Jump to content

Джек Клейтон

Джек Клейтон
Рожденный ( 1921-03-01 ) 1 марта 1921 г.
Брайтон , Англия
Умер 26 февраля 1995 г. ( 1995-02-26 ) (73 года)
Беркшир , Англия
Занятие Кинорежиссер
Годы активности 1936–1992
Супруги
( м. 1947; разд. 1953)
( м. 1953, в разводе)
( м. 1984 г.)

Джек Исаак Клейтон [1] (1 марта 1921 — 26 февраля 1995) — британский кинорежиссер и продюсер, специализирующийся на экранизации литературных произведений.

Начав в 1935 году подростком, «чайным мальчиком» на студии, Клейтон продвинулся по карьерной лестнице в британской киноиндустрии, и его карьера длилась почти шестьдесят лет. Он быстро поднялся, сыграв ряд все более важных ролей в британском кинопроизводстве, прежде чем приобрел международную известность как режиссер благодаря своему дебютному художественному фильму, получившему «Оскар», драме « Комната наверху» (1959). За этим последовал нашумевший фильм ужасов «Невинные» (1961), основанный на романе Генри Джеймса « Поворот винта» .

Казалось, Клейтона ждет блестящее будущее, и его высоко ценили как коллеги, так и критики, но ряд пересекающихся факторов помешал его карьере. Он был особенно «разборчивым» режиссером, который, по его собственному признанию, «никогда не снимал фильма, который я не хотел бы снимать», и он неоднократно отказывался от фильмов (в том числе «Чужого» ), которые становились хитами для других режиссеров. Его также преследовали неудачи и неподходящее время – голливудские студии называли его трудным человеком, а политика студии отменила ряд запланированных фильмов в 1970-х годах, которые были либо забраны из его рук, либо отменены на заключительных стадиях подготовки. В 1977 году он получил двойной удар: его нынешний фильм был отменен всего за две недели до начала съемок, а несколько месяцев спустя он перенес серьезный инсульт, который лишил его способности говорить и поставил на паузу его карьеру. пять лет.

Несмотря на относительно небольшой творческий потенциал , фильмы Джека Клейтона продолжают цениться, и они, и их режиссер получили широкое восхищение и похвалу со стороны ведущих кинокритиков, таких как Полин Кель и Роджер Эберт , а также коллег из киноиндустрии, включая Гарольда Пинтера , Мартина Скорсезе. , Гильермо дель Торо , Франсуа Трюффо , Теннесси Уильямс и Стивен Спилберг .

Молодость и карьера, 1921–58.

[ редактировать ]

Родился в Брайтоне , [2] Клейтон начал свою карьеру в качестве детского актера в фильме «Темно-красные розы» (1929). [3] Отказ от своего прежнего стремления стать конькобежцем. [4] он присоединился к киностудии Александра Корды Denham Film Studios в 1935 году в возрасте 14 лет. [5] и прошел путь от чайного мальчика до помощника режиссера и монтажера фильма.

В конце 1930-х годов Клейтон работал над многими известными британскими фильмами, в том числе над первым британским разноцветным фильмом « Крылья утра» (1937), а также работал с приезжими американскими режиссерами, в том числе с Торнтоном Фриландом в «Над луной » (1939) и Тимом Уиланом в «Q Planes». (1939). В качестве второго помощника режиссера он координировал все три съемочные группы в роскошном цветном фэнтези Корды «Багдадский вор» (1940), ранее работая с «Вора» сорежиссером Майклом Пауэллом над известным «быстрым квотой» «Шпион в черном» (1939). . Он также получил неоценимый опыт монтажа, помогая Дэвиду Лину , который был редактором (и режиссером, в титрах не указан) экранизации « Майора Барбары» Шоу (1941). [4]

Находясь на службе в киноотряде Королевских ВВС во время Второй мировой войны, Клейтон снял свой первый фильм, документальный фильм «Неаполь — это поле битвы» (1944), в котором представлены проблемы восстановления Неаполя , первого великого города, освобожденного во время Второй мировой войны. разрушен после бомбардировок союзников и разрушений, вызванных отступающими нацистами. После войны он был режиссером второй группы в фильме Гордона Пэрри « Бонд-стрит» (1948) и руководителем производства в фильме Корды «Идеальный муж» (1947). [4] Клейтон женился на актрисе Кристине Норден в 1947 году, но они развелись в 1953 году. В начале 1950-х Клейтон стал ассоциированным продюсером, работая над несколькими Джона и Джеймса Вульфа , постановками Romulus Films включая «Мулен Руж» (1952) и «Победи дьявола». (1953), оба режиссера Джона Хьюстона . Именно во время съемок «Мулен Руж» Клейтон познакомился со своей второй женой, французской актрисой Кэтрин Кэт (урожденной Лилли Фаесс), которая сыграла легендарную танцовщицу канкан « Ла Гулю в фильме »; они поженились в 1953 году, после развода Клейтона и Нордена, но брак был недолгим. Именно в этот период Клейтон впервые встретил восходящую британскую звезду Лоуренса Харви , с которым он работал над фильмами «Хороший умри молодым» (1954) и «Я камера» (1955).

Клейтон снял свой второй режиссерский фильм - (1956), получившую «Оскар» короткометражку «Сделанное на заказ пальто» за Ромула. Основанный на Вольфа Манковица театральной версии Николая Гоголя (1953) рассказа «Шинель» (1842), история Гоголя в фильме переносится на склад одежды в лондонском Ист-Энде , а призрачный главный герой - бедняк. Еврей.

