Фэн Цзикай
Фэн Цзикай ( упрощенный китайский : 丰子恺 ; традиционный китайский : 豐子愷 ; пиньинь : Fēng Zǐkǎi ; 9 ноября 1898 — 15 сентября 1975) был влиятельным китайским художником, новаторским художником маньхуа ( 漫画 ), эссеистом и буддистом-мирянином. Китая XX века. Он родился сразу после Первой китайско-японской войны и умер незадолго до окончания Культурной революции . Он пережил большую часть политических и социально-экономических потрясений во время зарождения современного Китая. Большая часть его литературных и художественных работ комментирует и фиксирует взаимосвязь между меняющимся политическим ландшафтом и повседневной жизнью простых людей. Хотя Фэн наиболее известен своими картинами, изображающими детей, и многотомной коллекцией произведений буддийского искусства « Картины для сохранения жизни» ( 护生画集 ), он был плодовитым художником, писателем и интеллектуалом, добившимся успехов в области музыки. искусство, литература, философия и перевод.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Уроженец Шименваня ( 石门湾 ) уезда Чонгдэ провинции Чжэцзян , Фэн Цзыкай с ранних лет ходил в школу, единственный сын и младший из восьми детей в относительно богатой и образованной семье. Фэны владели красильной мастерской, бизнес приносил некоторую прибыль из-за большого количества водных путей и торговых сетей, проходивших через Шименвань. Шименвань находился между Ханчжоу и Сучжоу , который соединял небольшой сельский городок с Пекином и Шанхаем . Несмотря на это, отец Фэн Цзыкая по большей части игнорировал красильную мастерскую, предпочитая бесконечно готовиться к экзаменам на государственную службу в Ханчжоу, которые по-прежнему в основном диктовали способность человека подняться по экономической лестнице. Игнорируя семейный бизнес, как и его отец, но также не проявляя интереса к традиционному конфуцианскому образованию, Фэн в детстве увлекся искусством. Его отец наконец сдал провинциальные экзамены в 1902 году, но вскоре после этого умерла бабушка Фэна, положив начало традиционному трехлетнему периоду траура по отцу Фэна. К 1905 году система экзаменов на государственную службу была отменена. Не имея возможности сдать выпускные экзамены в Пекине, отец Фэна проводил время в пьянстве, курении опиума и обучении своего единственного сына. Такое внимание к Фэну, побочному результату того, что он был единственным наследником мужского пола в семье, сделало его упрямым и волевым. Горожане в нем души не чаяли, скорее всего, из-за мягкой репутации его отца, сдавшего губернские экзамены, и называли его «молодым господином» ( 少爷 ). Упрямство Фэна проявилось в решимости преследовать свои собственные интересы, особенно в рисовании и живописи. Часто пропуская уроки с отцом, Фэн был очарован иллюстрациями и гравюрами на дереве из классических конфуцианских произведений своего отца. Он украл пигменты и красители из семейного магазина и раскрасил многие иллюстрации, за что получил нагоняй и наказание со стороны отца. Вскоре после смерти своего отца от туберкулеза в 1906 году Фэн наткнулся на книгу с цифрами и практиковался в обводке и рисовании фигур, используя книгу в качестве руководства и справочника. Он продолжал заниматься своей одержимостью рисованием фигур в начальной школе, зарабатывая растущую репутацию «Маленького художника».
В 1914 году Фэн отправился в Ханчжоу, чтобы поступить в Первую педагогическую школу Чжэцзяна (ныне Средняя школа Ханчжоу ), где и началась его карьера в искусстве. Школа стремилась продемонстрировать новые образовательные ценности Китайской Республики и имела самое высокое финансирование среди всех провинциальных школ того времени. Здесь получили образование многие великие деятели искусства и литературы Китая 20-го века, такие как Пань Тяньшоу , Лу Синь , Е Шэнтао и Ся Мяньцзунь. Как и многие другие родители, мать Фэна, признавая его многообещающий литературный талант, посоветовала ему посещать школу, предлагающую степень в области гуманитарных наук, в надежде, что он станет литератором. Это образование подготовило его к тому, чтобы стать учителем и дало ему прочную подготовку в области китайской классической литературы. В соответствии с традиционными социальными ожиданиями и стандартами карьера в сфере образования и литературы была предпочтительнее всего остального, особенно карьеры. Более того, мать Фэна хотела, чтобы он пошел по стопам отца, все еще надеясь, что экзамены на государственную службу будут восстановлены. Он поступил в школу с намерением стать учителем, но школа, которой руководил директор Цзин Хэнъи, делала упор на моральное и художественное воспитание. Он особенно поддерживал Неоконфуцианская этика и социальные обязанности, стремящиеся привить студентам чувство гражданского долга. Цзин и его семья были сторонниками образовательной и политической реформы, и его руководство вскоре привлекло группу талантливых и преданных студентов и преподавателей, в том числе многих деятелей литературы и искусства, которые стали весьма известными. Основной философией школы было нравственное воспитание, поощрение и подготовка учащихся к тому, чтобы они стали новым авангардом социальных реформаторов.

