Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина | |
---|---|
Рожденный | с 3 февраля 1525 г. по 2 февраля 1526 г. |
Умер | 2 февраля 1594 г. |
Работает | Список композиций |
Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (между 3 февраля 1525 г. и 2 февраля 1526 г. - 2 февраля 1594 г.) [n 1] итальянский композитор музыки позднего Возрождения . Палестрина, центральный представитель римской школы , наряду с Орландом де Лассусом и Томасом Луисом де Викторией , считается ведущим композитором Европы конца 16 века. [1]
В первую очередь известен своими мессами и мотетами, которых насчитывается более 105 и 250 соответственно. [2] Палестрина оказала длительное влияние на развитие церковной и светской музыки в Европе, особенно на развитие контрапункта . [3] По данным Grove Music Online , «успех Палестрины в согласовании функциональных и эстетических целей католической церковной музыки в посттридентский период принес ему прочную репутацию идеального католического композитора, а также придал свой стиль (или, точнее, более поздний избирательный взгляд поколений) культовый статус как образец совершенных достижений». [1]
Биография
[ редактировать ]Палестрина родилась в городе Палестрина , недалеко от Рима , тогда входившего в состав Папской области , в семье неаполитанцев Санто и Пальмы Пьерлуиджи в 1525 году, возможно, 3 февраля. Его мать умерла 16 января 1536 года, когда Палестрине было 10 лет. Документы свидетельствуют о том, что он впервые посетил Рим в 1537 году, когда он числился певчим в базилике Санта-Мария-Маджоре , одной из папских базилик Римской епархии , которая позволило ему изучать литературу и музыку. [4] В 1540 году он переехал в Рим, где учился в школе гугенота Клода Гудимеля . [4] Он также учился у Робина Маллаперта и Фирмина Лебеля . Большую часть своей карьеры он провел в городе.
Палестрина выросла как музыкант под влиянием североевропейского стиля полифонии , который был обязан своим доминированием в Италии прежде всего двум влиятельным нидерландским композиторам, Гийому Дюфе и Жоскину де Пре , которые провели там значительную часть своей карьеры. В самой Италии еще не было никого, кто имел бы сопоставимую славу или навыки в полифонии. [3] Орландо ди Лассо , сопровождавший Палестрину в ранние годы, также сыграл важную роль в формировании его стиля советника. [4]
С 1544 по 1551 год Палестрина был органистом собора Святого Агапито , главной церкви своего родного города. В 1551 году Папа Юлий III (ранее епископ Палестрины ) назначил Палестрину маэстро ди капелла или музыкальным руководителем Капеллы Джулии . [5] (Юлианская капелла, в смысле хор), хор капитула каноников собора Святого Петра . Палестрина посвятил Юлию III свои первые опубликованные сочинения (1554 г.), книгу Месс . Это была первая книга месс местного композитора, поскольку в итальянских государствах времен Палестрины большинство композиторов духовной музыки были из Нидерландов , Франции или Испании. [6] На самом деле книга была создана по образцу книги Кристобаля де Моралеса : гравюра на дереве на лицевой стороне почти точная копия гравюры из книги испанского композитора.
В 1555 году папа Павел IV приказал, чтобы все папские певчие были священнослужителями. Поскольку Палестрина рано женился и имел четверых детей, он не смог продолжать служить в часовне мирянином . [4]
В течение следующего десятилетия Палестрина занимал должности, аналогичные его назначению в часовне Юлиана, в других часовнях и церквях Рима, особенно в церкви Святого Иоанна Латеранского (1555–1560, должность, ранее занимаемую Лассом ) и Санта-Мария-Маджоре (1561–1566). В 1571 году он вернулся в часовню Юлиана и оставался в церкви Святого Петра до конца своей жизни. Десятилетие 1570-х годов было тяжелым лично для него: он потерял брата, двух сыновей и жену Лукрецию Гори в трех отдельных вспышках чумы (1572, 1575 и 1580 годы соответственно). Кажется, в это время он подумывал стать священником, но вместо этого женился повторно, на этот раз на богатой вдове Вирджинии Дормоли. Это, наконец, дало ему финансовую независимость (ему как хормейстеру платили мало), и он мог плодотворно сочинять до самой смерти.
