Jump to content

15 равный темперамент

Исли Блэквуд [1] система обозначений для 15 равнотемперированных: интервалы обозначаются аналогично тем, которые они аппроксимируют, и существуют разные энгармонические эквиваленты (например, up-G = up-A-бемоль). Играть
Нижняя мажорная гамма до в 15 равной темпераментности. Играть
Мажорный аккорд (экономный трихорд [2] ) на C в 15 равной темперации: все ноты в пределах 18 центов от интонации (а не 14 для 12 равной темперации). Играть 15-лет , Играй просто , или Играй 12-ет

В музыке 15 равнотемперированных , называемых 15-TET, 15- EDO или 15-ET, представляют собой темперированную гамму, полученную путем деления октавы на 15 равных шагов (равных соотношений частот). Каждый шаг представляет собой соотношение частот 15 2 (=2 (1/15) ), или 80 центов ( Играть ). Поскольку 15 делят на 3 по 5, его можно рассматривать как состоящий из трех гамм с 5 равными делениями октавы, каждая из которых напоминает гамму Слендро в индонезийском гамелане . 15 равных темпераментов – это не однозначная система.

История и использование

[ редактировать ]

Гитары рассчитаны на настройку 15-ET. Американская музыкантша Венди Карлос использовала 15-ET как одну из двух гамм в треке Afterlife из альбома Tales of Heaven and Hell . [3] Исли Блэквуд-младший написал и записал сюиту для гитары 15-ET. [4] Блэквуд считает, что 15 равных темпераментов «вероятно, приведут к значительному обогащению как классического, так и популярного репертуара в различных стилях». [5]

Обозначения

[ редактировать ]

Исли Блэквуда-младшего Обозначение 15-EDO создает следующую хроматическую гамму:

B /C, C /D , D, D , E , E, E /F, F /G , G, G , A , A, A , B , B, Б

Обозначения взлетов и падений , [6] использует стрелки вверх и вниз, записанные в виде курсора и строчной буквы «v», обычно шрифтом без засечек. Одна стрелка равна одному эдостепу. В названиях нот стрелки идут первыми, чтобы облегчить наименование аккордов. Это дает следующую хроматическую гамму:

B/C, ^C/^D , vC /vD,

D, ^D/^E , vD /vE,

E/F, ^F/^G , vF /vG,

Г, ^G/^A , vG /vA,

А, ^A/^B , vA /vB, B/C

Аккорды пишутся по-разному. C–E –G технически является аккордом до минор, но на самом деле он звучит как аккорд sus2 C–D–G. Обычный минорный аккорд с размером 6/5 — это верхний минорный аккорд. Он пишется как C–^E –G и называется C^m. Сравните с ^Cm (^C–^E –^G).

Точно так же обычный мажорный аккорд с размером 5/4 на самом деле является понижающим мажорным аккордом. Он пишется как C–vE–G и называется Cv.

Нотация Porcupine существенно меняет написание аккордов (например, мажорное трезвучие теперь C–E♯–G♯). Кроме того, энгармонические эквиваленты 12-EDO больше не действительны. Получается следующая хроматическая гамма:

C, C /D , D, D /E , E, E /F , F, F /G , G, G , A , A, A /B , B, Б , С

В одной из возможных декатонических обозначений используются цифры 0–9. Каждый из трех кругов по 5 квинт обозначается либо нечетными, либо четными числами, либо случайными числами.

1, 1 /2 , 2, 3, 3 /4 , 4, 5, 5 /6 , 6, 7, 7 /8 , 8, 9, 9 /0 , 0, 1

В этой статье, если не указано иное, будут использоваться обозначения Блэквуда.

