Jump to content

Пелог

Пелог аппроксимировал в западных обозначениях. [1] Продолжительность: 0 секунд.
Пелог хорошо . [1] Продолжительность: 0 секунд.
Товары . [1] Продолжительность: 0 секунд.

Пелог ( сунданский : ᮕᮦᮜᮧᮌ᮪ , латинизированный: Pélog /pelog/ , яванский : ꦥꦺꦭꦺꦴꦒ꧀ , балийский : ᬧᬾᬮᭀᬕ᭄ , латинизированный: Pélog /pelok/ ) — одна из основных систем настройки, используемых в инструментах гамелан. имеет гептатонический масштаб . [2] [3] Другая, более старая, обычно используемая шкала называется слендро . В пелоге семь нот, но во многих ансамблях гамелана есть тональности только для пяти нот. Даже в ансамблях, содержащих все семь нот, во многих пьесах используется только подмножество из пяти нот, иногда в таких произведениях, как вестерн-акциденталы, также используется дополнительный четвертый тон.

Этимология

[ редактировать ]

Пелог — яванский термин, обозначающий одну из гамм гамелана . На яванском языке этот термин считается вариантом слова pelag, означающего «прекрасный» или «красивый». [4]

Поскольку настройка так сильно различается от острова к острову, от деревни к деревне и даже среди гамеланов , ее трудно охарактеризовать с точки зрения интервалов. В одном грубом приближении семь тонов среднеяванского пелога выражаются как подмножество девяти тонов равного темперамента . Анализ 27 гамеланов Центральной Яваны, проведенный Сурджодинингратом (1972), выявил статистическое предпочтение этой системы настройки. [5]

Как и в слендро , хотя интервалы варьируются от одного гамелана к другому, интервалы между нотами в гамме очень близки к одинаковым для разных инструментов в пределах одного и того же яванского гамелана . На Бали дело обстоит иначе, где на инструментах играют парами, которые настроены немного друг от друга, чтобы создавать интерференционное биение . В идеале удары происходят с одинаковой скоростью для всех пар нот во всех регистрах, образуются растянутые октавы в результате чего . Это способствует очень «взволнованному» и «мерцающему» звучанию ансамблей гамелана. В религиозных церемониях, содержащих гамелан , эти интерференционные удары призваны дать слушателю ощущение присутствия бога или ступеньку к медитативному состоянию.

Суданский гамелан имеет свою собственную настройку пелога . В суданской музыке сосуществуют как яванский пелог , так и сунданский пелог ( дегунг ). В яванском пелоге 2-я нота более нейтральна (яванский 2 [ро], сунданский 4 [ти]), а в Дегунге первая нота наклонена (ближе к яванскому 1 [джи], сунданскому 5 [ла]). Яванский пелог встречается только в инструментах гамелан-пелог , тогда как дегунг широко встречается на любом инструменте, таком как калунг , ангклунг и гамелан дегунг.

Эквиваленты обозначений pélog как в яванской, так и в суданской нотации:

1 2 3 4 5 6 7 человек молятся за вас

5 4 3 -3 2 1 +5 ла ти на ни ми да леу

Использование

[ редактировать ]

Хотя полная гамма пелога имеет семь тонов, обычно используется только пятитоновый подмножество (см. аналогичную западную концепцию лада ). Фактически, во многих инструментах гамелана физически отсутствуют клавиши для двух тонов. В разных регионах, таких как Центральная Ява или Западная Ява (Сунда), используются разные подмножества. В гамелане Центральной Яваны шкала пелога традиционно делится на три папета (лада). Два из них, называемые pathet nem и pathet lima , используют подмножество из 1, 2, 3, 5 и 6; третий, патет баранг , использует 2, 3, 5, 6 и 7. Остальные две ноты, в том числе по 4 в каждом патете , доступны для украшения на большинстве инструментов, но они обычно не появляются в родах , гамбанге или интерпунктуациях. инструменты .

Ноты гаммы пелог могут обозначаться по-разному; В Центральной Яве одним из распространенных способов является использование чисел (часто называемых по именам на яванском языке , особенно в сокращенной форме). В более старом наборе используются имена, полученные от частей тела. Обратите внимание, что обе системы имеют одинаковые обозначения для 5 и 6.

Число Яванский номер Традиционное имя
Полное имя Короткое имя Полное имя Буквальный смысл
1 один из хороший голова
2 Они ро группа шея
3 telu ему грудь грудь
4 четыре одинаковый четыре четыре
5 пять и пять пять
6 один нет нет шесть
7 Семь пи товары вещь

Сунда (Западная Ява)

[ редактировать ]

В Сунда ноты гамелана дегунг имеют односложные названия. Особенностью суданской сольфеджио является то, что степени шкалы даются в порядке убывания.

