Тринадцатый

Обратный | малая треть |
---|---|
Имя | |
Другие имена | составное шестое |
Аббревиатура | М13 |
Размер | |
Полутона | 21 |
Интервальный класс | 3 |
центы | |
12-тональный равномерный темперамент | 2100.0 |

Обратный | главная треть |
---|---|
Имя | |
Аббревиатура | м13 |
Размер | |
Полутона | 20 |
Интервальный класс | 4 |
центы | |
12-тональный равномерный темперамент | 2000.0 |
В музыке или теории музыки тринадцатая нота — это , расположенная в тринадцати ступенях шкалы от основного тона аккорда , а также интервал между основным тоном и тринадцатой. Тринадцатая чаще всего является основной или второстепенная .

Тринадцатый аккорд представляет собой совокупность шести ( мажорных или минорных ) терций, последняя из которых находится выше 11-й аккорда одиннадцатого аккорда . [1] Таким образом, тринадцатый аккорд — это терционный (построенный из терций) аккорд, содержащий интервал тринадцатой, и является расширенным аккордом, если он включает девятую и/или одиннадцатую . «Джазовый тринадцатый аккорд очень универсальный и используется во многих жанрах». [2] Поскольку 13-й аккорд имеет тенденцию становиться неясным или путаться с другими аккордами при инвертировании , они обычно находятся в основной позиции . [3] Например, в зависимости от голоса мажорное трезвучие с добавленной мажорной шестой обычно называют шестым аккордом , потому что шестой служит заменой мажорной седьмой, поэтому в таком контексте считается аккордовым тоном.
Однако Уолтер Пистон, писавший в 1952 году, считал, что «настоящий тринадцатый аккорд, полученный путем наложения третей, является редким явлением даже в музыке 20-го века». [4] Это может быть связано с написанием четырех частей, ограничениями инструментов, а также голосовым сопровождением и стилистическими соображениями. Например, «чтобы сделать аккорд более играбельным [на гитаре ], в тринадцатых аккордах часто отсутствуют пятый и девятый». [5]
Доминант тринадцатый
[ редактировать ]
Чаще всего 13-й аккорд выполняет доминантную функцию (V 13 ), [6] имеют ли они точные интервалы доминирующей тринадцатой доли или нет. Обычно доминантный аккорд, предшествующий мажорному разрешению, будет иметь натуральную 13, а доминантный аккорд, предшествующий минорному разрешению, будет иметь бемоль 13. [3] Поскольку тринадцатые аккорды содержат более четырех нот, в четырехголосном письме чаще всего включают в себя третью, седьмую и тринадцатую, [3] исключая пятую, девятую и одиннадцатую . Третий указывает на качество аккорда как мажорного или минорного, седьмой важен для качества доминантного аккорда, а тринадцатый необходим в тринадцатом аккорде.

В современной поп- и джазовой гармонии после доминирующего тринадцатого аккорда следует тринадцатый аккорд (обычно обозначаемый как X) . 13 , например, С 13 ) содержит подразумеваемую плоскую септиму. Таким образом, C 13 состоит из C, E, G, B ♭ и A. Основная гармония тринадцатого аккорда обычно является миксолидийской или лидийской доминантой (см. Систему аккордовых гамм ). Тринадцатый аккорд не подразумевает качества девятой или одиннадцатой ступени гаммы. В общем, характерное звучание тринадцатого аккорда придает диссонанс между бемольной септаккордом и тринадцатой, интервалом мажорной септаккорда .

В период обычной практики «наиболее распространенные» высоты звука присутствуют в V. 13 аккорд — это тоника, 3-я, 7-я и 13-я ступени; причем 5-й, 9-й и 11-й «обычно опускаются». [8] 13-я чаще всего звучит в сопрано, или самом высоком голосе, и обычно переходит на треть вниз к тонике I или i. Если В. 13 за ним следует Я 9 13-е число может разрешиться в 9-е. [8]
Другие тринадцатые аккорды
[ редактировать ]
Этим рекомендациям по голосовому ведению нельзя следовать после периода обычной практики в таких техниках, как параллельная гармония , а также в следующем примере:

13-й аккорд реже может быть построен на ступенях, отличных от доминанты, таких как тоника или субдоминанта . [6]

Хотя доминирующий тринадцатый аккорд является наиболее распространенным тринадцатым аккордом, мажорный тринадцатый также довольно распространен. [11] Мажорный тринадцатый аккорд (содержащий мажорную септаккорд) почти всегда будет содержать хроматически повышенную одиннадцатую ступень (CEGBDF ♯ A) (см. лидийский лад ), за исключением случаев, когда одиннадцатая ступень вообще опущена. «Принято опускать одиннадцатую в доминантных или мажорных тринадцатых аккордах, потому что одиннадцатая конфликтует с третьей». [11] в этих аккордах на полутон.

