Нейроэстетика
Нейроэстетика ( или нейроэстетика ) — относительно недавняя субдисциплина прикладной эстетики . Эмпирическая эстетика применяет научный подход к изучению эстетического опыта искусства музыки , или любого объекта, который может вызвать эстетические суждения. [2] Нейроэстетика — термин, придуманный Семиром Зеки в 1999 году. [3] и получила свое официальное определение в 2002 году как научное исследование нейронных основ созерцания и создания произведения искусства. [4] Как антропологи, так и биологи-эволюционисты накопили данные, свидетельствующие о том, что человеческий интерес к искусству и его создание развились как эволюционно необходимый механизм выживания еще в 9-м и 10-м веках у григорианских монахов и коренных американцев. [5] Нейроэстетика использует нейробиологию для объяснения и понимания эстетических переживаний на неврологическом уровне. Эта тема привлекает ученых многих дисциплин, в том числе нейробиологов , историков искусства , художников , арт-терапевтов и психологов .
Обзор
[ редактировать ]Нейроэстетика — это область экспериментальной науки, целью которой является объединение (нейро)психологических исследований с эстетикой путем исследования «восприятия, производства и реакции на искусство, а также взаимодействия с объектами и сценами, которые вызывают сильные чувства, часто удовольствия». " [6] Недавно разработанная область направлена, среди прочего, на нейронные корреляты эстетического суждения и творчества, а также на то, как они помогают людям общаться и соединяться. [7] Утверждается, что визуальная эстетика, а именно способность придавать разную степень красоты определенным формам, цветам или движениям, является человеческой чертой, приобретённой после расхождения линий человека и других обезьян. [8] делая ощущение красоты определяющей характеристикой человечества. [9]
Один из основных вопросов в этой области заключается в том, руководствуются ли искусство или эстетические предпочтения набором научных законов или принципов. Кроме того, ведется поиск эволюционного обоснования формирования и характеристик этих принципов. Считается, что идентификация цепей мозга, участвующих в эстетических суждениях (например, с помощью визуализации мозга ), может помочь точно определить происхождение этих реакций. [10] Многие ученые, в том числе нейробиологи, по-прежнему скептически относятся к редуктивному подходу, принятому нейроэстетикой.
Подраздел вычислительной нейроэстетики направлен на использование алгоритмов машинного обучения в сочетании с данными нейровизуализации, чтобы предсказать, что люди сочтут наиболее эстетически приятным. Пионерами этой области были Фехнер и Биркгоф в 1933 году; однако годы спустя технологии развились достаточно, чтобы проверить и доказать их гипотезы о том, что эстетику можно измерить математическим способом. [11] Реальные применения этих моделей включают рекомендацию продуктов через онлайн-рекламу. Однако моделирование служит более широкой цели — построению научного понимания и понимания механизмов, управляющих принятием решений и другими когнитивными процессами, путем моделирования задействованной нейронной архитектуры. [12]
Подходы исследования
[ редактировать ]Выдающиеся исследователи в этой области объединяют принципы перцептивной психологии , эволюционной биологии , неврологических нарушений и функциональной анатомии мозга, чтобы раскрыть эволюционное значение красоты, которая может быть сутью искусства. [13] Участие как центра вознаграждения мозга, так и сети режима по умолчанию, которая, как когда-то считалось, играет только роль в мечтах, стало причиной того, почему люди получают удовольствие от просмотра и создания произведений искусства. [14] Чувствуется, что нейронаука представляет собой весьма перспективный путь поиска количественной оценки искусства. [15] С целью открытия общих правил эстетики одним из подходов является наблюдение за субъектами, рассматривающими искусство, и исследование механики зрения . [15] Предполагается, что приятные ощущения возникают в результате повторной активации нейронов из-за примитивных зрительных стимулов, таких как горизонтальные и вертикальные линии. Помимо создания теорий, объясняющих это, таких как свод законов Рамачандрана , важно использовать нейробиологию для определения и понимания задействованных неврологических механизмов.
Нейроэстетические подходы могут быть описательными или экспериментальными . [16] Описательная нейроэстетика относится к практике отображения свойств мозга на эстетических переживаниях. Например, если цвет важен для восприятия фовистского искусства , то вполне вероятно, что области мозга, обрабатывающие цвет при просмотре такого искусства будут задействованы . Заявления описательной нейроэстетики считаются порождающими гипотезы и обычно носят качественный характер. и статистически проверенные данные Экспериментальная нейроэстетика, как и любая экспериментальная наука, предоставляет количественные . Экспериментальная нейроэстетика проверяет гипотезы , предсказывает результаты и предлагает репликацию или фальсификацию. Типичными экспериментальными методами являются методы когнитивной нейробиологии : фМРТ , ERP , TMS , TDCS и нейропсихология . Критики нейроэстетики обычно ориентируются на описательную, а не экспериментальную нейроэстетику. [17] [18] [19]
Связь между конкретными областями мозга и художественной деятельностью имеет большое значение для области нейроэстетики. [15] Это можно применить как к способности создавать, так и интерпретировать искусство. Распространенный подход к раскрытию нервных механизмов заключается в изучении людей, особенно художников, с нервными расстройствами, такими как синдром Саванта или какой-либо формой травматического повреждения . Анализ произведений искусства, созданных этими пациентами, дает ценную информацию об участках мозга, ответственных за уловление сути искусства.
Эстетическое удовольствие людей можно исследовать с помощью экспериментов по визуализации мозга. Когда испытуемые сталкиваются с изображениями определенного уровня эстетики, можно определить конкретные области мозга, которые активируются. Утверждается, что чувство красоты и эстетическое суждение предполагают изменение активации системы вознаграждения мозга. [15]
В 2004 году Хельмут Ледер разработал широкую исследовательскую программу по психологии эстетики и искусства . Эта программа была представлена как когнитивная модель оценки искусства в статье. [20] опубликовано в Британском журнале психологии . Эта модель послужила основой для многих исследований когнитивных основ искусства. [21] нейроэстетика, продуктовый дизайн и веб-дизайн , а также другие области.
Важнейший аспект исследования заключается в том, можно ли рассматривать эстетическое суждение как восходящий процесс, управляемый нейронными примитивами, или как нисходящий процесс с высоким уровнем познания. Неврологи добились успеха в исследовании примитивов. Однако существует необходимость объективно определить абстрактные философские концепции более высокого уровня с помощью нейронных коррелятов. Феномен, называемый воплощенным познанием, позволяет зрителю искусства мысленно поместить себя внутри произведения искусства и почувствовать не только то, как если бы они были там, но и почувствовать то, что мог чувствовать создатель искусства [1а]. Воплощенное познание — это теория, которая предполагает, что сенсорный опыт, двигательные действия и окружающая среда играют важную роль в формировании того, как мы думаем, рассуждаем и понимаем мир; наш материальный мир — это всего лишь проекция, созданная разумом. [22] Предполагается, что эстетическое переживание является функцией взаимодействия нисходящей интенциональной ориентации внимания и восходящего перцептивного облегчения построения образа. [23] Другими словами, поскольку неподготовленные люди автоматически применяют привычку идентификации объектов при просмотре произведений искусства, для задействования эстетического восприятия может потребоваться контроль сверху вниз, чтобы уменьшить эту привычку. Это говорит о том, что художники демонстрируют разные уровни активации, чем нехудожники.
