Малайский гамелан
![]() Представление малайского гамелана | |
Другие имена | Малайский гамелан |
---|---|
Классификация | |
Развитый | Султанат Риау-Лингга (современная Индонезия ) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Больше статей или информации | |
![]() | ||||||
Музыка Малайзии | ||||||
СМИ и производительность | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||
|
||||||
Малайский гамелан ( малайский / индонезийский : малайский гамелан ; джави : Camelin Melayu ) — стиль музыки, происходящий из Индонезии . [ 5 ] населенных этническими малайцами выступали в регионах Индонезии, (особенно на Северной Суматре , Риау и островах Риау ) и Малайзии (особенно в Паханге , Теренггану и Джохоре ).
Этимология
[ редактировать ]Слово гамелан происходит от термина на яванском языке : ꦒꦩꦼꦭ꧀ , латинизированного: gamel , что означает «удар» или «удар», относится к игре на ударных инструментах или удару молотком , + an ( существительное , образующий суффикс ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В то время как слово Мелайу относится к малайцам , что имело отношение к Королевству Мелайу . [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]Малайский гамелан разработан совместно с малайским Джогет Гамелан. В середине XVIII века команда придворных танцоров и музыкантов была отправлена с центральной Явы на остров Пеньенгат, королевскую островную столицу империи Риау-Лингга (современная Индонезия ). Поэтому придворный танец и музыка в яванском стиле были представлены в Истана Кунинге (Желтом дворце), дворце Пеньенгат, причем музыка представляла собой музыку гамелана, а танцы состояли в основном из серимпи и бедайи, основных классических танцев центрального Яванские суды. [ 11 ] [ 12 ]
Империя Риау-Линга XIX века была огромной. В его состав вошли полуостровные штаты Джохор, Паханг и Теренггану, архипелаг Риау и острова Каримон. Именно благодаря этой ассоциации Паханга с империей Риау-Лингга яванский придворный танец и музыка проникли при двор Паханга.
Первым случаем такого явления стала королевская свадьба в Пекане, Паханге, в 1811 году Тенгку Хусейна, старшего сына султана Абдул Рахмана из Риау-Лингги, и Ван Исы, сестры Бендахары Ван Али из Паханга, когда свадебные торжества были оживлены. изысканными придворными танцами под аккомпанемент оркестра гонгов и ксилофонов, встречавшихся только в малайских суды Паханга и Лингги. Хотя неизвестно, когда эта конкретная форма танца и музыки возникла при дворе Паханга, очевидно, однако, что к 1811 году эта традиция была известна и практиковалась во дворце Пекан. [ 13 ]
Бендахара Ван Ахмад, впоследствии султан Ахмад (1863-1914), унаследовал набор гамеланов, а также придворную труппу танцоров и музыкантов от своего отца Бендахара Ван Али. Форма, теперь называемая Джогет Паханг, прочно утвердилась во дворце Пекан под королевским покровительством Бендахары Ван Ахмада. Его интерес к форме был сильным. Он приобрел три отдельных набора инструментов гамелан и организовал три группы по четыре танцора в каждой. Из пяти его жен каждая из трех содержала группу: одна группа принадлежала его королевской жене Тенгку Ампуан Фатиме, другая - Че Бесару, а третья - Че Зубеде. Султан Ахмад и его третья жена Че Зубеда особенно интересовались Джогет Пахангом. Че Зубедах была китаянкой, и считается, что она оказала большое влияние на развитие Джогет Паханга, потратив много времени и усилий, особенно на совершенствование танцев.
В Жогете Гамелане можно четко идентифицировать многие «китайские» черты. Например, такие элементы костюма, как способ завязывания саронга и особенности необычного головного убора, представляют собой явное отклонение от других стилей малайского классического танцевального костюма, а также от Серимпи и Бедая. Кроме того, музыка танца Тиманг Бурунг, одного из самых популярных из репертуара Джогет Гамелан, по сути, является старой и знакомой китайской народной песней.
Во время правления султана Ахмада Паханга Джогет Паханг был введен в состав государства Теренггану. В 1885 году состоялся брак между султаном Зайналом Абидином (1881-1918) Теренггану и Тенгку Лонг, дочерью султана Ахмада Паханга. На этой свадьбе султан Зайнал Абидин впервые увидел Джогета Паханга и был впечатлен. В конце концов он позаимствовал у султана Ахмада набор инструментов и музыкантов и начал играть музыку гамелана в своем собственном дворце. [ 14 ]
В 1914 году султан Ахмад умер, и не осталось наследника престола, который был бы заинтересован в сохранении традиции Паханг Джогет. Че Зубеда, жена султана Ахмада, также уехала в Теренггану со своим гамеланом, который собирался жить с сыном Тенгку Ампуан Мариам. Тенгку Ампуан Мариам хорошо владела искусством танца Паханг. Вооружившись поддержкой Тенгку Сулеймана, который также интересовался гамеланом, Тенгку Ампуан Мариам продолжила это искусство в Теренггану.
