Элиа Казан
Элиа Казан | |
---|---|
Илиас Казандзоглу | |
Рожденный | Элиас Казандзоглу 7 сентября 1909 г. Константинополь, Османская империя (ныне Стамбул, Турция) |
Умер | 28 сентября 2003 г. Нью-Йорк, США | ( 94 года
Национальность | Американский |
Образование | |
Занятия |
|
Годы активности | 1934–1976 |
Супруги | |
Дети | 5, включая Николая |
Родственники |
|
Подпись | |
Элиас Казандзоглу ( греч . Ilias Казандзоглу , IPA: [iˈli.as kazanˈdzoɣlu] ; 7 сентября 1909 — 28 сентября 2003), известный как Казан ( / ˈ iː l i ə kə z ˈ æ n / EE Элия -lee-ə kə- ZAN ), [1] [2] [а] американский режиссер театра и кино, продюсер, сценарист и актер, которого The New York Times назвала «одним из самых заслуженных и влиятельных режиссеров в истории Бродвея и Голливуда». [4]
Он родился в Константинополе (ныне Стамбул) в семье каппадокийских греков , его семья переехала в Соединенные Штаты в 1913 году. После учебы в Уильямс-колледже , а затем в Йельской школе драмы он восемь лет профессионально играл, позже присоединился к Групповому театру в 1932 году и стал соучредителем Актерской студии в 1947 году. Вместе с Робертом Льюисом и Шерил Кроуфорд его актерская студия представила « Метод актерского мастерства » под руководством Ли Страсберга . Казань снялась в нескольких фильмах, в том числе «Город завоеваний» (1940). [5]
Его фильмы были посвящены личным или социальным вопросам, которые его особенно волновали. Казан пишет: «Я не двигаюсь, пока не испытываю некоторого сочувствия к основной теме». [6] Его первым таким «проблемным» фильмом было «Джентльменское соглашение » (1947) с Грегори Пеком , посвященное антисемитизму в Америке . Он получил восемь номинаций на «Оскар» и три победы, включая первую в Казани премию за лучшую режиссуру . За ним последовал «Пинки» (1949), один из первых фильмов в массовом Голливуде, посвященный расовым предрассудкам в отношении афроамериканцев . Трамвай «Желание» (1951), адаптация пьесы, которую он также поставил, получила двенадцать номинаций на «Оскар» (из них четыре победы) и стала Марлона Брандо революционной ролью . Три года спустя он снова снял Брандо в фильме «На набережной» , о коррупции в профсоюзах на набережной гавани Нью-Йорка. Он также получил 12 номинаций на «Оскар» , из которых выиграл восемь. В 1955 году он снял фильм Джона Стейнбека « К востоку от рая» , который представил Джеймса Дина . кинозрителям [ нужна ссылка ]
Поворотным моментом в карьере Казана стали его показания в качестве свидетеля перед комитетом Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности в 1952 году во время внесения в черный список Голливуда , что вызвало резкую негативную реакцию со стороны многих друзей и коллег. Его показания помогли положить конец карьерам бывших актерских коллег Морриса Карновского и Арта Смита , а также работе драматурга Клиффорда Одетса . [7] Казан и Одец договорились назвать имена друг друга перед комитетом. [8] Позже Казан оправдал свой поступок, заявив, что он выбрал «только более терпимую из двух альтернатив, которые в любом случае были болезненными и неправильными». [9] Почти полвека спустя его антикоммунистические показания продолжали вызывать споры. Когда в 1999 году Казани вручили почетный «Оскар» , десятки актеров предпочли не аплодировать, поскольку мероприятие пикетировали 250 демонстрантов. [10]
Казань повлиял на фильмы 1950-х и 1960-х годов своими провокационными, актуальными сюжетами. Режиссер Стэнли Кубрик назвал его «без сомнения, лучшим режиссером в Америке, [и] способным творить чудеса с актерами, которых он использует». [11] : 36 [12] Автор фильма Ян Фрир заключает, что даже «если его достижения омрачены политическими противоречиями, долг Голливуда – и актеров во всем мире – огромен». [13] Орсон Уэллс сказал: «Казан - предатель [...] [но] он очень хороший режиссер». [14] В 2010 году Мартин Скорсезе снял документальный фильм «Письмо Элии» как личную дань уважения Казани. [15] [16]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Казань родилась в Кадыкёе. [17] районе Константинополя (ныне Стамбул) каппадокийским родителям-грекам, родом из Кайсери в Анатолии . [18] [19] [20] Он прибыл в Соединенные Штаты со своими родителями, Афиной ( урожденной Шишманоглу ) и Джорджем Казандзоглу, 8 июля 1913 года. [21] [22] Его назвали в честь его деда по отцовской линии Элиа Казандзоглу. Его дедом по материнской линии был Исаак Шишманоглу. Брат Элии, Авраам, родился в Берлине и позже стал психиатром. [23] : 21
Казан вырос в Греческой православной церкви и каждое воскресенье посещал греческие православные службы, где ему приходилось стоять по несколько часов вместе со своим отцом. Его мать читала Библию, но не ходила в церковь. Когда Казану было около восьми лет, семья переехала в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк , и отец отправил его в римско-католическую катехизическую школу, поскольку поблизости не было православной церкви. [24]
В детстве его помнили как застенчивого человека, а одноклассники по колледжу описывали его как более одинокого человека. [25] Большая часть его ранней жизни описана в его автобиографической книге «Америка-Америка» , по которой в 1963 году он экранизировал . В нем он описывает свою семью как «отчужденную» как от греко-православных ценностей своих родителей, так и от ценностей основной Америки. [26] : 23 Семья его матери занималась торговцами хлопком, которые импортировали хлопок из Англии и продавали его оптом. Его отец стал торговцем коврами после иммиграции в Соединенные Штаты и ожидал, что его сын займется тем же бизнесом. [27]
После окончания средней школы Казан поступил в колледж Уильямс в Массачусетсе, где зарабатывал себе на жизнь, обслуживая столы и мыть посуду; он все равно закончил учебу с отличием. Он также работал барменом в различных братствах, но так и не присоединился ни к одному. Будучи студентом Уильямса, он получил прозвище «Гадж», что означает «Гаджет», потому что, по его словам, «я был маленьким, компактным и удобным в использовании». [4] Это прозвище со временем подхватили его звезды театра и кино.
