Музыка Китая
Музыка Китая | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
| ||||
Конкретные формы | ||||
СМИ и производительность | ||||
| ||||
Националистические и патриотические песни | ||||
| ||||
Региональная музыка | ||||
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Музыка Китая страны состоит из множества различных традиций, часто происходящих от одной из различных этнических групп . Он производится внутри страны и за ее пределами с участием людей китайского происхождения, использования традиционных китайских инструментов , теории китайской музыки или языков Китая . Он включает в себя традиционные классические формы и местную народную музыку, а также записанную популярную музыку и формы, вдохновленные западной культурой.
Документы и археологические артефакты ранней китайской цивилизации свидетельствуют о хорошо развитой музыкальной культуре еще во времена династии Чжоу (1122 г. до н.э. – 256 г. до н.э.), которая задала тон постоянному развитию китайского музыковедения в последующих династиях. [1] В ходе последующих династий они приобрели самые разнообразные формы, создав наследие, которое сегодня является частью китайского культурного ландшафта. Традиционные формы продолжали развиваться и в наше время, и в течение последних столетий широкое распространение получили формы, заимствованные с Запада. Сегодняшняя китайская музыка уходит корнями в историю и является частью мировой культуры.
История [ править ]
По легендам, основоположником музыки в китайской мифологии был Лин Лунь , который по просьбе Желтого императора создать систему музыки изготовил бамбуковые трубы, настроенные на звуки птиц, в том числе и феникса. Двенадцатитоновая музыкальная система была создана на основе звуков бамбуковых трубок, первая из этих труб производила звук «желтого колокольчика» ( 黃鐘 ), а затем из этих труб был создан набор настроенных колокольчиков. [2]
Ранняя история [ править ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что музыкальная культура развивалась в Китае с очень раннего периода. При раскопках в деревне Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань были обнаружены костяные флейты, датируемые 9000 лет назад, а глиняные музыкальные инструменты под названием Сюнь, возраст которых предположительно 7000 лет, были найдены в стоянках Хэмуду в Чжэцзяне и Баньпо в Сиане . [3]
Во времена династии Чжоу была создана формальная система придворной и церемониальной музыки, позже названная яюэ (что означает «элегантная музыка»). Слово «музыка» ( 樂 , юэ ) в древнем Китае также может относиться к танцу, поскольку музыка и танец считались неотъемлемой частью целого, и его значение также можно распространить на поэзию, а также на другие формы искусства и ритуалы. [4] Слово «танец» ( 舞 ) также относилось к музыке, и с каждым танцем ассоциировалось музыкальное произведение. Самым важным набором музыки того периода был Музыкальный танец Шести династий ( 六代樂舞 ), исполнявшийся в ритуалах при королевском дворе. [5] Музыка во времена династии Чжоу была задумана как космологическое проявление звуков природы, интегрированных в бинарный универсальный порядок инь и ян , и эта концепция оказала устойчивое влияние на более позднее китайское мышление о музыке. [6] «Правильная» музыка, согласно концепции Чжоу, должна включать инструменты, соответствующие пяти стихиям природы, и привносить в природу гармонию. Примерно или раньше 7-го века до нашей эры система генерации высоты звука и пентатоники была выведена из теории квинтового цикла. [6]
Китайские философы по-разному подходили к музыке. Для Конфуция правильная форма музыки важна для развития и совершенствования личности, а конфуцианская система считает формальную музыку яюэ морально возвышающей и символом хорошего правителя и стабильного правительства. [7] Однако с конфуцианской точки зрения некоторые популярные формы музыки считались развращающими. [8] Мози , с другой стороны, осуждал создание музыки и утверждал в книге «Против музыки» ( 非樂 ), что музыка — это расточительность и потакание своим желаниям, которые не служат никакой полезной цели и могут быть вредными. [9] По словам Мэн-цзы , однажды могущественный правитель спросил его, морально ли то, что он предпочитает популярную музыку классике. Ответ заключался в том, что имело значение только то, чтобы правитель любил своих подданных.
В древнем Китае социальный статус музыкантов был намного ниже, чем у художников, хотя музыка считалась основой гармонии и долголетия государства. Почти каждый император серьезно относился к народным песням, посылая офицеров собирать песни для записи популярной культуры. Один из классических произведений конфуцианства, « Классик поэзии» , содержал множество народных песен, датируемых периодом с 800 г. до н.э. примерно по 400 г. до н.э.
Императорский Китай [ править ]
Императорское музыкальное бюро , впервые созданное во времена династии Цинь (221–207 до н. э.), было значительно расширено при императоре Хань Уди (140–87 до н. э.), и ему было поручено контролировать придворную музыку и военную музыку, а также определять, какая народная музыка будет официально признана. . В последующих династиях на развитие китайской музыки повлияли музыкальные традиции Средней Азии, которые также привнесли элементы индийской музыки. [10] [11] Инструменты среднеазиатского происхождения, такие как пипа, были приняты в Китае, индийская гептатоническая гамма была введена в VI веке музыкантом из Кучи по имени Суджива, хотя позже от гептатонической гаммы отказались. [12] [13] [10]
Самая старая сохранившаяся письменная китайская музыка — « Юлань » ( 幽蘭 ) или «Одинокая орхидея», написанная в VI или VII веке, но также приписываемая Конфуцию. Первый крупный хорошо задокументированный расцвет китайской музыки пришелся на цинь во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.), хотя известно, что на цинь играли еще до династии Хань. Это основано на предположении, что, поскольку записанные образцы китайской музыки являются церемониальными, а церемонии, в которых они использовались, считаются существовавшими «возможно, более чем за тысячу лет до Рождества Христова», [15] [ нужна страница ] сами музыкальные произведения исполнялись еще в 1000 г. до н.э. именно так, как предписывали источники, записанные в седьмом веке нашей эры. (На основании этой гипотезы Ван Алст датирует «Входной гимн императора» примерно 1000 годом до нашей эры.) [15] [ нужна страница ]
Через сменявшие друг друга династии на протяжении тысячелетий китайские музыканты разработали большой ассортимент различных инструментов и стилей игры. Большое разнообразие этих инструментов, таких как гучжэн и дизи, являются местными, хотя многие популярные традиционные музыкальные инструменты были завезены из Центральной Азии, такие как эрху и пипа .
Присутствие европейской музыки в Китае появилось еще в 1601 году, когда священник-иезуит Маттео Риччи подарил клавесин императорскому двору Мин и обучил играть на нем четырех евнухов. [16] В эпоху поздней династии Цин стало ощущаться влияние западной музыки. [17]
( Республиканская эпоха 1912–1949 )
Движение новой культуры 1910-х и 1920-х годов вызвало большой устойчивый интерес к западной музыке. Ряд китайских музыкантов вернулись после учебы за границей, чтобы исполнять западную классическую музыку , сочиняя хиты в западной нотной системе. Гоминьдан несмотря пытался спонсировать распространение современной музыки через Шанхайскую консерваторию, на продолжающийся политический кризис. Философы культуры двадцатого века, такие как Сяо Юмэй , Цай Юаньпей , Фэн Цзикай и Ван Гуанци, хотели, чтобы китайская музыка была принята в соответствии с лучшими возможными стандартами. Было много разных мнений относительно лучшего стандарта. [16]
Симфонические оркестры были сформированы в большинстве крупных городов и выступали перед широкой публикой в концертных залах и по радио . Многие исполнители добавили джазовые влияния к традиционной музыке, добавив среди других инструментов ксилофоны , саксофоны и скрипки . Люй Вэньчэн , Цюй Хэчоу, Инь Цзычжун и Хэ Даша были одними из самых известных исполнителей и композиторов этого периода.
