Великий Гэтсби (фильм 1974 года)
Великий Гэтсби | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Джек Клейтон |
Автор сценария | Фрэнсис Форд Коппола |
На основе | Великий Гэтсби Ф. Скотт Фицджеральд |
Продюсер: | Дэвид Меррик |
В главных ролях | |
Кинематография | Дуглас Слокомб |
Под редакцией | Том Пристли |
Музыка | Нельсон Риддл |
Производство компания | Ньюдон Продакшнс |
Распространено | Парамаунт Пикчерз |
Дата выпуска |
|
Время работы | 146 минут [1] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 7 миллионов долларов |
Театральная касса | 26,5 миллиона долларов [2] |
«Великий Гэтсби» — американский историко-романтический драматический фильм 1974 года, основанный на одноименном романе 1925 Ф. Скотта Фицджеральда года . Режиссером фильма выступил Джек Клейтон , продюсером – Дэвид Меррик , а сценаристом – Фрэнсис Форд Коппола . В главных ролях Роберт Редфорд , Миа Фэрроу , Сэм Уотерстон , Брюс Дерн и Карен Блэк . Сюжет повествует о взаимоотношениях писателя Ника Кэррауэя с загадочным миллионером Джеем Гэтсби (Редфорд) и одержимости Гэтсби воссоединиться со своей бывшей возлюбленной Дейзи Бьюкенен (Фэрроу) на фоне буйных вечеринок эпохи джаза на Лонг-Айленде недалеко от Нью-Йорка.
«Великому Гэтсби» предшествовали 1926 и 1949 годов одноименные фильмы . Несмотря на неоднозначную оценку критиков, фильм 1974 года собрал более 26 миллионов долларов при бюджете в 7 миллионов долларов. Позже Коппола заявил, что фильм не соответствует его сценарию. В 2013 году четвертая экранизация вышла .
Сюжет
[ редактировать ]Писатель Ник Каррауэй ведет свою лодку через гавань к особняку своей кузины Дейзи и ее мужа Тома в Ист-Эгге. Находясь там, он узнает, что брак Тома и Дейзи неблагополучен, и что у Тома роман с женщиной из Нью-Йорка . Ник живет в небольшом коттедже в Вест-Эгге, рядом с загадочным магнатом по имени Гэтсби , бывшим студентом Оксфорда и награжденным ветераном Первой мировой войны , который регулярно устраивает экстравагантные вечеринки у себя дома.
Том берет Ника на встречу со своей любовницей Миртл, которая замужем за Джорджем Уилсоном, автомехаником. Джорджу нужно купить у Тома машину, но Том здесь только для того, чтобы затащить Миртл в свою городскую квартиру, где он бьет ее по лицу, когда она насмехается над ним, называя имя Дейзи.
Вернувшись на Лонг-Айленд , Дейзи хочет познакомить Ника со своим другом Джорданом, профессиональным игроком в гольф . Когда Ник и Джордан посещают вечеринку в доме Гэтсби, Ника приглашают на частную встречу с Гэтсби, который приглашает его пообедать на следующий день.
За обедом Ник знакомится с деловым партнером Гэтсби, еврейским гангстером и игроком по имени Мейер Вольфшейм, который сфальсифицировал Мировую серию 1919 года . На следующий день Джордан появляется на работе Ника и просит его пригласить Дейзи к себе домой, чтобы Гэтсби мог встретиться с ней. Гэтсби удивляет Дейзи за обедом, и выясняется, что Гэтсби и Дейзи когда-то были любовниками, хотя она не вышла за него замуж, потому что он был беден.
У Дейзи и Гэтсби роман, который вскоре становится очевидным. Пока Том и Дейзи развлекают Гэтсби, Джордана и Ника у себя дома, Дейзи в жаркий летний день предлагает им отправиться в город в качестве развлечения. В отеле «Плаза» Гэтсби и Дейзи раскрывают свой роман, и Гэтсби хочет, чтобы Дейзи призналась, что никогда не любила Тома. Она не может этого сделать и уезжает на машине Гэтсби.
