Никола Висентино
Никола Вичентино (1511–1575 или 1576) — итальянский теоретик музыки и композитор эпохи Возрождения . Он был одним из самых прогрессивных музыкантов своего времени, изобретшим, среди прочего, микротональную клавиатуру.
Жизнь
[ редактировать ]О его молодости мало что известно. Родившийся в Виченце , он, возможно, учился у Адриана Виллаерта в Венеции , которая находилась неподалеку, и рано приобрел интерес к современному гуманистическому возрождению, включая изучение теории древнегреческой музыки и исполнительской практики (о которых было мало что известно, но был тогда открыт благодаря работам таких ученых, как Джироламо Мей и Джанджорджио Триссино ).
Где-то в 1530-х или начале 1540-х годов он отправился в Феррару , которая должна была стать центром экспериментальной светской музыки в Италии с середины до конца 16 века. Судя по всему, он служил наставником по музыке герцогу Феррарскому и некоторым членам его семьи в Доме Эсте , а часть музыки Винчентино исполнялась при дворе Феррары.
В конце 1540-х годов его репутация как теоретика музыки выросла. Он заработал свою репутацию композитора публикацией книги мадригалов в Венеции в 1546 году, а в 1551 году он принял участие в одном из самых известных событий в теории музыки XVI века - дебатах между Висенте Лузитано и им самим в Риме в 1551 году. Темой дебатов было отношение древнегреческих родов к современной музыкальной практике, в частности, можно ли объяснить современную музыку только с точки зрения диатонического рода (как утверждал Лузитано) или (как утверждал Вичентино) ее лучше всего описать как диатонический род. сочетание диатонического, хроматического и энгармонического родов, последний из которых содержал микротон . Дебаты сильно отличались от дискуссий среди современных музыковедов и больше напоминали судейскую битву за призы с судейской коллегией; они вручили премию Лузитано. В 1555 году Вичентино опубликовал отчет о дискуссии, который в то время был признан вводящим в заблуждение, но, тем не менее, оказал влияние на более поздних композиторов. [4]
Не сломленный, Вичентино продолжил свои эксперименты и приступил к созданию архичембало , которое могло воспроизводить музыку, которую он описывал в своих публикациях. От эпохи Возрождения сохранился только один клавишный инструмент, использующий его систему 31 нота на октаву : «Clavemusicum Omnitonum Modulis Diatonicis Cromaticis et Enearmonicis», построенный Вито Трасунтино из Венеции в 1606 году для игры на диатонических, хроматических и энгармонических тонах. Он выставлен в Международном музее и музыкальной библиотеке в Болонье.
После недолгого пребывания в Риме Висентино вернулся в Феррару, а позже переехал в Сиену . В 1563 году он стал маэстро ди капелла в соборе Виченцы , вернувшись таким образом в свой родной город, но ненадолго, поскольку в 1565 году он принял должность в Милане . Около 1570 года он имел некоторую связь с баварским двором в Мюнхене , хотя и мог никогда туда не ходил. Он умер в Милане во время чумы 1575–1576 годов, хотя точная дата его смерти неизвестна.
Работает
[ редактировать ]Хотя Вичентино был известен как композитор и написал две книги мадригалов и мотетов в гармоничном сложном стиле, именно его работа как теоретика музыки принесла ему известность.
В 1550-х годах в Италии произошел всплеск интереса к хроматической композиции, часть которого была частью движения, известного как musica reservata , а часть была мотивирована исследованиями древнегреческой музыки, включая лады и роды . Такие композиторы, как Чиприано де Роре , Орланд де Лассус и другие, писали музыку, которую невозможно было петь в гармонии, не имея системы каким-либо образом регулировать высоту хроматических интервалов. Несколько теоретиков атаковали эту проблему, в том числе Висентино.
В 1555 году он опубликовал свою самую известную работу « L'antica musica ridetta alla Moderna Prattica» («Древняя музыка, адаптированная к современной практике»), в которой полностью изложил свои идеи, связывающие древнегреческую музыкальную теорию и практику с современными произведениями. В этой работе он расширил и обосновал многие идеи, которые впервые выдвинул в ходе дебатов с Лузитано. Неизвестно, пытался ли Лузитано когда-либо опровергнуть расширенную версию Вичентино; однако книга Вичентино оказала влияние на группу мадригалистов, работавших в Ферраре в следующие два десятилетия, включая Луццаско Луццаски и Карло Джезуальдо .
