Жорж Орик
Жорж Орик | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 15 февраля 1899 г. |
Умер | 23 июля 1983 г. | ( 84 года
Жорж Орик (англ. Французский: [ɔʁik] ; 15 февраля 1899 — 23 июля 1983) — французский композитор, родился в Лодеве, Эро , Франция. [1] Его считали одним из Les Six , группы художников, неофициально связанных с Жаном Кокто и Эриком Сати . [2] До того, как ему исполнилось 20 лет, он оркестровал и написал музыку для нескольких балетов и постановок. У него также была долгая и выдающаяся карьера композитора для фильмов.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Жорж Орик начал свою музыкальную карьеру в молодом возрасте, выступив с сольным концертом на фортепиано в Société Musicale Indépendante в возрасте 14 лет. [3] Несколько песен, которые он написал, были затем исполнены в следующем году Société Nationale de Musique . [4] Наряду со своими ранними профессиональными успехами, Аурик изучал музыку в Парижской консерватории , а также композицию у Винсента д'Инди в Schola Cantorum de Paris и Альберта Русселя . [5] [6] Получив признание как вундеркинд как в композиции, так и в игре на фортепиано, в следующее десятилетие он стал протеже Эрика Сати. В 1910-х и 20-х годах он внес значительный вклад в развитие авангардной музыки в Париже и находился под значительным влиянием Кокто и других композиторов Les Six . [7]
Карьера
[ редактировать ]
Ранние композиции Аурика были отмечены реакцией на музыкальный истеблишмент и использованием справочного материала. Из-за этого, а также из-за его связи с Кокто и Сати, Орик был объединен в Les Six музыкальным критиком Анри Колле и дружил с художником Жаном Гюго . Его участие привело к написанию постановок стихов и других текстов в виде песен и мюзиклов. Вместе с другими пятью композиторами он написал произведение для L'Album des Six . В 1921 году Кокто попросил его написать музыку к его балету « Марии де ла тур по Эйфелевой башне» . У него было мало времени, поэтому он попросил своих коллег-композиторов Les Six внести немного музыки. Все, кроме Луи Дьюри, согласились. За это время он написал свою одноактную оперу « Sous le masque» (1927) (более ранняя опера «Королева сердца» (1919) утеряна). Также в 1927 году он исполнил Рондо для детского балета L'Eventail de Jeanne , созданного в сотрудничестве десяти французских композиторов. В 1952 году он участвовал в еще одном сотрудничестве - наборе оркестровых вариаций. Ла Гирланд де Кампра . Les Six , хотя и была неформальной и недолговечной группой, стала известна своей реакцией на музыкальный истеблишмент того времени и пропагандой абсурдизма и сатиры; группа восстала против Вагнера так же, как и против Дебюсси. Музыка этих композиторов, в том числе Орика, представляла особую культурную сцену Парижа того времени и отвергала международные стили, привнесенные русской и немецкой музыкой, а также импрессионизм и символизм Дебюсси. [8] Дальнейшее развитие Аурика как композитора-популиста было прообразом многих техник и идеалов Les Six, особенно использования популярной музыки и ситуаций. Музыка цирка или танцевального зала играла значительную роль в музыке Les Six, особенно в их реальных коллаборациях. [9] Однако вскоре Les Six распались, и Аурик и другие по-разному подходили к своему искусству.
