Сенсорный дизайн
Сенсорный дизайн направлен на то, чтобы установить общую диагностику сенсорного восприятия продукта и определить соответствующие средства для его проектирования или изменения дизайна на этой основе. Он предполагает наблюдение за разнообразными и меняющимися ситуациями, в которых используется данный продукт или объект, с целью измерения общего мнения пользователей о продукте, его положительных и отрицательных аспектах с точки зрения тактильности , внешнего вида , звука и так далее.
Сенсорная оценка направлена на количественную оценку и систематическое описание всех человеческих восприятий при столкновении с продуктом или объектом. В отличие от традиционного лабораторного анализа, сенсорный анализ продукта проводится либо группой обученных тестировщиков , либо с помощью специализированного испытательного оборудования, предназначенного для имитации восприятия человека.
Результат позволяет исследователям составить список спецификаций и сформулировать точные и количественные требования. Они применяются к материалам и объектам с использованием различных критериев:
- Осязание , текстуры, податливость, трение.
- Цвет зрения , яркость, форма, узор.
- Звуки и движения, возникающие при обращении с продуктом;
- Запах ;
- Вкус ;
- Температура и воспринимаемые тепловые свойства
Использование в транспорте [ править ]
В транспортной сфере сенсорный анализ иногда преобразуется в незначительные улучшения дизайна салона транспортного средства, информационной системы или среды станции, чтобы сгладить некоторые острые углы путешествия. [1] Например, для создания более приятного запаха в купе поезда можно использовать специализированное оборудование для очистки воздуха. [2]
Использование в пищевой промышленности и производстве напитков [ править ]
Сенсорный дизайн играет решающую роль в современной индустрии продуктов питания и напитков . [3] Производители продуктов питания и напитков стараются поддерживать особые сенсорные ощущения. Помимо запаха и вкуса, цвет (например, спелых фруктов) [4] и текстура пищи (например, картофельных чипсов) также важны. Даже окружающая среда важна, поскольку «Цвет влияет на аппетит, по сути, на вкус еды». [2]
Еда — это мультисенсорный опыт, в котором все пять чувств (зрение, осязание, звук, обоняние и вкус) объединяются, чтобы создать сильные воспоминания. [5]
В маркетинге продуктов питания цель маркетологов состоит в том, чтобы разработать свою продукцию так, чтобы эти продукты питания и напитки стимулировали как можно больше чувств покупателей.
В ресторанах многие сенсорные аспекты, такие как дизайн интерьера (видение), текстура стульев и столов (осязание), фоновая музыка и уровень шума (звук), открытость кухни и сцены приготовления пищи (запах и зрение), а также Конечно, сама еда (вкус) — все это собирается вместе, прежде чем клиент решит, нравится ли ему или ей этот опыт и хочет ли он вернуться к нему еще раз. [6]
Если раньше мультисенсорный опыт относился лишь к нескольким категориям, то в наши дни спектр расширился, чтобы признать важность сенсорного дизайна. Раньше еда рассматривалась исключительно как вкусовой опыт. Теперь, когда мультисенсорность продуктов питания стала известна, маркетологи продуктов питания и рестораны больше внимания уделяют предоставлению услуг, выходящих за рамки чувства вкуса.
В недавних исследованиях в отношении еды была подчеркнута роль вестибулярного чувства — системы, которая способствует ощущению равновесия и пространства. Исследования показывают, что вестибулярные чувства, которые часто называют «шестым чувством», проявляются в позах людей во время еды, могут формировать их восприятие еды. В целом люди склонны оценивать еду как более вкусную, когда едят ее сидя, а не стоя. Исследователи пришли к выводу, что восприятие еды и вестибулярная система являются результатом разного уровня стресса, вызванного различными позами.
в архитектуре Использование
Подобно еде, которую раньше рассматривали просто как вкусовой опыт, архитектура в прошлом подчинялась только зрительному восприятию, поэтому большая часть архитектурных продуктов основывалась на визуальных формах фотографий или телевидения. Напротив, архитектура стала мультисенсорным опытом, в котором люди посещают архитектурные объекты и ощущают различные сенсорные аспекты, такие как текстура здания, фоновый шум и запах окружающей среды, а также общий вид здания в целом. согласованность с природой и местностью. [7]
Кроме того, в области архитектуры существует тип дизайна, называемый «отзывчивая архитектура», то есть дизайн, который взаимодействует с людьми. [8] Такая архитектура может улучшить образ жизни жильцов, если правильно применить сенсорный дизайн. Например, если адаптивная архитектура помогает пассажиру с целью больше тренироваться, сенсорный дизайн может расположить стимулы окружающей среды во времени вдоль пути пассажира, подобно тому, как пространство может служить для питания пассажиров через их чувства, чтобы вдохновлять и обучать физическим упражнениям всего за несколько минут. в нужное время и в правильном направлении. [8] Когда дело доходит до восприятия архитектуры, наши зрительные чувства играют лишь незначительную роль. [9] Именно поэтому, когда архитекторы проектируют, им нужно думать об опыте «после момента», а не просто об опыте «в данный момент» для жильцов.