Клейтон также работал продюсером в серии экранных фарсов в 1956 году, в том числе «Трое мужчин в лодке» (снова с Лоуренсом Харви), за которым последовал триллер «Вся правда» , в котором Стюарт Грейнджер сыграл главную роль в качестве кинопродюсера. [4]

Фильмы как режиссер, 1959–92.

[ редактировать ]

Комната наверху (1959)

[ редактировать ]

При финансовой поддержке Romulus Films Клейтон снял свой первый полнометражный полнометражный фильм — суровую современную социальную драму, адаптированную по роману Джона Брейна . Хотя это был первый и единственный случай, когда Клейтон взял на себя проект другого режиссера (в данном случае Питера Гленвилла ), «Комната наверху» (1959) имела успех как у критиков, так и с коммерческой точки зрения. Он сделал Клейтона одним из ведущих режиссеров своего времени, сделал ведущего актера Лоуренса Харви международной звездой , получил множество наград на крупных кинофестивалях и был номинирован на шесть премий «Оскар» (в том числе за лучшую режиссуру), а Симона Синьоре получила награду за лучшую режиссуру. Актриса и сценарист Нил Патерсон получила награду за лучший сценарий и сценарий (на основе материала с другого носителя). Жестокое обвинение британской классовой системы , которая, как считается, возглавила британское движение к реализму в кино, положило начало серии реалистических фильмов, известных как « Британская новая волна» , в которых для того времени были необычайно искренни трактовки сексуальных нравов и привнес новую зрелость в британское кино, открыв новые горизонты, став первым британским художественным фильмом, в котором открыто обсуждается секс.

После успеха его полнометражного дебюта Клейтону предлагали множество престижных проектов, но он отклонил все из них, позже заметив, что, по его мнению, они были «точными копиями» « Комнаты наверху » . Среди названий, от которых он отказался (по словам биографа Нила Синьярда), были «Сыновья и любовники» ( Джек Кардифф ), «Субботний вечер и воскресное утро» ( Карел Рейс ) и «Г-образная комната» ( Брайан Форбс ), все из которых стали главными хитами своих фильмов. режиссеры. Альтернативную интерпретацию предложил монтажер Джим Кларк , который будет работать с Клейтоном над его следующими двумя фильмами: он утверждал, что «неспособность Клейтона принять решение была легендарной» и именно поэтому ему потребовалось так много времени, чтобы принять решение о своем следующем фильме. . [6]

Невинные (1961)

[ редактировать ]

Задав образец, который сохранялся на протяжении всей его карьеры, Клейтон выбрал совершенно иной подход к своему второму полнометражному фильму, в котором он был и продюсером, и режиссером. Историческая история о привидениях «Невинные» (1961) о впадении женщины в безумие была адаптирована Трумэном Капоте на основе классического Генри Джеймса рассказа «Поворот винта» , который Клейтон впервые прочитал, когда ему было 10 лет. По счастливому совпадению, Клейтон был заключил контракт на создание еще одного фильма для 20th Century Fox, как и актриса Дебора Керр , которой Клейтон давно восхищался, поэтому он смог взять Керра на главную роль мисс Гидденс, подавленной старой девы, которая устраивается на работу в большой, отдаленный английский город. загородный дом; Работая гувернанткой у осиротевших брата и сестры, Гидденс постепенно приходит к выводу, что ее юные подопечные одержимы злыми духами.

Фильм неизменно получал высокие оценки по многим причинам: игра Керр, которую часто называют одной из лучших в ее карьере; тревожная игра двух главных героев-подростков, Мартина Стивенса (Майлз) и Памелы Франклин (Флора); жуткая партитура французского композитора Жоржа Орика ; и особенно черно-белая широкоэкранная кинематография Фредди Фрэнсиса . Хотя Клейтон поначалу был встревожен настойчивым требованием Фокса снимать фильм в CinemaScope (формат, который ему очень не нравился), Фрэнсис смог использовать его с большим преимуществом, тщательно кадрируя каждую сцену и используя новаторские методы, такие как размещение главных героев в крайнем противоположном положении. края экрана во время диалоговых сцен или фокусировка на центральной области при использовании специально созданных фильтров для размытия краев кадра, создавая тонкое, но тревожащее чувство беспокойства у зрителя. Сценарий Капоте (с участием Джона Мортимера, в титрах не указан ) был в основном адаптирован из Уильяма Арчибальда сценической версии истории .

Хотя он не имел большого коммерческого успеха, после выпуска он получил очень положительные отзывы, и его репутация с годами неуклонно росла. Полин Кель похвалила его как «один из самых элегантно красивых фильмов о привидениях, когда-либо созданных», а после его выхода Daily Express обозреватель Леонард Мосли восторженно отзывался: «Прошло по крайней мере 20 лет с тех пор, как я сидел в кинотеатре и чувствовал, как кожа ползет по затылке из-за явного нервного напряжения, но на этой неделе я снова почувствовал это жуткое ощущение. Меня напугал фильм, в котором заметно не проливается кровь и не раскапываются могилы». И Фрэнсис, и Капоте впоследствии оценили свою работу над фильмом как лучшую за всю свою экранную карьеру, и многие ведущие режиссеры широко признали его классикой психологического ужаса. Франсуа Трюффо , заметив Клейтона в ресторане, отправил ему записку, нацарапанную на салфетке, в которой говорилось: « Невинные» — лучший английский фильм после отъезда Хичкока в Америку». [7]

Пожиратель тыкв (1964)

[ редактировать ]

«Пожиратель тыквы» (1964) включал сценарий ведущего британского драматурга Гарольда Пинтера , адаптированный по роману Пенелопы Мортимер , и кинематографию давнего коллеги Клейтона Освальда Морриса , с которым он работал над многими проектами во время их работы в Romulus Films; это также стало первым из пяти совместных проектов между Клейтоном и французским композитором Жоржем Делерю , а также появлением в кино восходящей звезды Мэгги Смит . Психосексуальная драма, действие которой происходит в современном Лондоне, исследует кризисный брак с Энн Бэнкрофт в главной роли богатой женщины средних лет, которая отдаляется от своего неверного и эмоционально далекого мужа, успешного писателя ( Питер Финч ). Как и оба его предшественника, фильм получил широкое признание критиков: Гарольд Пинтер получил в 1964 году премию BAFTA за лучший британский сценарий, а Энн Бэнкрофт выиграла как лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале , так и премию BAFTA за лучшую иностранную женскую роль. номинирована как лучшая женская роль на 37-й церемонии вручения премии Оскар (проиграв Джули Эндрюс). Несмотря на похвалы критиков, фильм не смог привлечь внимание зрителей, и позже Клейтон выразил мнение, что, как и некоторые другие его проекты, фильм стал жертвой «неудачного выбора времени».

Хотя монтажёр фильма Джим Кларк вспоминал эту постановку как в целом счастливый опыт, она ознаменовала конец его рабочих отношений с Клейтоном. После показа в Каннах Клейтон решил вырезать пять минут из фильма, и, хотя Кларк возражал, Клейтон в конечном итоге взял большую часть отснятого материала из ключевой сцены, в которой у героини Энн Бэнкрофт случается нервный срыв посреди магазина Harrods . Кларк в частном порядке признался в своих опасениях помощнице Клейтона Джини Симс, но позже заподозрил, что Симс мог рассказать Клейтону, потому что после того, как Кларк начал работу над своим следующим фильмом, он получил язвительное письмо, очевидно от Клейтона, который обвинил Кларка в провале фильма. и утверждал, что он «никогда не участвовал в этом проекте» - хотя Кларк подозревал, что письмо могло быть написано вообще не Клейтоном, поскольку оно было напечатано, а Клейтон «никогда не пользовался пишущей машинкой». [8]

Дом нашей матери (1967)

[ редактировать ]

Четвертым полнометражным фильмом Клейтона и его первым цветным фильмом стала необычная психологическая драма о семье детей, которые скрывают факт смерти своей матери-одиночки и продолжают жить в своем доме. он получил восторженную оценку Роджера Эберта Хотя это был коммерческий провал, после выхода , а звезда Дирк Богард был номинирован на премию BAFTA за лучшую мужскую роль. Позже Стивен Спилберг выразил большое восхищение фильмом. [5] Он был адаптирован из романа Джулиана Глоага , с которым Клейтона познакомил его друг, канадский писатель Мордехай Ричлер . писатель-романист Джереми Брукс Сценарий написал с некоторыми изменениями, внесенными третьей женой Клейтона, актрисой Хайей Харарит . В нем участвовали яркие выступления Богарда (который назвал постановку одним из самых счастливых событий в своей карьере) и ансамбля из семи детей-актеров, в который входили Памела Франклин (Флора из «Невинных» ) и Сара Николлс (ранее снимавшаяся в «Невинных») . Pumpkin Eater , позже известная как Фиби Николлс ), [9] и Марк Лестер , который позже появился в главной роли Оливера! . Дочь Джереми Брукса, Маргарет Брукс (позже известная как Маргарет Леклер) также была выбрана вместе с несколькими другими неподготовленными детьми-актёрами. Элегантную партитуру снова написал Жорж Делерю, хотя он и Клейтон больше не работали вместе еще пятнадцать лет. Несмотря на высокое качество и хорошие отзывы, фильму снова не удалось привлечь внимание зрителей, и Нил Синьярд предполагает, что его кассовым сборам помешал тот факт, что ему был присвоен сертификат «X» в Великобритании, что ограничивало фильм аудиторией. старше 16 лет. Впоследствии Клейтон пережил череду неудач в карьере, из-за которых он не смог снять еще один фильм до 1974 года.

Великий Гэтсби (1974)

[ редактировать ]

Единственным фильмом, который Клейтон смог снять в период с 1968 по 1982 год, была его громкая голливудская постановка « Ф. Скотта Фицджеральда » Великий Гэтсби (1974). Самая большая и дорогая постановка в карьере Клейтона, фильм имел все составляющие успеха – продюсером выступила легенда Бродвея Дэвид Меррик , сценарий Фрэнсиса Форда Копполы , операторская работа Дугласа Слокомба , музыка Нельсона Риддла , двух крупнейших звезд. того периода в Роберте Редфорде и Миа Фэрроу , а также мощный актерский состав второго плана, в который входили Брюс Дерн , Карен Блэк , Сэм Уотерстон , Скотт Уилсон , Лоис Чайлс и ветеран Голливуда Говард да Силва , который также участвовал в 1949 года версии фильма .

По словам Нила Синьярда, именно актриса Эли МакГроу предложила ремейк «Гэтсби» (с самой собой в роли Дейзи) своему тогдашнему мужу Роберту Эвансу , руководителю производства Paramount, и, как сообщается, Клейтон был первым выбором МакГроу в качестве режиссера. Однако к тому времени, когда фильм был утвержден, МакГроу оставил Эванса ради Стива МакКуина . Несмотря на сильную шумиху, он, к сожалению, не понравился критикам. [5] чьи реакции были типичными для Винсента Кэнби в The New York Times :

«(оно) двигается, как спаниель, по тексту Ф. Скотта Фицджеральда, обнюхивая и разглядывая события и предметы очень близко большими, хмурыми глазами, видя почти все и практически ничего не понимая... Язык правильный, даже куски экспозиция, иногда превращавшаяся в диалог. Декорации, костюмы и большая часть актерской игры исключительно хороши, но сам фильм безжизненный, как тело, слишком долго находившееся на дне бассейна».

Кэнби также критически отозвался о кастинге Роберта Редфорда («вряд ли идеальный выбор») и завершил свой обзор, назвав фильм «легкомысленным и не приносящим особого удовольствия». [10] Критики также критиковали предполагаемое отсутствие «химии» между двумя главными героями, и эта точка зрения, несомненно, подпитывалась комментариями самой Фэрроу, которая впоследствии рассказала, что ей было трудно установить взаимопонимание со своим партнером по фильму, который был одержим разворачивающимися событиями. реальную драму Уотергейтского скандала и который, когда его не снимали на камеру, почти все время проводил в своем трейлере, наблюдая за репортажами о Уотергейтских слушаниях по телевизору.

По иронии судьбы, несмотря на плохие отзывы, фильм имел хорошие кассовые сборы и стал одним из самых коммерчески успешных фильмов Клейтона, собрав более 26 миллионов долларов при бюджете в 6,5 миллионов долларов. Он также получил хорошие результаты в крупных отраслевых наградах, выиграв в том году два Оскара («Лучший дизайн костюмов для Теони В. Олдридж» и «Лучшая музыка для Нельсона Риддла»), три премии BAFTA (Лучшая художественная постановка для Джона Бокса, Лучшая операторская работа для Дугласа Слокомба и и лучший дизайн костюмов для Теони В. Олдридж), а также «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана для Карен Блэк и еще три номинации на «Золотой глобус»: за лучшую мужскую роль второго плана (Брюс Дерн и Сэм Уотерстон) и за самого многообещающего новичка (Сэм Уотерстон). ).

Теннесси Уильямс в своей книге «Мемуары» (стр. 178) писал: «Мне кажется, что довольно многие из моих рассказов, а также мои одиночные действия могли бы дать интересный и полезный материал для современного кино, если бы они были посвящены... ...такие мастера кинематографической режиссуры, как Джек Клейтон, который сделал из «Великого Гэтсби» фильм, который, я думаю, даже превзошел роман Скотта Фицджеральда». [11] [12]

Что-то злое приближается (1983)

[ редактировать ]

Клейтон вернулся к режиссуре после длительного перерыва, вызванного инсультом в 1977 году. Его новый фильм был еще одним проектом мечты, зародившимся более двадцати лет назад, но который он не смог реализовать. Еще до того, как фильм попал в руки Клейтона, киноверсии у Рэя Брэдбери » « Что-то злое грядет была неоднозначная история. Брэдбери написал оригинальный рассказ в 1948 году, а в 1957 году (как сообщается, после просмотра «Поющих под дождем» около 40 раз) Брэдбери адаптировал его в 70-страничную экранную обработку и подарил Джину Келли . Клейтон, очевидно, встретил Брэдбери примерно в 1959 году и выразил заинтересованность в постановке фильма, но Келли не смогла собрать деньги на его производство. Впоследствии Брэдбери расширил эту трактовку до новой версии истории, которая была опубликована в 1962 году. [13]

Согласно интервью Нью-Йорк Таймс с Брэдбери в 1983 году, он и Клейтон воссоединились и возобновили проект благодаря паре случайных встреч. В 1969 году, прогуливаясь по Беверли-Хиллз , Брэдбери встретил Питера Дугласа (сына актера Кирка Дугласа ), который надеялся стать кинопродюсером; он спросил Брэдбери, есть ли у него подходящие сценарии, и Брэдбери предложил «Что-то злое» . По совпадению, в тот же день Клейтон обедал с Кирком Дугласом, и когда Дуглас спросил режиссера о фильмах, которые он, возможно, хотел бы снять, Клейтон также упомянул « Что-то злое грядет» . Затем Питер и Кирк Дуглас приобрели права на книгу, и Брэдбери потратил пять месяцев, редактируя свой громоздкий 240-страничный сценарий до более подходящего размера в 120 страниц. Сценарий был одобрен к производству компанией Paramount, но на этом этапе он противоречил борьбе за власть между руководителем производства Paramount Дэвидом Пикером и новым президентом студии Барри Диллером . По словам Брэдбери, Пикеру понравился сценарий, но Диллер «ненавидел все, что любил Пикер», поэтому приказал закрыть производство. [13] Позже Клейтон признался, что был настолько разгневан решением Диллера, что ударил кулаком в окно офиса Paramount. [14]

В начале 1980-х, после того как Клейтон оправился от инсульта, Питер Дуглас смог продать проект студии Диснея, и Клейтон снова подписал контракт с режиссером. К сожалению, на протяжении всего производства фильма были проблемы. Сообщается, что Клейтон и Брэдбери поссорились после того, как режиссер пригласил британского писателя Джона Мортимера для переписывания сценария, который не указан в титрах. Клейтон снял фильм как мрачный триллер, в котором он вернулся к темам, которые он исследовал в более ранних фильмах, - сверхъестественному и подверженности детей злу.

Когда он представил свою оригинальную версию, студия выразила серьезные сомнения по поводу ее продолжительности и темпа, а также коммерческого потенциала, и Дисней пошел на необычный шаг, отложив выпуск фильма почти на год. Сообщается, что Клейтон был отстранен (хотя он сохранил свой режиссерский титул), и Дисней потратил еще шесть месяцев и около 5 миллионов долларов на его капитальный ремонт, внося многочисленные сокращения, удаляя оригинальную музыку (чтобы сделать ее более «семейной») и снимая новые сцены ( в некоторых из них из-за длительной задержки, вызванной пересъемками, две детские звезды были заметно старше и выше). Согласно каталогу Американского института кино , основные съемки фильма проходили в период с 28 сентября по декабрь 1981 года, а дополнительные эпизоды были сняты в конце 1982 - начале 1983 года. [15]

Версия фильма, выпущенная в конце апреля 1983 года, представляла собой компромисс между требованием Диснея создать коммерческий фильм с «семейной» привлекательностью и оригинальным, более мрачным видением истории Клейтоном. Чтобы сократить расходы, редактор Аргайл Нельсон-младший был уволен, а на его место был назначен помощник редактора Барри Гордон (в результате чего фильм получил двойную репутацию редактора). Гордону было поручено отредактировать фильм, и по настоянию Диснея он удалил некоторые сцены Клейтона. Самой заметной жертвой стал новаторский компьютерный анимационный эпизод, который должен был открыть фильм, в котором был изображен пустой поезд с Карнавалом Дарка, прибывающий в город и волшебным образом разворачивающийся на месте. Широко разрекламированный эпизод (который подробно обсуждался в выпуске Cinefantastique 1982 года ) должен был стать первым значительным использованием новой технологии в крупном голливудском фильме, но в окончательной версии остался только один короткий кадр компьютерной графики. В другом эпизоде ​​Клейтона, который был удален, была гигантская бестелесная рука, которая залезла в комнату мальчиков и попыталась схватить их – студия удалила его на том основании, что механический эффект был недостаточно реалистичным, и он был заменен новым эпизодом в что в комнату мальчиков вторглись пауки. (В 2012 году коллега по фильму Шон Карсон вспоминал мучительный опыт съемок новой сцены, в которой использовались настоящие пауки). Брэдбери попросили написать новое вступительное повествование (прочитанное Артур Хилл ), чтобы прояснить историю, и были добавлены новые спецэффекты, в том числе эффекты шторма «облачный резервуар».

Еще одним серьезным разочарованием для Клейтона и его музыкального соавтора Жоржа Делерю стала потеря оригинальной партитуры, которую Дисней отверг как «слишком мрачную». Она была заменена новой партитурой, написанной Джеймсом Хорнером . Саундтрек Делерю (который композитор считал лучшим из музыки, написанной им для голливудских фильмов) оставался неслыханным в хранилищах Диснея до 2011 года, когда студия необычным образом дала разрешение французскому лейблу Universal выпустить 30 минут отрывков из первоначальных 63 минут. студийных записей на компакт-диске ограниченного выпуска (вместе с отрывками из другой неиспользованной партитуры Делерю, для Майка Николса « Относительно Генри »).

Одинокая страсть Джудит Хирн (1987)

[ редактировать ]

Последним полнометражным фильмом Клейтона стал британский фильм « Одинокая страсть Джудит Хирн» (1987), фильм, который он первоначально представил в 1961 году. Адаптированный на основе его собственного романа Брайана Мура , в нем Мэгги Смит играла главную роль в роли старой девы , которая борется с пустотой жизни. ее жизнь, и снова на музыку Жоржа Делерю. Впервые за многие годы он завоевал похвалы критиков Клейтона, а бывший соавтор Ларри Макмертри назвал фильм «лучшей работой Брайана Мура, а, возможно, и Джека Клейтона». [16]

Мементо Мори (1992)

[ редактировать ]

Клейтон воссоединился с Мэгги Смит и Жоржем Делерю в 1992 году для того, что должно было стать его последним экранным проектом и его первой комедией – полнометражной телевизионной адаптацией BBC « Memento Mori» , основанной на романе Мюриэл Спарк , в которой он также участвовал. написал сценарий и еще один проект, который он вынашивал с тех пор, как впервые прочитал историю, во время создания «Комнаты наверху» . Благодаря сильному актерскому составу, в который входили Смит, Майкл Хордерн и Тора Хёрд , «Мементо Мори» выразил тихие трогательные размышления о разочаровании и старении. Он вышел в эфир в апреле 1992 года, всего через месяц после того, как Жорж Делерю умер в Голливуде в возрасте 67 лет. По словам Нила Синьярда [17] Клейтон наконец решился на создание фильма после успеха фильма «Шофер мисс Дейзи» , «который доказал, что тема старости не обязательно должна быть ядом для кассовых сборов». Клейтон успешно представил его BBC, которая была открыта для такого проекта после недавних успехов с фильмами, «сделанными для телевидения», такими как Truly Madly Deeply и Enchanted April . Его также показывали на фестивалях по всему миру, где он был хорошо принят и получил несколько наград, в том числе награду за лучший сценарий от Гильдии писателей Великобритании .