В Шанхае популярный музыкальный жанр под названием шидайцю в 1920-х годах появился . Шидайцюй представляет собой смесь китайской и западной популярной музыки, а Ли Цзиньхуэй основателем этого жанра считается . Среди популярных певцов этого жанра в 1930-х и 1940-х годах были Чжоу Сюань , Ли Сянлань и Яо Ли .
После Яньаньского форума была развернута крупномасштабная кампания по литературе и искусству 1942 года в районах, контролируемых Коммунистической партией Китая, по адаптации народной музыки для создания революционных песен для обучения в основном неграмотного сельского населения партийным целям. Музыкальные формы, считавшиеся суеверными или антиреволюционными, подавлялись, а гармонии к традиционным песням добавлялись и басовые партии. Одним из примеров является «Восток красный» , народная песня из северной провинции Шэньси , которая была адаптирована в националистический гимн. Особо следует отметить композитора Сянь Синхая , который работал в этот период и написал кантату Желтой реки , которая является самым известным из всех его произведений.
Постреволюционный [ править ]
1949–1999 [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2023 г. ) |
Золотой век шидайцюй и семи великих поющих звезд подошел к концу, когда КПК объявила китайскую популярную музыку желтой музыкой ( порнографией ). [18] Маоисты считали поп-музыку упадком формы искусства в материковом Китае. В 1949 году Гоминьдан переехал на Тайвань, и была основана Китайская Народная Республика . Революционные песни будут активно пропагандироваться государством. Маоисты во время Культурной революции выдвинули революционную музыку как единственный приемлемый жанр; из-за пропаганды этот жанр во многом затмил все остальные и стал практически определять музыку материкового Китая. В каком-то смысле этот процесс все еще продолжается, но некоторые ученые и музыканты (китайские и другие) пытаются возродить старую музыку.
После протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году протестующие начали использовать новый быстрый стиль «Северо-западный ветер» , чтобы противостоять правительству. Музыка переросла в китайский рок , который оставался популярным в 1990-е годы. Однако музыка в Китае во многом принадлежит государству, поскольку телевидение, средства массовой информации и крупные концертные залы контролируются КПК. Правительство в основном предпочло не поддерживать китайский рок, ограничив его распространение и эфирное время. [ нужна ссылка ] В результате жанр так и не стал мейнстримом в полном объеме.
2000 – настоящее время [ править ]
Ежегодные мероприятия, такие как фестиваль современной музыки Midi в Пекине, привлекают десятки тысяч посетителей. также прошел «Музыкальный фестиваль Снежной горы» В 2002 году в провинции Юньнань . [ нужна ссылка ]
Сегодня рок-музыка сосредоточена почти исключительно в Пекине и Шанхае и имеет очень ограниченное влияние на китайское общество. Ухань и Сычуань также иногда считаются очагами рок-музыкальной культуры. Это указывает на значительные культурные, политические и социальные различия, существующие между Китаем, Западом или даже различными частями внутри Китая. Хотя рок существует в Китае уже несколько десятилетий, важной вехой, которая вывела этот жанр на международную карту, стало выступление Цуй Цзяня с The Rolling Stones в 2003 году в возрасте 42 лет. Китай также стал местом назначения крупных западных рок- и поп-исполнителей. ; многие иностранные артисты гастролировали по Китаю и выступали на нескольких концертах за последние десятилетия, в том числе Бейонсе , Эрик Клэптон , Nine Inch Nails , Аврил Лавин , Linkin Park и Талиб Квели . [19]
В материковом Китае высок уровень пиратства , а также проблемы интеллектуальной собственности . [20] Обычно возникает некоторая задержка перед выпуском продукции на материковый Китай, за редкими исключениями, такими как работа Цуй Цзянь, которая была выпущена одновременно на Тайване, в Гонконге и материковом Китае. [21] Следовательно, задержка во времени выпуска также является основным фактором пиратства, поскольку люди предпочитают пиратство извне. Современному рынку мешают не только вопросы прав , но и множество других факторов, таких как размер прибыли , доход и другие экономические вопросы.
Ожидалось, что в 2015 году рынок цифровой музыки в Китае составит 2,1 миллиарда долларов США . [22] В 2015 году Китай был 14-м по величине музыкальным рынком в мире с доходом в 170 миллионов долларов США . [23] [24] существовало 213 музыкальных чартов . По состоянию на 2016 год в Китае [25] Также по состоянию на 2016 год тремя крупнейшими музыки сервисами потоковой передачи и загрузки в Китае являются KuGou с долей рынка 28%, QQ Music с 15% и Kuwo с 13%. [26] Ожидалось, что к 2020 году Китай станет одним из крупнейших музыкальных рынков в мире. [27]
Традиционная музыка [ править ]
Инструментальная [ править ]
Музыкальные инструменты традиционно делились на восемь категорий, известных как баин . [6] Традиционная музыка в Китае исполняется на сольных инструментах или в небольших ансамблях щипковых и смычковых струнных инструментов, флейт, различных тарелок, гонгов и барабанов. Гамма пентатоника . Бамбуковые трубы и цинь из старейших известных музыкальных инструментов Китая — одни ; инструменты традиционно делятся на категории в зависимости от материала, из которого они изготовлены: шкуры животных, тыква, бамбук, дерево, шелк, земля/глина, металл и камень. Китайские оркестры традиционно состоят из смычковых , деревянных духовых инструментов , щипковых струн и перкуссии . При Си Цзиньпине , нынешнем генеральном секретаре Коммунистической партии Китая , традиционные музыкальные инструменты возродились при поддержке государства. [28]
- Инструменты
- Деревянные духовые инструменты
- Перкуссия
- Смычковые струны
- Сорвал и ударил по струнам
Китайская вокальная музыка традиционно исполняется тонким, нерезонансным голосом или фальцетом и обычно является сольной, а не хоровой . Вся традиционная китайская музыка скорее мелодична , чем гармонична. Китайская вокальная музыка, вероятно, развилась из исполняемых стихов и стихов под музыку. Инструментальные произведения, исполняемые на эрху или дизи, популярны и часто доступны за пределами Китая, но пипа и чжэн более традиционная музыка более популярна в самом Китае. Цинь , пожалуй, самый почитаемый инструмент в Китае, хотя очень немногие люди знают, что это такое, или видели и слышали, как на нем играют. Чжэн Хэнани , разновидность цитры , наиболее популярна в , Чаочжоу , районах Хакка и Шаньдуне . Пипа , которая, как , разновидность лютни полагают, была завезена с Аравийского полуострова в VI веке и адаптирована к китайским вкусам, наиболее популярна в Шанхае и прилегающих районах.