Недавно были изучены эстетические реакции на различные виды искусства и техники. Кубизм - это наиболее радикальный отход от западных форм искусства, предполагаемая цель которого - заставить зрителя обнаружить менее нестабильные элементы изображаемого объекта. Он устраняет такие помехи, как освещение и угол перспективы, и позволяет запечатлеть объекты такими, какие они есть на самом деле. Это можно сравнить с тем, как мозг сохраняет идентичность объекта, несмотря на меняющиеся условия. [24] Современное , изобразительное и импрессионистическое искусство также изучалось с целью объяснения систем визуальной обработки. Однако эстетические суждения существуют во всех сферах, а не только в искусстве. [15]
Подкатегории
[ редактировать ]Нейроархитектура
[ редактировать ]Доказано, что окружающая нас архитектура способна влиять на наши эмоции. [25] Исследование, проведенное Трухильо и его коллегами, измеряло уровень стресса участников в 20 различных залах ожидания и показало, что архитектура зала ожидания может влиять на реакцию человека на стресс, становясь либо ниже, либо выше. [26] Подобные исследования могут служить аргументом в пользу того, что такие эстетические композиции, как архитектура, имеют прямую связь с нашей нейрофизиологией. Доказательства этого были продемонстрированы при тестировании различных механизмов в ответ на различную окружающую среду. Джоэл Мартинес-Сото и его коллеги показали, что воздействие восстановительных сред, таких как структуры с естественным компонентом, приводит к активации средней лобной извилины, средней и нижней височной извилины, островковая доля, нижняя теменная доля и клинус, связывающие эти реакции с усилением расслабления. [27] [28] Более того, исследование, измеряющее реакцию на стресс, показало, что комната ожидания с окном по сравнению с комнатой без окна вызывала меньшую стрессовую реакцию, измеренную по физиологическим реакциям этого стрессового состояния, состоящим как из повышенных, так и длительных всплесков кортизола в слюне. [28] [29] неизвестно, какие именно компоненты архитектуры вызывают у участников более спокойные или стрессовые реакции или с помощью каких механизмов они могут взаимодействовать с нервной системой, вызывая либо спокойные, либо стрессовые реакции, однако это исследование служит для того, чтобы показать, какие аспекты мы уже широко принимаем быть восстанавливающим и успокаивающим, например, окна, естественный свет или растительность могут влиять на нас на нейрофизиологическом уровне. [30] Будущие исследования в этой области направлены на изучение того, как это варьируется от человека к человеку, а также личного стиля.
Рамки
[ редактировать ]Эстетическая триада
[ редактировать ]Эстетические переживания — это возникающее свойство взаимодействия между триадой нейронных систем, которые включают в себя сенсомоторную, эмоциональную, оценочную и смысловую схемы. [16] [31] Понимание того, что большая часть исследований в области нейроэстетики использует эстетическую триаду. Эстетическая триада — это компоненты нервной системы, используемые в эстетическом опыте и в методе исследования; эти компоненты включают сенсомоторную, познавательную, смысловую и эмоциональную оценку. [30] Сенсорно-моторный аспект — это наша автоматическая реакция на узнавание объектов и наше взаимодействие с этими объектами посредством наших естественных телесных реакций, в то время как значение знания устанавливает понимание того, что наш опыт зависит от контекста и содержания, присутствующего в этом опыте, как показано в исследованиях по изучению нейроэстетика, наконец, эмоциональная оценка этих переживаний является компонентом нашей эмоциональной реакции гнева, страха, восторга или трепета в этих условиях. [30] Изучение различных подтем нейроэстетики и проводимые исследования соответствуют этой эстетической триаде.
Зрительный мозг разделяет визуальные элементы, такие как яркость, цвет и движение, а также объекты более высокого порядка, такие как лица, тела и пейзажи. Эстетические встречи задействуют эти сенсорные системы. Например, просмотр динамичных картин Ван Гога вызывает субъективное ощущение движения и активирует зрительные области движения V5/MT+ . [32] Портреты активируют область лица в веретенообразной извилине (FFA) , а пейзажные картины активируют область места в парагиппокампальной извилине (PPA) . [33] Помимо классификации визуальных элементов, эти сенсорные области также могут участвовать в их оценке. Красивые лица активизируют веретенообразную форму лица и прилегающие участки. [34] Вопрос о том, сколько и какого рода оценка происходит в сенсорной коре, является областью активных исследований.
человека Просмотр картин, изображающих действия, также задействует части двигательной системы . Это взаимодействие задействует расширенную систему зеркальных нейронов . Зеркальные нейроны, впервые обнаруженные у обезьян, представляют собой нейроны, которые реагируют как на выполнение, так и на восприятие действий. [35] Аналогичная система существует и у человека. [36] Эта система находит отклик, когда люди делают вывод о цели художественных жестов или наблюдают последствия действий, как, например, в вырезанных полотнах Лучио Фонтаны . Эта тонкая двигательная активность может представлять собой воплощенный элемент нашей эмпатической реакции на визуальное искусство. [37] [38]
Удовольствие, которое люди получают от созерцания красивых предметов, автоматически задействует общую схему вознаграждения . [39] Например, привлекательные лица активируют FFA. [34] и части вентрального полосатого тела [40] даже когда люди явно не думают о привлекательности этих лиц. Орбито- и медиально-лобная кора, вентральное полосатое тело, передняя поясная извилина и островковая часть реагируют на красивые зрительные образы. [41] [42] [43] [44] а медиальная орбитофронтальная кора и прилегающая поясная кора реагируют на разные источники удовольствий, включая музыку. [45] и даже архитектурные пространства. [46]
Кирк и коллеги [47] исследовали влияние ожиданий на нервные реакции. Люди оценили абстрактные «художественные» изображения как более привлекательные, если они были помечены как музейные, а не как созданные на компьютере. Это предпочтение сопровождалось большей нейронной активностью в медиальной орбитофронтальной и вентромедиальной префронтальной коре . Представление об изображении как о музейном экспонате также вызывало активность в энторинальной коре головного мозга , что позволяет предположить, что ожидания людей основаны на воспоминаниях, которые усиливают (или, вероятно, уменьшают) визуальное удовольствие. Точно так же Лейси и его коллеги [48] обнаружили, что вентральное полосатое тело и части орбитофронтальной коры людей более чувствительны к «художественному статусу», чем к реальному содержанию зрительных образов. Хуанг и коллеги [49] обнаружили, что у людей разные нервные реакции, когда им говорят, что они смотрят на подлинный или скопированный портрет Рембрандта . Подлинные портреты вызывали орбитофронтальную активность, тогда как копии вызывали нервные реакции в лобно-полярной коре и правом предклинье .
Альтернативно, согласно неокантианскому подходу, «эстетическое удовольствие возникает в результате соответствия предсказывающих представлений чувственным переживаниям». [50] Когда наши прогнозирующие представления хорошо согласуются с нашим сенсорным опытом, это приводит к ощущению эстетического удовольствия. Это согласование может включать в себя такие вещи, как поиск согласованности, гармонии или резонанса между тем, что мы ожидаем, и тем, что мы на самом деле воспринимаем. Смысл этих исследований заключается в том, что контекст и знания, выходящие за рамки сенсорных качеств визуальных изображений, явно влияют на нервную активность людей в эстетических переживаниях.
Законы зрительного мозга Семира Зеки.
