Jump to content

Эстетика

(Перенаправлено из Теории искусства )

Эстетика (также пишется как эстетика ) — это раздел философии, изучающий природу красоты и природу вкуса ; и функционирует как философия искусства . [1] Эстетика исследует философию эстетической ценности, которая определяется критическими суждениями художественного вкуса; [2] таким образом, функцией эстетики является «критическое размышление об искусстве, культуре и природе ». [3] [4]

Эстетика изучает естественные и искусственные источники опыта и то, как люди формируют суждения об этих источниках опыта. Он учитывает, что происходит в нашем сознании, когда мы взаимодействуем с объектами или окружающей средой, например, рассматриваем визуальное искусство, слушаем музыку, читаем стихи, играем, смотрим показ мод, кино, занимаемся спортом или исследуем различные аспекты природы.

The philosophy of art specifically studies how artists imagine, create, and perform works of art, as well as how people use, enjoy, and criticize art. Aesthetics considers why people like some works of art and not others, as well as how art can affect our moods and our beliefs.[5] И эстетика, и философия искусства пытаются найти ответы на вопросы, что такое искусство и что делает искусство хорошим.

Etymology

[edit]

The word aesthetic is derived from the Ancient Greek αἰσθητικός (aisthētikós, "perceptive, sensitive, pertaining to sensory perception"), which in turn comes from αἰσθάνομαι (aisthánomai, "I perceive, sense, learn") and is related to αἴσθησις (aísthēsis, "perception, sensation").[6] Aesthetics in this central sense has been said to start with the series of articles on "The Pleasures of the Imagination", which the journalist Joseph Addison wrote in the early issues of the magazine The Spectator in 1712.[7]

The term aesthetics was appropriated and coined with new meaning by the German philosopher Alexander Baumgarten in his dissertation Meditationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus (English: "Philosophical considerations of some matters pertaining the poem") in 1735;[8] Baumgarten chose "aesthetics" because he wished to emphasize the experience of art as a means of knowing. Baumgarten's definition of aesthetics in the fragment Aesthetica (1750) is occasionally considered the first definition of modern aesthetics.[9]

The term was introduced into the English language by Thomas Carlyle in his Life of Friedrich Schiller (1825).[10]

History of aesthetics

[edit]

The history of the philosophy of art as aesthetics covering the visual arts, the literary arts, the musical arts and other artists forms of expression can be dated back at least to Aristotle and the ancient Greeks. Aristotle writing of the literary arts in his Poetics stated that epic poetry, tragedy, comedy, dithyrambic poetry, painting, sculpture, music, and dance are all fundamentally acts of mimesis, each varying in imitation by medium, object, and manner.[11][12] Aristotle applies the term mimesis both as a property of a work of art and also as the product of the artist's intention[11] and contends that the audience's realisation of the mimesis is vital to understanding the work itself.[11]

Aristotle states that mimesis is a natural instinct of humanity that separates humans from animals[11][13] and that all human artistry "follows the pattern of nature".[11] Because of this, Aristotle believed that each of the mimetic arts possesses what Stephen Halliwell calls "highly structured procedures for the achievement of their purposes."[14] For example, music imitates with the media of rhythm and harmony, whereas dance imitates with rhythm alone, and poetry with language.

The forms also differ in their object of imitation. Comedy, for instance, is a dramatic imitation of men worse than average; whereas tragedy imitates men slightly better than average. Lastly, the forms differ in their manner of imitation – through narrative or character, through change or no change, and through drama or no drama.[15] Erich Auerbach has extended the discussion of history of aesthetics in his book titled Mimesis.

Aesthetics and the philosophy of art

[edit]
A man admiring a painting
A man enjoying a painting of a landscape. The nature of such experience is studied by aesthetics.

Some distinguish aesthetics from the philosophy of art, claiming that the former is the study of beauty and taste while the latter is the study of works of art. But aesthetics typically considers questions of beauty as well as of art. It examines topics such as art works, aesthetic experience, and aesthetic judgment.[16]

Aesthetic experience refers to the sensory contemplation or appreciation of an object (not necessarily a work of art), while artistic judgment refers to the recognition, appreciation or criticism of art in general or a specific work of art. In the words of one philosopher, "Philosophy of art is about art. Aesthetics is about many things—including art. But it is also about our experience of breathtaking landscapes or the pattern of shadows on the wall opposite your office.[17]

Philosophers of art weigh a culturally contingent conception of art versus one that is purely theoretical. They study the varieties of art in relation to their physical, social, and cultural environments. Aesthetic philosophers sometimes also refer to psychological studies to help understand how people see, hear, imagine, think, learn, and act in relation to the materials and problems of art. Aesthetic psychology studies the creative process and the aesthetic experience.[18]

Aesthetic judgment, universals, and ethics

[edit]

Aesthetics is for the artist as ornithology is for the birds.

Aesthetic judgment

[edit]
Oil painting of Immanuel Kant
Immanuel Kant believed that aesthetics arises from a faculty of disinterested judgment.

Aesthetics examines affective domain response to an object or phenomenon. Judgements of aesthetic value rely on the ability to discriminate at a sensory level. However, aesthetic judgments usually go beyond sensory discrimination.

For David Hume, delicacy of taste is not merely "the ability to detect all the ingredients in a composition", but also the sensitivity "to pains as well as pleasures, which escape the rest of mankind."[21] Thus, sensory discrimination is linked to capacity for pleasure.

For Immanuel Kant (Critique of Judgment, 1790), "enjoyment" is the result when pleasure arises from sensation, but judging something to be "beautiful" has a third requirement: sensation must give rise to pleasure by engaging reflective contemplation. Judgements of beauty are sensory, emotional and intellectual all at once. Kant observed of a man "if he says that 'Canary wine is pleasant,' he is quite content if someone else corrects his expression and remind him that he ought to say instead: 'It is pleasant to me,'" because "every one has his own [sense of] taste". The case of "beauty" is different from mere "pleasantness" because "if he gives out anything as beautiful, he supposes in others the same satisfaction—he judges not merely for himself, but for every one, and speaks of beauty as if it were a property of things."[22]