Музыка ханьской культуры [ править ]
Люди этнической группы хань составляют около 92% населения Китая. Музыка народа хань состоит из гетерофонической музыки , в которой музыканты играют версии одной мелодической линии. Перкуссия сопровождает большую часть музыки, танцев, бесед и оперы. Ханьская народная музыка имела много аспектов, касающихся ее значения, чувств и тональности. Этот жанр музыки в некотором смысле похож на китайский язык. Эти отношения создаются тонами, скользящими от более высоких тонов к более низким, или от более низких тонов к более высоким, или комбинации того и другого. Эти сходства означают, что инструмент играет очень важную роль в освоении техники как левой, так и правой рукой (левая рука используется для создания тональности на струне, правая рука - для перещипывания или игры на струне), особенно для классического (литературного) исполнения. традиция . Иногда в музыку можно включить пение, чтобы создать гармонию или мелодию, сопровождающую инструмент. Чувства Han Chinese Folk выражаются в поэтических чувствах с медленными успокаивающими темпами, которые выражают чувства, которые соединяются с публикой или с тем, кто играет пьесу. В народной музыке Хань используется пауза, которая меняет ее смысл, создавая звучание, похожее на поэзию.
Китайская опера [ править ]
Китайская опера — это комплексное сценическое искусство, объединяющее литературу, музыку, танец, боевые искусства, акробатику, перформанс и другие художественные средства. Основные навыки — это чанг ( 唱 ; chàng ; «петь»), нянь ( 念 ; niàn ; «читать»), цзо ( 做 ; zuò ; «делать») и да ( 打 ; dώ ; «драться»). Персонажи делятся на шэн ( 生 ; шэн ), мужские главные роли), дань ( 旦 ; дань , женские главные роли), цзин ( 净 ; цзинь , роли с раскраской лица), чжоу ( 丑 ; чоу , клоунские роли). . [29] Китайская оперная музыка в основном состоит из пения (вокального пения и в стороне) и инструментального сопровождения. [30]
Китайский оперный акцент. В разных регионах существуют разные типы драмы, но все они имеют сходство. Четыре основных акцента в наше время — это куньшаньский акцент (Куньшань), высокий акцент ( Иян ), акцент Пихуан и акцент Банцзы. [31]
Куньшаньский акцент: популярный в Цзянсу , Куньшане и реформах Вэй Лянфу в династии Мин во время первоначальных династий Сун и Юань. Акцентный голос мягкий и деликатный. Позже он превратился в акцент Южного Куна и акцента Северного Куна. Диалект с акцентом Сауткунь популярен в Цзяннани и Чжэбэе, и есть больше литературных опер, в которых используются пятитоновые тона. Диалект с акцентом нукунь популярен в Пекине и Баодине , музыка экстравагантна, используется семитональный стиль. [31] [30]
Акцент Гао: возник в китайском Иян округе провинции Цзянси в конце династии Юань. Основными из них являются сычуаньская опера с высоким акцентом, опера Сян с высоким акцентом, опера Гань с высоким акцентом, опера сипин Фуцзянь . Только ударный аккомпанемент, никакого оркестра, пятитональный стиль. [31] [30]
Акцент Банцзы: также известный как «Сицинь» или «Луантань», поскольку в музыке используются хлопушки из твердой древесины, ее также называют мелодией Банцзы. Родом из Северо-Западного Китая. Преимущественно в семи тонах. Пронзительный и взволнованный, трагический и грубый. Типы оперы включают оперу Цинь, оперу Цзинь, оперу Хэнань и Хэбэй Банцзы. [31] [30]
Акцент Пи Хуан: это оперная мелодия, образовавшаяся в результате объединения юго-восточных и северо-западных регионов Китая. В составе «Xipi» и «Erhuang». Основные виды оперы — Пекинская опера (Пекин), Ханьская опера ( Хубэй ), Кантонская опера ( Гуандун ), Гуйская опера ( Гуанси ), Юньнаньская опера ( Юньнань ). [31] [30]
Народная музыка [ править ]
Согласно современным археологическим открытиям, китайская народная музыка насчитывает 7000 лет. Не только по форме, но и по художественному замыслу Китай был родиной яркой культуры народной музыки. Китайская народная музыка, во многом основанная на пентатонике , отличается от западной традиционной музыки, уделяя больше внимания выражению формы.
Традиционные ханьские свадьбы и похороны обычно включают в себя игру на гобое, называемую суона , и ансамбли ударных инструментов, называемые чуйгушоу . ансамбли, состоящие из губных органов ( шэн ), шаумов ( суона ), флейт (дицзы) и ударных инструментов (особенно юньлуо гонгов В северных деревнях популярны ); их музыка произошла от императорской храмовой музыки Пекина, Сианя , Утайшаня и Тяньцзиня . Сианьская барабанная музыка , состоящая из духовых и ударных инструментов, популярна в Сиане и получила некоторую коммерческую популярность за пределами Китая. Еще одним важным инструментом является шэн , трубка , древний инструмент, который является предком всех западных инструментов со свободными язычками , таких как аккордеон . западного типа Парады под руководством духовых оркестров являются обычным явлением, часто конкурируя по громкости с оркестром шаум / чуйгушоу.
На юге провинции Фуцзянь и на Тайване Наньинь или Наньгуань — это жанр традиционных баллад. Их поет женщина в сопровождении сяо и пипа , а также других традиционных инструментов. Музыка, как правило, печальная и обычно повествует о влюбленной женщине. Южнее, в районах Шаньтоу , Хакка и Чаочжоу , эрсянь и чжэн популярны ансамбли .
Ансамбли Сычжу используют флейты , смычковые или щипковые струнные инструменты для создания гармоничной и мелодичной музыки, которая стала популярной на Западе среди некоторых слушателей. Они популярны в Нанкине и Ханчжоу , а также в других местах южной части Янцзы . Сычжу был секуляризован в городах, но остается духовным в сельской местности.
Цзяннань сычжу (музыка из шелка и бамбука из Цзяннани ) — стиль инструментальной музыки, часто играемый музыкантами-любителями в чайных домах Шанхая ; он стал широко известен за пределами места своего происхождения.
Гуандунская музыка или кантонская музыка — это инструментальная музыка из Гуанчжоу и его окрестностей. Он основан на музыке Юэджу (кантонской оперы) и новых композициях 1920-х годов. Многие произведения имеют влияние джаза и западной музыки с использованием синкопы и тройного тайма. Эта музыка рассказывает истории и мифы, возможно, легенды.
Региональная музыка [ править ]
в Китае проживает множество этнических групп Помимо ханьцев , которые проживают в различных регионах страны. К ним относятся тибетцы , уйгуры , маньчжуры , чжуан , дай , монголы , наси , мяо , ва , и и лису .
