Торквато Тассо
Торквато Тассо | |
---|---|
Рожденный | Сорренто , Неаполитанское королевство | 11 марта 1544 г.
Умер | 25 апреля 1595 г. Рим , Папская область | (51 год)
Занятие | Поэт |
Язык | итальянский |
Жанр | |
Литературное движение | Литература Возрождения , Маньеризм |
Подпись | |
Торквато Тассо ( / ˈ t æ s oʊ / ТАСС -о , также США : / ˈ t ɑː s oʊ / TAH -soh , Итальянский: [torˈkwaːto ˈtasso] ; 11 марта 1544 — 25 апреля 1595) — итальянский поэт XVI века, известный своей поэмой 1591 года » « Иерусалим освобожденный , в которой он изображает весьма образную версию битв между христианами и мусульманами в конце Первой мировой войны. Крестовый поход во время осады Иерусалима 1099 года.
должен был короновать его на Капитолийском холме как короля поэтов Тассо страдал психическим заболеванием и умер за несколько дней до того, как Папа Климент VIII . [1] Его произведения широко переводились и адаптировались, и до начала 20 века он оставался одним из самых читаемых поэтов в Европе. [2]
Биография
Ранний период жизни
Торквато родился в Сорренто и был сыном Бернардо Тассо , дворянина из Бергамо и эпического и лирического поэта, пользовавшегося значительной известностью в свое время, и его жены Порции де Росси, дворянки , родившейся в Неаполе тосканского происхождения . Его отец в течение многих лет был секретарем на службе Ферранте Сансеверино, принца Салерно , а мать была тесно связана с самыми прославленными неаполитанскими семьями. Когда в детстве мальчика принц Салерно вступил в столкновение с испанским правительством Неаполя, будучи впоследствии объявленным вне закона и лишенным своих наследственных феодальных владений, отец Тассо разделил участь своего покровителя. Он был объявлен мятежником государства вместе со своим сыном Торквато, а его имущество было конфисковано. В 1552 году Торквато жил со своей матерью и единственной сестрой Корнелией в Неаполе, получая образование у иезуитов , которые недавно открыли там школу. Ранний интеллект и религиозный пыл мальчика вызвали всеобщее восхищение. В восемь лет он уже был знаменит. [3]
Вскоре после этой даты ему разрешили присоединиться к своему отцу, который тогда жил в большой нищете и безработице в изгнании в Риме. В 1556 году до них дошли новости о том, что Порция Тассо внезапно и загадочно скончался в Неаполе. Ее муж был твердо убежден, что ее отравил брат с целью получить контроль над ее имуществом. [3]
Как впоследствии случилось, поместье Порции так и не перешло к ее сыну; а дочь Корнелия вышла замуж ниже своего рождения по наущению родственников по материнской линии. Отец Тассо был поэтом по пристрастиям и профессиональным придворным. Поэтому, когда в 1557 году было предложено место при дворе Урбино , Бернардо Тассо с радостью принял это предложение. [3]
Молодой Торквато, красивый и блестящий юноша, стал товарищем по спорту и учебе Франческо Марии делла Ровере , наследника герцога Урбино. В Урбино общество образованных людей занималось эстетическими и литературными исследованиями, которые были тогда в моде. Бернардо Тассо читал песни из своей поэмы «Амадиджи» герцогине и ее дамам или обсуждал заслуги Гомера и Вергилия , Триссино и Ариосто с библиотекарями и секретарями герцога. Торквато вырос в атмосфере утонченной роскоши и несколько педантичной критики, и то и другое придавало его характеру постоянный тон. [3]
В Венеции , куда его отец отправился руководить печатью своего собственного эпоса «Амадиджи» (1560 г.), это влияние продолжалось. Он оказался любимцем и вундеркиндом известного литературного круга, но Бернардо в своей карьере так серьезно пострадал от зависимости от своих сочинений и знати, что теперь решил выбрать прибыльную профессию для своего сына. Торквато был отправлен изучать право в Падую . Вместо того чтобы заняться юриспруденцией, молодой человек все свое внимание уделил философии и поэзии. К концу 1562 года он написал эпическую поэму из двенадцати песнопений под названием «Ринальдо» , которая должна была объединить регулярность Вергилия с привлекательностью романтического эпоса . В достижении этой цели, а также во всех мелких аспектах стиля и манеры исполнения Ринальдо проявил заметную оригинальность, хотя другие части кажутся незаконченными и выдают поспешность, в которой было написано стихотворение. Тем не менее, его автор был признан самым многообещающим молодым поэтом своего времени. Польщенный отец разрешил напечатать произведение; и после непродолжительного обучения в Болонье , он дал согласие на поступление сына на службу кардиналу Луиджи д'Эсте . [3] Еще до этой даты молодой Тассо был частым гостем при дворе Эсте в Ферраре , где в 1561 году он встретил Лукрецию Бендидио, одну из фрейлин Элеоноры д'Эсте, и влюбился в нее. Она стала адресатом его первой серии любовных сонетов, за которой в 1563 году последовала Лаура Пеперара, следующий объект привязанности Тассо. И Лукреция, и Лаура к тому времени стали известными певицами, и какое-то время Тассо, кажется, ухаживал за ними обоими. [ нужна ссылка ]