Viewer interpretations of beauty may on occasion be observed to possess two concepts of value: aesthetics and taste. Aesthetics is the philosophical notion of beauty. Taste is a result of an education process and awareness of elite cultural values learned through exposure to mass culture. Bourdieu examined how the elite in society define the aesthetic values like taste and how varying levels of exposure to these values can result in variations by class, cultural background, and education.[23] According to Kant, beauty is subjective and universal; thus certain things are beautiful to everyone.[24] In the opinion of Władysław Tatarkiewicz, there are six conditions for the presentation of art: beauty, form, representation, reproduction of reality, artistic expression and innovation. However, one may not be able to pin down these qualities in a work of art.[25]

The question of whether there are facts about aesthetic judgments belongs to the branch of metaphilosophy known as meta-aesthetics.[26]

Factors involved in aesthetic judgment

[edit]
Rainbows often have aesthetic appeal

Aesthetic judgment is closely tied to disgust.[citation needed] Responses like disgust show that sensory detection is linked in instinctual ways to facial expressions including physiological responses like the gag reflex. Disgust is triggered largely by dissonance; as Darwin pointed out, seeing a stripe of soup in a man's beard is disgusting even though neither soup nor beards are themselves disgusting. Aesthetic judgments may be linked to emotions or, like emotions, partially embodied in physical reactions. For example, the awe inspired by a sublime landscape might physically manifest with an increased heart-rate or pupil dilation.

Как видно, эмоции соответствуют «культурным» реакциям, поэтому эстетика всегда характеризуется «региональными реакциями», как это первым подтвердил Фрэнсис Гроуз в своих « Правилах рисования карикатур: эссе о комической живописи » (1788), опубликованных в У. Хогарт, Анализ красоты, Багстер, Лондон, SD (1791? [1753]), стр. 1–24. Таким образом, Фрэнсиса Гроуза можно назвать первым критическим «эстетическим регионалистом», провозгласившим антиуниверсальность эстетики в отличие от опасной и постоянно возрождающейся диктатуры красоты. [27] Таким образом, «эстетический регионализм» можно рассматривать как политическое заявление и позицию, которые соперничают с любым универсальным представлением о красоте, чтобы защитить контртрадицию эстетики, связанную с тем, что считалось и называлось некрасивым только потому, что чья-то культура не рассматривает это. например, возвышенное Эдмунд Бёрк, то, что обычно определяют как «примитивное» искусство, или негармоничное, некатарсическое искусство, лагерное искусство, которое «красота» постулирует и создает дихотомически, как свою противоположность, даже без необходимости формальных заявлений, но который будет «воспринят» как уродливый. [28]

Аналогично, эстетические суждения могут быть в некоторой степени культурно обусловлены. Викторианцы в Британии часто считали африканскую скульптуру уродливой, но всего несколько десятилетий спустя эдвардианская публика считала те же самые скульптуры красивыми. Оценки красоты вполне могут быть связаны с желательностью, возможно, даже с сексуальной желательностью. Таким образом, суждения эстетической ценности могут быть связаны с суждениями экономической, политической или моральной ценности. [29] В нынешнем контексте Lamborghini можно считать красивым отчасти потому, что он желателен как символ статуса, или отталкивающим отчасти потому, что он означает чрезмерное потребление и оскорбляет политические или моральные ценности. [30]

Контекст его представления также влияет на восприятие произведения искусства; произведения искусства, представленные в классическом музейном контексте, нравятся больше и оцениваются как более интересные, чем в стерильном лабораторном контексте. Хотя конкретные результаты во многом зависят от стиля представленного произведения искусства, в целом влияние контекста оказалось более важным для восприятия произведения искусства, чем эффект подлинности (независимо от того, было ли произведение искусства представлено как оригинал или как факсимиле/копия). . [31]

Эстетические суждения зачастую могут быть очень мелкозернистыми и внутренне противоречивыми. Точно так же эстетические суждения часто кажутся, по крайней мере частично, интеллектуальными и интерпретативными. Часто судят о том, что вещь означает или символизирует. Современные эстетики утверждают, что воля и желание почти дремлют в эстетическом опыте, однако некоторым мыслителям 20-го века предпочтение и выбор казались важными эстетиками. Эту точку зрения уже высказал Юм , но см. Мэри Мозерсилл, «Красота и суждение критика», в «Руководстве по эстетике Блэквелла », 2004. Таким образом, можно считать, что эстетические суждения основаны на чувствах, эмоциях, интеллектуальных мнениях, воле, желания, культура, предпочтения, ценности, подсознательное поведение, сознательные решения, обучение, инстинкты, социологические институты или некоторая их сложная комбинация, в зависимости от того, какая именно теория используется. [ нужна ссылка ]

Третья важная тема изучения эстетических суждений — то, как они унифицированы в разных формах искусства. Например, источник красоты картины отличается от источника красоты красивой музыки, что позволяет предположить, что их эстетика различна по своему характеру. [32] Явная неспособность языка выражать эстетические суждения и роль социального строительства еще больше затуманивают этот вопрос.

Эстетические универсалии

[ редактировать ]

Философ Денис Даттон выделил шесть универсальных особенностей человеческой эстетики: [33]

  1. Опыт или виртуозность. Люди культивируют, признают технические художественные навыки и восхищаются ими.
  2. Неутилитарное удовольствие. Люди наслаждаются искусством ради искусства и не требуют, чтобы оно согревало их или ставило на стол еду.
  3. Стиль . Художественные объекты и перформансы соответствуют правилам композиции, которые помещают их в узнаваемый стиль.
  4. Критика. Люди считают своим долгом судить, ценить и интерпретировать произведения искусства.
  5. Имитация. За некоторыми важными исключениями, такими как абстрактная живопись, произведения искусства имитируют восприятие мира.
  6. Особый фокус. Искусство отделено от повседневной жизни и сделано драматическим фокусом опыта.

Такие художники, как Томас Хиршхорн, указали, что из категорий Даттона слишком много исключений. Например, инсталляции Хиршхорна сознательно избегают технической виртуозности. Люди могут ценить Мадонну эпохи Возрождения по эстетическим соображениям, но такие предметы часто имели (а иногда и имеют) определенные религиозные функции. «Правила композиции», которые можно прочитать в или » Дюшана «Фонтане « Джона Кейджа 4’33 дюйма » , не определяют произведения в узнаваемом стиле (или, конечно, в стиле, узнаваемом на момент реализации произведений). Более того, некоторые из категорий Даттона кажутся слишком широкими: физик может размышлять о гипотетических мирах в своем воображении в ходе формулирования теории. Другая проблема заключается в том, что категории Даттона стремятся универсализировать традиционные европейские представления об эстетике и искусстве, забывая, что, как указывали Андре Мальро и другие, существовало большое количество культур, в которых такие идеи (включая саму идею «искусства») не были распространены. -существующий. [34]

Эстетическая этика

[ редактировать ]

Эстетическая этика относится к идее о том, что поведение человека должно определяться тем, что красиво и привлекательно. Джон Дьюи [35] отметил, что единство эстетики и этики фактически отражается в нашем понимании поведения как «справедливого» — это слово имеет двойное значение: привлекательного и морально приемлемого. Совсем недавно Джеймс Пейдж [36] предположил, что эстетическая этика может быть использована в качестве философского обоснования воспитания мира .