Гуанси [ править ]
Гуанси — регион Китая , Гуанси-Чжуанский автономный район . Самая известная исполнительница Гуанси - легендарная Чжуан народная певица 刘三姐 (пиньинь: liú sān jiě ) или Третья сестра Лю, родившаяся в Гуанси во времена династии Южная Сун (1127–1279) и ставшая героем фильма 1961 года Лю Санцзе. который представил культуру Гуанси остальному миру. [32]
Народные песни Чжуан и китайская музыка Хань имеют схожий стиль и в основном имеют пентатоническую гамму. Лирика имеет явный антитезный формат. Они часто содержат символы и метафоры, а общие темы включают жизненный опыт, а также отсылки к классическим китайским историям.
Народ Цзин или Джин (этнические вьетнамцы) — одна из самых малочисленных этнических групп населения и единственное этническое меньшинство Китая, занимающееся прибрежным рыболовством. Они известны своим инструментом под названием дусяньцинь (букв. «Однострунная цитра»), струнным инструментом только с одной струной, который, как говорят, датируется 8 веком.
Гонконг [ править ]
Музыка Гонконга, в частности, включает кантонскую китайскую поп-музыку, известную как кантопоп .
Хуаэр [ править ]
Хуаэр — это форма традиционного пения а капелла, которая популярна в горных северо-западных провинциях Китая , таких как Ганьсу , Нинся и Цинхай .
Внутренняя Монголия [ править ]
Монгольские народные песни имеют «длинный» и «короткий» мотив. У монголов есть множество струнных инструментов, таких как морин хуур или скрипка с конской головой. Он получил свое название из-за резьбы на голове лошади, используемой в качестве украшения на колонне.
Куайбан [ править ]
Куайбан — это тип ритмичного разговора и пения, который часто исполняется с использованием ударных инструментов, таких как хлопушка, называемая пайбан . Центром традиции куайбан является провинция Шаньдун . Куайбан имеет некоторое сходство с рэпом и другими формами ритмичной музыки, встречающимися в других культурах.
Северо-Восточный Китай [ править ]
Северо-Восточный Китай – это регион, населенный такими этническими группами, как маньчжуры . Самым известным народным инструментом является восьмиугольный барабан, колыбельная ёюжа также широко известна .
Сычуань [ править ]
Сычуань — провинция на юго-западе Китая. В его столице, Чэнду , находится единственное музыкальное высшее учебное заведение в регионе — Сычуаньская музыкальная консерватория . Провинция имеет долгую историю сычуаньской оперы .
Тибет [ править ]
Музыка является неотъемлемой частью тибетского буддизма . Хотя пение остается, пожалуй, самой известной формой тибетской буддийской музыки, широко распространены также сложные и живые формы. Монахи используют музыку для чтения различных священных текстов и празднования различных фестивалей в течение года. Самая специализированная форма пения называется ян, в ней нет метрического ритма, в ней преобладают звучные барабаны и продолжительные низкие слоги. Другие формы пения уникальны для Тантры , а также для четырех основных монашеских школ: Гелугпа , Кагьюпа , Ньингмапа и Сакьяпа . Из этих школ Гелугпа считается более сдержанной классической формой, тогда как Ньингмапа широко описывается как романтическая и драматичная. Гелугпа, пожалуй, самая популярная.
Светская тибетская музыка пережила Культурную революцию более неповрежденной, чем духовная музыка, особенно благодаря Тибетскому институту исполнительских искусств , который был основан Далай-ламой вскоре после его изгнания. Первоначально ТИПА специализировался на оперной форме лхамо , которая с тех пор была модернизирована с добавлением западных и других влияний. Другие светские жанры включают нангма и тоше , которые часто связаны между собой и сопровождаются различными инструментами, предназначенными для создания высокоритмической танцевальной музыки . Нангма Караоке популярно в современной Лхасе . Классическая форма, называемая гар , очень популярна и отличается богато украшенной, элегантной и церемониальной музыкой в честь сановников или других уважаемых лиц.
Тибетская народная музыка включает в себя песни а капелла лу , отличающиеся высокой высотой звука и голосовыми вибрациями, а также редкие ныне эпические барды, поющие сказки о Гесаре , самом популярном герое Тибета.
Тибетская музыка оказала влияние на новаторские композиции Филипа Гласса и, что наиболее влиятельно, Генри Эйххайма . Более поздние художники создали слияния нью-эйдж пионеров Генри Вольфа и Нэнси Хеннингс . Эти двое вместе работали над Tibetan Bells , возможно, первым слиянием Нью Эйдж и тибетских влияний, в 1971 году. Гласса « Кундун Саундтрек » оказался влиятельным в 1990-х годах, в то время как популярность адаптированного к Западу буддизма (примерами которого являются Ричард Гир , Юнгчен Лхамо , Стив Тиббеттс) , Чойинг Дролма , Лама Карта и Китаро и Наванг Кечонг ) способствовали дальнейшей популяризации тибетской музыки.
В середине-конце 1980-х годов ослабление правительственных правил позволило форме тибетской поп-музыки появиться в самом Тибете. Прямые ссылки на родную религию по-прежнему запрещены. [ нужна ссылка ] но общепринятые метафоры широко распространены. Чистая тибетская поп-музыка находится под сильным влиянием легкого китайского рока и включает в себя такие бестселлеры, как Джампа Церинг и Ятонг . Политически и социально ориентированные песни редки в этой форме поп-музыки, но являются обычным явлением во втором типе тибетской поп-музыки. Караоке-бары Нангма появились в 1998 году и широко распространены в Лхасе, несмотря на угрозы со стороны китайского правительства. [ нужна ссылка ]
Синьцзян [ править ]
В Синьцзян -Уйгурском автономном районе преобладают уйгуры , тюркский народ, родственный другим тюркским группам Центральной Азии . Самая известная музыкальная форма уйгуров — « Он икки мукам» , сложная сюита из двенадцати разделов, связанных с узбекскими и таджикскими формами. Эти сложные симфонии сильно различаются между сюитами одного и того же мукама и построены по семинотной гамме. Инструменты обычно включают дап (барабан), цимбалы , скрипки и лютни ; у исполнителей есть место для личных украшений, особенно в области ударных инструментов . Важнейшим исполнителем является Турди Ахун , записавший большую часть мукамов в 1950-х годах.
Юньнань [ править ]
Юньнань — этнически разнообразный район на юго-западе Китая. Пожалуй, самым известным в провинции является лушэн , тип губной гармоники , используемый народом мяо в Гуйчжоу для пентатонических антифонных песен ухаживания.
Хани префектуры из Хунхэ известны уникальными хоровыми микротональными песнями о пересадке риса.
Наси Дунцзин из Лицзяна исполняют разновидность песни и танцевальной сюиты под названием байша сиюэ , которую предположительно привез Хубилай-хан в 1253 году. Нахи — это тип музыки, связанный с южно-китайскими формами, популярный сегодня.