Франция и Феррара
С 1565 года жизнь Тассо была сосредоточена в замке Феррара, месте многих последующих слав и жестоких страданий. После публикации «Ринальдо» он выразил свои взгляды на эпопею в « Рассуждениях об искусстве поэзии» , что привело его к четкой теории и принесло ему дополнительную известность философского критика. Следующие пять лет, кажется, были самыми счастливыми в жизни Тассо, хотя смерть его отца в 1569 году причинила его нежной натуре глубокую боль. Молодой, красивый, совершенный во всех проявлениях благовоспитанного джентльмена, привыкший к обществу великих и ученых, прославившийся своими опубликованными произведениями в стихах и прозе, он стал кумиром самого блестящего двора Италии. Первые две книги его пятисот с лишним любовных стихов были адресованы Лукреции Бендидио и Лауре Певераре . Принцессы Лукреция и Элеонора д'Эсте , обе незамужние и старше его примерно на десять лет, взяли его под свою защиту. Его допустили к их знакомству. Он во многом был обязан постоянной доброте обеих сестер. В 1570 году он отправился в Париж с кардиналом. [3]
Откровенность речи и некоторая привычная нетактичность вызвали разногласия со своим мирским покровителем. В следующем году он покинул Францию и поступил на службу под началом герцога Альфонсо II Феррарского , брата кардинала. Важнейшими событиями биографии Тассо в течение следующих четырех лет являются завершение «Аминты» в 1573 году и «Иерусалимме Либерата» в 1574 году. «Аминта» — пасторальная драма очень простого сюжета, но изысканного лирического очарования. Оно появилось в тот момент, когда музыка под влиянием таких композиторов, как Палестрина , Монтеверди , Маренцио и других, становилась доминирующим искусством Италии. Медовые мелодии и чувственная меланхолия Аминты точно соответствовали и интерпретировали дух своей эпохи. Его влияние в опере и кантате ощущалось на протяжении двух столетий подряд. [3] Аминта на острове реки По у герцога был свой di delizie впервые напечатана Младшим в Венеции в январе 1581 года . Giardino , , сыгранная придворными , Альдусом Мануцием где была был напечатан на год раньше оригинала, также в Венеции.
Иерусалим доставлен
«Джерусалимме Либерата», или «Освобожденный Иерусалим», занимает большее место в истории европейской литературы и является более значительным произведением. И все же повелительные качества этой эпической поэмы, те, которые раскрыли индивидуальность Тассо и которые позволили ей сразу перейти в ранг классики, любимой народом не меньше, чем деятелями культуры, сродни лирическому изяществу Аминты . [4]
В « Иерусалимме Либерата» , как и в « Ринальдо» , Тассо стремился облагородить итальянский эпический стиль путем сохранения строгого единства сюжета и усиления поэтической дикции. Он выбрал Вергилия в качестве модели, взял в качестве темы первый крестовый поход , вселил религиозный пыл в свою концепцию героя Годфри. Но его естественная склонность была к романтике. [5]
Как и в «Ринальдо» , Тассо украсил «Иерусалимме Либерата» рядом романтических эпизодов, которые оказались более популярными и влиятельными, чем грандиозный размах главной темы. Таким образом, хотя номинальным героем «Иерусалима Либерата» является Годфри Бульонский («Гоффредо»), лидером Первого крестового похода и кульминацией эпоса является взятие священного города. [ нужна ссылка ] Но Гоффредо Тассо, представляющий собой смесь благочестивого Энея Вергилия и тридентского католицизма, не является настоящим героем эпоса. Вместо этого читателя привлекают истории о Руджеро, пылком и страстном Ринальдо, меланхоличном и импульсивном Танкреди, а также о рыцарских сарацинах, с которыми они сталкиваются в любви и на войне. [5]
Действие эпоса вращается вокруг трех историй взаимодействия благородных красивых язычниц и настоящих крестоносцев. Армида , прекрасная ведьма, послана адским сенатом посеять раздор в христианском лагере. Вместо этого она обращается к истинной вере своим поклонением рыцарю-крестоносцу и уходит со сцены с фразой Девы Марии на устах. Ариосто Клоринда, храбрая женщина-воин, носит доспехи, подобные Марфисе , сражается на дуэли со своим преданным возлюбленным и принимает крещение от его рук, умирая. Наконец, Эрминия, безнадежно влюбленная в Танкреди, ищет убежища в пастушьей хижине. [5]