На третьем курсе Ли Шутун , который позже принял мантию и стал известен как Хун И , преподавал Фэну уроки музыки и искусства. Ли изучал западную живопись в Токийской школе изящных искусств и прославился попыткой ввести живопись обнаженной натуры в учебную программу по китайскому искусству. Что еще более важно для развития Фэна, Ли делал упор на наброски, а не на обводку, когда обучал студентов рисованию, и призывал их черпать вдохновение из французского пленэра . От Ли Фэн узнал о важности сочетания моральных качеств ( 人品 ) с художественными достижениями ( 画品 ). Позже это стало теоретической и методологической основой стиля живописи Фэна. В отличие от родителей Фэна, Ли поощрял его развивать свой художественный инстинкт, а позже оказал на него глубокое религиозное влияние. [ 1 ]
Художественная и литературная карьера до 1949 года.
[ редактировать ]Окончив среднюю школу Ханчжоу в 1919 году, Фэн понял, что его скудное двухлетнее художественное образование плохо подготовило его к жизни профессионального художника. Он также недавно женился на Сюй Лимин, дочери известной семьи из Сучжоу , и его мать была больна. Финансовые обязанности мужа и единственного сына тяжело давили на его разум. Двое ее бывших одноклассников поступили в художественную школу, и вскоре после окончания школы Фэн переехала в Шанхай , чтобы работать учителем рисования. Там он устроился на неполный рабочий день инструктором в женскую школу Чэндун. [ 1 ] Как и многие другие патриоты-интеллектуалы, такие как Цай Юаньпей и Лян Цичао , Ли Шутун поддерживал ценности современных реформ. Он считал, что новое искусство, сформулированное современными образованными культурными активистами, является ключом к возрождению китайской культуры и художественных способов выражения. Поскольку « Движение 4 мая» свежо в памяти учеников, Фэн в качестве учителя привнес эти ценности в класс. Но он впал в уныние из-за неуверенности в своих способностях преподавать. В свете всех художников и учителей, обучавшихся за границей, Фэн чувствовал, что не может претендовать на звание современного художника. Таким образом, накопив немного денег, весной 1921 года он уехал в Токио. К этому времени Япония уже наслаждалась преимуществами Реставрации Мэйдзи и победой в Первой мировой войне и была убежищем для китайских студентов, надеющихся получить современное образование. Фэн посвятил свое время японскому и европейскому искусству, а также пытался научиться играть на скрипке, английском, японском и русском языках. Он погрузился в представления театра Кабуки, старые книжные магазины, исследовательские группы и группы чтения. Позже он процитировал Такехиса Юмэдзи , с творчеством которого он впервые столкнулся в Токио, стал важной фигурой в его интеллектуальном развитии. Через десять месяцев у него закончились деньги, и он вернулся домой с новой верой в потенциал картин тушью. [ 1 ]
После Токио Фэн устроился на работу в среднюю школу Чуньхуэй в Шанъюе, городе недалеко от Шаосина . За это время он стал частью литературной группы «Озеро Белой Лошади», названной в честь озера в Шанъюе. [ 2 ] Ему было не по себе на этой работе, и когда политические движения столкнулись, он воспринял это как выход и уволился.
Фэн стал участвовать в растущих политических движениях своего времени. Его одноклассники и коллеги пригласили его стать эссеистом и художником для многих появлявшихся радикальных журналов и публикаций. Такие журналы, как «Эстетическое воспитание» , «Новая молодёжь» , «Литературный еженедельник» и «Наш июль» , представили ранние литературные и художественные работы Фэна. Благодаря этим публикациям его искусство начало приобретать популярность в интеллектуальных кругах Шанхая, а его уникальный стиль картин стал называться маньхуа . Втянутый в политический и интеллектуальный мир Шанхая, Фэн обнаружил, что его искусство естественным образом склонно к репродуктивным технологиям и политической периодике. Оно также олицетворяло тот тип китайского искусства, который мог привести в движение колесо политического прогресса шанхайских интеллектуалов.
