Jump to content

Уилсон Харрис


Уилсон Харрис
Рожденный Теодор Уилсон Харрис
( 1921-03-24 ) 24 марта 1921 г.
Новый Амстердам , Британская Гвиана
(ныне Новый Амстердам, Гайана )
Умер 8 марта 2018 г. ) ( 2018-03-08 ) ( 96 лет
Челмсфорд , Англия
Занятие Писатель
Альма-матер Королевский колледж
Жанр Художественная литература, стихи, эссе
Заметные награды Премия Гайаны в области литературы (1987 г.), Премия Монделло пяти континентов (1992 г.), Премия Гайаны в области литературы (специальная премия; 2002 г.), Книжная премия Анисфилда-Вольфа (2014 г.)
Супруг Сесили Кэрью (1945–ок. 1957); Маргарет Уитакер (с 1959 г. до своей смерти, январь 2010 г.)
Дети с Сесили Кэрью: Э. Найджел Харрис, Алексис Харрис, Дениз Харрис, Майкл Харрис

Сэр Теодор Уилсон Харрис (24 марта 1921 — 8 марта 2018) — гайанский писатель. Первоначально он писал стихи, но впоследствии стал писателем и эссеистом. Его стиль письма часто называют абстрактным и сильно метафорическим, а его тематика разнообразна. Харрис считается одним из самых оригинальных и новаторских голосов в послевоенной литературе на английском языке. [1]

Биография

[ редактировать ]

Уилсон Харрис родился в Нью-Амстердаме в Британской Гвиане , где его отец работал в страховой компании. [2] Его родителями были Теодор Уилсон Харрис и Миллисент Джозефин Глэсфорд Харрис. После учебы в Королевском колледже в столице Гайаны Джорджтауне он стал государственным геодезистом, а затем начал карьеру лектора и писателя. Знания о саваннах и тропических лесах, которые он получил за двадцать лет работы землемером, легли в основу многих его книг, причем гайанский пейзаж доминировал в его произведениях. Опыт жизни в Гайане также сформировал его подход к художественной литературе. Он пишет: «Влияние лесов и саванн на эти экспедиции имело огромное значение на языке художественных произведений, которые я написал позже. Исчезновение моего отчима в этой огромной недрах, когда я был ребенком, стало началом моего участия в загадка поисков и путешествий из видимого в невидимые миры, которые сами по себе медленно становятся видимыми, что требует дальнейшего проникновения в другие видимые миры без конца и окончательности» («Автобиографическое эссе», в Адлере 2003: ix–x).

В период с 1945 по 1961 год Харрис регулярно писал рассказы, стихи и эссе в «Кык-овер-Ал» . литературный журнал [3] и был частью группы гайанских интеллектуалов, в которую входили Мартин Картер , Сидни Сингх, Милтон Уильямс, Ян Кэрью и Иван Ван Сертима . Позже Харрис в частном порядке напечатал свои поэтические статьи для журнала в сборнике «Вечность времени года» (1954). Харрис женился на своей первой жене Сесили Кэрью в 1945 году (сестре знаменитого гайанского писателя Яна Кэрью ). У них было четверо детей; брак распался примерно в 1957 году.

Харрис переехал в Англию в 1959 году. В том же году он встретил и женился на своей второй жене, шотландской поэтессе и драматурге Маргарет Уитакер. Они оставались в браке пятьдесят лет, пока она не умерла в 2010 году. Детей у них так и не было.

Харрис опубликовал свой первый роман «Дворец павлина» в 1960 году вместе с Фабером, одобренный к публикации тогдашним главным редактором Т. С. Элиотом . [4] Это стало первым из квартета романов «Гайанский квартет» , в который входят «Далекое путешествие Удина» (1961), «Целые доспехи» (1962) и «Тайная лестница» (1963). Впоследствии он написал трилогию «Карнавал» : «Карнавал» (1985), «Бесконечная репетиция» (1987) и «Четыре берега реки космоса» (1990).