Эти истории приковывают внимание читателя, тогда как сражения, религиозные церемонии, конклавы и военные хитрости кампании менее интересны. Великим изобретением Тассо как художника была поэзия чувств. Сентиментальность, а не сентиментальность придает ценность тому, что бессмертно в Иерусалиме . Это было что-то новое для XVI века, что-то созвучное с растущим чувством женщины и с восходящим музыкальным искусством. Это чувство, утонченное, благородное, естественное, проникнутое меланхолией, изысканно-изящное, трогательно-трогательное, дышит во всех эпизодах «Иерусалиммы » , находит метрическое выражение в томном ритме ее сладкозвучного стиха и поддерживает идеальную жизнь тех соблазнительных героинь, имена которых были известны как бытовые слова всей Европе 17-18 веков. [5]
Эпос был закончен на тридцать первом году жизни Тассо; когда перед ним лежали рукописи, лучшая часть его жизни уже закончилась, его лучшее дело уже было совершено. Вокруг него сразу начали собираться неприятности. Вместо того, чтобы иметь смелость повиноваться своему собственному инстинкту и опубликовать « Иерусалим» в том виде, в каком он его задумал, он уступил чрезмерной скрупулезности, которая составляла черту его параноидального характера. Стихотворение было отправлено в рукописи большому комитету выдающихся литераторов, и Тассо выразил готовность выслушать их критику и принять их предложения, если только он не сможет преобразовать их в свои собственные взгляды. В результате каждый из этих искренних друзей, выражая в целом высокое восхищение эпопеей, делал некоторые возражения в отношении ее сюжета, ее названия, ее морального тона, ее эпизодов или ее дикции в деталях. Хотелось, чтобы это было более классическим; другой хотел больше романтики. Один намекнул, что Инквизиция не потерпит своей сверхъестественной машины; другой потребовал удалить самые очаровательные отрывки из него — любовь к Армида , Клоринда и Эрминия . Тассо пришлось защищаться от всей этой неумелости и педантичности и приспособить свою практику к теориям, которые он опрометчиво высказал. [5]
Критики, избранные Тассо, не были людьми, способными признать то, что общественность с тех пор признала неоспоримым. Они смутно чувствовали, что в скучный и не очень правильный эпос вплетена великая и красивая романтическая поэма. В своем беспокойстве они предлагали все варианты, кроме правильного, который заключался в том, чтобы опубликовать « Иерусалим» без дальнейших споров. [5]
Тассо, уже переутомленный своими ранними исследованиями, увлекательной придворной жизнью и изнурительным литературным трудом, теперь почти сошел с ума от беспокойства. Здоровье начало его подводить. Он жаловался на головную боль, малярийную лихорадку и хотел покинуть Феррару. «Иерусалим » в рукописном виде лежал на полке. Он начал переговоры с двором Флоренции об обмене услугами. Это раздражало герцога Феррары. Альфонсо ненавидел ничего больше, чем видеть, как придворные (особенно знаменитые) покидают его ради конкурирующего герцогства. Более того, Альфонсо был женат на французской принцессе-кальвинистке и поэтому справедливо беспокоился о противодействии наиболее ортодоксальным державам в Италии, сосредоточенным во Флоренции и Риме. [5]
Сложные отношения в суде Феррары
Более того, Альфонсо думал, что, если Тассо отпустят, Медичи получат желанное посвящение этой уже знаменитой эпопеи. Поэтому он терпел юмор поэта и умудрился сделать так, чтобы у последнего не было оправдания для того, чтобы покинуть Феррару. Между тем, в 1575, 1576 и 1577 годах здоровье Тассо ухудшалось. [5]
Ревность побудила придворных клеветать и оскорблять его. Его раздражительный и подозрительный характер, тщеславный и чувствительный к пренебрежению, делал его слишком легкой добычей их недоброжелательности. [5]
В течение 1570-х годов у Тассо развилась мания преследования, которая привела к появлению легенд о беспокойном, полусумасшедшем и непонятом авторе. Его охватили мысли о том, что слуги предали его доверие, вообразили, что на него донесли инквизиции , и ежедневно ожидали, что его отравят. [5] Литературные и политические события, окружавшие его, расстроили его психическое состояние, обострив стресс и социальные проблемы.