В Америке он рассказывает, как и почему его семья покинула Турцию и переехала в Америку. Казан отмечает, что во многом это связано с историями, которые он слышал в детстве. В интервью он говорит, что «все это правда: богатство семьи было положено на спину осла, а мой дядя, еще совсем мальчик, поехал в Стамбул… чтобы постепенно перевезти туда семью, спасаясь от гнетущих обстоятельств… Правда и то, что по дороге он потерял деньги, а по приезду подметал ковры в маленьком магазине». [28]
Казан отметил некоторые спорные аспекты того, что он вложил в фильм. Он написал: «Когда я снимал фильм, я говорил себе, что Америка — это мечта о полной свободе во всех сферах». [28] Чтобы подчеркнуть свою точку зрения, персонаж, изображающий дядю Казана Авраама, целует землю во время прохождения таможни, а на заднем плане находятся Статуя Свободы и американский флаг. Казан задумался, не будет ли такая сцена слишком сложной для американской публики:
Я долго колебался по этому поводу. Многие люди, не понимающие, до какого отчаяния могут дойти люди, советовали мне отказаться от этого. Когда критики обвиняют меня в чрезмерности, они говорят именно о таких моментах. Но я бы не стал выносить это на свет. Это действительно произошло. Поверьте, если бы турок мог выбраться из Турции и приехать сюда, он бы хоть сейчас целовал землю. Для угнетенных людей Америка по-прежнему остается мечтой. [28]
Прежде чем приступить к работе над фильмом, Казан хотел уточнить многие подробности происхождения своей семьи. В какой-то момент он усадил своих родителей и записал их ответы на свои вопросы. Он вспоминает, как в конце концов задал своему отцу «более глубокий вопрос: «Почему Америка? На что ты надеялся? » Однако его мать дала ему ответ: «А.Э. привела нас сюда». Казан утверждает, что «А. Е. был моим дядей Авраамом Элией, тем самым, который покинул анатолийскую деревню с ослом. В двадцать восемь лет каким-то образом — вот в чем чудо — он добрался до Нью-Йорка. Он отправил домой деньги и вовремя привез Мой отец приехал. Отец послал за моей матерью, моим младшим братом и мной, когда мне было четыре года». [29]
Казан написал об этом фильме: «Это мой любимый из всех фильмов, которые я снял; первый фильм, который полностью принадлежал мне». [29]
Карьера
[ редактировать ]1930-е: Сценическая карьера
[ редактировать ]В 1932 году, проучившись два года в Школе драмы Йельского университета , он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать профессиональным актером театра. Он продолжил свое профессиональное обучение в Джульярдской школе , где учился пению у Люсии Данэм . [30] Его первая возможность представилась небольшой группе актеров, занимавшихся постановкой пьес, содержащих «социальный комментарий». Их называли Групповым театром , в котором ставилось множество менее известных пьес с глубоким социальным или политическим смыслом. Изо всех сил пытаясь быть принятым ими, он впервые обнаружил в Америке сильное чувство собственного достоинства в «семье группового театра и, в более широком смысле, в радикальных социальных и культурных движениях того времени», - пишет автор фильма Джоанна Э. Рапф. [26] : 23
В автобиографии Казана он пишет о «длительном влиянии на него Группы», отмечая, в частности, Ли Страсберга и Гарольда Клермана как «фигуры отца», а также свою близкую дружбу с драматургом Клиффордом Одетсом . Казань в интервью Мишелю Симану так описывает Группу:
Группа была лучшим, что когда-либо случалось со мной в профессиональном плане. Я встретил двух замечательных мужчин. Ли Страсберг и Гарольд Клерман, обоим было около тридцати лет. Они были притягательными и бесстрашными лидерами. Летом я был подмастерьем, развлекались в еврейском летнем лагере ... В конце лета мне сказали: «Может быть, у тебя и есть талант к чему-то, но это уж точно не к актерскому мастерству». [31]
Казан в своей автобиографии также описывает Страсберга как жизненно важного лидера группы:
Он нес с собой ауру пророка, волшебника, знахаря, психоаналитика и внушающего страх отца еврейского дома… [Он] был силой, которая скрепляла тридцать с лишним членов театра и заставила они постоянные. [23] : 61
Первый национальный успех Казан пришел в качестве театрального режиссера в Нью-Йорке. [32] Хотя первоначально он работал актером на сцене и в начале своей актерской карьеры сказал, что у него нет актерских способностей, он удивил многих критиков, став одним из самых способных актеров Группы. В 1935 году он сыграл роль водителя такси, возглавляющего забастовку, в драме Клиффорда Одетса « В ожидании Левши », и его игру назвали «динамической», что заставило некоторых охарактеризовать его как «пролетарскую молнию». [26] : 23
Среди тем, которые проходят через все его работы, были «личное отчуждение и возмущение социальной несправедливостью», пишет кинокритик Уильям Баер. [32] Другие критики также отметили его «твёрдую приверженность социальным и социально-психологическим, а не чисто политическим, последствиям драмы». [26] : 33
К середине 1930-х годов, когда ему было 26 лет, он начал ставить ряд пьес Группового театра, в том числе Роберта Ардри известную пьесу «Громовая скала» . В 1942 году он добился своего первого заметного успеха, поставив пьесу Торнтона Уайлдера « Кожа наших зубов » с Таллулой Бэнкхед и Фредриком Марчем в главных ролях . Пьеса, хотя и вызвала споры, имела успех у критиков и коммерческий успех и принесла Уайлдеру Пулитцеровскую премию . Казань получила премию Нью-Йоркских драматических критиков за лучшую режиссуру и Бэнкхед за лучшую женскую роль. Затем Казан поставил «Смерть коммивояжера» Артура Миллера , а затем поставил «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса» , оба из которых также имели успех. Жена Казана, Молли Тэчер, читательница группы, открыла для себя Уильямса и вручила ему «приз, положивший начало его карьере». [33]
Летняя репетиционная штаб-квартира Группового театра находилась в загородном клубе Пайн-Брук , расположенном в сельской местности Николса, штат Коннектикут , в 1930-х и начале 1940-х годов. Наряду с Казаном выступали многочисленные другие художники: Гарри Морган , Джон Гарфилд , Луиза Райнер , Фрэнсис Фармер , Уилл Гир , Говард да Силва , Клиффорд Одетс , Ли Дж. Кобб и Ирвин Шоу . [34] [35] [36]
1940-е: Актерская студия, ранние фильмы.
[ редактировать ]В 1940 году Казан сыграл большую роль второго плана в роли ярко одетого гангстера в боксерском триллере « Город завоеваний» в главных ролях с Джеймсом Кэгни , Энн Шеридан и Энтони Куинном . Его стильная, но неряшливая одежда, кажется, была скопирована Фрэнком Синатрой полтора десятилетия спустя, и его роль одновременно симпатична и чрезвычайно драматична.
основал « Актерскую студию» , некоммерческую мастерскую В 1947 году он вместе с актерами Робертом Льюисом и Шерил Кроуфорд . В 1951 году его директором стал Ли Страсберг после того, как Казан уехал в Голливуд, чтобы сосредоточиться на карьере кинорежиссера. Оно оставалось некоммерческим предприятием. « Метод Страсберг представил Актерской студии Константина Станиславского » — обобщающий термин, обозначающий совокупность систематизаций учения . Школа актерского мастерства «Метод» стала преобладающей системой в Голливуде после Второй мировой войны.
Среди учеников Страсберга были Монтгомери Клифт , Милдред Даннок , Джули Харрис , Карл Молден , Патриция Нил , Морин Стэплтон , Эли Уоллах и Джеймс Уитмор .Казан поставил двух протеже студии, Карла Молдена и Марлона Брандо , в Теннесси Уильямса пьесе «Трамвай «Желание» .
На пике своего сценического успеха Казан обратился к Голливуду в качестве кинорежиссера. Сначала он снял два короткометражных фильма, но его первым полнометражным фильмом стал «Дерево растет в Бруклине» (1945), одна из его первых попыток снять драмы, посвященные современным проблемам, которые позже стали его сильной стороной. Два года спустя он снял «Джентльменское соглашение» , где затронул редко обсуждаемую в Америке тему антисемитизма , за что получил свой первый «Оскар» как лучший режиссер. В 1947 году он поставил судебную драму « Бумеранг!». . В 1949 году он снова затронул спорную тему, когда снял фильм «Пинки» о проблемах расизма в Америке и был номинирован на три премии «Оскар».
1950-е годы: восхождение к известности
[ редактировать ]В 1950 году он снял триллер «Паника на улицах в главной роли » с Ричардом Видмарком , снятый на улицах Нового Орлеана . В этом фильме Казань экспериментировал с документальным стилем кинематографии, сумев «оживить» боевые сцены. [13] Он получил международную премию Венецианского кинофестиваля как режиссер, а фильм также получил две премии Оскар. Казань просил, чтобы Зеро Мостел также снялся в фильме, несмотря на то, что Мостел был внесен в «черный список» из-за показаний HCUA несколькими годами ранее. Казан пишет о своем решении:
У каждого режиссера есть фаворит в актерском составе... моим фаворитом на этот раз был Зеро Мостел... Я считал его выдающимся артистом и восхитительным собеседником, одним из самых забавных и оригинальных людей, которых я когда-либо встречал... Я постоянно искал его компании... Он был один из трех человек, которых я вызволил из черного списка «индустрии»… Зеро долгое время не удавалось получить работу в кино, но я нашел его в своем фильме. [23] : 383
В 1951 году, представив и срежиссировав Марлона Брандо и Карла Молдена в сценической версии, он пригласил обоих в киноверсию пьесы «Трамвай «Желание»» , которая получила четыре премии «Оскар» и была номинирована на 12.
Несмотря на эти аплодисменты, фильм считался шагом назад в кинематографическом отношении с ощущением, снятым в театре; хотя Казан сначала использовал более открытую обстановку, затем он почувствовал себя вынужденным вернуться к сценической атмосфере, чтобы остаться верным сценарию. Он объясняет:
В «Трамвае» мы очень усердно работали, чтобы раскрыть его, а затем вернулись к пьесе, потому что потеряли всю компрессию. В пьесе эти люди оказались заперты в одной комнате друг с другом. На самом деле я уменьшил набор. По мере развития сюжета набор становился все меньше и меньше. [6] [13]
Следующим фильмом Казана стал «Вива Сапата!». (1952), в котором также снялся Марлон Брандо. На этот раз фильм добавил настоящей атмосферы за счет использования натурных кадров и ярких акцентов персонажей. Из-за этих факторов Казань назвал этот фильм своим «первым настоящим фильмом». [13]
В 1954 году он снова использовал Брандо в роли звезды в фильме «На набережной» . В продолжение социально значимых тем, которые он развивал в Нью-Йорке, фильм разоблачил коррупцию в профсоюзе грузчиков Нью-Йорка. Он также был номинирован на 12 премий «Оскар» и выиграл 8, включая «Лучший фильм» , «Лучший режиссер» и «Лучший актер» Марлона Брандо.