Технологии сенсорного дизайна
Хотя классически они ограничиваются восприятием обученных экспертов по сенсорным ощущениям, достижения в области датчиков и вычислений позволили получать, количественно оценивать и передавать объективные количественные измерения сенсорной информации, что приводит к улучшению коммуникации при проектировании, переводу от прототипа к производству и обеспечению качества. Сенсорные области, которые были объективно оценены количественно, включают зрение, осязание и обоняние.
Видение [ править ]
В сенсорном дизайне в зрении учитываются как свет, так и цвет. Ранние измерители освещенности (называемые измерителями экстинкции) полагались на человеческий глаз для измерения и количественного определения количества света . Впоследствии аналоговые и цифровые люксметры стали популяризироваться в фотографии. Работа Лоуренса Герберта в 1960-х годах привела к систематическому сочетанию образцов освещения и цвета, необходимых для количественной оценки цветов человеческим глазом. Это стало основой системы соответствия Pantone . Сочетание этого со специализированными люксметрами позволило изобрести и популяризировать цифровые измерители цвета.
Нажмите [ изменить ]
Осязание играет важную роль в различных продуктах и все чаще учитывается в дизайне продуктов и маркетинговых усилиях, что привело к более научному подходу к тактильному дизайну и маркетингу. [10] Классическая область трибологии разработала различные тесты для оценки взаимодействующих поверхностей в относительном движении с упором на измерение трения, смазки и износа. Однако эти измерения не коррелируют с человеческими. восприятие. [11]
Альтернативные методы оценки ощущения материалов были впервые популяризированы в результате работы, начатой в Киотском университете. [12] Система оценки Кавабата разработала шесть измерений. [13] о том, как ощущаются ткани. Профили SynTouch Haptics [14] Создан системой измерения тактильных ощущений SynTouch Toccare, которая включает в себя биомиметический тактильный датчик для количественной оценки 15 измерений прикосновения на основе психофизических исследований, проведенных с более чем 3000 материалов. [11]
Запах [ править ]
Измерение запахов по-прежнему остается сложной задачей. Были опробованы различные методы, но «большинство измерений имели субъективный компонент, который делает их анахронизмом по сравнению с современной методологией экспериментальной науки о поведении, неопределенными в отношении степени индивидуальных различий, непригодными для инфра-людей и недоказанной способности различать небольшие различия». [15] Предлагаются новые методы роботизированного исследования запаха. [16]
Ссылки [ править ]
- ^ Кингсли, Ник. «Железнодорожный вестник: Sensolab стимулирует внутренние эксперименты» .
- ^ Jump up to: а б Леоне, Кэтрин. «Приди в себя» . Международная ассоциация дизайнеров интерьера . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Московиц, Ховард (3 апреля 2012 г.). Сенсорные и потребительские исследования в области дизайна и разработки пищевых продуктов (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-8138-1366-0 .
- ^ Мендоса, Фернандо (2006). «Калиброванные измерения цвета сельскохозяйственных продуктов с использованием анализа изображений». Послеуборочная биология и технология . 41 (3): 285–295. doi : 10.1016/j.postharvbio.2006.04.004 .
- ^ Гарг, Парт (30 июля 2019 г.). «Как мультисенсорный дизайн может помочь вам создать незабываемые впечатления» . Середина . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Барон, Кортни.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Понимание архитектуры». План, нет. 358, 2018, стр. 38-42,45. ПроКвест 2042167099 .
- ^ Jump up to: а б «Как сенсорный дизайн может помочь адаптивной архитектуре стать более эффективной» . www.mlldesignlab.com . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Эта неделя в архитектуре: больше, чем визуальное» . АрчДэйли . 20 октября 2018 г. Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Спенс, Чарльз (3 марта 2015 г.). «Мультисенсорный дизайн: обращение к потребителю» . Психология и маркетинг . 28 (3): 267–308. дои : 10.1002/март 20392 .
- ^ Jump up to: а б Фишел, Джереми (18 июня 2012 г.). «Байесовское исследование для интеллектуальной идентификации текстур» . Границы нейроробототехники . 6 :4. дои : 10.3389/fnbot.2012.00004 . ПМЦ 3389458 . ПМИД 22783186 .
- ^ «Система оценки тканей Кавабата» . Лаборатория Кавабата . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 г.
- ^ Лэхи, Тимоти (2002). «Моделирование гистерезиса при изгибе тканей» (PDF) : 17–21.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Тактильная характеристика» . СинТач . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Мудрый, Пол (2000). «Количественная оценка качества запаха» . Химические чувства . 25 (4): 429–443. дои : 10.1093/chemse/25.4.429 . ПМИД 10944507 .
- ^ Лаутфи, Эми (8 июня 2006 г.). «Нюхай, думай и действуй: когнитивный робот, различающий запахи». Автономные роботы . 20 (3): 239–249. дои : 10.1007/s10514-006-7098-8 . S2CID 12928304 .
Библиография [ править ]
- Джой Монис Малнар и Фрэнк Водварка, Сенсорный дизайн (Миннеаполис: University of Minnesota Press, 2004). ISBN 0-8166-3959-0
- (на французском языке) Луиза Боннами, Жан-Франсуа Бассеро, Режин Шарве-Пелло. Сенсорный дизайн. Инженерные технологии, 2009
- (на французском языке) Жан-Франсуа Бассеро, Режин Шарве-Пелло. Словарь чувственных слов. Париж, Tec & Doc – Editions Lavoisier, 2011, 544 стр. ISBN 2-7430-1277-3