Красота — один из главных предметов эстетики наряду с искусством и вкусом . [37] [38] Многие из его определений включают идею о том, что объект прекрасен, если его восприятие сопровождается эстетическим удовольствием . Среди примеров красивых объектов — пейзажи, закаты, люди и произведения искусства. Красота – это положительная эстетическая ценность, которая контрастирует с уродством как своим отрицательным аналогом. [39]

Различные интуиции, обычно связанные с красотой и ее природой, находятся в противоречии друг с другом, что создает определенные трудности для ее понимания. [40] [41] [42] С одной стороны, красота приписывается вещам как объективный, общественный признак. С другой стороны, похоже, это зависит от субъективной, эмоциональной реакции наблюдателя. Говорят, например, что «красота в глазах смотрящего». [43] [37] Возможно, удастся примирить эти интуиции, утверждая, что это зависит как от объективных особенностей красивой вещи, так и от субъективной реакции наблюдателя. Один из способов добиться этого — считать объект красивым, если он способен вызывать у воспринимающего субъекта определенные эстетические переживания. Это часто сочетается с мнением, что субъекту необходимо иметь способность правильно воспринимать и оценивать красоту, иногда называемую «чувством вкуса». [37] [41] [42] Были предложены различные концепции определения и понимания красоты. Классические концепции подчеркивают объективную сторону красоты, определяя ее через соотношение прекрасного предмета в целом и его частей: части должны находиться в правильных пропорциях друг к другу и, таким образом, составлять единое гармоничное целое. [37] [39] [42] Гедонистические концепции , с другой стороны, больше сосредотачиваются на субъективной стороне, проводя необходимую связь между удовольствием и красотой, например, что для того, чтобы объект был красивым, он должен вызывать бескорыстное удовольствие. [44] Другие концепции включают определение красивых предметов с точки зрения их ценности, любовного отношения к ним или их функции. [45] [39] [37]

Новая критика и «намеренное заблуждение»

[ редактировать ]

В первой половине двадцатого века произошел значительный сдвиг в общей эстетической теории, которая попыталась применить эстетическую теорию между различными формами искусства, включая литературное искусство и изобразительное искусство, друг к другу. Это привело к возникновению школы новой критики и дебатам по поводу преднамеренной ошибки . Спорным стал вопрос о том, должны ли эстетические намерения художника при создании произведения искусства, какова бы ни была его конкретная форма, быть связаны с критикой и оценкой конечного продукта произведения искусства, или же произведение искусства следует оценивать по существу, независимо от намерений художника. [ нужна ссылка ]

В 1946 году Уильям К. Уимсат и Монро Бердсли опубликовали классическое и противоречивое новое критическое эссе под названием « Намеренная ошибка », в котором они решительно выступили против значимости намерения автора или «предполагаемого значения» при анализе литературного произведения. . Для Уимсатта и Бердсли слова на странице были единственным, что имело значение; импорт значений извне текста считался неуместным и потенциально отвлекающим. [ нужна ссылка ]

В другом эссе, « Аффективное заблуждение », которое послужило своего рода родственным эссе «Намеренному заблуждению», Уимсатт и Бердсли также не учитывали личную/эмоциональную реакцию читателя на литературное произведение как действенное средство анализа текста. Это заблуждение позже будет отвергнуто теоретиками основанной на реакции читателя школы литературной теории, . Один из ведущих теоретиков этой школы, Стэнли Фиш , сам прошел обучение у «Новых критиков». Фиш критикует Уимсатта и Бердслея в своем эссе «Литература в читателе» (1970). [46]

Как резюмировали Берис Гаут и Ливингстон в своем эссе «Создание искусства»: «Теоретики и критики-структуралисты и постструктуралисты резко критиковали многие аспекты новой критики, начиная с акцента на эстетическом признании и так называемой автономии искусства». искусство, но они повторили атаку на предположение биографической критики о том, что деятельность и опыт художника являются привилегированной критической темой». [47] Эти авторы утверждают, что: «Анти-интенционалисты, такие как формалисты, считают, что намерения, связанные с созданием искусства, не имеют отношения к правильной интерпретации искусства или являются второстепенными для правильной интерпретации искусства. Таким образом, детали процесса создания произведения, хотя, возможно, и представляют интерес сами по себе, не имеют никакого отношения к правильной интерпретации произведения». [48]

Гаут и Ливингстон определяют интенционалистов в отличие от формалистов, заявляя, что: «Интенционалисты, в отличие от формалистов, считают, что ссылка на намерения необходима для установления правильной интерпретации произведений». Они цитируют заявление Ричарда Воллхейма : «Задача критики — это реконструкция творческого процесса, причём творческий процесс, в свою очередь, должен мыслиться как нечто, не останавливающееся перед самим произведением искусства, а заканчивающееся им». [48]

Производные формы эстетики

[ редактировать ]

Большое количество производных форм эстетики развилось как современные и преходящие формы исследования, связанные с областью эстетики, которые включают, среди прочего, постмодернистскую, психоаналитическую, научную и математическую. [ нужна ссылка ]

Постмодернистская эстетика и психоанализ

[ редактировать ]

Художники, поэты и композиторы начала двадцатого века бросили вызов существующим представлениям о красоте, расширив сферу искусства и эстетики. В 1941 году Эли Сигел , американский философ и поэт, основал «Эстетический реализм» , философию, согласно которой реальность сама по себе эстетична и что «Мир, искусство и самость объясняют друг друга: каждое из них представляет собой эстетическое единство противоположностей». [49] [50]

Были предприняты различные попытки дать определение эстетике постмодерна . Вызов предположению о том, что красота занимает центральное место в искусстве и эстетике, считавшейся оригинальной, на самом деле является продолжением старой эстетической теории; Аристотель был первым в западной традиции, кто классифицировал «красоту» по типам, как в своей теории драмы, а Кант провел различие между красотой и возвышенным. Новым был отказ признать более высокий статус определенных типов, где таксономия подразумевала предпочтение трагедии и возвышенного комедии и рококо .

