Jump to content

Гиаш де Верт

Жаш де Верт (также Жак/Жак де Верт , Жаш де Вюрт ; 1535 – 6 мая 1596) [ 1 ] был франко-фламандским композитором позднего Возрождения, работавшим в Италии . Тесно связанный с прогрессивным музыкальным центром Феррары , он был одним из лидеров в развитии стиля мадригала позднего Возрождения . Он был одним из самых влиятельных композиторов-мадригалов конца шестнадцатого века, особенно Клаудио Монтеверди , и его более поздняя музыка сыграла определяющую роль в развитии музыки эпохи раннего барокко .

Колокольня Санта-Барбары во Дворце дожей в Мантуе: Верт был здесь директором хора с 1565 по 1592 год.

О его молодости мало что известно, за исключением того, что он был родом из Фландрии, либо из окрестностей Гента, либо из Верта , недалеко от Антверпена . Мальчиком он отправился в Авеллино на юге Италии, недалеко от Неаполя, где стал мальчиком в хоре в часовне Марии ди Кардона , маркизы Падуллы. Мария была женой Франческо д'Эсте, маркиза ди Массаломбарда, капитана Карла V ; Франческо был сыном печально известной Лукреции Борджиа и ее мужа Альфонсо I д'Эсте . Франческо часто бывал во Франции и прилегающих регионах во время военных кампаний и в дополнение к этим приключениям привозил с собой в Италию музыкально талантливую молодежь. Связь Верта с семьей Эсте продолжалась большую часть его жизни. [ 2 ] [ 3 ]

Где-то до 1550 года он начал сотрудничать с семьей Гонзага . Скорее всего, около 1550 года он переехал в Новеллару , город на территории нынешней провинции Реджо-Эмилия , в качестве музыканта на службе филиала Гонзага; предыдущее предположение о том, что он мог быть в Риме, не было надежно подтверждено. Новеллара в середине шестнадцатого века была важным музыкальным центром местной ветви семьи Гонзага. Альфонсо I построил в своем замке театр и ставил драматические представления под руководством своего молодого фламандского хормейстера. [ 4 ]

Отношения между семьями Гонзага и Эсте были близкими, и в начале 1550-х годов Верт по крайней мере один раз ездил в Мантую и Феррару, центры музыкальной деятельности конца шестнадцатого века, где он встретил известного мадригалиста Чиприано де Роре , который был самым влиятельным о его раннем музыкальном стиле. [ 2 ] Находясь в Новелларе, Верт женился на Лукреции Гонзага и вырастил семью, в которой было как минимум шестеро детей. Верт оставался в Новелларе до начала 1560-х годов, после чего принял должность маэстро ди капелла в главной капелле Гонзага в Милане; однако он пробыл там недолго, переехав в 1565 году в Мантую , где стал маэстро ди капелла в часовне Санта-Барбары . [ 2 ]

Именно в Мантуе Лукреция, жена Верта, завязала роман с Агостино Бонвичино , мантуанским композитором, который был конкурентом Верта в Санта-Барбаре. Когда этот роман был обнаружен в 1570 году, она была вынуждена покинуть Мантую, а Верт остался. Верт упорствовал в своей работе, несмотря на порицание хора за то, что он рогоносец. [ 2 ] Однако последующие несчастья Лукреции превзошли несчастья Верта. По возвращении в Новеллару она вступила в сексуальную связь с Клаудио, внебрачным сыном графа Франческо Новеллары, и приняла участие в заговоре с целью убийства его дяди после смерти его отца в попытке получить его наследство и титул; в то время как Клаудио избежал правосудия, Лукреция была поймана вместе с некоторыми другими заговорщиками и умерла в тюрьме в 1584 году. [ 2 ] [ 5 ]

