы во втором такте к плоской секунде в третьем такте и, наконец, заканчивающаяся мажорной первой в четвертом такте. В оригинальной тональности си минор песни это аккорд от ля мажора до аккорда до мажор, заканчивающийся аккордом си мажор.
  • The Turtles - " Happy Together " (1967) чередует мажорную и минорную тональность, а в последнем аккорде финала присутствует пикардийская треть.
  • The Zombies — « Time of the Season » из альбома Odessey and Oracle 1968 года , написана в ми миноре, причем каждый припев заканчивается на аккорде ми мажор.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перси Скоулз (ред.), Оксфордский компаньон по музыке : самоиндексируемый, с глоссарием по произношению и более 1100 портретов и изображений , девятое издание, полностью переработанное и обновленное, со многими дополнениями к тексту и иллюстрациям (Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1955), стр. 1027–28.
  2. ^ «Как Пикард был «Третьим Пикардией»?» . ПроКвест . Проверено 2 января 2021 г.
  3. ^ Питер Киви , Ярость Осмина: Философские размышления об опере, драме и тексте, с новой заключительной главой (Итака и Лондон: Cornell University Press, 1999), стр. 289. ISBN   978-0-8014-8589-3 .
  4. ^ Дерик Кук , Язык музыки (Лондон и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1959), стр. 57.
  5. ^ Дениз ЛаДжилья и Анна Белль О'Ши, Литургический флейтист: методическая книга и многое другое (Чикаго, Иллинойс: GIA Publications, 2005), стр. 166. ISBN   978-1-57999-529-4 .
  6. ^ Жан-Жак Руссо, Музыкальный словарь (Амстердам: MM Rey, 1768), стр.320. https://www.loc.gov/resource/muspre1800.101611/?sp=428 .
  7. ^ Дон Майкл Рэндел (редактор), Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.) (Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press, 2003), стр. 660. ISBN   0-674-01163-5 .
  8. ^ Роберт А. Холл-младший, «Как Пикард был Третьим Пикардией?», Current Musicology 19 (1975): стр. 78–80.
  9. ^ Курн де Сент-Пале, JB (1882). Исторический словарь древнефранцузского языка или глоссарий древнефранцузского языка от его зарождения до века Людовика XIV . Глоссарий Дю Канжа.
  10. ^ Брюс Бенвард и Мэрилин Надин Сейкер, Музыка в теории и практике: Том II , восьмое издание (Бостон: McGraw-Hill, 2009), стр. 74. ISBN   978-0-07-310188-0 .
  11. ^ Чарльз Розен , Музыка и настроения (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2010), стр. 45.
  12. ^ Хамфрис, Д. (1983). Эзотерическая структура Clavierübung III Баха , с. 25. Издательство Кардиффского университета.
  13. ^ Батлер, Х. Джозеф. « Эмуляция и вдохновение: транскрипции И.С. Баха из L'estro Armonico Вивальди. Архивировано 29 ноября 2015 г. в Wayback Machine » (2011), стр. 21.
  14. ^ Oxford Companion to Music , десятое издание, под редакцией Перси А. Скоулза и Джона Оуэна Уорда (Лондон и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1970). [ нужна полная цитата ]
  15. ^ Рэдклифф, П. (1978). Фортепианные концерты Моцарта , с. 52. Лондон: Британская радиовещательная корпорация.
  16. ^ Тарускин, Р. (2010). Оксфордская история западной музыки: Музыка семнадцатого и восемнадцатого веков , с. 494. Издательство Оксфордского университета.
  17. ^ Тарускин, Р. (2010). Оксфордская история западной музыки: музыка семнадцатого и восемнадцатого веков , с. 730. Издательство Оксфордского университета.
  18. ^ Ян Бостридж (2015). Зимнее путешествие Шуберта , с. 7 Лондон: Фабер и Фабер.
  19. ^ Волленберг, С. (2011). Отпечатки пальцев Шуберта: исследования инструментальных произведений , с. 42. Лондон, Рутледж.
  20. ^ Джеймс Беннигоф, «Слова и музыка Джони Митчелл», Санта-Барбара: Praeger, 2010. [ нужна страница ]
  21. ^ Ковентри Кэрол. Архивировано 11 сентября 2016 г. в Wayback Machine в Хоровой публичной библиотеке. По состоянию на 7 сентября 2016 г.
  22. ^ Томас Шарп, Диссертация о театрализованном представлении или драматических мистериях, старинно исполнявшихся в Ковентри (Ковентри: Мерридью и сын, 1825), стр. 116.
  23. ^ Ян Макдональд , Революция в голове: The Beatles Records и шестидесятые (Лондон: Pimlico, 2005): стр. 119.
  24. ^ Роберт С. Хаттен, Музыкальное значение Бетховена: выраженность, корреляция и интерпретация (Блумингтон: Indiana University Press, 1994), стр. 39. ISBN   0-253-32742-3 . Первое переиздание в мягкой обложке, 2004 г. ISBN   978-0-253-21711-0 .
  25. ^ Иоганнес Брамс, Полные фортепианные трио ( [ нужна полная цитата ] : Дуврские публикации, 1926). [ нужна страница ] . ISBN   048625769X .
  26. Уолтер Эверетт, «Pitch Down the Middle», в «Expression in Pop-Rock Music» , второе издание, под редакцией [ нужна полная цитата ] (Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008 г.): [ нужна страница ]
  27. ^ Джоя, Т. (2012). Джазовые стандарты: Путеводитель по репертуару , с. 468. Издательство Оксфордского университета.
  28. ^ Антонин Дворжак, Симфонии №№. 8 и 9 (Dover Publications, 1984), стр. 257–258. ISBN   048624749X .
  29. ^ См. «Ain't Talkin'» в списке песен на https://dylanchords.info . Архивировано 26 сентября 2019 г. в Wayback Machine. Партия гитары исполняется в Em с каподастром на 4-м ладу, поэтому песня звучит в тональности G минор.
  30. ^ Тоби Крессвелл, 1001 песня (Паран, Австрия: Hardie Grant Books, 2005), стр. 388, ISBN   978-1-74066-458-5 .
  31. ^ Джоя, Т. (2012, стр.402), Джазовые стандарты , Oxford University Press
  32. ^ Кэтрин Монк, Джони: Творческая одиссея Джони Митчелл (Ванкувер: Грейстоун, 2012), с. 73. ISBN   9781553658375
  33. ^ Том Сервис (2019) «Риффы, петли и остинати», программа из сериала The Listening Service , BBC Radio 3, 27 января. https://www.bbc.co.uk/sounds/play/m00022nx По состоянию на 29 января 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лэтэм, Элисон (ред.). 2002. «Tierce de Picardie (фр. «Пикардия 3»)». Оксфордский спутник музыки . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-866212-9 .
  • Рафф, Лилиан М. 1972. «Жоскен Де Пре: некоторые особенности его мотетов». Консорт: Ежегодный журнал Фонда Долмеча 28:106–18.
  • Раштон, Джулиан . 2001. «Тирс-де-Пикарди [3-я Пикардия]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
  • Резерфорд-Джонсон, Тим, Майкл Кеннеди и Джойс Борн Кеннеди (ред.). 2012. «Тирс де Пикарди». Оксфордский музыкальный словарь , шестое издание. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-957810-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 131634ac7a771c43215148673914225c__1718205660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/5c/131634ac7a771c43215148673914225c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Picardy third - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)