Суданский пелог дегунг Яванский патет Лима
1 ( да ) 6
2 ( миль ) 5
3 ( это ) 3
4 ( из ) 2
5 ) ( 1

На Бали все семь тонов используются в гамелан семар пегулинган , гамелан гамбух и гамелан семара дана (семитоновый ансамбль гамелан гонг кебьяр ). Все семь тонов редко можно услышать в одной традиционной композиции.

Как и в музыке Java , используются пятитоновые лады, которые построены с чередованием групп из трех и двух последовательных ступеней гаммы, причем каждая группа разделена пробелом. В отличие от Java, у заметок всего пять названий, и во всех режимах используются одни и те же пять названий. Все лады начинаются с ноты « дин» , а затем продолжают подниматься по гамме до «дон» , «денг» , «данг» и «данг» . Это означает, что один и тот же шаг будет иметь другое имя в другом режиме.

Классические режимы

[ редактировать ]

Три наиболее распространенных и известных режима — это селисир , тембунг и сунарен . Селисир встречается чаще всего, поскольку представляет собой настройку популярного гонга гамелан кебьяра и может считаться гаммой пелога «по умолчанию».

Два других лада, baro и lebeng , известны из gambuh и semar pegulingan , но используются редко и имеют более широкое определение. [6] У Баро есть как минимум четыре разные интерпретации; [7] один общий (3-4-5-7-1, согласно I Wayan Beratha и I Ketut Gede Asnawa) показан ниже. Лебенг содержит все семь тонов, но только в семаре пегулингане ; в гамбу он пентатоник, но имеет более неуловимый характер. [6]

Классические балийские лады
Тон Селисир Слово Суны Изучите это Оклахома
1 звон содержание бледный звон
2 дон бледный содержание дон
3 Дэн бледный звон Дэн
4 звон дон нет
5 содержание дон звон Дэн содержание
6 бледный Дэн дон бледный
7 Дэн содержание стон

Другие режимы

[ редактировать ]

С появлением гамелана семара дана и возобновлением интереса к семитональной музыке был открыт ряд других ладов путем распространения правила 3/2 на другие возможные позиции. Они делятся на две группы: режимы пенгентера и режимы « слендро » . [8]

Два режима «slendro» , slendro gedé и slendro alit , названы в честь их сходства с собственно слендро . В этих режимах дин часто помещается в первую ноту двухнотной последовательности в схеме 3-2, что отражает обычную практику в слендро ансамблях . Слендро геде ассоциируется с настройкой гендерного вайанга , тогда как слендро алит отождествляется с четырехтоновой шкалой гамелана ангклунга .

Пенгентерские . моды были открыты в результате теоретической экстраполяции И. Ньоманом Калером Они существуют только в последних современных композициях.

Тон Слендро большой Слендро алит Большое предупреждение Небольшое введение
1 (дон) дон Дэн
2 Дэн Дэн
3 содержание Дэн содержание
4 бледный содержание содержание бледный
5 бледный бледный
6 звон звон
7 дон звон звон дон

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Приведенные выше представления системы настройки слендро и пелога в западной системе обозначений не следует рассматривать ни в каком смысле как абсолютные. Не только трудно передать незападные гаммы с помощью западной системы обозначений, но и потому, что, вообще, не существует двух наборов гамеланов. будет иметь одинаковую настройку как по высоте, так и по интервальной структуре. Яванских стандартных форм этих двух систем настройки не существует». Линдси, Дженнифер (1992). Яванский гамелан , стр. 39–41. ISBN   0-19-588582-1 .
  2. ^ «Пелог» . Мерриам-Вебстер . Проверено 4 августа 2021 г.
  3. ^ «Шкала Пелога» . Большой индонезийский словарь (KBBI) . Проверено 4 августа 2021 г.
  4. ^ Линдси (1992), с. 38.
  5. ^ Браун, Мартин (август 2002 г.). « Шкала гамелан -пелог Центральной Явы как пример негармонической музыкальной гаммы », NeuroScience-of-Music.se . Доступ: 17 мая 2006 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тензер, Майкл (2000). Гамелан Гонг Кебьяр: Искусство балийской музыки двадцатого века . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 29. ISBN  978-0226792811 . OCLC   41527982 .
  7. ^ МакГроу, Эндрю К. (1999). «Развитие «Гамелан Семара Дана» и расширение модальной системы на Бали, Индонезия». Азиатская музыка . 31 (1): 63–93. дои : 10.2307/834280 . ISSN   0044-9202 . JSTOR   834280 .
  8. ^ Витале, Уэйн (2002). «Балийская музыка кебяра преодолевает пятитоновый барьер: новая композиция для семитонового гамелана». Перспективы новой музыки . 40 (1): 5–69. JSTOR   833547 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1a01cb9403d23e319a1e760c576cbf8__1676799060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/f8/d1a01cb9403d23e319a1e760c576cbf8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pelog - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)