Клейсма


В теории музыки и настройке , kleisma (κλείσμα), или мажор с запятой , [1] – минутный и едва уловимый запятой, типа интервал важный для музыкальных темпераментов . Это разница между шестью правильно настроенными малыми терциями (каждая с соотношением частот 6/5) и одной правильно настроенной тритавой или идеальной двенадцатой терцией (с соотношением частот 3/1, образованной октавой 2/1 плюс октавой 3/1). 2 идеальная пятая ). Он равен отношению частот 15625/15552 = 2. −6 3 −5 5 6 , или примерно 8,1 цента ( ). Его также можно определить как разницу между пятью правильно настроенными малыми терциями и одной правильно настроенной мажорной десятой (размером 5/2, образованной 2/1 октавы плюс 5/4 мажорной трети) или как разницу между хроматическим полутоном (25/24) и больший диезис (648/625).
Интервал был назван Шохе Танакой в честь греческого слова «закрытие». [2] который отметил, что это было сдержано в унисон 53 равными темпераментами . [3] Он также умерен в 19 , 34 и 72 равном темпераменте .
12 и 24 равной темперации , однако, раздувают клейсму до целого полутона вместо того, чтобы смягчать ее, поскольку шесть малых третей равны 18 полутонам, а идеальная двенадцатая - 19 полутонам. То же самое относится и к разнице между пятью малыми терциями (15 полутонов) и одной большой десятой (16 полутонов).
Интервал был описан, но не использован Рамо в 1726 году. [2]
Ларри Хэнсон [4] независимо обнаружил этот интервал, что также проявилось в уникальном отображении с использованием обобщенной клавиатуры, способной вместить все вышеперечисленные темпераменты, а также просто структуры интонационных констант (блоки периодичности) с указанным количеством ступеней шкалы.
Клейсма шкалы также является интервалом, важным для Болена-Пирса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Халуска, Январь (2003). Математическая теория тональных систем , стр. xxviii. ISBN 978-0-8247-4714-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сеть «Просто интонация» (1993). 1/1: Ежеквартальный журнал сети Just Intonation, том 8 , стр.19.
- ^ Исследования в области чистой настройки, в: Ежеквартальный журнал музыковедения , том 6, № 1, Breitkopf and Härtel, Лейпциг, 1890, стр. 1-90 ( Goole-Scan ).
- ^ Хэнсон, Ларри (1989). « Разработка 53-тональной раскладки клавиатуры », Xenharmonikon XII .