Его последними романами были «Джонстаун» (1996), в котором рассказывается о массовом самоубийстве последователей культового лидера Джима Джонса , «Темный шут» (2001), полуавтобиографический роман «Маска нищего» (2003) и «Призрак». Памяти (2006).

Харрис также писал научно-популярные и критические эссе и был удостоен почетных докторских степеней Вест-Индского университета (1984 г.) и Льежского университета (2001 г.). Он дважды получал Гайанскую премию по литературе .

Харрис был удостоен звания рыцаря-холостяка в июне 2010 года в честь дня рождения королевы Елизаветы II . [5] [6] В 2014 году Харрис выиграл премию Anisfield-Wolf Book Awards за выдающиеся достижения . [7]

Луи Чуде-Сокей утверждает, что читатели «согласны с тем, что неизлечимость Харриса и его второстепенный или культовый статус во многом обусловлены его прозой… ее сложность и плотность, будь то художественная или научно-популярная литература, регулярно запрещают ему посещать учебные программы и ритуалы». литературной культуры, даже в странах Карибского бассейна». [8] В то же время, возможно, отчасти из-за сложности работ Харриса, «его наследие может и должно изменить ситуацию» в карибском искусстве и мысли (там же). Харрисом восхищались за его исследование тем завоеваний и колонизации, а также борьбы колонизированных народов. Читатели отметили, что его романы — это попытка выразить правду о том, как люди воспринимают реальность через призму воображения. Харриса упрекали за его романы, которые часто имеют нелинейные сюжетные линии, а также за то, что он предпочитает внутреннее восприятие внешней реальности. Во «Дворце павлина» (1960) персонаж, который может быть изображен умирающим в одной сцене, может вернуться полностью живым в следующей; действительно, в мире романа Донн и вся его команда корабля уже мертвы или, возможно, просто носят те же имена, что и предыдущий экипаж: «их живые имена совпадали с именами знаменитого мертвого экипажа, затонувшего в порогах и утонул до человека» (36).

Критики охарактеризовали абстрактные экспериментальные повествования Харриса как трудные для чтения, плотные, сложные или непрозрачные. [9] Многие читатели [ ВОЗ? ] отметили, что его эссе раздвигают границы традиционной литературной критики, а его художественная литература раздвигает границы самого романного жанра. Критики ассоциировали творчество Харриса со многими различными литературными жанрами, в том числе с сюрреализмом , магическим реализмом , мистицизмом и модернизмом . На протяжении многих лет Харрис использовал множество различных концепций для определения своего литературного подхода, в том числе: кросс-культурализм, современные аллегории, [10] эпическая и квантовая фантастика . Один критик описал вымыслы Харриса как основанные на «квантовом проникновении, где Существование и несуществование реальны. Вы можете созерцать их так, как если бы оба они были правдой».

Хена Маес-Елинек утверждала, что до 1982 года многие женские персонажи Харриса были ограничены ролями музы и матери. Джойс Спарер Адлер соглашается, но отмечает, что в некоторых романах были более сильные персонажи с большей повествовательной силой, например Бети в «Далеком путешествии Удина» (1961) и Магда в «Целых доспехах» (1962). Однако только в «Ангеле у ворот » (1982) Харрис написал главную героиню-женщину. Адлер также отмечает, что в «Карнавале» (1985) участвуют главные женские персонажи, такие как тетя Бартелби и Амариллис. Таким образом, эти две книги представляют собой важные события; Адлер указывает на более андрогинное видение сознания, изображенное в этих двух произведениях, особенно в «Карнавале» (1985). В интервью Кейт Уэбб Анджела Картер углубляет критический разговор, утверждая, что все персонажи Харриса архетипичны; поэтому любая критика плоскостности в адрес женских персонажей также применима и к мужчинам. [11]

