Дизайн
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дизайн — это концепция или предложение объекта, процесса или системы . Слово «дизайн» относится к чему-то, что намеренно создано или было намеренно создано мыслящим агентом, хотя иногда оно используется для обозначения внутренней природы чего-либо — его дизайна. Глагол to design выражает процесс разработки дизайна. В некоторых случаях прямое строительство объекта без явного предварительного плана также может считаться проектом (например, в декоративно-прикладном искусстве). Ожидается, что дизайн будет иметь цель в определенном контексте, обычно он должен удовлетворять определенным целям и ограничениям и учитывать эстетические , функциональные, экономические, экологические или социально-политические соображения. Традиционные примеры проектов включают архитектурные и инженерные чертежи, принципиальные схемы , выкройки и менее материальные артефакты, такие как бизнес-процессов . модели [1] [2]
Проектирование [ править ]
Людей, создающих дизайн, называют дизайнерами . Термин «дизайнер» обычно относится к человеку, который профессионально работает в одной из различных областей дизайна. Внутри профессий слово «дизайнер» обычно определяется областью практики (например, модельер , дизайнер продуктов , веб-дизайнер или дизайнер интерьеров ), но оно также может обозначать других людей, например архитекторов и инженеров. (см. ниже: Виды проектирования). Последовательность действий дизайнера по созданию дизайна называется процессом проектирования, причем некоторые из них используют определенные процессы, такие как дизайн-мышление и, возможно, методы проектирования . Процесс создания дизайна может быть кратким (быстрый набросок) или длительным и сложным, включающим значительные исследования, переговоры, размышления, моделирование , интерактивную корректировку и повторный дизайн.
Проектирование также является широко распространенной деятельностью за пределами профессий официально признанных дизайнерами. В своей влиятельной книге «Науки об искусственном» междисциплинарный ученый Герберт А. Саймон предположил, что «проектирует каждый, кто разрабатывает образ действий, направленный на изменение существующих ситуаций в предпочтительные». [3] По словам исследователя дизайна Найджела Кросса , «каждый может – и занимается – проектированием» и «Способность к проектированию — это то, что в некоторой степени есть у каждого, потому что оно заложено в нашем мозге как естественная когнитивная функция». [4]
История дизайна [ править ]
Изучение истории дизайна осложняется различными интерпретациями того, что представляет собой «проектирование». Многие историки дизайна, такие как Джон Хескетт , начинают с промышленной революции и развития массового производства. [5] Другие придерживаются концепций дизайна, включающих доиндустриальные объекты и артефакты, начиная свои повествования о дизайне с доисторических времен. [6] Первоначально расположенная в рамках истории искусства , историческое развитие дисциплины истории дизайна произошло в 1970-х годах, когда заинтересованные ученые работали над признанием дизайна как отдельной и законной цели для исторических исследований. [7] Среди первых влиятельных историков дизайна — немецко-британский историк искусства Николаус Певснер и швейцарский историк и архитектурный критик Зигфрид Гидион .
Дизайнерское образование [ править ]
Учреждения дизайнерского образования возникли еще в девятнадцатом веке. Норвежская национальная академия ремесел и художественной промышленности Соединенного Королевства была основана в 1818 году, за ней последовали Государственная школа дизайна (1837 г.), Констфак в Швеции (1844 г.) и Школа дизайна Род-Айленда в США (1877 г.). Польские «Towarzystwo Polska Sztuka Stosowana» (1901 г.) и Warsztaty Krakowskie (1913 г.). Немецкая школа искусства и дизайна Баухаус , основанная в 1919 году, оказала большое влияние на современное дизайнерское образование. [8]
Обучение дизайну охватывает преподавание теории, знаний и ценностей в области дизайна продуктов, услуг и окружающей среды и фокусируется на развитии как частных, так и общих навыков проектирования. Его основная ориентация - подготовить студентов к профессиональной дизайнерской практике, основанной на проектной работе и методах обучения в студии или ателье .