Кроче предположил, что «выражение» занимает центральное место в том смысле, в каком когда-то считалось, что красота занимает центральное место. Джордж Дики предположил, что социологические институты мира искусства являются связующим звеном, связывающим искусство и чувствительность в единство. [51] Маршалл Маклюэн предположил, что искусство всегда функционирует как «контрсреда», призванная сделать видимым то, что обычно невидимо в обществе. [52] Теодор Адорно считал, что эстетика не может развиваться, не столкнувшись с ролью культурной индустрии в превращении искусства и эстетического опыта в товар. Хэл Фостер попытался изобразить реакцию против красоты и модернистского искусства в книге «Антиэстетика: очерки постмодернистской культуры» . Артур Данто описал эту реакцию как «каллифобию» (от греческого слова «красота», κάλλος kallos ). [53] Андре Мальро объясняет, что понятие красоты было связано с особой концепцией искусства, которая возникла в эпоху Возрождения и все еще доминировала в восемнадцатом веке (но была вытеснена позже). Эстетическая дисциплина, зародившаяся в XVIII веке, ошибочно приняла это преходящее положение дел за откровение постоянной природы искусства. [54] Брайан Массуми предлагает переосмыслить красоту, следуя эстетической мысли в философии Делёза и Гваттари . [55] Вальтер Бенджамин вторил Мальро, полагая, что эстетика была сравнительно недавним изобретением, и эта точка зрения оказалась ошибочной в конце 1970-х годов, когда Абрахам Моулс и Фридер Наке проанализировали связи между красотой, обработкой информации и теорией информации. Денис Даттон в «Инстинкте искусства» также предположил, что эстетическое чувство является жизненно важным эволюционным фактором.

Жан-Франсуа Лиотар вновь обращается к кантианскому различению вкуса и возвышенного . Возвышенная живопись, в отличие от китчевого реализма , «… даст нам возможность видеть, только сделав невозможным видеть; она доставит удовольствие, только причинив боль». [56] [57]

Зигмунд Фрейд положил начало эстетическому мышлению в психоанализе главным образом через «Сверхъестественное» как эстетический аффект. [58] Следуя Фрейду и Мерло-Понти , [59] Жак Лакан теоретизировал эстетику с точки зрения сублимации и Вещи. [60]

Отношение марксистской эстетики к эстетике постмодерна до сих пор остается предметом споров.

Эстетика и наука

[ редактировать ]

Область экспериментальной эстетики была основана Густавом Теодором Фехнером в 19 веке. Экспериментальная эстетика того времени характеризовалась предметным , индуктивным подходом . Анализ индивидуального опыта и поведения, основанный на экспериментальных методах, является центральной частью экспериментальной эстетики. В частности, восприятие произведений искусства, [61] музыка, звук, [62] или современные элементы, такие как веб-сайты [63] или другие ИТ-продукты [64] изучается. Экспериментальная эстетика сильно ориентирована на естественные науки . Современные подходы в основном исходят из областей когнитивной психологии ( эстетический когнитивизм ) или нейробиологии ( нейроэстетика) . [65] ).

Истина в красоте и математике

[ редактировать ]

Математические соображения, такие как симметрия и сложность , используются для анализа в теоретической эстетике. Это отличается от эстетических соображений прикладной эстетики, используемых при изучении математической красоты . Эстетические соображения, такие как симметрия и простота, используются в таких областях философии, как этика , теоретическая физика и космология, для определения истины , помимо эмпирических соображений. Красота и истина считаются почти синонимами. [66] как это отражено в утверждении «Красота — это истина, истина-красота» в стихотворении « Ода греческой урне » Джона Китса или в индуистском девизе «Сатьям Шивам Сундарам» (Сатья (Истина) — это Шива (Бог), а Шива Сундарам (Красивая)). Тот факт, что на суждения о красоте и суждения об истине влияет беглость обработки информации, то есть легкость, с которой информация может быть обработана, был представлен как объяснение того, почему красота иногда приравнивается к истине. [67] Недавние исследования показали, что люди используют красоту как показатель истины в математических задачах. [68] Однако ученые, в том числе математик Дэвид Оррелл [69] и физик Марсело Глейзер [70] утверждали, что акцент на эстетических критериях, таких как симметрия, в равной степени способен сбить ученых с пути.

Вычислительные подходы

[ редактировать ]
с Множество Мандельброта непрерывно окрашенной средой.

Вычислительные подходы к эстетике возникли на фоне попыток использовать методы информатики, «чтобы предсказать, передать и вызвать эмоциональный отклик на произведение искусства». [71] В этой области эстетика считается не зависящей от вкуса, а вопросом познания и, следовательно, обучения. [72] В 1928 году математик Джордж Дэвид Биркгоф создал эстетическую меру. как отношение порядка к сложности. [73]

В 1960-х и 1970-х годах Макс Бенсе , Абрахам Моулс и Фридер Наке были одними из первых, кто проанализировал связи между эстетикой, обработкой информации и теорией информации . [74] [75] [76] Макс Бенс, например, опираясь на эстетическую меру Биркгофа, предложил аналогичную меру теории информации. , где это избыточность и энтропия . , которая придает более высокую ценность более простым произведениям искусства

В 1990-е годы Юрген Шмидхубер описал алгоритмическую теорию красоты. Эта теория учитывает субъективность наблюдателя и постулирует, что среди нескольких наблюдений, классифицированных как сопоставимые данным субъективным наблюдателем, наиболее эстетически приятным является то, которое закодировано кратчайшим описанием, следуя направлению предыдущих подходов. [77] [78] Теория Шмидхубера явно проводит различие между тем, что красиво, и тем, что интересно , утверждая, что интересность соответствует первой производной субъективно воспринимаемой красоты. Он предполагает, что каждый наблюдатель постоянно пытается улучшить предсказуемость и сжимаемость своих наблюдений, выявляя такие закономерности, как повторение, симметрия и фрактальное самоподобие . [79] [80] [81] [82]

