Некомпозитный интервал
Некомпозитный интервал ( древнегреческий : διάστημα ἀσύνθετον ; немецкий : ungeteilte Intervall, einfache Intervall ) — концепция древнегреческой теории музыки , касающаяся мелодических музыкальных интервалов ( древнегреческий : διαστημάτων ) между соседними нотами в тетрахорде или гамме , которая для этого По этой причине не охватывайте меньшие интервалы. ( Древнегреческий : ἀσύνθετος означает «несмешанный».) [1] Аристоксен ( ок. 335 г. до н.э.) определяет мелодически несложные интервалы в следующем контексте:
Предположим, что для данной системы , будь то пикнон или непикнон , никакой интервал меньше, чем остаток первого согласия, не может быть помещен следующим над ней, и никакой интервал меньше, чем тон, следующий за ней. Предположим также, что каждая из нот, мелодически последовательных в каждом роде, либо образует с четвертой нотой в порядке от нее созвучие кварты, либо образует с пятой от нее нотой в порядке квинты, или то и другое, и что любая нота, в которой ни одна из этих вещей не является истинной, является немелодичной по сравнению с теми, с которыми она не находится в согласии. Предположим далее, что учитывая, что в квинте четыре интервала, из которых два обычно равные (составляющие пикнон ) и два неравных (остаток первого согласия, и величина, на которую квинта превышает четвертую), неравные располагаются рядом с равными в обратном порядке сверху и снизу. Предположим, что ноты, стоящие в одном и том же конкордантном интервале из последовательных нот, идут одна за другой. Предположим, что в каждом род интервал мелодически несложен, если голос, напевая мелодию, не может разделить ее на интервалы. [2]
В другом месте Аристоксен уточняет, что
простое различение величин с помощью органов чувств не является частью полного понимания предмета. … Ибо через величины как таковые не происходит никакого знания ни о функциях тетрахордов, ни о нотах, ни о различиях между родами, или, короче говоря, о различиях между составным и несоставным, простых и модулирующих стилей мелодической композиции, словом, чего-либо еще. [3]
Таким образом, дело не в том, что голос физически неспособен пропеть ноту в пределах несоставного интервала. Например, в энгармоническом роде расстояние от соседних степеней шкалы lichanos ( древнегреческий : λιχανός ) до mesē ( древнегреческий : μέση ) представляет собой дитон — промежуток, эквивалентный интервалу большой трети между F и A в современной шкале. . В таком случае функция ноты λιχανός такова, что «природа μελῳδία» каким-то образом требует, чтобы она прыгала вперед, по крайней мере, до μέση, не касаясь нигде между ними. Любое меньшее расстояние мелодически невозможно или непонятно. ἐκμελής». [4]
Природа хроматического рода также является атрибутом kinēsis phonēs ( древнегреческий : κίνησις φωνῆς , «потенциальность звуков»), так что определенные типы мелодий «воплощаются в жизнь». Другими словами, «сложность» и «несложность» являются признаками динамического характера мелодического движения. «Ничто из этого не состоит в том, чтобы голос остановился в точках, разделенных расстояниями определенных и определенных размеров». [5]
Некомпозитный интервал «ограничен последовательными нотами » в гамме: «Если ограничивающие ноты последовательные, ни одна нота не была пропущена; если ни одна не была пропущена, ни одна не вмешается; если ни одна не вмешается, ни одна не будет делить интервал; и что не допускает разделения, то не будет составным». [6] Гауденций (до VI века н.э.) объясняет несоставные интервалы как элементы построения масштаба:
Интервалы являются несоставными, когда между нотами, составляющими интервалы, не может быть пропето ни одной ноты, мелодической по отношению к нотам того рода, в котором взят несоставной интервал. Интервалы составные, в пределах которых исполняется нота или ноты. О них также говорят как о шкалах, поскольку шкала — это просто интервал, составленный из более чем одного интервала. Некомпозитные и первичные интервалы, соответствующие каждому роду, являются общими мерами остальных интервалов или шкал того же рода. [7]
Аристид Квинтилиан (писавший, вероятно, в III веке нашей эры) перечисляет несоставные интервалы: «наименьший, насколько это касается их использования в мелодии, — это энгармонический диезис, за которым, — если говорить довольно грубо, — полутон, который в два раза превышает диэзис, тон, который в два раза больше полутона, и, наконец, дитон, который в два раза больше тона». [8]
Эти различные размеры несоставного интервала зависят от рода тетрахорды, как объяснил Никомах в первом веке нашей эры:
Так как первый и самый элементарный созвучие является четвертым в непрерывном тетрахорде и в эпитритическом соотношении, то, естественно, именно здесь и следует искать различия между тремя родами мелодии. Диатоника, о которой мы говорили ранее, протекает следующим образом: полутон, затем тон, затем тон, три интервала между четырьмя числами, то есть четыре ноты. И именно поэтому он называется «диатоническим», потому что он единственный из них, протекающий через тона [ dia tōn tonōn ]. Хроматика идет так: полутон, потом еще полутон, потом над ними неразделенный интервал в три полутона, так что и она, хотя и не состоит прямо из двух тонов и полутона, тем не менее, очевидно, имеет интервалы, равные двум тона и полутона. В природе энгармоники свойственно иметь следующее деление: диезис, т. е. половина полутона, затем еще один диезис, вместе равный полутону, и затем остаток тетрахорда, целый несоставной дитон. [9]
Таким образом, является ли интервал составным или несоставным, зависит от контекста (то есть рода, действующего в данный момент мелодии). Полутон — это несоставной интервал в диатонических или хроматических родах, но не потому, что интервалы в четверти тона могут быть трудными для пения в гармонии. Это составной интервал в энгармоническом роде, где полутон встречается только как внешний интервал пикнона , состоящий из двух четвертей тонов.