Осенью 1576 года Тассо поссорился с феррарским господином Маддало, который слишком откровенно говорил о какой-то однополой любви; в том же году он написал письмо своему другу-гомосексуалисту Луке Скалабрино, в котором рассказал о своей любви к 21-летнему молодому человеку Орацио Ариосто; [6] [а] [7] летом 1577 года он наставил нож на слугу в присутствии Лукреции д'Эсте, герцогини Урбино . За это превышение он был арестован; но герцог отпустил его и отвез сменить обстановку в свою загородную резиденцию на вилле Белригуардо . Что там произошло, неизвестно. Некоторые биографы предполагают, что обнаружилась компрометирующая связь с Леонорой д'Эсте и что Тассо согласился притвориться безумцем, чтобы скрыть свою честь, но этому нет никаких доказательств. Достоверно лишь то, что из Белригуардо он вернулся во францисканский монастырь в Ферраре исключительно с целью позаботиться о своем здоровье. Там страх быть убитым герцогом крепко овладел его разумом. Он сбежал в конце июля, переоделся крестьянином и отправился пешком к своей сестре в Сорренто. [5]
Выводы заключались в том, что у Тассо после начала 1575 года развилось психическое заболевание, которое, не доходя до настоящего безумия, сделало его фантастическим и невыносимым, что стало причиной беспокойства его покровителей. Нет никаких доказательств позднейшего романтического мифа о том, что такое положение вещей было вызвано непреодолимой страстью к Леоноре. Герцог, вопреки своему имиджу тирана, проявил значительную терпимость. Хотя он был жестким и несимпатичным человеком, столь же эгоистичным, как и любой князь его эпохи, к Тассо он никогда не был жестоким; возможно, неразумный, но далеко не тот монстр свирепости, каким его изображали позже. Последующая история его связи с поэтом подтверждает это мнение. [5]
Находясь со своей сестрой в Сорренто, Тассо тосковал по Ферраре. Созданный судом человек не мог свободно дышать вне своего заколдованного круга. Он написал смиренную просьбу, чтобы его забрали обратно. Альфонсо согласился при условии, что Тассо согласится пройти курс лечения от своей меланхолии. Когда он вернулся, что он сделал с готовностью в тех условиях, герцогская семья его хорошо приняла. [5]
Все могло бы пойти хорошо, если бы его старые болезни не ожили. Сцена следовала за сценой раздражительности, капризности, подозрительности, уязвленного тщеславия и вспышек гнева. [5]
В сумасшедшем доме Святой Анны
Летом 1578 года он снова сбежал, путешествуя через Мантую , Падую, Венецию и Урбино- Ломбардию . добрался до ворот Турина В сентябре он пешком и был учтиво принят Эммануэлем Филибертом, герцогом Савойским . Куда бы он ни пошел, странствуя, как отвергнутый гость мира, его встречали с честью, соответствующей его прославленному имени. Великие люди с радостью открыли ему свои дома, отчасти из сострадания, отчасти из восхищения его гением. Но вскоре ему надоело их общество, и его доброта истощилась из-за своей ворчливой раздражительности. Более того, казалось, что жизнь за пределами Феррары была для него невыносима. Соответственно, он еще раз начал переговоры с герцогом; а в феврале 1579 года он снова ступил в замок. [5]
Альфонсо собирался заключить свой третий брак, на этот раз с принцессой дома Мантуи . У него не было детей, и, если у него не будет наследника, существовала вероятность того, что его государство перейдет к Святому Престолу , что в конечном итоге и произошло. Поэтому свадебные торжества, накануне которых прибыл Тассо, не стали поводом для великого ликования пожилого жениха. В безнадежной надежде Альфонсо пришлось жениться на третьей жене; но его сердце не было к этому, и его ожидания были далеки от оптимистических. [5]
