Обычный темперамент
Фраза «temperament ordinaire» (фр. tempéramment ordinaire , что буквально означает «обычный темперамент» или «обычный темперамент») — это термин, обозначающий музыкальную интонацию, особенно темперированную настройку клавишных инструментов. В современном использовании это обычно относится к темпераментам, попадающим в диапазон (в широком понимании) строев.теперь известный как « хорошо закаленный ».
Выражение встречается преимущественно во франкоязычных произведениях 17-18 веков, посвященных теории и практике музыкальной интонации применительно к клавишным инструментам. [1] [2] Это снова обсуждается в том же или аналогичном музыкальном приложении в современной литературе, посвященной историческим практикам, связанным с клавишными инструментами и исполнением.
Использование и применение в 17 веке
[ редактировать ]Одним из ранних исторических документов, в которых использовалась эта фраза, является Христиана Гюйгенса 1691 года. «Письмо о гармоническом цикле» [1] Это несколько раз в сравнительном смысле относится к «обычному темпераменту». Основной целью письма Гюйгенса было описание и обсуждение нетрадиционного 31-кратного деления октавы. Он сделал это, сначала резюмируя общепринятый известный темперамент своего времени, а затем сравнив его со своей новой схемой (которая фактически была приблизительно задумана раньше , хотя и без математической точности Гюйгенса); и он обсудил различия. Описание Гюйгенсом обычного расположения было весьма точным, и его ясно можно отождествить с тем, что сейчас классифицируется как (четверть запятой) подразумеваемый темперамент .
(Необходим небольшой расчет, чтобы увидеть соответствие между цифрами в правой колонке таблицы Гюйгенса 1691 года, озаглавленной «Деление октавы по ординарному темпераменту», с одной стороны, и с другой. С другой стороны, значения интервалов в шкале средних тонов с четвертью запятой представлены в логарифмах по основанию 10, но в обратном смысле и смещены на 5: они варьируются от 5 в нижнем C до (5-). log10(2)) в ноте C на октаву выше. Если H — это число Гюйгенса для любой ноты, то, говоря современным языком, количество центов в интервале, которое она составляет с нижней нотой C, равно (1200 / log10(2)). * (5-H), а его отношение частот к нижнему C равно antilog10(5-H). Таким образом, значение Гюйгенса для G natural, 4,8252574989, соответствует ~696,578... центов и отношению 1,495348. ..; и так далее.)
Гюйгенс в ходе своих сравнений называл это условное расположение по-разному: «Темперамент, который я только что объяснил», «Темперамент», «Обычный темперамент» (temperament ordinaire), «Обыкновенный темперамент» (с обоими слова с заглавной буквы), а затем упоминание «нового темперамента» в отличие от «того, который все используют».
Соответственно, оказывается, что для Гюйгенса в 1691 году «обычный темперамент» был фразой, обозначающей только темперамент в обычном употреблении, без каких-либо признаков того, что он использовал это выражение как собственное или условное имя или ярлык; и также оказывается, что для него обычное слово (четверть запятой) означало один темперамент .
18 век
[ редактировать ]Позже этот термин был использован в « Энциклопедии Дидро и Даламбера», изданной в Париже в 1751–1772 годах, которая содержит статью о темпераменте, написанную Жан-Жаком Руссо . [2] В статье рассматриваются противоположные достоинства равнотемперации и аранжировки, называемой «обычным темпераментом», «темпераментом» (без уточнения), а также «общим правилом темперамента», и даются практические инструкции по настройке клавиатуры на этот темперамент.
Что касается использования в этой статье выражений, обозначающих темперамент, примечательно, что, хотя все случаи употребления слова «темперамент» в исходной статье выделены курсивом, сопровождающие его слова, включая «ordinaire», никогда не выделяются. Кажется, это показывает, что Руссо использовал эту фразу просто для описательного обозначения того, что он считал обычным, а не как имя собственное или традиционный обозначающий ярлык.
Что касается характера и своеобразия темперамента, который Руссо назвал общим, то из содержания статьи (см. инструкции, воспроизведенные ниже) ясно видно, что это был циркулирующий темперамент, а не четверть запятой, означавшая тон, о котором говорил Гюйгенс около 60 г. лет назад.