Каймин Шудянь ( 开明书店 ) (Книжная компания Каймин) была частным капиталистическим предприятием, основанным в Шанхае в 1926 году, целью которого было познакомить молодых людей с «новыми знаниями». Фэн преподавал искусство, работал дизайнером обложек и иллюстратором в книжной компании Kaiming Book Company, а также в других издательствах. Книжная компания Каймин опубликовала множество книг и эссе Фэна по искусству. Самым важным журналом, который компания издавала для молодежи, был «Несовершеннолетний студент» ( 中学生 ), и в качестве редактора и основного автора журнала Фэн распространял свои произведения искусства, свою заботу о гуманизме и свои эстетические мысли среди многих молодых студентов. [ 3 ]
Фэн продолжал писать, рисовать и публиковаться в различных должностях, несмотря на изменения в социально-политическом ландшафте Китая. Во время Второй китайско-японской войны он рисовал карикатуры, изображающие ужасы войны. Его работы выделяются как уникальные, особенно по сравнению с другими художниками его времени. Он решил не изображать японских антагонистов монстрами или бесчеловечными, а сосредоточить внимание на объективных трагедиях войны и страданиях, которые она причиняет обычным людям. Шэнь Бочен ( 沈泊尘 ) был политическим карикатуристом, чье искусство в этот период сочеталось с карикатурами Фэна. [ 4 ] Фэн был беженцем во время войны, ему пришлось бежать из своего дома, Юаньюань Холла, но он остался приверженным своим идеалам универсального гуманизма и сострадания, а не построению национализма против японских агрессоров. [ 5 ]
Фэн поддерживал тесный контакт с Ли Шутуном до его смерти в 1942 году. Многие буддийские влияния в творчестве Фэна проистекают из влияния Ли на духовный путь Фэна. В то время Фэн жил в Ханчжоу и часто беседовал с Ма Ифу, выдающимся неоконфуцианским мыслителем и ученым.
Карьера после 1949 года
[ редактировать ]Карьера Фэна после 1949 года получила неоднозначную интерпретацию, учитывая нестабильную доступность материалов о его жизни. Шелли Дрейк Хоукс пытается восстановить карьеру Фэна после революции, используя материалы, находящиеся в открытом доступе, а также интервью с его детьми и другими близкими знакомыми. [ 6 ] Дочь Фэна Фэн Иинь опубликовала биографии и антологии произведений искусства и эссе своего отца, включая ранее неопубликованные работы, созданные после 1949 года и во время Культурной революции . Она утверждает, что Фэн не был «переделан», несмотря на различные попытки перевоспитания, но сохранил свои старые убеждения и идеалы, даже несмотря на то, что он столкнулся с огромным социальным и политическим давлением, чтобы он стал менее «буржуазным». В это время Фэн обратился к переводу как к основной форме интеллектуальной деятельности, рисуя и писая только тайно. [ 6 ] В 1954 году политика партии в области искусства изменилась, и карикатуры Фэна, созданные до 1949 года, оказались в центре внимания. Хотя Ван Чжаовэнь написал статью в « People's Daily», Фэна обвинив маньхуа в нездоровом содержании, премьер-министр Чжоу Эньлай похвалил его работы и заказал их компиляцию. Чжоу также предложил Фэну написать предисловие к антологии, чего художник опасался, на случай, если тот случайно выйдет за рамки. Также в 1954 году Фэн был приглашен на общественную сцену и получил видные должности в художественных и литературных кругах. Ему предложили членство в Постоянном комитете Национальной ассоциации китайских художников и пост вице-президента регионального отделения в Шанхае. [ 6 ] Он также помогал руководить различными средними школами в Шанхае и пользовался известностью в обществе в период «Сотни цветов» . В 1958 году Фэна чуть не назвали «правым», но он избежал споров и затаился на месте. В 1960-х годах он был избран президентом Шанхайского института китайской живописи, а также председателем Шанхайской ассоциации художников. Учитывая его выдающийся статус и популярность среди публики, Фэн постоянно поднимался на руководящие должности в культурных учреждениях Шанхая. Но со временем он почувствовал, что больше не может молчать, и писал эссе, в которых критиковал « Большой скачок» и другие политики и инициативы партии. Он верил в эту идеологию, но чувствовал, что партия на самом деле не заботится о простых людях. Покровители Фэна в высших эшелонах политической системы больше не поддерживали его, и он ушел в вынужденную