Он умер в Риме от плеврита 2 февраля 1594 года. Как обычно, Палестрину похоронили в тот же день, когда он умер, в простом гробу со свинцовой пластиной, на которой была надпись Иоанн Петр Алоизий Пренестинус Музыка Принцепс . [7] пятичастный псалом Libera me Domine для трех хоров. На похоронах был исполнен [8] Похороны Палестрины прошли в соборе Святого Петра, и он был похоронен под полом базилики. Позже его могилу перекрыли новой постройкой, и попытки найти его могилу не увенчались успехом.
Его творчество продолжили итальянские композиторы Джованни Мария Нанино и Грегорио Аллегри , оба ученики его школы. [4]
Музыка
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Палестрина оставила сотни сочинений, в том числе 105 месс , 68 офферторий , не менее 140 мадригалов и более 300 мотетов . Кроме того, имеется по меньшей мере 72 гимна , 35 магнификатов , 11 ектений и четыре или пять наборов плача . [3] Мелодия Глории Палестрины из «Magnificat Tertii Toni» (1591) сегодня широко используется в мелодии гимна воскресения «Победа» («Раздор окончен»). [9]
Его отношение к мадригалам было несколько загадочным: если в предисловии к своему сборнику мотетов Canticum canticorum («Песнь песней») (1584 г.) он отказался от установки светских текстов, то лишь два года спустя он вернулся в печать со второй книгой своего светского сочинения. мадригалы (некоторые из них входят в число лучших произведений этого жанра). [3] Он опубликовал всего два сборника мадригалов с светскими текстами: один в 1555 году, другой в 1586 году. [3] Два других сборника представляли собой духовные мадригалы — жанр, любимый сторонниками Контрреформации. [3]
Мессы Палестрины показывают, как с течением времени развивался его композиционный стиль. [3] Его Missa sine nomine, кажется, была особенно привлекательной для Иоганна Себастьяна Баха , который изучал и исполнял ее во время написания мессы си минор . [10] Большая часть месс Палестрины появилась в тринадцати томах, напечатанных между 1554 и 1601 годами, последние семь изданы после его смерти. [3] [11]
Одна из его самых важных работ, Missa Papae Marcelli (Месса Папы Марцелла), исторически была связана с ошибочной информацией, касающейся Тридентского собора. Согласно этому рассказу (который лег в основу Ганса Пфицнера оперы «Палестрина »), он был составлен для того, чтобы убедить Тридентский собор в необходимости драконовского запрета на полифоническую трактовку текста в духовной музыке (в отличие, т. е. более понятная гомофоническая трактовка) была ненужной. [12] Однако более поздние исследования показывают, что эта месса на самом деле была составлена до того, как кардиналы собрались для обсуждения запрета (возможно, целых 10 лет назад). [12] Исторические данные показывают, что Тридентский собор как официальный орган никогда фактически не запрещал церковную музыку и не делал никаких постановлений или официальных заявлений по этому поводу. Эти истории возникли из неофициальных точек зрения некоторых участников Совета, которые обсуждали свои идеи с теми, кто не был причастен к обсуждениям Совета. Эти мнения и слухи на протяжении веков превращались в вымышленные рассказы, печатались и зачастую неверно преподносились как исторические факты. Хотя композиционные мотивы Палестрины неизвестны, он, возможно, вполне осознавал необходимость понятного текста; однако это не соответствовало какой-либо доктрине Контрреформации . [12] потому что такой доктрины не существует. Его характерный стиль оставался неизменным с 1560-х годов до конца его жизни. Гипотеза Роша о том, что кажущийся бесстрастный подход Палестрины к выразительным или эмоциональным текстам мог быть результатом того, что ему приходилось создавать многие из них на заказ, или из-за сознательного решения, что любая интенсивность выражения неуместна в церковной музыке, [3] отражает современные ожидания относительно свободы выражения и недооценивает степень, в которой настроение обстановки Палестрины адаптировано к литургическим случаям, для которых были созданы тексты, а не к построчному значению текста, и зависит от отличительных особенностей текста. церковные лады и вариации вокальной группировки для выразительного эффекта. Исполняющие издания и записи Палестрины, как правило, отдают предпочтение его произведениям в более знакомых модусах и стандартных (SATB) озвучках, недооценивая выразительное разнообразие его настроек.
