Jump to content

Социология литературы

Стенд букиниста (французский термин, обозначающий продавца подержанных книг) в Париже, возле собора Парижской Богоматери.
Стенд букиниста ( французский термин, обозначающий торговцев подержанными книгами) в Париже , недалеко от Богоматери . собора Парижской

Социология литературы — подраздел социологии культуры . Он изучает общественное производство литературы и его социальные последствия. Ярким примером является книга Пьера Бурдье 1992 года «Les Règles de L'Art: Genèse et Structure du Champ Litteraire» , переведенная Сьюзен Эмануэль как «Правила искусства: генезис и структура литературного поля» (1996).

Классическая социология [ править ]

Ни один из «отцов-основателей» социологии не провел подробного исследования литературы, но они разработали идеи, которые впоследствии были применены к литературе другими. Карла Маркса Теория идеологии была направлена ​​на литературу Пьера Машери , Терри Иглтона и Фредрика Джеймсона . Теория современности Макса Вебера как культурной рационализации, которую он применил к музыке, позже была применена ко всем искусствам, включая литературу, такими писателями Франкфуртской школы , как Теодор Адорно и Юрген Хабермас . Взгляд Эмиля Дюркгейма на социологию как на исследование внешне определяемых социальных фактов был перенаправлен на литературу Робертом Эскарпитом . Работа Бурдье явно обязана Марксу, Веберу и Дюркгейму.

Лукач и теория романа [ править ]

Важный первый шаг в социологии литературы был сделан Георгом Лукачем « Теорией романа» , впервые опубликованной на немецком языке в 1916 году в Zeitschrift Fur Aesthetik und Allgemeine Kunstwissenschaft . В 1920 году она была переиздана в виде книги, и эта версия оказала сильное влияние на Франкфуртскую школу. Второе издание, опубликованное в 1962 году, оказало такое же влияние на французский структурализм. «Теория романа» утверждала, что, в то время как классическая эпическая поэма придала форму тотальности жизни, предопределенной в реальности социальной интеграцией классической цивилизации, современный роман стал «эпопеей эпохи, в которой обширная тотальность жизни больше не дается непосредственно». [1] Таким образом, новая форма организована вокруг проблемного героя, преследующего проблемные ценности в проблемном мире.

Вторым выдающимся вкладом Лукача в социологию литературы стал «Исторический роман» , написанный на немецком языке, но впервые опубликованный на русском языке в 1937 году, который появился в английском переводе в 1962 году. Здесь Лукач утверждал, что главным достижением исторического романа начала XIX века было реалистичное изображение различия между докапиталистическим прошлым и капиталистическим настоящим. Это был вопрос не индивидуального таланта, а коллективного исторического опыта, поскольку Французская революция, революционные и наполеоновские войны впервые сделали историю массовым опытом. [2] Далее он утверждал, что успех революций 1848 года привел к закату исторического романа в сторону «декоративной монументализации» и «приватизации истории». [3] Таким образом, ключевыми фигурами исторического романа были люди начала XIX века, особенно сэр Вальтер Скотт.

Лукач оказал большое влияние на Люсьена Гольдмана книгу «К социологии романа» , обсуждение Аланом Свинджвудом социологии романа в третьей части «Социологии литературы» Лоренсона и Свинджвуда «Социология литературы» и Франко Моретти книгу «Знаки, принимаемые за чудеса» .

Франкфуртская школа [ править ]

Основанный в 1923 году Институт социальных исследований Франкфуртского университета разработал особый вид «критической социологии», обязанный Марксу, Веберу и Фрейду. Среди ведущих критиков Франкфуртской школы, работавших над литературой, были Адорно, Вальтер Беньямин и Лео Левенталь . Адорно «Записки к литературе» Беньямина , «Происхождение немецкой трагической драмы» Левенталя и «Литература и образ человека» были влиятельными исследованиями в области социологии литературы. Левенталь продолжил эту работу в Калифорнийском университете в Беркли в 1950-х годах.

