Ирен Папас
Ирен Папас | |
---|---|
![]() Папы в 1956 году | |
Рожденный | Ирен Лелеку 3 сентября 1929 г. |
Умер | 14 сентября 2022 г. | (93 года)
Место отдыха | Кладбище Хилиомоди, Коринфия, Греция |
Национальность | Греческий |
Род занятий | Актриса театра и кино, певица |
Годы активности | 1948–2003 |
Известный | Героини греческой трагедии; [1] мощное присутствие на сцене [2] |
Заметная работа | Антигона Электра Пушки Наварона Ифигения Сообщение Троянские женщины С Зорба Грек |
Супруги | |
Родственники | Манусос Манусакис (племянник) |
Ирен Паппас или Ирен Паппас [3] ( Греческий : Эйрини Паппа , латинизированный : Эйрини Паппа , IPA: [ирини папа] ; урожденная Эйрини Лелеку (греч. Ειρήνη Λελέκου , латинизированная: Эйрини Лелеку ); 3 сентября 1929 г. - 14 сентября 2022 г.) [4] греческая актриса и певица, снявшаяся более чем в 70 фильмах за свою более чем 50-летнюю карьеру. Международное признание она получила благодаря таким популярным фильмам, отмеченным наградами, как «Пушки Навароне» (1961), «Грек Зорба» (1964) и «Z» (1969). Она была влиятельным главным героем в таких фильмах, как «Троянские женщины» (1971) и «Ифигения» (1977). Она сыграла главные роли в фильмах «Антигона» (1961) и «Электра» (1962). У нее был прекрасный певческий голос, что было продемонстрировано в записи Songs of Theodorakis 1968 года .
Папас получила награды за лучшую женскую роль на Берлинском международном кинофестивале за фильм «Антигона» и от Национального совета критиков за фильм «Троянские женщины» . Ее карьерные награды включают премию «Золотая стрела» в 1993 году на Международном кинофестивале в Хэмптоне и премию «Золотой лев» в 2009 году на Венецианской биеннале .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Папас родился как Эйрини Лелеку 3 сентября 1929 года. [а] [4] [7] [8] в деревне Хилиомоди , недалеко от Коринфа , Греция. Ее мать, Элени Превезану, была школьной учительницей, а отец, Ставрос Лелекос, [б] преподавал классическую драму в школе Софикос в Коринфе. [5] Она вспоминала, что в детстве всегда действовала как ребенок, мастеря кукол из тряпок и палочек; после того, как в деревню приезжал гастролирующий театр, исполнявший греческие трагедии , где женщины рвали на себе волосы, она повязывала голову черным шарфом и выступала перед другими детьми. [11] Семья переехала в Афины, когда ей было семь лет. [12] С 15 лет она получила образование в драматической школе Национального театра Греции в Афинах, посещая уроки танцев и пения. [5] Она нашла актерский стиль, пропагандируемый Школой, старомодным, формальным и стилизованным, и восстала против него, из-за чего ей пришлось повторить год; в конце концов она закончила учебу в 1948 году. [12]
Карьера
[ редактировать ]Театр
[ редактировать ]Папас начала свою актерскую карьеру в Греции в эстрадном и традиционном театре, в пьесах Ибсена , Шекспира и классической греческой трагедии , а затем в 1951 году перешла в кино. [5] Время от времени она продолжала появляться на сцене, в том числе в Нью-Йорке в таких постановках, как Достоевского » «Идиот . [13] Она играла в «Ифигении в Авлиде» на Бродвее в театре «Сквер» в 1968 году. [14]
Она снялась в «Медее» в 1973 году на Бродвее. В рецензии на постановку в « Нью-Йорк Таймс» драматический критик Клайв Барнс описал ее как «прекрасную, сдержанную Медею», тлеющую «тщательно приглушенной страстью», постоянно свирепую. [15] Театральный критик Уолтер Керр также высоко оценил спектакль. Оба увидели в ее образе то, что Барнс назвал «неумолимой решимостью и непоколебимым стремлением к справедливости». [1] Она появилась в «Вакханках» в 1980 году в «Круге на площади». [16] и в «Электре» в Древнем театре Эпидавра в 1985 году. [17]
Фильм
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]
Папас была обнаружена Элией Казан в Греции, где она добилась широкой известности. [5] [19] Ее первой работой в кино стала небольшая роль в Никоса Цифороса фильме « Падшие ангелы » (греч. « Hamenoi angeloi »). [20] Она начала привлекать внимание своей ролью в фильме Фриксоса Илиадиса 1952 года « Мертвый город» (греч. «Некри Политея»). Фильм был показан на Каннском кинофестивале , где Папаса приветствовала международная пресса, а также сфотографировали, проводящего время с богатым Ага Ханом . [21] [19] [22] Греческие кинематографисты считали ее некоммерческой актрисой, и она попробовала свои силы за границей, подписав контракт с Lux Film в Италии, где рекламы « Мертвого города» было достаточно, чтобы сделать ее кинозвездой. Она сыграла в фильмах Люкса 1954 года «Аттила и Теодора, императрица-рабыня» , которые привлекли внимание Голливуда. [11] За этим последовало множество других фильмов как в Греции, так и за рубежом. [21] [19] [22]
Она была ведущей фигурой в кинематографических транскрипциях древней трагедии, сыграв главные роли в Джорджа Цавелласа » «Антигоне (1961) и Майкла Какоянниса ( «Электре» 1962), с ее мощным изображением обреченной героини; это принесло ей звездный статус. [18] она сыграла Хелен в фильме Какоянниса «Троянские женщины» (1971) вместе с Кэтрин Хепберн и Клитемнестру с «тлеющими глазами». По данным The New York Times , [23] в этой Ифигении (1977). [21] [19] [24]