Существует два полных издания произведений Палестрины: 33-томное издание, опубликованное Брайткопфом и Хертелем в Лейпциге, Германия, между 1862 и 1894 годами под редакцией Франца Ксавера Хаберля , и 34-томное издание, опубликованное в середине двадцатого века Фрателли Скалерой. в Риме, Италия, под редакцией Р. Казимири и других.
«Стиль Палестрины»
[ редактировать ]Одной из отличительных черт музыки Палестрины является то, что диссонансы обычно относят к «слабым» долям в такте. [13] Это привело к более плавному и согласному типу полифонии , который сейчас считается определяющим для музыки позднего Возрождения, учитывая положение Палестрины как ведущего композитора Европы после Жоскена де Пре (ум. 1521).
«Стиль Палестрины», преподаваемый на курсах колледжа, посвященных контрапункту эпохи Возрождения , часто основан на кодификации композитора и теоретика 18-го века Иоганна Йозефа Фукса , опубликованной как Gradus ad Parnassum («Шаги к Парнасу», 1725). Ссылаясь на Палестрину как на свою модель, Фукс разделил контрапункт на пять видов (отсюда и термин « видовой контрапункт »), разработанных как упражнения для ученика, в которых использовались все более сложные ритмические комбинации голосов, придерживаясь при этом строгих гармонических и мелодических требований. Этот метод получил широкое распространение и стал основной основой контрапунктической тренировки в 19 веке, но Фукс внес в стиль Палестрины ряд упрощений, в частности обязательное использование cantusfirmus в полубревах , которые были исправлены более поздними авторами, такими как Кнуд Джеппесен и Р.О. Моррис . Музыка Палестрины во многом соответствует правилам Фукса, особенно в пятом виде, но не соответствует его педагогическому формату.
Оправдалось главное представление о том, что «чистый» стиль полифонии, достигнутый Палестриной, следовал неизменному набору стилистических и комбинационных требований. Руководство Фукса было одобрено его современником И. С. Бахом , который сам аранжировал для исполнения две мессы Палестрины.
По словам Фукса, Палестрина установила и следовала следующим основным принципам:
- Поток музыки динамичен, а не застыл или статичен.
- Мелодия должна содержать несколько переходов между нотами. (Йеппесен: «Линия — отправная точка стиля Палестрины».) [13]
- Если произошел прыжок, он должен быть небольшим и немедленно парироваться пошаговым движением в противоположном направлении.
- Диссонансы должны ограничиваться паузами, проходными нотами и слабыми долями. Если кто-то попадает на сильный бит (в дисквалификацию), это нужно немедленно решать.
Фукс не упоминает, каким образом музыкальная фразировка Палестрины соответствовала синтаксису предложений, которые он положил на музыку, что не всегда наблюдалось более ранними композиторами. Также следует отметить в Палестрине большое количество тоновой живописи . Элементарными примерами этого являются нисходящее музыкальное движение с латинскими словами, такими как «десценит» (нисходит), или статический музыкальный или каденциальный момент со словами « de coelis» (с небес). [14]
Репутация
[ редактировать ]Палестрина был чрезвычайно известен в свое время, и, во всяком случае, его репутация и влияние возросли после его смерти. И. С. Бах изучил и переписал от руки первую книгу « Месс» Палестрины , а в 1742 году написал собственную переработку «Кирие и Глория» из Missa sine nomine . [15] Феликс Мендельсон поместил его в пантеон величайших музыкантов, написав: «Я всегда расстраиваюсь, когда одни хвалят только Бетховена, другие — только Палестрину, а третьи — только Моцарта или Баха. Я говорю, всех четверых, или вообще никого». . [16]
Консервативная музыка римской школы продолжала писаться в стиле Палестрины (который в 17 веке стал известен как prima prattica ) такими его учениками, как Джованни Мария Нанино , Руджеро Джованелли , Арканджело Кривелли , Теофило Гаргари , Франческо Сориано , и Грегорио Аллегри . [8] Даже в 1750-х годах стиль Палестрины все еще был эталоном для композиторов, работающих в форме мотета, как это видно из Франческо Барсанти » « Sei Antifones «в стиле Палестрины» (ок. 1750; опубликовано [Питером] Велкером, ок. 1762).
