Ален Роб-Грийе
Ален Роб-Грийе | |
---|---|
![]() Роб-Грийе в 2006 году | |
Рожденный | Брест , Финистер, Франция | 18 августа 1922 г.
Умер | 18 февраля 2008 г. Кан , Франция | (85 лет)
Род занятий | Писатель, кинорежиссер |
Годы активности | 1953–2008 |
Известный | В прошлом году в Мариенбаде Ластики ревность Джинн |
Супруг | Катрин Роб-Грийе |
Подпись | |
![]() |
Ален Роб-Грийе (англ. Французский: [alɛ̃ ʁɔb ɡʁijɛ] ; 18 августа 1922 — 18 февраля 2008) — французский писатель и кинорежиссер. Он был одной из фигур, наиболее связанных с тенденцией нуво-романа ( букв. « новый роман » ) 1960-х годов, наряду с Натали Саррот , Мишелем Бютором и Клодом Симоном . Роб-Грийе был избран членом Французской академии 25 марта 2004 года, сменив Мориса Реймса на месте № 32. Он женился на Катрин Роб-Грийе ( урожденной Рстакян).
Биография
[ редактировать ]Ален Роб-Грийе родился в Бресте ( Финистер , Франция) в семье инженеров и ученых. По образованию он был инженером-агрономом . В 1943 и 1944 годах он участвовал в принудительных работах в Нюрнберге, где работал слесарем. Первые несколько месяцев Роб-Грийе воспринимал как своего рода праздник. В перерывах между элементарным обучением работе с оборудованием у него было свободное время, чтобы ходить в театр и оперу.

В 1945 году он получил диплом Национального института агрономии . Позже работа агронома привела его на Мартинику , Французскую Гвиану , Гваделупу и Марокко . В 1960 году он подписал Манифест 121 в поддержку борьбы Алжира за независимость. Он умер в 2008 году в Кане из-за проблем с сердцем. [1]
Работа
[ редактировать ]Первым опубликованным романом Роб-Грийе стал «Ластики» ( Les Gommes ), выпущенный издательством Les Éditions de Minuit в 1953 году. После этого он полностью посвятил себя своей новой профессии. Его ранние работы получили высокую оценку таких выдающихся критиков, как Ролан Барт и Морис Бланшо . Примерно во время написания своего второго романа он стал литературным консультантом Les Éditions de Minuit и занимал эту должность с 1955 по 1985 год. После публикации четырех романов в 1961 году он работал с Аленом Рене , написав сценарий для «Последнего года в Мариенбаде » ( L'Année dernière à Marienbad ), а впоследствии написал и снял собственные фильмы.

В 1963 году Роб-Грийе опубликовал «За новый роман» ( Pour un Nouveau Roman ), сборник ранее опубликованных теоретических сочинений, касающихся романа. С 1966 по 1968 год он был членом Высшего комитета по защите и расширению французского языка ( Haut comité pour la défense et l'expansion de la langue française ). Кроме того, Роб-Грийе также руководил Центром социологии литературы ( Center de социологии де ла литература ) при Свободном университете Брюсселя с 1980 по 1988 год. С 1971 по 1995 год Роб-Грийе был профессором Нью-Йоркского университета , читал лекции. о своих романах.
Хотя Роб-Грийе был избран членом Французской академии в 2004 году, когда ему было за восемьдесят, он так и не был официально принят Академией из -за споров относительно процедур приема в Академию. Роб-Грийе отказался заранее подготовить и подать приветственную речь, предпочитая импровизировать свою речь, а также отказался покупать и носить знаменитые зеленые фраки Академии ( привычка верт ) и саблю, которые он считал устаревшими.