Папас свободно говорила по-итальянски, и многие из ее фильмов были сняты на этом языке. Она сказала, что Какояннис была единственным режиссером, с которым ей было действительно комфортно, назвав себя «слишком послушной», чтобы противостоять другим режиссерам. [11] Какояннис сказал, что она была частью его решения сделать «Ифигению» , формируя его образ Клитемнестры с ее силой и телосложением, а также ее безжалостным, безличным гневом против несправедливости жизни, чем-то, что, по его мнению, было доступно актерам из таких стран, как Греция, пережившая долгие годы угнетения. [18]
Алехандро Вальверде Гарсиа охарактеризовал роль Папаса в «Троянских женщинах» как «самую убедительную кинематографическую Елену, которую когда-либо представляли», отметив, что сценарий был написан с учетом нее. [25]
Голливуд
[ редактировать ]Папас дебютировал в американском кино с эпизодической ролью в фильме категории « Человек из Каира» (1953); ее следующим американским фильмом была гораздо более крупная роль Иокасты Константин с Джеймсом Кэгни в вестерне «Дань плохому человеку» (1956). [26] Затем она снялась в таких фильмах, как «Пушки Навароне» Какоянниса (1961) и «Грек Зорба» (1964), основанных на Никоса Казандзакиса и одноименном романе поставленном на Микиса Теодоракиса , что обеспечило ей международную репутацию. музыку [17] [27] [18]
В «Пушках Наварона » она играет бойца сопротивления, участвующего в боевых действиях, что является дополнением к Алистера Маклина , обеспечивая любовный интерес и сильный женский характер. роману [28] [29] [30] Герасим Кацан комментирует, что она играет «твердую, как гвоздь», партизанку в «Пушках Навароне» , «способную, бесстрашную, стоическую, патриотичную и героическую»; когда мужчины колеблются, она убивает предательницу Анну; но хотя она романтически взаимодействует с Андреасом (Энтони Куинн), она остается «хладнокровной и рациональной», мало раскрывая свою чувственную личность; она такая же жесткая, как и мужчины, как стереотип греческой деревенской женщины, но в фильме она контрастирует с ними. [26]
Босли Кроутер назвал ее появление в «Зорбе» «мрачным и напряженным, как вдова». [31] Кацан рассказала, что ее чаще всего вспоминают как «чувственную вдову» в Зорбе . [26] Кацан писала, что ее снова контрастировали с другими деревенскими женщинами, играя «красивую и замученную вдову», которую в конечном итоге загнали до смерти с тем, что Врасидас Каралис назвал «элементарным благородством». [26] [32] Исследователь кино Джефферсон Хантер писал, что Папас помог Зорбе превратиться из просто «яркого» фильма с яркой страстью ее второстепенной роли. [33]
Этот успех не принес ей легкой жизни; она заявила, что не работала 2 года после Электры , несмотря на призы и одобрение; она осталась без работы на 18 месяцев и опять же, после Зорбы . Это оказался ее самый популярный фильм, но, по ее словам, она заработала на нем всего 10 000 долларов. [11]
Папас сыграл главные роли в нескольких фильмах, получивших признание критиков. В Z (1969) вдову ее политического активиста назвали «неизгладимой». [27] она сыграла восхитительную Екатерину Арагонскую в фильме Тысячи дней » вместе с Бертоном и Женевьевой Бюжо В 1969 году « Анна Ричардом . люди, как... любой фильм в истории кино». [34] В 1982 году она появилась в фильме «Лев пустыни» . Одно из ее последних появлений в кино было в фильме «Мандолина капитана Корелли» в 2001 году. [5] [35] где, по мнению Кацана, она была недостаточно использована, воспроизводя свою сильную крестьянку из «Пушек Наварона» и вдову из Зорбы . [26]
слава
[ редактировать ]
описала Итальянская энциклопедия Папас как типичную средиземноморскую красавицу с прекрасным голосом как в пении, так и в игре, очень талантливую и с авантюрным духом. [5] Ольга Курелоу добавила, что кинематографисты, начиная с Какоянниса, систематически использовали ее внешность: «Ее мелово-белая кожа, длинные черные волосы, темно-карие глаза, густые изогнутые брови и прямой нос делают Папас образцом квинтэссенции греческой красоты. ." Она пишет, что камера крупным планом задержалась на лице Папаса и что ее часто фотографируют в профиль, намеренно напоминая об иконографии Древней Греции . Курелоу приводит в качестве примера профильный снимок в «Ифигении» , где Папас поет колыбельную ее дочери перед эллинской скульптурой женщины, кадр подчеркивает сходство их черт лица; она отмечает, что плакаты Papas часто используют один и тот же мотив. [12]
Герасим Кацан писал, что она самая известная и самая узнаваемая греческая кинозвезда, «актриса невероятного диапазона, силы и тонкости». [26] По мнению кинокритика Филипа Кемпа, [21]
С первого кадра «Электры» Майкла Какоянниса , когда гордое, неумолимое лицо появляется из наступающих теней, становится невозможным представить кого-либо другого в роли героини Еврипида. Прямые, неизменно исполненные достоинства, с яростно горящими темными глазами под густыми черными бровями, Ирен Папас явно воплощает величие классической Греции, трагическое, но безмятежное. [21]
