Альберт Руссель
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2011 г. ) |

Альбер Шарль Поль Мари Руссель (англ. Французское произношение: [albɛʁ ʃaʁl pɔl maʁi ʁusɛl] ; 5 апреля 1869 — 23 августа 1937) — французский композитор . Он прослужил семь лет гардемарином , обратился к музыке, будучи взрослым, и стал одним из самых выдающихся французских композиторов межвоенного периода . Его ранние работы находились под сильным влиянием импрессионизма Дебюсси и , Равеля а позже он обратился к неоклассицизму .
Биография
[ редактировать ]
Руссель родился в Туркуэне ( Норд ), и его первый интерес был не к музыке, а к математике . Он служил во французском флоте, а в 1889 и 1890 годах служил в экипаже фрегата « Ифигения» и провел несколько лет на юге Вьетнама . [1] Эти путешествия повлияли на него в творческом плане, поскольку многие из его музыкальных произведений отражали его интерес к далеким экзотическим местам.
После ухода из военно-морского флота в 1894 году он начал изучать гармонию в Рубе , сначала у Жюльена Кошуля (дедушки композитора Анри Дютийе ), который поощрял его продолжить свое образование в Париже у Эжена Жигу ; Затем Руссель продолжил обучение до 1908 года в Schola Cantorum de Paris , где одним из его учителей был Винсент д'Инди . Во время учебы Руссель также преподавал. Среди его учеников были Эрик Сати и Эдгар Варез . (См.: Список студентов-музыкантов по учителю: от R до S#Альбера Русселя .)
Во время Первой мировой войны Руссель служил водителем санитарной машины на Западном фронте . После войны он купил дачу в Нормандии и большую часть времени посвятил композиции.
Начиная с 1923 года, другим учеником Русселя был Богуслав Мартину , который посвятил свою Серенаду для камерного оркестра (1930). Русселю [2] Французский композитор и музыковед Ивонн Роксет также училась у Русселя. [3]
Его шестидесятилетие ознаменовалось серией из трех концертов его произведений в Париже; концерты также включали исполнение сборника фортепианных пьес « Посвящение Альберту Русселю» , написанного несколькими композиторами, в том числе Ибертом , Пуленком и Онеггером . [1] [4]
Руссель умер в Руане в 1937 году и был похоронен на кладбище Сен-Валери в Варанжевиль-сюр-Мер .
Композиции
[ редактировать ]По темпераменту Руссель был преимущественно классиком . Хотя его ранние работы находились под сильным влиянием импрессионизма , в конечном итоге он пришел к личному стилю, который был более формальным по дизайну, с сильным ритмическим драйвом и более отчетливой близостью к функциональной тональности , чем это можно найти в работах его более известных современников. Дебюсси, Равель, Сати и Стравинский .
Обучение Русселя в Schola Cantorum с акцентом на строгие академические модели, такие как Палестрина и Бах , оставило след в его зрелом стиле, который характеризуется контрапунктическими текстурами. Русселя В целом оркестровка довольно тяжелая по сравнению с тонким и нюансированным стилем других французских композиторов, таких как Дебюсси или даже Габриэль Форе . В своих оркестровых произведениях он сохранил что-то от романтической эстетики, и это отличает его от Стравинского и Les Six .
Он также интересовался джазом . Этот интерес привел к написанию фортепианно-вокальной композиции под названием «Jazz dans la nuit» Равеля , которая по своему вдохновению была похожа на другие произведения, вдохновленные джазом, такие как вторая часть Скрипочной сонаты Мийо или «Создание мира» .
Самыми важными произведениями Русселя были балеты «Le festin de l'araignée» , «Вакх и Ариана» и «Эней» , а также четыре симфонии , из которых Третья соль минор и Четвертая ля мажор высоко ценятся и олицетворяют его зрелый неоклассический стиль. Среди других его работ - многочисленные балеты, оркестровые сюиты , фортепианный концерт , концертино для виолончели с оркестром, псалом для хора и оркестра, музыкальное сопровождение для театра, а также много камерной музыки , сольной фортепианной музыки и песен.
