Парадигма дизайна
Понятие парадигмы дизайна происходит от довольно неоднозначной идеи парадигмы, берущей свое начало в социологии науки , которая несет в себе как минимум два основных значения:
- Как модели , архетипы или типичные примеры решения проблем. В этом смысле «парадигматический дизайн» относится к дизайнерскому решению, которое сообщество считает успешным и влиятельным. Обычно успех связан с долей рынка или какой-либо другой мерой популярности, но это не обязательно так. Например, eMate и другие устройства Apple Newton можно считать образцовыми из-за их влияния на последующие разработки, несмотря на их коммерческий провал.
- Как и социологические парадигмы , парадигма дизайна — это совокупность убеждений, правил, знаний и т. д., которая справедлива для конкретного дизайнерского сообщества. Здесь парадигма — это не конкретное решение, а, скорее, лежащая в основе система идей, которая делает ряд решений «нормальными» или «очевидными». Текущим примером является ноутбук: по состоянию на 2010 год парадигма дизайна ноутбуков включает портативный компьютерный блок, состоящий из QWERTY -клавиатуры, шарнирного экрана и т. д. Более того, предполагается, что такое устройство будет полезно в таких задачах, как образование, как в One Проект «Ноутбук для каждого ребенка» .
В то время как первое значение «парадигмы дизайна» относится к образцовым дизайнерским решениям, которые создают «тенденции дизайна», второе значение относится к тому, что группа людей ожидает от определенного типа дизайнерских решений.
Термин «парадигма дизайна» используется в дизайнерских профессиях, включая архитектуру , промышленный дизайн и инженерный дизайн, для обозначения архетипического решения. Таким образом, швейцарский армейский нож дизайна — это парадигма , иллюстрирующая концепцию единого объекта, который меняет конфигурацию для решения ряда проблем.
Парадигмы дизайна были представлены в ряде книг, включая «Парадигмы дизайна: справочник по творческой визуализации» Уоррена Уэйка, [1] и обсуждается в книге «Парадигмы проектирования: истории ошибок и суждений в инженерии», но никогда не определялся Генри Петроски . [2] Эта концепция близка к шаблону проектирования, придуманному Кристофером Александром в книге «Язык шаблонов» . [3]
Парадигмы дизайна могут использоваться либо для описания проектного решения, либо как подход к решению проектных задач. Решение проблем происходит посредством процесса абстракции и характеристики проектных решений с последующей категоризацией по типам решения проблем. Этот подход сродни использованию метафоры в языке; метафоры используются, чтобы помочь объяснить новые или незнакомые концепции, а также объединить проблему, которую мы понимаем, и проблему, которую мы не понимаем. Тогда парадигмы дизайна можно рассматривать как метафоры более высокого порядка; как часто трехмерная дистилляция рабочих отношений между частями, между группами вещей, между известным и неизвестным. В этом смысле мост представляет собой парадигму связи между известным и неизвестным, и функциональный эквивалент физического моста, следовательно, используется во многих областях, от компьютерного оборудования до музыкальной композиции.
Концепция парадигм проектирования оказалась настолько мощной в традиционных областях дизайна, что вдохновила отрасль информатики , где вычислительные аналогии парадигм проектирования обычно называются шаблонами проектирования программного обеспечения . Однако важно отметить, что в дизайнерских профессиях термин «шаблон проектирования» обычно описывает двухмерную структуру, тогда как термин «парадигма дизайна» (или модель) обычно подразумевает более высокий порядок, имеющий 3 или более измерений. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Уэйк, Уоррен (2000). Парадигмы дизайна: справочник по творческой визуализации . ISBN 0-471-29976-6 .
- ^ Петроски, Генри (1994). Парадигмы проектирования: истории ошибок и суждений в инженерии . ISBN 0-521-46649-0 .
- ^ Александр, Кристофер (1978). Язык шаблонов . ISBN 0-19-501919-9 .