Кемп охарактеризовала Папаса как внушающего трепет присутствие, которое парадоксальным образом ограничило ее карьеру. Он восхищался ее ролями в фильмах Какоянниса, в том числе дерзкой Еленой Троянской в «Троянских женщинах» ; мстительная, убитая горем Клитемнестра в «Ифигении» ; и "незабываемо" [21] [19] как хладнокровная, но чувственная вдова в «Греке Зорбе» . [19] Дэвид Томсон в своем «Биографическом словаре кино » назвал манеру Папаса в «Ифигении» «вопиющим декламированием». [36] Она выделялась в Коста-Гавраса 1968 года политическом фильме «Z» , основанном на реальном убийстве, и в фильме Руя Герры « Эрендира » 1983 года по сценарию писателя Габриэля Гарсиа Маркеса . [18]
Кинокритик Роджер Эберт заметил, что в кино много «красивых девушек», «но мало женщин», и назвал Папас великой актрисой. Эберт отметила ее тяжелую борьбу, ее рост в 5 футов 10 дюймов (1,78 м) ограничивает ведущих мужчин, с которыми она могла бы играть вместе, ее акцент ограничивает роли, которые она может играть, и что «ее необычная красота не из тех, которые любят актрисы-суперзвезды». конкурировать с». [37] [38] Он предположил, что обычным актерам было трудно делить экран с Папасом. Тем не менее, как писал Эберт, ее присутствие во многих известных фильмах создало «что-то вроде культа». [37]

В своей книге о греческом кино Мел Шустер назвал Папас великой актрисой благодаря ее ролям в четырех фильмах Какоянниса. Он нашел ее присутствие на сцене впечатляющим, особенно в «Электре» , и настолько мощным, что ограничивало ее роли в кино, поскольку она казалась стихийной силой природы. Это привело, как заявил Шустер, к тому, что Голливуд стал относиться к ней как к «Матери-Земле, которая страдала и выживала, но редко говорила и действовала». [2] Это сделало ее Хелен в «Троянских женщинах» , шагающую взад и вперед, как пантера в клетке, «с одним лишь испытующим взглядом, бегущим сквозь решетку», «чудесным сюрпризом», поскольку Голливуд увидел, что на самом деле она также была опытной актрисой. [2] По его мнению, выбрать ее на роль прекрасной Хелен было смелостью, поскольку в 1971 году Папас не был так традиционно красив, как Хеди Ламарр или Элизабет Тейлор ; если она была тем лицом, которое спустило на воду тысячу кораблей , то она принесла «силу, которая действительно могла спровоцировать холокост». [2] Шустер отметил, что в каждом из четырех фильмов Какоянни один кадр Папаса доставил «неизгладимое удовольствие» и остался в памяти. В «Ифигении» этот кадр, по его мнению, был мудро помещен в конце, под заключительными титрами, чтобы зрители до этого момента видели в ней разностороннюю и сильно театральную актрису, соответствующую как древнему мифическому измерению сказки, так и современному. психологическое прочтение мифа. [2]
Белла Виванте противопоставила темноволосую Елену Папаса в «Троянских женщинах» традиционному выбору блондинки Россаны Подеста в Роберта Уайза 1956 года «Елене Троянской» . В то время как Уайз подчеркнул соблазнительный взгляд Хелен и представил Подесту идеальной красавицей, на которую может смотреть зрители, Какояннис сделал сцены, обрамленные взглядом Папаса, обеспечивающими «расширяющую женскую идентичность». [39]
Исследователь греческого языка Герасим Кацан назвал ее самой узнаваемой и самой известной греческой кинозвездой, обладающей «диапазоном, силой и тонкостью», заявив, что ее работы сделали ее своего рода национальным героем. Она играла сильную женщину, обладающую «красотой и чувственностью, но также яростной независимостью и духом». [26]
Роберт Стам писал о роли Папаса в Руя Герры 1983 года « Эрендире» , что «почти нерушимая бабушка [одноименной молодой проститутки] царит безраздельно»; она производит эффект «своего рода королевы» как благодаря царственному реквизиту, так и благодаря своей мощной игре, одновременно злодейской и симпатичной, «оракулом, говорящим правду, особенно о мужчинах и любви». [40]
Курелоу писала, что, хотя Папас появлялась в фильмах как европейских, так и американских « авторов », она была наиболее известна как трагедия , цитируя замечание кинорежиссера Маноэля де Оливейры о том, что «эта великая трагедия — величественный и красивый образ, который воплощает глубочайшую сущность женской души. Она — образ Греции всех времен… мать западной цивилизации». [12] По мнению Курелоу, трагическая личность Папаса «предлагает образ сублимированной красоты трансцендентного качества»; [12] она отмечает, что Папас не «сексуализирован и не гламуризирован», за единственным исключением ее роли Елены в «Троянских женщинах» . [12]
В 1973 году она была удостоена чести фотосессии фотографа Фердинандо Magnum Шианны . [41]
Отвечая на вопрос о ее игре в кино и на сцене, а также в классических и современных фильмах, Папас ответила, что актерские приемы и способы самовыражения одинаковы. Возможно, по ее словам, на классической сцене, возможно, придется использовать более громкий голос, но «вы всегда используете одну и ту же душу». [18] Она отрицала, что имеет какой-либо секрет, позволяющий действовать с такой энергией, но сказала, что именно отношение человека к смерти является движущей силой действий. Смерть была, по ее мнению, «величайшим катализатором в человеческой жизни»; в ожидании смерти нужно было решить, что делать со своей жизнью. [18]
