Jump to content

Сенсорный дизайн

Сенсорный дизайн направлен на то, чтобы установить общую диагностику сенсорного восприятия продукта и определить соответствующие средства для его проектирования или изменения дизайна на этой основе. Он предполагает наблюдение за разнообразными и меняющимися ситуациями, в которых используется данный продукт или объект, с целью измерения общего мнения пользователей о продукте, его положительных и отрицательных аспектах с точки зрения тактильности , внешнего вида , звука и так далее.

Сенсорная оценка направлена ​​на количественную оценку и систематическое описание всех человеческих восприятий при столкновении с продуктом или объектом. В отличие от традиционного лабораторного анализа, сенсорный анализ продукта проводится либо группой обученных тестировщиков , либо с помощью специализированного испытательного оборудования, предназначенного для имитации восприятия человека.

Результат позволяет исследователям составить список спецификаций и сформулировать точные и количественные требования. Они применяются к материалам и объектам с использованием различных критериев:

Использование в транспорте [ править ]

В транспортной сфере сенсорный анализ иногда преобразуется в незначительные улучшения дизайна салона транспортного средства, информационной системы или среды станции, чтобы сгладить некоторые острые углы путешествия. [1] Например, для создания более приятного запаха в купе поезда можно использовать специализированное оборудование для очистки воздуха. [2]

Использование в пищевой промышленности и производстве напитков [ править ]

Сенсорный дизайн играет решающую роль в современной индустрии продуктов питания и напитков . [3] Производители продуктов питания и напитков стараются поддерживать особые сенсорные ощущения. Помимо запаха и вкуса, цвет (например, спелых фруктов) [4] и текстура пищи (например, картофельных чипсов) также важны. Даже окружающая среда важна, поскольку «Цвет влияет на аппетит, по сути, на вкус еды». [2]

Еда — это мультисенсорный опыт, в котором все пять чувств (зрение, осязание, звук, обоняние и вкус) объединяются, чтобы создать сильные воспоминания. [5]

В маркетинге продуктов питания цель маркетологов состоит в том, чтобы разработать свою продукцию так, чтобы эти продукты питания и напитки стимулировали как можно больше чувств покупателей.

В ресторанах многие сенсорные аспекты, такие как дизайн интерьера (видение), текстура стульев и столов (осязание), фоновая музыка и уровень шума (звук), открытость кухни и сцены приготовления пищи (запах и зрение), а также Конечно, сама еда (вкус) — все это собирается вместе, прежде чем клиент решит, нравится ли ему или ей этот опыт и хочет ли он вернуться к нему еще раз. [6]

Вестибулярная система чувств, «шестое чувство».

Если раньше мультисенсорный опыт относился лишь к нескольким категориям, то в наши дни спектр расширился, чтобы признать важность сенсорного дизайна. Раньше еда рассматривалась исключительно как вкусовой опыт. Теперь, когда мультисенсорность продуктов питания стала известна, маркетологи продуктов питания и рестораны больше внимания уделяют предоставлению услуг, выходящих за рамки чувства вкуса.

В недавних исследованиях в отношении еды была подчеркнута роль вестибулярного чувства — системы, которая способствует ощущению равновесия и пространства. Исследования показывают, что вестибулярные чувства, которые часто называют «шестым чувством», проявляются в позах людей во время еды, могут формировать их восприятие еды. В целом люди склонны оценивать еду как более вкусную, когда едят ее сидя, а не стоя. Исследователи пришли к выводу, что восприятие еды и вестибулярная система являются результатом разного уровня стресса, вызванного различными позами.

в архитектуре Использование

Подобно еде, которую раньше рассматривали просто как вкусовой опыт, архитектура в прошлом подчинялась только зрительному восприятию, поэтому большая часть архитектурных продуктов основывалась на визуальных формах фотографий или телевидения. Напротив, архитектура стала мультисенсорным опытом, в котором люди посещают архитектурные объекты и ощущают различные сенсорные аспекты, такие как текстура здания, фоновый шум и запах окружающей среды, а также общий вид здания в целом. согласованность с природой и местностью. [7]

Кроме того, в области архитектуры существует тип дизайна, называемый «отзывчивая архитектура», то есть дизайн, который взаимодействует с людьми. [8] Такая архитектура может улучшить образ жизни жильцов, если правильно применить сенсорный дизайн. Например, если адаптивная архитектура помогает пассажиру с целью больше тренироваться, сенсорный дизайн может расположить стимулы окружающей среды во времени вдоль пути пассажира, подобно тому, как пространство может служить для питания пассажиров через их чувства, чтобы вдохновлять и обучать физическим упражнениям всего за несколько минут. в нужное время и в правильном направлении. [8] Когда дело доходит до восприятия архитектуры, наши зрительные чувства играют лишь незначительную роль. [9] Именно поэтому, когда архитекторы проектируют, им нужно думать об опыте «после момента», а не просто об опыте «в данный момент» для жильцов.

Технологии сенсорного дизайна

Хотя классически они ограничиваются восприятием обученных экспертов по сенсорным ощущениям, достижения в области датчиков и вычислений позволили получать, количественно оценивать и передавать объективные количественные измерения сенсорной информации, что приводит к улучшению коммуникации при проектировании, переводу от прототипа к производству и обеспечению качества. Сенсорные области, которые были объективно оценены количественно, включают зрение, осязание и обоняние.