Во введении к книге «Традиция, писатель и общество» (1967) К.Л.Р. Джеймс пишет о диалектическом импульсе, действующем в художественной литературе и теории Харриса, связывающем Харриса с Гегелем и Хайдеггером . Однако в более поздних критических работах, таких как Хена Мэйс-Елинек, Пейджет Генри и Эндрю Банди, утверждалось, что вместо этого Харрис опирался на эстетические ресурсы синкретизма систем верований и практик африканских и коренных народов. Сам Харрис писал в «Истории, баснях и мифах Карибского бассейна и Гвианы» (1970), что его работа «через потрясение места и времени отражает предзнаменования способностей, которые были скрыты, нереализованы в столкновении культур и движениях народов в Южная Америка и Вест-Индия». Харрису не обязательно полагаться на гегелевскую историческую теорию, поскольку он считает, что философия истории на самом деле лежит в пределах карибского искусства (там же), поскольку материалистический исторический подход Джеймса является неизгладимым. влияние на Карибский бассейн, современная критика Харриса утверждает, что важность материалистического подхода не может затмить другие карибские философии истории, такие как представленные Харрисом Пэджет Генри в своей основополагающей книге помещает Уилсона Харриса в «мифопоэтическую традицию» карибской мысли. Причина Калибана (2000).

Литературная техника

[ редактировать ]

Методику Харриса назвали экспериментальной и новаторской. Харрис описывает, что традиционное письмо отличается от его стиля письма тем, что «традиционное письмо — это простое письмо» и «Мое письмо — это квантовое письмо. Знаете ли вы о квантовой пуле? Квантовая пуля, когда она выпущена, оставляет не одну дырку, а два." [12]

Использование нелинейных событий и метафор — содержательная составляющая его прозы. Другой метод, используемый Харрисом, — это сочетание слов и понятий неожиданными и резкими способами, часто в парадоксальном сочетании противоположностей. Посредством этой техники комбинирования Харрис демонстрирует основной связующий корень, который не позволяет двум категориям когда-либо действительно существовать в оппозиции. Эта техника раскрывает и изменяет способность языка фиксировать фиксированные убеждения и отношения, «освобождая» слова и понятия для новых ассоциаций и раскрывая алхимические аспекты сознания.

Харрис рассматривает язык как ключ к социальным и человеческим трансформациям. Его подход начинается с рассмотрения языка как силы, одновременно порабощающей и освобождающей. Эти поиски и понимание лежат в основе его художественных повествований о человеческом рабстве. Харрис называет язык одновременно важнейшим элементом порабощения рабов и договоренностей, а также средством, с помощью которого можно обратить вспять разрушительные процессы истории. [13]

В «Дворце павлина» Харрис стремится разоблачить иллюзию противоположностей, порождающую вражду между людьми. Команда речной экспедиции переживает серию трагедий, которые в конечном итоге приводят к гибели каждого члена. При этом Харрис выделяет в качестве главного фактора их гибели их неспособность примирить бинаризмы в окружающем их мире и между собой. Используя свою технику бинарного распада и повторяя африканскую традицию смерти, не приносящей конец душе, Харрис демонстрирует, что они находят примирение только в физической смерти, указывая на поверхностность иллюзий противоположностей, которые их разделяли. [14]

Харрис отметил в интервью, что «при описании мира, который вы видите, язык развивается и начинает охватывать невидимые реальности». [15] Харрис объяснил свои новаторские литературные приемы развитием, которое стало результатом того, что он стал свидетелем того, как физический мир ведет себя как квантовая теория . Чтобы приспособиться к своему новому восприятию, Харрис сказал, что понял, что пишет «квантовую фантастику». [16] «Квантовый» компонент его работы — это его попытка соответствовать требованиям самой реальности, на которую глубоко повлияли его два десятилетия работы землемером во внутренних районах Гайаны. О связи между природой и своим литературным стилем Харрис писал:

«Стол создан из дерева в лесу, лес — это легкие земного шара, а легкие земного шара дышат звездами. Существуют всевозможные связи, и это квантовые связи. Квантовая механика и физика охватывают эти На этом этапе я ничего не читал о квантовой механике и просто рассматривал свое отрицание абсолютных цепочек в природе (мое отрицание природы, которая должна служить мне, поддерживать мои структуры) как интуитивную тревожащую необходимость, которую мне нужно было погрузить. Я в живом, тревожном, но чрезвычайно богатом тексте пейзажей/речных пейзажей/небесных пейзажей. Язык начал разрывать свой контракт с простыми инструментами, созданными для закрепления прогрессирующей депривации. Появился более сложный и интуитивный подход к языку, в котором человек страдает. который воспринимает своеобразный экстаз размерности». (Харрис, «Ткань воображения», А 72)