Тассо, как всегда озабоченный своими горестями и собственным чувством собственного достоинства, не обращал внимания на беды своего хозяина. Он думал, что ему были отведены комнаты ниже его ранга; герцог был помолвлен. Не проявив обычного терпения и не дав своим старым друзьям презумпцию невиновности, Тассо приступил к открытым оскорблениям, повел себя как сумасшедший и был без церемоний отправлен в сумасшедший дом Святой Анны. Это произошло в марте 1579 года, и там он оставался до июля 1586 года. Долгое терпение герцога Альфонсо наконец лопнуло. Он твердо верил, что Тассо безумен, и чувствовал, что если это так, то святая Анна была для него самым безопасным местом. [8]
После первых нескольких месяцев заключения он получил просторные квартиры, принимал друзей, выезжал за границу в сопровождении знакомых ответственных лиц и имел право свободно переписываться с другими людьми. Письма, написанные святой Анной князьям и городам Италии, чтобы согреть доброжелателей, а также людям с высочайшей репутацией в мире искусства и науки, составляют ценнейший источник информации не только о его тогдашнем состоянии. , но и от его темперамента в целом. Удивительно, что он всегда говорил о герцоге уважительно, даже нежно. Некоторые критики пытались представить, что он лицемерно целовал руку, наказывающую его, с целью освобождения из темницы, но никто из тех, кто беспристрастно рассмотрел весь тон и содержание его посланий, не примет этого мнения. Из них ясно следует, что он страдал серьезным психическим заболеванием и осознавал это. [9]
Тем временем он занимал свой нелегкий досуг обильными сочинениями. К годам заключения в Св. Анне относится масса его прозаических диалогов на философско-этические темы, а это весьма немало. За исключением редких од или сонетов — одни были написаны по просьбе, другие вдохновлены его острым чувством страдания и поэтому пронзительны, он пренебрегал поэзией. В 1580 году он услышал, что часть « Иерусалима» публикуется без его разрешения и без его исправлений. В следующем году поэма была представлена миру целиком, а в последующие шесть месяцев из печати вышло семь изданий. [9]
Узник святой Анны не имел никакого контроля над своими редакторами; и от шедевра, который поставил его на уровень Петрарки и Ариосто, он не получил ни пенни денежной прибыли. Конкурирующий поэт при дворе Феррары взялся пересмотреть и отредактировать свои тексты в 1582 году. Это был Баттиста Гуарини ; и Тассо в своей камере приходилось собирать и исправлять оды и сонеты, стихи о личных чувствах, случайные комплименты, не повышая при этом ни слова. [9]
Несколько лет спустя, в 1585 году, два флорентийских педанта Академии Круска объявили войну Джерусалемме . Они наполнили его оскорблениями, которые теперь кажутся тем, кто читает их брошюры, всего лишь пародиями на критику. И все же Тассо чувствовал себя обязанным ответить; и делал он это с умеренностью и учтивостью, которые доказывают, что он был не только полностью обладателем рассуждений, но и джентльменом с благородными манерами. Этот человек, как и Гамлет , был обезумел из-за того, что плохо приспособился к своим обстоятельствам и своему возрасту; он, несомненно, был больным мозгом; и это является оправданием герцога Феррарского обращения, которому он подвергся. В тюрьме он вел себя жалко, раздражительно, но никогда неблагородно. [9]
То, что осталось, не затронутое болезнью, не подавленное его сознанием ее, проявляло милую и серьезную человечность. Самое странное в его жизни в тюрьме то, что он всегда пытался поставить на придворную службу двух своих племянников, сыновей своей сестры Корнелии. Одного из них он прикрепил к Гульельмо I, герцогу Мантуанскому , другого — к Оттавио Фарнезе, герцогу Пармскому . [9]
Поздние годы