Этнические музыкальные стили дай похожи на стили Южной Азии, Мьянмы и Таиланда. Некоторые типичные инструменты Дай — это хулуси и барабан в виде слоновьей лапы.
Современные изменения [ править ]
В начале 20-го века, после падения императорского Китая , в традиционной китайской музыке произошли серьезные изменения в рамках Движения за новую культуру . Многое из того, что жители Запада и даже китайцы сейчас считают музыкой в традиционном китайском стиле, может быть датировано этим периодом, и на самом деле ему менее 100 лет. Модернизация китайской музыки включала в себя принятие некоторых аспектов западных форм и ценностей, таких как использование западной консерваторской системы обучения, а также изменения в инструментах и их настройке, композиции, оркестровке музыки, системе обозначений и исполнении. стиль. Однако некоторые формы китайской музыки остались традиционными и мало изменились.
Национальная музыка [ править ]
Термин гоюэ , или национальная музыка, стал популярным в начале 20 века и широко использовался для обозначения всей музыки, написанной для китайских инструментов в ответ на определенное националистическое сознание. [33] Однако этот термин может иметь несколько иное значение при использовании в разных китайских общинах. Первоначально оно использовалось только для обозначения музыки ханьцев; Позже в него стали включать музыку различных этнических меньшинств Китая. В Китайской Республике на Тайване Гоюэ делал упор на музыку материкового Китая, а не на тайваньские местные традиции. был придуман новый термин минюэ ( 民乐 , сокращение от минзу иньюэ, В материковом Китае после 1949 года вместо гоюэ или «народная музыка»), чтобы охватить все композиции и жанры для традиционных инструментов. В других китайских общинах его также можно называть хуаюэ (например, в Сингапуре) или чжунюэ (в Гонконге). [34]
Китайский оркестр [ править ]
существовала традиция использования нескольких инструментов в форме ритуальной придворной музыки, известной как яюэ Со времен династии Чжоу . Эту музыку может исполнять несколько музыкантов, а может быть и более 200, например, во времена династии Сун . [35] также проводились масштабные представления банкетной музыки под названием яньюэ ( 燕樂 Во времена династии Тан при дворе ). При императорском дворе Тан может быть до десяти разных оркестров, каждый из которых исполняет разную музыку. Там также была большая уличная группа из почти 1400 исполнителей. [36]
Однако современный китайский оркестр был создан в 20 веке по образцу западного симфонического оркестра с использованием китайских инструментов. В традиционном яньюэ одной доминирующей мелодической линии отдавалось предпочтение , но новая музыка и аранжировки традиционных мелодий, созданные для этого современного оркестра, носят более полифонический характер.
Инструменты и настройка [ править ]
Многие традиционные инструменты претерпели изменения в начале-середине 20-го века, что оказало глубокое влияние на исполнение и звучание китайской музыки, и западный равный темперамент теперь для настройки большинства традиционных инструментов используется , который современному уху кажется менее резким и более гармоничным. но это также лишает инструменты их традиционных голосов . Для ушей, привыкших слышать современные строи, даже китайские, традиционные строи могут звучать фальшиво и диссонансно.
Чтобы приспособиться к западной системе, в инструменты были внесены изменения, например, в пипе количество ладов было увеличено до 24, исходя из 12-тоновой равнотемперированной шкалы, со всеми интервалами в полутона.
Также существует необходимость стандартизировать настройку , когда на инструментах играют в оркестре, что, в свою очередь, также может повлиять на изготовление инструмента. Например, традиционно дизи изготавливается из цельного куска бамбука, что делает невозможным изменение основной настройки после разрезания бамбука. Эта проблема была решена в 1920-х годах путем введения медного соединения для соединения двух кусков более короткого бамбука, что позволяет изменять длину бамбука так, чтобы можно было выполнить мельчайшую регулировку его основного шага. [37] Синди , «новая флейта», представляет собой модернизированную китайскую флейту 1930-х годов , включающую западные влияния на основе равного темперамента.
Чтобы добиться большей вибрации и громкости инструментов (не говоря уже о долговечности), многие струнные инструменты больше не используют шелковые струны, а стальные или нейлоновые. вместо традиционных шелковых струн стали использовать металлические струны Например, в 1950-х годах для пипы , в результате чего звучание пипы изменилось , оно стало более ярким и сильным. [38]
Обозначения [ править ]
До 20-го века китайцы использовали систему обозначений гунче , в наше время Цзяньпу распространена система западное обозначение персонала . Однако также используется .
Производительность [ править ]
Как и музыкальные традиции других азиатских культур, таких как Персия и Индия, одно из направлений традиционной китайской музыки состоит из репертуара традиционных мелодий, известных вместе как купай , в которых темп и орнаментика изменяются в зависимости от настроения инструменталиста. аудитории и ее реакции на то, что исполняется, одна и та же мелодия может использоваться для выполнения самых разных ролей, будь то веселая, меланхоличная или воинственная (это можно увидеть в любовной теме Скрипичного концерта группы «Любители бабочек» , где одна и та же мелодия в разные моменты истории любовника отражает восторг, смятение и уныние). Многие современные исполнители теперь играют пьесы, следуя партитуре стандартным образом, а не изменчивым, рефлексивным индивидуальным способом, традиционным, это иногда может привести к ощущению, что исполнение было поспешным.
Современная популярная музыка [ править ]
Поп-музыка [ править ]
Китайский популярный [39] музыка зародилась в жанре шидайцю . Жанр шидайцюй был основан Ли Цзиньхуэем в материковом Китае и находился под влиянием западных джазовых исполнителей, таких как Бак Клейтон. После китайской коммунистической революции популярная музыка была объявлена « Желтой музыкой» — формой порнографии . [40] и звукозаписывающие компании Шанхая, такие как Baak Doi, в 1952 году покинули Китай. [41] Материковый Китай остался в стороне от развития поп-музыки на несколько десятилетий, поскольку китайская индустрия поп-музыки переместилась из Шанхая в Гонконг и Тайвань. В 1970-е годы произошел подъем кантопопа в Гонконге и мандопопа в соседней стране Тайване. [42]
В конце 1970-х годов экономические реформы Дэн Сяопина в материковом Китае привели к появлению культуры гангтай в Гонконге и Тайване, и поп-музыка вернулась в материковый Китай. Однако какое-то время правительство все еще критически относилось к поп-музыке; например, иконе Гонконга Аните Муи запретили возвращаться на концертную сцену материка после исполнения песни «Bad Girl» в Китае в 1990-х годах в качестве наказания за то, что китайское правительство назвало ее бунтарским отношением. [43] Тем не менее популярность поп-музыки в материковом Китае продолжала расти, и к 2005 году Китай обогнал Тайвань по розничной стоимости продаж музыки. [44] В начале 21 века увеличилось число артистов из материкового Китая, которые выпустили широкий спектр поп-песен на китайском языке и выпустили множество новых альбомов. Однако, несмотря на гораздо большее население и растущее потребление китайской поп-музыки, Китай еще не считается крупным центром производства поп-музыки. [45]
Многие популярные музыкальные исполнители из материкового Китая, Гонконга и Тайваня были включены в промо-акции Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
Хип-хоп и рэп [ править ]
Мандаринский рэп постепенно стал популярным в материковом Китае, особенно в Шанхае, Пекине, Чунцине и Сычуани, где поп-культура очень разнообразна и современна. Хотя китайцы исполняют рэп на разных диалектах и языках, большинство китайских исполнителей хип-хопа выступают на самом популярном языке Китая: китайском.