отставку. Он написал большую часть «Картин во имя сохранения жизни» после 1949 года, сначала сотрудничая с Хун И перед своей смертью, а затем, контактируя с Гуанця, сингапурским монахом, который помог опубликовать их за пределами материкового Китая. [ 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Фэн Цзыкай умер 9 сентября 1975 года от рака легких. Его старый дом в Шименване был преобразован в Мемориальный центр Фэн Цзыкай. Архивировано 15 июня 2018 г. в Wayback Machine , где посетители могут осмотреть его старые жилые помещения. Многие из его вещей и фотографий выставлены в постоянной экспозиции. Хотя многие из его оригинальных произведений искусства были сожжены во время различных войн при его жизни, многие крупные музеи Китая имеют его произведения в своих постоянных коллекциях. хранятся Провинциального музея Чжэцзяна все « Картины во имя сохранения жизни» В архивах . Кроме того, профессор Чэнь Син основал и руководит Исследовательским центром Мастера Хун И и Фэн Цзыкая при Педагогическом университете Ханчжоу .
Монастырь Фо Гуан Шань превратил «Картины Фэна во имя сохранения жизни» в религиозные фрески, которые украшают дорожки, ведущие к их музею. С 2013 года китайское правительство использовало картины Фэна в качестве пропагандистских плакатов для своей кампании «Китайская мечта » ( 中国梦 ).
Премия « Фэн Цзыкай» в области китайских детских книжек с картинками , учрежденная в 2009 году для продвижения китайских детских книжек с картинками, названа в честь художника.
Философский вклад
[ редактировать ]Двумя главными влиятельными людьми Фэна в религиозном и философском плане были Ли Шутун ( 李叔同 ) и Ма Ифу ( 马一浮 ). Но Фэн опирался на множество различных источников, от китайской и западной теории искусства до буддизма и конфуцианства , чтобы сформулировать философию эстетики как этики. В основе этой философии лежит идея детского сердца, восходящая к Мэн-цзы (372–289 до н. э.) и развитая Ли Чжи (1527–1602). Фэн объединил это с аналогичной концепцией в буддизме и утверждал, что только тот, у кого детское сердце, может по-настоящему видеть мир таким, какой он есть, и действовать правильно. Кроме того, это сочетается с его увлечением философией, лежащей в основе эскизов, и импульсом китайской живописи, который объединяет характер, эмоции и личность художника в искусство, формируя идею о том, что у детей и художников есть так называемое сочувствующее сердце.
Его философия находит параллели у Шопенгауэра , Ницше и других посткантианских европейских философов, которые отмечали связь между искусством, игрой, работой и детьми. Что делает Фэна относительно уникальным среди выдающихся китайских интеллектуалов своего времени, так это его отсутствие веры в политические системы. Он был свидетелем падения династии Цин , взлета и падения республиканского Китая , подъема Коммунистической партии Китая , а также европейского и японского империализма в Китае. Фэн считал, что неудачи различных политических систем были симптомами более серьезной проблемы: отсутствия сострадания или чувства морали вне политических программ. Фэн критиковал многие социальные несправедливости и лицемерие, такие как отсутствие сыновней почтительности, бесчисленное количество людей, живущих в бедности, и использование китайских буддийских ритуалов для «транзакционной кармы». Он считал, что люди не совсем понимают суть проблемы, и призывал нас обратить внимание на детей. На одной из его самых известных картин изображены двое детей, держащихся за руки, и мужчина, несущий другого в рикше. Картина носит название Два отца» и надеется проиллюстрировать, как социальные системы налагают на взрослых барьеры, которыми не обременены дети. В каком-то смысле дети представляют собой неиспорченную версию человечества, и (заимствуя из буддизма Махаяны ) люди должны научиться разрывать сеть.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Фэн был плодовитым издателем картин, эссе и переводов. Его работы включают «Письма из Юаньюань-Холла» «Картины , для жизни сохранения биографию , «Сборник Фэн Цзикай Маньхуа» и Ван Винсента . Гога » ), а также перевод « Повести о Гэндзи» Он также иллюстрировал некоторые Лу Синя произведения , такие как «Правдивая история А-Кью» , и прочитал серию лекций по западной классической музыке , уделяя особое внимание русским композиторам после Чайковского.
