Гиаш де Верт
Жаш де Верт (также Жак/Жак де Верт , Жаш де Вюрт ; 1535 – 6 мая 1596) [ 1 ] был франко-фламандским композитором позднего Возрождения, работавшим в Италии . Тесно связанный с прогрессивным музыкальным центром Феррары , он был одним из лидеров в развитии стиля мадригала позднего Возрождения . Он был одним из самых влиятельных композиторов-мадригалов конца шестнадцатого века, особенно Клаудио Монтеверди , и его более поздняя музыка сыграла определяющую роль в развитии музыки эпохи раннего барокко .
Жизнь
[ редактировать ]
О его молодости мало что известно, за исключением того, что он был родом из Фландрии, либо из окрестностей Гента, либо из Верта , недалеко от Антверпена . Мальчиком он отправился в Авеллино на юге Италии, недалеко от Неаполя, где стал мальчиком в хоре в часовне Марии ди Кардона , маркизы Падуллы. Мария была женой Франческо д'Эсте, маркиза ди Массаломбарда, капитана Карла V ; Франческо был сыном печально известной Лукреции Борджиа и ее мужа Альфонсо I д'Эсте . Франческо часто бывал во Франции и прилегающих регионах во время военных кампаний и в дополнение к этим приключениям привозил с собой в Италию музыкально талантливую молодежь. Связь Верта с семьей Эсте продолжалась большую часть его жизни. [ 2 ] [ 3 ]
Где-то до 1550 года он начал сотрудничать с семьей Гонзага . Скорее всего, около 1550 года он переехал в Новеллару , город на территории нынешней провинции Реджо-Эмилия , в качестве музыканта на службе филиала Гонзага; предыдущее предположение о том, что он мог быть в Риме, не было надежно подтверждено. Новеллара в середине шестнадцатого века была важным музыкальным центром местной ветви семьи Гонзага. Альфонсо I построил в своем замке театр и ставил драматические представления под руководством своего молодого фламандского хормейстера. [ 4 ]
Отношения между семьями Гонзага и Эсте были близкими, и в начале 1550-х годов Верт по крайней мере один раз ездил в Мантую и Феррару, центры музыкальной деятельности конца шестнадцатого века, где он встретил известного мадригалиста Чиприано де Роре , который был самым влиятельным о его раннем музыкальном стиле. [ 2 ] Находясь в Новелларе, Верт женился на Лукреции Гонзага и вырастил семью, в которой было как минимум шестеро детей. Верт оставался в Новелларе до начала 1560-х годов, после чего принял должность маэстро ди капелла в главной капелле Гонзага в Милане; однако он пробыл там недолго, переехав в 1565 году в Мантую , где стал маэстро ди капелла в часовне Санта-Барбары . [ 2 ]
Именно в Мантуе Лукреция, жена Верта, завязала роман с Агостино Бонвичино , мантуанским композитором, который был конкурентом Верта в Санта-Барбаре. Когда этот роман был обнаружен в 1570 году, она была вынуждена покинуть Мантую, а Верт остался. Верт упорствовал в своей работе, несмотря на порицание хора за то, что он рогоносец. [ 2 ] Однако последующие несчастья Лукреции превзошли несчастья Верта. По возвращении в Новеллару она вступила в сексуальную связь с Клаудио, внебрачным сыном графа Франческо Новеллары, и приняла участие в заговоре с целью убийства его дяди после смерти его отца в попытке получить его наследство и титул; в то время как Клаудио избежал правосудия, Лукреция была поймана вместе с некоторыми другими заговорщиками и умерла в тюрьме в 1584 году. [ 2 ] [ 5 ]
Хотя Верт пережил унизительную ситуацию в Мантуе в конце 1560-х годов, он сохранил свою работу: он должен был оставаться, по крайней мере номинально, маэстро ди капелла в Мантуе до 1592 года. 1560-е годы были продуктивными годами для Верта в музыкальном плане, поскольку он написал свои первые четыре книги пятиголосные мадригалы того времени и его первая книга для четырех голосов. Посвящения значительны: одно посвящено Гонсало Фернандесу де Кордове , герцогу Сессы , и в посвящении Верт благодарит его за возможность возглавить свой хор. [ 4 ] (Фернандес де Кордова был губернатором Милана с 1558 по 1560 год.) В конце 1560-х годов Верт получил несколько предложений о работе в других местах, но отклонил их. Самый значительный случай произошел в Аугсбурге в 1566 году, где впечатляющая способность Верта импровизировать в контрапункте породила предложение присоединиться к императорскому двору в Праге, где он служил Максимилиану II , императору Священной Римской империи. Следующее предложение о работе, от которого он отказался, пришло в следующем году из Пармы, дома семьи Фарнезе . [ 2 ] Однако в 1570-х и 1580-х годах он все больше сближался со двором Эсте в Ферраре, но фактически не устроился там на работу. Хотя два двора были тесно связаны браком и взаимным обменом музыкантами, Феррара была местом с совершенно иным мировоззрением, чем Мантуя: Феррара была прогрессивной, а Мантуя поддерживала Контрреформацию ; прогрессивные тенденции Феррары лучше соответствовали музыкальным наклонностям Верта. Верт хорошо провел там время; настолько, что его работодатель в Мантуе 22 декабря 1584 года направил резкое письмо с требованием его немедленного возвращения на свой пост. Верт, однако, влюбился в овдовевшую Тарквинию Мольца , самую известную певицу и поэтессу в Италии, которая была фрейлиной при дворе Эсте, поэтому он старался проводить как можно больше времени в Ферраре. В том же году Лукреция, жена Верта, умерла в тюрьме в Новелларе. [ 2 ] [ 5 ]

Тарквиния, в отличие от Верта, но, как и Лукреция, принадлежала к дворянству, и когда в 1589 году обнаружился ее роман с Вертом (их роман был замучен шпионами, а их любовные письма раскрыты), ее сослали в Модену. Возможно, Верт ранее был женат на дворянке, но в Ферраре он все еще был слугой, и его роман считался там таким же скандальным, как и роман Лукреции в Мантуе. [ 2 ] [ 5 ]
Верт впервые заболел малярией в 1582 году, и плохое здоровье преследовало его всю оставшуюся жизнь. Несмотря на это, он оставался музыкально продуктивным, написав коронационную мессу для герцога Винченцо Гонзаги в 1587 году и многочисленные мадригалы для концерта делле донне , известной группы музыкальных дам Феррары, которые были виртуозными певцами. В 1592 году Джованни Джакомо Гастольди занял пост маэстро ди капелла в Мантуе, а в августе 1595 года посвятил свою последнюю книгу мадригалов. Верт умер в 1596 году в Мантуе, в своем доме недалеко от герцогского дворца; его могила находится рядом с могилой его современника Франческо Ровиго , в склепе Санта-Барбары, под церковью, где он работал много лет.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Светская музыка
[ редактировать ]Хотя Верт писал как духовную, так и светскую музыку, а также несколько инструментальных фантазий, его мадригалы были, безусловно, самой известной частью его произведений при жизни. Он написал около 230, которые опубликовал в шестнадцати отдельных книгах на протяжении полувека, с 1558 года до последнего посмертного сборника в 1608 году. Почти все его книги мадригалов написаны для пяти голосов, хотя одну книгу он опубликовал в 1561 году для четырех, а посмертный сборник 1608 года включает пьесы от четырех до семи голосов.
Ранний стиль Верта находился под сильным влиянием Сиприано де Роре, известного мадригалиста середины века, действовавшего в Ферраре. Первые три книги Верта демонстрируют некоторые черты, типичные для творчества Роре, такие как хроматизм, словесная живопись и, по словам Альфреда Эйнштейна, «безразличие ко всему чисто формальному и ... [] стремление к наиболее интенсивному выражению». [ 6 ] В манере Адриана Уилларта мадригалов он также исследовал отдаленные тональные области, избегая при этом резких гармонических прогрессий. Кроме того, он отдавал предпочтение декламаторному, гомофонному стилю, который позже в своей карьере усовершенствовал до манеры Seconda Prattica, оказавшей влияние на Монтеверди, а также он продемонстрировал склонность к высоким голосам – то, что оказалось определяющей характеристикой его творчества. музицирование при дворе Эсте в Ферраре. [ 3 ] Стихи, которые он выбрал для своих ранних книг, включают примеры Пьетро Бембо , Петрарки и Ариосто .
В середине карьеры стиль Верта начал меняться от стиля Роре к манере, более близкой к венецианцам, такой как Андреа Габриэли . Чистая гомофония стала более распространенной в его произведениях, и он начал использовать регистровые и текстурные контрасты, а не переходить от полифонии к гомофонии; кроме того, его строки стали более лиричными. [ 3 ] [ 7 ] Изменились и его любимые поэты: хотя в начале своей карьеры он использовал Бембо и Петрарку, а затем Ариосто, он переключился на Гуарини и Торквато Тассо . В свою шестую книгу мадригалов для пяти голосов (1577 г.) он включил три цикла мадригалов - новшество, которое к концу века должно было стать выдающимся музыкальным поджанром. Циклы включают две канцоны Петрарки и капитолий Ариосто; они построены в декламационной манере, включая обработку вокальных партий, предвещающих монодию, и более поздние произведения Верта. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ]
Познакомившись с виртуозными певицами Феррары, Concerto delle Dame , Верт начал писать для них мадригалы в соответствующем стиле — с тщательно продуманными партиями для трех высоких голосов, часто содержащими отдельные блоки для высоких и низких голосов, а также самое виртуозное пение требуется в самой верхней части. На его музыку в этот период повлияли другие композиторы, работавшие в Ферраре, в том числе Луццаско Луццаски , а его любимыми поэтами того времени были те, кто наиболее тесно связан с Феррарой – Тассо и Гуарини. В его десятом сборнике мадригалов (1591 г.) шесть композиций, возможно, предназначались для сольного певца с инструментальным сопровождением в духе монодий, которые были одними из предшественников оперы . Поздняя музыка тональна , предвосхищая изменения в музыкальном языке раннего барокко, во время которых функциональная тональность кристаллизовалась из дотональной вселенной позднего Возрождения; кроме того, эти поздние сочинения в основном гомофонны, и лишь изредка полифонические отрывки выступают в качестве оживляющего контраста. Влияние венецианцев заключается в том, что он время от времени использовал Концертный стиль, с диалогом групп голосов. [ 3 ]
В свою последнюю книгу мадригалов, опубликованную при его жизни, одиннадцатую, он включил отрывки из «Il Pastor Fido» Гуарини , одного из самых популярных текстов для музыкальной постановки той эпохи. Последний сборник, опубликованный под именем Верта, вышел посмертно в 1608 году и содержал пьесы для четырех-семи голосов. Один из его мадригалов представлял собой постановку пресловутого Tirsi morir volea Гварини , непристойного стихотворения, которое Эйнштейн назвал «бесполезным, даже презренным» и «...более непристойным, чем самая грубая маскарата , самая впечатляющая canto carnascialesco или самый дерзкий шансон». ...невозможно быть более далеким от настоящей поэзии» [ 9 ] но тем не менее это было наиболее часто используемое индивидуальное стихотворение конца шестнадцатого века. На нем изображались нимфа и пастух, пытающиеся, ускоряясь и замедляясь, достичь одновременного оргазма, с множеством двусмысленных смыслов в словах «смерть» и «умирание»; Популярность этого стихотворения была огромной. Верт написал свою обстановку в 1581 году. [ 3 ]
Духовная музыка
[ редактировать ]Верт написал значительное количество духовной музыки, но при его жизни мало что из нее было опубликовано. Он опубликовал всего три книги мотетов: одну в 1566 году, а две другие - в 1581 году; некоторые из его произведений, такие как Missa Dominicalis, появились в антологиях вместе с музыкой других композиторов. Остальные шесть его месс остались в рукописи, как и большая часть музыки, которую он написал для Санта-Барбары в Мантуе. Скорее всего, это произошло потому, что ему было поручено написать эту музыку, например цикл из 127 гимнов, специально для этого учреждения, а его издатель находился в Венеции. [ 2 ]
Стиль его духовной музыки варьируется от простой гомофонии, рассчитанной на абсолютную ясность текстового выражения в соответствии с требованиями Тридентского собора (поскольку Мантуя была центром Контрреформации, этого и следовало ожидать), до настроек мотета. по выразительной силе похож на его мадригалы, включая отрывки удивительного хроматизма, мало чем отличающиеся от отрывков Джезуальдо. Это особенно верно в отношении коллекций 1581 года: например, Ascendente Jesu содержит красочные примеры написания текста, которые он использовал в произведениях, которые он в то время сочинял для феррарского двора. [ 3 ]
Все работы Верта, как священные, так и светские, были собраны и отредактированы Кэрол МакКлинток и М. Бернштейном в CMM серии xxiv.
Работает
[ редактировать ]Светская музыка: мадригалы, канцонета.
[ редактировать ]- Первая книга мадригалов (Венеция, 1558 г.; пять голосов)
- Первая книга мадригалов (Венеция, 1561 г.; четыре голоса)
- Мадригал Цветка, первая книга (Венеция, 1561; пять голосов)
- Мадригал Цветка, вторая книга (Венеция, 1561; пять голосов)
- Третья книга мадригалов (Венеция, 1563 г.; пять голосов)
- Il Secondo libro de madrigali (Венеция, 1564 г.; пять голосов) (Обратите внимание, что третья книга была опубликована раньше второй)
- Четвертая книга мадригалов (Венеция, 1567 г.; пять голосов)
- Пятая книга мадригалов (Венеция, 1571 г.; пять голосов)
- Шестая книга мадригалов (Венеция, 1577 г.; пять голосов)
- Седьмая книга мадригалов (Венеция, 1581 г.; пять голосов)
- Восьмая книга мадригалов (Венеция, 1586 г.; пять голосов)
- Девятая книга мадригалов (Венеция, 1588 г.; пять голосов)
- Первый сборник песен вилланель (Венеция, 1589; пять голосов)
- Десятая книга мадригалов (Венеция, 1591 г.; пять голосов)
- Одиннадцатая книга мадригалов (Венеция, 1595 г.; пять голосов)
- Il duodecimo libro de madrigali (Венеция, 1608 г.; от четырех до семи голосов; посмертно)
- Многочисленные произведения опубликованы отдельно или в антологиях между 1558 и 1590 годами. [ 2 ]
Духовная музыка
[ редактировать ]Большинство осталось в рукописи. Однако были опубликованы:
- Первая книга движений (Венеция, 1566 г.; пять голосов)
- Вторая книга мотетов (Венеция, 1581 г.; пять голосов)
- Первая книга модуляций (Венеция, 1581 г.; шесть голосов)
- Множество других работ, опубликованных отдельно или в антологиях между 1563 и 1609 годами. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]- Heavenly Spheres , CBC Records, MVCD 1121, в исполнении Studio de musique ancienne de Montréal . Содержит два шестиголосных мотета Верта, Ascendente Jesu in naviculam и Peccavi super numerum .
- «Vox in Rama», Signum, в исполнении Collegium Regale, хоровых преподавателей Королевского колледжа в Кембридже под руководством Стивена Клеобери. Содержит всю вторую книгу мотетов. [ 10 ]
- O mors, quam amara est – Brilliant Classics 94684 (2014). Первый сборник мотетов в исполнении Collegium Musicum Amsterdam под управлением Энтони Зилхорста. [ 11 ]
- Мадригали пять голосов - Harmonia Mundi HMC901621 (1997). Отбор из различных сборников мадригалов в исполнении Кантуса Кёльна под управлением Конрада Юнгханеля ( лютня ). [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сонода, Мидори (2020). «ВЕРТ, Гиаш де» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фенлон, Гроув онлайн
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г МакКлинток, Гроув (1980)
- ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, Том. II стр. 512
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнштейн, Том. II стр. 512–513.
- ^ Эйнштейн, Том. II стр. 514–515.
- ^ Эйнштейн, Том. II стр. 517–518.
- ^ Эйнштейн, с. 518. Только Эйнштейн (1949) утверждает, что эти циклические композиции есть в его третьей книге мадригалов 1563 года; и Кэрол МакКлинток, и Иэн Фенлон находят их в шестой книге мадригала 1577 года.
- ^ Эйнштейн, Том. II стр. 542–3.
- ^ «Коллегиумрегале.ко.ук» .
- ^ «Де Верт: Мотеты, Книга 1 (1566)» . www.brilliantclassics.com . Январь 2014 года . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ "Giaches De Wert, Cantus Cölln, Konrad Junghäel - Madrigali (CD, Album)" . www.discogs.com . 1996 год . Проверено 25 января 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Фенлон, Иэн . «Верт, Гиачес де» . Grove Music Online, Oxford Music Online . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- «Giaches de Wert», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Вистрайх, Ричард. Воин, придворный, певец: Джулио Чезаре Бранкаччо и реализация идентичности в эпоху позднего Возрождения . Издательство Ашгейт, 2007. ISBN 0-7546-5414-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Гиаша де Верта в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Итальянского ресурсного центра мадригала "Wert, Giaches de" Основной список композиторов