Обозначение гамелана
Обозначения играют относительно незначительную роль в устных традициях индонезийского гамелана , но на Яве и Бали несколько систем обозначений гамелана , начиная с конца XIX века, было разработано , первоначально для архивных целей.
Согласие
[ редактировать ]Кепатихан — разновидность шифрованной нотной записи , которая была разработана для обозначения индонезийского гамелана .
История
[ редактировать ]Система была разработана около 1900 года в Кепатихане (резиденции Великого Визиря) в Суракарте и была основана на системе Галина-Парижа-Шеве , импортированной в девятнадцатом веке христианскими миссионерами для записи гимнов. [2] Она заменила несколько других систем обозначений яванского происхождения, разработанных примерно в то же время.
Обозначения
[ редактировать ]Высота семитональной пелога системы настройки обозначена цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7; в то время как пятитоновые высоты слендро обозначаются как 1, 2, 3, 5 и 6. Октавы обозначаются точками над и под цифрами, как в китайском цзяньпу , хотя, конечно, высоты не соответствуют. Точка над нотой обозначает октаву выше, а точка под нотой обозначает октаву ниже. Две точки над нотой обозначают ноту на две октавы выше стандартной и так далее.
В зависимости от настройки отдельного гамелана часто можно услышать ноты 1, 2, 3, 5 и 6 слендро как ангемитоническую пентатоническую гамму. [3] до-ре-ми-соль-ла . Однако в системе пелог высоты просто нумеруются от низких к высоким от 1 до 7 и о диатонической интерпретации этих звуков не может быть и речи . пелог Поскольку шкала по существу представляет собой пятинотную гамму, ноты 4 и 7 действуют аналогично « случайным » в западных терминах: 4 может служить «диезой» или повышенной тройкой (обычно в patet lima или nem ) или как «плоский» или пониженный 5 (обычно в патет баранге). Точно так же 7 действует как «плоская» 1 в patet lima или nem; 1 в патет баранге может функционировать как «диез» 7, но чаще интерпретируется как временная смена патета.
По умолчанию предполагается, что все ноты кепатихана имеют одинаковую продолжительность . Отклонения от этих правильных ритмов отмечают двояко. Лучи или линии (зачеркивания) над нотами обозначают половину стандартной продолжительности (хотя на практике эта область обозначений часто бывает неточной). Точка ( булавка ) на месте ноты указывает на продолжение предыдущей ноты, а не на паузу. В вокальных партиях цифра 0 обозначает паузу, но в инструментальных партиях паузы не записываются, поскольку инструменты обычно играют непрерывно, и любые паузы являются частью основного стиля игры на инструменте. Для некоторых инструментов необходимы дополнительные символы; например, мелизмы и невнятные поклоны отмечены линиями над или под цифрами. Штрихи на колотомических инструментах обозначаются диакритическими знаками над или вокруг цифр кепатихана . Используется множество наборов таких знаков; например, в одном наборе (не согласованном стандарте) используется кружок для обозначения гун аген , круглые скобки для обозначения гун сувукан , ^ для обозначения кенонг , ˇ для кемпула , + для кетук и – для кемпьянга . Все или некоторые из этих знаков могут быть опущены, поскольку их обычно можно определить по форме ( бентук ).
Практика исполнения
[ редактировать ]Система шифра кепатихан записывает два фиксированных элемента яванской музыки гамелан: мелодическую основу (или балунган (буквально скелет)), представленную числами, и набор пунктуирующих гонгов, определяющих форму, представленную кругами и другими символами. Все остальные части не нотированы, а осознаются исполнителями во время исполнения на основе их знания инструмента, подготовки и контекста исполнения (например, танец, ваянг, концерт, свадьба и т. д.). , за исключением вокальной музыки, которая может иметь тексты или специальные мелодии, записанные нотами и предоставленные певцам. В некоторых современных композициях, если не используются классические техники, большее количество партий может быть записано нотами или просто выучено наизусть на репетициях. Когда инструменты других традиций сочетаются с гамеланом (например, скрипка, эрху, чечетка, волынка), нотация может быть дана этим игрокам только в том случае, если они к ней привыкли. [4]
Другие системы
[ редактировать ]Приведенное выше описание относится к музыке Центральной Яваны. В суданской музыке Западной Явы система работает наоборот: 1 представляет самую высокую ноту, а не самую низкую; также точка над нотой обозначает октаву ниже, а точка под нотой обозначает октаву выше.
Суракарта
[ редактировать ]Солонский помощью сценарий мог передать гибкие ритмы песиндена с закорючки на горизонтальном посохе.
Джокьякарта
[ редактировать ]В Джокьякарте вертикальный посох, похожий на лестницу, позволял отмечать балунган точками, а также включал важные удары барабана.