Адорно «Записки к литературе» представляют собой сборник эссе, наиболее влиятельным из которых, вероятно, является «О лирической поэзии и обществе». Он утверждал, что поэтическая мысль является реакцией на коммерциализацию и овеществление современной жизни, приводя в качестве примеров Гете и Бодлера . [4] В книге Беньямина «Происхождение немецкой трагической драмы» утверждается, что крайнее «суверенное насилие» немецких драматургов «Трауэршпиля» (буквально траурной пьесы, менее буквально трагедии) XVI и XVII веков отражало исторические реалии княжеской власти гораздо лучше, чем классическая трагедия.

Хабермас сменил Адорно на кафедре социологии и философии во Франкфурте. Первая крупная работа Хабермаса, Strukturwandel der Öffentlichkeit, была опубликована на немецком языке в 1962 году и в английском переводе под названием « Структурная трансформация публичной сферы» в 1989 году. В ней была предпринята попытка объяснить социально-историческое возникновение общественного мнения среднего класса в семнадцатом и восемнадцатом веках. века. Развивая новый тип институциональной социологии литературы, он утверждал, что публичная сфера была организована вокруг литературных салонов во Франции, научных и литературных обществ в Германии и кофеен в Англии. Эти учреждения поддерживали ранние романы, газеты и периодическую прессу.

Социология авангарда [ править ]

Петер Бюргер был профессором французского языка и сравнительной литературы в Бременском университете. Его «Теория авангарда» была опубликована на немецком языке в 1974 году и в английском переводе в 1984 году. Как и Хабермас, Бюргер интересовался институциональной социологией литературы и искусства. Он постулировал историческую типологию эстетических социальных отношений, измеряемую по трем основным осям: функции произведения искусства, способу его производства и способу восприятия. [5] Это дало ему три основных вида искусства: сакральное, куртуазное и буржуазное. Он утверждал, что буржуазное искусство имеет своей функцией индивидуальное самопонимание и производится и воспринимается индивидуально. Это стало праздником освобождения искусства от религии, суда и, в конечном итоге, даже от буржуазии. Таким образом, модернистское искусство было автономным социальным «институтом», прерогативой все более автономного интеллектуального класса. «Исторический авангард» межвоенных лет развивался как движение внутри модернизма и против него, заключил он, как в конечном итоге неудачный бунт против именно этой автономии. [6]

Хабермас придерживается очень похожего подхода в своем понимании авангарда.

Социология книжной торговли [ править ]

Роберт Эскарпит занимал должность профессора сравнительного литературоведения в Университете Бордо и основал Центр социологии литературных фактов. Его работы включали «Социологию литературы » ( французский : Sociologie de la Litérature ), опубликованную на французском языке в 1958 году и в английском переводе в 1971 году, и «Книжную революцию» ( французский : La Révolution du livre ), опубликованную на французском языке в 1965 году и на английском языке в 1965 году. 1966. В духе Дюркгейма Эскарпит стремился интересоваться только внешне определяемыми «социальными фактами» литературы, особенно теми, которые зарегистрированы в книжной торговле. [7] Его внимание пало на «сообщество писателей», понимаемое в совокупности как «поколения» и «команды». Он расширил определение литературы, включив в него все «нефункциональное» письмо, а также настаивал на том, что литературный успех является результатом «совпадения намерений автора и читателя». [8]

Льюис Козер в США и Питер Х. Манн в Великобритании провели аналогичные эмпирические исследования социологии книжной торговли.

Книга Люсьена Февра и Анри-Жана Мартена « L'Apparition du livre» , впервые опубликованная на французском языке в 1958 году и в английском переводе под названием « Пришествие книги» в 1976 году, представляет собой, строго говоря, труд по социальной истории (Февр был ведущей фигурой в школа «Анналы» историографии ). Но она носит глубоко социологический характер ( история «Анналов» была определенно социально-научной) и дает систематический отчет о долгосрочном развитии европейской книжной торговли (она охватывает период с 1450 по 1800 год).

Генетический структурализм

Люсьен Гольдманн был директором по исследованиям Школы перспективных исследований в области социальных наук в Париже и директором-основателем Центра социологии литературы Свободного университета Брюсселя. Как и Эскарпит, Гольдман находился под влиянием Дюркгейма: отсюда и его определение предмета социологии как «изучение фактов сознания». [9] Но он также был заинтересован в разработке социологии текста. Он утверждал, что основная задача литературного социолога состоит в том, чтобы выявить объективный смысл литературного произведения, поместив его в исторический контекст, изучаемый в целом.