Хотя Верт пережил унизительную ситуацию в Мантуе в конце 1560-х годов, он сохранил свою работу: он должен был оставаться, по крайней мере номинально, маэстро ди капелла в Мантуе до 1592 года. 1560-е годы были продуктивными годами для Верта в музыкальном плане, поскольку он написал свои первые четыре книги пятиголосные мадригалы того времени и его первая книга для четырех голосов. Посвящения значительны: одно посвящено Гонсало Фернандесу де Кордове , герцогу Сессы , и в посвящении Верт благодарит его за возможность возглавить свой хор. [ 4 ] (Фернандес де Кордова был губернатором Милана с 1558 по 1560 год.) В конце 1560-х годов Верт получил несколько предложений о работе в других местах, но отклонил их. Самый значительный случай произошел в Аугсбурге в 1566 году, где впечатляющая способность Верта импровизировать в контрапункте породила предложение присоединиться к императорскому двору в Праге, где он служил Максимилиану II , императору Священной Римской империи. Следующее предложение о работе, от которого он отказался, пришло в следующем году из Пармы, дома семьи Фарнезе . [ 2 ] Однако в 1570-х и 1580-х годах он все больше сближался со двором Эсте в Ферраре, но фактически не устроился там на работу. Хотя два двора были тесно связаны браком и взаимным обменом музыкантами, Феррара была местом с совершенно иным мировоззрением, чем Мантуя: Феррара была прогрессивной, а Мантуя поддерживала Контрреформацию ; прогрессивные тенденции Феррары лучше соответствовали музыкальным наклонностям Верта. Верт хорошо провел там время; настолько, что его работодатель в Мантуе 22 декабря 1584 года направил резкое письмо с требованием его немедленного возвращения на свой пост. Верт, однако, влюбился в овдовевшую Тарквинию Мольца , самую известную певицу и поэтессу в Италии, которая была фрейлиной при дворе Эсте, поэтому он старался проводить как можно больше времени в Ферраре. В том же году Лукреция, жена Верта, умерла в тюрьме в Новелларе. [ 2 ] [ 5 ]

Торквато Тассо, возможный друг Верта в Ферраре и поэт, стихи которого он часто положил на музыку.

Тарквиния, в отличие от Верта, но, как и Лукреция, принадлежала к дворянству, и когда в 1589 году обнаружился ее роман с Вертом (их роман был замучен шпионами, а их любовные письма раскрыты), ее сослали в Модену. Возможно, Верт ранее был женат на дворянке, но в Ферраре он все еще был слугой, и его роман считался там таким же скандальным, как и роман Лукреции в Мантуе. [ 2 ] [ 5 ]

Верт впервые заболел малярией в 1582 году, и плохое здоровье преследовало его всю оставшуюся жизнь. Несмотря на это, он оставался музыкально продуктивным, написав коронационную мессу для герцога Винченцо Гонзаги в 1587 году и многочисленные мадригалы для концерта делле донне , известной группы музыкальных дам Феррары, которые были виртуозными певцами. В 1592 году Джованни Джакомо Гастольди занял пост маэстро ди капелла в Мантуе, а в августе 1595 года посвятил свою последнюю книгу мадригалов. Верт умер в 1596 году в Мантуе, в своем доме недалеко от герцогского дворца; его могила находится рядом с могилой его современника Франческо Ровиго , в склепе Санта-Барбары, под церковью, где он работал много лет.

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Светская музыка

[ редактировать ]

Хотя Верт писал как духовную, так и светскую музыку, а также несколько инструментальных фантазий, его мадригалы были, безусловно, самой известной частью его произведений при жизни. Он написал около 230, которые опубликовал в шестнадцати отдельных книгах на протяжении полувека, с 1558 года до последнего посмертного сборника в 1608 году. Почти все его книги мадригалов написаны для пяти голосов, хотя одну книгу он опубликовал в 1561 году для четырех, а посмертный сборник 1608 года включает пьесы от четырех до семи голосов.

Ранний стиль Верта находился под сильным влиянием Сиприано де Роре, известного мадригалиста середины века, действовавшего в Ферраре. Первые три книги Верта демонстрируют некоторые черты, типичные для творчества Роре, такие как хроматизм, словесная живопись и, по словам Альфреда Эйнштейна, «безразличие ко всему чисто формальному и ... [] стремление к наиболее интенсивному выражению». [ 6 ] В манере Адриана Уилларта мадригалов он также исследовал отдаленные тональные области, избегая при этом резких гармонических прогрессий. Кроме того, он отдавал предпочтение декламаторному, гомофонному стилю, который позже в своей карьере усовершенствовал до манеры Seconda Prattica, оказавшей влияние на Монтеверди, а также он продемонстрировал склонность к высоким голосам – то, что оказалось определяющей характеристикой его творчества. музицирование при дворе Эсте в Ферраре. [ 3 ] Стихи, которые он выбрал для своих ранних книг, включают примеры Пьетро Бембо , Петрарки и Ариосто .

