Jump to content

Альберт Руссель

Альберт Руссель

Альбер Шарль Поль Мари Руссель (англ. Французское произношение: [albɛʁ ʃaʁl pɔl maʁi ʁusɛl] ; 5 апреля 1869 — 23 августа 1937) — французский композитор . Он прослужил семь лет гардемарином , обратился к музыке, будучи взрослым, и стал одним из самых выдающихся французских композиторов межвоенного периода . Его ранние работы находились под сильным влиянием импрессионизма Дебюсси и , Равеля а позже он обратился к неоклассицизму .

Биография

[ редактировать ]

Руссель родился в Туркуэне ( Норд ), и его первый интерес был не к музыке, а к математике . Он служил во французском флоте, а в 1889 и 1890 годах служил в экипаже фрегата « Ифигения» и провел несколько лет на юге Вьетнама . [1] Эти путешествия повлияли на него в творческом плане, поскольку многие из его музыкальных произведений отражали его интерес к далеким экзотическим местам.

После ухода из военно-морского флота в 1894 году он начал изучать гармонию в Рубе , сначала у Жюльена Кошуля (дедушки композитора Анри Дютийе ), который поощрял его продолжить свое образование в Париже у Эжена Жигу ; Затем Руссель продолжил обучение до 1908 года в Schola Cantorum de Paris , где одним из его учителей был Винсент д'Инди . Во время учебы Руссель также преподавал. Среди его учеников были Эрик Сати и Эдгар Варез . (См.: Список студентов-музыкантов по учителю: от R до S#Альбера Русселя .)

Во время Первой мировой войны Руссель служил водителем санитарной машины на Западном фронте . После войны он купил дачу в Нормандии и большую часть времени посвятил композиции.

Начиная с 1923 года, другим учеником Русселя был Богуслав Мартину , который посвятил свою Серенаду для камерного оркестра (1930). Русселю [2] Французский композитор и музыковед Ивонн Роксет также училась у Русселя. [3]

Его шестидесятилетие ознаменовалось серией из трех концертов его произведений в Париже; концерты также включали исполнение сборника фортепианных пьес « Посвящение Альберту Русселю» , написанного несколькими композиторами, в том числе Ибертом , Пуленком и Онеггером . [1] [4]

Руссель умер в Руане в 1937 году и был похоронен на кладбище Сен-Валери в Варанжевиль-сюр-Мер .

Композиции

[ редактировать ]

По темпераменту Руссель был преимущественно классиком . Хотя его ранние работы находились под сильным влиянием импрессионизма , в конечном итоге он пришел к личному стилю, который был более формальным по дизайну, с сильным ритмическим драйвом и более отчетливой близостью к функциональной тональности , чем это можно найти в работах его более известных современников. Дебюсси, Равель, Сати и Стравинский .

Обучение Русселя в Schola Cantorum с акцентом на строгие академические модели, такие как Палестрина и Бах , оставило след в его зрелом стиле, который характеризуется контрапунктическими текстурами. Русселя В целом оркестровка довольно тяжелая по сравнению с тонким и нюансированным стилем других французских композиторов, таких как Дебюсси или даже Габриэль Форе . В своих оркестровых произведениях он сохранил что-то от романтической эстетики, и это отличает его от Стравинского и Les Six .

Он также интересовался джазом . Этот интерес привел к написанию фортепианно-вокальной композиции под названием «Jazz dans la nuit» Равеля , которая по своему вдохновению была похожа на другие произведения, вдохновленные джазом, такие как вторая часть Скрипочной сонаты Мийо или «Создание мира» .

Самыми важными произведениями Русселя были балеты «Le festin de l'araignée» , «Вакх и Ариана» и «Эней» , а также четыре симфонии , из которых Третья соль минор и Четвертая ля мажор высоко ценятся и олицетворяют его зрелый неоклассический стиль. Среди других его работ - многочисленные балеты, оркестровые сюиты , фортепианный концерт , концертино для виолончели с оркестром, псалом для хора и оркестра, музыкальное сопровождение для театра, а также много камерной музыки , сольной фортепианной музыки и песен.