Существуют также более широкие формы высшего образования в области дизайна и дизайнерского мышления . Дизайн также является частью общего образования, например, в рамках курса «Дизайн и технологии» . Развитие дизайна в системе общего образования в 1970-е годы создало необходимость выявления фундаментальных аспектов «дизайнерских» способов познания, мышления и действия, что привело к становлению дизайна как отдельной дисциплины . учебной [9]
Процесс проектирования [ править ]
Существуют существенные разногласия относительно того, как дизайнеры во многих областях, будь то любители или профессионалы, в одиночку или в группах, создают проекты. [10] Исследователи дизайна Дорст и Дейкхейс признали, что «существует много способов описания процессов проектирования», и сравнивают и противопоставляют два доминирующих, но разных взгляда на процесс проектирования: как процесс рационального решения проблем и как процесс отражения в действии. Они предположили, что эти две парадигмы «представляют собой два принципиально разных взгляда на мир – позитивизм и конструктивизм ». [11] Парадигмы могут отражать разные взгляды на то, как следует осуществлять проектирование и как оно на самом деле осуществляется, и обе они имеют разные названия. Взгляд на решение проблем получил название «рациональной модели». [12] «техническая рациональность» [13] и «разумно-ориентированная перспектива». [14] Альтернативный взгляд получил название «отражение в действии». [13] «коэволюция», [15] и «перспектива, ориентированная на действие». [14]
Рациональная модель [ править ]
Рациональная модель была независимо разработана Гербертом А. Саймоном. [16] [17] американский ученый и два немецких теоретика инженерного дизайна, Герхард Пал и Вольфганг Бейтц. [18] Он утверждает, что:
- Проектировщики пытаются оптимизировать проектный вариант с учетом известных ограничений и целей .
- Процесс проектирования осуществляется по плану.
- Процесс проектирования понимается как дискретная последовательность этапов.
Рациональная модель основана на рационалистической философии. [12] и лежит в основе модели водопада , [19] жизненный цикл разработки систем , [20] и большая часть литературы по инженерному проектированию . [21] Согласно рационалистической философии, дизайн основан на исследованиях и знаниях предсказуемым и контролируемым образом. [22]
Типичные этапы, соответствующие рациональной модели, включают следующее: [23]
- Предсерийный дизайн
- Краткое описание проекта – первоначальное заявление о предполагаемом результате.
- Анализ – анализ целей проектирования.
- Исследования – исследование аналогичных проектов в данной области или смежных темах.
- Спецификация – определение требований к дизайну продукта ( спецификация дизайна продукта ). [24] или услуга.
- Решение проблем – концептуализация и документирование проектов.
- Презентация – презентация дизайнов.
- Дизайн во время производства.
- Развитие – продолжение и улучшение конструкции.
- Тестирование продукта – на месте . тестирование конструкции
- Отзывы о постпродакшене для будущих проектов.
- Реализация – внедрение дизайна в среду.
- Оценка и заключение – краткое изложение процесса и результатов, включая конструктивную критику и предложения по будущим улучшениям.
- Редизайн – любой или все этапы процесса проектирования повторяются (с внесенными исправлениями) в любое время до, во время или после производства.
Каждый этап имеет множество связанных с ним передовых практик . [25]
Критика рациональной модели [ править ]
Рациональная модель подвергалась широкой критике по двум основным причинам:
- Дизайнеры так не работают: обширные эмпирические данные показали, что дизайнеры не действуют так, как предполагает рациональная модель. [13] [14] [26]
- Нереалистичные предположения – цели часто неизвестны, когда начинается дизайн-проект, а требования и ограничения продолжают меняться. [12] [27]
на действие ориентированная Модель,
Перспектива, ориентированная на действие, — это ярлык, присвоенный совокупности взаимосвязанных концепций, которые противоположны рациональной модели. [14] Он утверждает, что:
- Дизайнеры используют творческий подход и эмоции для создания кандидатов на дизайн.