Следуя строгому определению, содержащемуся в Николы Висентино ( «L'antica musica ridetta alla Moderna Prattica» 1555 г.), все интервалы, превышающие большую треть (или дитон), обязательно являются составными. Однако в целях обсуждения «современной практики» 16 века он расширил определение, включив в него более крупные интервалы внутри октавы. Соответственно, чистая кварта является «составной», если она заполняется в композиции ступенчато (CDEF), но является «несоставной», когда она встречается в виде мелодического скачка или гармонического интервала без каких-либо промежуточных тонов. [10]
Одна интерпретация 20-го века является более ограничительной, чем определения, найденные в древнегреческих источниках, и относится к «большому интервалу, который выглядит как мелодический шаг или секунда в гамме , но является пропуском в других частях гаммы». [11] Например, увеличенная секунда в гармонической минорной гамме в A возникает как шаг между F и G ♯ , хотя эквивалентная второстепенная треть встречается в другом месте, например, при пропуске между A и C.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генри Джордж Лидделл и Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом и Родериком Маккензи (Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996). ISBN 0-19-864226-1 .
- ^ Аристоксен , Книга I Elementa Harmonica , переведенная Эндрю Баркером, Греческие музыкальные сочинения: Том 2, Теория гармоники и акустики , Кембриджские чтения по музыкальной литературе 2 (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1989): 146–47. ISBN 978-0-521-61697-3 .
- ^ Аристоксен , Книга II Elementa Harmonica , переведенная Эндрю Баркером, Греческие музыкальные сочинения: Том 2, Гармоническая и акустическая теория , Кембриджские чтения по музыкальной литературе 2 (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1989): 156. ISBN 978-0-521-61697-3 .
- ^ Эндрю Баркер, «Путешествующий голос: мелодия и метафизика в аристоксеновской науке», Апейрон: Журнал древней философии и науки 38, вып. 3 (сентябрь 2005 г.): 161–84. Цитирование по 173.
- ^ Эндрю Баркер, «Путешествующий голос: мелодия и метафизика в аристоксеновской науке», Апейрон: Журнал древней философии и науки 38, вып. 3 (сентябрь 2005 г.): 161–84. Цитирование по 175.
- ^ Аристоксен , Гармоническое введение III: 2, переведено Эндрю Баркером, Греческие музыкальные сочинения: Том 2, Гармоническая и акустическая теория , Кембриджские чтения по музыкальной литературе 2 (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1989): 172. ISBN 978-0-521-61697-3 .
- ^ Гауденциус, «Гармоническое введение», в Оливере Странке (перевод и ред.), «Исходные материалы по истории музыки » , редакция Лео Трейтлера , 66–85 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1998). ISBN 9780393037524 . Цитирование на стр. 69.
- ^ Аристид Квинтилианус , De musica , перевод Эндрю Баркера, Греческие музыкальные сочинения: Том 2, Гармоническая и акустическая теория , Кембриджские чтения по музыкальной литературе 2 (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1989): 410. ISBN 978-0-521-61697-3 .
- ^ Никомах , Энхиридион , перевод Эндрю Баркера, Греческие музыкальные сочинения: Том 2, Гармоническая и акустическая теория , Кембриджские чтения по музыкальной литературе 2 (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1989): 267. ISBN 978-0-521-61697-3 .
- ^ Генри В. Кауфманн, «Вичентино и греческие роды», Журнал Американского музыковедческого общества 16, вып. 3 (осень 1963 г.): 325–46. Цитирование по 331.
- ^ Джон Х. Чалмерс, Разделы тетрахорда (Ливан, Нью-Гэмпшир: Музыка Frog Peak, 1993): 209. ISBN 978-0-945996-04-0 . [ нужна полная цитата ]