Критический прием
[ редактировать ]В 1929 году один французский критик Анри Пруньер описал поиск Русселем собственного голоса: [4]
Альбер Руссель долгое время искал себя среди разнообразных и противоречивых влияний. Казалось, он колебался между тенденциями Сезара Франка и Винсента д'Инди и тенденциями Клода Дебюсси. Скрипичная соната, трио, « Поэма де ла Форе» произошли более или менее непосредственно из франкской школы, « Фестин де л'Аренье» и «Воспоминания» дебюссийского импрессионизма; и все же только рука Альбера Русселя могла бы написать эту музыку, столь тонкую и столь прочно закрепленную в своем замысле... С «Падмавати » новый Руссель начинает осознавать свои возможности и свою индивидуальную технику... Затем появились произведения совершенная однородность и примечательная оригинальность. Композитор больше не ищет свой путь – он его нашел. Прелюдия к печатному празднику , сюита фа мажор, концерт и, наконец, 80-й псалом — шедевры, отмечающие последний этап творчества этого великого артиста.
Артуро Тосканини включил сюиту из балета Le festin de l'araignée в один из своих транслируемых концертов с Симфоническим оркестром NBC . Рене Лейбовиц записал эту сюиту в 1952 году с Парижским филармоническим оркестром, а Жорж Претр записал ее с Национальным оркестром Франции для EMI в 1984 году.
Одна краткая оценка его карьеры гласит: [5]
Руссель никогда не достигнет популярности Дебюсси или Равеля, поскольку его произведениям не хватает чувственной привлекательности... тем не менее, он был важным и убедительным французским композитором. При неоднократном прослушивании его музыка становится все более интригующей своей тонкой ритмической жизненностью. Он может быть попеременно блестящим, терпким, нежным, едким, сухим и юмористическим. Его великолепная Сюита для фортепиано (соч. 14, 1911) демонстрирует его мастерство в старых танцевальных формах. Балетные партитуры «Le Festin de l'araignée» ( «Пир паука», соч. 17, 1913 г.) и «Вакх и Ариана» (соч. 43, 1931 г.) яркие и живописные, а Третья и Четвертая симфонии относятся к числу лучших произведений французской симфонии. .
Один критик XXI века, обсуждая Третью симфонию, писал: [6]
Для широкой публики Руссель остается почти знаменитым, его работы выходят далеко за рамки универсального репертуара. Его музыка, иными словами, находится на грани между незабываемым и незабываемым. Письмо противопоставляет несвязанные тональности друг другу, но в конечном итоге ищет сильные тональные центры; другими словами, он может лаять и рычать, но в конце концов виляет хвостом. Движение Vivace — это карнавал буйной энергии. Руссель был больше, чем просто диссидентом, выступавшим против XIX века.
Коллекция Альберта Русселя
[ редактировать ]Ассоциация Les Amis belges d'Albert Roussel (Бельгийские друзья Альберта Русселя) была основана в 1979 году Андре Петерсом . В 1986 году ассоциация передала коллекцию документов, связанных с Русселем, Музыкальному отделу Королевской библиотеки Бельгии , создав таким образом самую важную коллекцию архивных источников о композиторе за пределами Франции. Коллекция содержит множество уникальных документов, в том числе дюжину музыкальных рукописей, автографы, около 250 писем (из них 100 неопубликованных), путевой дневник, записи (включая большинство ранних записей его сочинений), иконографию, большую коллекцию вырезок из прессы, программы и другие документы, связанные с творчеством и жизнью Русселя. [7] [ не удалось пройти проверку ]
Работает
[ редактировать ]Этап
[ редактировать ]- Le Marchand de sable qui passe ( Песочный человек ), музыкальная композиция к стихотворной пьесе Жана-Обри, Гавр , 16 декабря 1908 г., соч. 13
- «Паучий пир» , балет в одном действии. фп 3 апреля 1913 г., соч.
- Падмавати , опера в 2-х действиях (1913–18, Луи Лалой, по Т.-М. Пави). fp Парижская опера , 1 июня 1923 г., соч. 18
- Рождение лиры , опера в 1 действии, Парижская опера , 1 июля 1925 г., соч.
- Сарабанда (1927; для детского балета L'éventail de Jeanne , в котором каждый из десяти французских композиторов написал свой танец)
- Вакх и Ариадна (балет) , балет в двух действиях. fp Парижская опера , 22 мая 1931 г., соч. 43
- Эней , балет для хора и оркестра, соч. 54, 1935 г.
- Le testament de la tanto Кэролайн , опера в 3-х действиях, 14 ноября 1936 г.
- Прелюдия ко второму акту оперы Кваторский Джульет» « Ромена Роллана , Париж, 14 июля 1936 года.
- Эльпенор , для камерного ансамбля, партитура для радио, 1947, соч. 59 (ПОСЛЕДНИЙ ЗАКОНЧЕННЫЙ ОПУС – 1937 г.)
Оркестровый
[ редактировать ]- «Воскресение» , Прелюдия для оркестра, соч. 4 (1903)
- Симфония № 1 ре минор «Поэма леса» , соч. 7 (1904–1906)
- «Воспоминания » для оркестра, меццо-сопрано, тенора, баритона и хора, соч. 15 (1910–11)
- Сюиты «Падмавати» (№ 1 и 2), соч. 18 (1918)
- К весеннему празднику» , соч. 22 (1920) Симфоническая поэма «
- Симфония № 2 си-бемоль мажор, соч. 23 (1919–1921)
- Сюита для оркестра фа мажор, соч. 33 (1926)
- Концерт для малого оркестра, соч. 34 (1926–1927)
- Маленькая сюита , соч. 39 (1929)
- Симфония № 3 соль минор, соч. 42 (1929–30), по заказу Бостонского симфонического оркестра к его 50-летию. [6]
- Симфониетта для струнного оркестра , соч. 52 (1934)
- Симфония № 4 ля мажор, соч. 53 (1934)
- «Фламандская рапсодия» , соч. 56 (1936)
концертанте
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 36 (1927)
- Концертино для виолончели, соч. 57 (1936)
Хоровой
[ редактировать ]- 80-й псалом для тенора, хора и оркестра, соч. 37 (1928)
Сольные вокальные произведения
[ редактировать ]- Четыре стихотворения , соч. 3 (1903)
- Четыре стихотворения , соч. 8 (1907)
- Угроза , соч. 9 (1907–1908)
- Пламя , соч. 10 (1908)
- Два китайских стихотворения , соч. 12 (1908)
- Две мелодии , соч. 19 (1918)
- Две мелодии , соч. 20 (1919)
- Два стихотворения Ронсара , соч. 26 (1924)
- Анакреонтические оды , соч. 31 (1926)
- Анакреонтические оды , соч. 32 (1926)
- Два китайских стихотворения , соч. 35 (1927)
- Вокализ (1927)
- Джаз в ночи , соч. 38 (1928)
- Вокализ-этюд (1928)
- Цветок, подаренный моей дочери (1931)
- Две идиллии , соч. 44 (1932)
- Два китайских стихотворения , соч. 47 (1932)
- Две мелодии , соч. 50 (1934)
- Две мелодии , соч. 55 (1935)
Камерный/инструментальный
[ редактировать ]- Фортепианное трио ми-бемоль, соч. 2 (1902 г., ред. 1927 г.)