В середине карьеры стиль Верта начал меняться от стиля Роре к манере, более близкой к венецианцам, такой как Андреа Габриэли . Чистая гомофония стала более распространенной в его произведениях, и он начал использовать регистровые и текстурные контрасты, а не переходить от полифонии к гомофонии; кроме того, его строки стали более лиричными. [ 3 ] [ 7 ] Изменились и его любимые поэты: хотя в начале своей карьеры он использовал Бембо и Петрарку, а затем Ариосто, он переключился на Гуарини и Торквато Тассо . В свою шестую книгу мадригалов для пяти голосов (1577 г.) он включил три цикла мадригалов - новшество, которое к концу века должно было стать выдающимся музыкальным поджанром. Циклы включают две канцоны Петрарки и капитолий Ариосто; они построены в декламационной манере, включая обработку вокальных партий, предвещающих монодию, и более поздние произведения Верта. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ]

Познакомившись с виртуозными певицами Феррары, Concerto delle Dame , Верт начал писать для них мадригалы в соответствующем стиле — с тщательно продуманными партиями для трех высоких голосов, часто содержащими отдельные блоки для высоких и низких голосов, а также самое виртуозное пение требуется в самой верхней части. На его музыку в этот период повлияли другие композиторы, работавшие в Ферраре, в том числе Луццаско Луццаски , а его любимыми поэтами того времени были те, кто наиболее тесно связан с Феррарой – Тассо и Гуарини. В его десятом сборнике мадригалов (1591 г.) шесть композиций, возможно, предназначались для сольного певца с инструментальным сопровождением в духе монодий, которые были одними из предшественников оперы . Поздняя музыка тональна , предвосхищая изменения в музыкальном языке раннего барокко, во время которых функциональная тональность кристаллизовалась из дотональной вселенной позднего Возрождения; кроме того, эти поздние сочинения в основном гомофонны, и лишь изредка полифонические отрывки выступают в качестве оживляющего контраста. Влияние венецианцев заключается в том, что он время от времени использовал Концертный стиль, с диалогом групп голосов. [ 3 ]

В свою последнюю книгу мадригалов, опубликованную при его жизни, одиннадцатую, он включил отрывки из «Il Pastor Fido» Гуарини , одного из самых популярных текстов для музыкальной постановки той эпохи. Последний сборник, опубликованный под именем Верта, вышел посмертно в 1608 году и содержал пьесы для четырех-семи голосов. Один из его мадригалов представлял собой постановку пресловутого Tirsi morir volea Гварини , непристойного стихотворения, которое Эйнштейн назвал «бесполезным, даже презренным» и «...более непристойным, чем самая грубая маскарата , самая впечатляющая canto carnascialesco или самый дерзкий шансон». ...невозможно быть более далеким от настоящей поэзии» [ 9 ] но тем не менее это было наиболее часто используемое индивидуальное стихотворение конца шестнадцатого века. На нем изображались нимфа и пастух, пытающиеся, ускоряясь и замедляясь, достичь одновременного оргазма, с множеством двусмысленных смыслов в словах «смерть» и «умирание»; Популярность этого стихотворения была огромной. Верт написал свою обстановку в 1581 году. [ 3 ]

Духовная музыка

[ редактировать ]

Верт написал значительное количество духовной музыки, но при его жизни мало что из нее было опубликовано. Он опубликовал всего три книги мотетов: одну в 1566 году, а две другие - в 1581 году; некоторые из его произведений, такие как Missa Dominicalis, появились в антологиях вместе с музыкой других композиторов. Остальные шесть его месс остались в рукописи, как и большая часть музыки, которую он написал для Санта-Барбары в Мантуе. Скорее всего, это произошло потому, что ему было поручено написать эту музыку, например цикл из 127 гимнов, специально для этого учреждения, а его издатель находился в Венеции. [ 2 ]

Стиль его духовной музыки варьируется от простой гомофонии, рассчитанной на абсолютную ясность текстового выражения в соответствии с требованиями Тридентского собора (поскольку Мантуя была центром Контрреформации, этого и следовало ожидать), до настроек мотета. по выразительной силе похож на его мадригалы, включая отрывки удивительного хроматизма, мало чем отличающиеся от отрывков Джезуальдо. Это особенно верно в отношении коллекций 1581 года: например, Ascendente Jesu содержит красочные примеры написания текста, которые он использовал в произведениях, которые он в то время сочинял для феррарского двора. [ 3 ]

Все работы Верта, как священные, так и светские, были собраны и отредактированы Кэрол МакКлинток и М. Бернштейном в CMM серии xxiv.

Работает

[ редактировать ]

Светская музыка: мадригалы, канцонета.