Еще одной областью, в которой Вичентино проделал оригинальные работы, была музыкальная динамика . Он был одним из первых теоретиков и, возможно, первым, кто упомянул объем как выразительный параметр. В «L'antica musica ridetta alla Moderna Prattica » он упомянул, что сила пения должна тщательно соответствовать поемому тексту и отрывку.
Самым известным изобретением Вичентино было арчичембало — клавиатура, содержащая 31 клавишу на октаву . [5] С помощью этой клавиатуры можно было играть удовлетворительные с акустической точки зрения интервалы в любой тональности , и поэтому на клавиатуре можно было играть часть недавно сочиненной музыки в хроматическом стиле, которая была гармонична только при пении. Позже он применил ту же раскладку клавиатуры к арциоргано , микротональной клавиатуре для органа . [6] Хотя эти клавиатуры не приобрели широкой популярности, они позволяли играть музыку с определенной темперацией на всех клавишах. Стандартным способом модуляции всех клавиш клавишного инструмента позже стало разделение октавы на двенадцать равных частей, называемых 12-тоновой равнотемперированной , в которой мажорная и минорная трети плохо настроены. Решение Висентино по сути делит октаву на 31 равную часть, с хорошей интонацией для третей и шестых, но несколько превосходящей узкие квинты.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Стих из Пс.50.
- ^ Изобретатель практического разделения хроматических и энгармонических родов.
- ^ Никола Висентино, 44 года.
- ^ Шуман, Гаррет (23 апреля 2020 г.). «Века молчания» . Журнал ВАН . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Раш, Рудольф (2002). «Почему были созданы энгармонические клавиатуры?». Швейцарский ежегодник по музыковедению (книга). 22 . Берн: Питер Лэнг: 38.
- ^ Он кратко описал это в рекламной листовке под названием Descrizione dell'arciograno , опубликованной в Венеции в 1561 году. Этот рекламный документ был воспроизведен и переведен в книге: Генри В. Кауфманн . Жизнь и творчество Никола Вичентино. (сл), Американский институт музыковедения , 1966, стр.172.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонатан Уайлд. «Род, вид и модус в 31-тоновой композиционной теории Вичентино», Music Theory Online 20.2 . В данную статью вошли несколько замечательных записей вокальных групп, перестроенных в студии на 31-тональную систему.
- Генри В. Кауфманн . Жизнь и творчество Никола Вичентино. Американский институт музыковедения , 1966. OCLC 906570.
- Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Эдвин М. Рипин: «Арчицембало», Генри В. Кауфманн / Роберт Л. Кендрик, «Никола Вичентино», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 8 января 2005 г.), Grove Music Online, архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Вичентино, Никола. (1555) Древняя музыка в современной практике . Антонио Барре, Рим. (Галлика)
- Барбьери, Патрицио. Энгармонические инструменты и музыка, 1470-1900 гг . (2008) Латина, Il Levante Libreria Editrice
- Никола Вичентино. Древняя музыка, адаптированная к современной практике . Перевод с введением и примечаниями Марии Рики Маниатес .
- Архимузыкант. Программа BBC Radio 3, трансляция в субботу, 27 марта 2010 г.; ретрансляция в субботу, 23 июля 2011 г. [1]
- Грантли Макдональд. «Музыка, магия и гуманизм в Венеции конца шестнадцатого века: Фабио Паолини и наследие Фичино, Вичентино и Зарлино». Журнал Фонда Аламира 4 (2012): 52–78. [2]
- Грантли Макдональд. «Пропорции Божественного: Никола Вичентино и теология Троицы Августина». В Пропорциях. Наука, музыка, живопись и архитектура , изд. Сабина Роммо, Филипп Вендрикс и Васко Зара (Тюрнхаут: Брепольс, 2012): 169–179. [3]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1511 рождений
- Смерти 1570-х годов
- Итальянские музыканты 20 века
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские теоретики музыки
- Микротональные композиторы
- Итальянские композиторы эпохи Возрождения.
- Композиторы венецианской школы (музыка)
- Люди из Виченцы
- Ученики Адриана Виллаерта