Критический прием

[ редактировать ]

В 1929 году один французский критик Анри Пруньер описал поиск Русселем собственного голоса: [4]

Альбер Руссель долгое время искал себя среди разнообразных и противоречивых влияний. Казалось, он колебался между тенденциями Сезара Франка и Винсента д'Инди и тенденциями Клода Дебюсси. Скрипичная соната, трио, « Поэма де ла Форе» произошли более или менее непосредственно из франкской школы, « Фестин де л'Аренье» и «Воспоминания» дебюссийского импрессионизма; и все же только рука Альбера Русселя могла бы написать эту музыку, столь тонкую и столь прочно закрепленную в своем замысле... С «Падмавати » новый Руссель начинает осознавать свои возможности и свою индивидуальную технику... Затем появились произведения совершенная однородность и примечательная оригинальность. Композитор больше не ищет свой путь – он его нашел. Прелюдия к печатному празднику , сюита фа мажор, концерт и, наконец, 80-й псалом — шедевры, отмечающие последний этап творчества этого великого артиста.

Артуро Тосканини включил сюиту из балета Le festin de l'araignée в один из своих транслируемых концертов с Симфоническим оркестром NBC . Рене Лейбовиц записал эту сюиту в 1952 году с Парижским филармоническим оркестром, а Жорж Претр записал ее с Национальным оркестром Франции для EMI в 1984 году.

Одна краткая оценка его карьеры гласит: [5]

Руссель никогда не достигнет популярности Дебюсси или Равеля, поскольку его произведениям не хватает чувственной привлекательности... тем не менее, он был важным и убедительным французским композитором. При неоднократном прослушивании его музыка становится все более интригующей своей тонкой ритмической жизненностью. Он может быть попеременно блестящим, терпким, нежным, едким, сухим и юмористическим. Его великолепная Сюита для фортепиано (соч. 14, 1911) демонстрирует его мастерство в старых танцевальных формах. Балетные партитуры «Le Festin de l'araignée» ( «Пир паука», соч. 17, 1913 г.) и «Вакх и Ариана» (соч. 43, 1931 г.) яркие и живописные, а Третья и Четвертая симфонии относятся к числу лучших произведений французской симфонии. .

Один критик XXI века, обсуждая Третью симфонию, писал: [6]

Для широкой публики Руссель остается почти знаменитым, его работы выходят далеко за рамки универсального репертуара. Его музыка, иными словами, находится на грани между незабываемым и незабываемым. Письмо противопоставляет несвязанные тональности друг другу, но в конечном итоге ищет сильные тональные центры; другими словами, он может лаять и рычать, но в конце концов виляет хвостом. Движение Vivace — это карнавал буйной энергии. Руссель был больше, чем просто диссидентом, выступавшим против XIX века.

Коллекция Альберта Русселя

[ редактировать ]

Ассоциация Les Amis belges d'Albert Roussel (Бельгийские друзья Альберта Русселя) была основана в 1979 году Андре Петерсом . В 1986 году ассоциация передала коллекцию документов, связанных с Русселем, Музыкальному отделу Королевской библиотеки Бельгии , создав таким образом самую важную коллекцию архивных источников о композиторе за пределами Франции. Коллекция содержит множество уникальных документов, в том числе дюжину музыкальных рукописей, автографы, около 250 писем (из них 100 неопубликованных), путевой дневник, записи (включая большинство ранних записей его сочинений), иконографию, большую коллекцию вырезок из прессы, программы и другие документы, связанные с творчеством и жизнью Русселя. [7] [ не удалось пройти проверку ]

Работает

[ редактировать ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • «Воскресение» , Прелюдия для оркестра, соч. 4 (1903)
  • Симфония № 1 ре минор «Поэма леса» , соч. 7 (1904–1906)
  • «Воспоминания » для оркестра, меццо-сопрано, тенора, баритона и хора, соч. 15 (1910–11)
  • Сюиты «Падмавати» (№ 1 и 2), соч. 18 (1918)
  • К весеннему празднику» , соч. 22 (1920) Симфоническая поэма «
  • Симфония № 2 си-бемоль мажор, соч. 23 (1919–1921)
  • Сюита для оркестра фа мажор, соч. 33 (1926)
  • Концерт для малого оркестра, соч. 34 (1926–1927)
  • Маленькая сюита , ​​соч. 39 (1929)
  • Симфония № 3 соль минор, соч. 42 (1929–30), по заказу Бостонского симфонического оркестра к его 50-летию. [6]
  • Симфониетта для струнного оркестра , соч. 52 (1934)
  • Симфония № 4 ля мажор, соч. 53 (1934)
  • «Фламандская рапсодия» , соч. 56 (1936)

концертанте

[ редактировать ]
  • Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 36 (1927)
  • Концертино для виолончели, соч. 57 (1936)
  • 80-й псалом для тенора, хора и оркестра, соч. 37 (1928)

Сольные вокальные произведения

[ редактировать ]
  • Четыре стихотворения , соч. 3 (1903)
  • Четыре стихотворения , соч. 8 (1907)
  • Угроза , соч. 9 (1907–1908)
  • Пламя , соч. 10 (1908)
  • Два китайских стихотворения , соч. 12 (1908)
  • Две мелодии , соч. 19 (1918)
  • Две мелодии , соч. 20 (1919)
  • Два стихотворения Ронсара , соч. 26 (1924)
  • Анакреонтические оды , соч. 31 (1926)
  • Анакреонтические оды , соч. 32 (1926)
  • Два китайских стихотворения , соч. 35 (1927)
  • Вокализ (1927)
  • Джаз в ночи , соч. 38 (1928)
  • Вокализ-этюд (1928)
  • Цветок, подаренный моей дочери (1931)
  • Две идиллии , соч. 44 (1932)
  • Два китайских стихотворения , соч. 47 (1932)
  • Две мелодии , соч. 50 (1934)
  • Две мелодии , соч. 55 (1935)

Камерный/инструментальный

[ редактировать ]
  • Фортепианное трио ми-бемоль, соч. 2 (1902 г., ред. 1927 г.)
  • Дивертисмент для фортепиано и духового квинтета, соч. 6 (1906)
  • Соната для скрипки № 1 ре минор, соч. 11 (1907–1908)
  • Экспромт, для арфы, соч. 21 (1919)
  • Флейтисты , для флейты и фортепиано, соч. 27 (1924)
  • Соната для скрипки № 2 ля мажор, соч. 28 (1924)
  • Сеговия , для гитары, соч. 29 (1925)
  • Дуэт, для фагота и контрабаса, без опуса (1925)
  • Серенада для флейты, струнного трио и арфы, соч. 30 (1925)
  • Трио, для флейты, альта и виолончели, соч. 40 (1929)
  • Струнный квартет, соч. 45 (1931–1932)
  • Анданте и скерцо, для флейты и фортепиано, соч. 51 (1934)
  • Трубка , для пикколо и фортепиано, без опуса (1934)
  • Струнное трио, соч. 58 (1937)
  • Анданте из неоконченного духового трио для гобоя, кларнета и фагота (1937)

Соло фортепиано

[ редактировать ]
  • Проходят часы , соч. 1 (1898)
  • Сказка с куклой (1904)
  • Рустики , соч. 5 (1906)
  • Сюита фа-диез минор, соч. 14 (1910)
  • Маленький вечный канон (1913)
  • Сонатина, соч. 16 (1914)
  • Сомнение (1919)
  • Приветствие муз [памяти Дебюсси] (1920)
  • Прелюдия и фуга, соч. 46 (1932)
  • Три пьесы, соч. 49 (1933)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б New York Times : «Альбер Руссель, 68 лет, французский композитор, мертв», 25 августа 1937 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
  2. New York Times : Бернард Холланд, «Что вы играете вечером? Серенады. Лунный свет им становится», 8 февраля 2007 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
  3. ^ Вир, Альберт Э. (1938). Энциклопедия музыки и музыкантов Macmillan . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 1568.
  4. ^ Jump up to: а б New York Times : Генри Пруньер, «Фестиваль Русселла», 26 мая 1929 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
  5. ^ Дэвид Дубал, Основной канон классической музыки (Нью-Йорк: North Point Press, 2001), 442
  6. ^ Jump up to: а б New York Times : Бернард Холланд, «Бостонский симфонический оркестр воссоединяется с друзьями в Тэнглвуде», 11 июля 2006 г. , по состоянию на 23 марта 2011 г.
  7. ^ «Главная • КБР» . Кбр.бе. ​Проверено 12 февраля 2023 г.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Николас Слонимский, изд., Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. (Нью-Йорк: Schirmer Books, 19930, ISBN   0-02-872416-X
  • Дэмиен Топ, Альбер Руссель 1869–1937, моряк-музыкант (Париж: Сегье, 2000)
  • Дэмиен Топ, «Альбер Руссель», коллекция Horizons (Париж: Bleu Nuit, 2016)
  • Генри Доски, Фортепианная музыка Альберта Русселя (Университет Индианы, 1981)
  • Бэзил Дин, Альберт Руссель (Лондон: Barrie & Rockliff, 1962; Greenwood Press Reprint, 1980)
  • Норман Демут, Альберт Руссель: исследование (United Music Publishers, 1946. Вестпорт, Коннектикут: Hyperion Press, 1979)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b484016c240094f587cd3c5594efe20__1712804040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/20/0b484016c240094f587cd3c5594efe20.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Albert Roussel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)