По дороге домой Дейзи сбивает Миртл, когда Миртл выбегает на улицу. Полагая, что это Гэтсби убил Миртл, поскольку Том рассказывает или намекает ему об этом, Джордж позже идет в особняк Гэтсби и смертельно стреляет в него, когда он расслабляется в бассейне, а затем совершает самоубийство.
Ник устраивает похороны Гэтсби, где он встречает отца Гэтсби и узнает, что настоящее имя Гэтсби - «Гатц». На похоронах больше никто не присутствует. После этого Дейзи и Том продолжают жить своей жизнью, как будто ничего не произошло. Ник расстается с Джорданом и возвращается на запад, разочаровавшись в восточных обычаях и сокрушаясь о неспособности Гэтсби избежать своего прошлого.
Бросать
[ редактировать ]- Роберт Редфорд в роли Джея Гэтсби
- Миа Фэрроу в роли Дейзи Бьюкенен
- Брюс Дерн, как Том Бьюкенен
- Сэм Уотерстон в роли Ника Кэррауэя
- Карен Блэк — Миртл Уилсон, жена Джорджа
- Скотт Уилсон — Джордж Уилсон, муж Миртл
- Лоис Чайлс в роли Джордана Бейкера
- Эдвард Херрманн в роли Юинга Клипспрингера
- Ховард да Силва в роли Мейера Вольфсхайма
- Кэтрин Ли Скотт — Кэтрин, сестра Миртл
- Реджина Бафф в роли мисс Бедекер
- Винсент Скьявелли в роли Тонкого человека
- Робертс Блоссом, как мистер Гатц
- Бет Портер, как миссис Макки
- Пэтси Кенсит в роли Пэмми Бьюкенен
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Продюсер Роберт Эванс планировал снять «Великого Гэтсби» со своей женой Али МакГроу в роли Дейзи, поскольку это была ее любимая книга. [3] Эванс нанял Трумэна Капоте для написания сценария, который оказался непригодным для использования, несмотря на гонорар Капоте в 300 000 долларов. [4] Эванс заключил сделку с бродвейским продюсером Дэвидом Мерриком в качестве продюсера фильма, и именно Меррик купил права за 350 000–500 000 долларов у Фрэнсис дочери «Скотти» Фицджеральд . [5] [6]
Кастинг
[ редактировать ]Первоначально Эванс искал Уоррена Битти на роль Джея Гэтсби, но Битти отказал ему, не желая играть вместе с МакГроу. [7] После ухода Битти Эванс предложил роль Джеку Николсону , но, как сообщается, Николсон также опасался действовать с МакГроу и не смог заключить финансовую сделку. [8] [9] [7]
Затем Эванс искал 49-летнего Марлона Брандо на роль, которую желал 38-летний Роберт Редфорд , который прорвался к статусу суперзвезды в 1973 году, когда «Великого Гэтсби» . был снят ремейк [10] [6] Хотя Брандо был слишком стар для этой роли, он вновь зарекомендовал себя как звезда кассовых сборов благодаря двойному успеху в фильмах «Крестный отец» и «Последнее танго в Париже» . Возмущенный потерей дохода, когда он перед выходом «Крестного отца» перед выпуском «Крестного отца» передал Paramount свои баллы за участие в прибыли за 100 000 долларов , Брандо лично вел переговоры о сделке, требуя беспрецедентную зарплату, предположительно достигающую 4 миллионов долларов, откровенно показывая, что высокая зарплата окупится. его убытки от продажи своих очков. Gulf + Western Генеральный директор Чарльз Бладхорн , чей конгломерат владел Paramount, наложил вето на любую подобную сделку на том основании, что эти два фильма были отдельными компаниями. Брандо отказался участвовать в «Крестном отце 2» , когда его требования по зарплате не были выполнены.