В 1586 году Тассо покинул остров Святой Анны по настоянию Винченцо Гонзаги , принца Мантуи. Он последовал за своим молодым избавителем в город по Минчо , некоторое время наслаждался свободой и куртуазными удовольствиями, наслаждался великолепным приемом в своем отцовском городе Бергамо и переработал свою трагедию 1573 года «Галеальто Ре ди Норвегиа» в классическую драму под названием «Торрисмондо» . Но прошло всего несколько месяцев, прежде чем он почувствовал недовольство. Винченцо Гонзага, унаследовавший от отца герцогство Мантуя, имел мало свободного времени, которое мог уделять поэту. Тассо чувствовал себя забытым. Осенью 1587 года он отправился через Болонью и Лорето в Рим, где поселился у старого друга Сципиона Гонзаги , ныне патриарха Иерусалимского . В следующем году он отправился в Неаполь, где написал несколько религиозных стихотворений, в том числе « Монте Оливето» . В 1589 году он вернулся в Рим и снова поселился у иерусалимского патриарха. Но слуги нашли Тассо невыносимым и выгнали его за дверь. Он заболел и попал в больницу. Патриарх в 1590 г. снова принял его, но беспокойный дух Тассо выгнал его во Флоренцию. Флорентийцы сказали: «Actum est de eo». Еще раз Рим, затем Мантуя, затем Флоренция, затем Рим, затем Неаполь, затем Рим, затем Неаполь — таков утомительный отчет 1590–1594 годов. Он пережил настоящее Одиссея болезни, нищеты и несчастий. Для Тассо все было не так. Хотя дворцы принцев, кардиналов, патриархов и даже пап были всегда открыты для него, он не мог ни в одном из них отдохнуть. [9]
Его здоровье становилось все слабее, а его гений тускнел. В 1592 году он опубликовал переработанную версию «Иерусалима » , «Gerusalemme Conquistata» . Все, что делало стихотворение о его молодости очаровательным, он жестко стёр. Стихотворение стало более педантическим; романтические и волшебные эпизоды были вырезаны; более тяжелые элементы сюжета подверглись скучному риторическому развитию. В том же году пересказ «Бытия» белым стихом под названием «Le Sette Giornate» . свет увидел [9]
Хотя психическое расстройство, физическая слабость и упадок вдохновения, казалось, обрекали Тассо на забвение, надежда воодушевляла его последние годы. Папа Климент VIII взошел на папский престол в 1592 году. Он и его племянник, кардинал Альдобрандини из Сан-Джорджо , были полны решимости подружиться с поэтом. В 1594 году его пригласили в Рим. Там Тассо должен был получить лавровый венец, как был коронован Петрарка на Капитолии. [1]
Измученный болезнью, Тассо в ноябре добрался до Рима. Церемония его коронации была отложена из-за болезни кардинала Альдобрандини. Но папа назначил Тассо пенсию. Кроме того, под давлением папы принц Авеллино (который владел материнским имуществом Тассо) согласился удовлетворить часть своих претензий к Тассо путем выплаты ежегодной стипендии. [10]
Никогда с тех пор, как Тассо покинул Св. Анну, небеса ему так не улыбались. Капитолийские почести и деньги теперь были в его распоряжении. Однако удача пришла слишком поздно. Прежде чем надеть корону поэта-лауреата и получить пенсию, Тассо отправился в монастырь Сант-Онофрио на вершине холма бурным 1 апреля 1595 года. Тассо вышел и объявил настоятелю, что пришел сюда умирать. [10]
Тассо умер в Сант-Онофрио в апреле 1595 года в возрасте 51 года. Последние двадцать лет его существования были практически и художественно неудовлетворительными. [10]
Другие работы
« Рифмы », почти две тысячи текстов в девяти книгах, были написаны между 1567 и 1593 годами под влиянием ( » Петрарки «Канцоньеры « Сборник песен »).
«Галеальто ре ди Норвегия» (1573–1574 гг.) — неоконченная трагедия, позже законченная под новым названием: « Ре Торрисмондо» (1587 г.). Он создан под влиянием трагедий Софокла и Сенеки и рассказывает историю принцессы Альвиды Норвежской , которую насильно выдают замуж за короля готов Торрисмондо, когда она предана своему другу детства, королю Швеции Жермондо .
Dialoghi ( «Диалоги» ), написанные между 1578 и 1594 годами. Эти 28 текстов затрагивают вопросы от морали (любви, добродетели, благородства) до обыденности (маски, игра, куртуазный стиль, красота). Иногда Тассо затрагивает важные темы своего времени, такие как религия против интеллектуальной свободы; Христианство против ислама в Лепанто .
Discorsi del Poema eroico Тассо , изданная в 1594 году, является основным текстом для поэтики . Вероятно, оно было написано в те годы, когда он работал над «Gerusalemme Liberata» .