После первых успехов как композитора-авангардиста Аурик пережил переходный период 1930-х годов. Он начал писать для кино в 1930 году, а в 1931 году написал музыку для фильма «À Nous la Liberté» , которая была хорошо принята; музыка Орика к фильму получила общее одобрение. [10] Когда он начинал успешную карьеру кинокомпозитора, его музыка пережила период застоя и перемен. Его Соната для фортепиано (1931) была плохо принята, и за ней последовал пятилетний период, в течение которого он написал очень мало, включая свои первые три партитуры к фильмам. Его сотрудничество с Кокто продолжалось в этот период, когда он написал партитуру к «Песне поэта» Кокто . Однако к 1935 году он отказался от элитарных и крайне референциальных взглядов своих ранних лет в пользу популистского подхода. [11] Он стал связан с левыми группами и публикациями, в том числе с Ассоциацией писателей и революционных артистов (AEAR), Домом культуры и Народной музыкальной федерацией. Он принял четыре стратегии сочинения музыки; во-первых, участвовать в группах с другими левыми художниками; во-вторых, охватить более широкую аудиторию, писая в большем количестве жанров; в-третьих, писать музыку, ориентированную на более молодую аудиторию; и в-четвертых, более непосредственно выражать свои политические взгляды в своей музыке. [7]
Фильмы, которые Аурик выбрал для написания музыки за свою карьеру кинокомпозитора, были созданы под влиянием этих вновь обретенных убеждений, а также старых ассоциаций. Он сотрудничал с Жаном Кокто, своим давним соратником еще со времен «Шестёрки», над одиннадцатью фильмами. [12] На протяжении многих лет он писал музыку для большого количества фильмов, в том числе фильмов, снятых во Франции, Англии и Америке. Среди его самых популярных партитур — партитура «Мулен Руж» . Песня из этого фильма «Где твое сердце?» стала очень популярной. [13] В 1962 году он отказался писать сценарии для кино, став директором Парижской национальной оперы , а затем председателем SACEM , Французского общества исполнительских прав. Аурик продолжал писать классическую камерную музыку, особенно для духовых инструментов, вплоть до своей смерти.
Музыкальная критика была еще одним важным аспектом карьеры Аурика. Его критика была сосредоточена на продвижении идеалов Les Six и Кокто, известных как esprit nouveau . В частности, его критика была сосредоточена на воспринимаемой претенциозности Дебюсси, Вагнера, Сен-Санса и Массне, а также на музыке тех, кто следовал их стилям. Кокто, Ле Сикс и Орик считали музыку этих композиторов оторванной от реальности и вместо этого предпочитали музыку, основанную на популизме. [14]
Личная жизнь и политика
[ редактировать ]В то время как Орик критиковал Сати в 1920-х годах за присоединение к Французской коммунистической партии , он стал ассоциироваться с несколькими левыми группами и в 1930-х годах сотрудничал с коммунистическими газетами «Марианна» и «Пари-Суар» . Ассоциация писателей и революционных художников (AEAR) занималась объединением советских и французских художников-коммунистов для обсуждения их целей и подходов к распространению своих идей среди общественности. Именно через эту группу Аурик познакомился со многими другими крайне левыми художниками и мыслителями. Эти идеалы отразились в концертной музыке Аурика, а также в его выборе музыки для фильмов. [15] В 1930 году Аурик женился на художнице Элеоноре Вильтер, которая умерла в 1982 году. [16] Орик умер в Париже 23 июля 1983 года в возрасте 84 лет и был похоронен на кладбище Монпарнас рядом со своей женой.
Избранные работы
[ редактировать ]- Труа интерлюдии для фортепиано и голоса (1914)
- Восемь стихотворений Жана Кокто для фортепиано и голоса (1918)
- Прощай, Нью-Йорк! для фортепиано (1919)
- Прелюдия для фортепиано (1919)
- Cheeks on Fire для фортепиано и голоса (1920)
- Увертюра и Ритурнель из оперы «Марии на Эйфелевой башне» для оркестра (1920)
- Пасторали для фортепиано (1920)
- Сонатина для фортепиано (1922)
- Ле Фашо (Балет) (1923)
- Cinq Bagatelles для фортепиано в 4 руки (1925)
- Моряки (Балет) (1925)
- Четыре песни несчастной Франции , 1943 (с: «Ричардом II Quarante» Луи Арагона из «Крев-Кёр» , 1941; «Le petit bois» Жюля Супервьеля из «Стихотворений несчастной Франции» , 1942, Ed. des Cahiers du Рона, 1942; «Мы не поем тебе», Элюар, из «Семи стихотворений о любви на войне» , № 6, 1943 , французский язык , 1944; В то время Супервьель выбрал изгнание, а Элюар и Арагон были в Сопротивлении. Все эти стихи в то время распространялись тайно.