«На набережной» также стал экранным дебютом Евы Мари Сэйнт , получившей «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана за свою роль . Сэйнт вспоминает, что Казан выбрал ее на эту роль после того, как заставил ее разыграть импровизационную пародию, в которой Брандо играл другого персонажа. Однако она понятия не имела, что он хотел сыграть какую-то конкретную роль в фильме, но помнит, что Казан вместе с Брандо разработал сценарий, который вызвал удивительные эмоции:
В итоге я заплакал. Плакал и смеялся ... То есть там было такое притяжение ... Эта его улыбка ... Он был очень нежный и веселый ... И Казан, в своем гении, видел там химию. [37] : 295–296
Журнал Life охарактеризовал «На набережной » как «самый жестокий фильм года», но с «самыми нежными любовными сценами года», и заявил, что «Святой» стал «новым открытием» в кино. В своей заглавной истории о Сэйнт предполагалось, что, вероятно, именно в роли Эди в « На набережной» она «начнет свое настоящее путешествие к славе». [38]
В фильме использовались обширные уличные сцены и кадры на набережной, а также примечательная музыка известного композитора Леонарда Бернстайна .
После успеха фильма «На набережной » он снял еще одну экранизацию романа Стейнбека Джона «К востоку от рая» (1955). В качестве режиссёра Казань снова использовала другого неизвестного актёра — Джеймса Дина . Казан видел Дина на сцене в Нью-Йорке, и после прослушивания ему дали главную роль вместе с эксклюзивным контрактом с Warner Bros. Дин улетел обратно в Лос-Анджелес вместе с Казанью в 1954 году, впервые в жизни он летал на самолете, привезя его одежда в коричневом бумажном пакете. [39] Успех фильма представил миру Джеймса Дина и сделал его популярным актером. Затем он снялся в фильме «Бунтарь без причины» (1955) режиссера Казана Николаса Рэя , а затем в фильме «Гигант» (1956) режиссера Джорджа Стивенса .
Писатель Дуглас Ратгеб описывает трудности, с которыми столкнулась Казань, пытаясь превратить Дина в новую звезду, отмечая, что Дин был противоречивой фигурой в Warner Bros. с момента его прибытия. Ходили слухи, что он «держал заряженное ружье в своем студийном трейлере; что он опасно ездил на мотоцикле по улицам студии или по звуковым сценам; что у него были странные и неприятные друзья». [40] В результате Казан был вынужден «нянчиться с молодым актером в стоящих рядом трейлерах», чтобы он не сбежал во время съемок. Коллега по фильму Джули Харрис работала сверхурочно, чтобы подавить приступы паники Дина. В целом Дин не обращал внимания на методы Голливуда, и Ратгеб отмечает, что «его радикальный стиль не соответствовал корпоративным принципам Голливуда».
Дин был поражен своей игрой на экране, когда позже посмотрел черновой вариант фильма. Казан пригласил режиссера Николаса Рэя на частный показ вместе с Дином, поскольку Рэй искал кого-нибудь на главную роль в «Бунтаре без причины» . Рэй наблюдал за мощной игрой Дина на экране; но казалось невозможным, чтобы в комнате был один и тот же человек. Рэй почувствовал, что Дин застенчив и совершенно замкнут, сидя, сгорбившись. «Кажется, сам Дин в это не верил», — отмечает Ратгеб. «Он наблюдал за собой со странным, почти юношеским увлечением, как будто восхищался кем-то другим». [40] В фильме также хорошо использованы натурные и уличные сцены, а также эффективно использован ранний широкоэкранный формат, что сделало фильм одной из самых совершенных работ Казани. Джеймс Дин погиб в следующем году, в возрасте 24 лет, в аварии на своем спортивном автомобиле примерно в 200 милях к северу от Лос-Анджелеса. Он снял всего три фильма, и единственный завершенный фильм, который он когда-либо видел, был «К востоку от рая» .
1960-е: Продолжение работы.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении: не обсуждаются его последние пять фильмов. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2024 г. ) |
В 1961 году Казань представила Уоррена Битти в его первом появлении на экране с главной ролью в фильме «Великолепие в траве » (1961) с Натали Вуд ; фильм был номинирован на две премии «Оскар» и выиграл одну. Автор Питер Бискинд отмечает, что Казан «был первым в череде крупных режиссеров, которых искал Битти, наставников или отцов, у которых он хотел учиться». [41] Бискинд также отмечает, что они «были совершенно непохожи — наставник против протеже, режиссер против актера, иммигрант-аутсайдер против местного сына. Казан был вооружен уверенностью, рожденной возрастом и успехом, в то время как Битти буквально пылал юношеским высокомерием. " [41] Казан вспоминает свои впечатления о Битти:
Уоррен – это было очевидно, когда я впервые увидел его – хотел всего этого и хотел, чтобы все было по-своему. Почему нет? У него была энергия, очень острый ум и больше наглости, чем у любого еврея, которого я когда-либо знал. Даже больше, чем я. Яркие, бесстрашные, и именно это тайно уважают все женщины: полная уверенность в своих сексуальных силах, уверенность настолько великая, что ему никогда не приходилось рекламировать себя, даже намеками. [23] : 603
Бискинд описывает эпизод первой недели съемок, когда Битти был разгневан тем, что сказал Казан: «Звезда набросилась на то место, где, как он знал, Казань была наиболее уязвима, - дружеские показания режиссера перед HCUA. что-то — зачем ты назвал все эти имена ? ты [41]
Битти вспоминал этот эпизод: «В какой-то отцеубийственной попытке противостоять великому Казану я высокомерно и глупо бросил ему в этом вызов». Бискинд описывает, как «Казан схватил его за руку и спросил: «Что ты сказал?» и утащили его в крохотную гримерку ... после чего директор два часа оправдывался». [41] Спустя годы Битти, во время выступления в Центре Кеннеди в память о Казани, заявил публике, что Казань «дала ему самый важный прорыв в его карьере». [41] : 23
Партнерша Битти, Натали Вуд , находилась в переходном периоде в своей карьере: в основном ей приходилось играть роли ребенка или подростка, и теперь она надеялась получить роль для взрослых. Биограф Сюзанна Финстад отмечает, что «поворотным моментом» в ее жизни как актрисы стал просмотр фильма «Трамвай «Желание» : «Она преобразилась в трепете перед Казанью и игрой Вивьен Ли … [которая] стала образцом для подражания». для Натали». [42] : 107 В 1961 году, после «серии плохих фильмов, ее карьера уже пошла на спад», отмечает Ратгеб. [40] : 199 Казан пишет, что «мудрецы» киносообщества объявили ее «заблудшей» актрисой, хотя он все равно хотел взять у нее интервью для своего следующего фильма:
Когда я увидел ее, я уловил за благовоспитанным фасадом «молодой жены» отчаянный огонек в ее глазах ... Я тогда разговаривал с ней тише и более лично. Я хотел узнать, какой там человеческий материал, какова ее внутренняя жизнь ... Потом она сказала мне, что проходит психоанализ. Это сделало это. Бедный Р.Дж. [Вагнер, муж Вуда], сказал я себе. Мне нравился Боб Вагнер , нравится до сих пор. [23] : 602
Казан выбрал ее на главную женскую роль в фильме «Великолепие в траве» , и ее карьера пошла на поправку. Финстад считает, что, несмотря на то, что Вуд никогда не обучалась актерскому мастерству по методу, «работа с Казаном привела ее к величайшим эмоциональным высотам в ее карьере. Этот опыт был воодушевляющим, но мучительным для Натали, которая столкнулась со своими демонами в « Великолепии ». [42] : 259 Она добавляет, что сцена в фильме, ставшая результатом «казанского волшебства … вызвала у Натали истерию, которая, возможно, станет ее самым сильным моментом как актрисы». [42] : 260
Актер Гэри Локвуд , который также играл в фильме, считал, что «Казан и Натали были потрясающим браком, потому что у вас была эта красивая девушка, и у вас был кто-то, кто мог добиться от нее чего-то». Любимой сценой Казана в фильме стала последняя, когда Вуд возвращается, чтобы увидеть свою потерянную первую любовь Бада (Битти). "Меня это ужасно трогает. Мне до сих пор нравится, когда я это вижу", - пишет Казань. [42] : 263 «И мне, конечно, не нужно было говорить ей, как в нее играть. Она прекрасно это понимала».