Гольдман определил творящего субъекта как трансиндивидуальный, то есть как пример «коллективного сознания» Дюркгейма. Однако вслед за Марксом и Лукачем Гольдман также предположил, что групповое сознание обычно является классовым сознанием. Посредником между социальным классом и литературным произведением стало «мировоззрение», связывающее вместе отдельных членов социального класса. Le Dieu caché , его исследование Блеза Паскаля и Жана Расина , было опубликовано на французском языке в 1955 году и в английском переводе под названием «Скрытый Бог» в 1964 году. В нем были выявлены «структурные гомологии» между янсенистским «трагическим видением», текстовыми структурами « Мыслей » Паскаля. и пьесы Расина, и социальное положение «noblesse de robe» XVII века. Структурализм Гольдмана был «генетическим», поскольку он стремился проследить генезис литературных структур во внелитературных явлениях.

В 1964 году Гольдманн опубликовал Pour une Sociologie du Roman , переведенный Аланом Шериданом как «К социологии романа» в 1974 году. Как и Лукач, Гольдманн рассматривает роман как вращающийся вокруг поиска проблематичным героем подлинных ценностей в деградировавшем обществе. Но Гольдман также постулирует «строгую гомологию» между литературной формой романа и экономической формой товара. Он утверждает, что ранний роман посвящен индивидуальной биографии и проблемному герою, но по мере того, как конкурентный капитализм превращается в монополистический капитализм, проблемный герой постепенно исчезает. Период между Первой и Второй мировыми войнами стал свидетелем временного эксперимента с сообществом как коллективным героем: примером Гольдмана является Андре Мальро . Но основная линия развития характеризуется стремлением написать роман «без сюжета». Здесь примером Гольдмана является модерн-роман Алена Роб-Грийе и Натали Саррот .

Эндрю Милнера Книга «Джон Мильтон и английская революция» (1981) по сути представляет собой применение генетического структурализма Гольдмана к изучению английской литературы семнадцатого века.

Социокритицизм [ править ]

Социология литературы Гольдмана остается значимой сама по себе и как источник вдохновения, как положительного, так и отрицательного, для той разновидности «социокритики», которую развивали Эдмон Кро, Пьер Зима и их коллеги во Франции и Канаде.

неомарксистской Критика идеологии

Маркс использовал термин «идеология» для обозначения внутренней связи культуры, включая литературу, и класса. [10] Философ Луи Альтюссер развил это понятие в начале 1970-х годов, утверждая, что идеология функционирует таким образом, чтобы конституировать биологических индивидов как социальных «субъектов», представляя их воображаемое отношение к реальным условиям их существования. [11]

Для самого Альтюссера искусство не было идеологией. Но его теорию применили к литературе Машери во Франции, Иглтон в Великобритании и Джеймсон в США. Иглтона Центральной новизной «Критики и идеологии» был аргумент о том, что литературу можно понимать как «производящую» идеологию в смысле ее реализации. [12] В книге Джеймсона «Политическое бессознательное» утверждается, что литературный анализ может быть сосредоточен на трех различных уровнях: «тексте», «идеологеме» и «идеологии формы», каждый из которых имеет свое социально-историческое следствие, в эквивалентном «семантическом горизонте» политической истории. , общество и способ производства. [13] Версия идеологии Джеймсона, применимая ко всем трем уровням, по существу является альтюссеровской. Новизна его позиции, однако, заключалась в том, что он отстаивал «двойную герменевтику», одновременно занимающуюся идеологией и утопией .

Мачери, Иглтон и Джеймсон были литературными критиками по профессии, но их применение идеологической критики к литературе носит социологический характер, поскольку они стремятся объяснить литературные явления во внелитературных терминах.