Малайский гамелан был впервые представлен публике, когда Тан Шри Мубин Шеппард, малайский ученый-архитектор, нашел гамелан, установленный во дворце Пул Теренггану, а затем попросил у Тенгку Ампуан Мариам разрешения включить этот гамелан в 1966 году. [ 15 ] Первое выступление Оркестра Гамелана в Радже Теренггану состоялось в 1969 году на Азиатском фестивале музыки и драмы в Университете Малайи (UM) Куала-Лумпур, а затем в 1970 году вместе с Темашей Сени Мелайу, который также представил новое поколение танцоров. С тех пор он стал частью малайзийского искусства и культурного наследия. В гамелан обычно играют во время официальных мероприятий, таких как свадьбы и традиционные церемонии.
В прошлом, [ когда? ] было исполнено около 80 традиционных музыкальных произведений гамелана, но теперь их количество сократилось до 50, при этом общими являются 12 песен, в том числе Тиманг Бурунг , Аяк-Аяк и Сери Рама Балик . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Инструменты
[ редактировать ]На основе набора гамелана, обнаруженного в 1966 году в Истана Коламе, Теренггану, набор малайского гамелана Теренггану состоит из семи основных инструментов: [ 19 ] [ 20 ]
- Керомонг , также известный как бонанг (набор из 10 маленьких чайников-гонгов)
- Гамбанг (деревянный ксилофон)
- Малый сарон , также известный как сарон барунг (набор металлофонов)
- Сарон Бесар , также известный как сарон демунг (еще один набор металлофонов, немного больше сарона маленького )
- Кенонг (набор из 5 больших гонгов-чайников)
- Пара подвесных гонгов : гонг кечил и гонг бесар.
- Гэнданг (бочка-барабан)
Во времена своего расцвета в Истана Коламе у малайского гамелана было более семи музыкальных инструментов, таких как гедемунг (слентхо в яванской традиции) и гендер, но после Второй мировой войны осталось только семь инструментов. [ 21 ]
Гамелан танцует
[ редактировать ]![]() Танцоры исполняют танец Жогет Гамелан | |
Этимология | Яванский : ꦗꦺꦴꦒꦺꦢ꧀ , латинизированный: joget (танец) и яванский : ꦒꦩꦼꦭ꧀ , латинизированный: gamel (удар или удар) [ 22 ] |
---|---|
Жанр | Традиционный танец |
Инструмент(ы) | Малайский гамелан |
Источник | Индонезия , затем позже завезенная в Малайзию , где она приобрела свою сегодняшнюю форму. [ 23 ] |
Малайский гамелан |
---|
|
Бирма |
Камбоджа |
Индонезия |
|
Лаос |
Малайзия |
|
Филиппины |
Таиланд |
|
Вьетнам |
По словам Тенгку Мариам, это танцевальное хранилище изначально состояло из 77 видов гамелана . Но сегодня из-за отсутствия преподавателей танцев осталось всего 33 типажа. Среди 33 сохранившихся видов танцев такие, как Тиманг Бурунг , Аяк-аяк , Ламбанг Сари , Кетам Ренджунг , Гелиунг , Пятый этаж , Кендинг Гаджа , Тогок Ромпин , Кунданг-Кунданг Мабук , Галук Мераджук , Силатин , Лоло и Монаб .
Многие истории о танцах Джогет Гамелан были взяты из яванского цикла Панджи, другие были основаны на действиях во дворце и вокруг него. Ниже приведены некоторые примеры:
Аяк-аяк был танцем открытия. В нем рассказывается о придворных девицах и слугах, которые забивают кур, коз и коров, готовясь к свадьбе Радена Гало Сендры Кираны и Раден Ину Кертапати. Движения в танце изображают приготовления. [ 24 ] [ 25 ]
Танец Тогок рассказывает историю Раден Гало, отправившейся на поиски пропавшего мужа. Она встречает еще одну принцессу. В завязавшейся битве Раден Гало ранен стрелой. Однако все заканчивается хорошо: обе принцессы вместе охотятся. Раден Гало в конце концов воссоединяется со своим мужем.
Тиманг Бурунг рассказывает о том, как Раден Гало, которую отец на некоторое время запер в своей комнате, освобождается. Зайдя в сад со своими служанками, она видит Бурунг Кепуданг или золотую ласточку. Восхищенная движениями птицы, она просит своих служанок подражать им. Тиманг Бурунг — это последующий танец девушек, имитирующих птиц веерными движениями, изображающими развевающиеся крылья и хвосты.