[ редактировать ]Семир Зеки , профессор нейроэстетики Лондонского университетского колледжа , рассматривает искусство как пример изменчивости мозга. [51] [3] [52] Таким образом, неврологический подход к источнику этой изменчивости может объяснить конкретные субъективные переживания, а также диапазон способностей создавать и воспринимать искусство. Зеки предполагает, что художники бессознательно используют методы создания визуального искусства для изучения мозга. Зеки предполагает, что
«...художник в некотором смысле является нейробиологом, исследующим потенциалы и возможности мозга, хотя и с помощью разных инструментов. Как такие творения могут вызывать эстетические переживания, можно полностью понять только в нейронных терминах. Такое понимание сейчас хорошо изучено. в пределах нашей досягаемости». [53]
Он предлагает два высших закона зрительного мозга:
Постоянство
[ редактировать ]Несмотря на изменения, происходящие при обработке зрительных стимулов ( расстояние , угол обзора , освещенность и т. д.), мозг обладает уникальной способностью сохранять знания о постоянных и существенных свойствах объекта и отбрасывать ненужные динамические свойства. Это относится не только к способности, например, всегда видеть банан желтого цвета, но и к распознаванию лиц под разными углами.
Для сравнения: произведение искусства отражает суть объекта. Само создание искусства можно смоделировать на основе этой примитивной нейронной функции. Например, процесс рисования включает в себя обработку объекта, чтобы представить его таким, какой он есть на самом деле, что отличается от того, как его видят глаза. Зеки также пытался представить платонический идеал и гегелевскую концепцию через утверждение: формы не существуют без мозга и способности хранить память, имея в виду, как такие художники, как Моне, могли рисовать, не зная, что представляют собой объекты, чтобы запечатлеть их истинную форму. [3]
Абстракция
[ редактировать ]Этот процесс относится к иерархической координации, при которой общее представление может быть применено ко многим частностям, что позволяет мозгу эффективно обрабатывать визуальные стимулы. Способность абстрагировать могла возникнуть как необходимость из-за ограничений памяти. В некотором смысле искусство воплощает в себе функции абстракции в мозгу. Процесс абстракции неизвестен когнитивной нейробиологии . Однако Зеки предлагает интересный вопрос: существует ли значительная разница в характере активности мозга при просмотре абстрактного искусства в отличие от изобразительного искусства. [51]
Восемь законов художественного опыта Рамачандрана
[ редактировать ]Вилаянур С. Рамачандран и его коллеги-исследователи, в том числе Уильям Хирстейн , разработали весьма спекулятивную теорию человеческого художественного опыта и нейронных механизмов, которые его опосредуют. [10] Эти «законы» в совокупности развивают основные концепции высокого порядка человеческого художественного опыта. Хотя они не являются всеобъемлющими, поскольку, несомненно, существует множество других принципов художественного опыта, теоретики утверждают, что они обеспечивают основу для понимания аспектов визуального искусства , стиля и дизайна . Хотя количественная проверка этих принципов может предоставить будущие доказательства существования определенных областей мозга, ответственных за тот или иной вид эстетической привлекательности, эта теория сталкивается с серьезными философскими и историческими возражениями.
Принцип смещения пика
[ редактировать ]Этот психологический феномен обычно известен своим применением в обучении распознаванию животных . При эффекте сдвига пика животные иногда сильнее реагируют на преувеличенные варианты тренировочных стимулов. Например, крысу обучают отличать квадрат от прямоугольника, получая вознаграждение за распознавание прямоугольника. Крыса будет чаще реагировать на объект, за который ее вознаграждают, до такой степени, что крыса будет реагировать на прямоугольник, который длиннее и уже, с более высокой частотой, чем оригинал, с которым ее обучали. Это называется сверхнормальным стимулом . Тот факт, что крыса больше реагирует на «суперпрямоугольник», означает, что она усвоила правило.
Этот эффект можно применить к распознаванию образов человека и эстетическим предпочтениям. Некоторые художники пытаются уловить самую суть чего-либо, чтобы вызвать прямой эмоциональный отклик . Другими словами, они пытаются создать «супер» прямоугольник, чтобы вызвать у зрителя более сильный отклик. Чтобы уловить суть чего-либо, художник усиливает различия этого объекта или то, что делает его уникальным, чтобы подчеркнуть существенные особенности и сократить избыточную информацию. Этот процесс имитирует то, для чего эволюционировали зрительные области мозга, и более мощно активирует те же нейронные механизмы, которые изначально были активированы исходным объектом. [10]
Некоторые художники намеренно преувеличивают творческие компоненты, такие как затенение , блики и освещение, до такой степени, которая никогда не произойдет в реальном изображении, чтобы создать карикатуру . Эти художники могут бессознательно вызывать повышенную активность в определенных областях мозга способом, который не очевиден для сознательного ума. Значительная часть художественного опыта сознательно не отражается аудиторией, поэтому неясно, имеет ли тезис о сдвиге пиков какую-либо особую объяснительную силу в понимании создания и восприятия искусства.
Изоляция
[ редактировать ]Выделение одного визуального сигнала помогает организму сосредоточить внимание на выводе одного модуля, тем самым позволяя ему более эффективно наслаждаться пиковым сдвигом по измерениям, представленным в этом модуле. [10] Другими словами, необходимо изолировать желаемую визуальную форму до того, как этот аспект будет усилен. Вот почему контурный рисунок или эскиз иногда более эффективен как произведение искусства, чем оригинальная цветная фотография . Например, художник-мультипликатор может преувеличить определенные черты лица , уникальные для персонажа, и удалить другие общие для него черты, такие как оттенок кожи . Эта эффективность не позволяет неуникальным функциям отвлекать внимание от изображения. Вот почему можно предсказать, что контурный рисунок будет более эстетичным, чем цветная фотография.
Внимание зрителя притягивается к этой единственной области, что позволяет сосредоточить его внимание на этом источнике информации. Улучшения, внесенные художником, более тщательно отмечены, что приводит к усилению активации и подкреплению лимбической системы .
Группировка
[ редактировать ]Перцептивная группировка для отделения фигуры от фона может быть интересной. Источник удовольствия мог возникнуть из-за эволюционной необходимости дать организмам стимул находить объекты, например хищников , в шумной среде. Например, при просмотре чернильных клякс визуальная система сегментирует сцену, чтобы преодолеть камуфляж и связать подмножество пятен вместе. Этого можно добиться наиболее эффективно, если лимбическое подкрепление будет возвращаться к раннему зрению на каждом этапе визуальной обработки, ведущей к обнаружению объекта. Ключевая идея заключается в том, что из-за ограниченных ресурсов внимания постоянная обратная связь облегчает обработку функций на более ранних стадиях благодаря обнаружению подсказки, которая вызывает лимбическую активацию, чтобы привлечь внимание к важным функциям. [10] Хотя это подкрепление и не является спонтанным, оно является источником приятных ощущений. Открытие самого объекта приводит к приятному откровению «ага», заставляющему организм удерживать образ.
Художник может воспользоваться этим явлением, дразня систему. Это позволяет передать временную привязку сигналом лимбической системе о подкреплении, которое является источником эстетического опыта.
Контраст
[ редактировать ]Извлечение контраста предполагает устранение лишней информации и концентрацию внимания. Клетки сетчатки , латерального коленчатого тела или релейной станции в головном мозге и зрительной коры реагируют преимущественно на ступенчатые изменения яркости, а не на однородные цвета поверхности. плавные градиенты Зрительной системе гораздо труднее обнаружить , чем сегментированные разделения оттенков, в результате чего края легко обнаруживаются. Контрасты за счет формирования краев могут радовать глаз. Важность различных реакций зрительных нейронов на ориентацию и наличие краев ранее была доказана Дэвидом Х. Хьюбелом и Торстеном Визелем . [54] Это может иметь эволюционное значение, поскольку контрастные области богаты информацией, требующей подкрепления и распределения внимания. В отличие от принципа группировки, контрастные признаки обычно находятся в непосредственной близости, что исключает необходимость связывать отдаленные, но похожие признаки.
Решение проблем восприятия
[ редактировать ]С обнаружением контраста и группировкой связана концепция, согласно которой обнаружение объекта после борьбы доставляет больше удовольствия, чем тот, который очевиден мгновенно. Механизм гарантирует, что борьба усиливается, чтобы зритель продолжал смотреть до открытия. С точки зрения выживания это может быть важно для продолжения поиска хищников. По той же причине Рамачандран предполагает, что модель, чьи бедра и грудь вот-вот будут обнажены, более провокационна, чем та, которая уже полностью обнажена. [10] Подразумеваемый смысл более привлекателен, чем явный.
Общая точка зрения
[ редактировать ]Визуальная система не любит интерпретаций, основанных на уникальной точке зрения. Скорее, он принимает визуальную интерпретацию, для которой существует бесконечное множество точек зрения, которые могут создать класс изображений на сетчатке. Например, в пейзажном изображении объект на переднем плане будет интерпретироваться как затеняющий объект на заднем плане, а не предполагать, что в фоновой фигуре отсутствует какой-то фрагмент.
По идее, если художник пытается угодить глазу, ему следует избегать подобных совпадений. [10] Однако в некоторых приложениях нарушение этого принципа может дать и приятный эффект.
Визуальные метафоры
[ редактировать ]Рамачандран определяет метафору как мысленный туннель между двумя понятиями, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными, но вместо этого имеют более глубокую связь. Подобно эффекту решения перцептивных проблем, понимание аналогии полезно. Это позволяет зрителю выделить важные аспекты, общие для этих двух объектов. Хотя неясно, является ли причина этого механизма эффективной коммуникации или чисто когнитивной, обнаружение сходства между внешне несходными событиями приводит к активации лимбической системы для создания процесса вознаграждения. [10]
Поддержка этой точки зрения подтверждается симптомами бреда Капгра , при котором у больных ухудшается распознавание лиц из-за нарушений связей между нижневисочной корой и миндалевидным телом , которое отвечает за эмоции. В результате человек больше не испытывает теплого нечеткого чувства, когда видит знакомое лицо. «Сияние» человека теряется, как предполагается, из-за отсутствия лимбической активации.
Симметрия
[ редактировать ]Эстетическая привлекательность симметрии легко объяснима. Биологически это важно при обнаружении хищника, местоположении добычи и выборе партнера, поскольку все это имеет тенденцию проявлять симметрию в природе. Он дополняет другие принципы, связанные с обнаружением объектов, богатых информацией. Кроме того, биологи-эволюционисты предполагают, что предрасположенность к симметрии объясняется тем, что биологически асимметрия связана с инфекциями и болезнями . [10] что может привести к плохому выбору партнера. Однако отклонения от симметрии в изобразительном искусстве также широко считаются красивыми, предполагая, что, хотя симметрия может объяснить суждение о том, что лицо конкретного человека красиво, она не может объяснить суждение о том, что произведение искусства красиво.
Области мозга, связанные с обработкой визуальной эстетики
[ редактировать ]Эстетическое восприятие во многом зависит от обработки зрительных центров мозга, таких как кора V1 . Сигналы от V1 распределяются по различным специализированным участкам мозга. [51] Не существует единой области, где соединяются все специализированные зрительные схемы, что снижает вероятность определения единого нейронного центра, отвечающего за эстетику, скорее всего, это нейронная сеть. [8] Таким образом, зрительный мозг состоит из нескольких параллельных многоступенчатых систем обработки, каждая из которых специализируется на определенной задаче, например, на цвете или движении. Функциональные специализации зрительного мозга уже известны. [44]
Физиологический феномен может объяснить несколько аспектов восприятия искусства. Различные экстрастриарные области зрительной коры, возможно, развились для выявления корреляций различных зрительных функций. Обнаружение и связывание различных зрительных стимулов облегчается и подкрепляется прямыми связями этих областей с лимбическими структурами . Кроме того, искусство может быть наиболее привлекательным, если оно вызывает повышенную активность в одном измерении, а не избыточную активацию нескольких модулей, ограниченную распределением ресурсов внимания. [10] Экспериментируя с определением конкретных областей, многие исследователи позволяют зрителю определить эстетическую привлекательность до использования методов визуализации, чтобы учесть различия в восприятии красоты. Когда люди размышляют об эстетической привлекательности, задействуются другие нервные процессы, чем при прагматичном просмотре изображения. [23] Однако процессы идентификации объекта и эстетического суждения одновременно участвуют в общем восприятии эстетики. [23]
Префронтальная кора
[ редактировать ]Префронтальная кора ранее была известна своей ролью в восприятии цветных объектов, принятии решений и памяти. Недавние исследования также связали его с сознательным эстетическим опытом, поскольку он активируется во время эстетических задач, таких как определение привлекательности визуальных стимулов. Это может быть связано с тем, что необходимо суждение, требующее зрительно-пространственной памяти. В исследовании Зеки и Кавабаты было обнаружено, что медиальная орбитофронтальная кора (mOFC) участвует в принятии решения о том, красива ли картина или нет. [44] В этой области наблюдается высокая активация, когда человек рассматривает картины, которые он считает красивыми. Другие данные показывают, что эта же самая область активна во время переживания красоты, полученной из разных источников. [55] включая музыкальную красоту [56] и нравственная красота, [57] и даже математическая красота. [58] Интересно, что переживание возвышенного, в отличие от прекрасного, приводит к иному паттерну активности мозга; [59] более того, когда дело доходит до суждения, хотя эстетические и перцептивные суждения приводят к активности в одних и тех же областях мозга, характер активности между ними также различен, причем одним из наиболее заметных различий является участие mOFC в эстетической, а не в восприятие, суждения. [60] Удивительно, но когда человек рассматривает картину, которую считает уродливой, никакие отдельные структуры не активируются. Поэтому предполагается, что изменения интенсивности активации орбитофронтальной коры коррелируют с определением красоты (высшая активация) или уродства (низкая активация).
И наоборот, активность моторной коры показала противоположную картину. [61] Кроме того, было обнаружено, что медиальный OFC реагирует на эстетику с точки зрения контекста, в котором он представлен, например, текста или других описаний произведения искусства. Имеющиеся данные, связывающие OFC с приписываемыми гедонистическими ценностями через вкусовые, обонятельные и визуальные модальности, позволяют предположить, что OFC является общим центром оценки ценности стимула. [47] Восприятие эстетики этих областей должно происходить за счет активации системы вознаграждения мозга с определенной интенсивностью.
Кроме того, префронтальная дорсалатеральная кора (ПДК) избирательно активируется только стимулами, которые считаются красивыми, тогда как префронтальная активность в целом активируется во время суждения как о приятных, так и о неприятных стимулах. [8] Префронтальная кора обычно может быть активирована для направления внимания когнитивных и перцептивных механизмов на эстетическое восприятие у зрителей, не обученных изобразительному искусству. [23] Другими словами, относится непосредственно к человеку, рассматривающему искусство с точки зрения эстетического восприятия вследствие нисходящего контроля над его познанием. Показано, что латеральная префронтальная кора связана с процессом самореференции более высокого порядка и оценкой внутренне сгенерированной информации. Левая латеральная префронтальная кора, зона Бродмана 10 , может участвовать в поддержании внимания при выполнении внутренне генерируемых целей, связанных с подходом к искусству с эстетической ориентации. [23]
Зона Брока, также расположенная в префронтальной коре головного мозга, нарушена у многих людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Дисфункция в этой области приводит к нарушениям речевой деятельности; в этом случае неспособность вербально обработать травмирующее событие(я). Процесс создания произведений искусства позволяет пострадавшим «получить доступ к доязыковым областям мозга», создавая свои собственные символические образы и посредством этого соединяясь с другими. [62] Направление внимания на эстетику может иметь эволюционное значение.
Дополнительные области
[ редактировать ]Эмоции играют большую роль в эстетической обработке. Эксперименты, специально разработанные для того, чтобы заставить испытуемых рассматривать произведение искусства субъективно (путем исследования его эстетической привлекательности), а не просто с помощью зрительных систем, выявили более высокую активацию эмоциональных цепей мозга. Результаты этих экспериментов выявили высокую активацию двусторонней островковой доли , что можно объяснить эмоциональным переживанием просмотра искусства. [23] Это коррелирует с другими известными эмоциональными ролями островка. Однако корреляция между различными состояниями активации островковой доли и положительными или отрицательными эмоциями в этом контексте неизвестна. Эмоциональный взгляд на искусство можно противопоставить восприятию, связанному с распознаванием объектов при прагматическом рассмотрении искусства. Было обнаружено, что правая веретенообразная извилина активирует зрительные стимулы, такие как лица и изобразительное искусство. [23] Нейроэстетика распознавания лиц имеет особое значение, поскольку обращение к лицам, вероятно, повышает общительность, позволяя расти племенной среде, что приводит к большей защите и большей доступности партнеров. [61] Вероятно, это также связано с генетической приспособленностью потомства и воспитанием детей.
Это имеет важное значение в этой области, поскольку, как предположил Рамачандран, распознавание объектов и поиск смысла могут вызвать приятный эмоциональный отклик. Было также показано, что моторная кора участвует в эстетическом восприятии. Однако он продемонстрировал противоположные тенденции активации со стороны OFC. [44] Это может быть общим коррелятом восприятия эмоционально заряженных стимулов, несмотря на его ранее известную роль. В ходе некоторых исследований было показано, что некоторые другие области мозга слегка активируются, например, передняя поясная извилина , [23] [44] ранее известная своей вовлеченностью в чувство романтики, и левая теменная кора , целью которой может быть направление пространственного внимания. [44]
Различные художественные стили также могут по-разному обрабатываться мозгом. В исследовании фильтрованных форм абстрактного и репрезентативного искусства двусторонняя затылочная извилина , левая поясная борозда и двусторонняя веретенообразная извилина показали повышенную активацию и повышенное предпочтение при просмотре произведений искусства. [43] Однако активация двусторонних затылочных извилин может быть вызвана высокими требованиями к обработке данных, предъявляемыми к зрительной системе при просмотре высокого уровня визуальных деталей в произведениях искусства, таких как репрезентативные картины. [23] Было показано, что некоторые области мозга особенно реагируют на формы изобразительного искусства, возможно, из-за способности мозга создавать ассоциации с объектами и других функций, связанных с вниманием и памятью. Эта форма стимулов приводит к усилению активации в левой лобной доле и билатерально в теменной и лимбической долях . [24] левая верхняя теменная долька, зона Бродмана 7 , играет роль в активном построении изображения во время просмотра произведений искусства, в частности содержащих неопределенные формы, таких как картины с мягкими краями. Кроме того, было показано, что [23] При этом типе эстетического восприятия задействуются восходящие процессы, такие как обнаружение границ и исследование визуальных стимулов. Эти роли согласуются с ранее известными обязанностями теменных долей в пространственном познании и визуальном воображении. [23]
Критика
[ редактировать ]Существует несколько возражений против попыток исследователей свести эстетический опыт к набору физических или неврологических законов. [63] Сомнительно, смогут ли эти теории передать выразительность и оригинальность отдельных произведений искусства. [10] Проведенные эксперименты могут не объяснять эти теории напрямую. Кроме того, текущие эксперименты измеряют вербальную реакцию человека на то, как он относится к искусству, которая часто выборочно фильтруется. Рамачандран предлагает использовать кожно-гальваническую реакцию для количественной оценки суждений, связанных с эстетикой просмотра. В целом можно утверждать, что существует несоответствие между узким подходом исследователей к искусству и грандиозными заявлениями, которые они делают в отношении своих теорий. [64]
Дополнительные исследования предполагают, что наши эмоции задействованы при просмотре или взаимодействии с чем-то, связанным с эстетикой, таким как архитектура, мода или искусство. Однако Алексис Макин, исследователь визуальной нейробиологии, высказал мнение, что мы пока не можем инкапсулировать нейробиология и психологический опыт, возникающий при эстетическом опыте. [65] Тем самым намекая на то, что мы не можем приписать наш эстетический опыт опыту чего-то на нейрофизиологическом уровне. Отрицая это, Сков и его коллеги приводят аргумент, что вызванная им эмоциональная реакция и перцептивные сигналы, связанные с эстетическим опытом, являются достаточным доказательством для подтверждения существования эмпирической эстетики. [65] Большинство исследований нейроэстетики измеряли реакцию нейронов на традиционные и западные стили искусства. Один журнал предложил повторить эти эксперименты, используя «традиционную китайскую живопись, поэзию Тан, пейзажи китайских дворов». [61] Ограничение объема культурных стимулов приводит к предвзятости в результатах, поскольку такие факторы, как знакомство, могут повлиять на реакцию участников.
Будущие направления и смежные области
[ редактировать ]С 2005 года идея объединения науки о мозге и изобразительного искусства превратилась в область растущего международного интереса. В своей книге 2008 года «Нейроартистория: от Аристотеля и Плиния до Баксандала и Зеки » профессор Джон Онианс из Университета Восточной Англии считает себя на переднем крае исследований истории искусства, ориентированных на нейронную науку, хотя такая «история» намного короче, чем онианцы хотели бы, чтобы мы поверили. [ павлинья проза ] Многие исторические личности, о которых он говорит как о предшественниках нейроартистории (например, Карл Маркс), имеют очень мало общего с современной нейробиологией, как ее понимают сегодня. Современные художники, такие как Марк Стивен Смит (Галерея Уильяма Кэмпбелла, США), Гийом Боттацци. [66] и другие разработали обширные работы, отражающие сближение науки о мозге и живописи. Работа Смита исследует фундаментальные визуальные аналогии между нейронными функциями и самовыражением в абстрактном искусстве. В последнее десятилетие также наблюдался соответствующий рост эстетики музыки, изучаемой с помощью нейробиологических подходов. Психологические и социальные подходы к искусству помогают создать другие теории опыта. [67]
Искусство и музыкальная терапия — два предлагаемых клинических применения нейроэстетики. У людей с различными заболеваниями, включая, помимо прочего, черепно-мозговую травму (ЧМТ) и нейродегенеративные состояния, такие как болезнь Паркинсона, наблюдается улучшение симптомов после многих видов арт-терапии и воздействия искусства. [68]
Развитие биотехнологии с течением времени должно позволить регистрировать нейрофизиологические реакции за пределами лабораторных условий [4a]. Будущие направления должны измерять эти реакции, пока участники принимают участие в иммерсивных выставках, особенно в тех, которые включают иммерсивные мультимедийные выставки, такие как TeamLab Planets TOKYO https://en.wikipedia.org/wiki/TeamLab_(art_collective)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хьюбель М.Л. (2002). Видение и искусство: биология видения . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-0406-4 .
- ^ Марин М.М. (7 августа 2015 г.). «Пересечение границ: к общей модели нейроэстетики» . Границы человеческой неврологии . 9 : 443. дои : 10.3389/fnhum.2015.00443 . ПМЦ 4528177 . ПМИД 26300762 .
- ^ Jump up to: а б с Зеки С (1999). Внутреннее видение: исследование искусства и мозга . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-850519-8 . OCLC 186405236 .
- ^ Налбантян С. (декабрь 2008 г.). «Нейроэстетика: нейробиологическая теория и иллюстрации из искусства». Междисциплинарные научные обзоры . 33 (4): 357–368. Бибкод : 2008ISRv...33..357N . дои : 10.1179/174327908X392906 . S2CID 143011996 .
- ^ Магсамен С (июль 2019 г.). «Ваш мозг в искусстве: аргументы в пользу нейроэстетики» . Церебрум . 2019 . ПМК 7075503 . ПМИД 32206171 .
- ^ Чаттерджи А. (январь 2011 г.). «Нейроэстетика: история взросления» . Журнал когнитивной нейронауки . 23 (1): 53–62. дои : 10.1162/jocn.2010.21457 . ПМИД 20175677 . S2CID 16834885 .
- ^ Магсамен С (июль 2019 г.). «Ваш мозг в искусстве: аргументы в пользу нейроэстетики» . Церебрум . 2019 . ПМК 7075503 . ПМИД 32206171 .
- ^ Jump up to: а б с Села-Конде С.Дж., Марти Дж., Маесту Ф., Ортис Т., Мунар Э., Фернандес А. и др. (апрель 2004 г.). «Активация префронтальной коры в зрительно-эстетическом восприятии человека» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 101 (16): 6321–5. Бибкод : 2004PNAS..101.6321C . дои : 10.1073/pnas.0401427101 . ПМЦ 395967 . ПМИД 15079079 .
- ^ Ледер Х (2013). «Следующие шаги в нейроэстетике: какие процессы и этапы обработки изучать?». Психология эстетики, творчества и искусства . 7 : 27–37. дои : 10.1037/a0031585 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рамачандран В.С., Хирстейн В. (1999). «Наука об искусстве: неврологическая теория эстетического опыта» (PDF) . Журнал исследований сознания . 6 (6–7): 15–51. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2012 г.
- ^ Ли Р., Чжан Дж (ноябрь 2020 г.). «Обзор вычислительной нейроэстетики: преодоление разрыва между нейроэстетикой и информатикой» . Мозговая информатика . 7 (1): 16. дои : 10.1186/s40708-020-00118-w . ПМЦ 7669983 . ПМИД 33196915 .
- ^ Конвей Б.Р., Рединг А. (19 марта 2013 г.). «Нейроэстетика и проблемы красоты» . ПЛОС Биология . 11 (3): e1001504. дои : 10.1371/journal.pbio.1001504 . ПМК 3601993 . ПМИД 23526878 .
- ^ Тайлер CW (июль 1999 г.). «Перспективы: нейробиология. Законно ли искусство?». Наука . 285 (5428): 673–4. дои : 10.1126/science.285.5428.673 . ПМИД 10454922 . S2CID 142590965 .
- ^ Магсамен С (июль 2019 г.). «Ваш мозг в искусстве: аргументы в пользу нейроэстетики» . Церебрум . 2019 . ПМК 7075503 . ПМИД 32206171 .
- ^ Jump up to: а б с д и Салах А.А. (2008). «Технонаучное искусство: мост между нейроэстетикой и историей искусства?» (PDF) . Обзор общей психологии . 12 (2): 147–158. CiteSeerX 10.1.1.457.8736 . дои : 10.1037/1089-2680.12.2.147 . S2CID 21710020 .
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи А. (2013). Эстетический мозг: как мы развили стремление к красоте и наслаждение искусством . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199811809 . OCLC 858861779 .
- ^ Крофт Дж (2011). «Проблемы междисциплинарной эпистемологии в нейроэстетике». Разум, мозг и образование . 5 (1): 5–11. дои : 10.1111/j.1751-228X.2011.01103.x .
- ^ Таллис Р. (2008). «Ограничения неврологического подхода к искусству» . Ланцет . 372 (9632): 19–20. дои : 10.1016/S0140-6736(08)60975-7 . ISSN 0140-6736 . S2CID 54349231 .
- ^ Чаттерджи А. (лето 2011 г.). «Там, где обитают драконы: В поисках грани нейроэстетики» . Информационный бюллетень Американского общества эстетики . 31 (2): 4–6.
- ^ Ледер Х., Белке Б., Оберст А., Огюстен Д. (ноябрь 2004 г.). «Модель эстетического восприятия и эстетических суждений». Британский журнал психологии . 95 (Часть 4). Лондон, Англия: 489–508. дои : 10.1348/0007126042369811 . ПМИД 15527534 .
- ^ Ледер Х., Надаль М. (2017). «Изогнутое искусство в реальном мире: Психологический взгляд на искусство Гийома Боттацци» . Венский центр когнитивных наук .
- ^ Уилсон А.Д., Голонка С. (февраль 2013 г.). «Воплощенное познание — это не то, что вы думаете» . Границы в психологии . 4 : 58. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00058 . ПМЦ 3569617 . ПМИД 23408669 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Купчик Г.С., Вартанян О., Кроули А., Микулис Д.Д. (июнь 2009 г.). «Просмотр произведений искусства: вклад когнитивного контроля и облегчения восприятия в эстетический опыт». Мозг и познание . 70 (1): 84–91. дои : 10.1016/j.bandc.2009.01.003 . ПМИД 19223099 . S2CID 24268984 .
- ^ Jump up to: а б Ленггер П.Г., Фишмайстер Ф.П., Ледер Х., Бауэр Х. (июль 2007 г.). «Функциональная нейроанатомия восприятия современного искусства: исследование DC-ЭЭГ влияния стилистической информации на эстетический опыт». Исследования мозга . 1158 : 93–102. дои : 10.1016/j.brainres.2007.05.001 . ПМИД 17559816 . S2CID 16938839 .
- ^ Игера-Трухильо Х.Л., Ллинарес К., Маканьо Э. (март 2021 г.). «Когнитивно-эмоциональный дизайн и исследование архитектурного пространства: обзор нейроархитектуры и ее предшественников» . Датчики . 21 (6): 2193. Бибкод : 2021Senso..21.2193H . дои : 10.3390/s21062193 . ПМК 8004070 . ПМИД 33801037 .
- ^ Игера-Трухильо Х.Л. (24 апреля 2019 г.). «Мультисенсорное снижение стресса: исследование нейроархитектуры педиатрических залов ожидания» . Строительные исследования и информация . 48 (3): 269–285. дои : 10.1080/09613218.2019.1612228 . hdl : 10251/158853 – через Тейлора и Фрэнсиса.
- ^ Ван С., Санчес де Оливейра Г., Джеббара З., Граманн К. (2022). «Воплощение архитектурного опыта: методологический взгляд на нейроархитектуру» . Границы человеческой неврологии . 16 : 833528. дои : 10.3389/fnhum.2022.833528 . ПМЦ 9124889 . ПМИД 35615743 .
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Сото Дж (2013). «Исследование нейронных коррелятов воздействия восстановительной среды посредством функционального магнитного резонанса» . Интеллектуальные здания International . 5 (доп 1): 10–28. doi : 10.1080/17508975.2013.807765 – через Тейлора и Фрэнсиса.
- ^ Фич Л.Б., Йонссон П., Киркегор П.Х., Валлергорд М., Гарде А.Х., Хансен О. (август 2014 г.). «Может ли архитектурный дизайн изменить физиологическую реакцию на психосоциальный стресс? Виртуальный эксперимент TSST». Физиология и поведение . 135 : 91–97. дои : 10.1016/j.physbeh.2014.05.034 . ПМИД 24907691 .
- ^ Jump up to: а б с Чаттерджи А., Вартанян О (июль 2014 г.). «Нейроэстетика». Тенденции в когнитивных науках . 18 (7): 370–375. дои : 10.1016/j.tics.2014.03.003 . ПМИД 24768244 .
- ^ Шимамура АП (2011). «К науке эстетике» . В Shimamura AP, Palmer SE (ред.). Эстетическая наука: соединение умов, мозга и опыта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199732142.003.0010 . ISBN 9780199732142 . OCLC 900639942 .
- ^ Такрал П.П., Му ЛР, Слотник С.Д. (март 2012 г.). «Нейральный механизм эстетического опыта». НейроОтчёт . 23 (5): 310–3. дои : 10.1097/WNR.0b013e328351759f . ПМИД 22357395 . S2CID 17485395 .
- ^ Юэ X, Vessel EA, Бидерман I (апрель 2007 г.). «Нейронная основа предпочтений сцены». НейроОтчёт . 18 (6): 525–529. doi : 10.1097/WNR.0b013e328091c1f9 . ПМИД 17413651 . S2CID 11587403 .
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи А., Томас А., Смит С.Е., Агирре Г.К. (март 2009 г.). «Нейронная реакция на привлекательность лица». Нейропсихология . 23 (2): 135–43. дои : 10.1037/a0014430 . ПМИД 19254086 . S2CID 15350936 .
- ^ Галлезе В., Фадига Л., Фогасси Л., Риццолатти Дж. (апрель 1996 г.). «Распознавание действий в премоторной коре» . Мозг . 119 (2): 593–609. дои : 10.1093/мозг/119.2.593 . ПМИД 8800951 .
- ^ Каттанео Л., Риццолатти Дж. (май 2009 г.). «Система зеркальных нейронов». Архив неврологии . 66 (5): 557–60. дои : 10.1001/archneurol.2009.41 . ПМИД 19433654 .
- ^ Фридберг Д., Галлезе В. (май 2007 г.). «Движение, эмоция и сопереживание в эстетическом опыте». Тенденции в когнитивных науках . 11 (5): 197–203. дои : 10.1016/j.tics.2007.02.003 . ПМИД 17347026 . S2CID 1996468 .
- ^ Умильта М.А., Берчио С., Сестито М., Фридберг Д., Галлезе В. (2012). «Абстрактное искусство и активация кортикальных моторов: исследование ЭЭГ» . Границы человеческой неврологии . 6 : 311. дои : 10.3389/fnhum.2012.00311 . ПМЦ 3499799 . ПМИД 23162456 .
- ^ Кюн С., Галлинат Дж. (май 2012 г.). «Нейронные корреляты субъективной приятности». НейроИмидж . 61 (1): 289–94. doi : 10.1016/j.neuroimage.2012.02.065 . ПМИД 22406357 . S2CID 6283390 .
- ^ Ким Х., Адольфс Р., О'Доэрти Дж.П., Симоджо С. (ноябрь 2007 г.). «Временная изоляция нейронных процессов, лежащих в основе решений о предпочтениях лиц» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 104 (46): 18253–8. Бибкод : 2007PNAS..10418253K . дои : 10.1073/pnas.0703101104 . ПМК 2084329 . ПМИД 17989234 .
- ^ Джейкобс Р.Х., Ренкен Р., Корнелиссен Ф.В. (2012). «Нейронные корреляты визуальной эстетики — красота как сочетание стимула и внутреннего состояния» . ПЛОС ОДИН . 7 (2): e31248. Бибкод : 2012PLoSO...731248J . дои : 10.1371/journal.pone.0031248 . ПМК 3285156 . ПМИД 22384006 .
- ^ Якобсен Т., Шуботц Р.И., Хефель Л., Крамон Д.Ю. (январь 2006 г.). «Мозговые корреляты эстетического суждения о красоте». НейроИмидж . 29 (1): 276–85. doi : 10.1016/j.neuroimage.2005.07.010 . ПМИД 16087351 . S2CID 10904306 .
- ^ Jump up to: а б Вартанян О, Гоэл В (апрель 2004 г.). «Нейроанатомические корреляты эстетического предпочтения картин». НейроОтчёт . 15 (5): 893–7. дои : 10.1097/00001756-200404090-00032 . ПМИД 15073538 . S2CID 7892067 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кавабата Х., Зеки С. (апрель 2004 г.). «Нейронные корреляты красоты». Журнал нейрофизиологии . 91 (4): 1699–705. дои : 10.1152/jn.00696.2003 . ПМИД 15010496 . S2CID 13828130 .
- ^ Исидзу Т., Зеки С. (2011). «К теории красоты, основанной на мозге» . ПЛОС ОДИН . 6 (7): e21852. Бибкод : 2011PLoSO...621852I . дои : 10.1371/journal.pone.0021852 . ПМК 3130765 . ПМИД 21755004 .
- ^ Вартанян О., Наваррете Г., Чаттерджи А., Фич Л.Б., Ледер Х., Модроньо С. и др. (июнь 2013 г.). «Влияние контура на эстетические суждения и решения об отказе от подхода в архитектуре» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 110 (Приложение 2): 10446–53. дои : 10.1073/pnas.1301227110 . ПМК 3690611 . ПМИД 23754408 .
- ^ Jump up to: а б Кирк У., Сков М., Халм О., Кристенсен М.С., Зеки С. (февраль 2009 г.). «Модуляция эстетической ценности семантическим контекстом: исследование фМРТ». НейроИмидж . 44 (3): 1125–32. doi : 10.1016/j.neuroimage.2008.10.009 . ПМИД 19010423 . S2CID 17891964 .
- ^ Лейси С., Хагтведт Х., Патрик В.М., Андерсон А., Стилла Р., Дешпанде Г. и др. (март 2011 г.). «Искусство ради награды: визуальное искусство рекрутирует вентральное полосатое тело» . НейроИмидж . 55 (1): 420–33. doi : 10.1016/j.neuroimage.2010.11.027 . ПМК 3031763 . ПМИД 21111833 .
- ^ Хуанг М., Бридж Х., Кемп М.Дж., Паркер Эй.Дж. (2011). «Корковая деятельность человека, вызванная присвоением аутентичности при просмотре произведений искусства» . Границы человеческой неврологии . 5 : 134. дои : 10.3389/fnhum.2011.00134 . ПМК 3225016 . ПМИД 22164139 .
- ^ Чен Л., Джонс А. (июль 2023 г.). «Влияние медитации на пластичность мозга: систематический обзор исследований изображений» . Границы в неврологии . 17 : 1225308. дои : 10.3389/fnins.2023.1225308 . ПМК 10381953 . ПМИД 37521683 .
- ^ Jump up to: а б с Зеки С. (июль 2001 г.). «Очерки науки и общества. Художественное творчество и мозг». Наука . 293 (5527): 51–2. дои : 10.1126/science.1062331 . ПМИД 11441167 . S2CID 141795803 .
- ^ Зеки С (2008). Великолепие и несчастья мозга . Уайли Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8558-5 . OCLC 783443550 .
- ^ Зеки С (24 ноября 2009 г.). «Заявление о нейроэстетике» . сайт нейроэстетики . Архивировано из оригинала 13 сентября 2009 года.
- ^ Хубель Д.Х., Визель Т.М. (2005). Мозг и зрительное восприятие: история 25-летнего сотрудничества . Издательство Оксфордского университета, США. п. 106. ИСБН 978-0-19-517618-6 .
- ^ Исидзу Т., Зеки С. (6 июля 2011 г.). «К теории красоты, основанной на мозге» . ПЛОС ОДИН . 6 (7): e21852. Бибкод : 2011PLoSO...621852I . дои : 10.1371/journal.pone.0021852 . ПМК 3130765 . ПМИД 21755004 .
- ^ Блад Эй Джей, Заторре Р.Дж. (сентябрь 2001 г.). «Чрезвычайно приятные реакции на музыку коррелируют с активностью областей мозга, отвечающих за вознаграждение и эмоции» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 98 (20): 11818–23. Бибкод : 2001PNAS...9811818B . дои : 10.1073/pnas.191355898 . ПМК 58814 . ПМИД 11573015 .
- ^ Цукиура Т., Кабеса Р. (январь 2011 г.). «Общая мозговая активность для эстетических и моральных суждений: значение стереотипа «Красота — это хорошо»» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 6 (1): 138–48. дои : 10.1093/scan/nsq025 . ПМК 3023089 . ПМИД 20231177 .
- ^ Зеки С., Ромайя Дж.П., Бенинкаса Д.М., Атья М.Ф. (2014). «Опыт математической красоты и его нейронные корреляты» . Границы человеческой неврологии . 8 : 68. дои : 10.3389/fnhum.2014.00068 . ПМЦ 3923150 . ПМИД 24592230 .
- ^ Исидзу Т., Зеки С. (2014). «Нейробиологическое исследование истоков нашего восприятия возвышенного и прекрасного» . Границы человеческой неврологии . 8 : 891. дои : 10.3389/fnhum.2014.00891 . ПМЦ 4227571 . ПМИД 25426046 .
- ^ Исидзу Т., Зеки С. (май 2013 г.). «Специализированные системы мозга для эстетического и перцептивного суждения» . Европейский журнал неврологии . 37 (9): 1413–20. дои : 10.1111/ejn.12135 . ПМЦ 3792471 . ПМИД 23373763 .
- ^ Jump up to: а б с Чен З, Ян Икс, Ван Л, Ли В (2021). «Нейроэстетика: повествовательный обзор методов нейровизуализации» . Журнал исследований Bio-X . 4 (3): 97–102. дои : 10.1097/JBR.0000000000000095 .
- ^ Магсамен С (июль 2019 г.). «Ваш мозг в искусстве: аргументы в пользу нейроэстетики» . Церебрум . 2019 . ПМК 7075503 . ПМИД 32206171 .
- ^ Гилмор Дж. (июнь 2006 г.). «Brain Trust — Джонатан Гилмор об искусстве и новой биологии разума» (PDF) . Артфорум Интернэшнл . 44 : 121–122. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июня 2010 г.
- ^ Фриман А (1999). «Признаки времени: взламывая код привлекательности искусства». Курьер ЮНЕСКО, английское издание . 52 (6): 40–42.
- ^ Jump up to: а б Сков М, Надаль М (2021). «Природа восприятия и эмоций в эстетической оценке: ответ на вызов Макина эмпирической эстетике» . Психология эстетики, творчества и искусства . 15 (3): 470–483. дои : 10.1037/aca0000278 .
- ^ Бишофф Л., д'Оржеваль А (14 мая 2021 г.). «Que faire ce выходные?» [Что делать на этих выходных?]. Les Echos (на французском языке).
- ^ Лавацца А (июнь 2009 г.). «Искусство как метафора разума: нео-Джеймсская эстетика, охватывающая феноменологию, нейробиологию и эволюцию». Феноменология и когнитивные науки . 8 (2): 159–182. дои : 10.1007/s11097-008-9091-5 .
- ^ Магсамен С (июль 2019 г.). «Ваш мозг в искусстве: аргументы в пользу нейроэстетики» . Церебрум . 2019 . ПМК 7075503 . ПМИД 32206171 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арагус А., Кампос-Буэно Х.Дж., Фернандес-Армайор В., де Хуан Айала О., ред. (2010). Neuroesthetica (PDF) (на испанском языке). Мадрид: Санед. OCLC 733594918 . (Первая книга по нейроэстетике, написанная на испанском языке).
- Брессан Ю (2013). Театрал как место опыта когнитивной нейробиологии: в поисках принципа адгезии [ Театральный как место опыта когнитивной нейробиологии: в поисках принципа адгезии ] (на французском языке). Париж: Харматтан. ISBN 978-2-343-00232-3 . OCLC 862952144 .
- Каппеллетто С (2009). Neuroestetica: L'arte del cervell [ Нейроэстетика: искусство мозга ] (на итальянском языке). Рома: Editori Laterza. (Первая книга по нейроэстетике, написанная на итальянском языке).
- Чаттерджи А. (2015). Эстетический мозг: как мы эволюционировали, стремясь к красоте и наслаждаясь искусством (впервые выпущено в мягкой обложке издательством Oxford University Press). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981180-9 .
- Эльбс О (2005). Нейроэстетика: картологические основы и приложения (Карта 2003) (1-е изд.). Мюнхен: Майденбауэр. ISBN 978-3-89975-507-7 . (Первая диссертация по нейроэстетике, написанная искусствоведом).
- Фрэнсис Н. (август 2017 г.). Двуязычные и мультикультурные взгляды на поэзию, музыку и повествование: наука об искусстве . Лексингтонские книги. ISBN 978-1-4985-5184-7 .
- Хьюстон Дж.П., Надаль М., Мора Ф., Агнати Л.Ф., Села-Конде С.Дж., ред. (2019). Искусство, эстетика и мозг (впервые опубликовано в мягкой обложке). Оксфорд; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-967000-0 .
- Лоринг Дж.О., изд. (2014). Введение в нейроэстетику: нейробиологический подход к эстетическому опыту, художественному творчеству и оценке искусства . Копенгаген: Музей Tusculanum Press, Копенгагенский университет. ISBN 9788763541404 .
- Надаль М., Вартанян О., ред. (2022). Оксфордский справочник по эмпирической эстетике (Первое изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-882435-0 .
- Сков М., Вартанян О., ред. (2009). Нейроэстетика . Амитивилль, Нью-Йорк: Baywood Publishing Company, Inc. ISBN 978-0-89503-336-9 .
- Тонони, Фабио, «Эстетический ответ на незавершенное: эмпатия, воображение и имитационное обучение», Aisthesis: практики, языки и знания эстетики , 13: 1 (2020), стр. 135–153.
- Зеки С (2008). Великолепие и страдания мозга. Любовь, творчество и поиск человеческого счастья . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-1-4443-5947-3 .