Бурдье [ править ]

Бурдье был профессором социологии Коллеж де Франс и директором Центра европейской социологии. Его первым крупным вкладом в социологию литературы (и других искусств) стала книга «La Distinction» , опубликованная на французском языке в 1979 году и в английском переводе в 1984 году. Она основана на подробных социологических исследованиях и этнографических наблюдениях за социальным распределением культурных предпочтений. Бурдье выделил три основные зоны вкусов: «законные», «средние» и «популярные», которые, как он обнаружил, доминируют соответственно в образованных слоях доминирующего класса, среднего класса и рабочего класса. Он описал законный вкус как основанный на «эстетической склонности» утверждать примат формы над функцией. «Популярная эстетика», напротив, основана на преемственности между искусством и жизнью и «глубоко укоренившейся потребности в участии». [14] Отсюда его неприязнь к изображениям предметов, которые в реальной жизни либо уродливы, либо аморальны. Художественное и социальное «различение» неразрывно взаимосвязано, заключил он, поскольку «чистый взгляд» предполагает разрыв с обычным отношением к миру и, как таковой, является «социальным разрывом». [15]

«Правила искусства» более конкретно сосредоточены на литературе, особенно на значении Гюстава Флобера для создания современной французской литературы. Бурдье постулировал модель «поля культурного производства», структурированного внешне по отношению к «полю власти» и внутренне по отношению к двум «принципам иерархизации» — гетерономному и автономному. Современное литературно-художественное поле представляет собой поле борьбы между гетерономным началом, подчиняющим искусство экономике, и автономным, противостоящим такому подчинению. На карте французского литературного поля конца XIX века, составленной Бурдье, наиболее автономный, то есть наименее экономически выгодный жанр — поэзия — находится слева, тогда как наиболее гетерономный и наиболее экономически выгодный жанр — драма — справа. , а роман находится где-то посередине. Кроме того, аудитория с более высоким социальным статусом управляет верхним пределом поля, а аудитория с более низким статусом — нижним. [16] Отличительным достижением Флобера в «Сентиментальном образовании» , по мнению Бурдье, было понимание и определение правил современного автономного искусства.

Возникновение романа [ править ]

Одним из первых англоязычных вкладов в социологию литературы является «Восстание романа» (1957) Яна Уотта, профессора английского языка в Стэнфордском университете. Для Уотта «новизна» романа заключалась в его «формальном реализме», идее, «что роман представляет собой полный и достоверный отчет о человеческом опыте». [17] Его образцовыми примерами являются Даниэль Дефо , Сэмюэл Ричардсон и Генри Филдинг . Ватт утверждал, что интерес романа к реалистично описанным отношениям между обычными людьми шел параллельно с более общим развитием философского реализма, экономического индивидуализма среднего класса и пуританского индивидуализма. Он также утверждал, что эта форма учитывает интересы и возможности новой читающей публики среднего класса и новую книжную торговлю, развивающуюся в ответ на них. Будучи самими ремесленниками, Дефо и Ричардсону достаточно было лишь «принять во внимание свои собственные стандарты», чтобы понять, что их работы понравятся широкой аудитории. [18]

Культурный материализм

Рэймонд Уильямс был профессором драмы Кембриджского университета и одним из основателей современных культурных исследований. Свой особый подход он назвал «культурным материализмом», под которым он подразумевал теорию культуры «как (социального и материального) производственного процесса» и теории искусств «как социального использования материальных средств производства». [19] Это явно социологическая, в отличие от литературно-критической, точка зрения: отсюда и ее наиболее общее изложение в Соединенных Штатах как «Социология культуры» и в Великобритании как «Культура» — название 1981 года в серии «Новая социология» Фонтаны. Хотя интересы Уильямса широко охватывали всю область литературных и культурных исследований, его основная работа была сосредоточена на литературе и драме. Таким образом, он был социологом культуры, специализирующимся на социологии литературы.

В «Долгой революции» (1961) Уильямс разработал новаторские исследования социологии книжной торговли, социологии авторства и социологии романа. В «Английском романе от Диккенса до Лоуренса » (1970) он утверждал, что современный роман сформулировал отчетливо современную «структуру чувств», ключевой проблемой которой было «познаваемое сообщество». [20] В «Стране и городе » (1973) он разработал социальную историю английской деревенской поэзии, направленную на демистификацию сельской жизни, содержащуюся в литературе: «Это то, чем являются стихи: не деревенская жизнь, а социальный комплимент; знакомые гиперболы аристократии и ее прислужников». [21] Его «Марксизм и литература» (1977) — одновременно критика и марксизма, и «литературы» — представляет собой обширную формальную разработку собственной теоретической системы Уильямса.