Стиль
[ редактировать ]Его стиль письма описывался как «реалистический», или « феноменологический » (в гуссерлевском смысле), или «теория чистой поверхности». Методичные, геометрические и часто повторяющиеся описания предметов заменяют (хотя зачастую и раскрывают) психологию и внутреннюю сущность персонажа. Читатель должен медленно собрать воедино историю и эмоциональное переживание ревности, например, посредством повторения описаний, внимания к странным деталям и перерывов в повторениях — метод, напоминающий опыт психоанализа , в котором более глубокие бессознательные значения содержатся в потоке и разрушениях свободных ассоциаций. Временные рамки и сюжеты раздроблены, и получившийся роман напоминает литературный эквивалент кубистической картины . Тем не менее, его работа в конечном итоге характеризуется способностью значить многое для многих разных людей. [2]
Романы
[ редактировать ]Роб-Грийе написал свой первый роман «Цареубийца» ( Un Régicide ) в 1949 году, но он был отвергнут крупным французским издательством «Галимар» и только позже опубликован с небольшими исправлениями его пожизненным издателем «Les Éditions de Minuit» в 1978 году. Его второй роман ( «Ластики» Les Gommes ) внешне напоминает детективный роман, но содержит в себе более глубокую структуру, основанную на сказке об Эдипе . Детектив ищет убийцу в еще не произошедшем убийстве, но обнаруживает, что ему суждено стать этим убийцей. [3]
Его следующий и наиболее известный роман — «Вуайерист» ( Le Voyeur ), впервые опубликованный на французском языке в 1955 году и переведенный на английский язык в 1958 году Ричардом Ховардом . «Вуайерист» рассказывает историю Матиаса, странствующего продавца часов, который возвращается на остров своей юности с отчаянной целью. Как и во многих его романах, «Вуайерист» вращается вокруг очевидного убийства: на протяжении всего романа Матиас разворачивает газетную вырезку, рассказывающую подробности убийства молодой девушки и обнаружения ее тела среди прибрежных скал. Отношения Матиаса с мертвой девушкой, на которые, возможно, намекает история, косвенно раскрываются по ходу романа, так что мы никогда не уверены, является ли Матиас убийцей или просто человеком, который фантазирует об убийстве. Важно отметить, что «настоящее убийство», если оно существует, в тексте отсутствует. Повествование содержит мало диалогов и неоднозначную хронологию событий. Действительно, первая строка романа отражает тон романа: «Как будто никто не услышал». «Вуайерист» был удостоен Приза критиков .
Затем в 1957 году он написал «Жалюзи» , один из немногих своих романов, действие которого происходит за пределами города, в данном случае на банановой плантации. В первый год издания было продано всего 746 экземпляров, несмотря на популярность « Вуайериста». Со временем оно приобрело большой литературный успех и было переведено на английский язык Ричардом Ховардом. Сам Роб-Грийе утверждал, что роман построен по образцу отсутствующего рассказчика от третьего лица. В рассказе Роб-Грийе о романе отсутствующий рассказчик, ревнивый муж, молча наблюдает за взаимодействием своей жены (упоминаемой только как «А...») и соседа Франка. Безмолвный рассказчик, который никогда не называет себя (его присутствие просто подразумевается, например, количеством сервизов за обеденным столом или шезлонгами на веранде), крайне подозрительно относится к тому, что у А... роман с Франком. На протяжении всего романа отсутствующий рассказчик постоянно воспроизводит свои наблюдения и подозрения (то есть создает сценарии об А... и Франке) настолько, что становится невозможным отличить «наблюдаемые» моменты от «подозрительных». «Жалюзи» также переводится как персидские жалюзи, горизонтальные ставни, распространенные во Франции, которые обычно изготавливаются из дерева, а иногда и из металла. На протяжении романа главный герой неоднократно в разных сценах смотрит через свои жалюзи, «жалюзи», которыми он смотрит на мир, каждый раз слегка мутируют.
В 1984 году он опубликовал то, что он назвал намеренно традиционной автобиографией под названием Le Miroir qui revient , переведенной на английский как «Призраки в зеркале» Джо Леви (1988).
Фильмы
[ редактировать ]Карьера Роб-Грийе как творца художественной литературы не ограничивалась написанием романов. Для него не менее важным было создание художественной литературы в виде фильмов. Его карьера в кино началась, когда Ален Рене решил сотрудничать с ним в своем фильме 1961 года « В прошлом году в Мариенбаде» . Фильм был номинирован на премию «Оскар» 1963 года за написание оригинального сценария и получил « Золотого льва», когда вышел в 1961 году. В титрах он был представлен как фильм, в равной степени написанный Роб-Грийе и Рене.