Кавычки
[ редактировать ]В эти последние годы мое сердце занимали четыре вещи: божества и звезды на небе, а также искусство и дети на человеческой земле. Мои дети, похожие на ласточек, разделяют со мной глубочайшую судьбу и в моем сердце занимают равное положение с божествами, звездами и искусством.
— Фэн Цзикай, «Мои дети» (1928)
Настоящий художник должен находиться в полном эмоциональном общении с изображаемым предметом или человеком, разделять их радости и горести, их слезы и смех. Если ты возьмешься за кисть, но не будешь иметь этого всеобъемлющего отзывчивого сердца, то ты никогда не будешь настоящим художником.
— Фэн Цзыкай, «Искусство и сочувствие»
Наша земля захвачена злейшим врагом. Мы как будто находимся в агонии болезни, и только сильные лекарства могут помочь нам бороться с этой болезнью и выжить. Война сопротивления является именно таким своевременным лечением. Однако война никогда не может быть чем-то большим, чем краткосрочным средством, и нам следует опасаться привыкания к ней. Поскольку вирус уничтожен и мы восстанавливаем здоровье, очень важно правильно питаться. И какое питание имеет решающее значение для нашего долгосрочного благополучия? Мир, счастье и всеобщая любовь, а также основной ингредиент для «сохранения жизни»: искусство.
— Фэн Цзикай
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чанг-Тай Хун, «Война и мир в военных мультфильмах Фэн Цзыкая». Современный Китай 16, № 1 (1990): 39–83.
- Чарльз А. Лафлин, Литература для досуга и китайская современность (Гавайский университет Press, 2008).
- Кристоф Харбсмайер, Карикатурист Фэн Цзикай: соцреализм с буддийским лицом (Осло: Universitetsforlaget, 1984).
- Джереми Р. Барме , Художественное изгнание: жизнь Фэн Цзыкая (1898-1975) , (Калифорнийский университет Press, 2002) ISBN 978-0-520-20832-2
- Мари Лорейяр, «Сожаление о весне: ребенок по мнению Фэн Цзыкая». Ориенс Экстремус 53 (2014): 47–60.
- Мари Лорейяр, Фэн Цзыкай, лирический карикатурист; диалог слова и строки (L'Harmattan, 2017).
- Шелли Дрейк Хоукс, Искусство сопротивления: живопись при свечах в Китае Мао (University of Washington Press, 2017). ISBN 978-0-295-74195-6
- Су-Син Линь, «Искусство Фэн Цзыкая и книжная компания Каймин: искусство для людей в Китае начала двадцатого века». Диссертация, Университет штата Огайо, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фэн Цзыкай и его картинная галерея в Китайском онлайн-музее
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Барме, Жереми (2002). Художественное изгнание: жизнь Фэн Цзыкая (1898-1975) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520208322 . OCLC 47791167 .
- ^ Лафлин, Чарльз А. (2008). Литература досуга и китайская современность . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9781435666559 . OCLC 257560377 .
- ^ Су-Син Линь, «Искусство Фэн Цзыкая и книжная компания Каймин: искусство для людей в Китае начала двадцатого века». Диссертация, Университет штата Огайо, 2003 г.
- ^ Хун, Чантай (1994). Война и массовая культура: сопротивление в современном Китае, 1937-1945 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520082362 . ОСЛК 28149757 .
- ^ Шоппа, Р. Кейт (2011). В море горечи: беженцы во время китайско-японской войны . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674062986 . OCLC 768122957 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дрейк Хоукс, Шелли (2017). Искусство сопротивления: живопись при свечах в Китае времен Мао . Сиэтл. ISBN 9780295741956 . OCLC 981908046 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Выпускники средней школы Ханчжоу
- Китайские художники комиксов
- Художники из провинции Чжэцзян
- Китайские эссеисты XX века
- Жертвы культурной революции
- Китайские иллюстраторы детских книг.
- Люди из Тунсяна
- Писатели из Цзясина
- Художники из Цзясина
- Китайские преподаватели искусств
- 1898 рождений
- 1975 смертей
- Смертность от рака легких в Китае