[ редактировать ]
  • Первая книга мадригалов (Венеция, 1558 г.; пять голосов)
  • Первая книга мадригалов (Венеция, 1561 г.; четыре голоса)
  • Мадригал Цветка, первая книга (Венеция, 1561; пять голосов)
  • Мадригал Цветка, вторая книга (Венеция, 1561; пять голосов)
  • Третья книга мадригалов (Венеция, 1563 г.; пять голосов)
  • Il Secondo libro de madrigali (Венеция, 1564 г.; пять голосов) (Обратите внимание, что третья книга была опубликована раньше второй)
  • Четвертая книга мадригалов (Венеция, 1567 г.; пять голосов)
  • Пятая книга мадригалов (Венеция, 1571 г.; пять голосов)
  • Шестая книга мадригалов (Венеция, 1577 г.; пять голосов)
  • Седьмая книга мадригалов (Венеция, 1581 г.; пять голосов)
  • Восьмая книга мадригалов (Венеция, 1586 г.; пять голосов)
  • Девятая книга мадригалов (Венеция, 1588 г.; пять голосов)
  • Первый сборник песен вилланель (Венеция, 1589; пять голосов)
  • Десятая книга мадригалов (Венеция, 1591 г.; пять голосов)
  • Одиннадцатая книга мадригалов (Венеция, 1595 г.; пять голосов)
  • Il duodecimo libro de madrigali (Венеция, 1608 г.; от четырех до семи голосов; посмертно)
  • Многочисленные произведения опубликованы отдельно или в антологиях между 1558 и 1590 годами. [ 2 ]

Духовная музыка

[ редактировать ]

Большинство осталось в рукописи. Однако были опубликованы:

  • Первая книга движений (Венеция, 1566 г.; пять голосов)
  • Вторая книга мотетов (Венеция, 1581 г.; пять голосов)
  • Первая книга модуляций (Венеция, 1581 г.; шесть голосов)
  • Множество других работ, опубликованных отдельно или в антологиях между 1563 и 1609 годами. [ 2 ]
  • Heavenly Spheres , CBC Records, MVCD 1121, в исполнении Studio de musique ancienne de Montréal . Содержит два шестиголосных мотета Верта, Ascendente Jesu in naviculam и Peccavi super numerum .
  • «Vox in Rama», Signum, в исполнении Collegium Regale, хоровых преподавателей Королевского колледжа в Кембридже под руководством Стивена Клеобери. Содержит всю вторую книгу мотетов. [ 10 ]
  • O mors, quam amara est Brilliant Classics 94684 (2014). Первый сборник мотетов в исполнении Collegium Musicum Amsterdam под управлением Энтони Зилхорста. [ 11 ]
  • Мадригали пять голосов - Harmonia Mundi HMC901621 (1997). Отбор из различных сборников мадригалов в исполнении Кантуса Кёльна под управлением Конрада Юнгханеля ( лютня ). [ 12 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сонода, Мидори (2020). «ВЕРТ, Гиаш де» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 100.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фенлон, Гроув онлайн
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г МакКлинток, Гроув (1980)
  4. ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, Том. II стр. 512
  5. ^ Перейти обратно: а б с Эйнштейн, Том. II стр. 512–513.
  6. ^ Эйнштейн, Том. II стр. 514–515.
  7. ^ Эйнштейн, Том. II стр. 517–518.
  8. ^ Эйнштейн, с. 518. Только Эйнштейн (1949) утверждает, что эти циклические композиции есть в его третьей книге мадригалов 1563 года; и Кэрол МакКлинток, и Иэн Фенлон находят их в шестой книге мадригала 1577 года.
  9. ^ Эйнштейн, Том. II стр. 542–3.
  10. ^ «Коллегиумрегале.ко.ук» .
  11. ^ «Де Верт: Мотеты, Книга 1 (1566)» . www.brilliantclassics.com . Январь 2014 года . Проверено 25 января 2019 г.
  12. ^ "Giaches De Wert, Cantus Cölln, Konrad Junghäel - Madrigali (CD, Album)" . www.discogs.com . 1996 год . Проверено 25 января 2019 г.
  • Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN   0-393-97169-4
  • Фенлон, Иэн . «Верт, Гиачес де» . Grove Music Online, Oxford Music Online . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • «Giaches de Wert», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN   0-691-09112-9
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Вистрайх, Ричард. Воин, придворный, певец: Джулио Чезаре Бранкаччо и реализация идентичности в эпоху позднего Возрождения . Издательство Ашгейт, 2007. ISBN   0-7546-5414-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29b5caec5229e29810bcd29c9b8925c0__1691732760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/c0/29b5caec5229e29810bcd29c9b8925c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giaches de Wert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)