Роберт Редфорд боролся за роль Джея Гэтсби, но Эванс отверг его, ошибочно полагая, что в тексте Фицджеральда указано, что у Гэтсби были темные волосы. [8] Режиссер Джек Клейтон упрекнул Эванса в незнании книги и убедил его взять на роль Редфорда. [8] «Я начал думать, что Эванс никогда не читал эту книгу», - вспоминал Клейтон. «Конечно, ему понравилась идея сняться в фильме о Фицджеральде, но он не знал текста. Нигде в нем Фицджеральд не говорит, что волосы Гэтсби темные». [8] За это время Али МакГроу впоследствии потеряла роль Дейзи после того, как она ушла от Эванса ради Стива МакКуина . [8] МакГроу и МакКуин обратились к продюсеру Меррику через своих агентов и предложили себя в качестве пакета услуг. [11] но МакКуину отказали на том основании, что Редфорд уже был выбран. [11] Без МакКуина в качестве ее партнера по фильму она отказалась от проекта, хотя Эванс утверждал, что это он сам прекратил ее участие в фильме.
Сообщается, что после ухода Эли МакГроу из проекта Кэндис Берген и Кэтрин Росс роль Дэйзи Бьюкенен предложили . Миа Фэрроу отправила Эвансу телеграмму с просьбой рассмотреть ее на роль, и режиссеру Джеку Клейтону понравилась идея взять ее на роль. Фэй Данауэй так сильно хотела эту роль, что предложила пройти кинопробу, но Клейтон ею не интересовался.
Сценарий
[ редактировать ]Трумэн Капоте был первоначальным сценаристом, но его заменил Фрэнсис Форд Коппола . [12] Коппола только что закончил работу над «Крестным отцом» , но не был уверен в его коммерческом приеме, и ему нужны были деньги. [13] [12] [6] Он получил эту работу по рекомендации Роберта Редфорда , которому понравилась переработка Копполой « Как мы были» . [13] Коппола «читал Гэтсби, но не был с ним знаком». [13] Он зарегистрировался в номере отеля в Париже ( Оскара Уайльда ) и приступил к делу. старый номер [13] Позже он вспоминал:
Я был шокирован, обнаружив, что в книге почти нет диалогов между Дейзи и Гэтсби, и испугался, что мне придется все это придумывать. Итак, я сделал краткий обзор рассказов Фицджеральда и, поскольку многие из них были похожи в том, что рассказывали о бедном мальчике и богатой девушке, я взял из них большую часть аутентичных диалогов Фицджеральда. Я решил, что, возможно, интересной идеей было бы сыграть одну из тех сцен, которые обычно бывают у влюбленных, где они, наконец, после долгой тоски собираются вместе, и сцену «разговора всю ночь», которую я никогда не видел в фильме. . Итак, я сделал это – думаю, шестистраничную сцену, в которой Дейзи и Гэтсби не спят всю ночь и разговаривают. И я помню, как моя жена рассказала мне, что она и дети были в Нью-Йорке, когда вышел «Крестный отец» , и фильм имел большой успех, и в пяти кинотеатрах города стояли очереди, что было неслыханно в то время. Я сказал: «Да, да, но мне нужно закончить сценарий «Гэтсби». И я отправил сценарий как раз вовремя. На это у меня ушло две или три недели. [13]
В своих комментариях к DVD выпуску «Крестного отца » Коппола упоминает о написании сценария «Гэтсби» , добавляя: «Не то чтобы режиссер обращал на это какое-то внимание. Сценарий, который я написал, не был сделан».