Соавторы
[ редактировать ]Казан отличался тесным сотрудничеством со сценаристами. На Бродвее он работал с Артуром Миллером , Теннесси Уильямсом и Уильямом Инджем ; в кино он снова работал с Уильямсом ( «Трамвай «Желание» и «Кукла» ), Инге ( «Великолепие в траве» ), Баддом Шульбергом ( «На набережной» и «Лицо в толпе» ), Джоном Стейнбеком ( «Вива Сапата!» ) и Гарольдом. Пинтер ( «Последний магнат» ). Будучи важной фигурой в карьере многих лучших писателей своего времени, «он всегда относился к ним и их произведениям с величайшим уважением». [32] В 2009 году по ранее неизданному сценарию Уильямса « Потеря бриллианта-слезы » был выпущен фильм. Уильямс написал сценарий специально для Казана, который должен был стать режиссером в 1950-е годы. [43]
Уильямс стал одним из самых близких и преданных друзей Казана, и Казань часто вытаскивал Уильямса из «творческих спадов», перенаправляя его внимание на новые идеи. В 1959 году в письме в Казань он пишет: «Когда-нибудь вы узнаете, как высоко я ценю те великие дела, которые вы совершили с помощью моего труда, как вы возвысили его над мерой своим великим даром». [33]
Среди других фильмов Казани - «Паника на улицах» (1950), «К востоку от рая» (1955), «Куколка» (1956), «Дикая река» (1960) и «Последний магнат» (1976).
Режиссерский стиль
[ редактировать ]Предпочтение неизвестным актерам
[ редактировать ]Казан стремился к «кинематографическому реализму» - качеству, которого он часто достигал, открывая для себя неизвестных актеров и работая с ними, многие из которых относились к нему как к своему наставнику, что давало ему возможность изображать «социальную реальность как с точностью, так и с яркой интенсивностью». [32] Он также считал, что подбор правильных актеров определяет 90% окончательного успеха или провала фильма. [44] В результате своих усилий он также подарил таким актерам, как Ли Ремик , Джо Ван Флит , Уоррен Битти , Энди Гриффит , Джеймс Дин и Джек Пэланс , свои первые крупные роли в кино. Он объяснил режиссеру и продюсеру Джорджу Стивенсу-младшему, что, по его мнению, «большие звезды едва обучены или не очень хорошо обучены. У них также есть вредные привычки … они больше не податливы». Казан также описывает, как и почему он знакомится со своими актерами на личном уровне: [6]
Теперь я стараюсь узнать их как можно лучше. Я приглашаю их на ужин. Я разговариваю с ними. Я знакомлюсь с их женами. Я узнаю, с каким, черт возьми, человеческим материалом я имею дело, так что к тому времени, когда я возьму неизвестного, он уже не будет для меня неизвестным. [6]
Казан далее описывает, как он понял Джеймса Дина, в качестве примера:
Когда я встретил его, он сказал: «Я покатаю тебя на своем мотоцикле …» Это был его способ общения со мной, он говорил: «Надеюсь, я тебе нравлюсь… » Я думал, что он крайний. гротеск мальчика, извращенного мальчика. Познакомившись с его отцом, узнав о его семье, я узнал, что на самом деле он был извращен отрицанием любви ... Я пошел к Джеку Уорнеру и сказал ему, что хочу использовать абсолютно неизвестный мальчик. Джек был первоклассным стрелком и сказал: «Давай». [6]
Темы личного и социального реализма
[ редактировать ]Казан выбирал сюжеты для выражения знакомых ему личных и общественных событий. Он описал свой мыслительный процесс перед тем, как приступить к проекту:
Я не двигаюсь, пока не испытываю некоторого сочувствия к основной теме. В каком-то смысле канал фильма должен быть и в моей жизни. Я начинаю с инстинкта. « К востоку от рая» … это действительно история моего отца и меня, и я долгое время не осознавал этого … В каком-то тонком или не очень тонком смысле каждый фильм автобиографичен. Вещь в моей жизни выражена сутью фильма. Тогда я знаю это на собственном опыте, а не только мысленно. Я должен чувствовать, что это в какой-то степени обо мне, в какой-то степени в моей борьбе, в какой-то степени в моей боли, в моих надеждах. [6]
Историк кино Джоанна Э. Рапф отмечает, что среди методов, которые Казан использовал в своей работе с актерами, была его первоначальная ориентация на «реальность», хотя его стиль не определялся как «натуралистический». Она добавляет: «Он уважает свой сценарий, но придумывает и направляет с особым вниманием к выразительным действиям и использованию символических объектов». [26] : 33 Казан заявил, что «если персонаж не находится где-то в самом актере, не следует брать его на роль». [26] : 33
В более поздние годы он изменил свое мнение о некоторых философиях, лежащих в основе группового театра, поскольку он больше не чувствовал, что театр является«коллективное искусство», как он когда-то считал:
Чтобы добиться успеха, оно должно выражать видение, убежденность и настойчивое присутствие одного человека. [4]
Автор фильма Питер Бискинд описал карьеру Казана как «полностью посвященную искусству и политике, причем политика питает работу». [26] : 22 Казань, однако, преуменьшает это впечатление:
Я не думаю, что я, по сути, политическое животное. Я думаю, что я эгоцентричное животное ... Я думаю, что всю свою жизнь я был озабочен тем, чтобы сказать что-то художественно, что было бы уникальным и моим собственным. [26] : 22
Тем не менее, в некоторых его фильмах были четкие послания, в которых политика в той или иной степени затрагивалась. В 1954 году он снял На набережной » по сценарию сценариста Бадда Шульберга фильм « о профсоюзной коррупции в Нью-Йорке. Некоторые критики считают его «одним из величайших фильмов в истории международного кино». [32] Еще одним политическим фильмом стал «Лицо в толпе» (1957). Его главный герой, которого играет Энди Гриффит (в его кинодебюте), не является политиком, однако его карьера внезапно становится глубоко вовлеченной в политику. По словам автора фильма Гарри Кейшиана, Казан и сценарист Бадд Шульберг использовали фильм, чтобы предупредить зрителей об опасном потенциале нового средства телевидения. Казан объясняет, что он и Шульберг пытались предупредить «о той власти, которую телевидение будет иметь в политической жизни страны». Казан заявляет: «Слушайте, что говорит кандидат; не поддавайтесь его обаянию или внушающей доверие личности. Не покупайте рекламу; покупайте то, что есть в упаковке». [45]
Использование «метода» актерского мастерства
[ редактировать ]Будучи продуктом Группового театра и актерской студии, он был наиболее известен тем, что использовал актеров «Метода» , особенно Брандо и Дина. Во время интервью в 1988 году Казан сказал: «Я делал все необходимое, чтобы добиться хорошей игры, включая так называемый метод актерской игры. Я заставлял их бегать по съемочной площадке, я ругал их, я вызывал ревность у их подруг … Режиссер это отчаянный зверь ... Вы не обращаетесь с актерами как с куклами, вы обращаетесь с ними как с людьми, в известной степени поэтами». [32] Актер Роберт Де Ниро назвал его «мастером нового вида психологической и поведенческой веры в актерское мастерство». [4]
Казан осознавал ограниченность своих режиссерских способностей:
У меня нет большого радиуса действия. Я плохо разбираюсь в музыке и зрелищах. Классика мне не под силу ... Я посредственный режиссер, за исключением тех случаев, когда пьеса или фильм затрагивают часть моего жизненного опыта ... У меня есть смелость, даже некоторая смелость. Я могу разговаривать с актерами ... чтобы побудить их лучше работать. У меня сильные, даже жестокие чувства, и они являются моим достоинством. [4]
Он объяснил, что пытался вдохновить своих актеров предлагать идеи:
Когда я разговариваю с актерами, они начинают подавать мне идеи, и я цепляюсь за них, потому что идеи, которые они мне дают, их заводят. Я хочу от них дыхания жизни, а не механического выполнения движения, о котором я просил ... Я люблю актеров. Я был актером восемь лет, поэтому очень ценю их работу. [6]
Казан, однако, имел твердое представление о сценах и старался объединить предложения и внутренние чувства актера со своими собственными. Несмотря на сильный эротизм, созданный в «Куколке» , например, , он установил ограничения. Прежде чем снимать сцену соблазнения между Илаем Уоллахом и Кэрроллом Бейкером , он в частном порядке спросил Уоллаха: «Как вы думаете, вам действительно удалось соблазнить эту девушку?» Уоллах пишет: «Раньше я не задумывался над этим вопросом, но ответил … «Нет». Казан отвечает: «Хорошая идея, сыграй так». [46] Казан много лет спустя объяснил причину создания сцен в этом фильме:
Что для меня эротично в сексе, так это соблазнение, а не действие ... Сцена на качелях (Элай Уоллах и Кэрролл Бейкер) в «Куколке» — это мое точное представление о том, какой должна быть эротичность в фильмах. [47]
Быть «актером-режиссером»
[ редактировать ]Джоанна Рапф добавляет, что Казана больше всего восхищали за его тесную работу с актерами, отмечая, что режиссер Николас Рэй считал его «лучшим режиссером-актером, которого когда-либо создавали Соединенные Штаты». [26] : 22 Историк кино Фостер Хирш объясняет, что «он создал практически новый стиль игры, стиль Метода … [который] позволил актерам создать большую глубину психологического реализма». [48]
Среди актеров, которые описали Казань как важную роль в их карьере, была Патриция Нил , снявшаяся вместе с Энди Гриффитом в фильме «Лицо в толпе» (1957): «Он был очень хорош. Он был актером, и он знал, как мы действуем. . Он приходил и говорил с тобой наедине. Он мне очень нравился». [48] Энтони Франсиоза , актер второго плана в фильме, объясняет, как Казань поощрял своих актеров:
Он всегда говорил: «Дай мне посмотреть, что ты можешь сделать. Дай мне посмотреть. Не говори мне об этом». Вы чувствовали, что у вас есть мужчина, который полностью на вашей стороне, и вы не сомневаетесь в том, что бы вы ни делали. Он вселил в тебя огромное чувство уверенности ... Он никогда не заставлял меня чувствовать, будто я играю на камеру. Часто я даже не знал, где находится камера. [49]
