Социология научного знания

Часть серии о |
Социология |
---|
![]() |
Часть серии о |
Наука |
---|
Это подсерия по философии . Чтобы изучить соответствующие темы, посетите навигацию . |
Социология научного знания ( SSK ) — это исследование науки как социальной деятельности, особенно касающееся «социальных условий и последствий науки, а также социальных структур и процессов научной деятельности». [1] Социология научного невежества (ССИ) дополняет социологию научного знания. [2] [3] Для сравнения: социология знания изучает влияние человеческого знания и преобладающих идей на общество, а также отношения между знанием и социальным контекстом, в котором оно возникает.
Социологи научного знания изучают развитие научной области и пытаются выявить точки непредвиденных обстоятельств или гибкости интерпретации, где присутствуют двусмысленности. [4] Такие различия могут быть связаны с различными политическими , историческими , культурными или экономическими факторами. Важно отметить, что эта область не ставит своей целью пропаганду релятивизма или нападки на научный проект; задача исследователя — объяснить, почему та или иная интерпретация имеет успех в силу внешних социальных и исторических обстоятельств.
Эта область возникла в конце 1960-х и начале 1970-х годов и поначалу была почти исключительно британской практикой. Другие первые центры развития этой области находились во Франции, Германии и США (особенно в Корнельском университете ). [5] Среди основных теоретиков - Барри Барнс , Дэвид Блур , Сал Рестиво , Рэндалл Коллинз , Гастон Башляр , Гарри Коллинз , Карин Норр Цетина , Пол Фейерабенд , Стив Фуллер , Мартин Куш , Бруно Латур , Майк Малкей , Дерек Дж. де Солла Прайс , Люси Сушман и Ансельм Штраус .
Программы и школы [ править ]
Социология научного знания в ее англоязычных версиях возникла в 1970-х годах в сознательной оппозиции социологии науки, связанной с американцем Робертом К. Мертоном , которого обычно считают одним из основополагающих авторов в области социологии науки. Мертоновская теория была своего рода «социологией учёных», которая оставила когнитивное содержание науки вне социологического анализа; SSK, напротив, стремился предоставить социологические объяснения самих научных идей, опираясь на некоторые аспекты работы Людвика Флека . [6] [7] Томас С. Кун , [8] но особенно из устоявшихся традиций культурной антропологии (Дюркгейм, Мосс), а также позднего Витгенштейна . Дэвид Блур , один из первых сторонников SSK, противопоставил так называемую «слабую программу» (или «программу» — в зависимости от написания), которая просто дает социальные объяснения ошибочным убеждениям, с тем, что он назвал « сильной программой », которая считает, что социологические факторы влияют на все убеждения.
Слабая . программа – это скорее описание подхода, чем организованного движения Этот термин применяется к историкам, социологам и философам науки, которые просто называют социологические факторы ответственными за ошибочные убеждения. Можно сказать, что Имре Лакатос и (в некоторых настроениях) Томас С. Кун придерживаются этого принципа. Сильная » . программа особенно связана с работой двух групп: « Эдинбургской школы» ( Дэвид Блур , Барри Барнс и их коллеги из отдела научных исследований Эдинбургского университета ) в 1970-х и 80-х годах и « Батной школы Школа» ( Гарри Коллинз и другие в Университете Бата ) в тот же период. «Социологи Эдинбурга» и «социологи Бата» продвигали соответственно Сильную программу и Эмпирическую программу релятивизма (EPOR). В 1980-х годах с SSK также был связан анализ дискурса применительно к науке (связанный с Майклом Малкеем из Йоркского университета), а также озабоченность проблемами рефлексивности, возникающими из парадоксов, связанных с релятивистской позицией SSK по отношению к науке и статусом ее собственные претензии на знание (Стив Вулгар, Малкольм Эшмор). [9]
Социология научного знания (SSK) имеет крупные международные сети через свои основные ассоциации 4S и EASST, а также недавно созданные группы в Японии, Южной Корее, Тайване и Латинской Америке. В последние годы он внес большой вклад в критический анализ биологических наук и информатики.
Социология математического знания [ править ]
Исследования математической практики и квазиэмпиризма в математике также по праву являются частью социологии знания, поскольку они ориентированы на сообщество тех, кто занимается математикой . С тех пор как Юджин Вигнер поднял этот вопрос в 1960 году, а Хилари Патнэм ужесточила его в 1975 году, вопрос о том, почему такие области, как физика и математика, должны так хорошо согласовываться, обсуждался. Предлагаемые решения указывают на то, что фундаментальные составляющие математического мышления, пространство, структура формы и числовая пропорция также являются фундаментальными составляющими физики. Также стоит отметить, что физика — это нечто большее, чем просто моделирование реальности, и ее объективная основа основана на демонстрации наблюдений. Другой подход состоит в том, чтобы предположить, что не существует глубокой проблемы, что разделение человеческого научного мышления посредством использования таких слов, как «математика» и «физика», полезно только в их практической повседневной функции по категоризации и различению.
Фундаментальный вклад в социологию математического знания внесли Сал Рестиво и Дэвид Блур . Рестиво опирается на работы таких ученых, как Освальд Шпенглер ( «Закат Запада» , 1918), Раймонд Луи Уайлдер. [10] и Лесли Элвин Уайт , а также современные социологи знания и исследователи естественных наук. Дэвид Блур опирается на Людвига Витгенштейна и других современных мыслителей. Оба они утверждают, что математическое знание сконструировано обществом и в него вплетены непреодолимые случайные и исторические факторы. Совсем недавно Пол Эрнест предложил социальный конструктивистский подход к математическому знанию, опираясь на работы обоих этих социологов.
Критика [ править ]
SSK подвергся критике со стороны теоретиков акторно-сетевой теории (ANT) школы исследований науки и технологий . Эти теоретики критикуют SSK за социологический редукционизм и человеческую вселенную. По их словам, SSK слишком сильно полагается на людей, а также на социальные правила и условности, разрешающие научные споры. Дискуссия обсуждается в статье под названием «Эпистемологическая курица» . [11]
См. также [ править ]
- Академический карьеризм - тенденция ученых ставить карьеру выше истины.
- Клиодинамика - Математическое моделирование исторических процессов.
- Экономика научных знаний
- Историография науки - История истории науки
- Смена парадигмы - фундаментальное изменение идей и практик внутри научной дисциплины.
- Философия социальных наук - Исследование логики, методов и основ социальных наук.
- Осведомленность общественности о науке – Аспект образования и коммуникации
- Научные исследования - область исследований, анализирующая научный опыт.
- Исследования в области науки и технологий – Академическая область
- Метафора научного сообщества
- Социальный конструктивизм - Социологическая теория общего понимания
- Социология знания – Область исследования
- Социология количественной оценки
- Социология научного невежества - Исследование невежества в науке
- Социология истории науки
Споры:
- Bogdanov affair – 2002 French academic dispute
- Дело Сокала - научная публикация 1996 года, принятая академическим журналом
Примечания [ править ]
- ^ Бен-Давид, Джозеф; Тереза А. Салливан (1975). «Социология науки» . Ежегодный обзор социологии . 1 (1): 203–222. doi : 10.1146/annurev.so.01.080175.001223 . Проверено 29 ноября 2006 г.
- ^ Чулок, Холли (1998). «О привлечении внимания к невежеству». Научная коммуникация . 20 (1): 165–178. дои : 10.1177/1075547098020001019 . S2CID 145791904 .
- ^ Велинг, Питер (2001). «За пределами знания? Научное невежество с социологической точки зрения» . Журнал социологии . 30 (6): 465–484 . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Бабер, Захир (1992). Эшмор, Малькольм; Бхаскар, Рой; Мукерджи, Чандра; Вулгар, Стив; Йерли, Стивен (ред.). «Социология научного знания: затерянная в рефлексивном доме веселья?» . Теория и общество . 21 (1): 105–119. дои : 10.1007/BF00993464 . ISSN 0304-2421 . JSTOR 657625 . S2CID 145211615 .
- ^ «Факультет социологии | Департамент социологии Корнеллского университета искусств и наук» . Социология.cornell.edu . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Флек 1935 .
- ^ Флек 1979 .
- ^ КУН, ТОМАС (08 июня 2021 г.), «Структура научных революций» , «Философия после Дарвина» , Princeton University Press, стр. 176–177, doi : 10.2307/j.ctv1jk0jrs.26 , S2CID 236228428 , получено в 2021–2009 гг. -05
- ^ Малкей, Майкл; Гилберт, Дж. Найджел (1982). «Каков главный вопрос? Некоторые замечания в защиту анализа научного дискурса» . Социальные исследования науки . 12 (2): 309–319. дои : 10.1177/030631282012002006 . ISSN 0306-3127 . S2CID 144024114 .
- ^ Раймонд Уайлдер (1981) Математика как культурная система . ISBN 0-08-025796-8
- ^ Коллинз, Х.М. и С. Йерли (1992). «Эпистемологическая курица». В книге А. Пикеринга (ред.) Наука как практика и культура . Чикаго, Издательство Чикагского университета: 301-326. Ссылка на список ресурсов ANT, Университет Ланкастера, с резюме: «Аргументирует против обобщенной симметрии сети актеров, предпочитая в традиции интерпретационной социологии рассматривать людей как онтологически различные носители языка». Доступ к веб-сайту осуществлен 8 февраля 2011 г.
Ссылки [ править ]
- Куш, Мартин (1998). «Социология научного знания – научное пособие» . Проверено 23 февраля 2012 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баэз, Джон (2010). «Дело Богданова» .
- Блур, Дэвид (1976) Знание и социальные образы . Лондон: Рутледж.
- Блур, Дэвид (1999) «Анти-Латур» . Исследования по истории и философии науки, часть A , том 30, выпуск 1, март 1999 г., страницы 81–112.
- Чу, Доминик (2013), Научный миф — Бог, общество, личность и то, что мы никогда не узнаем , ISBN 1782790470
- Коллинз, Х.М. (1975) Семь полов: социологическое исследование явления или воспроизведение экспериментов в физике, Социология , 9, 205–24.
- Коллинз, HM (1985). Порядок изменения: Тиражирование и индукция в научной практике . Лондон: Сейдж.
- Коллинз, Гарри и Стивен Йерли . (1992). «Эпистемологическая курица» в науке как практике и культуре , А. Пикеринг (ред.). Чикаго: Издательство Чикагского университета, 301–326.
- Эдвардс Д., Эшмор М. и Поттер Дж. (1995). Смерть и мебель: риторика, политика и теология практических аргументов против релятивизма . История гуманитарных наук , 8, 25–49.
- Флек, Людвик (1935). Возникновение и развитие научного факта. Введение в изучение стиля мышления и мыслительных коллективов [ Появление и развитие научного факта: Введение в изучение стиля мышления и мыслительных коллективов ] (на немецком языке). Издательство книжного магазина, Базель: Schwabe.
- Флек, Людвик (1979). Генезис и развитие научного факта . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- Гилберт, Дж. Н. и Малкей, М. (1984). Открывая ящик Пандоры: социологический анализ дискурса учёных . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Латур Б. и Вулгар С. (1986). Лабораторная жизнь: Конструирование научных фактов . 2-е издание. Принстон: Издательство Принстонского университета. (не книга SSK, но имеет аналогичный подход к изучению науки)
- Латур, Б. (1987). Наука в действии: как следовать за учеными и инженерами в обществе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. (не книга SSK, но имеет аналогичный подход к изучению науки)
- Пикеринг, А. (1984). Построение кварков: социологическая история физики элементарных частиц . Чикаго; Издательство Чикагского университета.
- Шанц, Ричард и Маркус Зайдель (2011). Проблема релятивизма в социологии (научного) знания . Франкфурт: онтос.
- Шапин С. и Шаффер С. (1985). Левиафан и воздушный насос . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Уильямс Р. и Эдж Д. (1996). Социальное формирование технологий . Исследовательская политика, том. 25, стр. 856–899 [1]
- Уиллард, Чарльз Артур. (1996). Либерализм и проблема знаний: новая риторика современной демократии , University of Chicago Press.
- Цукерман, Харриет. (1988). «Социология науки». В Нью-Джерси Смелзере (ред.), Справочник по социологии (стр. 511–574). Лондон: Сейдж.
- Джасанофф , С. Маркл, Г. Пинч Т. и Петерсен, Дж. (редакторы) (2002), Справочник по науке, технологиям и обществу , преподобный редактор. Лондон: Sage.
- Другие соответствующие материалы
- Беккер, Эрнест (1968). Структура зла; очерк об объединении науки о человеке . Нью-Йорк: Г. Бразиллер.
- Шапин, Стивен (1995). «Здесь и повсюду: социология научного знания» (PDF) . Ежегодный обзор социологии . 21 . Годовые обзоры: 289–321. дои : 10.1146/annurev.so.21.080195.001445 . S2CID 3395517 .
- Исторический социолог Саймон Шаффер и Стивен Шапин дают интервью SSK.
- Веб-сайт «Социология невежества», посвященный социологии научного невежества.