Пение
[ редактировать ]
В 1969 году лейбл RCA выпустил виниловую пластинку Папаса Songs of Theodorakis (INTS 1033). В него вошли 11 песен, исполненных на греческом языке под управлением Гарри Лемонопулоса и продюсера Энди Уисвелла, с примечаниями на английском языке Майкла Какоянниса . Он был выпущен на компакт-диске в 2005 году (FM 1680). [43] Папас знал Микиса Теодоракиса по работе с ним над «Греком Зорбой». [19] еще в 1964 году. Критик Клайв Барнс сказал о ее пении на альбоме, что «Ирен Паппас известна публике как актриса, но именно поэтому она поет с такой интенсивностью, сам ее внешний вид, с волосами цвета воронова крыла, столь же динамичное средство выражения». [42]
В 1972 году она появилась на альбоме 666 греческой рок-группы Aphrodite's Child на треке «∞» ( бесконечность ). Она неоднократно и дико скандирует «Я была, я есть, я должна прийти» под ударную поддержку, беспокоя лейбл Меркьюри , который колебался с выпуском альбома, вызывая споры своим «графическим оргазмом». [44] [45]
В 1979 году Полидор выпустила свой альбом из восьми греческих народных песен под названием «Оды» с электронной музыкой в исполнении (и частично написанной) Вангелисом . [46] Тексты песен были написаны в соавторстве с Арианной Стассинопулос . [47] Они снова сотрудничали в 1986 году для Rapsodies , электронного исполнения семи византийских литургических гимнов, также на Polydor; Джонни Транк писал, что «нет никаких сомнений в силе, огне и земной прелести голоса Папаса». [48]
Политика
[ редактировать ]В 1967 году Папас, пожизненный либерал, призвал к «культурному бойкоту» против «Четвертого рейха», имея в виду военное правительство Греции в то время . [49] [17] Ее оппозиция режиму привела ее и других артистов, таких как Микис Теодоракис, чьи песни она пела, в изгнание, когда военная хунта в 1967 году к власти в Греции пришла ; она переехала во временное изгнание в Италию и Нью-Йорк. [21] [50] [51] [17] Когда хунта пала в 1974 году, она вернулась в Грецию, проводя время как в Афинах, так и в деревенском доме своей семьи в Хилиомоди, а также продолжая работать в Риме. [17]
Личная жизнь
[ редактировать ]
В 1947 году она вышла замуж за кинорежиссера Алкиса Папаса; они развелись в 1951 году. [21] В 1954 году она познакомилась с актером Марлоном Брандо , и у них был долгий роман, который в то время держали в секрете. Пятьдесят лет спустя, когда Брандо умер, она вспоминала: «С тех пор я никогда не любила мужчину так, как Марлона. вещи, которые обычно трудно примирить». [52] Ее второй брак был заключен в 1957 году с кинопродюсером Хосе Коном; позже этот брак был аннулирован. Она была тетей кинорежиссера Манусоса Манусакиса и актера Айаса Мантопулоса. [53] [16]
В 2003 году она входила в совет директоров Фонда Анны-Мари , фонда, который оказывал помощь людям в сельских районах Греции. [54] В 2013 году она начала страдать болезнью Альцгеймера . [55] Последние годы жизни Папас провела на дому в доме своей племянницы в Кифиссии. Она умерла там 14 сентября 2022 года в возрасте 93 лет. [4] [7] [8]
Награды и отличия
[ редактировать ]- 1961: 11-й Берлинский международный кинофестиваль (Лучшая женская роль в фильме «Антигона »). [56] [57]
- 1962: Международный кинофестиваль в Салониках (Лучшая женская роль в фильме «Электра» ). [58]
- 1971: Национальный совет по обзору (лучшая женская роль в фильме «Троянские женщины ») [59]
- 1987 года. Председатель жюри Венецианского кинофестиваля [60]
- 1993: Премия «Золотая стрела» за жизненные достижения на Международном кинофестивале в Хэмптоне. [61]
- 1993: премия Флаяно (карьерная премия) Театральная [62]
- 2009: Карьерная премия «Золотой лев», Венецианская биеннале. [63]
Она получила почести кавалера Ордена Феникса в Греции, кавалера искусств и литературы во Франции и кавалера Гражданского ордена Альфонсо X Мудрого в Испании. [64]
В 2017 году было объявлено, что с 2018 года драматическая школа Национального театра Греции переедет в новую «Ирен Папас - Афинская школа» на улице Агиу Константину в Афинах. [65]
Дискография
[ редактировать ]- 1968: «Песни Теодоракиса» в Нью-Йорке, музыка под управлением Гарри Лемонопулоса. Концерт [66]
- 1972: 666 от Aphrodite's Child - вокал на "∞" [45]
- 1979: Ωδές - Оды - с Вангелисом [67]
- 1986: - с Рапсодии Вангелисом [48]
Фильмография
[ редактировать ]- Падшие ангелы (греч. «Hamenoi angeloi», 1948) в роли Лианы [68]
- Мертвый город (греч. «Некри Политея», 1951) в роли Лены [19] [21]
- Неверные (итальянский, "Le Infideli", 1953) как Луиза Аццали [19] [21] [69]
- Вернись! (итал. «Торна!», 1953 г.) [70]
- Человек из Каира (итальянский, «Драмма дель Касба», 1953) в роли Ивонн Лебо [19]
- Вихрь (итал. «Вортис», 1953) как Клара [19] [69]
- Феодора, императрица-рабыня (итал. «Теодора, императрица Византии», 1954) в роли Фаидии [19] [69]
- Аттила (итал. «Аттила, бич Божий», 1954) в роли Грюна [19] [69]