Уильям Голдман , которому понравился роман, сказал в 2000 году, что он активно выступал за адаптацию сценария, но был поражен качеством работы Копполы: [14]
Я до сих пор считаю, что это одна из величайших экранизаций... Я позвонил ему [Копполе] и рассказал, какую замечательную вещь он сделал. Если вы посмотрите фильм, вам будет трудно во все это поверить... Нанятый режиссер, Джек Клейтон, - британец... у каждого из них в крови было одно: убийственное чувство класса. .. Ну, Клейтон решил так: что вечеринки у Гэтсби были убогими и безвкусными, устраиваемыми человеком без возвышения и вкуса. Началась игра с мячом. После расстрела они были грязными и глупыми, а люди, которые их посещали, были грязными и глупыми, а Роберта Редфорда и Миа Фэрроу, которые были бы такими идеальными, как Гэтсби и Дейзи, оставили сушиться. Потому что Гэтсби был безвкусным дураком и почему нас должна волновать их любовь? Не то чтобы слава Копполы была полностью отброшена за борт, хотя в нее было многое подделано; дело было скорее в том, что реальность и страсти, которые он изображал, исчезли. [14]
Съемки
[ редактировать ]Особняки Роузклифф в и Мраморный дом Ньюпорте , Род-Айленд , а также внешний вид особняка Линден-Плейс в Бристоле, Род-Айленд , использовались в качестве дома Гэтсби, а сцены в доме Бьюкенэнов снимались на студии Pinewood Studios в Бакингемшире , Англия. Одна сцена вождения была снята в Большом Виндзорском парке , Великобритания. Другие сцены были сняты в Нью-Йорке и Аксбридже, штат Массачусетс .
Прием
[ редактировать ]Фильм получил неоднозначные отзывы: его хвалили за точную интерпретацию романа, но также критиковали за отсутствие каких-либо истинных эмоций или чувств к эпохе джаза . На основе 38 рецензий, собранных Rotten Tomatoes, общий рейтинг одобрения фильма составляет 39% со средней оценкой 5/10. Критический консенсус гласит: « Великий Гэтсби доказывает, что даже пары чрезвычайно талантливых главных героев не всегда достаточно, чтобы гарантировать успешную адаптацию классического литературного исходного материала». [15] Несмотря на это, фильм имел финансовый успех, собрав 26 533 200 долларов. [2] при бюджете в 7 миллионов долларов. [2]
Винсента Кэнби Рецензия в «Нью-Йорк Таймс» 1974 года олицетворяет критическую двойственность: «Декорации, костюмы и большинство представлений исключительно хороши, но сам фильм так же безжизнен, как тело, слишком долго находившееся на дне плавательного бассейна». бассейн», — написал тогда Кэнби. [16] «Как написал Фицджеральд, «Великий Гэтсби» — это нечто большее, чем злополучная история любви о жестокости праздных богачей… В фильме этого не видно сквозь гигантские крупные планы прекрасных коленей и танцующих ног. Это легкомысленно и не доставляет особого удовольствия». [16]
Стэнли Кауфманн из The New Republic писал: «В целом эта картина представляет собой полный провал всех необходимых чувств. Долгая, медленная, тошнотворная скука». [17]
Variety Рецензия журнала также разделилась: «Третья работа Paramount над «Великим Гэтсби» — это, безусловно, самая согласованная попытка исследовать своеобразный дух красивых людей 1920-х годов. Завораживающая физическая красота фильма стоимостью более 6 миллионов долларов дополняет полную поверхностность большинства главных героев романа Ф. Скотта Фицджеральда. Роберт Редфорд великолепен в главной роли, загадочного джентльмена скромного происхождения и контрафактных связей... Сценарий Фрэнсиса Форда Копполы и режиссура Джека Клейтона рисуют дико благородный портрет человека. поколение высшего класса, которое в полной мере заслужило то, что оно получило примерно в 1929 году и позже». [18]
Роджер Эберт дал фильму две с половиной звезды из четырех. Сравнивая фильм с подробностями книги, Эберт заявил: «Саундтрек содержит повествование Ника, которое довольно близко основано на его повествовании в романе. Но мы этого не чувствуем. Нас отдалило перепроизводство фильма. Даже актеры кажутся несколько напуганными этим случаем; исключением является Брюс Дерн, который просто идет вперед и дает нам убедительного Тома Бьюкенена». [19]