Размер интервала

[ редактировать ]

Вот размеры некоторых общих интервалов в 15-ET:

Размер интервалов в 15 равных темпераментах
имя интервала размер (шаги) размер (центы) миди простое соотношение всего (центов) миди ошибка
октава 15 1200 2:1 1200 0
идеальная пятая часть 9 720 Играть 3:2 701.96 Играть +18.04
семимальный тритон 7 560 Играть 7:5 582.51 Играть −22.51
11:8 широкий четвертый 7 560 Играть 11:8 0 551.32 Играть + 0 8.68
15:11 широкий четвертый 7 560 Играть 15:11 536.95 Играть +23.05
идеальная четвертая 6 480 Играть 4:3 498.04 Играть −18.04
семеричная большая треть 5 400 Играть 9:7 435.08 Играть −35.08
недесятичная большая треть 5 400 Играть 14:11 417.51 Играть −17.51
главная треть 5 400 Играть 5:4 386.31 Играть +13.69
малая треть 4 320 Играть 6:5 315.64 Играть + 0 4.36
семимальная малая треть 3 240 Играть 7:6 266.87 Играть −26.87
семимерный целый тон 3 240 Играть 8:7 231.17 Играть + 0 8.83
мажорный тон 3 240 Играть 9:8 203.91 Играть +36.09
минорный тон 2 160 Играть 10:9 0 182.40 Играть −22.40
большая недесятичная нейтральная секунда 2 160 Играть 11:10 165.00 Играть 0 5.00
меньшая десятичная нейтральная секунда 2 160 Играть 12:11 150.63 Играть + 0 9.36
просто диатонический полутон 1 0 80 Играть 16:15 111.73 Играть −31.73
семеричный хроматический полутон 1 0 80 Играть 21:20 0 84.46 Играть 0 4.47
просто хроматический полутон 1 0 80 Играть 25:24 0 70.67 Играть + 0 9.33

15-ET хорошо соответствует 7-й и 11-й гармоникам, но примерно соответствует 3-й и 5-й гармоникам. Идеальная квинта более расстроена, чем в 12-ET , 19-ET или 22-ET , а мажорная терция в 15-ET такая же, как мажорная терция в 12-ET, но другие согласованные интервалы более гармоничны. стройно (кроме септимальных тритонов ). 15-ET - это наименьшая настройка, которая вообще соответствует 11-й гармонике и при этом имеет пригодную к использованию идеальную пятую часть, но ее соответствие интервалам, использующим 11-ю гармонику, хуже, чем 22-ET , который также имеет больше стройных пятых и мажорных третей.

Хотя он содержит идеальную квинту, а также мажорную и минорную трети, остальная часть гармонического и мелодического языка 15-ET сильно отличается от 12-ET, и поэтому 15-ET можно охарактеризовать как ксенгармонический . В отличие от 12-ET и 19-ET, 15-ET соответствует соотношениям 11:8 и 16:11. 15-ET также имеет нейтральный второй и септимальный целый тон . Чтобы построить большую терцию в 15-ET, необходимо сложить два интервала разного размера, тогда как можно разделить как малую треть, так и чистую кварту на два равных интервала.

  1. ^ Майлз Ли Скиннер (2007). К четвертьтоновому синтаксису: анализ избранных произведений Блэквуда, Хабы, Айвза и Вышнеградского , стр.52. ISBN   9780542998478 .
  2. ^ Скиннер (2007), стр.58n11. Цитирует Кона, Ричарда (1997). «Неоримановы операции, экономные трихорды и их тоннецовые представления», Журнал теории музыки 41/1.
  3. ^ Дэвид Дж. Бенсон, Музыка: математическое предложение , издательство Кембриджского университета, (2006), стр. 385. ISBN   9780521853873 .
  4. ^ Исли Блэквуд, Джеффри Каст, Исли Блэквуд: Microtonal , Cedille (1996) ASIN: B0000018Z8.
  5. ^ Скиннер (2007), стр.75.
  6. ^ " Ups_and_downs_notation " на Xenharmonic Wiki . Доступ 12 августа 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d5aaccef79bbca7b9feae92c7d93d66__1692415200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/66/2d5aaccef79bbca7b9feae92c7d93d66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
15 equal temperament - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)