- Дань плохому человеку (1956) как Иокаста Константин [19]
- Сила и приз (1956) [19]
- Бубулина (греч., 1959) в роли Ласкарины Бубулины [71]
- Пушки Навароне (1961) как Мария [19]
- Антигона (греческий, 1961) как Антигона [19] [21]
- Электра (греческий, 1962) как Электра [19] [21]
- Лунные прядильщики (1964) как София [19]
- Зорба Грек (1964) в роли вдовы [19]
- Ловушка для убийцы (французский, «Рожер ла Хонте», 1966) в роли Джулии де Нуарвиль [19]
- Свидетель из ада (нем. «Свидетель из ада», 1966) как Леа Вайс [19]
- Мы все еще убиваем по-старому (итал. "Atutti il suo", 1967) как Луиза Росчио [19] [21]
- Отчаянные (исп. «За горами», 1967) как Аджми [19] [21]
- Одиссея (итал. «L'Odissea», 1968, мини-сериал) в роли Пенелопы [19] [69]
- Братство (1968) как Ида Джинетта [19] [69]
- Ecce Homo (итал. «Ecce Homo – I sopravvissuti», 1968) в роли Анны [72]
- Z (французский, 1969) как Элен [19]
- Мечта королей (1969) как Калиопа [19]
- Анна Тысячи дней (1969) как королева Екатерина [19]
- Троянские женщины (1971) как Елена Троянская [19]
- Оазис страха ( Место для убийства , 1971) как Барбара Слейтер [69]
- Рим Гуд (итал. «Рома Бене», 1971) в роли Елены Теопулос [19]
- НП (итал. «NP – Il segreto», 1971) в роли домохозяйки [73]
- Не мучайте утенка (итальянский, «Non si servia un paperino», 1972) в роли доньи Аурелии Аваллоне [19]
- 1931, Однажды в Нью-Йорке (1972) как Донна Мимма [19]
- Битва при Сутьеске (югославка, «Сутьеска», 1973) как мать Боро [74]
- Я возьму ее как отца (итальянский, "Le Farò da Padre", 1974) [69] в роли Раймонды Спины Томмаселли
- Моисей Законодатель (итал. «Моисей», 1974) (мини-сериал) в роли Сепфоры [19]
- Мухаммад, Посланник Бога (араб. «Ар-Рисала», 1976) как Хинд бинт Утба [19]
- Кровавая свадьба (исп. «Bodas de Sangre», 1977) в роли матери [75]
- Ифигения (греческий, 1977) как Клитемнестра [19]
- Человек из Корлеоне (итал. "L'uomo di Corleone", 1977) [21]
- Христос остановился в Эболи (итал. «Христос остановился в Эболи», 1979) в роли Джулии [19] [69]
- Родословная (1979) как Симонетта Палацци [19]
- Кольцо тьмы (итал. «Un'ombra nell'ombra», 1979) в роли Рафаэллы [76]
- Лев пустыни (араб. «Асаду альсахра», 1981) в роли Мабруки [19]
- Социальный работник с перцем (итал. «Социальный работник с перцем», 1981) [69] как фея
- Невзгоды Мануэля (французский, "Les Tribulations de Manuel", 1982) (сериал)
- Баллада о мамлюке (французский, "La Ballade de Mamlouk", 1982) [21]
- Эрендира (Мексика, 1983) в роли бабушки [19]
- Почему Афганистан? (французский, «Афганистан pourquoi?» 1983) [21] культурный туз прилагается
- Дезертир (итал. "Il disertore", 1983) в роли Мариангеллы. [19]
- В тени большого дуба (итал. «All'ombra della grande quercia», 1984) (мини-сериал)
- Into the Night (итальянский, Tutto in una notte , 1985) как Шахин Парвизи [19] [69]
- Подземелье Ассизи (1985) [77] как Мать Джузеппина
- Сладкая страна (1987) [78] как миссис Арайя
- Хроника предсказанной смерти (1987) [79] [80] как мать Анжелы
- Высокий сезон (1987) [81] как Пенелопа
- Ребенок по имени Иисус (итал. «Ребенок по имени Иисус», 1987) (телефильм) [69]
- Картонный чемодан (португальский, "A Mala de Cartão", 1988) (мини-сериал), как Мария Амелия
- Банкет Платона (итал. «Банкет Платона», 1988) [69] как Диотима
- Остров (1989) [82] как маркиза
- Зеленоглазые кавалеры (французский, "Les Cavaliers aux yeux vertes", 1990) в роли Анастази Руш
- Детектив-инспектор (итал. "L'ispettore anticrimimine", 1993) [69] Мария
- Украденная любовь (итал. «Amore Rubato», 1993)
- Джейкоб (1994) (ТВ) [77] как Ребекка
- Вечеринка (1996) как Ирен [19]
- Одиссея (1997) (мини-сериал) как Антиклея [19]
- Тревога («Беспокойство», 1998) в роли матери [19]
- Йерма (исп., 1998) в роли старой язычницы [19]
- Мандолина капитана Корелли (2001) как Дросула [35]
- Говорящая картина (2003) как Хелена [83]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Возникла путаница с датой рождения: в 1994 году в Итальянской энциклопедии было указано, что Папас родился 3 сентября 1926 года, а не 3 сентября 1929 года. [5] Эту ошибку распространяли другие источники (например, Finos Film [6] ). Папас напрямую обратился к этой путанице, отметив, что ее часто описывали как на три года старше, чем она была на самом деле. В начале интервью греческому государственному телевидению в 2004 году она сказала: «Я родилась 3 сентября 1929 года. Все документы есть в Хилиомоди [ее родная деревня]». [4]
- ↑ Существуют настойчивые, но расплывчатые и необоснованные утверждения об албанской связи. Папас заявил в интервью, не предоставив доказательств, что «мой отец, вероятно, был выходцем из Албании. Может быть, я албанец или наполовину албанец. На Пелопоннесе полно албанцев». [9] [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хартиган, Карелиса (1995). Греческая трагедия на американской сцене: древняя драма в коммерческом театре, 1882–1994 гг . Издательская группа Гринвуд. стр. 53–55. ISBN 978-0-313-29283-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шустер, Мел (1979). Современное греческое кино . Пугало Пресс. стр. 256–258. ISBN 9780810811966 .