Его произведения называют амбициозно-экспериментальными, а его повествовательную структуру описывают как «множественную и гибкую». [17] Обычные методы создания метапроизведения в его романах включают сны и сны внутри снов (как в « Гайанском квартете» (1985) и «Темном шуте» (2001)), образы из эпической поэзии , найденные или полученные архивные материалы (например, журналы о предоставлении убежища, проанализированные рассказчик в «Зале ожидания» (1966) или «Ангел у ворот» (1982), или статьи Безымянного идиота в «Спутниках дня и ночи» (1975)), а также неоднократное использование одних и тех же персонажей в разных романных вселенных ( такие как близнецы да Силва из «Палас» , которые снова появляются на протяжении всего творчества, например, в «Культивируемой дикой местности» Да Силвы (1977)).

Харрис относил свои инновации и литературные приемы к квантовой фантастике . [18] [19] В интервью Майклу Гилксу в июле 2010 года он сказал: «Я пришел к идее квантовой реальности благодаря ландшафту, с которым имел дело. У вас были деревья, реки, скалы, люди, водопады, и у вас были различные противоположности в Противоположности существовали на земле, в реках, в водопадах, и чтобы написать об этом, мне пришлось найти метод, который, как я позже обнаружил, был квантовой реальностью. В то время, когда я писал «Дворец», я ничего не знал. квантовая физика. Позже я сознательно использовал эту идею, поскольку я уже открылся для нее. Она проходит через все мои романы». [20] Он использует это определение в трилогии «Карнавал» и в последнем романе « Четыре берега реки Космос» .

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Харрис умер 8 марта 2018 года в своем доме в Челмсфорде , Англия, естественной смертью. [21] Столетие со дня его рождения было отмечено фестивалем Bocas Lit Fest . [22]

Работает

[ редактировать ]

(Все опубликовано Фабером и Фабером )

  • 1960: Дворец Павлина
  • 1961: Далекое путешествие Удина
  • 1962: Вся броня
  • 1963: Тайная лестница
  • 1964: Хартленд
  • 1965: Глаз пугала
  • 1966: Зал ожидания
  • 1967: Помидоры
  • 1968: Восхождение на Омаи
  • 1969: Спящие Рораймы (иллюстрация Кей Усборн)
  • 1971: Эпоха создателей дождя (иллюстрация Кей Усборн)
  • 1972: Черный Марсден: комедия Tabula Rasa
  • 1975: Спутники дня и ночи
  • 1977: Культивируемая дикая местность да Силвы да Силвы / Генезис клоунов
  • 1978: Дерево Солнца
  • 1982: Ангел у ворот
  • 1985: Карнавал
  • 1985: Гайанский квартет ( «Дворец павлина» , «Далекое путешествие Удина» , «Целые доспехи» , «Тайная лестница »)
  • 1987: Бесконечная репетиция
  • 1990: Четыре берега реки космоса
  • 1993: Воскрешение на холме Скорби
  • 1993: Карнавальная трилогия ( Карнавал , Бесконечная репетиция , Четыре берега реки Космос ), 1993
  • 1996: Джонстаун
  • 2001: Темный шут
  • 2003: Маска нищего
  • 2006: Призрак памяти

Короткие рассказы

[ редактировать ]
  • Канайма , 1964 год.
  • Спящие Рораймы , 1970 год.
  • Эпоха создателей дождя , 1971 год.
  • Фетиш , 1951
  • Колодец и земля , 1952 год.
  • От вечности до сезона , 1954 год.