Здесь уместно воспроизвести собственно инструкции из Энциклопедии (в переводе) по настройке на «общие правила темперамента», чтобы было понятно, где они специфичны, а где расплывчаты:
«Для этого: во-первых, начните со средней ноты «до» и сужайте первые четыре квинты вверх, пока четвертая, «ми», не составит очень настоящую мажорную треть с первой нотой «до»; это называется «доказательством». 2-я, Продолжая настраивать по квинтам, как только дошли до диких нот, затем расширяют квинты – даже если от этого страдают терции – и останавливаются, когда достигают терции G#, возвращаются к C и. настраивайте квинты, идущие вниз, то есть фа, си-бемоль и так далее, все время расширяя их, пока не дойдете до ре-бемоль, которая – если рассматривать ее как до-диез – должна гармонировать как квинта с солью-диезом. там, где вы остановились раньше, последние квинты будут немного шире, как и терции, но резкость будет терпимой, если настройка по октавам будет сделана правильно, и, кроме того, эти квинты расположены так, что используются редко».
Среди примечательных моментов этого описания:
1: возможна опечатка или подобная необдуманная ошибка, или же указание дважды пройти часть земли, поскольку точка остановки третьей ступени, D-бемоль, уже была бы настроена как C# перед G#, и поэтому ожидаемой точкой остановки третьего этапа, более естественно, может быть E-бемоль/D#, которые следует сверить с G#. Таким образом, ре-бемоль (ре бемол) могла быть опечаткой и т. д. вместо ми-бемоль (ми бемол).
2: Пользователю, возможно, не было бы необходимости фактически расширять какие-либо квинты, если бы были сужены только те, что между CGDAE: все должно было бы получиться, если бы все остальные просто остались чистыми. Это также подчеркивает, что инструкции не совсем конкретны относительно того, что делать с квинтами E->B и B->F#: сузить их, как предыдущие? (что потребовало бы дальнейшего расширения цепочки) или оставить их чистыми? (в этом случае все остальное тоже может быть чистым). И потом, как распределить суммы любого расширения оставшихся квинт?
3: В зависимости от степени используемого расширения некоторые трети фактически будут сделаны хуже, чем необходимо. Вероятно, этот момент ускользнул от создателей и пользователей описанного здесь метода, как и других методов, включающих расширение квинты.
Возможно, в таких вещах можно быть слишком точным.
Возможно, цель описания 18-го века, такого как то, о котором говорилось и обсуждалось выше, заключалась в том, чтобы вообще не стремиться к полной точности, а скорее дать руководство для завершения на практике в соответствии со вкусом и слухом отдельного музыканта.
Две шкалы, которые Гюйгенс и Руссо/Энциклопедия называют ординарным темпераментом, имеют общую степень темперирования, применяемую к пятой ступени CGDAE. Разница между ними состоит в том, что «волчья» ошибка, возникающая в цепочке квинт, либо остается целой только в одной из оставшихся квинт (средний тон), либо разделяется и распределяется между ними.
Два примера употребления, приведенные выше, похоже, не показывают никаких признаков того, что выражение «temperament ordinaire» (в его французском использовании 17-18 веков) было чем-то большим, чем описательной или денотативной фразой, обозначающей то, что должно было называться как «обычный темперамент»: и примеры также ясно показывают, что вместо этого в равной степени могут использоваться другие подобные указательные слова, например, «общее правило» или «то, которое все используют». В некоторой современной литературе может показаться, что «обычный темперамент» применяется так, как если бы он был (или мог быть в 17 или 18 веке) своего рода именем собственным или условным обозначением какой-то конкретной настройки (аранжировок). Возможно, вопрос о том, было ли это когда-либо так, остается открытым. Статус, который фактически имела эта фраза в то время, в свою очередь, имеет отношение к существенному вопросу о том, для обозначения какой фактической настройки (или диапазона настроек) эта фраза затем использовалась. Приведенные выше примеры показывают, по крайней мере, что упомянутый темперамент не был однозначно идентифицирован.
Подводя итоги, можно сказать, что с началом XVIII века выражение «обычный темперамент» могло относиться во французской литературе к циркулирующему неравномерному клавишному темпераменту с некоторыми слегка расширенными квинтами, а также некоторыми суженными: и это в В конце 17 века это могло относиться к тому, что сейчас называется темпераментом среднего тона в четверть запятой . Кажется вполне невозможным, что оба употребления могли когда-то совпадать.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (Гюйгенс, 1691 г.): К. Гюйгенс , «Письмо, касающееся гармонического цикла», в «Histoire des Ouvrages des Sçavans» (изд. Роттердам), октябрь 1691 г. (выпуск за сентябрь-октябрь-ноябрь), страницы 78-88.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (Руссо, 1751): Ж. Ж. Руссо , «Темперамент», в « Энциклопедии » Дидро и Даламбера, Париж, 1751 г. и далее, том 16, страницы 56–58 (см. также Энциклопедию: Темперамент для английского перевода).