Книги Алана Синфилда « Линии разлома: культурный материализм и политика диссидентского чтения» (1992) и «Литература, политика и культура в послевоенной Британии » (1997) явно обязаны Уильямсу. То же самое можно сказать и о книге Эндрю Милнера «Литература, культура и общество» (2005).

Теория мировых систем [ править ]

Франко Моретти, в свою очередь, был профессором английской литературы в Университете Салерно , сравнительного литературоведения в Университете Вероны и английского языка и сравнительного литературоведения в Стэнфордском университете. Его первая книга «Знаки чудес» (1983) имела подзаголовок «Очерки социологии литературных форм» и была по существу качественной по методу. Однако его более поздние работы становились все более количественными.

Применяя Иммануэля Валлерстайна к теорию мировых систем (1998) утверждал литературе, Моретти в «Атласе европейского романа» , что литературная экономика девятнадцатого века включала в себя «три Европы», в центре которых находились Франция и Великобритания, большинство стран в периферия и переменная полупериферия, расположенная между ними. Если судить по объему переводов в национальных библиографиях , он обнаружил, что французские романисты добились большего успеха на католическом Юге, а британские — на протестантском Севере, но, тем не менее, весь континент читал ведущих деятелей обоих. [22] Лондон и Париж «правят всем континентом более века», заключил он, опубликовав половину или более всех европейских романов. [23]

Тезисы Моретти вызвали множество последующих споров, собранных в отредактированном сборнике Кристофера Прендергаста «Дебаты о мировой литературе» (2004). Сам Моретти подробно остановился на этом аргументе в своем «Дистанционном чтении» (2013).

Последние события [ править ]

Основываясь на более ранних работах в области производства культуры, эстетики восприятия и культурного капитала, социология литературы в последнее время сосредоточилась на построении смысла читателями. Новые разработки включают изучение взаимосвязи между литературой и групповой идентичностью; относительно институционального анализа и анализа реакции читателей; повторное представление роли замысла автора в литературе; переосмысление роли этики и морали в литературе [24] и развитие более четкого понимания того, чем литература похожа и чем отличается от других средств массовой информации. [25]

Социология литературы в последнее время также заинтересовалась глобальным неравенством между авторами из стран первого и третьего мира, где последние, как правило, сильно зависят от редакционных решений издателей в Париже, Лондоне или Нью-Йорке и часто исключаются из числа авторов. участие в мировом литературном рынке. [26]

Весной 2010 года журнал «Новая история литературы» посвятил специальный выпуск новым подходам к социологии литературы.

Примечания [ править ]