Теннесси Уильямс в своей книге «Мемуары » писал: «Мне кажется, что немало моих рассказов, а также моих отдельных поступков могли бы дать интересный и полезный материал для современного кино, если бы они были посвящены... таким кинематографическим мастерам». режиссера, как Джек Клейтон, который сделал из «Великого Гэтсби» фильм, который, я думаю, даже превзошел роман Скотта Фицджеральда». [20] [21]
Дочь Фицджеральда, Фрэнсис «Скотти» Фицджеральд , которая продала права на экранизацию, перечитала роман своего отца и отметила, как Миа Фэрроу на съемочной площадке выглядела в роли Дейзи ее отца, в то время как Роберт Редфорд также просил совета, чтобы соответствовать замыслу автора, но ее отец, отметила она, больше похож на рассказчика, Ника. [22] Однако после просмотра фильма дочь Фицджеральда раскритиковала игру Фэрроу в роли Дейзи. [23] Хотя она похвалила Фэрроу как «прекрасную актрису», Скотти отметила, что Фэрроу, похоже, не смогла передать «крайне южный характер» персонажа Дейзи. [23]
Награды и почести
[ редактировать ]Фильм получил две премии «Оскар» за лучший дизайн костюмов ( Теони В. Олдридж ) и лучшую музыку ( Нельсон Риддл ). Он также получил три премии BAFTA за лучшую художественную постановку ( Джон Бокс ), лучшую операторскую работу ( Дуглас Слокомб ) и лучший дизайн костюмов (Теони В. Олдридж). Мужские костюмы выполнил Ральф Лорен . [6] и женские костюмы Барбары Матеры . Он получил премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана ( Карен Блэк ) и получил еще три номинации на лучшую мужскую роль второго плана ( Брюс Дерн и Сэм Уотерстон ) и «Самый многообещающий новичок» (Сэм Уотерстон).
Премия | Категория | Получатель/Номинант | Результат |
---|---|---|---|
Награды Академии | Лучший дизайн костюмов | Теони В. Олдридж | Выиграл |
Лучший оригинальный саундтрек | Нельсон Риддл | Выиграл | |
Премия Британской киноакадемии | Лучшая операторская работа | Дуглас Слокомб | Выиграл |
Лучший дизайн костюмов | Теони В. Олдридж | Выиграл | |
Лучший художник-постановщик | Джон Бокс | Выиграл |
Графики
[ редактировать ]Саундтрек выпущен Paramount Records (L45481).
Диаграмма (1974) | Позиция |
---|---|
Австралия ( Kent Music Report ) [24] | 22 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Британский совет по классификации фильмов 2013 .
- ^ Jump up to: а б с «Великий Гэтсби» , информация о кассовых сборах. Архивировано 13 апреля 2012 года в Wayback Machine The Numbers. Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Эванс 1994 , стр. 243.
- ^ Эванс 1994 , стр. 243, 247–259.
- ^ Брайер 2000 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д Барт 2013 .
- ^ Jump up to: а б Эванс 1994 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с д и Каллан, 2012 , стр. 248–249.
- ^ Макгиллиган 2015 , с. 206.
- ^ Смитсоновский институт 2013 .
- ^ Jump up to: а б Эванс 1994 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Эванс 1994 , стр. 243, 255.
- ^ Jump up to: а б с д и Коппола 2013 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Голдман 2000 , стр. 95–96.
- ^ Великий Гэтсби в Rotten Tomatoes
- ^ Jump up to: а б Кэнби 1974 , с. 32.
- ^ Кауфман 1974 .
- ^ Варьете , (1973). «Рецензия: Великий Гэтсби ». Варьете , 31 декабря 1973 года.
- ^ Эберт 1974 .
- ^ Уильямс 1975 , с. 78.
- ^ Синьярд 2000 , с. 289.
- ^ Люди 1974 .
- ^ Jump up to: а б Тределл 2007 , стр. 101.
- ^ Кент 1993 , с. 281.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- «100 лет AFI... номинанты на 100 страстей» (PDF) . Лос-Анджелес, Калифорния: Американский институт кино . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2017 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- Барт, Питер (23 апреля 2013 г.). «В поисках великого «Гэтсби»: голливудский Ф. Скотт Фитц и начинается» . Разнообразие . Лос-Анджелес, Калифорния.