Примерно с 2005 года ученые-компьютерщики пытались разработать автоматизированные методы определения эстетического качества изображений. [83] [84] [85] [86] Обычно эти подходы основаны на подходе машинного обучения , при котором большое количество фотографий, оцениваемых вручную, используется, чтобы «обучить» компьютер тому, какие визуальные свойства имеют отношение к эстетическому качеству. В исследовании Ю. Ли и Си Джей Ху использовались измерения Биркгофа в их статистическом подходе к обучению, где порядок и сложность изображения определяют эстетическую ценность. [87] Сложность изображения рассчитывалась с использованием теории информации, а порядок определялся с использованием фрактального сжатия. [87] Существует также движок Acquine, разработанный в Университете штата Пенсильвания , который оценивает естественные фотографии, загружаемые пользователями. [88]

Были также относительно успешные попытки в отношении шахмат. [ нужны дальнейшие объяснения ] и музыка. [89] Вычислительные подходы также применялись при создании фильмов, о чем свидетельствует программная модель, разработанная Читрой Дораи и группой исследователей из Исследовательского центра IBM TJ Watson. [90] Инструмент предсказывал эстетику на основе значений элементов повествования. [90] Связь между математической формулировкой эстетики Макса Бенса в терминах «избыточности» и «сложности» и теориями музыкального предвкушения была предложена с использованием понятия скорости информации. [91]

Эволюционная эстетика

[ редактировать ]

Эволюционная эстетика относится к теориям эволюционной психологии основные эстетические предпочтения Homo sapiens , в которых утверждается, что развились с целью повышения выживания и репродуктивного успеха. [92] Одним из примеров является то, что люди, как утверждается, находят красивые и предпочитают ландшафты , которые были хорошей средой обитания в среде их предков. Другим примером является то, что симметрия и пропорции тела являются важными аспектами физической привлекательности , что может быть связано с тем, что это указывает на хорошее здоровье во время роста тела. Эволюционные объяснения эстетических предпочтений являются важной частью эволюционного музыкознания , дарвиновских литературных исследований и изучения эволюции эмоций .

Прикладная эстетика

[ редактировать ]

Эстетика может применяться не только к искусству, но и к культурным объектам, таким как кресты или инструменты. Например, эстетическую связь между арт-объектами и медицинской тематикой сделали спикеры, работающие на Информационное агентство США . Художественные слайды были связаны со слайдами с фармакологическими данными, что улучшало внимание и запоминание за счет одновременной активации интуитивного правого полушария мозга и рационального левого. [93] Его также можно использовать в таких разнообразных темах, как картография , математика , гастрономия , мода и дизайн веб-сайтов. [94] [95] [96] [97] [98]

Другие подходы

[ редактировать ]

Ги Сирчелло стал пионером в аналитической философии по разработке строгой теории эстетики, сосредоточив внимание на концепциях красоты, [99] любовь [100] и возвышенность. [101] В отличие от теоретиков-романтиков, Сирчелло отстаивал объективность красоты и на этой основе сформулировал теорию любви.

Британский философ и теоретик концептуального искусства эстетики Питер Осборн отмечает, что « эстетика постконцептуального искусства касается не столько конкретного типа современного искусства, сколько историко -онтологических условий производства современного искусства в целом». ..». [102] Осборн отметил в публичной лекции, прочитанной в 2010 году, что современное искусство является «постконцептуальным».

Гэри Тедман выдвинул теорию бессубъектной эстетики, основанную на концепции отчуждения Карла Маркса и антигуманизме Луи Альтюссера , используя элементы групповой психологии Фрейда, определяя концепцию «эстетического уровня практики». [103]

Грегори Лоуэн предположил, что субъект играет ключевую роль во взаимодействии с эстетическим объектом. Произведение искусства служит средством проекции личности человека в мир объектов, а также является прорывным источником многого из того, что является сверхъестественным в современной жизни. Кроме того, искусство используется для увековечения памяти отдельных биографий таким образом, чтобы люди могли представить, что они являются частью чего-то большего, чем они сами. [104]

Философия эстетики как практика подвергалась критике со стороны некоторых социологов и писателей об искусстве и обществе. Рэймонд Уильямс , например, утверждает, что не существует уникального и индивидуального эстетического объекта, который можно было бы экстраполировать из мира искусства, а скорее существует континуум культурных форм и опыта, о котором обычная речь и опыт могут сигнализировать как об искусстве. Под «искусством» мы можем обозначить несколько художественных «произведений» или «творений», как будто эта ссылка остается внутри учреждения или особого события, которое ее создает, и это оставляет некоторые произведения или другое возможное «искусство» вне рамок, или другие интерпретации, такие как другие явления, которые нельзя рассматривать как «искусство». [105]

Пьер Бурдье не согласен с идеей Канта об «эстетическом». Он утверждает, что «эстетика» Канта просто представляет собой опыт, который является продуктом высокого классового габитуса и научного досуга, в отличие от других возможных и столь же действительных «эстетических» переживаний, которые лежат за пределами узкого определения Канта. [106]