Однако, чтобы добиться качественной игры Энди Гриффита в его первом появлении на экране и добиться того, что Шикель называет «потрясающим дебютом в кино», [37] : 338 Казань часто принимала неожиданные меры. Например, в одной важной и очень эмоциональной сцене Казану пришлось честно предупредить Гриффита: «Возможно, мне придется использовать чрезвычайные средства, чтобы заставить вас сделать это. Возможно, мне придется выйти из строя. Я не знаю другого способа». добиться от актера выдающейся игры». [50]
Актриса Терри Мур называет Казана своим «лучшим другом» и отмечает, что «он заставил вас чувствовать себя лучше, чем вы думали. У меня никогда не было другого режиссера, который когда-либо прикасался к нему. Я была избалована на всю жизнь». [48] «Он бы узнал, похожа ли ваша жизнь на жизнь персонажа», — говорит Кэрролл Бейкер , звезда сериала «Куколка » ; «он был лучшим режиссером среди актеров». [48]
Потребность Казана оставаться рядом со своими актерами сохранялась вплоть до его последнего фильма «Последний магнат» (1976). Он вспомнил, что Роберт Де Ниро , звезда фильма, «сделал бы почти все, чтобы добиться успеха», и даже ради этой роли сбросил свой вес со 170 до 128 фунтов. Казан добавляет, что Де Ниро «один из немногих актеров, которых я режиссировал, которые усердно работают над своей профессией, и единственный, кто просил репетировать по воскресеньям. Большинство остальных играют в теннис. сцены, которые нужно снять». [23] : 766
Мощные драматические роли, которые Казан добился от многих своих актеров, отчасти объяснялись его способностью распознавать их личные черты характера. Хотя он, например, не был знаком с Де Ниро до этого фильма, Казан позже напишет: «Бобби более дотошный ... он очень изобретателен. Он очень точен. Он просчитывает все как внутри, так и снаружи. У него хорошие эмоции. характерный актер: все, что он делает, он просчитывает. В хорошем смысле, но он просчитывает». [32] : 210 Казан развил и использовал эти черты личности в своем персонаже в фильме. [23] : 766 Хотя фильм имел плохие кассовые сборы, некоторые рецензенты высоко оценили игру Де Ниро. Кинокритик Мари Бреннер пишет, что «для Де Ниро эта роль превосходит даже его блестящее и смелое изображение Вито Корлеоне в «Крестном отце», часть II ... [его] игра заслуживает сравнения с самой лучшей». [51]
Марлон Брандо в своей автобиографии подробно рассказывает о влиянии Казани на его игру:
Я работал со многими кинорежиссерами — с хорошими, хорошими и ужасными. Казан был лучшим актерским режиссером из всех, у кого я работал ... единственный, кто когда-либо действительно стимулировал меня, вошел со мной в роль и практически сыграл ее со мной ... он выбирал хороших актеров, поощрял их импровизировать, а потом импровизировать на импровизации ... Он давал актерскому составу свободу и ... всегда был эмоционально вовлечен в процесс, и его инстинкты были совершенны ... Я никогда не видел режиссера, который был бы так глубоко и эмоционально вовлечен в сцене с Гаджем ... он так разволновался, что начал жевать свою шляпу.
Он был прекрасным манипулятором чувств актеров и был необычайно талантлив; возможно, мы никогда больше не увидим такого, как он. [52]
Показания HUAC
[ редактировать ]Казан давал показания перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) в 1952 году, в послевоенную эпоху, которую журналист Майкл Миллс называет «возможно, самым противоречивым периодом в истории Голливуда». [53] Когда Казану было около 20 лет, во время Великой депрессии был членом Коммунистической партии США в Нью-Йорке. с 1934 по 1936 год, он в течение полутора лет [54]
В апреле 1952 года комитет под присягой призвал Казань выявить коммунистов того периода 16 лет назад. Казан первоначально отказался назвать имена, но в конечном итоге назвал восемь бывших членов Группового театра, которые, по его словам, были коммунистами: Клиффорд Одетс , Дж. Эдвард Бромберг , Льюис Леверетт, Моррис Карновски , Фиби Брэнд , Тони Крабер, Тед Веллман и Паула Миллер , которые позже вышла замуж за Ли Страсберга . Он показал, что Одец вышел из партии одновременно с ним. [55] В Казани заявили, что все названные лица уже известны HUAC, хотя это и оспаривается. [4] [56] [57] Казан вспоминает, как он получил письмо, в котором подробно описывалось, как имя Арта Смита повредило карьере актера. [58] Имена Казана стоили ему многих друзей в киноиндустрии, в том числе драматурга Артура Миллера , хотя Казан отмечает, что они снова работали вместе. [59]
Позже Казан напишет в своей автобиографии о «воине, получающем удовольствие от противостояния врагам». [60] Когда Казань получила Почетную премию Американской киноакадемии в 1999 году, реакция публики заметно разделилась: некоторые, в том числе Ник Нолти , Эд Харрис , Иэн МакКеллен , Фрэнк Ланджелла и Эми Мэдиган , отказались аплодировать, а другие, например, актеры Кэти Бейтс , Мерил Стрип , Карл Молден и Уоррен Битти , а также продюсер Джордж Стивенс-младший стоят и аплодируют. [61] [62] Стивенс размышляет о том, почему он, Битти и многие другие в зале решили встать и аплодировать:
Я никогда не обсуждал это с Уорреном, но думаю, что мы оба стояли по одной и той же причине – из уважения к творчеству, выносливости и множеству жестоких сражений и одиноких ночей, которые ушли на двадцать кинофильмов этого человека. [6]
В 1982 году Орсону Уэллсу задали вопрос о Казани во Французской синеметеке в Париже. Уэллс ответил: «Chère mademoiselle, вы выбрали неправильный меттер на сцене, потому что Элиа Казан — предатель. Он — человек, который продал Маккарти всех своих компаньонов в то время, когда он мог продолжать работать в Нью-Йорке с высокой зарплатой». и, продав всех своих людей Маккарти, он затем снял фильм под названием « На набережной» , который стал прославлением информатора». Под аплодисменты зрителей Уэллс сказал: «Я должен добавить, что он очень хороший режиссер». [63]
Los Angeles Times Кинокритик Кеннет Туран написал: «Единственный критерий для такой награды - это работа». Казань уже была «лишена похвал» Американского института киноискусства и других ассоциаций кинокритиков. По словам Миллса, «пришло время Академии признать этого гения», добавив, что «мы аплодировали, когда великий Чаплин наконец-то настал свой час». [53] В ответ Джозеф Макбрайд, бывший вице-президент Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса , заявил, что почетная награда признает «все то, что он представляет, и карьера Казана после 1952 года была построена на разрушении карьер других людей». [64]
В более поздних интервью Казан рассказал о некоторых первых событиях, которые заставили его принять решение стать дружественным свидетелем, особенно в отношении Группового театра, который он назвал своей первой «семьей» и «лучшим событием в профессиональном плане», которое когда-либо случалось с ним. ему:
Групповой театр заявил, что мы не должны придерживаться какой-либо фиксированной политической программы, установленной другими людьми за пределами организации. Я вел себя предательски по отношению к Группе, когда я встретился в центре города, в штаб-квартире КП [Коммунистической партии], чтобы решить среди коммунистов, что нам следует делать в Группе, а затем вернуться и выступить единым фронтом, притворяясь, что мы не были на закрытом собрании…Меня судила партия, и это была одна из причин, по которой я впоследствии так озлобился. Суд шел по вопросу моего отказа следовать инструкциям о том, что мы должны провести забастовку в Групповом театре и настаивать на том, чтобы члены имели контроль над его организацией. Я сказал, что это художественная организация, и поддержал Клермана и Страсберга, которые не были коммунистами... Суд оставил на мне неизгладимое впечатление... Все остальные голосовали против меня, заклеймили меня и осудили мои действия и отношение. Они просили исповеди и самосмирения. Той ночью я пошел домой и сказал жене: «Я ухожу в отставку». Но в течение многих лет после того, как я ушел в отставку, я все еще был верен их образу мышления. Я все еще верил в это. Но не в американских коммунистах. Раньше я менял ситуацию и думал: «Эти люди здесь чертовы дураки, но в России у них есть настоящие вещи», пока я не узнал о Пакт Гитлера-Сталина и отказ от СССР . [65]
Миллс отмечает, что прежде чем стать «дружественным свидетелем», Казан обсуждал проблемы с Миллером:
Защищать секретность я считаю неправильным, а также защищать людей, имена которых уже были названы или скоро будут названы кем-то другим... Я ненавижу коммунистов уже много лет, и считаю неправильным отказываться от своей карьеры ради защиты. их. Я откажусь от своей кинокарьеры, если это будет в интересах защиты чего-то, во что я верю, но не этого. [53]
Миллер обнял Казана и парировал: «Не волнуйся о том, что я подумаю. Что бы ты ни делал, я не против, потому что я знаю, что твое сердце на правильном месте». [53]
В своих мемуарах Казан пишет, что его показания означали, что «большая шишка стала аутсайдером». Он также отмечает, что это укрепило его дружбу с другим аутсайдером, Теннесси Уильямсом , с которым он сотрудничал в многочисленных пьесах и фильмах. Он назвал Уильямса «самым преданным и понимающим другом, который у меня был в те черные месяцы». [23] : 495
Казан появляется как персонаж в «Именах» , пьесе Марка Кембла о борьбе бывших членов Group Theater с Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности . [66]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Казан был женат трижды. [4] Его первой женой была драматург Молли Дэй Тэчер . Они были женаты с 1932 года до ее смерти в 1963 году; в этом браке родились две дочери и два сына, в том числе сценарист Николай Казан . Его второй брак с актрисой Барбарой Лоден продлился с 1967 года до ее смерти в 1980 году и произвел на свет одного сына. в 1982 году Его брак с Фрэнсис Радж продолжался до его смерти в 2003 году в возрасте 94 лет.