Много исследований Палестрины было проведено в XIX веке Джузеппе Байни , опубликовавшим в 1828 году монографию, которая снова прославила Палестрину и укрепила уже существовавшую легенду о том, что он был «Спасителем церковной музыки» во время реформ Тридентского собора . [11]
В науках 20-го и 21-го веков в целом сохраняется мнение, что Палестрина был сильным и утонченным композитором, чья музыка представляет собой вершину технического совершенства. [3] Современный анализ выявил современные качества в композициях Палестрины, такие как исследование цвета и звучности, использование звуковой группировки в крупномасштабной обстановке, интерес к вертикальной и горизонтальной организации, изученное внимание к постановке текста. Эти уникальные характеристики, вместе с непринужденной подачей и неопределимой «инаковостью», по сей день составляют привлекательность работ Палестрины. [17]
музыкальная консерватория Кальяри в Кальяри В его честь названа , Италия.
В 2009 году фильм о композиторе был снят немецким телевидением ZDF / Arte . Название: Палестрина — принц музыки , режиссёр Георг Бринтруп . [18]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Локвуд, О'Риган и Оуэнс, 2001 .
- ^ Стивенс 2021 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рош, 1970 год .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Феррис, Джордж Т. (2007). Великие итальянские и французские композиторы . Додо Пресс . стр. 3–4. ISBN 978-1-4065-2375-1 .
- ^ Лино Бьянки, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- ^ Перри, Джон. «Джованни Пьерлуиджи да Палестрина › Мелодии» . сайт гимнария.org .
- ^ Кашоли, Джузеппе (1894). Жизнь и творчество Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (на итальянском языке). п. 98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зои Кендрик Пайн, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина: его жизнь и времена (Лондон: Бодли-Хед, 1922).
- ^ Бринк, Эмили; Полман, Берт, ред. (1998). Справочник Псалтири . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Кристоф Вольф, Античный стиль в музыке Иоганна Себастьяна Баха: Исследования позднего творчества Баха (Висбаден: Franz Steiner Verlag, 1968), стр. 224–225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Гаррат, Палестрина и немецкое романтическое воображение (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2002).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джон Бокина, Опера и политика (Нью-Йорк: издательство Йельского университета, 1997), стр. 129–131.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кнуд Йеппесен, Контрапункт: Полифонический вокальный стиль шестнадцатого века , пер. Глен Хейдон (с новым предисловием Альфреда Манна; Нью-Йорк: Прентис-Холл, 1939, переиздание Нью-Йорк: Дувр, 1992).
- ^ Георгиадес, Фрасибулос (1974). Музыка и язык. Расцвет западной музыки на примере масс . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Ливер, Робин А. (25 ноября 2016 г.). Научный сотрудник Routledge Иоганна Себастьяна Баха . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-315-45280-7 .
- ^ Заннос, Сьюзен (март 2004 г.). Жизнь и времена Феликса Мендельсона . Mitchell Lane Publishers, Inc. с. 40 . ISBN 978-1-61228-916-8 .
спортзал.
- ^ Клара Марвин, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина: Руководство по исследованию (Routledge Publishing Inc, 2002), ISBN 978-0-8153-2351-8
- ^ База данных фильмов в Интернете
Источники
[ редактировать ]- Книги и главы
- Бенджамин, Томас (2005). Мастерство модального контрапункта (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-97172-0 .
- Коутс, Генри (1938). Палестрина . Лондон: JM Dent & Sons.
- Дэниел, Томас (2002). Контрапункт — композиционная теория вокального многоголосия в XVI веке . Издательство Дор. ISBN 978-3-925366-96-3 .