Тимоти Лори утверждает, что теории музыкальной эстетики, «полностью построенные с точки зрения оценки, созерцания или размышления, рискуют идеализировать неправдоподобно немотивированного слушателя, определяемого исключительно через музыкальные объекты, вместо того, чтобы рассматривать его как человека, для которого сложные намерения и мотивации вызывают переменное влечение к культурным объектам». и практики». [107]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Эстетика. Архивировано 31 марта 2023 года в Wayback Machine », Интернет-энциклопедия философии , Барри Хартли Слейтер. Проверено 28 февраля 2021 г.
  2. ^ Зангвилл, Ник. « Эстетическое суждение. Архивировано 2 августа 2019 года в Wayback Machine », Стэнфордская энциклопедия философии , 28 февраля 2003 г./22 октября 2007 г. Проверено 24 июля 2008 г.
  3. ^ Келли (1998) с. ix
  4. ^ Ридель, Том (осень 1999 г.). «Обзор Энциклопедии эстетики, 4 тома Майкла Келли». Художественная документация: Журнал Общества художественных библиотек Северной Америки . 18 (2): 48. дои : 10.1086/adx.18.2.27949030 .
  5. ^ Томас Манро, «Эстетика», Энциклопедия World Book, Vol. 1, изд. А. Ричард Хармет и др. (Чикаго: Merchandise Mart Plaza, 1986), с. 80
  6. ^ Харпер, Дуглас. «эстетический» . Интернет-словарь этимологии .
  7. ^ Слейтер, Барри Хартли. «Эстетика» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 28 декабря 2018 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  8. ^ Гайер, Пол (2005). Ценности красоты: исторические очерки эстетики . Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0521606691 .
  9. ^ Уилсон, Н. (2013). Энциклопедия Древней Греции . Рутледж . п. 20. ISBN  978-1136788000 . .
  10. ^ ап Робертс, Рут (1991). «Карлейль и эстетическое движение» . Ежегодник Карлайла (12): 58. ISSN   1050-3099 . JSTOR   44945538 . Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Холливелл 2002 , стр. 152–159.
  12. ^ Поэтика , с. Я 1447а.
  13. ^ Поэтика , с. IV.
  14. ^ Холливелл 2002 , стр. 152–59.
  15. ^ Поэтика , с. III.
  16. ^ Шелли, Джеймс (2017), «Концепция эстетики» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано с оригинала на 8 марта 2021 г. , дата обращения 9 декабря 2018 г.
  17. ^ Нанай, Бенс. (2019) Эстетика: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр.4
  18. ^ Томас Манро, «эстетика», Энциклопедия World Book, Vol. 1, изд. А. Ричард Хармет и др. (Чикаго: Merchandise Mart Plaza, 1986), с. 81.
  19. ^ Фонд Барнетта Ньюмана, Хронология, 1952 г. Архивировано 8 апреля 2016 г. в Wayback Machine. Проверено 30 августа 2010 г.
  20. ^ Злоупотребление красотой: эстетика и концепция искусства , Артур Коулман Данто, с. 1, опубликовано издательством Open Court Publishing, 2003 г., ISBN   978-0812695403
  21. ^ Дэвид Хьюм, Очерки моральные, политические, литературные , Индианаполис: Литературный фонд, 1987.
  22. ^ Кант, Иммануил (1790). «§ 7. Сравнение прекрасного с приятным и добрым посредством указанной характеристики». Критика суждения . Перевод Бернарда Дж. Х. (2-е изд.). Лондон: Macmillan and Co. (опубликовано в 1914 г.). стр. 57–8. ISBN  9781508892281 .
  23. ^ Бурдье, Пьер (1984). Различие . Рутледж. ISBN   0674212770
  24. ^ Зангвилл, Ник (26 августа 2014 г.). «Эстетическое суждение» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  25. ^ Татаркевич, Владислав (1980). История шести идей: очерк эстетики . PWN/Польское научное издательство. ISBN  978-8301008246 .
  26. ^ Хэнсон, Луиза (21 августа 2014 г.). Энциклопедия эстетики . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780199747108.001.0001 . ISBN  978-0-19-974710-8 – через www.oxfordreference.com.
  27. ^ Безрукка, Ивонн (2017). Изобретение северной эстетики в английской литературе XVIII века . Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
  28. ^ Безрукка, Ивонн (2008). «Возлюбленные: Манифест «региональной эстетики» Томаса Харди ». Викторианская литература и культура . 36 : 227–245. дои : 10.1017/S1060150308080133 . S2CID   170093813 .
  29. ^ Холм, Ивар (2006). Идеи и убеждения в архитектуре и промышленном дизайне : как взгляды, ориентации и основные предположения формируют искусственную среду . Школа архитектуры и дизайна Осло. ISBN   8254701741 .
  30. ^ Корсмейер, Кэролайн, изд. (1998). Эстетика: большие вопросы . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0631205944 .
  31. ^ Сюзанна Грюнер; Ева Спекер и Хельмут Ледер (2019). «Влияние контекста и подлинность в опыте искусства» . Эмпирические исследования искусств . 37 (2): 138–152. дои : 10.1177/0276237418822896 . S2CID   150115587 . Архивировано из оригинала 24 января 2020 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  32. Рассмотрим аргументы Клемента Гринберга в книге «О модернистской живописи» (1961), перепечатанной в журнале «Эстетика: читатель философии искусства».
  33. ^ Дениса Даттона , Эстетические универсалии резюмированные Стивеном Пинкером в «Чистом листе».
  34. ^ Дерек Аллан, Искусство и человеческие приключения: теория искусства Андре Мальро . (Амстердам: Родопи, 2009 г.)
  35. ^ Дьюи, Джон ; Джеймс Тафтс (1932). "Этика". В Джо-Энн Бойдстон (ред.). Собрание сочинений Джона Дьюи, 1882–1953 . Карбонсдейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. п. 275.
  36. ^
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и Сартвелл, Криспин (2017). "Красота" . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  38. ^ «Эстетика» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с «Красота и уродство» . www.энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  40. ^ Хондерих, Тед (2005). «Эстетическое суждение». Оксфордский справочник по философии . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Зангвилл, Ник (2003). "Красота". В Левинсоне, Джерролде (ред.). Оксфордский справочник по эстетике . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199279456.003.0018 . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Де Клерк, Рафаэль (2013). "Красота". Компаньон Routledge по эстетике . Рутледж. Архивировано из оригинала 13 января 2022 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  43. ^ Гэри Мартин (2007). «Красота в глазах смотрящего» . Поиск фраз. Архивировано из оригинала 30 ноября 2007 года . Проверено 4 декабря 2007 г.