- Процесс проектирования импровизированный .
- Никакой универсальной последовательности этапов не существует – анализ, проектирование и реализация современны и неразрывно связаны между собой. [14]
Перспектива, ориентированная на действие, основана на эмпирической философии и в целом соответствует гибкому подходу. [28] и методическая разработка. [29] Существенные эмпирические данные подтверждают правдивость этой точки зрения при описании действий реальных дизайнеров. [26] Как и рациональная модель, модель, ориентированная на действие, рассматривает дизайн как результат исследований и знаний. [30]
По крайней мере, два взгляда на проектную деятельность согласуются с перспективой, ориентированной на действие. Оба включают в себя три основных вида деятельности:
- В парадигме «отражение в действии » дизайнеры чередуют « обустройство », «делание ходов» и «оценку ходов». «Формирование» относится к концептуализации проблемы, т. е. к определению целей и задач. «Переезд» — это предварительное дизайнерское решение. Процесс оценки может привести к дальнейшим изменениям в проекте. [13]
- В рамках концепции «осмысление-коэволюция-реализация» дизайнеры чередуют три основных вида деятельности. Осмысление включает в себя как обрамление, так и оценку ходов. Реализация – это процесс построения объекта проектирования. Коэволюция — это «процесс, в котором агент дизайна одновременно уточняет свое мысленное представление объекта дизайна на основе своего мысленного представления о контексте, и наоборот». [14]
Концепция цикла проектирования понимается как круговая временная структура, [31] который может начаться с обдумывания идеи, затем ее выражения с помощью визуальных или вербальных средств коммуникации (инструментов дизайна), совместного использования и восприятия выраженной идеи и, наконец, начала нового цикла с критическим переосмыслением воспринятой идеи. идея. Андерсон указывает, что данная концепция подчеркивает важность средств выразительности, которые одновременно являются средствами восприятия любых дизайнерских идей. [32]
Философия [ править ]
Философия дизайна — это изучение определений, предположений, основ и последствий дизайна. Существует также множество неформальных «философий» дизайна, таких как личные ценности или предпочтительные подходы.
Подходы к проектированию [ править ]
Некоторые из этих ценностей и подходов включают в себя:
- Критический дизайн использует спроектированные артефакты как воплощенную критику или комментарий существующих ценностей, морали и практик в культуре. Критический дизайн может сделать аспекты будущего физически присутствующими, чтобы вызвать реакцию. [33] [34] [35]
- Экологический дизайн — это подход к проектированию, который отдает приоритет учету воздействия продукта или услуги на окружающую среду на протяжении всего его жизненного цикла. [36] [37] Исследования экодизайна сосредоточены в первую очередь на препятствиях на пути реализации, инструментах и методах экодизайна, а также на пересечении экодизайна с другими исследовательскими дисциплинами. [38] [39]
- Совместное проектирование (первоначально совместное проектирование, теперь часто совместное проектирование) — это практика коллективного творчества при проектировании, пытающаяся активно вовлечь все заинтересованные стороны (например, сотрудников, партнеров, клиентов, граждан, конечных пользователей) в процесс проектирования, чтобы помочь убедиться, что результат соответствует их потребностям и пригоден для использования. [40] Недавние исследования показывают, что дизайнеры создают более инновационные концепции и идеи, работая в среде совместного проектирования с другими, чем когда они создают идеи самостоятельно. [41] [42]
- Научный дизайн относится к промышленному дизайну, основанному на научных знаниях. [43] Науку можно использовать для изучения последствий и потребности потенциального или существующего продукта в целом, а также для разработки продуктов, основанных на научных знаниях. Например, научная разработка масок для лица для смягчения последствий COVID-19 может быть основана на исследованиях эффективности фильтрации, эффективности смягчения последствий, [44] [45] тепловой комфорт, биоразлагаемость и сопротивление течению. [46] [47]
- Дизайн сервиса — это термин, который используется для проектирования или организации взаимодействия с продуктом и услугой, связанной с использованием продукта. Целью методологий проектирования услуг является установление наиболее эффективных методов проектирования услуг в соответствии как с потребностями пользователей, так и с компетенциями и возможностями поставщиков услуг. [48] [49] [50] [51]
- Проектирование социотехнической системы , философия и инструменты для совместного проектирования рабочих механизмов и вспомогательных процессов - для организационных целей, качества, безопасности, экономики и требований клиентов в основных рабочих процессах, качества опыта работы людей и потребностей общества.
- Трансгенерационный дизайн — практика создания продуктов и окружающей среды, совместимых с физическими и сенсорными нарушениями, связанными со старением человека и ограничивающими основные виды повседневной деятельности.
- Дизайн, ориентированный на пользователя , который фокусируется на потребностях, желаниях и ограничениях конечного пользователя спроектированного артефакта. Одним из аспектов дизайна, ориентированного на пользователя, является эргономика .
Отношения с искусством [ править ]
Границы между искусством и дизайном размыты, во многом из-за разнообразия применений как термина «искусство», так и термина «дизайн». Прикладное искусство может включать промышленный дизайн , графический дизайн , дизайн одежды и декоративное искусство , которое традиционно включает в себя предметы ремесла. В графическом искусстве (создание 2D-изображений, от фотографии до иллюстрации) часто проводится различие между изобразительным искусством и коммерческим искусством в зависимости от контекста, в котором создается произведение, и того, как оно продается.
Виды проектирования [ править ]
- Прикладное искусство
- Архитектура
- Автомобильный дизайн
- Биологический дизайн
- Картографический или картографический дизайн
- Проектирование конфигурации
- Коммуникационный дизайн
- Эскиз костюма
- Управление дизайном
- Инженерное проектирование
- Опыт проектирования
- Модный дизайн
- Цветочный дизайн
- Игровой дизайн
- Графический дизайн
- Информационная архитектура
- Информационный дизайн
- Промышленный дизайн
- Учебный дизайн
- Дизайн взаимодействия
- Дизайн интерьера
- Ландшафтная архитектура
- Световой дизайн
- Модульная конструкция
- Графический дизайн
- Организационный дизайн
- Проектирование процесса
- Дизайн продукта
- Производственный дизайн
- Дизайн недвижимости
- Живописный дизайн
- Сервис-дизайн
- Социальный дизайн
- Разработка программного обеспечения
- Звуковой дизайн
- Пространственный дизайн
- Стратегический дизайн
- Архитектура систем
- Проектирование систем
- Системное моделирование
- Тип конструкции
- Городской дизайн
- Дизайн пользовательского опыта
- Дизайн пользовательского интерфейса
- Вексиллография
- Веб-дизайн
См. также [ править ]
- Обучение на основе дизайна
- Методы проектирования
- Дизайнерские исследования
- Наука о дизайне
- Теория дизайна
- Дизайнерское мышление
- Музеи дизайна
- Прототипирование дизайна
- Дизайн, основанный на фактических данных
- Список наград в области дизайна
- Глобальная база данных проектов
- Элементы и принципы визуального дизайна
Ссылки [ править ]
- ^ Словарные значения в Кембриджском словаре американского английского языка , на Dictionary.com (особенно значения 1–5 и 7–8) и на AskOxford (особенно глаголы).
- ^ «Величайшие проекты современности» . Удача . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Саймон, Герберт А. (1969). Науки об искусственном (первое изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 54.
- ^ Кросс, Найджел (2011). Дизайн-мышление: понимание того, как думают и работают дизайнеры . Берг. стр. 3 и 140. ISBN. 978-1-84788-846-4 .
- ^ Хескетт, Джон (1963) Промышленный дизайн . Темза и Гудзон.
- ^ Хуппац, диджей (2015). «Глобализация истории дизайна и глобальная история дизайна» . Журнал истории дизайна . 28 (2): 182–202. дои : 10.1093/jdh/epv002 . ISSN 0952-4649 . JSTOR 43831904 .
- ^ Марголин, Виктор (1 апреля 2009 г.). «Дизайн в истории» . Проблемы дизайна . 25 (2): 94–105. дои : 10.1162/desi.2009.25.2.94 . eISSN 1531-4790 . ISSN 0747-9360 . S2CID 57562456 .
- ^ Нейлор, Джиллиан (1985). Переоценка Баухауза . Герберт Пресс. ISBN 0906969301 .
- ^ Кросс, Найджел (1982). «Дизайн как дисциплина: дизайнерские способы познания» . Дизайнерские исследования . 3 (4): 221–227. дои : 10.1016/0142-694X(82)90040-0 .
- ^ Койн, Ричард (1990). «Логика проектных действий» . Системы, основанные на знаниях . 3 (4): 242–257. дои : 10.1016/0950-7051(90)90103-о . ISSN 0950-7051 . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 г. Проверено 01 октября 2020 г.
- ^ Дорст, Кес; Дейхуис, Джудит (1995). «Сравнение парадигм описания проектной деятельности» . Дизайнерские исследования . 16 (2): 261–274. дои : 10.1016/0142-694X(94)00012-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брукс, Ф.П. (2010). Дизайн дизайна: очерки компьютерного ученого . Пирсон Образование. ISBN 9780321702067 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шен, Д.А. (1983) Рефлексивный практик: Как профессионалы думают в действии , Basic Books, США. ISBN 978-0465068784
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ральф, П. (2010) «Сравнение двух теорий процесса разработки программного обеспечения». Международная конференция по исследованиям в области дизайна в информационных системах и технологиях (DESRIST 2010), Спрингер, Санкт-Галлен, Швейцария, стр. 139–153. дои : 10.1007/978-3-642-13335-0_10 .
- ^ Дорст, Кес; Кросс, Найджел (2001). «Творчество в процессе проектирования: коэволюция проблемы и решения» (PDF) . Дизайнерские исследования . 22 (5): 425–437. дои : 10.1016/S0142-694X(01)00009-6 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2019 г. Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Ньюэлл А. и Саймон Х. (1972) Решение человеческих проблем , Prentice-Hall, Inc.
- ^ Саймон, HA (1996) Науки об искусственном. Архивировано 17 декабря 2013 г. в Wayback Machine , MIT Press, Кембридж, Массачусетс, США. п. 111. ISBN 0-262-69191-4 .
- ^ Пал, Г., и Бейтц, В. (1996) Инженерное проектирование: системный подход. Архивировано 17 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Springer-Verlag, Лондон. ISBN 3-540-19917-9 .
- ^ Ройс, WW (1970) «Управление разработкой больших программных систем: концепции и методы», Архивировано 2 октября 2020 г. в Wayback Machine Proceedings of Wescon.
- ^ Бурк П. и Дюпюи Р. (ред.) (2004) Путеводитель по знаниям в области разработки программного обеспечения. Архивировано 24 января 2012 г. в Wayback Machine (SWEBOK). Издательство компьютерного общества IEEE, ISBN 0-7695-2330-7 .
- ^ Паль Г., Бейтц В., Фельдхузен Дж. и Гроте К.-Х. (2007) Инженерное проектирование: системный подход. Архивировано 17 декабря 2013 г. в Wayback Machine , (3-е изд.), Springer-Verlag, ISBN 1-84628-318-3 .
- ^ Мельник, Анна. Под властью разума . Краковский технологический университет. Архивировано из оригинала 27 августа 2022 г. Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Кондреа, Ионут; Ботезату, К.; Слэтинеану, Л.; Ороян, Б. (февраль 2021 г.). «Разработка исходных требований в проектной деятельности» . Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия . 1037 (1): 012002. Бибкод : 2021MS&E.1037a2002S . дои : 10.1088/1757-899X/1037/1/012002 . S2CID 234019940 .