Роб-Грийе начал карьеру в качестве сценариста и режиссера серии интеллектуальных и часто сексуально провокационных художественных фильмов, в которых исследовались темы, схожие с темами его литературных работ (например, «Вуайеризм», «Тело как текст», «Двойник»). Он начал с фильма «Бессмертный » ( 1962), получившего желанную премию Луи Деллюка в 1962 году. За этим последовал его самый коммерчески успешный фильм после « Прошлый год в Мариенбаде : Транс-Европейский экспресс » (1966) с Жан- Луи Трентиньян , который работал с Роб-Грийе над его следующими четырьмя фильмами, его французско-словацким фильмом L'homme qui ment/Muž, ktorý luže ( Человек, который лжет ) (1968), L'Eden et après/Eden a потом ( «Рай и после ») (1970), Glissements Progressifs du Plaisir ( «Прогрессивное скольжение к удовольствию» ) (1974) и Le jeu avec le feu ( «Игра с огнем ») (1975). Прошло почти десять лет до появления его следующего художественного фильма Прекрасная пленница « » (1983), где Роб-Грийе воспользовался услугами Анри Алекана в качестве оператора. Впоследствии прошло более десяти лет, прежде чем Роб-Грийе снова сел за объектив, на этот раз снимая детективный триллер на маленьком греческом острове с Фред Уорд сыграл растерянного Фрэнка в фильме «Un bruit qui rend fou» ( «Сводящий с ума шум» , также известный как «Голубая вилла ») (1995). Перед своей смертью в 2008 году Роб-Грийе снял еще один фильм, «Градива» ( C'est Gradiva qui vous appelle ) (2006), который еще раз выдвинул на передний план его озабоченность садизмом и рабством в его художественных произведениях.
Библиография
[ редактировать ]Вымысел
[ редактировать ]- Цареубийца (1949)
- Ластики (1953) – Премия Фенеона
- Подглядывающий Том (1955)
- Ревность (1957)
- В лабиринт (1959)
- Дом собраний (1965)
- Проект революции в Нью-Йорке (1970)
- Красивая пленница (1975)
- Топология города-призрака (1976)
- Воспоминания о золотом треугольнике (1978)
- Джинн (1981)
- La Reprise (2001; опубликовано на английском языке в 2003 году как Repetition ) [4] [5]
- Роман сентиментальный (2007) [6]
Сборник рассказов
[ редактировать ]- Снимки (1962)
«Романские романы»
[ редактировать ]- Возвращающееся зеркало (1985)
- Анжелика или Чары (1988)
- Последние дни Коринфа (1994)
Эссе
[ редактировать ]- Для нового романа (1963)
- Путешественник, очерки и интервью (2001)
- Предисловие к жизни писателя (2005)
Кинопроизведения доступны в виде кинороманов.
[ редактировать ]- 1960: Последний год в Мариенбаде Les Éditions de Minuit ASIN: B005MP60NO
- 1963: L'Immortelle Les Éditions de Minuit ASIN: B0014Q17Z6
- 1974: Прогрессивные изменения в сфере удовольствия Les Éditions de Minuit ASIN:B0048IY7OK
- 2002: Градива называет вас Les Éditions de Minuit ISBN 978-2-7073-1793-3
Другие работы
[ редактировать ]В 1975 году Роб-Грийе и Рене Магритт опубликовали книгу под названием «Прекрасная пленница» . Книга называется «римлянином» (романом) и иллюстрирована 77 картинами Магритта с вкраплениями бесед Роб-Грийе. [7] Одноименный фильм «Пленница красавицы» , сценарий и режиссер Роб-Грийе, вышел на экраны в 1983 году. [8]
В 1981 году Роб-Грийе и Ивон Ленар опубликовали «Рандеву» («Встреча») как учебник для промежуточных курсов французского языка, который включал оригинальный роман и грамматические упражнения. в США [9] Как объясняет профессор Тринити-колледжа Сара Киппур: «В качестве инструмента изучения языка Le Rendez-Vous предлагал систематический подход, который знакомил студентов с увеличением сложных времен глаголов и грамматических конструкций». [10] Le Rendez-vous был выпущен в США за месяц до того, как Djinn был выпущен во Франции. Текст «Джинна» был идентичен тексту «Свидания», за исключением грамматических упражнений и с добавлением пролога и эпилога. [10]
Сотрудничество
[ редактировать ]- Храм Зеркал с Ириной Ионеско (1977)
Фильмография
[ редактировать ]- Бессмертный (1963)
- Транс-Европ-Экспресс (1966)
- L'homme qui ment / Человек, который лжет (1968)
- Эдем и после / Эдем потом (1970)
- Н. взял кости... (1971)
- «Прогрессивные слайды удовольствия» (1974), в главных ролях: Аниси Альвина, Ольга Жорж-Пико, Мишель Лонсдейл, Жан Мартен; редактор Боб Уэйд; продюсер Роджер Бублиль
- ( Игра с огнем 1975)
- «Прекрасная пленница» (1983), в главных ролях: Дэниел Месгиш , Габриэль Лазур , Сириэль Клэр , Дэниэл Эмилфорк , Роланд Дюбийяр , Франсуа Шометт
- Голубая вилла (1995), в главных ролях: Фред Уорд , Ариэль Домбаль.
- Это Градива зовет тебя (2006), в главных ролях: Джеймс Уилби , Ариэль Домбаль , Дэни Вериссимо
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуглас Джонсон (19 февраля 2008 г.). «Некролог Алена Роб-Грийе» . Хранитель . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ Донадио, Рэйчел (24 февраля 2008 г.). «Он был в стиле модерн, когда это было новым» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ↑ Одним из первых, кто обсудил более глубокую эдипову структуру в «Ластиках», был Брюс Морриссетт в статье 1960 года, озаглавленной «Эдип и экзистенциализм: Гоммы Роб-Грийе».
- ^ Роб-Грийе, Ален (2003), Повторение: [роман] , перевод Ховарда , Ричарда , Grove Press, ISBN 978-0-8021-9935-5
- ^ Макэлпин, Хеллер (23 февраля 2003 г.). «Двойное видение в неоднозначном, дезориентированном мире» . СФГейт . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ «Интервью Роб-Грийе» . Ежедневное движение. 26 октября 2007 г. Проверено 24 февраля 2010 г. Роб-Грийе неоднократно упоминал эту книгу в интервью как не принадлежащую к его литературному творчеству, например, в «Ce soir (ou jamais!)» 24 октября 2007 года. Сообщается, что он отклонил приглашение прочитать отрывки из романа на литературном фестивале. сказав: «Parce que ce n'est pas de la ltérature, c'est de la masturbation!» Ле Инрокуптиблс ; номер 639, 26 февраля.
- ^ Прекрасная пленница . Бельгия: Cosmos Textes. 1975.
- ^ «Прекрасная пленница» . IMDB . Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ Роб-Грийе, Ален (1981). Назначение . Ивон Ленард, Райнхарт и Winston, Inc. Холт. Нью-Йорк. ISBN 0-03-056248-1 . OCLC 7578659 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Киппур, Сара (2020). « Роб-Грийе в Америке: новый роман встречается с учебником языка» . Публикации Американской ассоциации современного языка . 135 (3): 492–510. дои : 10.1632/pmla.2020.135.3.492 . S2CID 225913007 – через Ассоциацию современного языка.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарди, Андре (1972) Ален Роб-Грийе. Париж: Зегерс (исследование Андре Гарди; тексты и документы)
- «Аморальные истории: европейские фильмы о сексе и ужасах 1956–1984» (1994) Катала Тохилла и Пита Томбса посвящает главу своим фильмам.
- Эротическая машина мечты: интервью с Аленом Роб-Грийе о его фильмах (2006) Энтони Н. Фраголы, Алена Роб-Грийе и Роха Чарльза Смита. Перевод на персидский Ибрагима Барзегара.
- Джеффрис, С. (15 сентября 2007 г.). «Французская сила» . Фильм . Лондон. Архивировано из оригинала 19 сентября 2007 года . Проверено 23 сентября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шуша Гуппи (весна 1986 г.). «Ален Роб-Грийе, Искусство художественной литературы № 91» . Парижское обозрение . Весна 1986 г. (99).
- Ален Роб-Грийе на IMDb
- Ален Роб-Грийе – Досье – Институт кино DBCult
- (на французском языке) Французская академия
- Интервью на bookforum.com. Архивировано 2 марта 2019 г. на Wayback Machine.
- (на французском языке) Некролог в Le Monde
- Некролог Алена Роб-Грийе, написанный Дугласом Джонсоном в The Guardian , 19 февраля 2008 г.
- Некролог Алена Роб-Грийе в International Herald Tribune , 18 февраля 2008 г.
- Дань уважения Алену Роб-Грийе. Архивировано 19 июня 2008 года на Wayback Machine на художественном форуме.
- Александр Викторович Федоров . Анализ использования артхаусных медиатекстов в ходе медиаисследований студенческой аудитории (на примере фильмов Алена Роб-Грийе). Архивировано 9 августа 2017 года на Wayback Machine.
- 1922 рождения
- смертей в 2008 г.
- Кинолюди из Бреста, Франция.
- Французские литературные критики
- французские кинорежиссеры
- Контркультура 1960-х годов
- Члены Французской академии
- Офицеры Почетного легиона
- Выпускники лицея Бюффона
- Выпускники средней школы Сен-Луи
- Сельскохозяйственные инженеры
- Французские романисты-мужчины
- Французские романисты XX века
- Победители Prix Fénéon
- БДСМ-писатели
- Французские писатели-мужчины XX века
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские подневольные работники времен Второй мировой войны