Кантонский рэп также очень разнообразен в таких городах, как Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Гонконг.
Электронная музыка [ править ]
Электронная танцевальная музыка (EDM) стала второй по величине музыкальной категорией в Китае. Среди поджанров хаус-музыка на первом месте находится , за ней следуют бас-музыка и трэп-музыка . [46] Реалити-шоу талантов и конкурсные программы, такие как Rave Now и E-Pop of China, способствовали продвижению электронной музыки среди основной аудитории. [47]
В последние годы появилось множество местных китайских продюсеров электронной музыки, которые подписали контракты с крупными международными лейблами. Чейс, первый китайский диск-жокей (ди-джей), выступивший на главной сцене Tomorrowland, подписал контракт с Universal Music Group . [48] Молодой китайский диджей Carta подписал контракт с лейблом Spinnin' Records и вошел в список DJ Mag Top 100. [49]
Все большее число китайских продюсеров стремятся сотрудничать с известными зарубежными музыкантами и певцами западного мира. Местный продюсер электронной музыки Зайт в сотрудничестве с американским певцом Крисом Уиллисом и итальянским ди-джейским дуэтом Maximals выпустил сингл "Work It Harder". [50] Тем временем местный электронный певец и автор песен CORSAK объединился со шведским диджеем Алессо , выпустив свой глобальный хит Going Dumb . [51]
Рок и хэви-метал [ править ]
Peking All-Stars — рок-группа, созданная в Пекине в 1979 году иностранцами, проживавшими тогда в китайской столице.
Широко признанным прародителем китайского рока является Цуй Цзянь . [21] В конце 1980-х он исполнил первую китайскую рок-песню под названием « Nothing To My Name » («Yi wu suo you»). Это был первый раз, когда электрогитара . в Китае использовалась [ нужна ссылка ] Он стал самым известным исполнителем того времени, а к 1988 году выступил на концерте, транслировавшемся по всему миру, приуроченном к Летним Олимпийским играм в Сеуле . [21] Его социально критические тексты вызвали гнев правительства, и многие из его концертов были запрещены или отменены. После протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году он играл с красной повязкой на голове в знак протеста против правительства.
Впоследствии прославились две группы Hei Bao (Черная пантера) и Tang Dynasty . Оба начались в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Hei Bao — рок-группа старой школы, чей первый компакт-диск Hei Bao использовал популярную английскую песню («Don’t Break My Heart»). Tang Dynasty была первой китайской хэви-метал группой. Их первый компакт-диск "A Dream Return to Tang Dynasty" сочетает в себе элементы традиционной китайской оперы и хэви-метала старой школы. Альбом стал большим прорывом, выпущенный примерно в 1991/1992 году.
Примерно в 1994–96 годах: была сформирована первая трэш-метал- группа Chao Zai ( Overload ). Они выпустили три компакт-диска, последний — в сотрудничестве с поп-певцом Гао Чи из распавшейся группы The Breathing . В то же время были сформированы первые ню-метал группы, вдохновленные западными группами, такими как Korn , Limp Bizkit или Linkin Park . У Китая были бы свои Якса , Twisted Machine , АК-47 , Overheal Tank .
Блэк-метал становится заметной сценой в материковом Китае, особенно в центральном Китае .
Панк-рок и пост-панк [ править ]
Панк-рок впервые появился в Китае в начале 1990-х годов, когда пластинки западных панк- и пост-панк -групп впервые были импортированы в материковый Китай. Одним из первых и самых известных китайских исполнителей, испытавших влияние панка, был Хэ Юн, чей дебютный альбом Garbage Dump был выпущен в 1994 году.
, основанная в Нанкине в 1997 году, Пост-панк-группа PK 14 считается самой важной группой в развитии китайской экспериментальной рок-музыки. Группа переехала в Пекин в 2001 году и в том же году выпустила свой первый альбом «Наверху, поверни налево». Певец и автор песен PK 14 Ян Хайсон ( 杨海崧 ) также продюсировал многие из самых знаменитых альбомов китайской инди-музыки (включая одноименный дебютный альбом Carsick Cars 2007 года), работая с независимыми звукозаписывающими лейблами, такими как Maybe Mars и Modern Sky . [52] [53]
UnderBaby прославились в андеграунде в середине 1990-х, заложив основу пекинской панк-музыки 1990-х вместе с двумя гаражными группами, Flies и Catchers of the Rye. В 1996 году песня UnderBaby «All the Same» — «All One Yang» вошла в китайский инди-рок-альбом «China Fire II», получив таким образом национальное признание. [54]
С начала 2000-х годов китайская инди-музыка значительно выросла: такие отечественные группы, как Carsick Cars, Birdstriking, Re-TROS , Brain Fail , Demerit, Tookoo, AV Okubo, Lonely Leary, Hang on the Box и Fanzui Xiangfa, выходят на международный уровень. туры.
музыка классическая Западная
Принимая во внимание, что оркестры, организованные, управляемые исключительно и почти всегда исключительно для диаспоры в Китае, записаны с первых дней Международного поселения в Шанхае (т.е. 1850-е годы), а русский оркестр действовал в Харбине с начала 20-го века, [55] Истоки уникальной традиции классической музыки в Китае лежат с первым китайским дирижером, получившим образование за рубежом, Чжэн Чжишэн, также известным как (латинизированный) Инь Цзычжун . Чжэн (Инь или Ван в зависимости от латинизации) вырос в китайской провинции Гуандун . на него повлияла западная церковная музыка . В раннем возрасте [ нужна ссылка ] Он учился в Лионе и Париже, а затем вернулся в Китай в 1930-х годах. Он стал первым китайским дирижером Чунцинского симфонического оркестра . [56] В их выступлениях звучали композиции Бетховена и Моцарта. [56]
Революционный дух стиля Инь Цзычжуна (или романизированного стиля Ван-Чи Чуна) был продолжен первым поколением композиторов, сразу же последовавшим за приходом КПК к власти, а именно Ли Дэлунем и Цао Пэном . Первый был движущей силой, а зачастую и жизненной силой, которая поддерживала традицию на протяжении всего периода правления Мао, особенно в приемном им городе Пекине, а второй сыграл важную роль в поддержании высокого уровня симфонической музыки, а также в упорной работе над ее развитием. дальнейшая популяризация традиции в ткани китайской культуры на протяжении всей его долгой карьеры, которая продолжается и по сей день. В то время как эта традиция продолжалась, новые поколения стремились направить классическую музыку в Китае по другому пути, от строгого профессионализма Ли и Цао, прошедших обучение в элите (которые оба учились в российской консерватории в 1950-х годах), к менее националистическое, но, возможно, более всеобъемлющее отношение к традиции. Наибольшее влияние в этом новом движении оказал молодой шанхайский дирижер. Лонг Ю.