Видение [ править ]

В сенсорном дизайне в зрении учитываются как свет, так и цвет. Ранние измерители освещенности (называемые измерителями экстинкции) полагались на человеческий глаз для измерения и количественного определения количества света . Впоследствии аналоговые и цифровые люксметры стали популяризироваться в фотографии. Работа Лоуренса Герберта в 1960-х годах привела к систематическому сочетанию образцов освещения и цвета, необходимых для количественной оценки цветов человеческим глазом. Это стало основой системы соответствия Pantone . Сочетание этого со специализированными люксметрами позволило изобрести и популяризировать цифровые измерители цвета.

Нажмите [ изменить ]

Осязание играет важную роль в различных продуктах и ​​все чаще учитывается в дизайне продуктов и маркетинговых усилиях, что привело к более научному подходу к тактильному дизайну и маркетингу. [10] Классическая область трибологии разработала различные тесты для оценки взаимодействующих поверхностей в относительном движении с упором на измерение трения, смазки и износа. Однако эти измерения не коррелируют с человеческими. восприятие. [11]

Альтернативные методы оценки ощущения материалов были впервые популяризированы в результате работы, начатой ​​в Киотском университете. [12] Система оценки Кавабата разработала шесть измерений. [13] о том, как ощущаются ткани. Профили SynTouch Haptics [14] Создан системой измерения тактильных ощущений SynTouch Toccare, которая включает в себя биомиметический тактильный датчик для количественной оценки 15 измерений прикосновения на основе психофизических исследований, проведенных с более чем 3000 материалов. [11]

Запах [ править ]

Измерение запахов по-прежнему остается сложной задачей. Были опробованы различные методы, но «большинство измерений имели субъективный компонент, который делает их анахронизмом по сравнению с современной методологией экспериментальной науки о поведении, неопределенными в отношении степени индивидуальных различий, непригодными для инфра-людей и недоказанной способности различать небольшие различия». [15] Предлагаются новые методы роботизированного исследования запаха. [16]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Кингсли, Ник. «Железнодорожный вестник: Sensolab стимулирует внутренние эксперименты» .
  2. ^ Jump up to: а б Леоне, Кэтрин. «Приди в себя» . Международная ассоциация дизайнеров интерьера . Проверено 9 марта 2016 г.
  3. ^ Московиц, Ховард (3 апреля 2012 г.). Сенсорные и потребительские исследования в области дизайна и разработки пищевых продуктов (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0-8138-1366-0 .
  4. ^ Мендоса, Фернандо (2006). «Калиброванные измерения цвета сельскохозяйственных продуктов с использованием анализа изображений». Послеуборочная биология и технология . 41 (3): 285–295. doi : 10.1016/j.postharvbio.2006.04.004 .
  5. ^ Гарг, Парт (30 июля 2019 г.). «Как мультисенсорный дизайн может помочь вам создать незабываемые впечатления» . Середина . Проверено 3 июня 2020 г.
  6. ^ Барон, Кортни. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  7. ^ «Понимание архитектуры». План, нет. 358, 2018, стр. 38-42,45. ПроКвест   2042167099 .
  8. ^ Jump up to: а б «Как сенсорный дизайн может помочь адаптивной архитектуре стать более эффективной» . www.mlldesignlab.com . Проверено 3 июля 2020 г.
  9. ^ «Эта неделя в архитектуре: больше, чем визуальное» . АрчДэйли . 20 октября 2018 г. Проверено 3 июля 2020 г.
  10. ^ Спенс, Чарльз (3 марта 2015 г.). «Мультисенсорный дизайн: обращение к потребителю» . Психология и маркетинг . 28 (3): 267–308. дои : 10.1002/март 20392 .
  11. ^ Jump up to: а б Фишел, Джереми (18 июня 2012 г.). «Байесовское исследование для интеллектуальной идентификации текстур» . Границы нейроробототехники . 6 :4. дои : 10.3389/fnbot.2012.00004 . ПМЦ   3389458 . ПМИД   22783186 .
  12. ^ «Система оценки тканей Кавабата» . Лаборатория Кавабата . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 г.
  13. ^ Лэхи, Тимоти (2002). «Моделирование гистерезиса при изгибе тканей» (PDF) : 17–21. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  14. ^ «Тактильная характеристика» . СинТач . Проверено 9 марта 2016 г.
  15. ^ Мудрый, Пол (2000). «Количественная оценка качества запаха» . Химические чувства . 25 (4): 429–443. дои : 10.1093/chemse/25.4.429 . ПМИД   10944507 .
  16. ^ Лаутфи, Эми (8 июня 2006 г.). «Нюхай, думай и действуй: когнитивный робот, различающий запахи». Автономные роботы . 20 (3): 239–249. дои : 10.1007/s10514-006-7098-8 . S2CID   12928304 .

Библиография [ править ]

  • Джой Монис Малнар и Фрэнк Водварка, Сенсорный дизайн (Миннеаполис: University of Minnesota Press, 2004). ISBN   0-8166-3959-0
  • (на французском языке) Луиза Боннами, Жан-Франсуа Бассеро, Режин Шарве-Пелло. Сенсорный дизайн. Инженерные технологии, 2009
  • (на французском языке) Жан-Франсуа Бассеро, Режин Шарве-Пелло. Словарь чувственных слов. Париж, Tec & Doc – Editions Lavoisier, 2011, 544 стр. ISBN   2-7430-1277-3

См. также [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98c61b6f887991106bb9a6aa0ec07aa1__1706099160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/a1/98c61b6f887991106bb9a6aa0ec07aa1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sensory design - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)