Пелог



Пелог ( сунданский : ᮕᮦᮜᮧᮌ᮪ , латинизированный: Pélog /pelog/ , яванский : ꦥꦺꦭꦺꦴꦒ꧀ , балийский : ᬧᬾᬮᭀᬕ᭄ , латинизированный: Pélog /pelok/ ) — одна из основных систем настройки, используемых в инструментах гамелан. имеет гептатонический масштаб . [2] [3] Другая, более старая, обычно используемая шкала называется слендро . В пелоге семь нот, но во многих ансамблях гамелана есть тональности только для пяти нот. Даже в ансамблях, содержащих все семь нот, во многих пьесах используется только подмножество из пяти нот, иногда в таких произведениях, как вестерн-акциденталы, также используется дополнительный четвертый тон.
Этимология
[ редактировать ]Пелог — яванский термин, обозначающий одну из гамм гамелана . На яванском языке этот термин считается вариантом слова pelag, означающего «прекрасный» или «красивый». [4]
Тюнинг
[ редактировать ]Поскольку настройка так сильно различается от острова к острову, от деревни к деревне и даже среди гамеланов , ее трудно охарактеризовать с точки зрения интервалов. В одном грубом приближении семь тонов среднеяванского пелога выражаются как подмножество девяти тонов равного темперамента . Анализ 27 гамеланов Центральной Яваны, проведенный Сурджодинингратом (1972), выявил статистическое предпочтение этой системы настройки. [5]
Как и в слендро , хотя интервалы варьируются от одного гамелана к другому, интервалы между нотами в гамме очень близки к одинаковым для разных инструментов в пределах одного и того же яванского гамелана . На Бали дело обстоит иначе, где на инструментах играют парами, которые настроены немного друг от друга, чтобы создавать интерференционное биение . В идеале удары происходят с одинаковой скоростью для всех пар нот во всех регистрах, образуются растянутые октавы в результате чего . Это способствует очень «взволнованному» и «мерцающему» звучанию ансамблей гамелана. В религиозных церемониях, содержащих гамелан , эти интерференционные удары призваны дать слушателю ощущение присутствия бога или ступеньку к медитативному состоянию.
Суданский гамелан имеет свою собственную настройку пелога . В суданской музыке сосуществуют как яванский пелог , так и сунданский пелог ( дегунг ). В яванском пелоге 2-я нота более нейтральна (яванский 2 [ро], сунданский 4 [ти]), а в Дегунге первая нота наклонена (ближе к яванскому 1 [джи], сунданскому 5 [ла]). Яванский пелог встречается только в инструментах гамелан-пелог , тогда как дегунг широко встречается на любом инструменте, таком как калунг , ангклунг и гамелан дегунг.
Эквиваленты обозначений pélog как в яванской, так и в суданской нотации:
1 2 3 4 5 6 7 человек молятся за вас
5 4 3 -3 2 1 +5 ла ти на ни ми да леу
Использование
[ редактировать ]Ява
[ редактировать ]Хотя полная гамма пелога имеет семь тонов, обычно используется только пятитоновый подмножество (см. аналогичную западную концепцию лада ). Фактически, во многих инструментах гамелана физически отсутствуют клавиши для двух тонов. В разных регионах, таких как Центральная Ява или Западная Ява (Сунда), используются разные подмножества. В гамелане Центральной Яваны шкала пелога традиционно делится на три папета (лада). Два из них, называемые pathet nem и pathet lima , используют подмножество из 1, 2, 3, 5 и 6; третий, патет баранг , использует 2, 3, 5, 6 и 7. Остальные две ноты, в том числе по 4 в каждом патете , доступны для украшения на большинстве инструментов, но они обычно не появляются в родах , гамбанге или интерпунктуациях. инструменты .
Ноты гаммы пелог могут обозначаться по-разному; В Центральной Яве одним из распространенных способов является использование чисел (часто называемых по именам на яванском языке , особенно в сокращенной форме). В более старом наборе используются имена, полученные от частей тела. Обратите внимание, что обе системы имеют одинаковые обозначения для 5 и 6.
Число | Яванский номер | Традиционное имя | ||
---|---|---|---|---|
Полное имя | Короткое имя | Полное имя | Буквальный смысл | |
1 | один | из | хороший | голова |
2 | Они | ро | группа | шея |
3 | telu | ему | грудь | грудь |
4 | четыре | одинаковый | четыре | четыре |
5 | пять | и | пять | пять |
6 | один | нет | нет | шесть |
7 | Семь | пи | товары | вещь |
Сунда (Западная Ява)
[ редактировать ]В Сунда ноты гамелана дегунг имеют односложные названия. Особенностью суданской сольфеджио является то, что степени шкалы даются в порядке убывания.