Художественная литература

[ редактировать ]
  • 1967: Традиция, писатель и общество: критические очерки . Лондон: New Beacon Books .
  • 1970: История, басни и мифы в Карибском бассейне и Гвиане . Джорджтаун: Совет национальной истории и искусств.
  • 1974: Ископаемое и Психея . Остин: Техасский университет.
  • 1981: Исследования: серия бесед и статей 1966–1981 гг . Орхус: Дэнгару Пресс.
  • 1983: Чрево космоса: межкультурное воображение . Вестпорт: Гринвуд Пресс.
  • 1992: Радикальное воображение: лекции и беседы . Льеж: L3.
  • 1999: Неоконченный генезис воображения: Избранные эссе Уилсона Харриса . Лондон: Рутледж.

Призы и награды

[ редактировать ]
  1. ^ «Сэр Уилсон Харрис» . Литература . Британский Совет . Проверено 10 марта 2018 г.
  2. ^ Гензлингер, Нил (16 марта 2018 г.). «Уилсон Харрис, гайанский писатель запутанных романов, умер в возрасте 96 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2018 г.
  3. ^ «Архивы Кык-овер-Ала» . Цифровая библиотека Карибского бассейна . Проверено 2 января 2021 г.
  4. ^ Джагги, Майя (16 декабря 2006 г.). «Песня искупления» . Хранитель . Проверено 2 января 2021 г.
  5. ^ «№59446» . Лондонская газета (Приложение). 12 июня 2010 г. с. 1.
  6. ^ «Уилсон Харрис Найтед» , Stabroek News , 14 июня 2010 г.
  7. ^ Книжная премия Анисфилд-Вольф.
  8. ^ Чуде-Сокей, Луи (21 августа 2018 г.). «Уилсон Харрис: онтологическая распущенность» . Черный ученый . Проверено 2 января 2021 г.
  9. ^ Учебное пособие для Уилсона Харриса.
  10. ^ Стивен Слемон, «Интервью с Уилсоном Харрисом» , Ариэль 19, вып. 3 (июль 1988 г.): стр. 47–56.
  11. ^ Уэбб, Кейт (30 марта 2018 г.). «Анжела Картер и Уилсон Харрис» . ТЛС . Проверено 5 июля 2021 г.
  12. Сатиш Махарадж, «Сэр Уилсон Харрис» , Trinidad Express Newspapers , 3 июля 2010 г.
  13. ^ Дэвид П. Лихтенштейн, Уилсон Харрис - Экспериментальное видение - Часть первая: Техника комбинации ; Университет Брауна, 1999.
  14. ^ Дэвид П. Лихтенштейн, Уилсон Харрис - Экспериментальное видение - Часть вторая: Комбинация и человечность ; Университет Брауна, 1999.
  15. ^ Моника Поцци, «Разговор с Уилсоном Харрисом», Голландия, 10 сентября 1997 г.; Журнал карибской литературы , 2.1–3 (весна 2000 г.).
  16. ^ Джефферсон-Майлз (2002), с. 180.
  17. ^ Эндрю Джефферсон-Майлз, «Квантовая ценность в «архитектуре приливов» Харриса» , в Хене Маес-Елинек и Бенедикт Ледент (редакторы), Театр искусств: Уилсон Харрис и Карибский бассейн , Амстердам – Нью-Йорк: Editions Rodopi, 2002, с. 178; ISBN   90-420-1420-2 .
  18. ^ Джефферсон-Майлз (2002), с. 181.
  19. Фред Д'Агиар , «Уилсон Харрис» (интервью) , журнал BOMB 82 , зима 2003 г.
  20. ^ «Майкл Гилкс берет интервью у сэра Уилсона Харриса» , Kaieteur News ; 18 июля 2010 г.
  21. ^ Митчелл, Майкл (9 марта 2018 г.). «Некролог сэра Уилсона Харриса» . Хранитель . Проверено 10 марта 2018 г.
  22. ^ «Уилсону Харрису 100 лет – празднование столетия со дня рождения очаровательного гайанского писателя, 1921–2018» . Бокас Лит Фест . Проверено 25 марта 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6601d395e2b41831c47b4f08f58fee1__1707425160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/e1/c6601d395e2b41831c47b4f08f58fee1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilson Harris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)