Избранная фильмография
[ редактировать ]Более полный список можно найти во французской Википедии в статье о Жорже Орике (на французском языке) .
- Кровь поэта (1930)
- Свобода наша (1931)
- Дамское озеро (1934)
- Тайны Парижа (1935)
- Посланник (1937)
- Алиби (1937)
- Красный танцор (1937)
- Пикник на траве (1937)
- Тамара (1938)
- Дело Лафаржа (1938)
- Его дядя из Нормандии (1939)
- Мистер Маус (1942)
- Прекрасное приключение (1942)
- Убийца боится ночью (1942)
- Вечное возвращение (1943)
- Франсуа Вийон (1945)
- Фарандол (1945)
- Мертвая ночь (1945)
- Красавица и чудовище (1946)
- Пасторальная симфония (1946)
- Оттенок и крик (1947)
- Седьмая дверь (1947)
- Свадьба в пустыне (1948)
- Глазам памяти (1948)
- Паспорт в Пимлико (1948 г.)
- Руй Блас (1948)
- Майя (1949)
- Пиковая дама (1949)
- Тихая пыль (1949)
- Паук и муха (1949)
- Орфей (1950)
- Толпа Лавандового холма (1951)
- Дорогая Кэролайн (1951)
- Скачущий майор (1951)
- Любовники Брас-Морта (1951)
- Почтительная проститутка (1952)
- Мулен Руж (1952)
- Кожаносый (1952)
- Удар молнии Титфилда (1953)
- Римские каникулы (1953)
- Раб (1953)
- Плата за страх (1953)
- Разделенное сердце (1954)
- Имя (1955)
- Шери-Биби (1955)
- Лола Монтес (1955)
- Рифифи (1955)
- Горбун из Нотр-Дама (1956)
- Привет, печаль (1958)
- Падение ночного рая (1958)
- Рядом с «Нет времени» (1958)
- Сержант Икс (1960)
- Окончательное соглашение (1960)
- Прощай снова (1961)
- Невинные (1961)
- Повелители разума (1963)
- Мак тоже цветок (1966)
- Рождественская елка (1969)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 129. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Вера Рашин, «Les Six» и Жан Кокто», в: Music & Letters 38, вып. 2 (апрель 1957 г.), с. 164.
- ^ Колин Руст, Жорж Орик: Жизнь в музыке и политике (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2020), стр. 19.
- ^ Руст: «Достижение большой публики: Жорж Орик как популист», в: The Musical Quarterly 95 (2012), стр. 343.
- ^ «BFI Screenonline: Биография Орик, Жоржа (1899–1983)» . Screenonline.org.uk .
- ^ Руст, «Достигая...», с. 343.
- ^ Перейти обратно: а б Руст, «Достигая...», с. 344.
- ^ «Жорж Орик — французский композитор» . Британская энциклопедия .
- ^ Рашин, «'Les Six'...», с. 166.
- ^ Колин Руст, «Скажи это с Жоржем Ориком»: Музыка для фильмов и новый дух», в: Музыка двадцатого века 6 (2009), стр. 133–134.
- ^ Руст, «Достигая...», с. 343–344.
- ^ Руст, «Скажи это с...», с. 138.
- ^ Британская энциклопедия , «Жорж Аурик».
- ^ Руст, «Скажи это с...», с. 135-136.
- ^ Руст, «Достигая...», с. 354.
- ^ Руст, «Скажи это...», с. 139.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Жоржем Ориком, на Викискладе?
- 1899 рождений
- 1983 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы балета
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские коммунисты
- Французские композиторы музыки к фильмам
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Шесть
- Французские композиторы-мужчины для фильмов
- Люди из Лодева
- Студенты Школы певцов Парижа
- Композиторы Русского балета
- Члены Королевской академии Бельгии
- Директора Парижской оперы
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Окситанские музыканты