Таман Сари, изысканный танец, рассказывает о Раден Гало и ее служанках, веселящихся в прекрасном саду Таман Сари. Там они играют, едят, купаются, ловят рыбу, украшаются, собирают цветы и танцуют.
Важным был также танец на тему войны, называемый Перанг. Говорят, что этот танец был последним в каждом официальном представлении, и танцоры впадали в транс.
«Жогет Гамелан» в исполнении исключительно танцовщиц может ставиться как внутри компании, так и открыто.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Малайский гамелан» . темамалайгамелан . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «История происхождения гамелана» . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «Игра в малайский гамелан» . 8 июля 2019 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ «Гамбанг Ментуда находится на грани исчезновения» . 30 июля 2019 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ «Малайский музыкальный опыт гамелана» . Tourismperakmalaysia.com . Туризм Перак Малайзия . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ «История и этимология гамелана» . Мерриам-Вебстер . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Сумарсам (1998). Знакомство с яванским гамеланом . Миддлтаун.
- ^ Линдси, Дженнифер (1992). Яванский гамелан , стр.10. ISBN 0-19-588582-1 .
- ^ Милнер, Энтони (2010), Малайцы (Народы Юго-Восточной Азии и Тихого океана) , Уайли-Блэквелл, стр. 18–19, ISBN 978-1-4443-3903-1
- ^ Рид, Энтони (2001). «Понимание мелайу (малайского) как источника разнообразия современных идентичностей». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 32 (3): 295–313. дои : 10.1017/S0022463401000157 . ПМИД 19192500 . S2CID 38870744 .
- ^ Мохд Анис, Мэриленд Нор, Стефани Берридж Тейлор и Фрэнсис (29 ноября 2020 г.). Обмен идентичностями: празднование танца в Малайзии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000083729 . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Саарани, MFT B и Кахионо, А. (2016). Наследие малайского дворцового танца в Малайзии и классического танца Джокьякарты в Индонезии. Гармония: Журнал исследований и образования в области искусств, 16 (1), 75–86. дои: http://dx.doi.org/10.15294/harmonia.v16i1.6145
- ^ (М. Шеппард, Джогет Гамелан из Тренгану, Straits Times Annual, Куала-Лумпур: New Straits Times Press, 1969, стр. 81.
- ^ «ТАНЕЦ ТЕРЕНГГАНУ ГАМЕЛАН С АСПЕКТА ПОВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОДДЕРЖАНИЯ» [ТАНЕЦ ТЕРЕНГГАНУ ГАМЕЛАН С АСПЕКТА ПОВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОДДЕРЖАНИЯ] (PDF) . 2012.
- ^ ФаризанМ. Разури, 2010 г.
- ^ Азиз, Нинот (1 февраля 2015 г.). «Жизнь в Гамелане». Новые времена проливов.
- ^ «Хорошие вибрации: как объединить людей через музыку гамелана | Звезда» . www.thestar.com.my .
- ^ Дэвид, Адриан (22 августа 2017 г.). «Возобновление любви к гамелану | New Straits Times» . НСТ Онлайн .
- ^ Теуку Искандар, Теуку Умар Илани (15 декабря 2021 г.). «Малайский гамелан: техники игры на Керомонге и Гамбанге» (PDF) . Международный журнал творческих индустрий . дои : 10.35631/IJCREI.38001 .
- ^ Заинудин, Аниза (3 апреля 2019 г.). «Прославляющий гамелан» . ХМ Онлайн .
- ^ Теуку Умар Илани бин Теуку Искандар (2022). Малайский гамелан: техника игры на керомонге и ксилофоне, а также роль цинганга и даун-ксилофона. Университет Малайи.
- ^ Норсафини, Джафар; Рахма, Буджанг (2015). «Творческое переосмысление Joget Gamelan в Малайзии» . Международный журнал культурных и творческих индустрий . 3 (1) . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Норсафини, Джафар; Рахма, Буджанг (2015). «Творческое переосмысление Joget Gamelan в Малайзии» . Международный журнал культурных и творческих индустрий . 3 (1) . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Мохд Анис, Мэриленд Нор, Стефани Берридж Тейлор и Фрэнсис (29 ноября 2020 г.). Обмен идентичностями: празднование танца в Малайзии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000083729 . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Саарани, MFT B и Кахионо, А. (2016). Наследие малайского дворцового танца в Малайзии и классического танца Джокьякарты в Индонезии. Гармония: Журнал исследований и образования в области искусств, 16 (1), 75–86. дои: http://dx.doi.org/10.15294/harmonia.v16i1.6145