Инверсии
[ редактировать ]
Обычно находится в корневом положении, [3] инверсия семь нот, сама по себе является полного тринадцатого аккорда, включающего все «редким явлением», [4] теоретическая невозможность, так как получается новый тринадцатый аккорд с другим тоном, например Cmaj 13 (CEGBDFA) становится [ оспаривается – обсуждаем ] В 13 ♭ 9 (EGBDFAC), то G 13 (GBDFACE) и т. д. в инвертированном виде. [12]
Галерея
[ редактировать ]Учитывая количество нот, которые могут быть включены, существует большое разнообразие тринадцатых аккордов. Следующие аккорды обозначены под символами свинцового листа :
- Тринадцатый аккорд на основе минорного трезвучия [13]
- Тринадцатый аккорд с бемольной девятой [13]
- Басовая нота: C или, альтернативно, G. [15]
- Разное звучание для гитары. [18]
- Доминантная тринадцатая: четырехголосная версия. «Этот характер типичен». [19]
- Тринадцатый аккорд, «свернувшийся» в одну октаву, дает диссонансный , казалось бы, секундный аккорд. [7] кластер тонов .
- Доминирующая тринадцатая нота фа минор.


См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенвард и Сейкер (2009), стр.360.
- ^ Капоне, Фил (2006). Библия гитарных аккордов: более 500 иллюстрированных аккордов для рока, блюза, соула, кантри, джаза и классической музыки , стр.48. ISBN 0-7858-2083-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бенвард и Сакер (2009). Музыка в теории и практике: Том II , стр.179. Восьмое издание. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поршень, Уолтер (1952). « Гармоническая практика Роджера Сешнса». Обзор. Музыкальный ежеквартальный журнал . 38 (3): 463. doi : 10.1093/mq/XXXVIII.3.457 .
- ^ Капоне (2006), стр.66.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенвард и Сакер (2009), стр.180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коуп, Дэвид (2000). Новые направления в музыке , стр.6. ISBN 1-57766-108-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бенвард и Сакер (2009), стр.183–84.
- ^ Кокс, Феликс (осень 2005 г.). « «Неуверенный шаг в правильном направлении»: Ричард Роджерс и All Points West ». Американская музыка . 23 (3): 360. дои : 10.2307/4153058 . JSTOR 4153058 .
- ^ Эверетт, Уолтер (октябрь 2004 г.). «Королевская афера: заумная и ироничная гармония боп-рока Стили Дэна». Теория музыки Спектр . 26 (2): 205. doi : 10.1525/mts.2004.26.2.201 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэл Леонард Корп. (2003). Энциклопедия аккордов в картинках: фотографии, диаграммы и ноты для более чем 1600 клавишных аккордов , стр. 10. ISBN 0-634-05828-2 .
- ^ Купер, Пол (1975). Перспективы теории музыки , с.228. ISBN 0-396-06752-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Костка и Пейн (1995). Тональная гармония , стр.493. Третье издание. ISBN 0-07-300056-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бенвард и Сакер (2009), стр.185.
- ^ Манус, М. (1978). Словарь фортепианных аккордов , стр.21. ISBN 0-88284-154-8 .
- ^ Капоне (2006), стр.84-85.
- ^ Хэл Леонард Корп. (2004). Guitar Chords Deluxe: полноцветные фотографии и схемы для более чем 1600 аккордов , стр.12. ISBN 0-634-07389-3 .
- ^ Капоне (2006), стр.79.
- ^ Купер (1975), стр.227-28.
- ^ Николс, Роджер (1989). Клод Дебюсси: Пеллеас и Мелизанда , стр.105. ISBN 0-521-31446-1 .
- ^ Поттер, Кейт (2002). Четыре музыкальных минималиста , стр.319. ISBN 0-521-01501-4 .