- ^ Кросс, Н. (2006). Т211 Проектирование и проектирование: Блок 2 , с. 99. Милтон Кейнс: Открытый университет.
- ^ Уллман, Дэвид Г. (2009) Процесс механического проектирования , Mc Graw Hill, 4-е издание ISBN 0-07-297574-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кросс Н., Дорст К. и Рузенбург Н. (1992) Исследования в области дизайнерского мышления , издательство Делфтского университета, Делфт. ISBN 90-6275-796-0 .
- ^ Маккракен, Д.Д.; Джексон, Массачусетс (1982). «Концепция жизненного цикла считается вредной» . Заметки по разработке программного обеспечения ACM SIGSOFT . 7 (2): 29–32. дои : 10.1145/1005937.1005943 . S2CID 9323694 . Архивировано из оригинала 12 августа 2012 г. Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Бек, К., Бидл, М., ван Беннекум, А., Кокберн, А., Каннингем, В., Фаулер, М., Греннинг, Дж., Хайсмит, Дж., Хант, А., Джеффрис, Р. ., Керн Дж., Марик Б., Мартин Р.К., Меллор С., Швабер К., Сазерленд Дж. и Томас Д. (2001). Манифест по гибкой разработке программного обеспечения. Архивировано 27 марта 2021 г. в Wayback Machine .
- ^ Труекс, Д.; Баскервиль, Р.; и Трэвис Дж. (2000). «Разработка методических систем: отложенное значение методов разработки систем». Бухгалтерский учет, менеджмент и информационные технологии . 10 (1): 53–79. дои : 10.1016/S0959-8022(99)00009-0 .
- ^ Фасте, Трюгве; Фасте, Хокон (15 августа 2012 г.). «Демистификация «дизайнерских исследований»: дизайн — это не исследование, исследование — это дизайн» (PDF) . Общество промышленных дизайнеров Америки . Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2022 г. Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Фишер, Томас «Загадка дизайна. Типографская метафора загадочных процессов, включая проектирование», в: Т. Фишер, К. Де Бисвас, Дж. Дж. Хэм, Р. Нака, В. К. Хуанг, Beyond Codes and Pixels: Proceedings of the 17th International. Конференция по исследованиям в области компьютерного архитектурного проектирования в Азии , с. 686
- ^ Андерсон, Джейн (2011) Архитектурное проектирование , Основы архитектуры 03, Лозанна, Академия AVA, стр. 40. ISBN 978-2-940411-26-9 .
- ^ Лаборатория, MIT Media (16 июля 2015 г.). «Представляем премию Медиа-лаборатории» .
- ^ Данн, Энтони; Раби, Фиона (6 декабря 2013 г.). Спекулятивное все: дизайн, фантастика и социальные мечты . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-01984-2 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Малпасс, Мэтт (весна 2015 г.). «Критика и функции в практике критического проектирования» (PDF) . Проблемы дизайна . 31 (2): 59–71. дои : 10.1162/DESI_a_00322 . S2CID 57571804 .
- ^ Канаани, Митра (2023). Компаньон Routledge для экологического дизайнерского мышления: здоровое экотопическое видение архитектуры и урбанизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-1-003-18318-1 . OCLC 1332789897 . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 г. Проверено 19 августа 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ ван дер Рин, Сим; Коуэн, Стюарт (1996). Введение в экологический дизайн . Вашингтон, округ Колумбия: Island Press. ISBN 978-1-59726-140-1 .