  44. ^ Городейский, Керен (2019). «О любви к эстетической ценности» . Философия и феноменологические исследования . 102 (2): 261–280. дои : 10.1111/phpr.12641 . ISSN   1933-1592 . S2CID   204522523 . Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  45. ^ Крейг, Эдвард (1996). "Красота". Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж. Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  46. ^ Лейтч, Винсент Б. и др., ред. Антология теории и критики Нортона . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2001.
  47. ^ Гаут, Берис; Ливингстон, Пейсли (2003). Создание искусства . Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN  978-0521812344 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Гаут и Ливингстон, с. 6.
  49. ^ Грин, Эдвард (2005). «Дональд Фрэнсис Тови, эстетический реализм и необходимость философского музыкознания». Международное обозрение эстетики и социологии музыки . 36 (2): 227–248. JSTOR   30032170 .
  50. ^ Сигел, Эли (1955). «Является ли красота созданием противоположностей?». Журнал эстетики и художественной критики . 14 (2): 282–283. JSTOR   425879 .
  51. ^ Король, Александра. «Эстетическое отношение» . Интернет-энциклопедия философии .
  52. ^ Гроссвайлер, Пол (2010). Трансформация Маклюэна: культурные, критические и постмодернистские перспективы . Издательство Питера Лэнга. п. 13. ISBN  978-1433110672 . Проверено 10 марта 2015 г.
  53. ^ Данто, Артур К. (2004). «Каллифобия в современном искусстве». Художественный журнал . 63 (2): 24–35. дои : 10.2307/4134518 . JSTOR   4134518 .
  54. ^ Дерек Аллан, Искусство и человеческие приключения, Теория искусства Андре Мальро (Амстердам: Родопи, 2009)
  55. ^ Массуми, Брайан, (ред.), Шок для мысли. Выражение по Делёзу и Гваттари . Лондон и Нью-Йорк: Routeledge, 2002. ISBN   0415238048
  56. ^ Лиотар, Жан-Франсуаза, Что такое постмодернизм? , в «Состоянии постмодерна» , Миннесота и Манчестер, 1984.
  57. ^ Лиотар, Жан-Франсуаза, «Писания: преломленные следы», в журнале «Теория, культура и общество» , том 21, номер 1, 2004.
  58. ^ Фрейд, Зигмунд, «Жуткое» (1919). Стандартное издание полного собрания психологических работ Зигмунда Фрейда, 17:234–236. Лондон: Хогарт Пресс
  59. ^ Мерло-Понти, Морис (1964), Видимое и невидимое . Издательство Северо-Западного университета. ISBN   0810104571
  60. ^ Лакан, Жак, «Этика психоанализа» ( Семинар Жака Лакана, Книга VII), Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992.
  61. ^ Кобберт, М. (1986), Kunstpsychologie («Психология искусства»), Научное книжное общество, Дармштадт
  62. ^ Каннингем, Стюарт; МакГрегор, Иэн; Вайнель, Джонатан; Дарби, Джон; Стокман, Тони (11 октября 2023 г.). «К основам эстетики звукового взаимодействия» . Материалы 18-й Международной конференции Audio Mostly . Утро 23 года. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Ассоциация вычислительной техники: 109–115. дои : 10.1145/3616195.3616219 . ISBN  979-8-4007-0818-3 .
  63. ^ Тильш, MT (2008), Эстетика веб-сайтов. Восприятие эстетики и ее связь с содержанием, удобством использования и личностными качествами. («Эстетика веб-сайтов. Восприятие эстетики и ее связь с содержанием, удобством использования и личностными качествами.»), М. В. Виссеншафт, Мюнстер.
  64. ^ Хассенцаль, М. (2008), Эстетика в интерактивных продуктах: корреляты и последствия красоты . В HNJ Шифферштейн и П. Хеккерт (ред.): Опыт продукта. (стр. 287–302). Эльзевир, Амстердам
  65. ^ Мартиндейл, К. (2007). «Новейшие тенденции в психологическом изучении эстетики, творчества и искусства». Эмпирические исследования искусств . 25 (2): 121–141. дои : 10.2190/b637-1041-2635-16nn . S2CID   143506308 .
  66. ^ Почему красота - это правда: история симметрии, Ян Стюарт , 2008 г.
  67. ^ Ребер, Р; Шварц, Н .; Винкельман, П. (2004). «Беглость обработки и эстетическое удовольствие: красота в опыте обработки воспринимающего?». Обзор личности и социальной психологии . 8 (4): 364–382. дои : 10.1207/s15327957pspr0804_3 . HDL : 1956/594 . ПМИД   15582859 . S2CID   1868463 .
  68. ^ Ребер, Р; Брун, М; Миттерндорфер, К. (2008). «Использование эвристики в интуитивном математическом суждении». Психономический бюллетень и обзор . 15 (6): 1174–1178. дои : 10.3758/pbr.15.6.1174 . HDL : 1956/2734 . ПМИД   19001586 . S2CID   5297500 .
  69. ^ Оррелл, Дэвид (2012). Истина или красота: наука и поиск порядка . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300186611 .
  70. ^ Глейзер, Марсело (2010). Разрыв на краю творения: радикально новый взгляд на жизнь в несовершенной Вселенной . Свободная пресса. ISBN  978-1439108321 .
  71. ^ Петрозино, Альфредо (2013). Прогресс в анализе и обработке изображений, ICIAP 2013: Неаполь, Италия, 9–13 сентября 2013 г., Материалы . Гейдельберг: Спрингер. п. 21. ISBN  978-3642411830 .
  72. ^ Джаханян, Али (2016). Количественная оценка эстетики визуального дизайна применительно к автоматическому дизайну . Чам: Спрингер. стр. 11–12. ISBN  978-3319314853 .
  73. ^ Акиба, Фуминори (2013). «Предисловие: Естественные вычисления и вычислительная эстетика» . Естественные вычисления и не только . Труды по информационным и коммуникационным технологиям. 6 : 117–118. дои : 10.1007/978-4-431-54394-7_10 . ISBN  978-4431543930 .
  74. ^ Бенсе, Макс (1969). Введение в теоретико-информационную эстетику. Основания и применение в теории текста . Роволт.
  75. ^ А. Моулс: Теория информации и эстетическое восприятие , Париж, Деноэль, 1973 ( Теория информации и эстетическое восприятие)
  76. ^ Ф Наке (1974). Эстетика как обработка информации . ( Эстетика как обработка информации ). Основы и приложения информатики в области эстетического производства и критики. Спрингер, 1974 г., ISBN   978-3211812167
  77. ^ Шмидхубер, Юрген (22 октября 1997 г.). «Искусство низкой сложности». Леонардо . 30 (2): 97–103. дои : 10.2307/1576418 . JSTOR   1576418 . ПМИД   22845826 . S2CID   18741604 .
  78. ^ «Теория красоты – Привлекательность лица – Искусство низкой сложности» . www.idsia.ch . Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  79. ^ Шмидхубер, Дж. (1991). Любопытные системы управления построением моделей . Международная совместная конференция по нейронным сетям. Том. 2. Сингапур: Пресса IEEE. стр. 1458–1463. дои : 10.1109/IJCNN.1991.170605 .
  80. ^ Дж. Шмидхубер . Статьи об искусственном любопытстве с 1990 года: http://www.idsia.ch/~juergen/interest.html. Архивировано 18 сентября 2008 года в Wayback Machine.
  81. ^ Шмидхубер, Дж. (2006). «Развивающая робототехника, оптимальное искусственное любопытство, творчество, музыка и изобразительное искусство» . Наука о связях . 18 (2): 173–187. дои : 10.1080/09540090600768658 . S2CID   2923356 .
  82. ^ «Теория красоты и любопытства Шмидхубера в немецком телешоу» (на немецком языке). Br-online.de. 3 января 2018 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2008 г.
  83. ^ Датта, Р.; Джоши, Д.; Ли, Дж.; Ван, Дж. (2006). «Компьютерное зрение – ECCV 2006». Европа. Конф. по компьютерному зрению . Конспекты лекций по информатике. Том. 3953. Спрингер. стр. 288–301. CiteSeerX   10.1.1.81.5178 . дои : 10.1007/11744078_23 . ISBN  978-3540338369 .
  84. ^ Вонг, Л.-К.; Лоу, К.-Л. (2009). «Эстетическая классификация изображений с повышенной заметностью». Межд. Конф. по обработке изображений . IEEE. дои : 10.1109/ICIP.2009.5413825 .
  85. ^ Ву, Ю.; Баукхаге, К.; Турау, К. (2010). «20-я Международная конференция по распознаванию образов, 2010 г.». Межд. Конф. по распознаванию образов . IEEE. стр. 1586–1589. дои : 10.1109/ICPR.2010.392 . ISBN  978-1424475421 .
  86. ^ Фариа, Дж.; Бэгли, С.; Рюгер, С.; Брекон, ТП (2013). «Проблемы поиска эстетически приятных изображений» (PDF) . Учеб. Международный семинар по анализу изображений и аудио для мультимедийных интерактивных услуг . IEEE. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 19 июня 2013 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б Чио, Сесилия Ди; Брабазон, Энтони; Эбнер, Марк; Фарук, Муддасар; Финк, Андреас; Граль, Йорн; Гринфилд, Гэри; Мачадо, Пенусал; О'Нил, Майкл (2010). Приложения эволюционных вычислений: EvoApplications 2010: EvoCOMNET, EvoENVIRONMENT, EvoFIN, EvoMUSART и EvoTRANSLOG, Стамбул, Турция, 7–9 апреля 2010 г., Труды . Берлин: Springer Science & Business Media. п. 302. ИСБН  978-3642122415 .
  88. ^ «Механизм вывода эстетического качества – мгновенная обезличенная оценка фотографий» . Пенсильванский государственный университет. Архивировано из оригинала 9 мая 2009 года . Проверено 21 июня 2009 г.
  89. ^ Манарис Б., Роос П., Пенусал М., Кребиэль Д., Пелликоро Л. и Ромеро Дж.; Гибридный подход к корпусному анализу и композиции музыки; Материалы 22-й конференции по искусственному интеллекту (AAAI-07); Ванкувер, Британская Колумбия; 839–845 2007.
  90. ^ Перейти обратно: а б Хамуд, Риад (2007). Интерактивное видео: Алгоритмы и технологии . Берлин: Springer Science & Business Media. п. 162. ИСБН  978-3540332145 .
  91. ^ Дубнов, С.; Динамика музыкальной информации как модели слухового антиципации; в книге «Машинное прослушивание: принципы, алгоритмы и системы» под ред. В. Венг, издание IGI Global, 2010 г.
  92. ^ Шимура, Артур П.; Палмер, Стивен Э. (2012). Эстетическая наука: соединение умов, мозгов и опыта . Издательство Оксфордского университета. п. 279.
  93. ^ Джаннини AJ (декабрь 1993 г.). «Танциентные символы: использование визуальной символизации для обучения международной аудитории фармакологическим принципам наркозависимости». Журнал клинической фармакологии . 33 (12): 1139–1146. дои : 10.1002/j.1552-4604.1993.tb03913.x . ПМИД   7510314 . S2CID   32304779 .
  94. ^ Кент, Александр (2019). «Карты, материальность и тактильная эстетика» . Картографический журнал . 56 (1): 1–3. Бибкод : 2019CartJ..56....1K . дои : 10.1080/00087041.2019.1601932 .
  95. ^ Кент, Александр (2005). «Эстетика: потерянное дело в картографической теории?». Картографический журнал . 42 (2): 182–188. Бибкод : 2005CartJ..42..182K . дои : 10.1179/000870405X61487 . S2CID   129910488 .
  96. ^ Мошаген, М.; Тильш, Монтана (2010). «Грани визуальной эстетики» . Международный журнал человеко-компьютерных исследований . 68 (10): 689–709. дои : 10.1016/j.ijhcs.2010.05.006 . S2CID   205266500 . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 2 июня 2020 г.
  97. ^ Визуальная эстетика . Interaction-design.org. Архивировано из оригинала 12 августа 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
  98. ^ Лави, Т.; Трактинский, Н. (2004). «Оценка аспектов воспринимаемой визуальной эстетики веб-сайтов». Международный журнал человеко-компьютерных исследований . 60 (3): 269–298. дои : 10.1016/j.ijhcs.2003.09.002 . S2CID   205265682 .
  99. ^ Гай Сирчелло , Новая теория красоты . Принстонские очерки об искусстве, 1. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1975.
  100. ^ Гай Сирчелло , Любовь и красота . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1989.
  101. ^ Гай Сирчелло , «Как возможна теория возвышенного?» Журнал эстетики и художественной критики Том. 51, № 4 (осень 1993 г.), стр. 541–550.
  102. ^ Питер Осборн, Где угодно или совсем не: Философия современного искусства , Verso Books, Лондон, 2013. стр. 3 и 51.
  103. ^ Тедман, Г. (2012) Эстетика и отчуждение , Zero Books
  104. ^ Грегори Лоуэн , Эстетическая субъективность, 2011, стр. 36–37, 157, 238)
  105. ^ Раймонд Уильямс, Марксизм и литература (Oxford Univ. Press, 1977), 155. ISBN   978-0198760610
  106. ^ Пьер Бурдье, «Постскриптум», в книге «Различие: социальная критика суждения вкуса» (Лондон: Routledge, 1984), 485–500. ISBN   978-0674212770 ; и Дэвид Харрис, «Досуг и высшее образование», в книге Тони Блэкшоу, изд., Справочник по исследованиям досуга Routledge (Лондон: Routledge, 2013), 403. ISBN   978-1136495588 и book.google.com/books?id=gc2_zubEovgC&pg=PT403.
  107. ^ Лори, Тимоти (2014). «Музыкальный жанр как метод» . Обзор культурологии . 20 (2). дои : 10.5130/csr.v20i2.4149 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Индийская эстетика

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1deadbc0f9bc56d3755d00db1231275e__1722110280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/5e/1deadbc0f9bc56d3755d00db1231275e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aesthetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)