Патриотическая/революционная музыка [ править ]
В разгар Культурной революции политическая музыка стала доминирующей формой. Музыка ускорилась на политическом уровне и превратилась в «революционную музыку», приобретающую культовый статус и становящуюся мейнстримом в соответствии с идеологией Коммунистической партии Китая . Цзян Цин представила революционные модели опер под своим непосредственным руководством; восемь образцовых драм продвигались (6 опер и 2 балета), а традиционные оперы были запрещены. Яркими примерами являются оперы «Легенда о красном фонаре» и «Взятие Тигровой горы стратегическим путем» , балетные пьесы «Красный женский отряд» и «Седовласая девушка» . [57] [58] Другие формы музыкального сочинения и исполнения были сильно ограничены. После Культурной революции музыкальные учреждения были восстановлены, а музыкальная композиция и исполнение возродились. [ нужна ссылка ]
Некоторые из наиболее широко известных политических песен — «Военный гимн Народно-освободительной армии» , [59] Восток — Красный , и Интернационал .
См. также [ править ]
- Список традиционных китайских музыкальных инструментов
- История китайского танца
- Культура Китая
- Музыкальное бюро
- Музыкальная индустрия Восточной Азии
- Музыкальная сцена C-Rock (китайский рок)
- Мировая музыка
Ссылки [ править ]
- ^ «Китайская музыка: история, инструменты, виды, современная музыка» . Образовательные туры в Китай . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Стеркс, Роэл (2000). «Преобразование зверей: животные и музыка в раннем Китае». Тунг Пао . 86 (1/3): 1–46. дои : 10.1163/15685320051072672 . JSTOR 4528831 .
- ^ Цзинь Цзе (3 марта 2011 г.). Китайская музыка . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-18691-9 .
- ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. п. 3. ISBN 978-0-472-08923-9 .
- ^ Цзинь Цзе (3 марта 2011 г.). Китайская музыка . Издательство Кембриджского университета. стр. 11–12. ISBN 978-0-521-18691-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 260–262. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Бреслер, Лиора (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Спрингер. п. 85. ИСБН 978-1-4020-2998-1 .
- ^ Дороти Ко ; Джахён Ким Хабуш ; Джоан Р. Пигготт , ред. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 85. ИСБН 978-0-520-23138-2 .
- ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 10–13. ISBN 978-0-472-08923-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юктешвар Кумар «История китайско-индийских отношений: с 1 по 7 век нашей эры». стр.76 ISBN 978-8176487986
- ^ Журнал музыки в Китае, том 4, стр.4
- ^ Индия и Китай: взаимодействие через буддизм и дипломатию: сборник эссе профессора Прабодха Чандры Багчи. стр.210 ISBN 978-9380601175
- ^ История цивилизаций Центральной Азии под редакцией ЮНЕСКО.
- ^ Патрисия Эбри (1999), Кембриджская иллюстрированная история Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Алст 1884 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс. Эндрю Ф. [2001] (2001). Желтая музыка — CL: Медиа-культура и колониальная современность в эпоху китайского джаза. Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2694-9 .
- ^ Лю, Цзинчжи (2010). Критическая история новой музыки в Китае . Издательство Китайского университета. ISBN 978-9629963606 .
- ^ Бротон, Саймон. Эллингем, Марк. Трилло, Ричард. [2000] (2000) Мировая музыка: грубое руководство. Издательство Rough Guides. ISBN 1-85828-636-0 .
- ^ Сисарио, Бен (25 ноября 2007 г.). «Для всего рока в Китае» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Значение IP здания. « Построение IP-значения ». Последние события в области интеллектуальной собственности. Проверено 4 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гунде, Ричард. [2002] (2002) Культура и обычаи Китая. Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-30876-4 . [ нужна страница ]
- ^ Стивен Миллуорд (4 декабря 2015 г.). «Китайский поисковый гигант, уже более крупный, чем Spotify, удвоил свои усилия в области потоковой передачи музыки» . Технология в Азии . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Пиплс, Гленн (15 апреля 2016 г.). «5 выводов из странового отчета IFPI о мировом звукозаписывающем бизнесе» . Billboard.com . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ Мясник, Аса (13 апреля 2015 г.). «Неиспользованный потенциал музыкального рынка Китая» . Видеонаблюдение Америки . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ Лин, Лилиан (10 ноября 2015 г.). «Команды Billboard и местная фирма объявят песню № 1 Китая» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ Дзен Су (15 июля 2016 г.). «Tencent объединит сервис QQ Music с China Music Corp, чтобы создать потокового гиганта» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ Чэнь Нань (21 декабря 2015 г.). «Музыкальная индустрия мечтает о потоковом вещании в Китае» . Китайская газета . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Коммунистическая партия Китая переняла древнюю музыку» . Экономист . 2 сентября 2023 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 2 сентября 2023 г.
Си Цзиньпин, нынешний лидер, поддержал возрождение старых инструментов. Они фигурируют в китайском списке номинантов на звание «нематериального культурного наследия человечества» ЮНЕСКО. Это часть более широких усилий по прославлению былой славы.
- ^ Уилсон, Томас А. «Типы ролей в Пекинской опере» . Азиатские исследования . Гамильтонский колледж . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Китайская академия китайской оперы, изд. (1959). Сборник трактатов по китайской классической опере. [ Сборник трактатов по китайской классической опере ] (на китайском языке). Пекин: Китайский научно-исследовательский институт оперы. OCLC 10543580 . ЦСБН 10069.27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ляо, Бен (2004). История китайской оперы [ История китайской оперы ] (на китайском языке) (1-е изд.). Шанхай: Шанхайская народная пресса. ISBN 7-208-05327-8 .
- ^ «Лю Саньцзе — бесстрашный исполнитель народных песен» . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Лау, Фредерик (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 30–34. ISBN 978-0-19-530124-3 .
- ^ Винити Вайш, изд. (2010). Глобализация языка и культуры в Азии: влияние процессов глобализации на язык . ООО «Международная издательская группа «Континуум» с. 21. ISBN 978-1-84706-183-6 .
- ^ Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 261–262. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Шаррон Гу (22 декабря 2011 г.). Культурная история китайского языка . МакФарланд и компания. п. 24. ISBN 978-0-7864-8827-8 .
- ^ Лау, Фредерик (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 212–215. ISBN 978-0-7391-1122-2 .
- ↑ Пипа: Как варварская лютня стала национальным символом. Архивировано 13 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Мировой топ-чарт Cpop» . Ютуб .
- ^ Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард (2000). Мировая музыка: грубое руководство . Издательство Rough Guides. п. 49. ИСБН 978-1-85828-636-5 .