  1. ^ Лукач, Г. (1971). Теория романа: Историко-философский очерк форм великой эпической литературы , пер. А. Босток, Лондон: Merlin Press, с. 56.
  2. ^ Лукач, Г. (1962). Исторический роман , пер. Х. и С. Митчелл, Лондон: Merlin Press, с. 20.
  3. ^ Лукач, Г. (1962). Исторический роман , пер. Х. и С. Митчелл, Лондон: Merlin Press, стр. 237.
  4. ^ Адорно, TW (1991). Примечания к литературе , Vol. 1, пер. С.В. Николсон, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, стр. 37–54.
  5. ^ Бюргер, П. (1984). Теория авангарда , пер. М. Шоу, Миннеаполис: Университет Миннесоты , стр. 48–49.
  6. ^ Бюргер, П. (1984). Теория авангарда , пер. М. Шоу, Миннеаполис: Университет Миннесоты, стр. 22.
  7. ^ Эскарпит, Р. (1971). Социология литературы , пер. Э. Пик, Лондон: Касс, с. 18.
  8. ^ Эскарпит, Р. (1971). Социология литературы , пер. Э. Пик, Лондон: Касс, с. 83.
  9. ^ Гольдманн, Л. (1970). Гуманитарные науки и философия , пер. Х.В. Уайт и Р. Анкор, Лондон: Джонатан Кейп, стр.36.
  10. ^ Маркс, К. и Ф. Энгельс (1970). Немецкая идеология , Часть 1, пер. У. Лох, К. Датт и К. П. Мэгилл, Лондон: Лоуренс и Уишарт, стр. 64.
  11. ^ Альтюссер, Л. (1971). «Идеология и идеологические государственные аппараты: заметки и исследования» в книге «Ленин и философия и другие очерки» , пер. Б. Брюстер, Лондон: Новые левые книги.
  12. ^ Иглтон, Т. (1976). Критика и идеология , Лондон: Новые левые книги, стр. 64–9.
  13. ^ Джеймсон, Ф. (1981), Политическое бессознательное: повествование как социально символический акт , Лондон: Метуэн, стр. 75-76.
  14. ^ Бурдье, П. (1984). Отличие: социальная критика вкусовых суждений , пер. Р. Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, с. 32.
  15. ^ Бурдье, П. (1984). Отличие: социальная критика вкусовых суждений , пер. Р. Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, с. 31.
  16. ^ Бурдье, П. (1996). Правила искусства: генезис и структура литературного поля , пер. С. Эмануэль, Кембридж: Polity Press, стр. 122.
  17. ^ Ватт, И. (1963). Расцвет романа: исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга , Хармондсворт: Пингвин, с. 32.
  18. ^ Ватт, И. (1963). Расцвет романа: исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга , Хармондсворт: Пингвин, с. 61.
  19. ^ Уильямс, Р. (1980). Проблемы материализма и культуры: Избранные очерки , Лондон: Verso, с. 243.
  20. ^ Уильямс, Р. (1974). Английский роман от Диккенса до Лоуренса , Лондон: Чатто и Виндус, стр. 14-15.
  21. ^ Уильямс, Р. (1973). Страна и город , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 33.
  22. ^ Моретти, Ф. (1998). Атлас европейского романа 1800–1900 гг ., Лондон: Verso, стр. 174, 178–179.
  23. ^ Моретти, Ф. (1998). Атлас европейского романа 1800–1900 гг ., Лондон: Verso, с. 186.
  24. ^ Дроми, С.М.; Иллоуз, Э. (2010). «Восстановление морали: прагматическая социология и литературоведение» . Новая литературная история . 42 (2): 351–369. дои : 10.1353/nlh.2010.0004 . S2CID   145475223 . Проверено 9 марта 2011 г.
  25. ^ Грисволд, В. (1993). «Последние события в социологии литературы». Ежегодный обзор социологии . 19 : 455–467. дои : 10.1146/annurev.so.19.080193.002323 .
  26. ^ Казанова, Паскаль (2004). Всемирная республика букв . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674013452 .

Ссылки [ править ]