- ^ Шефер М., Лёвер М. Экодизайн — Обзор обзоров. Устойчивость. 2021 год; 13(1):315. doi.org/10.3390/su13010315
- ^ Льюис, Таня (апрель 2008 г.). «Преобразование граждан? Зеленая политика и этическое потребление на телевидении, посвященном образу жизни» . Континуум: Журнал медиа и культурных исследований . 22 (2): 227–240. дои : 10.1080/10304310701864394 . S2CID 144299069 .
- ^ Сандерс, Элизабет Б.-Н.; Стейперс, Питер Ян (2008). «Сотворчество и новый ландшафт дизайна» . Кодизайн . 4 (1): 5–18. дои : 10.1080/15710880701875068 . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Митчелл, Вэл; Росс, Трейси; Симс, Рут; Паркер, Кристофер Дж. (2015). «Эмпирическое исследование влияния использования методов совместного проектирования при разработке предложений по устойчивым решениям для путешествий» . Кодизайн . 12 (4): 205–220. дои : 10.1080/15710882.2015.1091894 .
- ^ Тришлер, Якоб; Перван, Саймон Дж.; Келли, Стивен Дж.; Скотт, Дон Р. (2018). «Ценность коддизайна» . Журнал сервисных исследований . 21 : 75–100. дои : 10.1177/1094670517714060 .
- ^ Кросс, Найджел (1 июня 1993 г.). «Методология науки и дизайна: обзор» . Исследования в области инженерного проектирования . 5 (2): 63–69. дои : 10.1007/BF02032575 . ISSN 1435-6066 . S2CID 110223861 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Защитные маски и маски с клапанами неэффективны против распространения COVID-19: исследование» . физ.орг . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Верма, Сиддхартха; Дханак, Манхар; Франкенфилд, Джон (1 сентября 2020 г.). «Визуализация рассеивания капель для лицевых щитков и масок с клапанами выдоха» . Физика жидкостей . 32 (9): 091701. arXiv : 2008.00125 . Бибкод : 2020ФФл...32и1701В . дои : 10.1063/5.0022968 . ISSN 1070-6631 . ПМЦ 7497716 . ПМИД 32952381 .
- ^ «Маски для лица замедляют распространение COVID-19; типы масок и длительность использования имеют значение» . физ.орг . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Кумар, Санджай; Ли, Хоу Пуэ (李孝培) (1 ноября 2020 г.). «Перспектива поведения потока жидкости респираторных капель и аэрозолей через лицевые маски в контексте SARS-CoV-2» . Физика жидкостей . 32 (11): 111301. arXiv : 2010.06385 . Бибкод : 2020ФФл...32к1301К . дои : 10.1063/5.0029767 . ISSN 1070-6631 . ПМЦ 7713871 . ПМИД 33281434 .
- ^ Сегельстрем, Фабиан; Райджмейкерс, Бас; Холмлид, Стефан (январь 2009 г.). «Думая и занимаясь этнографией в дизайне услуг» (PDF) . Университет Линчепинга, факультет компьютерных и информационных наук . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ Буур, Джейкоб; Биндер, Томас; Брандт, Ева (1 января 2000 г.). «Выход видео за рамки «достоверных данных» в дизайне, ориентированном на пользователя» . Совместная конференция по дизайну .
- ^ Холмлид, Стефан (27 мая 2007 г.). «Творчество» . Нордес . Нордес 2007: Запросы на дизайн. 1 (2). дои : 10.21606/nordes.2007.031 . ISBN 9781912294466 . ISSN 1604-9705 . S2CID 109110352 – через nordes.org в материалах Скандинавской конференции по исследованию дизайна, Design Inquiries.
- ^ София, Паркер; Хипи, Джо (1 июля 2006 г.). «Путешествие к интерфейсу: как дизайн государственных услуг может привлечь пользователей к реформам» (PDF) . Демо .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Марголин, Виктор. Всемирная история дизайна . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic, 2015. (2 тома). ISBN 9781472569288 .
- Райзман, Дэвид Сет (12 ноября 2003 г.). История современного дизайна . Пирсон. ISBN 978-0131830400 .