- ^ Обувьсмит, Брайан. Росситер, Нед. [2004] (2004). Реконструкция поп-музыки в Азии: космополитические потоки, политические темпы и эстетические индустрии. Издательство Рутледж. ISBN 0-7007-1401-4
- ^ Питер Чмук; Джон Фанцзюнь Ли (29 декабря 2012 г.). «Краткая история музыкальной индустрии Китая – часть 3: индустрия звукозаписи в Китае с 1950-х до начала 2000-х» . Исследования музыкального бизнеса .
- ^ Баранович, Нимрод. Новые голоса Китая. Пресса Калифорнийского университета. ISBN 0-520-23450-2 .
- ^ Йерун де Клот (2010). Китай с разрезом: глобализация, городская молодежь и популярная музыка . Издательство Амстердамского университета. п. 171. ИСБН 978-9089641625 .
- ^ Кин, Майкл. Дональд, Стефани. Хун, Инь. [2002] (2002). СМИ в Китае: потребление, контент и кризис. Издательство Рутледж. ISBN 0-7007-1614-9
- ^ «РЫНОК КИТАЙСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ EDM РАЗВИВАЕТСЯ» .
- ^ «Утоление аппетита к танцевальной музыке» .
- ^ «Гиганты объединяются для продвижения электронной музыки» .
- ^ «Carta Talks EDM в Китае, став первым китайским диджеем в топ-100 DJ Mag: интервью» . Рекламный щит .
- ^ «Зайт объединился с Maximals и Крисом Уиллисом для вокала в песне «Work It Harder»!» . 8 июля 2022 г.
- ^ «ALESSO ОБЪЕДИНЯЕТСЯ С КИТАЙСКИМ ПЕВЦОМ CORSAK И K-POP ГРУППОЙ STRAY KIDS ДЛЯ НОВОГО СИНГЛА «GOING Dumb» » . 21 марта 2021 г.
- ^ «ПК14 – Может быть, Марс» .
- ^ «Ян Хайсун создает новое поколение андеграундного китайского рока» . 25 мая 2017 г.
- ^ Амар, Натанель (14 ноября 2017 г.). «[Английский] UnderBaby (地下婴儿 – Дися Инь’эр) – «Пробуждение» («觉醒» – «Цзюэ Син»), 1999» . Крик ради жизни . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ [1] , дополнительный текст.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б [2] Архивировано 30 сентября 2011 г. в дополнительном тексте Wayback Machine .
- ^ Син Лу (2004). Риторика китайской культурной революции: влияние на китайскую мысль, культуру и коммуникацию . Издательство Университета Южной Каролины. п. 115. ИСБН 978-1-57003-543-2 .
- ^ Ричард Кинг Кинг, изд. (01 июля 2010 г.). Искусство в смятении: Китайская культурная революция, 1966–76 . ЮБК Пресс. стр. 174–176. ISBN 978-0-7748-5911-0 .
- ^ Гимн Народно-освободительной армии Китая с субтитрами на YouTube.
Библиография [ править ]
- Ван Алст, Дж. А. (1884 г.). Китайская музыка . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-04564-3 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Биррелл, Энн (1993) [1988]. Популярные песни и баллады ханьского Китая . Гонолулу: Гавайский университет Press . дои : 10.2307/j.ctv9zcm2j . ISBN 978-0-8248-1548-6 . JSTOR j.ctv9zcm2j . S2CID 242931144 .
- Бриндли, Эрика (2012). Музыка, космология и политика гармонии в раннем Китае . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-1-4384-4315-7 .
- Девоскин, Кеннет Дж. (1982). Песня для одного или двоих: музыка и концепция искусства в раннем Китае . Анн-Арбор: Центр китайских исследований Мичиганского университета. ISBN 978-0-89264-042-3 .
- Гудман, Ховард Л.; Лиен, Ю. Эдмунд (апрель 2009 г.). «Китайская система темперамента ди-флейты третьего века нашей эры: соответствие древним стандартам высоты звука и борьба с модальной практикой». Журнал Общества Галпина . 62 . Общество Галпина: 3–24. JSTOR 20753625 .
- Юань Цзинфан, изд. (2023) Комплексное введение в китайскую традиционную музыку , перевод Бою Чжана и Лама Чинг-Ва, Вена: Холлитцер. ISBN 978-3-99094-096-9 .
- Джонс, Стивен. «Восток красный... и белый». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 34–43. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Ли, Джоанна. «Кантопоп и певцы протеста». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 49–59. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Ли Юань-Юань и Шэнь Синьян. Китайские музыкальные инструменты (серия монографий о китайской музыке) . 1999. Издательство Китайского музыкального общества Северной Америки. ISBN 1-880464-03-9 .
- Трэшер, Алан Р.; Лам, Джозеф С.К.; Сток, Джонатан П.Дж.; Маккеррас, Колин ; Реболло-Сборги, Франческа; Кувенховен, Фрэнк; Шиммельпеннинк, А.; Джонс, Стивен; Хан Мэй ; У Бен; Рис, Хелен; Требиньяк, Сабина; Ли, Джоанна С. (2001). «Китайская Народная Республика» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43141 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Рис, Хелен с Цингронгом, Чжаном и Вэй, Ли. «Звуки границ». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 44–48. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Итак, Дженни Ф., изд. (2000). Музыка в эпоху Конфуция . Вашингтон: Смитсоновский институт . ISBN 978-0-295-97953-3 .
- Шен, Синьян. Китайская музыка в ХХ веке (серия монографий о китайской музыке) . 2001. Издательство Китайского музыкального общества Северной Америки. ISBN 1-880464-04-7 .
- Тонг, Кин-Вун (1983a). «Музыкальные инструменты Шан: Часть первая». Азиатская музыка . 14 (2): 17–182. дои : 10.2307/833936 . JSTOR 833936 .
- Тонг, Кин-Вун (1983b). «Музыкальные инструменты Шан: Часть вторая». Азиатская музыка . 15 (1): 102–184. дои : 10.2307/833918 . JSTOR 833918 .
- Тревин, Марк. «Поднимая крышу». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 254–61. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 978-1858286365
- Книга мелодий Шаньси . Внутренняя миссия Китая. 1906. с. 30 . Проверено 10 февраля 2012 г. (Принстонский университет)
Внешние ссылки [ править ]
в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( сентябрь 2020 г. ) |
- (на французском языке) Аудиоклипы: Традиционная музыка Китая. Женевский этнографический музей . По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): Шанхайские чайные. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): Китайская опера в Пекине. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): Буддийские праздники урожая. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): Уйгуры Синьцзяна. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): Музыка народов хани и йи. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): Уйгуры и мукамы. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- BBC Radio 3 Audio (45 минут): музыка шелка и бамбука, музыка гугин и пинтан. По состоянию на 25 ноября 2010 г.
- Статья о китайской музыке классической литературной традиции.
- Слушайте традиционную китайскую музыку
- (на японском языке) 中文字幕 テキストデータベース (Лаборатория исследований интеллектуальной истории Китая) Архив некоторых классических китайских текстов о теориях музыки.
- HQ-Видео: Традиционные китайские песни пипа Белый снег в весеннем солнечном свете и высокая луна
- «Полное исследование китайской цитры» 1670 г.