- Брайер, Джексон Р.; и др., ред. (2000). Ф. Скотт Фицджеральд: новые перспективы . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии . п. 112. ИСБН 978-0-8203-4354-9 – через Google Книги.
- Каллан, Майкл Фини (2012). Роберт Редфорд: Биография . Нью-Йорк: Винтажные книги . ISBN 978-0-307-47596-1 – через Интернет-архив.
- Кэнби, Винсент (28 марта 1974 г.). «Щедрый Гэтсби теряет дух книги» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. п. 32.
- Коппола, Фрэнсис Форд (16 апреля 2013 г.). «Гэтсби и я» . Город и страна . 167 (5394). Журналы Hearst : 40. ISSN 0040-9952 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 21 января 2017 г.
- Эберт, Роджер (1 января 1974 г.). «Рецензия на фильм «Великий Гэтсби» . Чикаго Сан-Таймс . Чикаго, Иллинойс. Архивировано из оригинала 23 июля 2013 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
- Эванс, Роберт (1994). Ребенок остается в кадре . Лос-Анджелес: New Star Press. стр. 247–259. ISBN 978-0-06-222832-1 .
- Гольдман, Уильям (2000). Какую ложь я сказал? Еще приключения в сфере экранной торговли . Нью-Йорк: Книги Пантеона . стр. 95–96. ISBN 0-375-40349-3 . LCCN 99-045130 - через Интернет-архив.
- Кауфманн, Стэнли (13 апреля 1974 г.). «Классика кино TNR: Великий Гэтсби» . Новая Республика . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
- Кент, Дэвид (1993). Австралийский картографический сборник 1970–1992 гг. (Иллюстрированное издание). Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. п. 281. ИСБН 0-646-11917-6 – через Google Книги.
- Макгиллиган, Патрик (9 ноября 2015 г.). Жизнь Джека: Биография Джека Николсона (обновленная и расширенная) . ISBN 978-0-393-35097-5 .
- «Национальная портретная галерея: Великий Гэтсби» . Смитсоновский институт.com . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . Проверено 17 июля 2023 г.
- Народный штаб (4 марта 1974 г.). «Мия вернулась, и Гэтсби поймал ее» . Люди . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 1 сентября 2018 г.
- Синьярд, Нил (2000). Джек Клейтон . Соединенное Королевство: Издательство Манчестерского университета . п. 289. ИСБН 0-7190-5505-9 .
- « Великий Гэтсби (А)» . Лондон, Англия: Британский совет классификации фильмов . 12 марта 1974 года . Проверено 7 апреля 2013 г.
- Тределл, Николас (28 февраля 2007 г.). «Великий Гэтсби» Фицджеральда: Руководство для читателя . Лондон: Издательство Continuum . п. 101. ИСБН 978-0-8264-9010-0 . Проверено 14 ноября 2023 г. - из Интернет-архива.
- Уильямс, Теннесси (1975). Мемуары . Нью-Йорк: Doubleday & Company . п. 78. ИСБН 0-385-00573-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1974 года
- Фильмы по мотивам «Великого Гэтсби»
- романтические драмы 1974 года
- Американские романтические драматические фильмы
- Фильмы Джека Клейтона
- Фильмы по сценариям Фрэнсиса Форда Копполы
- Фильмы, написанные Нельсоном Риддлом
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Род-Айленде
- Фильмы, снятые на студии Pinewood Studios
- Фильмы, снятые в Массачусетсе
- Фильмы Paramount Pictures
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучший оригинальный саундтрек
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучший дизайн костюмов
- Фильмы с участием лучшей актрисы второго плана, получившей «Золотой глобус»
- Фильмы о еврейско-американской организованной преступности
- Фильмы о сухом законе в США
- Действие фильмов происходит в Нью-Йорке (штат)
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов