Социология литературы
Часть серии о |
Социология |
---|
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Социология литературы — подраздел социологии культуры . Он изучает общественное производство литературы и его социальные последствия. Ярким примером является книга Пьера Бурдье 1992 года «Les Règles de L'Art: Genèse et Structure du Champ Litteraire» , переведенная Сьюзен Эмануэль как «Правила искусства: генезис и структура литературного поля» (1996).
Классическая социология [ править ]
Ни один из «отцов-основателей» социологии не провел подробного исследования литературы, но они разработали идеи, которые впоследствии были применены к литературе другими. Карла Маркса Теория идеологии была направлена на литературу Пьера Машери , Терри Иглтона и Фредрика Джеймсона . Теория современности Макса Вебера как культурной рационализации, которую он применил к музыке, позже была применена ко всем искусствам, включая литературу, такими писателями Франкфуртской школы , как Теодор Адорно и Юрген Хабермас . Взгляд Эмиля Дюркгейма на социологию как на исследование внешне определяемых социальных фактов был перенаправлен на литературу Робертом Эскарпитом . Работа Бурдье явно обязана Марксу, Веберу и Дюркгейму.
Лукач и теория романа [ править ]
Важный первый шаг в социологии литературы был сделан Георгом Лукачем « Теорией романа» , впервые опубликованной на немецком языке в 1916 году в Zeitschrift Fur Aesthetik und Allgemeine Kunstwissenschaft . В 1920 году она была переиздана в виде книги, и эта версия оказала сильное влияние на Франкфуртскую школу. Второе издание, опубликованное в 1962 году, оказало такое же влияние на французский структурализм. «Теория романа» утверждала, что, в то время как классическая эпическая поэма придала форму тотальности жизни, предопределенной в реальности социальной интеграцией классической цивилизации, современный роман стал «эпопеей эпохи, в которой обширная тотальность жизни больше не дается непосредственно». [1] Таким образом, новая форма организована вокруг проблемного героя, преследующего проблемные ценности в проблемном мире.
Вторым выдающимся вкладом Лукача в социологию литературы стал «Исторический роман» , написанный на немецком языке, но впервые опубликованный на русском языке в 1937 году, который появился в английском переводе в 1962 году. Здесь Лукач утверждал, что главным достижением исторического романа начала XIX века было реалистичное изображение различия между докапиталистическим прошлым и капиталистическим настоящим. Это был вопрос не индивидуального таланта, а коллективного исторического опыта, поскольку Французская революция, революционные и наполеоновские войны впервые сделали историю массовым опытом. [2] Далее он утверждал, что успех революций 1848 года привел к закату исторического романа в сторону «декоративной монументализации» и «приватизации истории». [3] Таким образом, ключевыми фигурами исторического романа были люди начала XIX века, особенно сэр Вальтер Скотт.
Лукач оказал большое влияние на Люсьена Гольдмана книгу «К социологии романа» , обсуждение Аланом Свинджвудом социологии романа в третьей части «Социологии литературы» Лоренсона и Свинджвуда «Социология литературы» и Франко Моретти книгу «Знаки, принимаемые за чудеса» .
Франкфуртская школа [ править ]
Основанный в 1923 году Институт социальных исследований Франкфуртского университета разработал особый вид «критической социологии», обязанный Марксу, Веберу и Фрейду. Среди ведущих критиков Франкфуртской школы, работавших над литературой, были Адорно, Вальтер Беньямин и Лео Левенталь . Адорно «Записки к литературе» Беньямина , «Происхождение немецкой трагической драмы» Левенталя и «Литература и образ человека» были влиятельными исследованиями в области социологии литературы. Левенталь продолжил эту работу в Калифорнийском университете в Беркли в 1950-х годах.
Адорно «Записки к литературе» представляют собой сборник эссе, наиболее влиятельным из которых, вероятно, является «О лирической поэзии и обществе». Он утверждал, что поэтическая мысль является реакцией на коммерциализацию и овеществление современной жизни, приводя в качестве примеров Гете и Бодлера . [4] В книге Беньямина «Происхождение немецкой трагической драмы» утверждается, что крайнее «суверенное насилие» немецких драматургов «Трауэршпиля» (буквально траурной пьесы, менее буквально трагедии) XVI и XVII веков отражало исторические реалии княжеской власти гораздо лучше, чем классическая трагедия.
Хабермас сменил Адорно на кафедре социологии и философии во Франкфурте. Первая крупная работа Хабермаса, Strukturwandel der Öffentlichkeit, была опубликована на немецком языке в 1962 году и в английском переводе под названием « Структурная трансформация публичной сферы» в 1989 году. В ней была предпринята попытка объяснить социально-историческое возникновение общественного мнения среднего класса в семнадцатом и восемнадцатом веках. века. Развивая новый тип институциональной социологии литературы, он утверждал, что публичная сфера была организована вокруг литературных салонов во Франции, научных и литературных обществ в Германии и кофеен в Англии. Эти учреждения поддерживали ранние романы, газеты и периодическую прессу.
Социология авангарда [ править ]
Петер Бюргер был профессором французского языка и сравнительной литературы в Бременском университете. Его «Теория авангарда» была опубликована на немецком языке в 1974 году и в английском переводе в 1984 году. Как и Хабермас, Бюргер интересовался институциональной социологией литературы и искусства. Он постулировал историческую типологию эстетических социальных отношений, измеряемую по трем основным осям: функции произведения искусства, способу его производства и способу восприятия. [5] Это дало ему три основных вида искусства: сакральное, куртуазное и буржуазное. Он утверждал, что буржуазное искусство имеет своей функцией индивидуальное самопонимание и производится и воспринимается индивидуально. Это стало праздником освобождения искусства от религии, суда и, в конечном итоге, даже от буржуазии. Таким образом, модернистское искусство было автономным социальным «институтом», прерогативой все более автономного интеллектуального класса. «Исторический авангард» межвоенных лет развивался как движение внутри модернизма и против него, заключил он, как в конечном итоге неудачный бунт против именно этой автономии. [6]
Хабермас придерживается очень похожего подхода в своем понимании авангарда.
Социология книжной торговли [ править ]
Роберт Эскарпит занимал должность профессора сравнительного литературоведения в Университете Бордо и основал Центр социологии литературных фактов. Его работы включали «Социологию литературы » ( французский : Sociologie de la Litérature ), опубликованную на французском языке в 1958 году и в английском переводе в 1971 году, и «Книжную революцию» ( французский : La Révolution du livre ), опубликованную на французском языке в 1965 году и на английском языке в 1965 году. 1966. В духе Дюркгейма Эскарпит стремился интересоваться только внешне определяемыми «социальными фактами» литературы, особенно теми, которые зарегистрированы в книжной торговле. [7] Его внимание пало на «сообщество писателей», понимаемое в совокупности как «поколения» и «команды». Он расширил определение литературы, включив в него все «нефункциональное» письмо, а также настаивал на том, что литературный успех является результатом «совпадения намерений автора и читателя». [8]
Льюис Козер в США и Питер Х. Манн в Великобритании провели аналогичные эмпирические исследования социологии книжной торговли.
Книга Люсьена Февра и Анри-Жана Мартена « L'Apparition du livre» , впервые опубликованная на французском языке в 1958 году и в английском переводе под названием « Пришествие книги» в 1976 году, представляет собой, строго говоря, труд по социальной истории (Февр был ведущей фигурой в школа «Анналы» историографии ). Но она носит глубоко социологический характер ( история «Анналов» была определенно социально-научной) и дает систематический отчет о долгосрочном развитии европейской книжной торговли (она охватывает период с 1450 по 1800 год).
Генетический структурализм
Люсьен Гольдманн был директором по исследованиям Школы перспективных исследований в области социальных наук в Париже и директором-основателем Центра социологии литературы Свободного университета Брюсселя. Как и Эскарпит, Гольдман находился под влиянием Дюркгейма: отсюда и его определение предмета социологии как «изучение фактов сознания». [9] Но он также был заинтересован в разработке социологии текста. Он утверждал, что основная задача литературного социолога состоит в том, чтобы выявить объективный смысл литературного произведения, поместив его в исторический контекст, изучаемый в целом.
Гольдман определил творящего субъекта как трансиндивидуальный, то есть как пример «коллективного сознания» Дюркгейма. Однако вслед за Марксом и Лукачем Гольдман также предположил, что групповое сознание обычно является классовым сознанием. Посредником между социальным классом и литературным произведением стало «мировоззрение», связывающее вместе отдельных членов социального класса. Le Dieu caché , его исследование Блеза Паскаля и Жана Расина , было опубликовано на французском языке в 1955 году и в английском переводе под названием «Скрытый Бог» в 1964 году. В нем были выявлены «структурные гомологии» между янсенистским «трагическим видением», текстовыми структурами « Мыслей » Паскаля. и пьесы Расина, и социальное положение «noblesse de robe» XVII века. Структурализм Гольдмана был «генетическим», поскольку он стремился проследить генезис литературных структур во внелитературных явлениях.
В 1964 году Гольдманн опубликовал Pour une Sociologie du Roman , переведенный Аланом Шериданом как «К социологии романа» в 1974 году. Как и Лукач, Гольдманн рассматривает роман как вращающийся вокруг поиска проблематичным героем подлинных ценностей в деградировавшем обществе. Но Гольдман также постулирует «строгую гомологию» между литературной формой романа и экономической формой товара. Он утверждает, что ранний роман посвящен индивидуальной биографии и проблемному герою, но по мере того, как конкурентный капитализм превращается в монополистический капитализм, проблемный герой постепенно исчезает. Период между Первой и Второй мировыми войнами стал свидетелем временного эксперимента с сообществом как коллективным героем: примером Гольдмана является Андре Мальро . Но основная линия развития характеризуется стремлением написать роман «без сюжета». Здесь примером Гольдмана является модерн-роман Алена Роб-Грийе и Натали Саррот .
Эндрю Милнера Книга «Джон Мильтон и английская революция» (1981) по сути представляет собой применение генетического структурализма Гольдмана к изучению английской литературы семнадцатого века.
Социокритицизм [ править ]
Социология литературы Гольдмана остается значимой сама по себе и как источник вдохновения, как положительного, так и отрицательного, для той разновидности «социокритики», которую развивали Эдмон Кро, Пьер Зима и их коллеги во Франции и Канаде.
неомарксистской Критика идеологии
Маркс использовал термин «идеология» для обозначения внутренней связи культуры, включая литературу, и класса. [10] Философ Луи Альтюссер развил это понятие в начале 1970-х годов, утверждая, что идеология функционирует таким образом, чтобы конституировать биологических индивидов как социальных «субъектов», представляя их воображаемое отношение к реальным условиям их существования. [11]
Для самого Альтюссера искусство не было идеологией. Но его теорию применили к литературе Машери во Франции, Иглтон в Великобритании и Джеймсон в США. Иглтона Центральной новизной «Критики и идеологии» был аргумент о том, что литературу можно понимать как «производящую» идеологию в смысле ее реализации. [12] В книге Джеймсона «Политическое бессознательное» утверждается, что литературный анализ может быть сосредоточен на трех различных уровнях: «тексте», «идеологеме» и «идеологии формы», каждый из которых имеет свое социально-историческое следствие, в эквивалентном «семантическом горизонте» политической истории. , общество и способ производства. [13] Версия идеологии Джеймсона, применимая ко всем трем уровням, по существу является альтюссеровской. Новизна его позиции, однако, заключалась в том, что он отстаивал «двойную герменевтику», одновременно занимающуюся идеологией и утопией .
Мачери, Иглтон и Джеймсон были литературными критиками по профессии, но их применение идеологической критики к литературе носит социологический характер, поскольку они стремятся объяснить литературные явления во внелитературных терминах.
Бурдье [ править ]
Бурдье был профессором социологии Коллеж де Франс и директором Центра европейской социологии. Его первым крупным вкладом в социологию литературы (и других искусств) стала книга «La Distinction» , опубликованная на французском языке в 1979 году и в английском переводе в 1984 году. Она основана на подробных социологических исследованиях и этнографических наблюдениях за социальным распределением культурных предпочтений. Бурдье выделил три основные зоны вкусов: «законные», «средние» и «популярные», которые, как он обнаружил, доминируют соответственно в образованных слоях доминирующего класса, среднего класса и рабочего класса. Он описал законный вкус как основанный на «эстетической склонности» утверждать примат формы над функцией. «Популярная эстетика», напротив, основана на преемственности между искусством и жизнью и «глубоко укоренившейся потребности в участии». [14] Отсюда его неприязнь к изображениям предметов, которые в реальной жизни либо уродливы, либо аморальны. Художественное и социальное «различение» неразрывно взаимосвязано, заключил он, поскольку «чистый взгляд» предполагает разрыв с обычным отношением к миру и, как таковой, является «социальным разрывом». [15]
«Правила искусства» более конкретно сосредоточены на литературе, особенно на значении Гюстава Флобера для создания современной французской литературы. Бурдье постулировал модель «поля культурного производства», структурированного внешне по отношению к «полю власти» и внутренне по отношению к двум «принципам иерархизации» — гетерономному и автономному. Современное литературно-художественное поле представляет собой поле борьбы между гетерономным началом, подчиняющим искусство экономике, и автономным, противостоящим такому подчинению. На карте французского литературного поля конца XIX века, составленной Бурдье, наиболее автономный, то есть наименее экономически выгодный жанр — поэзия — находится слева, тогда как наиболее гетерономный и наиболее экономически выгодный жанр — драма — справа. , а роман находится где-то посередине. Кроме того, аудитория с более высоким социальным статусом управляет верхним пределом поля, а аудитория с более низким статусом — нижним. [16] Отличительным достижением Флобера в «Сентиментальном образовании» , по мнению Бурдье, было понимание и определение правил современного автономного искусства.
Возникновение романа [ править ]
Одним из первых англоязычных вкладов в социологию литературы является «Восстание романа» (1957) Яна Уотта, профессора английского языка в Стэнфордском университете. Для Уотта «новизна» романа заключалась в его «формальном реализме», идее, «что роман представляет собой полный и достоверный отчет о человеческом опыте». [17] Его образцовыми примерами являются Даниэль Дефо , Сэмюэл Ричардсон и Генри Филдинг . Ватт утверждал, что интерес романа к реалистично описанным отношениям между обычными людьми шел параллельно с более общим развитием философского реализма, экономического индивидуализма среднего класса и пуританского индивидуализма. Он также утверждал, что эта форма учитывает интересы и возможности новой читающей публики среднего класса и новую книжную торговлю, развивающуюся в ответ на них. Будучи самими ремесленниками, Дефо и Ричардсону достаточно было лишь «принять во внимание свои собственные стандарты», чтобы понять, что их работы понравятся широкой аудитории. [18]
Культурный материализм
Рэймонд Уильямс был профессором драмы Кембриджского университета и одним из основателей современных культурных исследований. Свой особый подход он назвал «культурным материализмом», под которым он подразумевал теорию культуры «как (социального и материального) производственного процесса» и теории искусств «как социального использования материальных средств производства». [19] Это явно социологическая, в отличие от литературно-критической, точка зрения: отсюда и ее наиболее общее изложение в Соединенных Штатах как «Социология культуры» и в Великобритании как «Культура» — название 1981 года в серии «Новая социология» Фонтаны. Хотя интересы Уильямса широко охватывали всю область литературных и культурных исследований, его основная работа была сосредоточена на литературе и драме. Таким образом, он был социологом культуры, специализирующимся на социологии литературы.
В «Долгой революции» (1961) Уильямс разработал новаторские исследования социологии книжной торговли, социологии авторства и социологии романа. В «Английском романе от Диккенса до Лоуренса » (1970) он утверждал, что современный роман сформулировал отчетливо современную «структуру чувств», ключевой проблемой которой было «познаваемое сообщество». [20] В «Стране и городе » (1973) он разработал социальную историю английской деревенской поэзии, направленную на демистификацию сельской жизни, содержащуюся в литературе: «Это то, чем являются стихи: не деревенская жизнь, а социальный комплимент; знакомые гиперболы аристократии и ее прислужников». [21] Его «Марксизм и литература» (1977) — одновременно критика и марксизма, и «литературы» — представляет собой обширную формальную разработку собственной теоретической системы Уильямса.
Книги Алана Синфилда « Линии разлома: культурный материализм и политика диссидентского чтения» (1992) и «Литература, политика и культура в послевоенной Британии » (1997) явно обязаны Уильямсу. То же самое можно сказать и о книге Эндрю Милнера «Литература, культура и общество» (2005).
Теория мировых систем [ править ]
Франко Моретти, в свою очередь, был профессором английской литературы в Университете Салерно , сравнительного литературоведения в Университете Вероны и английского языка и сравнительного литературоведения в Стэнфордском университете. Его первая книга «Знаки чудес» (1983) имела подзаголовок «Очерки социологии литературных форм» и была по существу качественной по методу. Однако его более поздние работы становились все более количественными.
Применяя Иммануэля Валлерстайна к теорию мировых систем (1998) утверждал литературе, Моретти в «Атласе европейского романа» , что литературная экономика девятнадцатого века включала в себя «три Европы», в центре которых находились Франция и Великобритания, большинство стран в периферия и переменная полупериферия, расположенная между ними. Если судить по объему переводов в национальных библиографиях , он обнаружил, что французские романисты добились большего успеха на католическом Юге, а британские — на протестантском Севере, но, тем не менее, весь континент читал ведущих деятелей обоих. [22] Лондон и Париж «правят всем континентом более века», заключил он, опубликовав половину или более всех европейских романов. [23]
Тезисы Моретти вызвали множество последующих споров, собранных в отредактированном сборнике Кристофера Прендергаста «Дебаты о мировой литературе» (2004). Сам Моретти подробно остановился на этом аргументе в своем «Дистанционном чтении» (2013).
Последние события [ править ]
Основываясь на более ранних работах в области производства культуры, эстетики восприятия и культурного капитала, социология литературы в последнее время сосредоточилась на построении смысла читателями. Новые разработки включают изучение взаимосвязи между литературой и групповой идентичностью; относительно институционального анализа и анализа реакции читателей; повторное представление роли замысла автора в литературе; переосмысление роли этики и морали в литературе [24] и развитие более четкого понимания того, чем литература похожа и чем отличается от других средств массовой информации. [25]
Социология литературы в последнее время также заинтересовалась глобальным неравенством между авторами из стран первого и третьего мира, где последние, как правило, сильно зависят от редакционных решений издателей в Париже, Лондоне или Нью-Йорке и часто исключаются из числа авторов. участие в мировом литературном рынке. [26]
Весной 2010 года журнал «Новая история литературы» посвятил специальный выпуск новым подходам к социологии литературы.
Примечания [ править ]
- ^ Лукач, Г. (1971). Теория романа: Историко-философский очерк форм великой эпической литературы , пер. А. Босток, Лондон: Merlin Press, с. 56.
- ^ Лукач, Г. (1962). Исторический роман , пер. Х. и С. Митчелл, Лондон: Merlin Press, с. 20.
- ^ Лукач, Г. (1962). Исторический роман , пер. Х. и С. Митчелл, Лондон: Merlin Press, стр. 237.
- ^ Адорно, TW (1991). Примечания к литературе , Vol. 1, пер. С.В. Николсон, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, стр. 37–54.
- ^ Бюргер, П. (1984). Теория авангарда , пер. М. Шоу, Миннеаполис: Университет Миннесоты , стр. 48–49.
- ^ Бюргер, П. (1984). Теория авангарда , пер. М. Шоу, Миннеаполис: Университет Миннесоты, стр. 22.
- ^ Эскарпит, Р. (1971). Социология литературы , пер. Э. Пик, Лондон: Касс, с. 18.
- ^ Эскарпит, Р. (1971). Социология литературы , пер. Э. Пик, Лондон: Касс, с. 83.
- ^ Гольдманн, Л. (1970). Гуманитарные науки и философия , пер. Х.В. Уайт и Р. Анкор, Лондон: Джонатан Кейп, стр.36.
- ^ Маркс, К. и Ф. Энгельс (1970). Немецкая идеология , Часть 1, пер. У. Лох, К. Датт и К. П. Мэгилл, Лондон: Лоуренс и Уишарт, стр. 64.
- ^ Альтюссер, Л. (1971). «Идеология и идеологические государственные аппараты: заметки и исследования» в книге «Ленин и философия и другие очерки» , пер. Б. Брюстер, Лондон: Новые левые книги.
- ^ Иглтон, Т. (1976). Критика и идеология , Лондон: Новые левые книги, стр. 64–9.
- ^ Джеймсон, Ф. (1981), Политическое бессознательное: повествование как социально символический акт , Лондон: Метуэн, стр. 75-76.
- ^ Бурдье, П. (1984). Отличие: социальная критика вкусовых суждений , пер. Р. Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, с. 32.
- ^ Бурдье, П. (1984). Отличие: социальная критика вкусовых суждений , пер. Р. Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, с. 31.
- ^ Бурдье, П. (1996). Правила искусства: генезис и структура литературного поля , пер. С. Эмануэль, Кембридж: Polity Press, стр. 122.
- ^ Ватт, И. (1963). Расцвет романа: исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга , Хармондсворт: Пингвин, с. 32.
- ^ Ватт, И. (1963). Расцвет романа: исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга , Хармондсворт: Пингвин, с. 61.
- ^ Уильямс, Р. (1980). Проблемы материализма и культуры: Избранные очерки , Лондон: Verso, с. 243.
- ^ Уильямс, Р. (1974). Английский роман от Диккенса до Лоуренса , Лондон: Чатто и Виндус, стр. 14-15.
- ^ Уильямс, Р. (1973). Страна и город , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 33.
- ^ Моретти, Ф. (1998). Атлас европейского романа 1800–1900 гг ., Лондон: Verso, стр. 174, 178–179.
- ^ Моретти, Ф. (1998). Атлас европейского романа 1800–1900 гг ., Лондон: Verso, с. 186.
- ^ Дроми, С.М.; Иллоуз, Э. (2010). «Восстановление морали: прагматическая социология и литературоведение» . Новая литературная история . 42 (2): 351–369. дои : 10.1353/nlh.2010.0004 . S2CID 145475223 . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ Грисволд, В. (1993). «Последние события в социологии литературы». Ежегодный обзор социологии . 19 : 455–467. дои : 10.1146/annurev.so.19.080193.002323 .
- ^ Казанова, Паскаль (2004). Всемирная республика букв . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674013452 .
Ссылки [ править ]
- Теодор В. Адорно , (1991) Примечания к литературе , Том. 1, пер. Ширри Вебер Николсон, изд. Рольф Тидеманн, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Теодор В. Адорно , (1992) Примечания к литературе , Том. 2, пер. Ширри Вебер Николсон, изд. Рольф Тидеманн, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Вальтер Беньямин , (1977) Происхождение немецкой трагической драмы , пер. Джон Осборн, Лондон: Новые левые книги.
- Карло Бордони, (1974) Введение в социологию литературы , Пиза: Пачини.
- Пьер Бурдье , (1984) Отличие: социальная критика суждения вкуса , пер. Ричард Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Пьер Бурдье , (1996b) Правила искусства: генезис и структура литературного поля , пер. Сьюзан Эмануэль, Кембридж: Polity Press.
- Редакторы Элизабет и Тома Бернса , (1973) Социология литературы и драмы , Хармондсворт: Пингвин.
- Питер Бюргер, (1984) Теория авангарда , пер. Майкл Шоу, Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
- Паскаль Казанова, (2005) Всемирная республика писем , пер. М.Б. Дебевуа, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Льюис А. Козер , Чарльз Кадушин и Уолтер В. Пауэлл , (1985) Книги: Культура и коммерция издательского дела , Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Эдмонд Крос, (1988) Теория и практика социокритики , пер. Дж. Шварц, Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
- Терри Иглтон , (1976) Критика и идеология , Лондон: Новые левые книги.
- Роберт Эскарпит , (1966) Книжная революция , Лондон: Джордж Харрап.
- Роберт Эскарпит , (1971) Социология литературы , пер. Э. Пик, Лондон: Касс.
- Люсьен Февр и Анри-Жан Мартен , (1976) Приход книги: влияние печати 1450–1800 , пер. Дэвид Джерард, изд. Джеффри Ноуэлл-Смит и Дэвид Вуттон, Лондон: Новые левые книги.
- Люсьен Гольдманн , (1964) Скрытый Бог: исследование трагического видения в «Мыслях» Паскаля и трагедиях Расина , пер. Филип Тоди , Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Люсьен Гольдманн , (1975) К социологии романа , пер. Алан Шеридан, Лондон: Тависток.
- Юрген Хабермас , (1989) Структурная трансформация публичной сферы: исследование категории буржуазного общества , пер. Т. Бургер, Кембридж: Polity Press.
- Джон А. Холл (1979), Социология литературы , Лондон: Лонгман.
- Фредрик Джеймсон , (1981) Политическое бессознательное: повествование как социально символический акт , Лондон: Метуэн.
- Дайана Т. Лоуренсон и Алан Свинджвуд, Социология литературы , Лондон: МакГиббон и Ки.
- Лео Левенталь , (1986) Литература и образ человека , Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers.
- Лео Левенталь , (2009) В кулуарах. Критическая теория и социология литературы , под редакцией К. Бордони, Кьети: Сольфанелли.
- Георг Лукач , (1962) Исторический роман , пер. Ханна и Стэнли Митчелл, Лондон: Merlin Press.
- Георг Лукач , (1971) Теория романа: историко-философский очерк форм великой эпической литературы , пер. А. Босток, Лондон: Merlin Press.
- Пьер Машери , (1978) Теория литературного производства , пер. Г. Уолл, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Питер Х. Манн, (1982) От автора к читателю: социальное исследование книг , Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Эндрю Милнер , (1981) Джон Мильтон и английская революция: исследование социологии литературы , Лондон: Macmillan.
- Эндрю Милнер , (2005) Литература, культура и общество , второе издание, Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
- Франко Моретти , (1988) Знаки чудес: Очерки социологии литературных форм , второе издание, пер. Сьюзан Фишер, Дэвид Форгакс и Дэвид Миллер, Лондон: Версо.
- Франко Моретти , (1998) Атлас европейского романа 1800–1900 годов , Лондон: Оборотная сторона.
- Франко Моретти , (2013) Дальнее чтение , Лондон: Verso.
- Кристофер Прендергаст, редактор, (2004) Дебаты по мировой литературе , Лондон: Verso.
- Редакторы Джейн Рут и Джанет Вольф, (1977) Социология литературы: теоретические подходы , Кил: Монографии социологического обзора.
- Алан Синфилд , (1992) Линии разлома: культурный материализм и политика диссидентского чтения , Оксфорд: Oxford University Press.
- Алан Синфилд , (1997) Литература, политика и культура в послевоенной Британии , второе издание, Лондон: Athlone Press.
- Социус , Ресурсы по литературным и социальным вопросам.
- Дайана Спирман , (1966) Роман и общество , Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- Ян Ватт , (1963) Расцвет романа: исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга , Хармондсворт: Пингвин.
- Раймонд Уильямс , (1961) Долгая революция , Лондон: Чатто и Виндус.
- Раймонд Уильямс , (1970) Английский роман от Диккенса до Лоуренса , Лондон: Чатто и Виндус.
- Раймонд Уильямс , (1973) Страна и город , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Раймонд Уильямс , (1977) Марксизм и литература , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Раймонд Уильямс , (1981) Культура , Глазго: Фонтана.
- Пьер В. Зима, (2000) Мануэль де социокритика , Париж и Монреаль: l'Harmattan.