западный
[ редактировать ]Кепатихан широко используется в этномузыкологических исследованиях гамелана, иногда сопровождается транскрипцией в нотную систему западного нотоносца с приблизительным отображением слендро и пелог систем настройки гамелана на западный нотоносец с различными символами микротонов и без них . Относительные достоинства кепатихана и нотной записи нотоносца иногда обсуждаются (хотя в западной системе обозначений первая доля такта фактически соответствует четвертой, наиболее «взвешенной» доле гамелана). В этом отношении более подходящим является кепатихан , хотя использование завышенных оценок (взятых из системы Галина-Пари-Шеве ) продолжает вызывать практические трудности.
Компьютерные шрифты для обозначения гамелана
[ редактировать ]Кодовые точки, отличные от Unicode
[ редактировать ]Первым шрифтом для обозначения Gamelan был Kepatihan , постскриптумный шрифт (можно использовать на компьютерах Mac), разработанный американским композитором Картером Шольцем в 1987 году. В шрифте используется нотация, отличная от Unicode, которая стала основной. Это следует «логике клавиатуры»: шрифты должны/могут использоваться с американо-американским драйвером клавиатуры, а символы находятся на клавишах, которые имеют смысл в соответствии с типичной раскладкой клавиатуры. Например, к шифрам «нижней октавы» с «точкой ниже» можно получить доступ с помощью клавиш qwertyu, поскольку эти ключи находятся на одну строку «ниже» цифровых клавиш. [5]
КепатиханПро сейчас [ когда? ] наиболее широко используемый компьютерный шрифт для обозначения гамелана. Он начал свою жизнь как шрифт PostScript «Kepatihan», разработанный Мэтью Арчиньегой в 1994 году; шрифт использует ту же «логику клавиатуры», что и шрифт Шольца, но имеет значительно расширенный набор символов, позволяющий полностью обозначать ребаб, вокал и кендхан. В 2000 году Раймонд Вейслинг преобразовал шрифт в TrueType (который работает как на Windows, так и на Mac) и переименовал его в «KepatihanPro» (чтобы он мог сосуществовать с оригинальным шрифтом Шольца). [5] В то время компьютеры Apple были редкостью в Индонезии, но внедрение компьютеров под управлением Windows для обработки текстов быстро распространялось. Таким образом, доступность шрифта для Windows значительно способствовала его распространению. [6]
24 июля 2020 года Кратон Джокьякарта анонсировал новый шрифт Kridhamardawa . Он основан на KepatihanPro и использует те же кодовые точки «клавиатурной логики». Основные изменения носят типографский характер: шифры затемнены (утолщены) для удобства чтения, а высота строки значительно уменьшена (экономия места на странице). В новый шрифт также добавлены дополнительные символы. [5] [7]
В начале 2000-х годов многочисленные упрощенные варианты шрифта Кепатихан широко использовались для шифрованной записи церковных гимнов по всей Индонезии и, как сообщается, даже распространились на Китай.
Коды Юникода
[ редактировать ]В 2014 году SIL International опубликовала Duolos SIL Cipher, который присваивает кодовые точки стандартным местоположениям Unicode . Ожидается, что кодовые точки будут создаваться с помощью специальной раскладки клавиатуры. Шрифт также поддерживает обозначения Jianpu . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]• Загружаемый шрифт KepatihanPro для Mac и IBM в библиотеке Американского института гамелана. Архивировано 2 августа 2012 г. на archive.today.
- ^ Перейти обратно: а б с д Линдси, Дженнифер (1992). Яванский гамелан , стр.43-45. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-588582-1 .
- ^ Гамелан: Культурное взаимодействие и музыкальное развитие в Центральной Яве (1995) Сумарсама , ISBN 0-226-78010-4 (ткань) 0226780112 (бумага)
- ^ Мантийный капюшон, Эволюция яванского гамелана, Книга II
- ^ «Новая композиция»: О современной композиции в Индонезии
- ^ Перейти обратно: а б с Шварц, Итан. «Цепи, лестницы, шифры и глифы: развитие и стандартизация нотации гамелана на центральном яванском языке [MUSC 510]» (PDF) .
- ^ «Библиотека Американского института гамелана» . www.gamelan.org .
- ^ https://www.kratonjogja.id/peristiwa/110/keraton-yogyakarta-luncurkan-font-baru-untuk-notasi-gendhing-gamelan .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Шифрование Doulos SIL» . Языковая технология SIL . 23 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Музыка на Центральной Яве: опыт музыки, выражение культуры (2007), Бенджамин Бриннер, Oxford University Press, Нью-Йорк, ISBN 0-19-514737-5 (бумага), о функциях и рисках использования кепатихана в Java.
- Руководство по гамелану: Путеводитель по центрально-яванскому гамелану (2005), Ричард Пикванс, Jaman Mas Books, Лондон, ISBN 0-9550295-0-3 , где можно получить более подробную информацию о том, как кепатихан используется на практике.