Психическое заболевание
Болезнь Тассо теперь считается биполярностью . Легенды описывают, как он бродил по улицам Рима полусумасшедший, убежденный, что его преследуют. После длительного заключения в сумасшедшем доме Санта-Анна в Ферраре он смог возобновить писательскую деятельность, хотя так и не выздоровел полностью.
Влияние
- Лирическая поэзия Тассо, возможно, оказала некоторое влияние во Франции позднего Возрождения на Депорта и Ронсара (с которым Тассо встретился в Париже). Это почти наверняка повлияло на ряд английских елизаветинцев, включая сэра Филипа Сиднея , Авраама Фраунса и Сэмюэля Дэниела .
- Клаудио Монтеверди сочинил «Битву Танкреди и Клоринды» на текст «Gerusalemme Liberata» , песнь XII. Он также сочинял музыку для некоторых произведений Тассо «Иней» , особенно мадригалов .
- Джачес де Верт и Карло Джезуальдо Тассо да Веноза положили на музыку многие тексты из «Имея» и «Иерусалимме» .
- Немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете в 1790 году написал пьесу «Торквато Тассо », в которой исследуется борьба художника. Он также написал текст кантаты «Ринальдо», вдохновленный песней XVI « Освобождения Иерусалима» , позже положенной на музыку Иоганнесом Брамсом .
- Джакомо Леопарди написал Dialogo di Torquato Tasso e del suo Genio Familare ( Operette Morali , 1824), прозу о долгом пребывании в Святой Анне. Основная тема - сравнение боли и скуки, выраженное в диалоге между Тассо и «гением», или призраком, который, как говорят, посещал его в его одиночестве.
- Среди многочисленных опер по мотивам «Освобождения Иерусалима» — произведения Люлли , Алессандро Скарлатти , Вивальди , Генделя , Гайдна , Сальери , Керубини , Кристофа Виллибальда Глюка , Россини и Дворжака . Экспериментальная современная опера на эту тему Джудит Вейр переносит сцену в современный Ирак.
- И Эдмунд Спенсер , и Джон Мильтон находились под сильным влиянием работ Тассо.
- Стихотворение лорда Байрона «Плач Тассо» повествует о пребывании Тассо в больнице Святой Анны.
- Итальянский композитор Гаэтано Доницетти написал оперу на тему Торквато Тассо некоторые произведения поэта (1833) и включил в либретто .
- Фелиции Хеманс В стихотворении «Коронация Тассо» рассказывается о смерти поэта непосредственно перед его предполагаемой коронацией.
- Летиция Элизабет Лэндон опубликовала свое стихотворение « Последнее интервью Тассо с принцессой Леонорой как метрический фрагмент» в 1826 году.
- Ференц Лист сочинил симфоническую поэму « Тассо, Ламенто и Трионфо » в ознаменование столетия со дня рождения Гете.
- Художников, вдохновленных « Освобожденным Иерусалимом» и «Аминтой», было легион, среди них Тинторетто , Карраччи , Гверчино , Пьетро да Кортона , Доменикино , Чиголи , Ван Дейк , Пуссен , Клод Лоррен , Тьеполо , Буше , Фрагонар , Иоганн Фридрих Овербек , Айез и Делакруа .
английские переводы
В эпоху Возрождения первый (неполный) перевод « Освобожденного Иерусалима» был сделан Ричардом Кэрью (1594 г.). Полная версия Эдварда Фэйрфакса появилась под названием «Годфри Бульонский» в 1600 году. [11] Джона Хула Версия в героических куплетах последовала в 1772 году, а версия Джереми Холмса Виффена (в спенсеровских строфах) — в 1821 году. [12] Было несколько версий 20-го и 21-го веков, в том числе Энтони Эсолена (2000) и Макса Виккерта , опубликованных под названием «Освобождение Иерусалима» издательством Oxford University Press (2009). Аминта , [13] также его ранние любовные стихи, « Любовные стихи для Лукреции Бендидио» , изд. и транс. Макс Викерт. Нью-Йорк: Italica Press, 2011, [14] и «Рифмы о любви» , изд. М.Х. и С. Акочелла, пер. Мария Пасторе Пассаро (Оттава: Легас, 2011). Несколько «Диалогов», «Торрисмондо» и некоторые поздние религиозные произведения также были изданы на английском языке.
Наследие
Тассо отмечен памятниками в Бергамо и Сорренто. Улицы, названные в его честь, есть практически в каждом крупном итальянском городе, особенно в Бергамо , Позиллипо (Неаполь), Риме, Турине , Палермо и Катании , а также в Париже и Пало-Альто , Калифорния.
См. также
Примечания
- ^ "Я люблю его, и готова любить его несколько месяцев, потому что впечатление этой любви в моей душе слишком сильно, и невозможно стереть его за несколько дней... Я называю свое чувство" «любовь», а не просто привязанность, потому что ведь это и есть любовь, я не сознавал этого раньше, потому что я еще не чувствовал внутри себя ни одного из тех сексуальных аппетитов, которые любовь обыкновенно пробуждает, даже когда мы вместе лежали в постели. Но теперь я отчетливо осознаю, что я был и остаюсь не другом, а вполне честным любовником, потому что чувствую ужасную боль не только потому, что он не отвечает на мою любовь, но и потому, что я не могу с ним поговорить. ему с той свободой, к которой я привык, и находиться вдали от него мне очень больно». Джованнаи Далл'Орто: Торквато Тассо
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саймондс 1911 , стр. 445–446.
- ^ Солерти, А. (1895). Жизнь Торквато Тассо . Турин.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Саймондс 1911 , с. 443.
- ^ Саймондс 1911 , стр. 443–444.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Саймондс 1911 , с. 444.
- ^ Роберт Олдрич, Гарри Уотерспун. Кто есть кто в истории геев и лесбиянок , 2013.
- ^ Анджело Солерти. Жизнь Торквато Тассо , Лешер, Турин-Рим, 1895 г., том. 1, стр. 247–250
- ^ Саймондс 1911 , стр. 444–445.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Саймондс 1911 , с. 445.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Саймондс 1911 , с. 446.
- ^ Тассо, Т., Фэрфакс, Э. (1818). Годфри Буллуанский; или «Восстановление Иерусалима»: исполнено английскими героическими стихами на основе итальянского Тассо . 5-е изд., перепечатано с оригинального фолианта 1600 г. Лондон: Напечатано для Эдвардса и Книбба.
- ^ Тассо, Т., Виффен, Дж. Холмс. (1826). Иерусалим доставлен . 2-е изд. Лондон: Джон Мюррей.
- ^ «Аминта: Пасторальная пьеса» , пер. и изд. Чарльз Джерниган и Ирен Маркеджиани Джонс. Нью-Йорк: Italica Press, 2000.
- ^ " [1]
Источники
- свободном доступе : Саймондс, Джон Аддингтон (1911). « Тассо, Торквато ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 443–446. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Луиджи Уголини , Поэт Сорренто: Торквато Тассо (Поэт Сорренто), Società Editrice Internazionale, 1995.
- Питер Брэнд, Чарльз Питер Брэнд, Лино Пертиле, Кембриджская история итальянской литературы , издательство Кембриджского университета, 1999, ISBN 978-0-521-66622-0 .
Внешние ссылки
- Цитаты, связанные с Торквато Тассо , в Wikiquote
- СМИ, связанные с Торквато Тассо, на Викискладе?
- Работы Торквато Тассо или о нем в Wikisource
- Работы Торквато Тассо в Project Gutenberg
- Работы Торквато Тассо или о нем в Internet Archive
- Работы Торквато Тассо в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- проекта Гутенберга Электронный текст «Освобождение Иерусалима» (перевод Эдварда Фэйрфакса)
- Электронный текст проекта Гутенберг Торквато Тассо Гете (на немецком языке)
- http://www.museodeitasso.com/
- http://www.sorrentoweb.com/uk/personages/index.htm
- Торквато Тассо – Беседы о поэтическом искусстве и в частности о героической поэме (итальянский)
- Querelle: Torquato Tasso – Querelle.ca – это веб-сайт, посвященный произведениям авторов, вносящих вклад в женскую сторону querelle des femmes .
- Торквато Тассо
- 1544 рождения
- 1595 смертей
- Люди из столичного города Неаполя
- Люди из Сорренто
- Итальянские поэты-мужчины
- Католические поэты
- Итальянские ЛГБТ XVI века
- Крестовая литература
- Итальянские поэты ЛГБТ
- Сонетисты
- Итальянские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Семья Тассис
- Итальянские католики
- ЛГБТ-католики
- Люди с расстройствами настроения
- Писатели эпохи Возрождения