- ^ «Ирен Паппас просит бойкотировать греческий «Четвертый рейх» » . Нью-Йорк Таймс . 20 июля 1967 года . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Греческая Ирен Папас, заслужившая голливудскую славу, умерла в возрасте 93 лет» . Bloomberg UK, с использованием Associated Press . 14 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.
Ей было 93 года... Папа публично пошутил, что ее часто называют на три года старше своего фактического возраста. Интервью греческому государственному телевидению в 2004 году она начала со слов: «Я родилась 3 сентября 1929 года. Все документы находятся в Хилиомоди», который расположен недалеко от южного греческого города Коринф.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Папас, Ирина, приезжайте в Лелеку » Итальянская энциклопедия - Приложение V (1994). Архивировано из оригинала 26 октября. Получено 27 августа.
- ^ «Ирен Паппас» . ФиносФильм. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 18 июня 2020 г.
Родился: 3 сентября 1926 г. («Родился: 3 сентября 1926 г.»)
- ^ Jump up to: а б Зи, Микаэла (14 сентября 2022 г.). «Ирен Папас, «Грек Зорба» и «Звезда Z», умерла в возрасте 93 лет» . Разнообразие . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Ирен Папас, греческая актриса, заслужившая славу в Голливуде, умерла в возрасте 93 лет» . Голливудский репортер. 14 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ «Ирен Папас: Я албанка, на Пелопоннесе полно албанцев» . Албанец. 4 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Константини, Костанцо (1997). ( на Королевы кино итальянском языке). Издательство Гремезе. стр. 135–137. ISBN 978-8877421388 .
- ^ Jump up to: а б с д Сегрейв, Керри; Мартин, Линда (1990). Континентальная актриса: звезды европейского кино послевоенной эпохи – биографии, критика, фильмографии . МакФарланд и компания. стр. 92–97. ISBN 9780899505107 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Курелоу, Ольга (2020). « « Истинная богиня »: Ирен Папас и представление греческого происхождения» . В Д. Х. Флеминге; Чунг Руби (ред.). Кино, идентичности и не только . Издательство Кембриджских ученых. стр. 212–226. ISBN 978-1-5275-5667-6 .
- ^ «Ирен Папас: Величайшая греческая актриса» . Греческие ворота . 4 августа 2022 г. Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ «Ирен Папас и Кристофер Уокен в постановке «Ифигения в Авлиде, Круг на площади, 1968» . Нью-Йоркская публичная библиотека. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Барнс, Клайв (18 января 1973 г.). «Сцена: Круг представляет новую «Медею» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 сентября 2018 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Гейтс, Анита (14 сентября 2022 г.). «Ирен Папас, актриса фильма «Грек Зорба» и греческих трагедий, умерла в возрасте 96 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хоуп, Керин (14 июля 1986 г.). «Ирен Папас хочет поставить Шекспира» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Макдональд, Марианна; Винклер, Мартин М. (2001). «Майкл Какояннис и Ирен Папас о греческой трагедии» . Мартин М. Винклер (ред.). Классический миф и культура в кино . Издательство Оксфордского университета. стр. 72–89. ISBN 978-0-19-513004-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Кемп, Филип. «Папас, Ирен» . Энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ «Ирен Папас» . Синемаграф. Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кемп, Филип (2000). «Папас, Ирен». В Пендергасте, Том; Пендергаст, Сара (ред.). Международный словарь фильмов и кинематографистов . Сент-Джеймс Пресс. стр. 948–949. ISBN 978-1-55862-452-8 . OCLC 44818539 .
- ^ Jump up to: а б «Театр – кинобиография Ирен Папас» [Театр – кинобиография Ирен Папас] (на греческом языке). Сансимера. Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ Рид, Рекс (24 декабря 1967 г.). «Ирен не верит в Ирен» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ «Электра/Электра» . Сиднейский фестиваль греческого кино 2006. Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ Гарсиа, Алехандро Вальверде (1971). «Греческая трагедия против злоупотреблений властью: «Троянские женщины» (1971) Майкла Какоянниса» . Современные греческие исследования (19): 325–343. Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кацан, Герасим (2016). «Голливудские фильмы Ирен Папас» . Журнал современного эллинизма (32): 31–44. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Монако, Джеймс (1991). Энциклопедия кино . Книги Перигея. п. 414 . ISBN 978-0-399-51604-7 .
- ^ Кроутер, Босли (23 июня 1961 г.). «Экран: Крепкая драма: «Пушки Наварона» идут в двух кинотеатрах» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 октября 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Мэсси, Майк (22 июня 1961 г.). «[Рецензия] Пушки Наварона (1961)» . Ушли с Близнецами . Архивировано из оригинала 9 октября 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Миллер, Эндрю К. (30 июня 2019 г.). «[Обзор] Пушки Наварона» . Кинотеатр Парадизо . Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Кроутер, Босли (18 декабря 1964 г.). «Экран: «Грек Зорба» в Саттоне: Энтони Куинн играет главную роль в адаптации романа» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Каралис, Врасидас (2012). История греческого кино . Континуум. п. 98. ИСБН 978-1441135001 .
- ^ Хантер, Джефферсон (2013). «ДВД-хроника». Обзор Хопкинса . 6 (3): 408–416. дои : 10.1353/th.2013.0065 . ISSN 1939-9774 . S2CID 201770781 .
- ^ Казинс, Марк История фильма: Одиссея , Эпизод 11 - Прибытие мультиплексов и азиатского мейнстрима.
- ^ Jump up to: а б Элли, Дерек (24 апреля 2001 г.). «Рецензия: «Мандолина капитана Корелли» » . Разнообразие. Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Томсон, Дэвид (2010). Новый биографический словарь кино (5-е изд.). Маленький, Браун. п. 304. ИСБН 978-0-7481-0850-3 .
- ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер (13 июля 1969 г.). «Интервью с Ирен Папас» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ «Спенсер Трейси». Смотреть . Том. 26. 1962. с. 42.
задолго до начала производства и спросил: «Кто эта широкая Ирен Папас?» Мисс Папас была греческой девушкой, с которой мы подписали контракт на главную роль в фильме. Он спросил меня о ее росте, и когда я сказал ему, что она большая, костлявая, ростом 5 футов 10 дюймов, Трейси, рост которой составляет около 5 футов 10 дюймов, ушла.
- ^ Гиофку, Дафна (2014). «[Обзор] «Древнегреческие женщины в кино», Константинос П. Николуцос (ред.), Оксфорд: Oxford University Press, 2013» . Обзор Келвингроув (13). Университет Глазго. Статья 2.
- ^ Стэм, Роберт (1984). «[Обзор] Капитуляция Алена Кеффеляна, Руя Герры, Габриэля Гарсиа Маркеса» Кинорежиссер 13 (4): 50–52. JSTOR 41692571 .
- ^ "Фердинандо Шианна - ИРЕНА ПАПАС" . Магнум Фото. 1973. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Ирен Паппас поет Микиса Теодоракиса» . Инфо-Греция . Архивировано из оригинала 28 октября 2013 года . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Ирен Паппас поет Микиса Теодоракиса» . ФМ Рекордс. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Доум, Малькольм (27 января 2015 г.). «Малкольм Доум вспоминает влияние мифического прогрессивного шедевра Aphrodite's Child» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
Лейбл группы Mercury, конечно, был озадачен. Фактически, они были настолько напуганы размахом и сложностью двойного альбома, что сначала отказались его выпускать. В частности, графический оргазм Папаса во время «Бесконечности» задел у них неправильный отклик. В конце концов компания уступила и согласилась опубликовать это на своем сайте Vertigo.
- ^ Jump up to: а б Хеншоу, Лори (19 августа 1972 г.). «У греков есть слово для этого» . Создатель мелодий . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Транк, Джонни. «Вангелис и Ирен Папас - Одоэс [так в оригинале] » . Журнал «Коллекционер пластинок» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Вангелис и Ирен Папас - Оды (английский перевод) » Тексты музыки Вангелиса Архивировано 29 июня. из оригинала Получено 26 июня.
(Греческий) Слова: Ирен Папас и Арианна Стассинопулос.
- ^ Jump up to: а б Транк, Джонни (ноябрь 2007 г.). «Вангелис и Ирен Папас — Рапсодии» . Журнал «Коллекционер пластинок» . Архивировано из оригинала 1 октября 2016 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Ирен Паппас просит бойкотировать греческий «Четвертый рейх» » . Нью-Йорк Таймс . 20 июля 1967 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ «Ирен Папас: Портрет» (на немецком языке). Новая Германия: Социалистическая ежедневная газета. 1 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2018 г. Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ Лудзаки, Ирен (2001). «Народный танец в политических ритмах». Ежегодник традиционной музыки . 33 : 127–137. дои : 10.2307/1519637 . JSTOR 1519637 . S2CID 156081242 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Стивен (7 июля 2004 г.). «Ирен Папас рассказывает о любовном романе с покойным Марлоном Брандо» . Контакт Музыка. Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ «Пасмурное воскресенье» . Нью-Йоркский сефардский кинофестиваль . 2016. Архивировано из оригинала 9 марта 2017 года . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Пресс-конференция о событиях, касающихся Фонда «Анна-Мария»». Архивировано 8 сентября 2018 г. на Wayback Machine , greekroyalfamily.org, 28 августа 2003 г.
- ^ «Ирен Папас: Ее племянница раскрывает всю правду о состоянии своего здоровья» . Альцантири. 9 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2019 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Слоан, Джейн (2007). Reel Women: Международный каталог современных художественных фильмов о женщинах . Пугало Пресс. п. 99. ИСБН 978-1-4616-7082-7 .
- ^ Цавалас, Трифон (2012). Греческое кино, том 1, 100 лет истории кино, 1900–2000 (PDF) . Клуб греческого университета Южной Калифорнии. п. 196. ИСБН 978-1-938385-11-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 октября 2020 г. Проверено 26 июня 2020 г.
Ирен Паппас получила награду за лучшее исполнение.
- ^ «Награды 1962 года» . Кинофестиваль в Салониках. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ «Награды за 1971 год» . Национальный наблюдательный совет. Архивировано из оригинала 16 марта 2004 года . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Нолфи, Джоуи (5 июля 2017 г.). «Аннетт Бенинг назначена председателем жюри Венецианского кинофестиваля, завершив 10-летнюю мужскую полосу» . Развлекательный еженедельник. Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Награды кинофестиваля в Хэмптоне» . Нью-Йорк Таймс . 25 октября 1993 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2018 года . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ «ПОБЕДИТЕЛИ FLAIANO INTERNATIONAL AWARDS 1993: Театральная премия Флаяно» . Преми Флаяно. Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
Почетная награда за карьерные достижения: Ирен Папас
- ^ «Золотой лев Ирен Папас за заслуги перед жизнью» . La Repubblica (на итальянском языке). 20 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2018 г. . Проверено 6 марта 2018 г.
Мы, итальянцы, до сих пор помним ее как прекрасную Пенелопу из телевизионной «Одиссеи» (1969 год): Ирен Папас, великая греческая актриса, получает в 18:00 Золотого льва за заслуги перед Международным театральным фестивалем Венецианской биеннале под руководством Маурицио Скапарро, посвященной в Средиземное море, которое открывается сегодня. Актриса сыграет Медею в оригинале Еврипида и в переписывании Коррадо Альваро.
- ^ «Ирен Папас» (на немецком языке). Кто есть кто. 2015. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ «Переезд драматической школы в «Ирен Папас – Афинская школа» | Национальный театр Греции» . Фонд Лациса. 2017. Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Папас, Ирен (1968). Песни Теодоракиса (LP). РКА Виктор (ФПМ-215 и ФСП-215).
- ^ Папы, Ирен; Вангелис (2007). Оды (CD). Полидор (06025 1720633 5).
Вокал — Ирен Папас
- ^ «Ирен Папас» . Синемаграф. Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Лансия, Энрико; Мелелли, Фабио (2005). Иностранцы нашего кино . Издательство Гремезе. стр. 122–123. ISBN 978-88-8440-350-6 .
- ^ Бозизио, Паоло (2000). «Я думала о тебе, когда писала «Джильолу»,» Тереза Франчини, актриса Д'Аннунцио . Бульцони. п. 298. ИСБН 978-88-8319-529-7 .
- ^ Рувас, Ангелос? Статакопулос, Христос (2005). Греческое кино, 1905–1970 (на греческом языке). Греческие буквы. п. 203. ИСБН 978-960-406-777-0 .
- ^ «Ecce Homo – я соправвиссути» . FilmTV.it. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «НП Иль Сегрето (1970)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «Сутьеска (Битва при Сутьеске)» . Музей кино (Австрия). Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Кровавая свадьба» . муби . Архивировано из оригинала 2 октября 2012 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ «Un' Ombra Nell'Ombra (1979)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Анклевич, Ларри (2000). Путеводитель по еврейским фильмам на видео . Издательство КТАВ. п. 2002. ISBN 978-0-88125-605-5 .
- ^ Мальтин, Леонард (2 сентября 2014 г.). Путеводитель по фильмам Леонарда Малтина на 2015 год . Издательская группа «Пингвин». п. 2300. ИСБН 978-0-698-18361-2 .
- ^ Киножурнал, том 92, выпуски 1–6 . Корпорация Пабсун. 1989. с. 6.
- ^ Слоан, Джейн (2007). Reel Women, международный каталог современных художественных фильмов о женщинах . Пугало Пресс. п. 138. ИСБН 978-1-4616-7082-7 .
- ^ Мальтин, Леонард (2014). Путеводитель по фильмам Леонарда Малтина на 2015 год . Пингвин. п. 1058. ИСБН 978-0-698-18361-2 .
- ^ Бенсон, Шейла. «Обзор фильма, застрявший на «острове» с тонким сценарием» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 1 июля 2020 г.
Постоянным жителем острова является художница греческого происхождения маркиза (Ирен Папас), жестокая, самоуверенная, жизнерадостная — типичный персонаж Папаса.
- ^ «Говорящая картинка» . Разнообразие. 4 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 г. Проверено 30 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ирен Папас на IMDb
- Ирен Папас в базе данных Internet Broadway
- Ирен Папас Дискография на Discogs
- Ирен Папас о своей работе актрисы (видеоинтервью с контекстом и стенограммой) из журнала Europe of Cultures, 1 июня 1980 г.
- 1929 рождений
- 2022 смертей
- Греческие актрисы XX века
- Греческие актрисы XXI века
- Кавалеры Ордена Альфонсо X Мудрого
- Кавалеры Ордена Феникса (Греция)
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Смертность от болезни Альцгеймера
- Смертность от деменции в Греции
- Греческие коммунисты
- Греческие эмигранты в Италии
- Актрисы греческого кино
- Люди из Тенеи