Суданский пелог дегунг | Яванский патет Лима |
1 ( да ) | 6 |
2 ( миль ) | 5 |
3 ( это ) | 3 |
4 ( из ) | 2 |
5 ) ( | 1 |
Бали
[ редактировать ]На Бали все семь тонов используются в гамелан семар пегулинган , гамелан гамбух и гамелан семара дана (семитоновый ансамбль гамелан гонг кебьяр ). Все семь тонов редко можно услышать в одной традиционной композиции.
Как и в музыке Java , используются пятитоновые лады, которые построены с чередованием групп из трех и двух последовательных ступеней гаммы, причем каждая группа разделена пробелом. В отличие от Java, у заметок всего пять названий, и во всех режимах используются одни и те же пять названий. Все лады начинаются с ноты « дин» , а затем продолжают подниматься по гамме до «дон» , «денг» , «данг» и «данг» . Это означает, что один и тот же шаг будет иметь другое имя в другом режиме.
Классические режимы
[ редактировать ]Три наиболее распространенных и известных режима — это селисир , тембунг и сунарен . Селисир встречается чаще всего, поскольку представляет собой настройку популярного гонга гамелан кебьяра и может считаться гаммой пелога «по умолчанию».
Два других лада, baro и lebeng , известны из gambuh и semar pegulingan , но используются редко и имеют более широкое определение. [6] У Баро есть как минимум четыре разные интерпретации; [7] один общий (3-4-5-7-1, согласно I Wayan Beratha и I Ketut Gede Asnawa) показан ниже. Лебенг содержит все семь тонов, но только в семаре пегулингане ; в гамбу он пентатоник, но имеет более неуловимый характер. [6]
Классические балийские лады | |||||
---|---|---|---|---|---|
Тон | Селисир | Слово | Суны | Изучите это | Оклахома |
1 | звон | содержание | — | бледный | звон |
2 | дон | бледный | содержание | — | дон |
3 | Дэн | — | бледный | звон | Дэн |
4 | — | звон | — | дон | нет |
5 | содержание | дон | звон | Дэн | содержание |
6 | бледный | Дэн | дон | — | бледный |
7 | — | — | Дэн | содержание | стон |
Другие режимы
[ редактировать ]С появлением гамелана семара дана и возобновлением интереса к семитональной музыке был открыт ряд других ладов путем распространения правила 3/2 на другие возможные позиции. Они делятся на две группы: режимы пенгентера и режимы « слендро » . [8]
Два режима «slendro» , slendro gedé и slendro alit , названы в честь их сходства с собственно слендро . В этих режимах дин часто помещается в первую ноту двухнотной последовательности в схеме 3-2, что отражает обычную практику в слендро ансамблях . Слендро геде ассоциируется с настройкой гендерного вайанга , тогда как слендро алит отождествляется с четырехтоновой шкалой гамелана ангклунга .
Пенгентерские . моды были открыты в результате теоретической экстраполяции И. Ньоманом Калером Они существуют только в последних современных композициях.
Тон | Слендро большой | Слендро алит | Большое предупреждение | Небольшое введение |
---|---|---|---|---|
1 | — | (дон) | дон | Дэн |
2 | Дэн | — | Дэн | — |
3 | содержание | Дэн | — | содержание |
4 | бледный | содержание | содержание | бледный |
5 | — | бледный | бледный | — |
6 | звон | — | — | звон |
7 | дон | звон | звон | дон |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Приведенные выше представления системы настройки слендро и пелога в западной системе обозначений не следует рассматривать ни в каком смысле как абсолютные. Не только трудно передать незападные гаммы с помощью западной системы обозначений, но и потому, что, вообще, не существует двух наборов гамеланов. будет иметь одинаковую настройку как по высоте, так и по интервальной структуре. Яванских стандартных форм этих двух систем настройки не существует». Линдси, Дженнифер (1992). Яванский гамелан , стр. 39–41. ISBN 0-19-588582-1 .
- ^ «Пелог» . Мерриам-Вебстер . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ «Шкала Пелога» . Большой индонезийский словарь (KBBI) . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Линдси (1992), с. 38.
- ^ Браун, Мартин (август 2002 г.). « Шкала гамелан -пелог Центральной Явы как пример негармонической музыкальной гаммы », NeuroScience-of-Music.se . Доступ: 17 мая 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тензер, Майкл (2000). Гамелан Гонг Кебьяр: Искусство балийской музыки двадцатого века . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 29. ISBN 978-0226792811 . OCLC 41527982 .
- ^ МакГроу, Эндрю К. (1999). «Развитие «Гамелан Семара Дана» и расширение модальной системы на Бали, Индонезия». Азиатская музыка . 31 (1): 63–93. дои : 10.2307/834280 . ISSN 0044-9202 . JSTOR 834280 .
- ^ Витале, Уэйн (2002). «Балийская музыка кебяра преодолевает пятитоновый барьер: новая композиция для семитонового гамелана». Перспективы новой музыки . 40 (1): 5–69. JSTOR 833547 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тензер, Майкл (1991). Балийская музыка . ISBN 0-945971-30-3 .