- Дивертисмент для фортепиано и духового квинтета, соч. 6 (1906)
- Соната для скрипки № 1 ре минор, соч. 11 (1907–1908)
- Экспромт, для арфы, соч. 21 (1919)
- Флейтисты , для флейты и фортепиано, соч. 27 (1924)
- Соната для скрипки № 2 ля мажор, соч. 28 (1924)
- Сеговия , для гитары, соч. 29 (1925)
- Дуэт, для фагота и контрабаса, без опуса (1925)
- Серенада для флейты, струнного трио и арфы, соч. 30 (1925)
- Трио, для флейты, альта и виолончели, соч. 40 (1929)
- Струнный квартет, соч. 45 (1931–1932)
- Анданте и скерцо, для флейты и фортепиано, соч. 51 (1934)
- Трубка , для пикколо и фортепиано, без опуса (1934)
- Струнное трио, соч. 58 (1937)
- Анданте из неоконченного духового трио для гобоя, кларнета и фагота (1937)
Соло фортепиано
[ редактировать ]- Проходят часы , соч. 1 (1898)
- Сказка с куклой (1904)
- Рустики , соч. 5 (1906)
- Сюита фа-диез минор, соч. 14 (1910)
- Маленький вечный канон (1913)
- Сонатина, соч. 16 (1914)
- Сомнение (1919)
- Приветствие муз [памяти Дебюсси] (1920)
- Прелюдия и фуга, соч. 46 (1932)
- Три пьесы, соч. 49 (1933)
Записи
[ редактировать ]- Симфонии 1–4 - Национальный оркестр Франции / Шарль Дютуа (Apex - Erato Records )
- Симфонии 1–4 - Филармонический оркестр Радио Франции / Марек Яновский ( RCA Victor Red Seal )
- Симфонии 1–4 и Ариадна и Вакх - Королевский шотландский национальный оркестр / Стефан Денев ( Naxos Records )
- Симфония № 3 — Нью-Йоркский филармонический оркестр / Леонард Бернстайн ( Sony Classical )
- Симфония № 4 - Филармонический оркестр / Герберт фон Караян ( EMI )
- Симфония № 2, Эней , Вакх , Паучий пир – ОРТФ/ Жан Мартинон (Эрато)
- Симфонии № 3 и 4 - Оркестр Парижской консерватории / Андре Клютенс ( Angel Records )
- Падмавати (опера) – Лондонский симфонический оркестр/Жан Мартинон (BBC)
- Падмавати — Мэрилин Хорн , Николай Гедда , Мишель Плассон, дирижеры (EMI)
- Полное собрание камерной музыки – участники квартета Шенберг, 3 компакт-диска (Brilliant Classics)
- Полное собрание сочинений для фортепиано – Ален Раэс
- Les Mélodies – Полное собрание сольных вокальных произведений ( Мари Девеллеро , сопрано/ Ян Бёрон , тенор/Лоран Наури, фортепиано/ Билли Эйди , фортепиано/Люксембургский филармонический оркестр/дирижер Жан-Ив Оссонс)
- Трио для флейты, альта и виолончели, соч. 40 (Boston Records B-208) Дорио Энтони Дуайер, флейта, Жозеф де Паскуале, альт, Сэмюэл Мэйес, виолончель
См. также
[ редактировать ]- Международный фестиваль Альберта-Русселя
- Список водителей скорой помощи во время Первой мировой войны
- Марсель Гомон Скульптор на могиле композитора
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б New York Times : «Альбер Руссель, 68 лет, французский композитор, мертв», 25 августа 1937 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
- ↑ New York Times : Бернард Холланд, «Что вы играете вечером? Серенады. Лунный свет им становится», 8 февраля 2007 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
- ^ Вир, Альберт Э. (1938). Энциклопедия музыки и музыкантов Macmillan . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 1568.
- ^ Jump up to: а б New York Times : Генри Пруньер, «Фестиваль Русселла», 26 мая 1929 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
- ^ Дэвид Дубал, Основной канон классической музыки (Нью-Йорк: North Point Press, 2001), 442
- ^ Jump up to: а б New York Times : Бернард Холланд, «Бостонский симфонический оркестр воссоединяется с друзьями в Тэнглвуде», 11 июля 2006 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
- ^ «Главная • КБР» . Кбр.бе. Проверено 12 февраля 2023 г.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Николас Слонимский, изд., Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. (Нью-Йорк: Schirmer Books, 19930, ISBN 0-02-872416-X
- Дэмиен Топ, Альбер Руссель 1869–1937, моряк-музыкант (Париж: Сегье, 2000)
- Дэмиен Топ, «Альбер Руссель», коллекция Horizons (Париж: Bleu Nuit, 2016)
- Генри Доски, Фортепианная музыка Альберта Русселя (Университет Индианы, 1981)
- Бэзил Дин, Альберт Руссель (Лондон: Barrie & Rockliff, 1962; Greenwood Press Reprint, 1980)
- Норман Демут, Альберт Руссель: исследование (United Music Publishers, 1946. Вестпорт, Коннектикут: Hyperion Press, 1979)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1869 рождений
- 1937 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Концертная группа композиторов
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы-классики
- Французские оперные композиторы
- Композиторы-импрессионисты
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Люди из Туркуэна
- Ученики Эжена Жигу
- Ученики Винсента д'Инди
- Студенты Школы певцов Парижа
- Композиторы для арфы