  • Теодор В. Адорно , (1991) Примечания к литературе , Том. 1, пер. Ширри Вебер Николсон, изд. Рольф Тидеманн, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Теодор В. Адорно , (1992) Примечания к литературе , Том. 2, пер. Ширри Вебер Николсон, изд. Рольф Тидеманн, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Вальтер Беньямин , (1977) Происхождение немецкой трагической драмы , пер. Джон Осборн, Лондон: Новые левые книги.
  • Карло Бордони, (1974) Введение в социологию литературы , Пиза: Пачини.
  • Пьер Бурдье , (1984) Отличие: социальная критика суждения вкуса , пер. Ричард Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Пьер Бурдье , (1996b) Правила искусства: генезис и структура литературного поля , пер. Сьюзан Эмануэль, Кембридж: Polity Press.
  • Редакторы Элизабет и Тома Бернса , (1973) Социология литературы и драмы , Хармондсворт: Пингвин.
  • Питер Бюргер, (1984) Теория авангарда , пер. Майкл Шоу, Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
  • Паскаль Казанова, (2005) Всемирная республика писем , пер. М.Б. Дебевуа, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Льюис А. Козер , Чарльз Кадушин и Уолтер В. Пауэлл , (1985) Книги: Культура и коммерция издательского дела , Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Эдмонд Крос, (1988) Теория и практика социокритики , пер. Дж. Шварц, Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
  • Терри Иглтон , (1976) Критика и идеология , Лондон: Новые левые книги.
  • Роберт Эскарпит , (1966) Книжная революция , Лондон: Джордж Харрап.
  • Роберт Эскарпит , (1971) Социология литературы , пер. Э. Пик, Лондон: Касс.
  • Люсьен Февр и Анри-Жан Мартен , (1976) Приход книги: влияние печати 1450–1800 , пер. Дэвид Джерард, изд. Джеффри Ноуэлл-Смит и Дэвид Вуттон, Лондон: Новые левые книги.
  • Люсьен Гольдманн , (1964) Скрытый Бог: исследование трагического видения в «Мыслях» Паскаля и трагедиях Расина , пер. Филип Тоди , Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Люсьен Гольдманн , (1975) К социологии романа , пер. Алан Шеридан, Лондон: Тависток.
  • Юрген Хабермас , (1989) Структурная трансформация публичной сферы: исследование категории буржуазного общества , пер. Т. Бургер, Кембридж: Polity Press.
  • Джон А. Холл (1979), Социология литературы , Лондон: Лонгман.
  • Фредрик Джеймсон , (1981) Политическое бессознательное: повествование как социально символический акт , Лондон: Метуэн.
  • Дайана Т. Лоуренсон и Алан Свинджвуд, Социология литературы , Лондон: МакГиббон ​​и Ки.
  • Лео Левенталь , (1986) Литература и образ человека , Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers.
  • Лео Левенталь , (2009) В кулуарах. Критическая теория и социология литературы , под редакцией К. Бордони, Кьети: Сольфанелли.
  • Георг Лукач , (1962) Исторический роман , пер. Ханна и Стэнли Митчелл, Лондон: Merlin Press.
  • Георг Лукач , (1971) Теория романа: историко-философский очерк форм великой эпической литературы , пер. А. Босток, Лондон: Merlin Press.
  • Пьер Машери , (1978) Теория литературного производства , пер. Г. Уолл, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Питер Х. Манн, (1982) От автора к читателю: социальное исследование книг , Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Эндрю Милнер , (1981) Джон Мильтон и английская революция: исследование социологии литературы , Лондон: Macmillan.
  • Эндрю Милнер , (2005) Литература, культура и общество , второе издание, Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
  • Франко Моретти , (1988) Знаки чудес: Очерки социологии литературных форм , второе издание, пер. Сьюзан Фишер, Дэвид Форгакс и Дэвид Миллер, Лондон: Версо.
  • Франко Моретти , (1998) Атлас европейского романа 1800–1900 годов , Лондон: Оборотная сторона.
  • Франко Моретти , (2013) Дальнее чтение , Лондон: Verso.
  • Кристофер Прендергаст, редактор, (2004) Дебаты по мировой литературе , Лондон: Verso.
  • Редакторы Джейн Рут и Джанет Вольф, (1977) Социология литературы: теоретические подходы , Кил: Монографии социологического обзора.
  • Алан Синфилд , (1992) Линии разлома: культурный материализм и политика диссидентского чтения , Оксфорд: Oxford University Press.
  • Алан Синфилд , (1997) Литература, политика и культура в послевоенной Британии , второе издание, Лондон: Athlone Press.
  • Социус , Ресурсы по литературным и социальным вопросам.
  • Дайана Спирман , (1966) Роман и общество , Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Ян Ватт , (1963) Расцвет романа: исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга , Хармондсворт: Пингвин.
  • Раймонд Уильямс , (1961) Долгая революция , Лондон: Чатто и Виндус.
  • Раймонд Уильямс , (1970) Английский роман от Диккенса до Лоуренса , Лондон: Чатто и Виндус.
  • Раймонд Уильямс , (1973) Страна и город , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Раймонд Уильямс , (1977) Марксизм и литература , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Раймонд Уильямс , (1981) Культура , Глазго: Фонтана.
  • Пьер В. Зима, (2000) Мануэль де социокритика , Париж и Монреаль: l'Harmattan.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c07344c985a4e83695c566b5786349f8__1687725420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/f8/c07344c985a4e83695c566b5786349f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociology of literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)