- Делла Шукка, Марко (2009). Джованни Пьерлуиджи да Палестрина . Палермо: Эпос. ISBN 978-88-8302-387-3 .
- Фукс, Иоганн Йозеф (1965) [1725]. Исследование контрапункта (Gradus ad Parnassum) . Перевод Манна, Альфреда . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-00277-5 .
- Голден, Роберт (1995). Практический подход к контрапункту шестнадцатого века . Лонг-Гроув: Waveland Press, Inc. ISBN 978-0-88133-852-2 .
- Хей, Эндрю К. (1957). «Модальная гармония в музыке Палестрины». Очерки музыки: в честь Арчибальда Томпсона Дэвисона . Кембридж: Издательство Гарвардского университета . стр. 111–120.
- Джеппесен, Кнуд (1946). Стиль Палестрины и диссонанс (2-е изд.). Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джеппесен, Кнуд (1992) [1939]. Контрапункт . Перевод Хейдона, Глена . Предисловие Альфреда Манна . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-27036-4 .
- Мейер, Бернхард (1988). Характеристика ладов классической вокальной полифонии по источникам . Нью-Йорк: Broude Brothers Limited. ISBN 978-0-8450-7025-3 .
- Моррис, Р.О. (1978). Контрапунктическая техника в шестнадцатом веке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-321468-2 .
- Мотт, Дитер де ла (1981). Контрапункт (на немецком языке). Кассель: Bärenreiter-Verlag. ISBN 978-3-423-30146-6 .
- Пайн, Зои Кендрик (1922). Джованни Пьерлуиджи ди Палестрина: его жизнь и времена . Лондон: Бодли Хед.
- Риз, Гюстав (1940). Музыка в средние века: С введением в музыку древних времен . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09750-4 .
- Райс, Джон А. Святая Сесилия в эпоху Возрождения: появление музыкальной иконы (Чикаго, 2022), 169–76.
- Рош, Джером (1970). Палестрина . Оксфордские исследования композиторов. Том. 7. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-314117-9 .
- Марвин, Клара (2002). Джованни Пьерлуиджи да Палестрина: Путеводитель по исследованию . Рутледж . ISBN 978-0-8153-2351-8 .
- Шуберт, Питер (2008). Модальный контрапункт в стиле Возрождения (2-е изд.). Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533194-3 .
- Стоув, Р.Дж. (1990). Принц музыки: Палестрина и его мир . Сидней: Quakers Hill Press. ISBN 978-0-7316-8792-3 .
- Суиндейл, Оуэн (1962). Полифоническая композиция . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Статьи в журналах и энциклопедиях
- Локвуд, Льюис ; О'Риган, Ноэль; Оуэнс, Джесси Энн (2001). «Палестрина [Пренестино и др.], Джованни Пьерлуиджи да» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20749 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- О'Риган, Ноэль (2017) [2011]. «Джованни Пьерлуиджи да Палестрина» . Оксфордская библиография : Музыка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780199757824-0028 . (требуется подписка)
- Стивенс, Денис Уильям (29 января 2021 г.). «Джованни Пьерлуиджи да Палестрина | Биография и факты | Британника» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джованни Пьерлуиджи да Палестрина в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Джованни Пьерлуиджи де Палестрина в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Фонд Палестрины
- "Dum complerentur" Палестрины на YouTube : концертное выступление хора Гилфордского собора 1971 года под руководством Барри Роуза .
- Палестрины запись Sicut Cervus от Coro Nostro, смешанного камерного хора из Лестера, Великобритания. Доступ 17 апреля 2010 г.
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- 1520-е годы рождения
- 1594 смерти
- Люди из Палестрины
- Итальянские композиторы XVI века.
- Итальянские классические композиторы церковной музыки
- Контрреформация
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Композиторы Мадригала
- Итальянские композиторы эпохи Возрождения.
- Композиторы римской школы
- Композиторы духовной музыки
- Итальянские католики
- Композиторы-классики XVI века.
- Захоронения в соборе Святого Петра