В начале 1930-х годов Казан и его жена переехали в фермерский дом 1885 года в Сэнди-Хук, штат Коннектикут , где они вырастили четверых детей. Они продолжали использовать это имущество в качестве места отдыха летом и на выходных до 1998 года, когда оно было выставлено на продажу. [67]
В 1978 году правительство США оплатило поездку Казана и его семьи на родину Казани, где должны были быть показаны многие из его фильмов. Во время выступления в Афинах он обсудил свои фильмы, а также свою личную и деловую жизнь в США, а также сообщения, которые он пытался донести:
На мой взгляд, решение состоит в том, чтобы говорить о людях, а не об абстракциях, раскрывать культуру и социальный момент, как они отражаются в поведении и жизни отдельных людей. Не быть «правильным». Чтобы быть тотальным. Поэтому я не верю ни в какую идеологию, которая не допускает и не поощряет свободу личности. [68]
Он также высказал свое мнение о роли США как мировой модели демократии:
Я думаю, что мы с вами, все мы, в какой-то степени заинтересованы в Соединенных Штатах. Если он потерпит неудачу, неудачу постигнет всех нас. О самом человечестве. Это будет стоить нам всем. ... Я думаю о Соединенных Штатах как о стране, которая является ареной, и на этой арене разыгрывается драма. ... Я видел, что эта борьба — это борьба свободных людей. [68]
Казан умер естественной смертью в своей квартире на Манхэттене 28 сентября 2003 года в возрасте 94 лет. [4]
В 2017 году Кэрол Дринкуотер обвинила Казань в сексуальных домогательствах и попытке изнасилования в 1975 году, когда она рассматривалась на роль в казанском фильме «Последний магнат» . [69]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Фильм | Распределитель |
---|---|---|
1945 | В Бруклине растёт дерево | 20 век Фокс |
1947 | Море травы | Метро-Голдвин-Майер |
Бумеранг! | 20 век Фокс | |
Джентльменское соглашение | ||
1949 | Пинки | |
1950 | Паника на улицах | |
1951 | Трамвай «Желание» | Уорнер Бразерс. |
1952 | Да здравствует Сапата! | 20 век Фокс |
1953 | Человек на канате | |
1954 | На набережной | Снимки Колумбия |
1955 | К востоку от Эдема | Уорнер Бразерс. |
1956 | Кукла | |
1957 | Лицо в толпе | |
1960 | Дикая река | 20 век Фокс |
1961 | Великолепие в траве | Уорнер Бразерс. |
1963 | Америка Америка | |
1969 | Расположение | Warner Bros.-Семь искусств |
1972 | Посетители | Объединенные художники |
1976 | Последний магнат | Парамаунт Пикчерз |
Документальный фильм
- Люди Камберленда (1937)
- Сторожевая башня завтрашнего дня (1945)
Как актер
- Город завоеваний (1940)
- Блюз в ночи (1941)
Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Премия | Категория | Заголовок | Результаты | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|
1947 | Награды Академии | Лучший режиссер | Джентльменское соглашение | Выиграл | [70] |
1951 | Трамвай «Желание» | номинирован | |||
1954 | На набережной | Выиграл | |||
1955 | К востоку от Эдема | номинирован | |||
1963 | Лучший фильм | Америка Америка | номинирован | ||
Лучший режиссер | номинирован | ||||
Лучший оригинальный сценарий | номинирован | ||||
1998 | Почетная награда Академии | Жизненные достижения | Выиграл | ||
1947 | Тони Награды | Лучшее направление | Все мои сыновья | Выиграл | [71] |
1949 | Смерть продавца | Выиграл | |||
1956 | Кот на раскаленной крыше | номинирован | |||
1958 | Лучшая игра | Тьма наверху лестницы | номинирован | ||
Лучшая постановка пьесы | номинирован | ||||
1959 | Джей Би | Выиграл | |||
1960 | Милая птица юности | номинирован | |||
1948 | Золотой глобус | Лучший режиссер кино | Джентльменское соглашение | Выиграл | [72] |
1954 | На набережной | Выиграл | |||
1956 | Кукла | Выиграл | |||
1963 | Америка Америка | Выиграл | |||
1952 | Премия Британской киноакадемии | Лучший фильм | Трамвай «Желание» | номинирован | [70] |
Да здравствует Сапата! | номинирован | ||||
1954 | На набережной | номинирован | |||
1955 | К востоку от Эдема | номинирован | |||
1956 | Кукла | номинирован | |||
1952 | Каннский кинофестиваль | Главный приз фестиваля | Да здравствует Сапата! | номинирован | [70] |
1955 | Лучший драматический фильм | К востоку от Эдема | Выиграл | ||
Золотая пальмовая ветвь | номинирован | ||||
1972 | Посетители | номинирован | |||
1953 | Берлинский кинофестиваль | Золотой Медведь | Человек на канате | номинирован | [73] |
1960 | Дикая река | номинирован | [74] | ||
1996 | Почетный Золотой Медведь | — | Выиграл | [75] | |
1948 | Венецианский кинофестиваль | Международная премия | Джентльменское соглашение | номинирован | [70] |
1950 | Паника на улицах | номинирован | |||
1950 | Золотой Лев | Выиграл | |||
1951 | Трамвай «Желание» | номинирован | |||
1951 | Специальный приз жюри | Выиграл | |||
1954 | Золотой Лев | На набережной | номинирован | ||
1954 | Серебряный лев | Выиграл | |||
1955 | Премия ОЦИК | Выиграл |
Помимо этих наград, Казань имеет звезду на Голливудской Аллее славы , которая находится на Голливудском бульваре, 6800. [76]
Он также является членом Зала славы американского театра . [77]
Режиссер выступлений на церемонии вручения премии Оскар
[ редактировать ]Год | Исполнитель | Фильм | Победитель |
---|
Наследие
[ редактировать ]Казан стал известен как «актер-режиссер», потому что ему удалось добиться одних из лучших ролей в карьере многих своих звезд. Под его руководством его актеры получили 24 номинации на премию «Оскар» и выиграли девять «Оскаров».
Он выиграл как лучший режиссер в фильмах «Джентльменское соглашение» (1947) и « На набережной» (1954). И «Трамвай «Желание» (1951), и «На набережной» были номинированы на двенадцать премий «Оскар», выиграв четыре и восемь соответственно.
Проработав много лет в Групповом театре и Актерской студии в Нью-Йорке, а затем одержав триумфы на Бродвее, он прославился «силой и интенсивностью игры своих актеров». [32] Он был ключевой фигурой в начале кинокарьеры Марлона Брандо , Джеймса Дина , Джули Харрис , Эли Уоллаха , Евы Мари Сэйнт , Уоррена Битти , Ли Ремика , Карла Молдена и многих других. Семь казанских фильмов получили в общей сложности 20 премий Американской киноакадемии . Дастин Хоффман отметил, что «сомневается, стал бы он, Роберт Де Ниро или Аль Пачино , актерами без влияния г-на Казана». [4]
После его смерти в возрасте 94 лет The New York Times описала его как «одного из самых заслуженных и влиятельных режиссеров в истории Бродвея и Голливуда». [4] Две пьесы «Смерть коммивояжера» и «Трамвай «Желание»» , которые он поставил, считаются одними из величайших пьес 20-го века. Хотя он стал уважаемым режиссером на Бродвее, он совершил не менее впечатляющий переход в одного из крупнейших режиссеров своего времени. Критик Уильям Баер отмечает, что на протяжении всей своей карьеры «он постоянно бросал вызов своим собственным устремлениям», добавляя, что «он был пионером и провидцем, который сильно повлиял на историю как сцены, так и кино». [32] Некоторые из его материалов и личных документов, связанных с фильмами, хранятся в Киноархивах Уэслианского университета, к которым ученые и эксперты в области средств массовой информации со всего мира могут иметь полный доступ. [78]
Его неоднозначная позиция во время дачи показаний перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HCUA) в 1952 году стала низшей точкой в его карьере, хотя он оставался убежденным, что принял правильное решение назвать имена членов Коммунистической партии. В интервью 1976 года он заявил: «Я предпочел бы сделать то, что сделал, чем ползти перед ритуалистическими левыми и лгать, как это делали другие товарищи, и предать свою собственную душу. решение." [32]
За свою карьеру Казан выиграл премии «Тони» и «Оскар» за режиссуру на сцене и на экране. В 1982 году президент Рональд Рейган вручил ему почетную награду Центра Кеннеди - национальную дань уважения за жизненные достижения в искусстве. На церемонии сценарист Бадд Шульберг , написавший сценарий «На набережной» , поблагодарил своего давнего друга, сказав: «Элиа Казан тронул всех нас своей способностью чтить не только героического человека, но и героя в каждом человеке». [4]
В 1999 году на 71-й церемонии вручения премии «Оскар» Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро вручили почетный «Оскар» Казани . Это был бы спорный выбор для Академии кинематографических искусств и наук из-за истории Казана, связанного с его участием в «Черном списке Голливуда» в 1950-х годах. [79] Некоторые зрители, в том числе Ник Нолти и Эд Харрис, отказались аплодировать Казану, когда он получил награду, в то время как другие, такие как Уоррен Битти , Мерил Стрип , Кэти Бейтс и Курт Рассел , аплодировали ему стоя. [80] [81]
Мартин Скорсезе снял документальный фильм «Письмо Элии» (2010), который считается «очень личным и глубоко трогательным трибьютом». [82] в Казань. Скорсезе был «очарован» фильмами Казана в молодости, и документальный фильм отражает его собственную историю жизни, а также он считает, что Казань вдохновила его на то, чтобы стать режиссером. [15] [16] он получил премию Пибоди . В 2010 году [83]
Библиография
[ редактировать ]- Казань, Элия (1962). Америка Америка . Нью-Йорк: Популярная библиотека. OCLC 21378773 .
- Казань, Элия (1967). Аранжировка: Роман . Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ОСЛК 36500300 .
- Казань, Элия (1972). Убийцы . Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-221035-5 .
- Симент, Мишель (1974). Казань о Казани . Викинг. Первоначально опубликовано в 1973 году издательством Secker and Warburg, Лондон.
- Казань, Элия (1975). Дублер . Нью-Йорк: Штейн и Дэй. OCLC 9666336 .
- Казань, Элия (1977). Казанский читатель . Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN 0-8128-2193-9 .
- Казань, Элия (1978). Акты любви . Нью-Йорк: Уорнер. ISBN 0-446-85553-7 .
- Казань, Элия (1982). Анатолийский . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-52560-4 .
- Казань, Элия (1988). Элиа Казан: Жизнь . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-394-55953-3 .
- Казань, Элия (1994). За Эгейским морем . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 0-679-42565-9 .
- Казань, Элия; Янг, Джефф (1999). Мастер-режиссер обсуждает свои фильмы . Нью-Йорк: Ньюмаркет Пресс. ISBN 1-55704-338-8 .
- Шикель, Ричард (2005). Элия Казан . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-019579-3 .
- Казань, Элия (2009). Казань по режиссуре . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-307-26477-0 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Позже в Греции он был известен как Ελία Καζάν [eˈli.a kaˈzan] — транскрипция его английского имени. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Dictionary.com - Казань
- ^ Оксфордский словарь для учащихся - Элиа Казан
- ^ «Элиа Казань, 28 сентября 2003 года» . ert.gr (на греческом языке). 28 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ротштейн, Мервин (28 сентября 2003 г.). «Элиа Казан, влиятельный режиссер, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 января 2009 г.
- ^ «Роберт Осборн о методе актерского мастерства» . Классические фильмы Тернера . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Стивенс, Джордж младший (2006). Беседы с великими кинематографистами золотого века Голливуда . Альфред А. Кнопф. стр. 389–408.
- ^ "Воспоминания об эпохе Маккарти, которые все еще могут охладить Нью-Йорк Таймс" , 16 января 1997 г.
- ^ Казань, Элиа, Жизнь . Нью-Йорк: Doubleday, 1988, стр. 462–63.
- ^ «Скорсезе переходит на личности в своем письме Элии» Gulf News , 6 сентября 2010 г.
- ^ «На фоне протестов Элиа Казан получает свой Оскар». The New York Times , 22 марта 1999 г.
- ^ Симент, Мишель. Кубрик: Полное издание , Faber and Faber, Inc. (1980; 1999)
- ^ Международный словарь фильмов и кинематографистов - 2: Режиссеры , St. James Press (1997), стр. 519–522.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрир, Ян. Кинорежиссеры: 50 знаковых режиссеров , Quercus Publishing (Лондон) (2009), стр. 84–85.
- ^ Фильм, в; 25 января, История |; Комментарий, 2023 г. Оставить а. «Когда Орсон Уэллс объявил Элиа Казана предателем за то, что он дал Джо Маккарти имена других режиссеров (1982) | Открытая культура» . Проверено 25 июля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Фильм Скорсезе защищает антикоммунистического информатора Казань» ABC News, 4 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Письмо Элии» Варьете , 4 сентября 2010 г.
- ^ Элиа Казан, Зульфу Ливанели. Элиа Казан находится в Турции в качестве гостя Zülfü Livaneli (Телевизионное производство). Событие происходит в 07:27 . Проверено 17 ноября 2022 г.
Я родился в Кадыкее
- ^ «Элиа Казан» . Британника . Проверено 10 сентября 2010 г.
Элия Казан, настоящее имя Элия Казанджоглус (род. 7 сентября 1909, Стамбул, Османская империя — ум. 28 сентября 2003, Нью-Йорк), американский режиссёр и писатель турецкого происхождения, известный своими успехами на сцене, особенно с пьесы Теннесси Уильямса и Артура Миллера, а также за его фильмы, получившие признание критиков. В четыре года Казан был привезен в Соединенные Штаты вместе со своей семьей иммигрантов из Греции.
- ^ Янг, Джефф (2001). Казань: мастер-режиссер обсуждает свои фильмы: интервью с Элией Казаном . Ньюмаркет Пресс. п. 9. ISBN 978-1-55704-446-4 .
Он родился 7 сентября 1909 года в семье греков, живших в Стамбуле. Его отец, Гиоргос Казандзоглу, бежал из Кайсери, небольшой деревни в Анатолии, где на протяжении пятисот лет турки угнетали и жестоко обращались с армянским и греческим меньшинствами, которые жили там еще дольше.
- ^ Сеннетт, Тед (1986). Великие режиссеры . Абрамс. стр. 128–129 . ISBN 978-0-8109-0718-8 .
Элия Казан (род. 1909)… Казан родился в Стамбуле, иммигрировал в Америку вместе со своими родителями-греками в возрасте четырех лет.
- ^ «Внучка Элиа Казана, Зои Казан, среди лучших артистов 2020 года по версии журнала NY Times» . Национальный вестник . 14 декабря 2020 г. . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Штейн, Гарри (23 марта 2023 г.). «Справедливость Элии Казану» . Городской журнал . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Казань, Элия (1997). Элиа Казан: Жизнь . Да Капо Пресс. ISBN 9780307959348 .
- ^ Симент, Мишель (1974). Казань о Казани . Нью-Йорк: Викинг Пресс. стр. 11–12.
- ^ «Умер известный режиссер театра и кино Элиа Казан» . Новости Голоса Америки . 29 сентября 2003 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рапф, Джоанна Э. (2003). На Набережной . Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Биография Элиа Казана (1909–)» . Отсылка к фильму . Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Янг, Джефф (1999). Казань: Мастер-режиссер обсуждает свои фильмы . Нью-Йорк: Ньюмаркет Пресс. стр. 272–73.
- ^ Перейти обратно: а б Элиа, Казань (январь 2010 г.). Казань по режиссуре . Винтаж. стр. 218–19.
- ^ «Миссис Люсия Данэм, преподаватель Джульярдской школы» . Нью-Йорк Таймс . 3 апреля 1959 г. с. 27.
- ^ Цемент 1974: 15–19
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Казань, Элия; Баер, Уильям (2000). Элиа Казан: Интервью . Университетское издательство Миссисипи. стр. VII – XI.
- ^ Перейти обратно: а б Лар, Джон (13 декабря 2010 г.). «Методист» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Бренман-Гибсон, Маргарет (1981). «Выживание на публике 1935–1940» . Клиффорд Одетс: американский драматург: годы с 1906 по 1940 год . Нью-Йорк: Атенеум. п. 410. ИСБН 0-689-111-60-6 .
- ^ «Сайт Пайнвуд-Лейк получен 10 сентября 2010 г.» . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
- ^ Образы Америки . Историческое общество Трамбулла. 1997. с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Шикель, Ричард (2005). Элиа Казан: Биография . ХарперКоллинз.
- ^ Журнал Life , 19 июля 1954 г., стр. 45–50.
- ^ Спрингер, Клаудия (2007). Преображение Джеймса Дина: многоликая иконография повстанцев . Издательство Техасского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с Ратгеб, Дуглас Л. (2004). Создание «Бунтаря без причины» . МакФарланд. п. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бискинд, Питер (2010). Звезда: Как Уоррен Битти соблазнил Америку . Саймон и Шустер. стр. 24–33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Финстад, Сюзанна (2001). Наташа: Биография Натали Вуд . Три Риверс Пресс.
- ^ Нг, Дэвид (25 ноября 2009 г.). «Непроизведенный сценарий Теннесси Уильямса наконец-то добрался до кинотеатров» . Culture Monster (блог) – через The Los Angeles Times.
- ^ Джонсон, Рид (21 февраля 2011 г.). «Обратный отсчет до «Оскара»: никакой «Оскаровской» любви к кастинг-директорам» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Кейишян, Гарри (2003). Показ политики: Политик в американских фильмах . Роуман и Литтлфилд. п. 62.
- ^ Уоллах, Эли (2005). Хороший, плохой и я: в моем анекдоте . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 172.
- ^ Янг, Джефф (1999). Казань: Мастер-режиссер рассказывает о своих фильмах – Интервью с Элией Казаном . Ньюмаркет Пресс. п. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кинг, Сьюзен (17 февраля 2010 г.). «Элиа Казан, актер-режиссер» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Сальви, Делия (2002). Дружественные враги: максимизация отношений между режиссером и актером . Уотсон-Гуптилл. стр. 239–240.
- ^ Уильямсон, Джерри Уэйн (1995). Hillbillyland: что фильмы сделали с горами и что горы сделали с кино . Издательство Университета Северной Каролины. п. 168.
- ^ Бреннер, Мари (январь 1977 г.). «Нежность - это тяжелое положение». Техасский ежемесячник .
- ^ Брандо, Марлон; Линдси, Роберт (1994). Брандо: Песни, которым меня научила мама . Случайный дом. стр. 169–176.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллс, Майкл, ModernTimes , архивировано из оригинала 10 августа 2017 г.
- ^ Тайлер, Роджер (осень 1966 г.). «Элиа Казан и Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности». Комментарий к фильму . 4 (1): 43–59.
- ^ «Режиссер называет красных сцены» . Питтсбург Пост-Газетт . Ассошиэйтед Пресс. 12 апреля 1952 г. с. 2 . Проверено 7 августа 2010 г.
- ^ «Элиа Казан: свирепый взгляд назад» . Вашингтон Пост .
- ^ Элиа Казан: Жизнь , с. 467
- ^ Элиа Казан: Жизнь , с. 472
- ^ «Артур Миллер против Элии Казана, новый взгляд» . Культурный монстр (блог). 26 декабря 2009 г. – через Los Angeles Times.
- ^ Вайнрауб, Бернар (23 февраля 1999 г.). «Казанская честь вызвала протест выживших в черном списке» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 января 2009 г.
- ^ Калхун, Ада (20 апреля 2012 г.). «Веселый разврат» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Макбрайд, Джозеф (2006). Что случилось с Орсоном Уэллсом?: Портрет независимой карьеры . Университетское издательство Кентукки. п. 108.
- ^ Вайнрауб, Бернар (16 января 1997 г.). «Воспоминание об эпохе Маккарти, которое все еще может охладить» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Цемент 1974, с. 22
- ^ Хиршхорн, Джоэл (4 декабря 2001 г.). «Имена» . Разнообразие . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Эванс, Дороти. «Умер директор Элиа Казан; бывший житель Сэнди Хук» . Ньютаунская пчела . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Симент, Мишель, изд. (1988). Элиа Казан: Американская одиссея . Блумсбери. п. 231.
- ^ Армитстед, Клэр (20 октября 2017 г.). «Кэрол Дринкуотер рассказала о сексуальном нападении со стороны голливудского режиссера Элии Казана» . Хранитель . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Элиа Казан – Награды» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Элиа Казан» . Playbill.com . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Победители и номинанты – Элиа Казан» . goldglobes.com . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Первый Берлинский международный кинофестиваль: в конкурсе» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «IMDB.com: Награды за фильм Wild River» . imdb.com . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1996 года» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ «Элиа Казан» . 25 октября 2019 г.
- ^ «Члены Зала театральной славы» .
- ^ «Архив кино Рида» . Уэслианский университет.
- ^ Вайнрауб, Бернар (22 марта 1999 г.). «На фоне протестов Элиа Азан получает свой «Оскар»» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Похвала и молчаливый протест встречают казанского Оскара» . Хранитель . 22 марта 1999 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 г. Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Многие отказываются аплодировать, когда Казань получает «Оскар»» . Лос-Анджелес Таймс . 22 марта 1999 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 г. . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Полнокадровый бенефис фильма Мартина Скорсезе «Письмо Элии» » . КДС Подъезд . Центр документальных исследований Университета Дьюка. 16 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2019 года . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Американские мастера: Элиа Казан: Письмо Элии» . Награды Пибоди . Май 2011.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симент, Мишель (1988). Американская Одиссея . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 0-7475-0241-2 .
- Джонс, Дэвид Ричард (1986). Великие режиссеры за работой: Станиславский, Брехт, Казан, Брук . Беркли; Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04601-3 .
- Казань, Элия (1997). Элиа Казан: Жизнь . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-30795934-8 .
- Мерфи, Бренда (2006). Теннесси Уильямс и Элиа Казан: сотрудничество в театре (изд. в мягкой обложке). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-03524-4 .
- Шикель, Ричард (2005). Элиа Казан: Биография . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN 0-06-019579-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элиа Казан в каталоге Американского института кино
- Элиа Казан в базе данных Internet Broadway
- Элиа Казан на IMDb
- Человек-метод: необычная карьера Элиа Казана, Джон Лар в журнале The New Yorker (Критик в целом)
- Оценивая Казань: его жизнь и выбор (NYT Books of the Times)
- Некоторые заметки о Казани, HCUah и последствиях его показаний, включая его заявление от 13 апреля 1952 года в The New York Times.
- Литература об Элиа Казане
- 1909 рождений
- 2003 смертей
- Американские актеры-мужчины 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские мемуаристы XX века
- Американские сценаристы XX века
- Лауреаты Почетной премии Академии
- Американские антикоммунисты
- Американские киноактёры мужского пола
- Американские сценаристы-мужчины
- Американские театральные режиссеры
- Американские писатели греческого происхождения
- Лауреаты премии Оскар за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
- Режиссеры бродвейского театра
- Продюсеры бродвейского театра
- Каппадокийские греки
- Лауреаты премии Гильдии режиссеров Америки
- Лауреаты премии Дональдсона
- Эмигранты из Османской империи в США
- Кинорежиссеры из Нью-Йорка (штат)
- Кинопродюсеры из Нью-Йорка (штат)
- Продюсеры, лауреаты премии «Золотой глобус»
- Греки из Османской империи
- Почетные лауреаты «Золотого медведя»
- Выпускники Джульярдской школы
- Казанская семья
- Актеры-мужчины из Нью-Рошель, Нью-Йорк
- Сценаристы из Нью-Йорка (штат)
- Лауреаты премии Тони
- Выпускники колледжа Уильямс
- Писатели из Нью-Рошель, Нью-Йорк
- Выпускники Школы драмы Дэвида Геффена Йельского университета
- Выпускники средней школы Нью-Рошель
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Режиссеры, получившие премию Оскар за лучший фильм