Карьерные проблемы и нереализованные проекты

[ редактировать ]

Несмотря на свою высокую критическую репутацию, Клейтон неоднократно сталкивался с неудачами в карьере после выхода « Дом нашей матери» , и за полтора десятилетия между выпуском « Дом нашей матери» (1967) и «Что-то злое грядет» (1983) он смог только как режиссер завершил один полнометражный фильм «Великий Гэтсби» (1974). Одной из причин был перфекционизм Клейтона как режиссера; он был известен своей проницательностью и вкусом, кропотливым и скрупулезным подходом к своей работе, а также желанием не повторяться, и, по словам его биографа, Клейтон «никогда не снимал фильма, который он не хотел бы снимать». [18] Следовательно, он отказался от многих известных фильмов после « Комнаты наверху» . В 1969 году, несмотря на свою любовь к книге, он отказался от возможности поставить « Они стреляют в лошадей, не так ли?» потому что он не хотел брать на себя работу над фильмом, который уже был подготовлен, снят и готов к съемкам – хотя его решение открыло возможность сделать карьеру для его замены, Сиднея Поллака . [18] Еще позже, в 1977 году, он отказался от возможности снять фильм, который в конечном итоге был снят «Чужой» как Ридли Скоттом .

Результативность Клейтона также была скомпрометирована рискованностью, присущей кинобизнесу. Как поясняет его биограф Нил Синьярд, на протяжении всей своей режиссерской карьеры Клейтон интенсивно работал над многими проектами, но по разным причинам большинство из них так и не были реализованы. Среди проектов, которые Клейтону так и не удалось вывести на экран или которые в итоге сделали другие режиссеры, были:

  • «Сладкая осень» (1966), оригинальный сценарий Эдны О'Брайен , который так и не был снят.
  • «Трость» (1968), экранизация романа Уинстона Грэма . Клейтону предложили этот проект, но он был вынужден отказаться из-за болезни и последующей смерти его матери; в конечном итоге он был снят в 1970 году режиссером Эриком Тиллом с Самантой Эггар и Дэвидом Хеммингсом в главных ролях .
  • «Война в Зазеркалье» (Колумбия, 1968–69). Первоначально Клейтону было поручено руководить экранизацией романа Джона ле Карре по сценарию его друга Мордехая Рихлера. Позже Ричлер утверждал, что он и Клейтон отказались от проекта из-за вмешательства Columbia Pictures (тем самым заработав Клейтону репутацию «трудного человека»). [4] Биограф Рихлера Рейнхольд Крамер предположил, что настоящая проблема заключалась в том, что Клейтон не смог собрать достаточно денег для запуска фильма в производство, но Нил Синьярд утверждает, что Колумбия отменила фильм после того, как Клейтон отказался согласиться на изменения, которые студия заказала в сценарии Рихлера, и он и Рихлер ушли из производства. Сам Клейтон также высказал мнение (в письме Ле Карре), что он подозревал, что Колумбии не хватает денег после дорогостоящего провала « Казино Рояль» и что студия купила права на роман, не осознавая, что это «не Джеймс Бонд». . В конечном итоге проект был возрожден под руководством режиссера Фрэнка Р. Пирсона , который отказался от сценария Рихлера и снял фильм по своему собственному адаптированному сценарию, хотя это оказалось критическим и коммерческим провалом.
  • «Захаров, Разносчик смерти » (1969) был одним из самых любимых проектов Клейтона, биографическим фильмом о печально известном торговце оружием начала 20-го века и политическом манипуляторе Бэзиле Захароффе . Первоначально планировалось, что его сделают для Universal, и, как сообщается, Клейтон провел для него обширные исследования, но одобрения он так и не получил. Он пытался возродить проект еще дважды, в 1978 и 1990 годах, но так и не смог его реализовать.
  • Арендатор (1969–75) - Клейтон изначально был назначен на экранизацию психологического романа ужасов Роланда Топора для Universal примерно в 1970 году, но этот проект так и не был запущен в производство. Он возродил его, работая на Paramount в начале 1970-х годов, намереваясь снять его после «Великого Гэтсби» , но, к большому огорчению Клейтона, глава студии Барри Диллер ошибочно предположил, что Клейтон потерял интерес к фильму, и передал его Роману Полански , не посоветовавшись с Клейтоном. Когда он обнаружил это, Клейтон позвонил Диллеру и раскритиковал его за то, что он забрал проект, приобретенный специально для него, и передал его другому режиссеру без его ведома.

Еще одним осложняющим фактором в карьере Клейтона было то, что несколько кинопроектов были отменены без предупреждения, когда подготовка к съемкам уже была на достаточно продвинутой стадии - в одном случае всего за две недели до начала съемок. Нил Синьярд номинирует три крупных проекта, «Жертвы войны» , «Фолл-Крик» и «Молчание» , последовательные неудачи которых, как сообщается, опустошили Клейтона, а сам Клейтон позже высказал мнение, что эти неудачи способствовали его последующим проблемам со здоровьем:

  • «Жертвы войны» (Paramount, 1970) — скандальная драма о войне во Вьетнаме, основанная на реальной истории Дэниела Ланга, опубликованная в журнале The New Yorker в 1969 году. История касается четырех американских солдат, обвиняемых в изнасиловании и убийстве молодого вьетнамца. женщина после того, как на них донес один из их товарищей (отказавшийся принимать участие в преступлении). Ранний сценарий Питера Хэммилла был отклонен, и многие ведущие сценаристы рассматривались для участия в проекте, прежде чем начинающий сценарист Дэвид Гилер представил первый вариант сценария, который Клейтон счел «великолепным». По словам Нила Синьярда, Paramount отменила фильм по указанию Пентагона , который опасался, что это может подорвать общественную поддержку военных действий. В конечном итоге его сделал для Колумбии Брайан Де Пальма в 1989 году с Майклом Дж. Фоксом в главной роли.
  • «Фолл-Крик» (1976), еще одно сотрудничество с продюсером Дэвидом Мерриком , «Фолл-Крик» представлял собой «ревизионистский» взгляд на американскую границу, в духе современных вестернов «новой волны», таких как « Маленький большой человек» и «Маккейб и миссис Миллер» . Сценарий Ларри Макмертри был адаптирован из романа Джессамин Уэст и повествует о печально известной резне коренных американцев в Индиане в 1824 году и последовавшем расовом и политическом кризисе. Первоначально проект был задуман с участием Роберта Редфорда в роли звезды, но он отказался от него. Ларри Макмертри обсуждает постановку в своей книге «Голливуд: Третьи мемуары» , называя сценарий «одним из лучших моих ранних сценариев» и описывая Клейтона как «самого веселого» из всех режиссеров, с которыми он работал. По словам Макмертри, проект рухнул после того, как Дэвид Меррик (зловещим образом) перенес инсульт, из-за которого он навсегда остался прикованным к инвалидной коляске. [16] Его отмена стала горьким ударом для Клейтона, который был ярым поклонником этого жанра и давно надеялся снять вестерн. [19]
  • «Молчание» (Fox, 1977) — современный городской триллер о расовой напряженности, основанный на романе Джеймса Кеннауэя о белом мужчине, который сбегает от преследующей его черной банды, спрятавшись в квартире немой афроамериканки. Сообщается, что фильм был отменен всего за две недели до начала съемок, и, по словам Синьярда, это стало разрушительным ударом для Клейтона. По любопытному повороту событий, голливудский руководитель Барри Диллер был ответственен за провал трех фильмов, которые Клейтон планировал снять в 1970-х годах. В 1970 году планы Клейтона по экранизации романа Рэя Брэдбери « Что-то злое наступает», временно нарушились из-за борьбы за власть между Диллером (который только что был назначен президентом Paramount Pictures) и руководителем производства Paramount Дэвидом Пикером , и Диллер отменил проект. Пять лет спустя Диллер, не посоветовавшись с ним, забрал «Жильца» у Клейтона и передал его Роману Полански. Наконец, в 1977 году фильм «Молчание» был отменен всего за две недели до того, как фильм должен был пойти в производство – по иронии судьбы, снова Диллером, который недавно покинул Paramount, чтобы стать главой студии. «20 век Фокс» .

В 1977 году в качестве компенсации за отмену « Молчания » Фокс предложил Клейтону возможность снять новый научно-фантастический сценарий, авторами которого стали Дэвид Гилер и Дэн О’Бэннон , но Клейтон отказался от фильма ( «Чужой» ), и в конечном итоге он был предоставлен. Ридли Скотту , который, как и Сидни Поллак до него, добился успеха в карьере. Несколько месяцев спустя Клейтон перенес серьезный инсульт, лишивший его способности говорить. Ему помогли выздороветь его жена Хайя и группа близких друзей, но позже он рассказал, что намеренно держал свое состояние в секрете, потому что боялся, что может больше не получить работу, если о его недуге станет известно. [20] В течение пяти лет он не брался за другое задание.

  • «Идентификация Борна» (1983) - после завершения фильма «Что-то злое приближается » Клейтон был нанят для постановки экранизации бестселлера шпионского триллера Роберта Ладлэма, в котором Берт Рейнольдс должен был сыграть главную роль в роли Джейсона Борна. Клейтон познакомился с Рейнольдсом несколькими годами ранее, когда работал с тогдашней партнершей Рейнольдса Салли Филд над другим нереализованным проектом, и Клейтон чувствовал, что Рейнольдс был звездой, актерский потенциал которой еще не полностью раскрыт. Производство неоднократно откладывалось из-за проблем с местоположением и графиком Рейнольдса, и оно превратилось в «ад разработки». Клейтон не участвовал в телеверсии 1988 года или в успешном театральном фильме 2002 года с Мэттом Дэймоном (который мало напоминал роман Ладлэма).

Личная жизнь

[ редактировать ]

Когда его спросили о религии, он ответил: «Бывший католик». Клейтон был женат трижды, первый раз он был женат на актрисе Кристине Норден в 1947 году, но они развелись в 1953 году; в том же году он снова женился на французской актрисе Кэтрин Кэт , но это продлилось недолго. Его третий брак в 1984 году был с израильской актрисой Хайей Харарит , и он продлился до его смерти. Клейтон умер в больнице в Слау , Англия, от сердечного приступа после непродолжительной болезни 25 февраля 1995 года. [1]

В первую годовщину смерти Клейтона BAFTA провела церемонию, посвященную его жизни и карьере, в ходе которой был показан фильм «Сделанное на заказ пальто» и сольное исполнение на флейте из партитуры Делерю из оперы « Something Wicked This Way Comes », любимой песни жены Клейтона Хайи. . Дань уважения произнесли сэр Джон Вульф , Гарольд Пинтер, Карел Рейш , Фредди Фрэнсис , редактор Клейтона Терри Роулингс , его агент Роберт Шапиро, а также актеры Сэм Уотерстон и Скотт Уилсон , с которыми он работал над «Великим Гэтсби» . Отдавая дань уважения Клейтону, Гарольд Пинтер сказал:

«Джек Клейтон был режиссером огромной чувствительности, ума и чутья. Он был мягким человеком, с тихим, ироничным чувством юмора, но в профессиональном плане он обладал предельной строгостью и неистовой решимостью. Сценарий « Пожирателя тыкв» я написал в 1963. На мой взгляд, это фильм значительной силы и, конечно же, абсолютной честности». [21]

Главный прорыв бывшему коллеге Джиму Кларку дал Клейтон, который нанял его редактором «Невинных» . Во время съемок этого фильма они стали близкими друзьями (и постоянными собутыльниками). В своих мемуарах «Ремонтник мечты» 2010 года Кларк предложил ряд идей об их личных и профессиональных отношениях, а также о часто противоречивых чертах личности, проявляемых режиссером, которого он вспоминал как «очень сложную личность». Железный кулак в бархатной перчатке ."

«Он был сложным человеком – он слишком много пил, слишком много курил и был опасно непредсказуемым. Джек был скандалистом в баре, который, если его спровоцировать, нападал на людей с кулаками. Он также был обаятельным и соблазнительным, что маскировало его многочисленные недостатки. "

Кларк сказал, что, хотя Клейтон часто был очарователен, он мог быть темпераментным и иногда был склонен к вспышкам крайнего гнева. Он рассказал об одном инциденте, когда Симс неизбежно опоздал позвонить Клейтону и сообщить рецензии на предварительно выпущенный критиками показ «Невинных» . Когда Симс наконец связался с ним, Клейтон (который слишком нервничал, чтобы присутствовать), как сообщается, впал в ярость, злобно ругая Симса по телефону, а когда на следующее утро Кларк прибыл в офис студии Клейтона, он обнаружил, что Клейтон полностью разбил большой гипсовую модель дома Блай и отказывался с ними разговаривать. Хотя Кларк работал с Клейтоном как над «Невинными», так и над «Пожирателем тыкв» , их рабочие отношения и дружба фактически закончились после последнего фильма, после того как Клейтон, очевидно, отправил Кларку язвительное письмо, обвиняя его в провале фильма. Они снова встретились в студии Paramount Studios в Голливуде, когда Клейтон работал над «Великим Гэтсби» , во время которого (по словам Кларка):

«(Клейтон) расстроил всех, швырнув стул в окно своего офиса. Окно офиса находилось на первом этаже, и стул приземлился на припаркованный «Мерседес» какого-то руководителя». [22]

Фильмография (как режиссёр)

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Клейтон, Джек Исаак (1921–1995)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/59798 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  2. ^ Клейтон, Джек (1921–1995) , экран BFI онлайн
  3. ^ «Синопсис: Темно-красные розы» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 23 апреля 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Тони Сломан (28 февраля 1995 г.). «Некролог: Джек Клейтон» . Независимый .
  5. ^ Jump up to: а б с Брайан Макфарлейн (редактор) Энциклопедия британского кино , Лондон: Methuen/BFI, 2003, стр.125.
  6. ^ Джим Кларк, Ремонтник мечты: приключения в монтаже фильмов (Landmarc Press, 2010), гл. 4
  7. ^ Макнаб, Джеффри (8 июня 2006 г.). « Невинные»: Испугались? Вы будете…» The Independent . Проверено 15 сентября 2019 г.
  8. ^ Джим Кларк, Ремонтник мечты: Приключения в монтаже фильмов (Landmarc Press, 2010), Глава 5
  9. ^ «Фиби Николлс» . AllMovie . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 1 мая 2007 г.
  10. Винсент Кэнби, «Великий Гэтсби: щедрый «Гэтсби» теряет дух книги», The New York Times , 28 марта 1974 г.
  11. ^ Уильямс, Теннесси (1975). Мемуары . Даблдэй и Ко.
  12. ^ Синьярд, Нил (2000). Джек Клейтон . Великобритания: Издательство Манчестерского университета. п. 289. ИСБН  0-7190-5505-9 .
  13. ^ Jump up to: а б Алжан Хармец, «Миры согласно Рэю Брэдбери», Ocala Star-Banner , 26 апреля 1983 г. (первоначально опубликовано в The New York Times )
  14. Родерик Манн, «Терпение — отличительная черта успеха Джека Клейтона», Los Angeles Times , 27 декабря 1987 г.
  15. ^ Что-то злое в каталоге художественных фильмов AFI.
  16. ^ Jump up to: а б Ларри Макмертри, Голливуд: третьи мемуары (Саймон и Шустер, 2010), стр.112
  17. ^ Нил Синьярд, Memento Mori (1992), BFI Screenonline
  18. ^ Jump up to: а б Нил Синьярд, Джек Клейтон (издательство Манчестерского университета, 2000), стр. 207
  19. ^ Нил Синьярд, Джек Клейтон (издательство Манчестерского университета, 2000), стр.220
  20. ^ Нил Синьярд, Джек Клейтон (издательство Манчестерского университета, 2000), стр.221
  21. ^ Синьярд, указ. цит., стр. 225–228
  22. ^ Джим Кларк, Ремонтник мечты: приключения в монтаже фильмов (Landmarc Press, 2010), главы 4–5.
  • Мировые кинорежиссеры, том второй, 1945–1985 . ред. Дж. Уэйкман. стр. 224–227. Нью-Йорк: Компания HW Wilson, 1988.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4668badb22ac575b4c57c5af573be49a__1712518020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/9a/4668badb22ac575b4c57c5af573be49a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jack Clayton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)